Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ В ПОСТПАНДЕМИЙНЫЙ ПЕРИОД'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ В ПОСТПАНДЕМИЙНЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОСТПАНДЕМИЙНЫЙ ПЕРИОД / ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ФГОС / САМООЦЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трубина Зоя Игоревна

В статье представлен анализ профессиональных установок будущих учителей в постпандемийный период. В настоящее время вузовские преподаватели проделывают значительную работу по укреплению доверия к выбранной профессии у тех студентов, которые в течение последних двух лет в основном проходили педагогическую практику онлайн. Автор определяет стратегии обучения, которые необходимо заложить в рабочую программу по теории и методике обучения отдельным предметам, помогающие удержать студентов педагогических вузов в профессии. В статье представлен авторский опрос для измерения самооценки студентов по пяти аспектам преподавания и для понимания их потребностей с целью подготовки их к постоянно меняющимся и развивающимся условиям работы с учащимися. Целью опроса было определение самооценки участников, требования которых были объединены в качестве наиболее распространенных причин ухода из профессии: организация урока по ФГОС, управление классом (поддержание дисциплины на уроке), работа с детьми с особыми потребностями, работа с родителями и общение с ними, профессиональные требования. В заключении даны рекомендации по включению ряда аспектов в систему организации педагогической практики для минимизации растущих проблем и снижения уровня ухода молодых учителей из профессии. Решение этих проблем возможно в рамках курса теории и методики преподавания отдельных учебных предметов. В статье обосновывается необходимость введения специального курса, направленного на преподавание дисциплин учащимся с особыми потребностями. Обязательны в решении этого вопроса и помощь учителей-наставников, и узких специалистов с медицинским образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трубина Зоя Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER EDUCATION IN THE POST-PANDEMIC PERIOD

The paper presents an analysis of the professional attitudes of future teachers in the post-pandemic period. Currently, university teachers are working a lot to strengthen the confidence in the chosen profession among those students who have mostly had student teaching online for the past two years. The author defines the strategies that need to be incorporated into the teacher preparation program on the teaching theory and methodology of different subjects, helping to keep students of pedagogical universities in the profession. The paper presents an author's survey to measure students' self-assessment on five aspects of teaching and to understand their needs to prepare them for the constantly changing and evolving working conditions. The purpose of the survey was to determine the participants' self-assessment, the requirements of which were combined as the most common reasons for leaving the profession: organization of the lesson according to the Federal State Educational Standard, class management, working with children with special needs, working with parents and communicating with them, professional requirements. In conclusion, recommendations focused on the inclusion of a number of aspects in the system of organizing student teaching to minimize growing problems and reduce the level of young teachers’ leaving the profession are given. The solution of these problems is possible within the course of teaching theory and methodology of different subjects. The paper substantiates the need to introduce a special course aimed at teaching disciplines to children with special needs. The help of teachers-mentors and narrow specialists with medical education is also mandatory in solving this issue.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ В ПОСТПАНДЕМИЙНЫЙ ПЕРИОД»

компьютерной техники;

- создание возможностей для постоянного роста квалификации и переобучения в независимости от места проживания, времени и возраста;

- организация посредством активного применения компьютерных коммуникаций на локальном, региональном или государственном уровнях общей информационной среды образовательного назначения.

Выводы. Подход на основе компетенций вносит в процесс обучения много нового, прежде всего с позиции обязательного анализа и изменения содержательной части образования, его структуры, переосмысления и создания новых форм и методик обучения. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения значительно повышает его качество и эффективность. Анализ опыта использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе показывает достижение положительных результатов, полученных организацией занятий путем разумного сочетания индивидуального и группового обучения, перестройки характера взаимодействия преподавателя и обучающегося, возможности применения проблемно-ориентированного, личностно-деятельностного и проектного подходов в обучении. Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении дают толчок к развитию новых передовых технологий в сфере образования посредством реализации индивидуальных запросов обучающихся, постоянном развитии личности и повышении уровня доступности получения необходимой квалификации в выбранной области деятельности.

Литература:

1. Кислякова, О.П. Компетентностно ориентированный подход в проектировании технологий обучения / О.П. Кислякова, И.Ф. Афанасьева // European Social Journal. - 2018. - № 10. - С. 402-405.

2. Роберт, И.В. Современные информационные технологии: дидактические проблемы; перспективы использования / И.В. Роберт. - М.: ИИО РАО, 2010. - 140 с.

3. Тихонов, Ю.А. Информатизация высшего образования в соответствии с требованиями нового информационного общества / Е.А. Крайнова, С.В. Снадченко // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. Сборник научных трудов. - 2020. - № 66(3). - С. 288-291.

4. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

Педагогика

УДК 378.147.88

кандидат педагогических наук, доцент Трубина Зоя Игоревна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ В ПОСТПАНДЕМИЙНЫЙ ПЕРИОД

Аннотация. В статье представлен анализ профессиональных установок будущих учителей в постпандемийный период. В настоящее время вузовские преподаватели проделывают значительную работу по укреплению доверия к выбранной профессии у тех студентов, которые в течение последних двух лет в основном проходили педагогическую практику онлайн. Автор определяет стратегии обучения, которые необходимо заложить в рабочую программу по теории и методике обучения отдельным предметам, помогающие удержать студентов педагогических вузов в профессии. В статье представлен авторский опрос для измерения самооценки студентов по пяти аспектам преподавания и для понимания их потребностей с целью подготовки их к постоянно меняющимся и развивающимся условиям работы с учащимися. Целью опроса было определение самооценки участников, требования которых были объединены в качестве наиболее распространенных причин ухода из профессии: организация урока по ФГОС, управление классом (поддержание дисциплины на уроке), работа с детьми с особыми потребностями, работа с родителями и общение с ними, профессиональные требования. В заключении даны рекомендации по включению ряда аспектов в систему организации педагогической практики для минимизации растущих проблем и снижения уровня ухода молодых учителей из профессии. Решение этих проблем возможно в рамках курса теории и методики преподавания отдельных учебных предметов. В статье обосновывается необходимость введения специального курса, направленного на преподавание дисциплин учащимся с особыми потребностями. Обязательны в решении этого вопроса и помощь учителей-наставников, и узких специалистов с медицинским образованием.

Ключевые слова: педагогическое образование, постпандемийный период, теория и методика обучения отдельным предметам, педагогическая практика, ФГОС, самооценка.

Annotation. The paper presents an analysis of the professional attitudes of future teachers in the post-pandemic period. Currently, university teachers are working a lot to strengthen the confidence in the chosen profession among those students who have mostly had student teaching online for the past two years. The author defines the strategies that need to be incorporated into the teacher preparation program on the teaching theory and methodology of different subjects, helping to keep students of pedagogical universities in the profession. The paper presents an author's survey to measure students' self-assessment on five aspects of teaching and to understand their needs to prepare them for the constantly changing and evolving working conditions. The purpose of the survey was to determine the participants' self-assessment, the requirements of which were combined as the most common reasons for leaving the profession: organization of the lesson according to the Federal State Educational Standard, class management, working with children with special needs, working with parents and communicating with them, professional requirements. In conclusion, recommendations focused on the inclusion of a number of aspects in the system of organizing student teaching to minimize growing problems and reduce the level of young teachers' leaving the profession are given. The solution of these problems is possible within the course of teaching theory and methodology of different subjects. The paper substantiates the need to introduce a special course aimed at teaching disciplines to children with special needs. The help of teachers-mentors and narrow specialists with medical education is also mandatory in solving this issue.

Key words: teacher education, post-pandemic period, teaching theory and methodology of different subjects, student teaching, Federal State Educational Standard, self-assessment.

Введение. За последние два года профессиональный педагогический энтузиазм будущих учителей подвергся значительным испытаниям. Это и последствия пандемии, и озабоченность, вызываемая обеспечением ковидных ограничений для детей в классе, и создание рабочих программ по требованиям обновленных ФГОС.

Негативные тенденции в области образования проявляются в показателях ухода учителей из профессии, усилиях по сохранению штата сотрудников в образовательных учреждениях и восприятии педагогической профессии в обществе. Кроме того, опасения по поводу эффективности школьного обучения усугубляются обеспокоенностью результатами сдачи ОГЭ и ЕГЭ, сохранением подобного вида экзаменационных испытаний в России, проблемами, связанными со здоровьем учителей и обучающихся в связи с пандемией Covid-19 и другими заболеваниями, и общественным восприятием учительского труда после года или более онлайн-обучения. Все эти факторы привели к значительному сокращению преподавательского состава в школах. Так, по данным газеты «Коммерсантъ» в 2019 году в России на 1 тыс. школьников приходилось 80 учителей, а к 2023 году их станет 78 [1].

Целью данного исследования является анализ профессиональных установок будущих учителей в постпандемийный период, и определение стратегий обучения, которые необходимо заложить в рабочую программу по теории и методике обучения отдельным предметам, помогающих удержать студентов педагогических вузов в профессии. Нами был разработан опрос для измерения самооценки студентов по пяти аспектам преподавания и для понимания их потребностей с целью подготовки их к постоянно меняющимся и развивающимся условиям работы с учащимися.

Изложение основного материала статьи. Вопросами, касающимися причин профессиональных трудностей, с которыми сталкиваются учителя и, как следствие, ухода учителей из профессии занимаются не только в России, но и за рубежом.

Тай и О'Брайен (2002) [12] исследовали указанную проблему, и их перечень причин состоял из негативного отношение студентов к профессии в целом, плохих условий труда, отсутствия самостоятельности в принятии решений, а также нехватки ресурсов для занятий и профессионального развития. В американских исследованиях выделяются проблемы с набором студентов на педагогические специальности (Wilson 2011[13]; Tye & O'Brien, 2002 [12]; Sainato, 2021 [10]), которые способствуют нехватке учителей в будущем, другие выявили такие проблемы, как отсутствие уважения к профессии, что повысило процент ухода из нее (Ingersoll, Merrill & Stuckey, 2014 [7]).

В нашей стране Марк Поташник еще глубже проанализировал данные причины. Его список оказался гораздо обширнее. Он отмечает, что низкая зарплата, как это ни покажется странным, для многих учителей является хоть и очень существенной, но не главной причиной. Причинами ухода из школы являются:

- плохая профессиональная подготовка будущих учителей в университетах. Ученый приводит вопиющие факты: молодые специалисты ничего не знают о ФГОС, не знакомы с законом об образовании, понятия не имеют об особенностях обучения детей с ОВЗ в условиях массовой школы, и прочее;

- невыносимая, превосходящая физические и все другие возможности человека, перегрузка. Необходимость изучения большого объёма учебного материала в очень сжатые сроки, постоянное ожидание ВПР, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, дежурство на переменах, в столовой, наблюдение за детьми, чтобы не убились, не подрались, отсутствие даже пятиминутного отдыха между уроками, ежедневное заполнение электронного и бумажного журналов, подготовка справок, списков, отчётности приводят к быстрому профессиональному выгоранию;

- незащищённость учителя перед хамством, наглостью родителей [4].

В другом исследовании изучался интерес студентов старших курсов к получению профессии. Было обнаружено, что интерес к преподаванию имеет устойчивую тенденцию к снижению [3].

Но уже в 2021 году по сравнению с приемной кампанией 2020 года на 2,2% увеличилось количество мест приема, но повысился и конкурс в федеральные педагогические вузы. Ситуацию это, однако, не меняет. Три года назад Ольга Васильева, занимавшая тогда пост министра просвещения России, прогнозировала, что к 2029 году нехватка учителей в стране составит почти 189 тыс. человек. Однако в Центре экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС уже существующий кадровый голод в российских школах оценивают в 250 тыс. учителей [2].

Сегодня вузовским преподавателям предстоит проделать значительную работу по укреплению доверия к выбранной профессии у тех студентов, которые в течение последних двух лет в основном проходили педагогическую практику онлайн. Программы практик, которые традиционно полагаются на прохождение в школах/летних загородных лагерях, особенно пострадали из-за исключительной зависимости от перехода в дистанционный формат обучения. Со стороны нашего вуза пришлось приложить немало усилий, чтобы сотрудничающие с нами школы, приняли на практику студентов в столь непростое для всех время, и дали возможность проводить уроки и внеклассные мероприятия в онлайн-формате. Сегодня в школу пошли работать выпускники, у которых был минимальный опыт работы в школе из-за пандемии Covid-19.

Мы изучили отношение студентов (39 человек), вынужденных учиться дистанционно, к образовательному процессу. Отвечая на вопросы, касающиеся их обучения, около 10% согласились с улучшением качества обучения, в то время как примерно 81% не согласились с этим утверждением. На вопрос, помогло ли им дистанционное обучение развить уверенность в знании предмета, около 12% участников ответили утвердительно, в то время как 71% ответили отрицательно.

Педагогическое образование сегодня сопряжено с проблемами, с которыми будущие учителя должны уметь справляться. В условиях, когда абитуриенты не слишком охотно выбирают педагогические специальности, и усиливаются тенеденции ухода из школы молодых учителей, крайне важно, чтобы студенты покидали университет с широким спектром умений и навыков, чтобы быть лучше подготовленными работе в постоянно меняющихся эпидемиологических условиях. Сегодня будущие учителя сталкиваются с большим количеством вопросов, чем их предшественники.

В нашем исследовании участвовали четыре группы студентов, обучающихся по направлению Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) на различных факультетах. Участие было добровольным и анонимным. Выборка состояла из 39 студентов 3 и 4 курсов в возрасте 20-22 лет. Целью опроса было определение самооценки участников в пяти аспектах преподавания, требования которых мы объединили в качестве наиболее распространенных причин ухода из профессии: организация урока по ФГОС, управление классом (поддержание дисциплины на уроке), работа с детьми с особыми потребностями, работа с родителями и общение с ними, профессиональные требования.

Участникам были предоставлены письменные инструкции: «Пожалуйста, оцените следующие области компетенций учителя с точки зрения вашей самооценки. Оценка «1» будет означать, что у вас низкая самооценка, а оценка «10» будет указывать на самый высокий уровень самооценки преодоления возможных трудностей в профессии».

Результаты опроса продемонстрировали широкий спектр самооценки (таблица 1). Описательная статистика подчеркивает сильные и слабые стороны участников в отношении аспектов преподавания, измеренных в ходе опроса. Самооценка преодоления возможного затруднения была самой низкой при работе с детьми с особыми потребностями, а также при работе с родителями и общении с ними. Связь между этими двумя пунктами заключается в партнерских отношениях между школой и домом. Работа с детьми с особыми потребностями требует, чтобы родители и опекуны были партнерами вместе с учителями с самого начала и на протяжении всего процесса обучения. Также необходимым в работе с детьми с особыми потребностями является развитие сотрудничества между специалистами в области образования. Похожее мнение высказывали студенты при обсуждении вопроса с открытым ответом: «Как вы думаете, изменились ли проблемы

учителей за последние два года? Если да, то как?». 23 участника обсуждения указали на связь между проблемами педагогов и участием родителей в жизни класса, оказывающих большее давление на учителей, имеющих другие ценности, и ожидающих слишком многого от учителей. Кроме того, некоторые участники опроса высказали следующую точку зрения о родителях: «Они думают, что мы им обязаны».

Пункт, в котором будущие учителя продемонстрировали самый высокий уровень самооценки преодоления затруднения, - это требования профессии, которые, возможно, значат для обучающихся лишь соблюдение сроков сдачи различных отчетов, контроль посещаемости и систематической оценки успеваемости в классе.

Таблица 1

Статистика самооценки студентов выпускных курсов по аспектам преподавания

Аспекты Средний балл

1. Организация урока по ФГОС. 7,9

2. Управление классом (поддержание дисциплины на уроке). 7,2

3. Работа с детьми с особыми потребностями. 9,8

4. Работа с родителями и общение с ними. 8,7

5. Профессиональные требования. 4,6

При обсуждении вопроса с открытым ответом в восемнадцати ответах упоминалось планирование урока для детей с разным уровнем знаний, предполагая, что эта проблема усугубляется потерей знаний, когда учащиеся не посещают школу в пандемию. Участники также отметили, что работа в полностью инклюзивном классе была бы более сложной и приводила к «большему количеству времени, необходимому для планирования урока».

Одиннадцать студентов полагали, что сегодня учителя изо всех сил стараются идти в ногу с современными технологиями обучения, решая эту проблему с помощью социальных сетей.

Семнадцать студентов указали, что последние два года негативно повлияли на поведение самих будущих учителей. В частности, отсутствие социальных связей (имеются в виду контакты с одногруппниками) и проблемы с мотивацией, возникающие в результате посещения учащимися онлайн-занятий, негативно повлияли на желание заниматься по выбранной специальности.

Принимая во внимание результаты опроса, отметим, что программы подготовки будущих учителей сегодня должны быть направлены на повышение их самооценки во многих аспектах преподавания, особенно в работе с детьми с особыми потребностями, выстраивании позитивных отношений сотрудничества между родителями и учителями и обеспечении более качественной подготовки к требованиям проведения современного урока по новым образовательным стандартам. В 2022/2023 учебном году эта подготовка приобретает новое значение, поскольку программы методической подготовки учителей должны предусматривать защиту от профессионального выгорания.

Именно поэтому в отчет по практике на выпускающих кафедрах по всем направлениям подготовки были утверждены задания, направленные на фокусирование внимания будущих учителей на саморефлексию, умение организовывать психолого-педагогические исследования/измерения классного коллектива и отдельных учащихся, задания, касающиеся самоанализа проведенных уроков (идея Slade и др. [11]) и трудностей профессиональной деятельности, а также разработку технологических карт уроков, учитывающих интересы детей с особыми образовательными потребностями. Кроме того, реализуя на практике идеи проекта «Учитель из будущего» [5], направленного на повышение уровня практической ориентированности студентов-будущих учителей, большое внимание на педагогической практике уделяется разработке авторских педагогических средств обучения под руководством учителей. В этом видится развитие системы педагогического наставничества. Подобные дидактические материалы необходимы для эффективного проведения уроков или занятий внеурочной деятельностью, большего разнообразия формата проведения занятий, обеспечения качественного контента для восприятия материала детьми. В постпандемийный период студенты проявляют особенную готовность к использованию современных технологий для создания образовательных ресурсов. Соединить педагога, нуждающегося в новых образовательных ресурсах, и команды студентов - важная составляющая идеи по разработке новых образовательных ресурсов для системы общего образования. Именно концепция создания института наставничества, позитивного сотрудничества опытных учителей и тех, кто только вчера пришел в школу, формирование умения налаживать это сотрудничество является профессиональной обязанностью любого практикующего учителя. Для участия в «Учителе из будущего» команды представляют один образовательный проект, реализация которого приводит к созданию нового средства обучения - готового образовательного решения. Участие в проекте возможно осуществить в гибридном формате (очно с применением дистанционных технологий).

Исследования американских ученых также подтверждают, что студенты согласны с тем, что работа с детьми с ОВЗ -это одна из областей, в которых они чувствуют пробелы в знаниях [8] из-за нехватки практического опыта работы с различными группами детей.

Измерение, связанное со вторым по величине средним показателем самооценки, было связано с работой с родителями и общением с ними. Работа с семьями является важным компонентом образования и за рубежом [14]. В России немало делается для решения данной проблемы. Президент РФ В.В. Путин предложил изгнать из образовательного законодательства, за исключением финансовых документов, понятие так называемых «образовательных услуг», также ведется работа по повышению статуса педагога. Президент заявил, что принципы оплаты педагогического труда будут пересмотрены [6].

Будущие учителя надеются, что наше государство сегодня на деле осуществляет политику, защищающую психическое и эмоциональное благополучие тех, кто занимается образованием.

Два аспекта: организация урока по ФГОС и управление классом получили практически одинаковые оценки, причем будущие учителя показали более высокий уровень самооценки в этих аспектах, чем в работе с детьми с особыми потребностями в классе и работе с родителями и общении с ними. Одна из возможностей для повышения уверенности студентов заключается в разработке технологических карт уроков, которые включают работу с детьми с выявленными особыми потребностями.

Группа опрашиваемых студентов указала, что они рассматривают обязательство ежедневно готовиться к преподаванию своего предмета как нечто отличное от общения с родителями и работы с детьми с особыми потребностями. Они подчеркнули, что одно из них является ежедневным обязательством, а другое - эпизодическим.

Возникает вопрос: почему будущие учителя отделяют работу с родителями от ежедневной подготовки? Ответ кроется в рабочих программах по теории и методике преподавания отдельных предметов, нацеленных только на формирование преподавательской компетентности для работы в обычных классах средних общеобразовательных школ.

Опрос молодых педагогов, проработавших год или несколько лет после окончания педагогического вуза показал, что они связывают свой уход из профессии не с недостатком знаний по предмету и недостаточной методической подготовкой, а именно с лакунами в содержании этой дисциплины - неумением выстраивать эффективное взаимодействие с родителями и работать с детьми с особыми потребностями, а также отсутствием самостоятельности в принятии педагогических решений. Подобные тенденции можно заметить и в исследованиях американских методистов, например Сайнато (2021) [10].

Выводы. Основываясь на полученных в ходе опросов результатах, становится очевидно, что необходимо смещение акцента в отношении стратегий в преподавании теории и методики обучения. Нам представляется необходимым ввести в теорию и методику обучения отдельным предметам специального курса, направленного на преподавание дисциплин учащимся с особыми потребностями. Обязательны в решении этого вопроса и помощь учителей-наставников, и узких специалистов с медицинским образованием [9].

В сегодняшнее критическое время для работников сферы образования необходимы согласованные усилия по удержанию молодых учителей в школе и замедлению темпов ухода учителей-практиков. Крайне важно, чтобы программы в срочном порядке пересматривали те области, в которых студенты самостоятельно идентифицируют недостаток знаний, навыков, умений и уверенности в себе.

Стратегии обучения, которые необходимо заложить в рабочей программе по теории и методике обучения, должны включать ролевые игры, тематические исследования, учебные кейсы, проблемное обучение и другие интерактивные методы, позволяющие студентам исследовать свое восприятие школьной действительности и обсуждать его со своими одногруппниками. Так они смогут услышать, как объяснение какой-либо проблемы «звучит» для других, и научатся активно прислушиваться к доводам, высказанным специалистами, родителями или коллегами. Создавая ответ на различного рода вызовы профессии, будущие учителя рассмотрят настроения и проблемы, которые практикующие учителя называли причинами ухода из сферы образования.

Литература:

1. Васильева, A. Вычитательная работа / А. Васильева, М. Литвинова // Коммерсантъ. - 2020. - № 201 (6922). - URL: https://www.kommersant.ru/doc/4557441 (дата обращения 7.06.2022).

2. Костенко, Я. В российских школах не хватает учителей: как восполнить дефицит / Я. Костенко // Газета.ги. - 2021. -15 июля. - URL: https://www.gazeta.ru/social/2021/07/14/13733882.shtml (дата обращения 15.06.2022).

3. Пономарева, Т.М. Диагностика интереса студентов к педагогической профессии и возможности его развития средствами заданий для самостоятельной работы / Т.М. Пономарева, О.В. Чукаев, Е.Ю. Алексеева // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 5. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29162 (дата обращения: 27.06.2022).

4. Поташник, М.М. Почему учителя уходят из школы / М.М. Поташник // Народное образование. - 2019. - № 6. -С. 93-101.

5. Разработка, апробация и внедрение образовательных решений в деятельность школ как инструмент повышения практикоориентированности студентов - будущих учителей: методическое пособие / П.М. Горев, Е.В. Сунцова,

B.В. Утёмов. - Киров: Изд-во МЦИТО, 2022. - 146 с. - 1 CD-ROM.

6. Смолин, О. Чем обернется Год педагога? / О. Смолин // Вести образования. - 2021. - 27 авг. - URL: https://vogazeta.ru/articles/2021/8/27/edpolitics/17870-chem_obernyotsya_god_pedagoga (дата обращения 3.06.2022).

7. Ingersoll, R. Seven trends: the transformation of the teaching force, updated April 2014. CPRE Report (#RR-80) / R. Ingersoll, L. Merrill, D. Stuckey. - Philadelphia: Consortium for Policy Research in Education, University of Pennsylvania, 2014. - Pp. 19-22.

8. Kumar, R. Preservice teachers' attitudes and beliefs toward student diversity and proposed instructional practices / R. Kumar, L. Hamer // Journal of Teacher Education. - 2012. - № 64(2). - Pp. 162-177.

9. Prado, H.P. del. The impact of Pds Partnerships in challenging times / H.P. del Prado, K. Garas-York. - Charlotte, NC: Information Age Publishing, Inc., 2020. - 233 p.

10. Sainato, M. Exhausted and underpaid: teachers across the US are leaving their jobs in numbers / M. Sainato // Guardian. -2021. - October 4. - URL: https://www.theguardian.com/world/2021/oct/04/teachers-quitting-jobs-covid-record-numbers (дата обращения: 29.06.2022).

11. Slade, M.L. The impact of reflective practice on teacher candidates' learning / M.L. Slade, T. Burnham, S.M. Catalana, T. Waters // International Journal for the Scholarship of Teaching and Learning. - 2019. - № 13(2). - URL: https://doi.org/10.20429/ijsotl.2019.130215 (дата обращения 3.06.2022).

12. Tye, B.B. Why are experienced teachers leaving the profession? / B.B.Tye, L. O'Brien // Phi Delta Kappan. - 2002. -№ 84(1). - Pp. 24-32.

13. Wilson, S.M. How can we improve teacher quality? / S.M. Wilson // Phi Delta Kappan. - 2011. - № 93(2). - Pp. 64-67.

14. Zulauf-McCurdy, C.A. A qualitative examination of the parent-teacher relationship and early childhood expulsion /

C.A. Zulauf-McCurdy, K.M. Zinsser // Infants & Young Children. - 2022. - №35(1). - Pp. 20-39.

Педагогика

УДК 378

преподаватель кафедры физической подготовки, лейтенант полиции Тхагалегов Азамат Арсенович

Северо-Кавказский Институт повышения квалификации филиал Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик); старший преподаватель кафедры физической подготовки, майор полиции Крымшокалов Ашамаз Заурович

Северо-Кавказский Институт повышения квалификации филиал Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

ОБУЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ ОВД НАВЫКАМ НАНЕСЕНИЯ УПРЕЖДАЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ЗАЩИТЕ ОТ

УДАРОВ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ

Аннотация. Чтобы избежать ущерба для своего здоровья и жизни сотрудники должны владеть умениями и навыками выполнения упреждающих действий при защите от ударов правонарушителя. Достижению это способствует формирование в процессе физической подготовки у сотрудников ОВД умений и навыков выполнения: ударов и защит от них, освобождения от захватов и обхватов, защитных действий от ударов ножом (тяжелым предметом), действий при угрозе оружием, попытки обезоружить. Анализ правоохранительной деятельности показывает, что успеху профессиональной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.