ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ к РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
УДК/UDC 378.1
Поступила в редакцию 28.01.2020 г.
О.А. Макарова1 Н.Г. Гайфуллина1
Кандидат педагогических наук, доцент Е.Е. Мерзон1
1 Елабужский институт Казанского федерального университета, Елабуга
PSYCHOLOGICAL READINESS FOR INCLUSIVE PRACTICES BY FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHERS IN COMPREHENSIVE SCHOOLS
O.A. Makarova1 N.G. Gayfullina1
PhD, Associate Professor E.E. Merzon1
1 Elabuga Institute of Kazan Federal University, Elabuga
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Цель исследования - выявление психологической готовности к реализации инклюзивной практики в общеобразовательных школах будущими учителями физической культуры.
Методика и организация исследования. В работе приняло участие 73 студента, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование», по профилю «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности» (студенты 2-3-го курсов - 42 человека; студенты 4-5-го курсов - 31 респондент). Испытуемым были предложены анкета и методика, содержащая профессиональные задачи по инклюзивному образованию. Результаты исследования и выводы. Студенты младших курсов психологически готовы к работе в инклюзивных образовательных учреждениях и оказанию помощи детям с особыми потребностями в большей степени, чем старшекурсники. Это может быть связано с большей осведомленностью студентов 4-5-го курсов о сложностях в обучении особых детей и, как следствие, неуверенностью в своей профессиональной компетентности. Решая профессиональные задачи, все студенты демонстрируют на высоком уровне их понимание, но плохо ориентируются в способах ее решения, их представлении, не готовы разрабатывать план самообразования в области инклюзии. Для повышения психологической готовности будущих учителей физической культуры к инклюзии необходимо обучить их методикам преподавания предмета с учетом нозологии ребенка.
Ключевые слова: психологическая готовность, инклюзивное образование, инклюзия, учитель физической культуры.
Annotation
Objective of the study was to identify the psychological readiness of future physical education teachers for the implementation of inclusive practices at comprehensive school.
Methods and structure of the study. The study involved 73 students majoring in Pedagogical Education (Physical Culture and Life Safety profile), including 42 2nd-3rd-year students and 31 4th-5th-year students. The subjects were surveyed by questionnaire and methodology containing professional inclusive education tasks.
Results and conclusions. The junior students were more psychologically ready to work at inclusive education institutions and assist children with special needs as opposed to the undergraduates. This may be due to the greater awareness of the 4th-5th-year students of the difficulties in teaching children with special needs and the resulting lack of confidence in their professional competence. While solving professional tasks, all students demonstrated understanding at a high level, but were poorly oriented in the problem techniques, their presentation, were not ready to develop a self-training plan in the field of inclusion. To increase the level of psychological readiness of future physical education teachers for inclusion, it is necessary to train them in the teaching methods according to the children's nosology.
Keywords: psychological readiness, inclusive education, inclusion, physical education teacher.
□ и
£ г. CL
4—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
Введение. Инклюзивное образование сегодня - альтернатива специальному. И готовность к инклюзии у педагогов необходимо формировать уже на этапе профессиональной подготовки. Психологическая готовность педагога поддерживать благоприятный психологический климат в интегрированном коллективе и осуществлять управление деятельностью детей относится к коммуникативно-организационному компоненту инклюзивной образовательной среды как пространства социализации детей с различными возможностями и особенностями [2]. Идея необходимости усиления профессиональной подготовки будущих педагогов в направлении инклюзивного образования поднимается в разных странах. В Казахстане сами студенты в целом положительно относятся к внедрению инклюзивного образования, но, считают, что под-
готовка к работе в условиях инклюзии осуществляется недостаточно [3]. Российские исследователи подчеркивают необходимость формирования социально-профессиональных компетенций студентов, включая толерантность, именно на ее основе можно формировать готовность к реализации инклюзивного образования.
Актуальность формирования готовности у учителя физической культуры обусловлена содержанием самого предмета, он лишен «теоритизированности». Успех обучающегося на таком уроке зависит от физической активности, которую не всегда может продемонстрировать обучающийся с особыми потребностями. Реализация уроков физической культуры, на которых присутствуют и «типичные» дети, и обучающиеся с особыми потребностями, - непростая задача. Не нужно за-
бывать, что социализации детей с ОВЗ способствует не только личностное, интеллектуальное, но и физическое развитие и воспитание. Большая ответственность лежит именно на учителе физической культуры [1].
Цель исследования - выявление уровня психологической готовности к инклюзии в школе у студентов направления подготовки «Педагогическое образование», обучающихся по профилю «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности».
Методика и организация исследования. Выборку исследования составили студенты 2-5-го курсов, которые были разделены на 2 группы: первую составили студенты 2-3-го курсов (42 человека), еще не изучавшие дисциплину «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования», вторую - студенты 4-5-го курсов, у которых указанная дисциплина уже пройдена (31 человек). В качестве методов исследования была использована анкета, диагностирующая отношение к инклюзии, и «Методика оценки способности педагогов решать профессиональные задачи», предложенная Омским государственным педагогическим университетом для выявления уровня решения профессиональных задач по организации инклюзивного образования. Обработка результатов предполагала их качественный и количественный анализ.
Результаты исследования и их обсуждение. Качественный анализ результатов анкетирования позволил сравнить отношение к инклюзивному образованию у студентов младших и старших курсов. В вопросе «Как Вы понимаете инклюзивное образование?» студенты младших и старших курсов продемонстрировали одинаково высокий уровень понимания этого явления (87,1% студентов 4-5-го курсов и 71,43 % студентов 2-3-го курсов). Это указывает на положительную тенденцию в осознании будущими педагогами важности и необходимости этой формы образования.
Назначение инклюзивного образования студенты увидели в возможности детям с ОВЗ получить образование в массовой школе (51,61 % старшекурсников и 47,62 % студентов 2-3-го курсов), в повышении качества социализации детей с ОВЗ (38,7 % студентов 4-5-го курсов и 14,29 % обучающихся младших курсов). Интересен тот факт, что все ответы имеют качественный характер, указывают на всестороннее понимание цели и задач инклюзивного образования, и только 9,68 % старшекурсников не смогли раскрыть назначение инклюзивного образования. А вот среди студентов младших курсов таких оказалось 38,09 %.
На вопрос «Как Вы относитесь к обучающимся с особыми образовательными потребностями?» положительное и нейтральное отношение высказали 80,65 % студентов 4-5-го курсов и 90,48 % студентов 2-3-го курсов. Отрицательное отношение обозначили только 3,23 % студентов 4-5-го курсов и 0 % - 2-3-го курсов. 16,13 % старшекурсников и 9,52 % обучающихся младших курсов затруднились ответить на этот вопрос. Результаты свидетельствуют о высокой гуманности будущих педагогов, способных выстраивать доброжелательные взаимоотношения со всеми обучающимися.
Проблему организации инклюзивного образования студенты считают актуальной по следующим причинам:
- увеличение числа детей с особыми образовательными потребностями (45,16 % респондентов из выборки старшекурсников и 19,05 % респондентов из группы студентов младших курсов);
- школа не может обеспечить условия для полноценного обучения и сопровождения детей с ОВЗ - отсутствие тьюторов, компетентных педагогов в этой области (9,52 % обучающихся младших курсов и 19,35 % студентов-старшекурсников);
- необходимость развития чувства собственной значимости в обществе у детей с особыми потребностями, приня-
тие детьми друг друга (19,05 % обучающихся 2-3-го курсов и 16,13 % старшекурсников);
- повышение гуманного отношения к детям с особыми потребностями как тенденция во всем мире, необходимость изменения менталитета россиян (14,29 % студентов 2-3-го курсов);
- изменение социальных установок и устранение страха родителей здоровых детей в случае их совместного обучения с особыми детьми (6,45 % старшекурсников и 23,81 % обучающихся младших курсов).
Не смогли определить актуальность инклюзивного образования 12,9 % опрошенных старшекурсников и 28,57 % респондентов из выборки 2-3-го курсов; 6,45 % студентов 4-5-го курсов посчитали, что оно неактуально. Так студенты глубоко и полно анализируют проблему организации инклюзивного образования в России на сегодняшний день, осознают проблемные зоны реализации инклюзии в общеобразовательной школе.
«Готовы ли Вы работать в учреждении, где обучаются дети с особыми образовательными потребностями?» - ответы на этот вопрос распределились следующим образом: «да» ответило 45,16 % студентов старших курсов и 85,71% студентов младших курсов; 54,84% старшекурсников и 14,29 % обучающихся 2-3-го курсов дали ответ «нет» либо затруднились ответить, то есть морально не готовы. Так как студенты старших курсов изучали дисциплину «Психолого-педагогические основы инклюзивного образования» и поэтому хорошо знают особенности детей с ОВЗ, то, возможно, у них сформировались страх и чувство высокой ответственности перед их обучением. Студенты же младших курсов пока не осознают степень трудностей, с которыми они могут столкнуться при обучении особых детей, поэтому их процент готовности статистически выше.
На вопрос «Готовы ли Вы оказать помощь обучающемуся с особыми образовательными потребностями, даже если это не входит в ваш функционал? положительный ответ дали 67,74 % студентов старших курсов и 85,71% обучающихся младших курсов. Педагог - профессия «помогающая», поэтому студенты потенциально готовы оказывать помощь и детям с особыми потребностями, на это указывают такие ответы, как: «они такие же дети», «помогу, чем смогу», «помогать людям - это норма жизни».
Для детального изучения готовности к инклюзивному образованию будущих учителей физической культуры был проведен анализ решения профессиональных задач по следующим критериям: 1) понимание задачи; 2) знание способов ее решения; 3) умение представить способы; 4) умение разрабатывать план самообразования в области инклюзии. При использовании критерия ^тьюдента статистических различий по общей готовности к инклюзивному образованию между выборками студентов не обнаружено (р=0,23). Также не выявлены различия между курсами по каждому критерию отдельно. Статистические различия были выявлены только внутри самих выборок между критериями. Тенденция одинакова в обеих выборках: первый критерий (понимание задачи) наиболее ярко выражен, все последующие статистически ниже предыдущих. Это указывает на то, что студенты и младших, и старших курсов не владеют методикой и способами обучения детей с особыми образовательными потребностями в рамках своего урока. Даже студенты старших курсов не знают или не могут представить способы решения инклюзивной задачи, не видят путей самообразования в области инклюзии, понимая при этом проблему, обозначенную в задаче. Это может быть связанно с тем, что в учебном плане отсутствует методика преподавания физической культуры в соответствии с нозологией детей. Возможно, именно недостаток знания технологии преподавания приводит будущих педагогов к страху обучения таких детей.
Выводы. Таким образом, насущной задачей высшей школы является подготовка будущих учителей физической
№ 6 • 2020 Июнь | Juпe
http://www.teoriya.ru
культуры к разработке и реализации учебных программ для каждого ребенка, имеющего особые образовательные потребности. Повысить уровень психологической готовности к работе с особыми детьми позволит также организация педагогических практик на базе инклюзивных образовательных учреждений и включение студентов в социальные проекты, направленные на оказание адресной помощи детям с особыми образовательными потребностями.
Литература
1. Лубышева Л.И. Спорт и социализация: социологический контекст / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2019. -№ 9. - С. 95.
2. Морозова О.П. Готовность студентов направления подготовки «Педагогическое образование» к работе в системе инклюзивного образования / О.П. Морозова // Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием): Инновационные процессы развития образования: опыт и перспективы. - Сыктывкар, 2015. - С. 269-273.
Пустовалова Н.И. Формирование педагогической готовности студентов вуза к работе в условиях инклюзивного образования / Н.И. Пустовалова // Актуальные вопросы образования. - Новосибирск, 2018. - № 1. - С. 171-175.
References
Lubyisheva L.I. Sport i sotsializatsiya: sotsiologicheskiy kontekst [Sport and socialization: sociological context]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. no. 9. p. 95.
Morozova O.P. Gotovnost studentov napravleniya podgotovki «Peda-gogicheskoe obrazovanie» k rabote v sisteme inklyuzivnogo obra-zovaniya [Willingness of students majoring in pedagogical eucation" to work in inclusive education system]. Innovatsionnyie protsessyi razvitiya obrazovaniya: opyt i perspektivy [Innovative processes of educational development: experience and prospects] Proc. nat. res.-practical conference (with international participation). Syktyvkar, 2015. pp. 269-273.
Pustovalova N.I. Formirovanie pedagogicheskoy gotovnosti studen-tov vuza k rabote v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya [Training university students for teaching work in inclusive education]. Aktual-nye voprosy obrazovaniya. Novosibirsk, 2018. No. 1. pp. 171-175.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
2 CL ' -о с га
Ii
О (U .с Н
инструментарии оценки техническом подготовленности квалифицированных сноубордистов в параллельных дисциплинах
Доцент О.Г. Рысакова1 А.Н. Вегеле1
Доктор педагогических наук, доцент А.С. Махов1 1Российский государственный социальный университет, Москва УДМ^С 796.092.29
Ключевые слова: сноуборд, параллельные дисциплины сноуборда, техническая подготовленность.
Введение. В настоящее время в сноубординге остаются недостаточно изученными проблемы физической подготовленности, функциональных, антропометрических показателей сноубордистов [1], вопросы оценки технической подготовленности спортсменов-сноубордистов.
Цель исследования - разработать инструментарий оценки технической подготовленности квалифицированных сноубордистов.
Методика и организация исследования. Разработка критериев, использованных в инструментарии, проводилась на протяжении нескольких лет на контингенте спортсменов-сноубордистов уровня спортивной квалификации: I разряд, кандидат в мастера спорта - членов сборных команд Ханты-Мансийского автономного округа и юниорской сборной России в параллельных дисциплинах сноуборда.
Результаты исследования и их обсуждение. В ходе проведения 5-6 годовых макроциклов были определены, а затем сформулированы основные критерии оценки уровня технической подготовленности у сноубордистов. В оценочном аппарате применена десятибалльная шкала.
В инструментарии оцениваются основные технические навыки, влияющие на результат в параллельных дисциплинах сноуборда, у спортсменов:
Что оценивается Основные критерии оценки
Положение сноуборда и корпуса относительно склона 1.Соотношение плеч, корпуса, ног по отношению к сноуборду и склону (угловое положение).
Качество выполнения дуги в разных фазах поворота 1. В длинный вход в поворот. 2. Быстрое изменение положения корпуса с проносом сноуборда через строну с входом в следующий поворот на канте (без юза). 3. Высокий ранний выход из поворота в сторону
tools to estimate technical fitness of skilled snowboarders in parallel disciplines
Associate Professor O.G. Rysakova1 A.N. Vegele1
Dr.Hab., Associate Professor A.S. Makhov1 1Russian State Social University, Moscow
Поступила в редакцию 20.01.2020 г.
Прохождение поворотов без срыва дуги 1. Стабильность прохождения каждых ворот в одну дугу при разных условиях и качестве трассы
Вертикальная работа ног во всех фазах поворота 1. Смягчение поворота сгибанием ног в начале поворота. 2. Разгибание ног (разгрузка) в конце поворота. 3. Согласованность и амплитуда работы ног при входе и выходе из поворота
Стабильность прохождения трассы на время 1. Близкое по времени прохождение каждого спуска по одной трассе в течение тренировочного дня
Чувство снежной кондиции 1. Подстраивание спортсменом скольжения на сноуборде под разное состояние качества трассы (снега, склона)
Для оценки применяется шкала от 0 до 10 баллов.
Система оценки технической подготовленности квалифицированных сноубордистов в параллельных дисциплинах
Баллы Показатель техники
0-3 Низкий
4-5 Средний
6-7 Выше среднего
8-10 Высокий
Вывод. Разработанный инструментарий позволяет оценить уровень технической подготовленности квалифицированных спортсменов, специализирующихся в параллельных дисциплинах сноуборда.
Литература
1. Рысакова О.Г. Изучение и оценка физической подготовленности квалифицированных спортсменов-сноубордистов с нарушением слуха / О.Г. Рысакова, А.С. Махов // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 5. - С. 25. Информация для связи с автором: [email protected]