Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / ИНКЛЮЗИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / ЦЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочесокова М. Г., Ногерова М. Т., Таукенова Л. М., Афаунова Л. М.

Актуальность данной темы заключается в том, что развитие инклюзивного образования неразрывно связано с подготовкой педагогических кадров, подготовленных к работе с «особыми » детьми. Целью исследования является развитие у будущих педагогов профессионально важных качеств. Для достижения цели выявлены уровень изученности проблемы развития готовности студентов к работе в условиях инклюзивного образования и уровень развития компонентов готовности будущих педагогов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, проверена эффективность экспериментальной модели процесса подготовки будущих учителей к работе в условиях инклюзивного образования. Был проведен психолого-педагогический эксперимент с констатирующим, формирующим и контрольным этапами. Диагностика уровня сформированности компонентов психологической готовности с помощью методики «Диагностика готовности педагогов работе с детьми с ОВЗ» на констатирующем этапе показала, что у студентов не сформированы представления о закономерностях развития, характерных для детей с ОВЗ и об особенностях организации педагогического сопровождения особых детей в системе инклюзивного образования. С целью повышения уровня развития инклюзивной готовности студентов был проведен формирующий эксперимент, для чего был разработан специальный курс практико-ориентированных занятий (по 12 лекционных и практических занятий), направленных на глубокое изучение закономерностей развития детей в условиях инклюзии и организацию педагогического сопровождения особых детей. Повторная диагностика показала положительную динамику готовности студентов по ряду показателей: сформированность представлений об условиях, которые необходимо соблюдать при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, формах организации инклюзивного обучения и воспитания детей в условиях инклюзивного образования. Полученные результаты позволяют сделать заключение о том, что экспериментальная модель процесса подготовки будущих учителей к работе в условиях инклюзивного образования является эффективной и ее рекомендуется внедрить в практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочесокова М. Г., Ногерова М. Т., Таукенова Л. М., Афаунова Л. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF READINESS OF FUTURE TEACHERS TO WORK IN CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

The relevance of this topic lies in the fact that the development of inclusive education is inextricably linked with the training of teaching staff, prepared to work with "special" children. The aim of the study is to develop professionally important qualities in future teachers. To achieve the goal, the level of knowledge of the problem of the development of students' readiness to work in inclusive education and the level of development of the components of the readiness of future teachers to work with children with special educational needs were revealed, the effectiveness of an experimental model of the process of preparing future teachers to work in inclusive education was tested. A psychological and pedagogical experiment was conducted with ascertaining, formative and control stages. Diagnostics of the level of formation of the components of psychological readiness using the methodology "Diagnostics of the readiness of teachers to work with children with disabilities" at the ascertaining stage showed that students did not have any ideas about the patterns of development characteristic of children with OVZ on the specifics of organizing pedagogical support for special children in the system of inclusive education. In order to increase the level of development of inclusive readiness of students, a formative experiment was carried out, for which a special course of practice-oriented classes (12 lectures and practical sessions) was developed, aimed at a deep study of the patterns of development of children in conditions of inclusion and the organization of pedagogical support for special children. Repeated diagnostics showed a positive dynamic of students ’ readiness for a number of indicators: the formation of ideas about the conditions that must be observed when teaching and raising children with disabilities, forms of organizing inclusive education and upbringing of children in inclusive education. The results obtained allow us to conclude that the experimental model of the process of preparing future teachers for work in inclusive education is effective and it is recommended to introduce it into practice.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"

УДК 740

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-11-6-10

DEVELOPMENT OF READINESS OF FUTURE TEACHERS TO WORK IN CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

Kochesokova M. G., Nogerova M. T., Taukenova L.M., Afaunova L.M.

Kabardino-Balkarian State University H.M. Berbekova, Nalchik, Russian Federation

РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кочесокова М. Г., Ногерова М. Т., Таукенова Л.М., Афаунова Л.М.

ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.МБербекова», г. Нальчик, Российская Федерация

Abstract. The relevance of this topic lies in the fact that the development of inclusive education is inextricably linked with the training of teaching staff, prepared to work with "special" children.

The aim of the study is to develop professionally important qualities in future teachers. To achieve the goal, the level of knowledge of the problem of the development of students' readiness to work in inclusive education and the level of development of the components of the readiness of future teachers to work with children with special educational needs were revealed, the effectiveness of an experimental model of the process of preparing future teachers to work in inclusive education was tested. A psychological and pedagogical experiment was conducted with ascertaining, formative and control stages. Diagnostics of the level of formation of the components ofpsychological readiness using the methodology "Diagnostics of the readiness of teachers to work with children with disabilities" at the ascertaining stage showed that students did not have any ideas about the patterns of development characteristic of children with OVZ on the specifics of organizing pedagogical support for special children in the system of inclusive education. In order to increase the level of development of inclusive readiness of students, a formative experiment was carried out, for which a special course of practice-oriented classes (12 lectures and practical sessions) was developed, aimed at a deep study ofthe patterns ofdevelopment of children in conditions of inclusion and the organization of pedagogical support for special children. Repeated diagnostics showed a positive dynamic of students' readiness for a number of indicators: the formation of ideas about the conditions that must be observed when teaching and raising children with disabilities, forms of organizing inclusive education and upbringing of children in inclusive education. The results obtained allow us to conclude that the experimental model of the process ofpreparing future teachers for

Аннотация. Актуальность данной темы заключается в том, что развитие инклюзивного образования неразрывно связано с подготовкой педагогических кадров, подготовленных к работе с «особыми» детьми.

Целью исследования является развитие у будущих педагогов профессионально важных качеств. Для достижения цели выявленыуровень изученности проблемы развития готовности студентов к работе в условиях инклюзивного образования и уровень развития компонентов готовности будущих педагогов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, проверена эффективность экспериментальной модели процесса подготовки будущих учителей к работе в условиях инклюзивного образования. Был проведен психолого-педагогический эксперимент с констатирующим, формирующим и контрольным этапами. Диагностика уровня сформированности компонентов психологической готовности с помощью методики «Диагностика готовности педагогов работе с детьми с ОВЗ» на констатирующем этапе показала, что у студентов не сформированы представления о закономерностях развития, характерных для детей с ОВЗ и об особенностях организации педагогического сопровождения особых детей в системе инклюзивного образования. С целью повышения уровня развития инклюзивной готовности студентов был проведен формирующий эксперимент, для чего был разработан специальный курс практико-ориентированных занятий (по 12 лекционных и практических занятий), направленных на глубокое изучение закономерностей развития детей в условиях инклюзии и организацию педагогического сопровождения особых детей. Повторная диагностика показала положительную

"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"

work in inclusive education is effective and it is recommended to introduce it into practice.

Key words: inclusive education, pedagogical readiness of future teachers, inclusive readiness of future teachers, values of inclusive education, competence-based approach.

динамику готовности студентов по ряду показателей: сформированность представлений об условиях, которые необходимо соблюдать при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, формах организации инклюзивного обучения и воспитания детей в условиях инклюзивного образования. Полученные результаты позволяют сделать заключение о том, что экспериментальная модель процесса подготовки будущих учителей к работе в условиях инклюзивного образования является эффективной и ее рекомендуется внедрить в практику.

Ключевые слова: инклюзивное образование, педагогическая готовность будущих педагогов, инклюзивная готовность будущих педагогов, ценности инклюзивного образования, компетентностный подход.

REFERENCES

[1] Altynsarina I. Guidelines for the development of requirements for the professional competence of teachers working in inclusive education: -Astana:2015.- 32p.

[2] Aybazova, M.Yu. Preparing future teachers to work in an inclusive education. - M: Pedagogy, 2014. -P. 8286.

[3] Artyukhina A.I., Chumakov V.I., Ivanova N.V. Practical lesson in inclusive education of students // Health and education in the XXI century. 2016. -P. 5.

[4] Vodennikova L.A. Theoretical and methodological basis for the formation of professional value orientations of future teachers-defectologists // Special Education. 2014. - 83-90p.

[5] Moskvina A. V. Development of the teacher's professional competence in the conditions of inclusive education // Kant. 2017. - P. 22.

[6] Gerasimenko, Yu.A. Professional and personal readiness of a teacher to work in an inclusive education - M: Pedagogy, 2015. -P. 145.

[7] Timokhina T.V. Model of professional training of specialists to work with children with disabilities // Vestnik TSU. 2015 No. 9. P. 149.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Алтынсарина И. Методические рекомендации по разработке требований к профессиональной компетенции учителей, работающих в условиях инклюзивного образования. - Астана: 2015. С 32.

[2] Айбазова, М.Ю. Подготовка будущих учителей к работе в условиях инклюзивного образования. - М.: Педагогика, 2014. С. 82-86.

[3] Артюхина А. И., Чумаков В.И., Иванова Н.В. Практическое занятие при инклюзивном обучении студентов // Здоровье и образование в XXI веке. 2016. №5.

[4] Воденникова Л.А. Теоретико-методологическая основа формирования профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов // Специальное образование. 2014. № 2. С. 83-90.

[5] Москвина А. В. Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях инклюзивного образования // Kant. 2017. №1. С. 22.

[6] Герасименко, Ю.А. Профессионально-личностная готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования - М: Педагогика, 2015. С. 145.

[7] Тимохина Т.В. Модель профессиональной подготовки специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Вестник ТГУ. 2015. Вып. № 9.С. 149.

Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.

Authors' Contributions. Kochesokova M.G. - literature review, writing a text; Nogerova M.T. - planning, selection of research methods; Taukenova L.M. - diagnostics of the readiness level offuture teachers; Afaunova L.M. - statistical data processing.

Kochesokova M.G. - SPIN ID: 9703-8511; ORCID ID: 0000-0002-6192-5002 Nogerova M.T. - SPIN ID: 2729-1564; ORCID ID: 0000-0002-8643-6838 Taukenova L.M. - SPIN ID: 2028-0521; ORCID ID: 0000-0002-7744-3614 Afaunova L.M. - SPIN ID: 1094-6779; ORCID ID: 0000-0001-8643-6590

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "сознание"

Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Вклад авторов. КочесоковаМ. Г. — обзор литературы, написание текста; НогероваМ.Т.— Планирование, подбор методов исследования; Таукенова Л.М. — диагностика уровня готовности будущих педагогов; Афау-нова Л.М. — статистическая обработка данных.

Кочесокова М.Г. - SPIN ID: 9703-8511; ORCID ID: 0000-0002-6192-5002 Ногерова M.T. - SPIN ID: 2729-1564; ORCID ID: 0000-0002-8643-6838 Таукенова Л.М. - SPIN ID: 2028-0521; ORCID ID: 0000-0002-7744-3614 Афаунова Л.М.- SPIN ID: 1094-6779; ORCID ID: 0000-0001-8643-6590

Введение. В настоящее время инклюзивное образование рассматривается как распространение обучения на широкий круг населения, вовлечение в общеобразовательный процесс людей независимо от возраста, пола, состояния здоровья, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, отставания или развития, социально-экономического статуса. В России инклюзивное образование развивается и проходит свое становление, как в средних, так и в высших профессиональных учреждениях. Проведена колоссальная работа по созданию нормативно-правовой базы инклюзивного образования на государственном и региональном уровнях [1]. В связи с вступлением в силу закона от 29 декабря 2012 г. Э27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нормативно закреплен статут инклюзивного образования. Закон «Об образовании в Российской Федерации» обязывает образовательные организации и педагогических работников оказывать качественные образовательные услуги, при этом одним из условий выступает повышение квалификации учителей и воспитателей [2].

Инклюзивное образование - это процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям, удовлетворяет его индивидуальные образовательные потребности, обеспечивает специальные условия, исключает любую дискриминацию и обеспечивает равное отношение ко всем детям. Понятие инклюзивного образования, в соответствии с современными нормативными правовыми документами, предполагает обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Эффективность внедрения инклюзивного подхода в образовательную систему зависит, прежде всего, от подготовки квалифицированных педагогических кадров, осознающих социальную значимость своей профессии, знающих возрастные и психологические особенности воспитанников с различными патологиями развития, умеющих реализовать конструктивное педагогическое

взаимодействие между всеми субъектами образовательной среды. Основные требования к профессиональной компетенции учителей, работающих в условиях инклюзивного образования связаны с выполнением новых функций: способности самостоятельно, творчески отбирать и использовать технологии, пригодные для работы с различными образовательными группами, будь то дети с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями, дети разных социальных групп, проживающие в мегаполисе или селе и др. [1].

Актуальность данной темы заключается в том, что развитие инклюзивного образования неразрывно связано с подготовкой педагогических кадров, и необходимым условием обучения будущих педагогов является формирование из них универсальных специалистов, подготовленных к работе с «особыми» детьми. По данным статистики, в России насчитывается около 55 тысяч детей-инвалидов. Около 28% детей с ОВЗ не получает достойного образования. Однако согласно последним исследованиям установлено, что 70% родителей обычных детей не возражают против совместного обучения, так как это позволит их детям стать более толерантным. Однако есть опасение, что для этого педагогам надо прилагать специальные усилия в ущерб здоровым детям [4]. Очевидным остается тот факт, что «особые» дети требуют к себе повышенного внимания от учителя, поэтому работать в инклюзивном классе однозначно сложнее, чем в обычном.

В связи с этим возникает потребность в подготовке педагогов, ориентированных не только на работу со здоровыми детьми, но и с детьми с ограниченными возможностями. В исследованиях Алехиной С. В., Агафоновой Е. Л., Фальковской Л. П. указывается, что педагог-психолог является центральной фигурой, реализующей все аспекты инклюзивной практики в общеобразовательном учреждении [3]. Исследователи М.Ю. Айбазова и К.Ю. Лавринец под готовностью педагога к работе в условиях инклюзивного образования понимают «сложное динамическое образование личности, позволяющее успешно

"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"

осуществлять эту деятельность». Профессиональная готовность педагога к инклюзивному образованию - это интегративное профессионально-личностное образование, характеризующееся наличием установки, предполагающей активную предрасположенность и потребность педагога в осуществлении инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями [4], [7]. Это единство трех компонентов: мотивацион-ный, познавательный, эмоционально-волевой. Мотивационный компонент создает личную заинтересованность в повышении профессиональной подготовки и творческом росте, познавательный-полноту и научность знаний, эмоционально-волевой предполагает сопереживать ребенку, адекватно реагировать и находить педагогические решения [5]. К критериям и показателям сформиро-ванности исследуемой психологической готовности относятся: знания о сущности инклюзивного образования и особенностях психического развития детей с ОВЗ, мотивы обучения в вузе, стремление к достижению успеха в педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования, эмоциональный интеллект, способность организовывать деятельность обучающихся в условиях инклюзивного образования [6].

Целью исследования является развитие у будущих педагогов профессионально важных качеств и компетенций.

Для достижения цели поставлены и решены задачи:

1. Определить актуальное состояние проблемы развития готовности студентов к работе в условиях инклюзивного образования

2. Определить уровень инклюзивной готовности будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования

3. Экспериментально проверить эффективность модели процесса подготовки будущих учителей к работе в условиях инклюзивного образования.

4. Определить компоненты готовности будущих педагогов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования.

Результаты диагностики уровня ]

Исследования проводилась на базе института педагогики, психологии и физкультурно-спортив-ного образования Кабардино-Балкарского государственного университета г. Нальчика. В исследовании приняли участие студенты выпускных курсов очной и заочной форм обучения направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)». Исследованием было охвачено 65 человек.

Материалы и методы. С целью оценки уровня сформированности компонентов психологической готовности была использована анкета «Диагностика готовности педагогов работе с детьми с ОВЗ», которая имеет четыре шкалы. Были получены следующие результаты: низким уровнем инклюзивной готовности обладают 63% студентов, средний - у 28%, достаточный - у 10% будущих педагогов. В исследуемой выборке большая часть испытуемых характеризуется низким уровнем готовности к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. У студентов есть общие представления об инклюзивном образовании, однако, но они не владеют знаниями о детях с ограниченными возможностями здоровья, также о специфике их развития. Таким образом, у будущих педагогов не сформированы представления о закономерностях развития, характерных для детей с ограниченными возможностями здоровья в сравнении с нормально развивающимися детьми и об особенностях организации педагогического сопровождения особых детей в системе инклюзивного образования. Экспериментальная проверка эффективности модели процесса подготовки будущих учителей к работе в условиях инклюзивного образования проводилась на базе того же института. Исследованием было охвачено 51 человек. В качестве экспериментальной была выбрана группа 1 (начальное образование), за контрольную приняли группу 2 (дошкольное образование). На этапе констатирующего и контрольного эксперимента при тестировании по диагностической методике В.В. Хитрюк были получены результаты, представленные в таблице 1.

Таблица1

клюзивной готовности студентов

Уровень инклюзивной готовности Экспериментальный Контрольный

Тип диагностики входная выходная входная выходная

Проценты

Пороговый 39 30 40 40

Базовый 45 51 45 45

Повышенный 16 19 15 15

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "сознание"

Из таблицы видна исходная равнозначность экспериментальной и

контрольной групп респондентов, они соответствуют требованиям психолого-педагогического эксперимента. На момент проведения эксперимента инклюзивная готовность будущих педагогов сформирована недостаточно. Это свидетельствует об актуальности проблемы и необходимости поиска путей повышения уровня компетентности студентов. Формирующий этап заключался в прохождении специального курса практико-ориентированных занятий (по 12 лекционных и практических занятий), направленных на глубокое изучение закономерностей развития детей в условиях инклюзии и организацию педагогического сопровождения особых детей.

Результаты и обсуждение. Повторная диагностика на контрольном этапе показала положительную динамику готовности студентов по ряду показателей: сформированность представлений об условиях, которые необходимо соблюдать при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, формах организации инклюзивного обучения и воспитания детей в условиях инклюзивного образования.

Следующие показатели студентов находятся в зоне неопределенности: сформирован-ность представлений о категориях детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особыми образовательными потребностями (фэмп = 0, 90), о типах образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья (фэмп = 0,85), об особенностях и возможностях развития детей с ограниченными возможностями здоровья (фэмп = 0.71).

По ряду показателей готовности студентов нами не выявлены статистически значимые различия: сформированность представлений о том, что должен конкретно знать и уметь педагог при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (фэмп = 0,22); сформированность представлений об особенностях организации педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (фэмп = 0,20).

Выводы. Таким образом, полученные результаты позволяют отметить, что в результате формирующего этапа педагогического эксперимента произошло повышение отдельных показателей готовности студентов в развитии профессиональной компетентности педагога в условиях инклюзивного образования.

Ответственный за переписку: Кочесокова Мадина Гисовна - ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.МБербекова»,

г. Нальчик, E-mail: [email protected]

Corresponding Author: Kochesokova Madina Gisovna - Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekova, Nalchik, E-mail: kochesokovapsychol-

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.