Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА'

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА / МЕ- ТОДИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ / АДАПТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапчик М. П., Рагулина М. И., Домур-Оол Ч. Д.

В статье исследуются дидактические проблемы подготовки будущих учителей к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивной практики Республики Тыва. Целью исследования является анализ современного состояния инклюзивного образования в Республике Тыва, и форми- рование подходов к разработке методики подготовки учителя, способного эффективно обучать учащихся с различными категориями ОВЗ с учетом особенностей тувинской культурно-образовательной среды. Как показали результаты опроса, практикующие учителя испытывают трудности в построении педагогического процесса в условиях инклюзии, школьный педагог в большинстве случаев не обладает специальной методиче- ской подготовкой к работе с атипичными детьми различных нозологических групп. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: общетеоретические (теоретико-методологический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по про- блеме исследования; анализ собственного педагогического опыта преподавания информатики). Динамика раз- вития методической готовности будущих учителей информатики к работе в системе инклюзивного образова- ния определялась в ходе педагогического эксперимента на основе методов тестирования, оценки результатов выполнения заданий и учебных проектов студентов, анкетирования и наблюдения. На основе единства мотивационного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного компонентов готовности педагога разработана дидактическая схема подготовки будущих учителей к индивидуализирован- ной работе с учащимися в условиях инклюзии. В ходе проведенного в школах Республики Тыва педагогического эксперимента показана эффективность предложенного подхода на примере обучения разделам школьного курса информатики. Дидактические результаты исследования применимы в работе учителей различных пред- метных профилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»

УДК 378.147:004, ББК 74.489 © М. П. Лапчик, М. И. Рагулина, Ч. Д. Домур-оол Б01: 10.24411/2225-8264-2020-10041

М. П. Лапчик, М. И. Рагулина, Ч. Д. Домур-оол

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ В СИСТЕМЕ

ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

В статье исследуются дидактические проблемы подготовки будущих учителей к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивной практики Республики Тыва. Целью исследования является анализ современного состояния инклюзивного образования в Республике Тыва, и формирование подходов к разработке методики подготовки учителя, способного эффективно обучать учащихся с различными категориями ОВЗ с учетом особенностей тувинской культурно-образовательной среды. Как показали результаты опроса, практикующие учителя испытывают трудности в построении педагогического процесса в условиях инклюзии, школьный педагог в большинстве случаев не обладает специальной методической подготовкой к работе с атипичными детьми различных нозологических групп.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: общетеоретические (теоретико-методологический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; анализ собственного педагогического опыта преподавания информатики). Динамика развития методической готовности будущих учителей информатики к работе в системе инклюзивного образования определялась в ходе педагогического эксперимента на основе методов тестирования, оценки результатов выполнения заданий и учебных проектов студентов, анкетирования и наблюдения.

На основе единства мотивационного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного компонентов готовности педагога разработана дидактическая схема подготовки будущих учителей к индивидуализированной работе с учащимися в условиях инклюзии. В ходе проведенного в школах Республики Тыва педагогического эксперимента показана эффективность предложенного подхода на примере обучения разделам школьного курса информатики. Дидактические результаты исследования применимы в работе учителей различных предметных профилей.

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная образовательная среда Республики Тыва, методическая готовность педагогов, адаптированные задания.

одготовка педагогов к работе в услови-

Пях инклюзии является в современных исследованиях предметом активного внимания. Инклюзивное обучение предполагает ориентацию на образовательные потребности каждого ребенка, невзирая на его особенности, включая нарушения развития. По мнению большинства отечественных и зарубежных специалистов, успех инклюзии зависит от комплекса педагогических и психологических ресурсов, среди которых ведущее место отводится профессиональной компетентности педагога [1; 2; 14; 16]. При этом само понятие готовности педагога рассматривается как совокупность комплекса разнообразных, связанных между собой элементов, таких как мотивационный, когнитивный, креативный, деятельностный [12]; мо-тивационный, личностный, эмоционально-волевой и когнитивный [11]; мотивационный, когнитивный, операционный и рефлексивный [9]; когнитивный, эмоциональный, мотивационно-конативный, рефлексивный и коммуникативный [10]. При всем разнообразии вариантов в определении структуры готовности педагога к работе в условиях инклюзии, в качестве обязательных выделяются компоненты, определяющие мотивы намерений (мотивационный); знания об объекте, в отношении которого планируется образовательная деятельность (когнитивный, знаниевый, теоретический, информационный, деятельностный); анализ собственной профессиональной деятельности (рефлексивный). Включение остальных компонентов носит вариативный характер. Внутри каждого компо-

нента общепрофессиональной готовности можно выделить основные показатели: для мотивационного компонента - это совокупность стойких мотивов к работе в условиях инклюзивного образования; для когнитивного - система знаний и представлений о проблеме инвалидности, особенностях психического и физического развития лиц с ОВЗ, для деятельност-ного компонента - способы и приемы реализации профессионально-педагогических задач (обучения, воспитания и развития учащихся) в процессе инклюзивного обучения; для рефлексивного компонента -способность к рефлексии познавательной и профессиональной деятельности в условиях инклюзивного обучения [8].

Несмотря на наличие большого числа научных работ, посвященных проблематике инклюзивного образования, вопросы, касающиеся методической подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования, раскрыты пока еще недостаточно. Успешное формирование и развитие готовности будущего педагога к работе в условиях инклюзии невозможно без учета специфики образовательной среды и особенностей контингента обучающихся. Сказанное в полной мере относится к обладающей рядом специфических национально-региональных особенностей системе образования Республики Тыва.

В настоящее время в Республике Тыва инклюзивное образование делает первые шаги. По статистическим данным Министерством образования и науки Республики Тыва количество учащихся на начало 2019-2020 учебного года составляет 68 265.

Из них в системе школьного образования республики насчитывается 1201 детей с ОВЗ, обучающихся инклюзивно в составе общеобразовательных классов в системе общего образования1. Несмотря на созданную в республике сеть образовательных учреждений, в которых учатся дети с проблемами слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, нарушением интеллекта и др., остается немало проблем, связанных с инклюзивным обучением. В частности, в малонаселенных пунктах в условиях отсутствия не только коррекционных школ, но коррекционных классов, родители вынуждены отдавать своих детей с ОВЗ в общеобразовательные классы. Таким образом, дети с особыми образовательными потребностями, у которых нет медицинских противопоказаний, вынуждены обучаться в общеобразовательной школе в условиях инклюзии. В ситуацию «вынужденной» инклюзии попадают и педагоги, которым предстоит организовывать обучение детей с особыми образовательными потребностями и детей без нарушений. Результаты анкетирования 121 практикующего учителя показали, что 76% учителей работают в условиях инклюзивного обучения и почти 99% из них констатируют наличие сложностей в построении педагогического процесса в условиях инклюзии [8].

В этих условиях актуализируется необходимость развития профессиональной, в том числе методической компетентности педагога при подготовке к работе в условиях инклюзии. Для полноценной работы с детьми, нуждающимися в инклюзивном обучении в тувинской школе, нужен методически грамотный педагог, который будет реализовывать специальный подход с элементами индивидуализации. Дело в том, что обучение представителей различной этнической принадлежности, в том числе тувинских учащихся, зависит от учета закономерностей проявления их этнопсихологических, этнокультурных и этносо-циокультурных особенностей, поскольку они влияют на восприятие и усвоение получаемых знаний, а значит и на специфические особенности построения процесса обучения. Анализ диссертационных исследований, а также научных публикаций, изучающих жизнь, культуру и быт тувинского народа, свидетельствует, что наиболее характерными особенностями населения, которые необходимо учитывать при организации процесса обучения, являются: трудолюбие, дисциплинированность, исполнительность; неприхотливость в учебе, повседневной жизни и в быту; спокойствие, молчаливость, замкнутость, скромность, сдержанность в проявлении чувств, неторопливость и последовательность в действиях и поступках; низкий уровень интеллектуально познавательной активности, мотивации и коммуникативных способностей в обучении; доминирование наглядно действенного и наглядно образного мышления; родовой коллективизм, стремление не выделяться, зависимость от мне-

Завершилась операция «Всеобуч - 2019». Новости Министерства образования и науки Республики Тыва. - Режим доступа: http://monrt.ru/index.php/ru/novosti/3812-zavershilas-operatsiya-vseobuch-2019, свободный.

ния окружающих; высокий уровень художественных способностей [3; 4; 5; 6; 13].

Наряду с указанными выше существенным аспектом тувинской образовательной среды является наличие так называемой «языковой проблемы». Начиная с дошкольных учреждений и до средней ступени школьного образования, обучение в республике ведется на родном языке. В тувинских семьях также преобладает родная речь. В связи с этим большинство тувинцев, особенно проживающих в сельской местности, владеют родным языком намного лучше, чем русским языком. Разница во владении языками проявляется в словарном запасе, в умении понимать, говорить, читать, писать, справляться с различными типами языковых явлений [7].

Но русский язык выполняет важнейшую роль в системе образования, он является языком обучения и опорой при усвоении школьником и студентом предметного материала, а также дополнительным источником положительного или отрицательного влияния на процесс обучения. Проблемы в речевой подготовке обучающихся приводят к чувству неуверенности в своих знаниях, отставанию от своих товарищей, хорошо владеющих русским языком, пассивности, снижению познавательной активности. В случае с детьми с ОВЗ, которые в силу объективных причин находятся в некоторого рода «социальной» изоляции, языковые проблемы могу иметь более ярко выраженные негативные последствия, чем у их сверстников.

Большое значение в адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к инклюзивному обучению имеют система ценностей, принятая в определенной культуре, а также этнокультурные и этнопсихологические особенности обучающихся. Традиционные организационные формы и методы обучения не в полной мере учитывают региональную, этнопсихологическую, национально-культурную специфику субъектов образовательного процесса, а тем более специфику послевузовской профессиональной деятельности учителя тувинской школы [15]. В этой связи объективно существует проблема профессиональной, в частности методической, подготовки будущих учителей для школ Республики Тыва к работе в условиях инклюзивного образования с обязательным учетом национально-региональных особенностей системы образования Республики Тыва.

Профессиональная подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования складывается из двух неразрывных частей, или уровней:

- первый уровень учитывает общую часть требований к подготовке учителя, включающих формирование толерантного отношения к категории детей с ОВЗ; эти общегуманитарные требования интегрируются в целостную педагогическую систему подготовки педагога и должны формироваться усилиями всей системы подготовки, и в первую очередь кафедрами психологии и педагогики;

- второй уровень - это требования к методической подготовке учителя к работе с детьми в своей предметной области с учетом специфики разных но-зологий обучающихся с особыми образовательными потребностями и конкретных условий тувинской об-

разовательной среды; реализация этих требований при обучении будущих учителей возлагается преимущественно на вузовских методистов.

Рассматривая методическую готовность учителя к работе в условиях инклюзивного обучения, мы позиционируем ее как единство мотивационного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного ком-

понентов, предполагающих использование специальных методических приемов. С учетом указанного компонентного состава нами были выделены показатели методической готовности бакалавра образования к работе с детьми в условиях инклюзивного образования Республики Тыва (таблица 1).

Таблица 1

Структура методической готовности будущего бакалавра образования к работе в условиях инклюзив-

Компоненты Показатели

Мотивационный • готовность к совершенствованию методической подготовки в условиях инклюзивного образования; • готовность к самообразованию в вопросах инклюзивного образования

Когнитивный • знание особенностей восприятия учебной информации обучающимися разных нозоло-гий с особыми образовательными потребностями с учетом этнопсихологических, этнокультурных, этносоциокультурных особенностей тувинской культурно-образовательной среды; • знание технологий обучения и особенностей построения педагогического процесса в условиях инклюзии; • знание методов дидактического проектирования учебного процесса для совместного обучения детей с нарушенным и нормальным развитием; • знание предметной области; • знание специфики работы с тувинскими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения

Деятельностный • умение диагностировать общеучебные умения и навыки («умение учиться») ребенка с ОВЗ; • способность находить и выбирать эффективные методы обучения в условиях инклюзивного обучения; • способность применять эффективные подходы и технологии обучения в условиях инклюзии с учетом особенностей тувинских обучающихся; • умение разрабатывать учебно-методическое обеспечение, в том числе электронные образовательные ресурсы с учетом специфики разных категорий обучающихся с особыми образовательными потребностями; • умение адаптировать учебные материалы для образовательных потребностей детей с ОВЗ; • умение оценивания ребенка с ОВЗ

Рефлексивный • способность к рефлексии методической деятельности в условиях инклюзивного обучения; • высокая требовательность к результатам своего труда

В систему методической подготовки бакалавров образования для работы с детьми с ОВЗ на основе выявленных компонентов и показателей была включена разработка системы заданий для учащихся, направленная на формирование умений проектировать и в дальнейшем реализовывать индивидуализированный подход в обучении путем адаптации учебного материала для ребенка с конкретной нозологией (слабослышащего, слабовидящего, с недостатками

интеллекта и т.д.) и с учетом его национальных особенностей. Характер выполняемых заданий предполагает моделировать и конструировать формы предъявления учебной информации на уроке или в электронном учебном курсе, адаптированные для тувинского школьника с ОВЗ. Для выполнения задания студентам предлагались образцы выполнения заданий в логике опорной схемы, показанной на рисунке 1.

Задания для ребёнка без нарушений Задание, адаптированное для ребёнка с конкретной нозологией

Задание для ребенка с конкретной нозологией с учетом национальных особенностей

Рис. 1. Опорная схема для составления адаптированных заданий Опытная работа была проведена путем вклю- по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогиче-чения в учебный план подготовки учителей информа- ское образование» (с двумя профилями подготовки), тики на физико-математическом факультете ТувГУ профили «Математика» и «Информатика» (бакалавры

4 курса, всего 53 студента) дополнительных к курсу методики обучения информатике специальных дисциплин «Современные технологии инклюзивного образования», «Обучение информатике в условиях инклюзивного образования», «Электронно -образовательные ресурсы для детей с особыми образовательными потребностями». Для выявления уровня методической готовности бакалавров профиля «Информатика» образования было отобрано две группы студентов.

С учетом возможностей электронных учебных курсов по эффективной реализации инклюзивного обучения и индивидуализированного подхода, студентам в качестве проверочного задания предлагалось разработать элементы такого учебного курса:

Экспериментальное обучение проводилось в несколько этапов в период с 2018 по 2020 годы. Оценка развития когнитивно-деятельностного компонента, представленного в таблице 3, осуществлялась на основе результатов выполнения вышеперечисленных заданий и проведенного тестирования. В

• подача нового учебного материала (новая тема), адаптированного по содержанию и форме представления для ребенка с конкретной нозологией;

• разработка адаптированных контрольно -измерительных материалов (тестовых заданий, заданий для самостоятельного выполнения, интерактивных заданий);

• составление занимательных, игровых заданий с использованием web-технологий и т.д.

Для оценивания уровня методической готовности будущих бакалавров с учетом указанного выше ее компонентного состава нами были выделены критерии, показатели и уровни методической подготовки будущего бакалавра образования к работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзии (таблица 2).

Таблица 2

процессе выполнения заданий у студентов постепенно формировались умения адаптировать учебные материалы, способствующие лучшему восприятию учебной информации детьми с ОВЗ с помощью электронного учебного курса.

Констатирующий этап Проверочный этап

Критерии оценки методической готовности будущих учителей информатики к работе в условиях инклюзивного обучения (в %) (в %)

« :5 и >4 « о « :5 и >4 « о

к и 8 в с о л ш к и 8 в с о л ш

Мотивацио нный 17,2 33,5 47,8 9,4 31,7 59,2

Когнитивно-деятельностный теоретический показатель 18,9 34 9,4 9,4 37,7 15,1

практический показатель 20,8 39,6 0 9,4 43,4 7,5

общее значение 39,7 73,6 9,4 18,8 81,1 22,6

Рефлексивный 43,4 18,9 0 15,1 39,6 7,5

Сумма баллов 100,3 126 57,2 43,3 152,4 89,3

Среднее значение 33,4 42,0 19,1 14,4 50,8 29,8

Критерии оценки методической готовности будущих учителей информатики к работе в условиях инклюзивного обучения

Критерии оценки методической готовности будущих учителей информатики к работе в условиях инклюзивного обучения Уровни методической готовности (в баллах)

низкий оптимальный высокий

Мотивационный 30 - 18 42 - 31 54 - 43

Когнитивно-деятельностный теоретический показатель 10 - 0 22 - 11 34 - 23

практический показатель 30 - 0 47 - 28 66 - 47

сумма баллов 38 - 0 69 - 39 100 - 70

Рефлексивный (средняя оценка) 51 - 31 72 - 52 93 - 73

Сумма баллов 119 - 49 182 - 122 247 - 186

Среднее значение 39,7 - 16,3 60,7 - 40,7 82,3 - 62,0

Таблица 3

Оценка развития когнитивно-деятельностного компонента будущих учителей информатики к работе в условиях инклюзивного обучения

Как следует из таблицы 3, по завершении опытной работы отмечалось уменьшение количества студентов с низким уровнем и увеличение числа студентов с оптимальным и высоким уровнями методической готовности. Полученные значения в целом достоверно доказывают повышение уровня методической готовности у студентов, принявших участие в экспериментальной работе. Таким образом, результаты педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности разработанной дидактической схемы подготовки будущих бакалавров образования профиля «Информатика» к работе в условиях инклю-

зивного образования Республики Тыва с учетом этнопсихологических, этнокультурных, этносоциокуль-турных особенностей тувинской культурно-образовательной среды.

Завершающий этап проведенного исследования по апробации дидактической схемы на основе выявленного компонентного состава методической готовности будущих учителей, проведенный на примере обучения школьному курсу информатики, допускает перенос на другие предметные области школьного учебного плана.

Библиографический список

1. Алехина, С.В. Инклюзивное образование и психологическая готовность учителя / С. В. Алехина. -Текст : непосредственный // Вестник МГПУ. Серия Педагогика и психология. - 2012. - № 4 (22). - С. 117-127.

2. Кузьмина, О.С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Кузьмина Ольга Сергеевна. - Омск, 2015. - 22 с. - Текст : непосредственный.

3. Куулар, Д. О. Методическая подготовка будущих бакалавров образования профиля «информатика» к работе по выявлению и развитию одаренности учащихся в области информационных технологий: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Куулар Долаана Орлан-ооловна. - Омск, 2018. - 24 с. - Текст : непосредственный.

4. Монгуш, А.С. Использование прикладных задач с национально-региональным содержанием как фактор повышения качества математических знаний учащихся 5-9 классов (на примере Республики Тыва): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Монгуш Айлана Севеновна. - Новосибирск, 2002. -19 с. - Текст : непосредственный.

5. Сат, С.К. Региональные особенности методической системы формирования основных понятий базового курса информатики в национальных школах Республики Тыва: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Сат Саяна Кок-ооловна. - Омск, 2006. - 22 с. - Текст : непосредственный.

6. Тарыма, А.К. Методика формирования ИКТ-компетентности будущих учителей тувинского языка в условиях двуязычия: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Тарыма Алдынсай Константиновна. - Красноярск, 2014. - 24 с. - Текст : непосредственный.

7. Тюлюш, М. К. Проблемы развития речевой компетенции будущих учителей в условиях билингвизма Республики Тыва / М.К. Тюлюш, Е.С. Очур, А.К. Тарыма. - Текст : непосредственный // Успехи современной науки и образования. - 2016. - Т. 2. - №12. - С. 204-208.

8. Тюлюш, М.К. Профессиональная подготовка будущего учителя к работе в условиях инклюзивного образования Республики Тыва / М.К. Тюлюш, Ч.Д. Домур-оол. - Текст : непосредственный // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8. - № 4 (29). - С. 235-239.

9. Хафизуллина, И. Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Хафизуллина Ильмира Наильевна. - Астрахань, 2008. - 22 с. - Текст : непосредственный.

10. Хитрюк, В.В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов в условиях высшего образования: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук : 13.00.08 / Хитрюк Вера Валерьевна. - Калининград, 2015. - 55 с. - Текст : непосредственный.

11. Черкасова, С.А. Формирование психолого-педагогической готовности будущих педагогов-психологов к работе в системе инклюзивного образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук : 19.00.07 / Черкасова Светлана Александровна. - Москва, 2012. - 23 с. -Текст : непосредственный.

12. Шумиловская, Ю.В. Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Шумиловская Юлия Валерьевна. - Шуя, 2011. - 26 с. - Текст : непосредственный.

13. Buduk-ool, L.K. Vzaimosviaz' trevozhnosti i individual'no-lichnostnyh osobennostei studentov-Tuvincev [The relationship of anxiety and individual personality characteristics of Tuvinian students]. In Uspekhi sovremennoi nauki i obrazovaniia [Successes of modern science and education], 2017. - №2 (6). - P. 8-11.

14. Catellani, N. Development of psychological readiness in physical education teachers for the implementation of inclusive education [Text] / N. Catellani, D.F. Ilyasov, E.A. Cherepov, A.A. Sevryukova, E.A. Selivanova, V.V. Kudinov, NO. Nikolov // Human. Sport. Medicine, 2018. - Vol. 18. - № 1. - P. 125-137. DOI: 10.14529/hsm180111

15. Kuular D.O., Ragulina M.I., Lapchik M.P. Future teachers' training in identification and development of it giftedness at schools of the Republic of Tyva // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки, 2019. - Т. 12. - № 9. - С. 1659-1669. - Текст : непосредственный.

16. Simaeva, I. N. Inclusive education in Russia and the Baltic countries: a comparative analysis [Text] / A. O. Budarina, S. Sundh // Baltic Region, 2019. - Vol. 11. - № 1. - P. 76-91. DOI: 10.5922/2079-8555-2019-1-6

References

1. Alekhina S.V. Inkluzivnoe obrazovanie i psychologicheskaya gotovnost uchitelya [Inclusive education and readiness of a teacher]. Ed. by S.V. Alekhina. Vestnik MGPU. Series Pedagogy and Psychology. - 2012. - No. 4 (22). - P. 117-127.

2. Kuzmina O.S. Podgotovka pedagogov k rabote v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya. Abstract of Kand. Diss. [Training teachers for work in an inclusive education: abstract of Kand. Diss]. Omsk, 2015, 22 p.

3. Kuular D. O. Metodicheskaya podgotovka budushchikh bakalavrov obrazovaniya profilya «informatika» k rabote po vyyavleniyu i razvitiyu odarennosti uchashchikhsya v oblasti informatsionnykh tekhnologiy. Abstract of Kand. Diss. [Methodological preparation of future bachelors of education in the field of "computer science" for work on the identification and development of students' giftedness in the field of information technology: abstract of Kand. Diss]. Omsk, 2018, 24 p.

4. Mongush A.S. Ispol'zovaniye prikladnykh zadach s natsional'no-regional'nym soderzhaniyem kak faktor pov-ysheniya kachestva matematicheskikh znaniy uchashchikhsya 5-9 klassov. Abstract of Kand. Diss. [The use of applied problems with national-regional content as a factor in improving the quality of mathematical knowledge of students in grades 5-9: abstract of Kand. Diss]. Novosibirsk, 2002, 19 p.

5. Sat S.K. Regional'nyye osobennosti metodicheskoy sistemy formirovaniya osnovnykhponyatiy bazovogo kursa informatiki v natsional'nykh shkolakh Respubliki Tyva. Abstract of Kand. Diss. [Regional features of the methodological system for the formation of the basic concepts of the basic course of computer science in the national schools of the Republic of Tuva: abstract of Kand. Diss]. Omsk, 2006, 22 p.

6. Taryma A.K. Metodika formirovaniya IKT-kompetentnosti budushchikh uchiteley tuvinskogo yazyka v usloviyakh dvuyazychiya. Abstract of Kand. Diss. [The methodology of the formation of ICT competence of future teachers of the Tuvan language in bilingualism: abstract of Kand. Diss]. Krasnoyarsk, 2014, 24 p.

7. Tyulyush M. K., Ochur E.S., Taryma A.K. Problemy razvitiya rechevoy kompetentsii budushchikh uchiteley v usloviyakh bilingvizma Respubliki Tyva. [Problems of development of the speech competence of future teachers in the conditions of bilingualism of the Republic of Tuva] // Uspekhi sovremennoy nauki i obrazovaniya [Advances in modern science and education]. Vol. 2, no.12, 2016, p. 204-208.

8. Tyulyush M. K., Domur-ool B.H. Professional'naya podgotovka budushchego uchitelya k rabote v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya Respubliki Tyva. [Professional training of the future teacher for work in the conditions of inclusive education of the Republic of Tyva] // Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya [Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology]. Vol. 8, no. 4(29), p. 235-239.

9. Hafizullina I.N. Formirovaniye inklyuzivnoy kompetentnosti budushchikh uchiteley v protsesse profession-al'noy podgotovk. Abstract of Kand. Diss. [Formation of the inclusive competence of future teachers in the process of training: abstract of Kand. Diss]. Astrakhan, 2008, 22 p.

10. Khitryuk V.V. Formirovaniye inklyuzivnoy gotovnosti budushchikh pedagogov v usloviyakh vysshego obrazovaniya: Abstract of Doct. Diss. [The formation of inclusive readiness of future teachers in higher education: abstract of Doct. Diss.]. Kaliningrad, 2015, 55 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Cherkasova S.A. Formirovaniye psikhologo-pedagogicheskoy gotovnosti budushchikh pedagogov-psikhologov k rabote v sisteme inklyuzivnogo obrazovaniya tema dissertatsii i avtoreferata. Abstract of Kand. Diss. [Formation of psychological and pedagogical readiness of future pedagogues-psychologists to work in the system of inclusive education topic of the dissertation and abstract: abstract of Kand. Diss]. Moscow, 2012, 23 p.

12. Shumilovskaya Yu.V. Podgotovka budushchego uchitelya k rabote s uchashchimisya v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya. Abstract of Kand. Diss. [Preparing a future teacher to work with students in the conditions of inclusive education. Abstract of Cand. Diss.]. Shuya, 2011. 26 p.

13. Buduk-ool, L.K. Vzaimosviaz' trevozhnosti i individual'no-lichnostnyh osobennostei studentov-Tuvincev [The relationship of anxiety and individual personality characteristics of Tuvinian students]. In Uspekhi sovremennoi nauki i obrazovaniia [Successes of modern science and education], 2017. - №2 (6). - P. 8-11.

14. Catellani, N. Development of psychological readiness in physical education teachers for the implementation of inclusive education [Text] / N. Catellani, D.F. Ilyasov, E.A. Cherepov, A.A. Sevryukova, E.A. Selivanova, V.V. Kudinov, N O. Nikolov // Human. Sport. Medicine, 2018. - Vol. 18. - № 1. - P. 125-137. Doi: 10.14529/hsm180111

15. Kuular D.O., Ragulina M.I., Lapchik M.P. Future teachers' training in identification and development of it giftedness at schools of the Republic of Tyva // Journal of the Siberian Federal University. Series: Humanities, 2019. -Vol. 12, no. 9, p. 1659-1669.

16. Simaeva, I. N. Inclusive education in Russia and the Baltic countries: a comparative analysis / A. O. Budarina, S. Sundh // Baltic Region, 2019. - Vol. 11, no. 1, p. 76-91. Doi: 10.5922/2079-8555-2019-1-6.

DIDACTIC PROBLEMS OF TRAINING FUTURE TEACHERS TO WORK IN THE SYSTEM OF INCLUSIVE EDUCATION OF THE REPUBLIC OF TUVA

Mikhail P. Lapchik

Academician of the Russian Academy of Education, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Informatics and Methods of Teaching Informatics Department, Faculty of Mathematics, Informatics, Physics and Technology, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Omsk State Pedagogical University».

Marina I. Ragulina

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Informatics and Methods of Teaching Informatics Department, Faculty of Mathematics, Informatics, Physics and Technology, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Omsk State Pedagogical University».

Choigana D. Domur-ool

senior lecturer of the Informatics Department, Faculty of Mathematics and Informatics, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Tuvan State University».

Abstract. The article examines the didactic problems of preparing future teachers to work with children with disabilities in the conditions of inclusive practice in the Republic of Tuva. The purpose of the research is to analyze the current state of inclusive education in the Republic of Tuva, and to develop approaches to the development of methods for training teachers who can effectively teach students with different categories of disabilities, considering the features of the Tuva cultural and educational environment. As the results of the survey showed, practicing teachers have difficulties in building the pedagogical process in the conditions of inclusion, a school teacher mainly does not have special methodological training to work with atypical children of various nosological groups.

The following research methods were used to solve the given tasks: general theoretical (theoretical and methodological analysis of psychological, pedagogical and scientific-methodical literature on the research problem; analysis of own pedagogical experience in teaching of Computer Science). The dynamics of the development of the methodological readiness of future Computer Science teachers to work in the inclusive education system was determined during the pedagogical experiment on the basis of tests, evaluating the results of students' assignments and educational projects, questioning and observation.

Based on the unity of motivational, cognitive, activity and reflective components of teacher readiness, a didactic scheme for preparing future teachers for individualized work with students in conditions of inclusion has been developed. In the course of the conducted pedagogical experiment at schools of Tyva Republic, the effectiveness of the suggested approach is shown by the example of teaching modules of the school computer science course. Didactic results of the research are applicable in the work of teachers of various subject profiles.

Keywords: inclusive education, inclusive educational environment of the Republic of Tuva, methodological readiness of teachers, adapted tasks.

Сведения об авторах:

Лапчик Михаил Павлович - академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры информатики и методики обучения информатике факультета математики, информатики, физики и технологии ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (644099, Российская Федерация, г. Омск, набережная Тухачевского, д. 14), e-mail: lapchik@omsk.edu

Рагулина Марина Ивановна - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатики и методики обучения информатике факультета математики, информатики, физики и технологии ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (644099, Российская Федерация, г. Омск, набережная Тухачевского, д. 14), e-mail: ragulina@omgpu.ru

Домур-оол Чойгана Дмитриевна - старший преподаватель кафедры информатики факультета математики и информатики ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет» (667000, Российская Федерация, г. Кызыл, улица Ленина, д. 36), e-mail: dchoigana@mail. ru

Статья поступила в редакцию 02.06.2020г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.