Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЭТИКИ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЭТИКИ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЭТИКА / ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОБУЧЕНИЯ / ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА / АКТУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ / РЕПУТАЦИЯ ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гачковская Анна Павловна, Ковалева Виктория Валентиновна, Лунева Светлана Владимировна

В данной статье поднимается острая проблема, обусловленная необходимостью понимания такого феномена как академическое мошенничество студентов. Данный феномен часто связывают с низким уровнем учебной мотивации. Эти данные подтверждены рядом зарубежных и отечественных исследований. Однако, роль учебной мотивации может быть переоценена, поскольку в таких исследованиях, как правило, не контролируются характеристики образовательной среды. К таким характеристикам следует отнести поведение преподавателей, одногруппников. Немаловажную, а скорее, ключевую роль, на наш взгляд, играют педагогические технологии, позволяющие снизить возможности для использования академической нечестности со стороны обучающихся. Исследования, проведенные в разных культурных контекстах, показывают, что вероятность академического мошенничества существенно выше для студентов, высоко оценивающих распространенность этой практики среди своих сокурсников. Современная образовательная среда должна быть наполнена рационализированными учебными программами и планами. Преподаватели должны четко понимать, что объем учебной нагрузки и условия тайминга являются ключевыми. Они могут мотивировать студентов к тому, чтобы лучше и ответственнее учиться. В данном случае творческий подход является одним из предикторов снижения концентрации нарушений академической этики. Явления нечестности встречаются, но намного реже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гачковская Анна Павловна, Ковалева Виктория Валентиновна, Лунева Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ASPECTS OF ACADEMIC ETHICS IN TEACHING DISCIPLINES OF THE NATURAL SCIENCE CYCLE AT A LAW SCHOOL

This article raises an acute problem caused by the need to understand such a phenomenon as academic fraud of students. This phenomenon is often associated with a low level of educational motivation. These data are confirmed by a number of foreign and domestic studies. However, the role of educational motivation may be overestimated, since in such studies, as a rule, the characteristics of the educational environment are not controlled. Such characteristics should include the behavior of teachers, classmates. An important, but rather a key role, in our opinion, is played by pedagogical technologies that reduce the opportunities for the use of academic dishonesty on the part of students. Studies conducted in different cultural contexts show that the probability of academic fraud is significantly higher for students who highly appreciate the prevalence of this practice among their fellow students. The modern educational environment should be filled with rationalized curricula and plans. Teachers should clearly understand that the amount of training load and timing conditions are key. They can motivate students to study better and more responsibly. In this case, the creative approach is one of the predictors of reducing the concentration of violations of academic ethics. The phenomena of dishonesty are common, but much less common.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЭТИКИ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

других участников и самостоятельно применяя полученные знания. Как показывает практика, данная технология способствует повышению качества успеваемости студентов, усвоению материала всеми участниками группы, повышению их активности и инициативности на занятии. Она развивает критическое мышление, коммуникативные способности детей, навыки самообразования и самоконтроля, формирует творческое мышление студентов, активизирует их познавательную деятельность. Использование групповых технологий позволяет снять нервное напряжение у обучающихся, создать благоприятный рабочий настрой и повысить уровень комфортности обучения. Она помогает формировать навыки работы с различными источниками информации. Стоит подчеркнуть, такая работа позволяет решить разнообразные воспитательные задачи, среди которых развитие толерантности к друг другу, повышение взаимопонимания и взаимовыручки и т.д.

Литература:

1. Бакмаев, А.Ш. Инновационные методы обучения в образовательном процессе вуза / А.Ш. Бакмаев, Ш.А. Бакмаев, Р.К. Пайзулаева // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - №6 (67). - С. 201-204

2. Куклина, С.С. Коллективная учебная деятельность в группе на этапе совершенствования навыков иноязычного обучения / С.С. Куклина // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 1. - С. 59-61

3. Никулина, Г.С. Технология группового обучения / Г.С. Никулина // Образовательная социальная сеть nsportal.ru [сайт], 2015. - URL: Технология группового обучения | Статья по теме: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru) (дата обращения: 26.03.2023)

4. Симоненко, Н.Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения / Н.Н. Симоненко // Вестник Тихоокеанского государственного университета. - 2012. - № 2. - С. 201-206

5. Старченко, Д.В. Особенности групповой работы при обучении иностранному языку / Д.В. Старченко // Труды БГТУ. Серия 5, История, философия, филология. - 2010. - С. 238-240

6. Черкасова, О.А. Инновационные технологии в вузе / О.А. Черкасова // Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского [сайт], 2018. - URL: cherkasova_osm_2018.pdf - Яндекс.Документы (yandex.ru) (дата обращения: 26.03.2023)

7. Черкасов, М.Н. Инновационные методы обучения студентов / М.Н. Черкасов // «Инновации в науке»: материалы XIV международной заочной научно-практической конференции. Часть II. (19 ноября 2012 г.). - Новосибирск: СибАК, 2012. - С. 124-129

8. Nürnberger Projektgruppe. Erfolgreicher Gruppenunterricht: Praktische Anregungen für den Schulalltag. - Stuttgart: Klett, 2001. - 114 s.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Гачковская Анна Павловна

Северо-Кавказский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Краснодар); преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Ковалева Виктория Валентиновна Северо-Кавказский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Краснодар); старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Лунева Светлана Владимировна Северо-Кавказский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Краснодар)

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЭТИКИ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. В данной статье поднимается острая проблема, обусловленная необходимостью понимания такого феномена как академическое мошенничество студентов. Данный феномен часто связывают с низким уровнем учебной мотивации. Эти данные подтверждены рядом зарубежных и отечественных исследований. Однако, роль учебной мотивации может быть переоценена, поскольку в таких исследованиях, как правило, не контролируются характеристики образовательной среды. К таким характеристикам следует отнести поведение преподавателей, одногруппников. Немаловажную, а скорее, ключевую роль, на наш взгляд, играют педагогические технологии, позволяющие снизить возможности для использования академической нечестности со стороны обучающихся. Исследования, проведенные в разных культурных контекстах, показывают, что вероятность академического мошенничества существенно выше для студентов, высоко оценивающих распространенность этой практики среди своих сокурсников. Современная образовательная среда должна быть наполнена рационализированными учебными программами и планами. Преподаватели должны четко понимать, что объем учебной нагрузки и условия тайминга являются ключевыми. Они могут мотивировать студентов к тому, чтобы лучше и ответственнее учиться. В данном случае творческий подход является одним из предикторов снижения концентрации нарушений академической этики. Явления нечестности встречаются, но намного реже.

Ключевые слова: академическая этика, естественно-научные дисциплины, цифровая трансформация образования, образовательный контент, профессиональные компетенции, цифровые инструменты обучения, оценочные средства, актуализация образовательных навыков, вовлеченность обучающихся, репутация вуза.

Annotation. This article raises an acute problem caused by the need to understand such a phenomenon as academic fraud of students. This phenomenon is often associated with a low level of educational motivation. These data are confirmed by a number of foreign and domestic studies. However, the role of educational motivation may be overestimated, since in such studies, as a rule, the characteristics of the educational environment are not controlled. Such characteristics should include the behavior of teachers, classmates. An important, but rather a key role, in our opinion, is played by pedagogical technologies that reduce the opportunities for the use of academic dishonesty on the part of students. Studies conducted in different cultural contexts show that the probability of academic fraud is significantly higher for students who highly appreciate the prevalence of this practice among their fellow students. The modern educational environment should be filled with rationalized curricula and plans. Teachers should clearly understand that the amount of training load and timing conditions are key. They can motivate students to study better and more responsibly. In this case, the creative approach is one of the predictors of reducing the concentration of violations of academic ethics. The phenomena of dishonesty are common, but much less common.

Key words: academic ethics, natural science disciplines, digital transformation of education, educational content, professional competencies, digital learning tools, evaluation tools, updating educational skills, student engagement, university reputation.

Введение. Проблема академической этики в настоящее время заметно прирастает в своей актуальности. С данной проблемой сегодня необходимо разбираться с помощью исследовательских методов. Изначально следует обратиться к результатам исследований академически честного и академически нечестного поведения старшеклассников - будущих абитуриентов. Существует дифференциация в траектории обращений к этим противоположным понятиям. Так, академическая нечестность является понятием, к которому чаще апеллируют авторы научных статей и исследований. А понятие «академическая честность» больше используется в публицистике и «ценностных текстах» конкретных учебных заведений, в контексте, релевантном анализу академической этики, достойного поведения, доверия в образовательной среде. В данной трактовке следует обратить внимание на немаловажный факт, обусловленный интегрированием академической честности в характеристики личности обучающегося [5; 6].

В широком смысле можно трактовать значение данного феномена как «совокупность ценностей и правил, которые развивают личную честность обучающихся и педагога в ходе реализации всех этапов педагогического процессе, в частности, при обучении и оценивании». Разговор о данном явлении, на наш взгляд, должен быть перенесен из парадигмы борьбы с нечестным академическим поведением в парадигму поощрения честного академического поведения.

Изложение основного материала статьи. С точки зрения психологии нарративы нечестного поведения могут иметь «бихевиоральную» основу, а с точки зрения аксиологии, - необходимо перенести расстановку приоритетов и акцентов в поле ценностных основ личностного развития и рефлексии. В ряде исследований, посвященных данной проблеме, транслируются противоречивые тенденции, обусловленные тем, что понятия эти могут быть не равновесно противопоставлены друг другу, что не может не мотивировать исследователей не только всесторонне анализировать проявления академической честности / нечестности, но и на разработку и подбор таких инновационных педагогических технологий, которые позволят минимизировать соблазн для обучающихся и педагогов прибегать к нарушениям принципов базовой академической этики.

Дискурс данной проблемы чаще всего рассматривается через призму плагиата (списывание, скачивание работ из глобальной сети Интернет и т.п.). Все эти поведенческие нарративы часто встречаются в имплицитных направлениях деятельности обучающихся. В ряде исследований представлены данные о том, что некоторые факторы школьной жизни могут служить предикторами формирования паттернов академической нечестности. В данных таких исследований встречается параллель между школьной нечестностью, которая находится внутри системы (когда не все может осознаваться обучающимися в моменте), и нарративами поведенческих моделей тех респондентов, которые уже вышли из этой системы, но все еще хорошо о ней помнят. В данном случае речь идет о студентах 1 и 2 курсов вуза [7; 8; 9].

В работах Л.С. Илюшина, А.А. Азбель, в рамках XIII Международной конференции Исследователей Высшего образования «Новые образовательные результаты для благополучия и успеха», представлены данные о мотивах академической нечестности (рисунок 1), оценках смысла заданий (рисунок 2), а также факторах, формирующих паттерны академической нечестности (рисунок 3).

90 80 70 60 50 40 30 20 10

Наличие сильного желания Наличие страха получить получить высокую оценку низкую,

неудовлетворительную оценку

0

Рисунок 1. Количественные показатели о мотивах академической нечестности по выборке старшеклассников, %

Студенты 1 и 2 курсов, показали следующие данные (рисунок 1). Когда они учились в общеобразовательной школе, то доминирующими мотивами у большинства из них был либо высокий уровень мотивации на получение отличной оценки, для повышения шансов на успешность своего портфолио и построения дальнейшей учебной траектории (практически 90% из них списывали или скачивали ответы на предложенные задания довольно часто; либо использование ими плагиата в процессе обучения было обусловлено сильным страхом получения низкой оценки. Практически 80% этих обучающихся, нынешних студентов 1 и 2 курсов, продолжают прибегать к повторению использования академической нечестности.

Интересные результаты позиционируются в парадигме смыслов заданного в двух ипостасях: по содержанию и по предназначению (рисунок 2).

т

Налвчвев задавав высокого уровни сложноств

Рисунок 2. Количественные показатели об оценках смысла получаемых заданий по выборке старшеклассников, %

Данные, касающиеся смысловой трактовки получаемых заданий также являлись катализатором использования академической нечестности. Больше половины респондентов заявили, что всегда прибегают к списыванию или скачиванию ответов на задание, если не понимают его целесообразности. 66,9% участников опроса не пытаются разобраться в сложном материале, требующем дополнительных усилий для качественного усвоения. По этой причине они используют данные готовых заданий, размещенных в глобальной сети Интернет в свободном доступе, либо обращаются за помощью к успешно усваивающим материал однокурсникам, чтобы списать.

Среди факторов, формирующих паттерны академической нечестности, обучающиеся, чаще всего, называют следующие: во-первых, не актуализированное содержание, отсутствие четких инструкций к заданиям (71,8%); во-вторых, одинаковая требовательность педагога без учета личных мотивов обучающихся (65,5%); в-третьих, «несправедливая» система оценивания (62%); в-четвертых, несбалансированная учебная нагрузка (38,7%); однообразие методов преподавания (11,3%) и др. В ходе анализа этих данных становится очевидной потребность во всестороннем анализе, именно на качественном уровне, их сущностных характеристик. Парадигма субъективности в данном случае доминирует, но так как этот феномен приобретает массовый характер, необходимо найти пути решения проблемы, связанной с нарушениями академической этики в вузах. При этом важно заметить, что «несправедливая система оценивания», - в этом случае речь идет о ясности и четкости самой процедуры, ее объективности, прозрачности и релевантности конкретной педагогической цели, а не о субъективных мнениях обучающихся.

Нет, скорее не согласен

Нет. полностью не согласен

63,4 13,4

13,4 34,5

3,5 12,7

0%

20%

40%

60% 80%

100%

" Чем строже преподаватель,тем чаше я использую приемы академической нечестности Чем лояльнее преподаватель,тем чаще я прибегаю к нарушениям академической этики

Рисунок 3. Количественные показатели об оценках строгости-попустительстве преподавателя

по выборке студентов 1 курса, %

На наш взгляд, проблема кроется именно в педагогических технологиях, точнее их игнорировании со стороны преподавателей. Из представленных данных опроса видно, что доступность готовых выполненных заданий в глобальной

сети Интернет, не является конструктивной доминантой для формирования у обучающихся нечестного академического поведения [1; 2].

В настоящее время конкуренция за академически честное поведение находится между двумя концептами: с одной стороны, это учебная усталость, проявляющаяся в таком состоянии обучающегося, когда он активно и регулярно уклоняется от совершения образовательных усилий; с другой стороны - это инновационное образовательное поведение [12].

В настоящее время необходимо перенести понимание проблемного поля в спектр таких педагогических задач, которые позволят найти такие педагогические технологии, с помощью которых можно будет: сместить мотивацию обучающихся с учебной усталости в инновационное образовательное поведение; понять, что школьный опыт можно использовать как ресурс мотивации к непрерывному образованию; транслировать концепцию развития академической честности не только как ресурса высокого уровня профессионализации, но и понимания опыта честности как фактора развития гражданской идентичности.

В процессе преподавания общеобразовательных дисциплин в юридическом вузе можно использовать такие инновационные педагогические технологии, которые позволят минимизировать процесс нарушения академической этики со стороны обучающихся. В первую очередь, этого можно достичь при использовании сквозных цифровых технологий и сервисов [2].

В настоящее время в вузах создается такая электронная информационно-образовательная среда, которая гарантирует соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, в первую очередь, а также создает все необходимые условия для реализации профессиональных программ различного уровня. Благодаря этому внедрению и эффективному использованию цифровых технологий приоритетные педагогические задачи будут решены.

В качестве ресурсов для минимизации нарушений академической этики со стороны студентов можно в ходе занятия использовать, например, виртуальные доски, когда в моменте будет видно, кто из обучающихся находится вне поля активной работы. Возможность рисования от руки, выбор шаблонов, которые помогут структурировать и организовать планирование или мозговой штурм, создание интеллект-карт, ведения проектов и планирования по технологиям agile, чат для общения с командой. Пространство доски бесконечно, при этом навигация и управление размером рабочего пространства позволяет быстро осуществлять поиск необходимой информации.

В единой образовательной среде в процессе наполнения электронного учебного курса преподаватель может однократно создать большой пул для банка тестовых заданий, а программу будет их комбинировать для обучающихся таким образом, чтобы списывать ответы на тест у одногруппников было невозможно. Но тестовые задания - это всего лишь знаниевая модель. Сегодня на приоритетные позиции выходят интерактивные и практико-ориентированные технологии. Среди форм такой работы могут выступать цифровые портфолио и проекты, в процессе выполнения которых плагиат минимизирован [7; 8].

Особо болезненным моментом является оценивание знаний. Выше была представлена линия, транслируемая в большинстве ответов участников опроса, характеризующая оценку, как «несправедливую». Цифровые инструменты для контроля знаний учащихся в настоящее время весьма популярны. Одним из таких инструментов является сервис для создания тестов, опросов и онлайн-викторин, - Kahoot. Создание своего алгоритма и педагогического дизайна собственного занятия в этом сервисе займет считанные минуты, при этом данная технология позволяет выбрать уже готовый материал из более чем 30 миллионов шаблонов. Целевая аудитория при этом имеет все возможности для ответов на созданные преподавателем тесты и разноуровневые задачи и задания с планшетов, ноутбуков, смартфонов, с любых устройств, имеющих доступ к глобальной сети Интернет. Созданные в Kahoot задания позволяют включить в них фотографии и даже видеофрагменты. Темп выполнения викторин, тестов регулируется путём введения временного предела для каждого вопроса. При желании преподаватель может продумать балльно-рейтинговую систему оценок за ответы на поставленные вопросы, их правильность и скорость [9; 10; 11].

Выводы. Таким образом, можно прийти к выводу, что минимизация академической нечестности возможна при наличии у преподавателей мотивации к профессиональному росту и постоянному повышению своей квалификации через освоение прогрессивных инновационных педагогических технологий. У обучающихся, которые изначально не отрицают факта использования плагиата, как одного из привычных навыков их школьного опыта, должны появится установки на необходимость формирования совсем иного нарратива.

Предикторами выбора студентами нарратива обмана являются содержательные стороны учебного процесса, необходим масштабный процесс рационализации учебных программ, планов. Преподаватели должны стремятся к тому, чтобы нагрузка для обучающихся была посильной, чтобы они были мотивированы, а не перегружены. Этот фактор делает обучение процессом творческим. Явления нечестности встречаются в такой образовательной среде намного реже [3; 4].

Практика наказаний за нечестность в студенческой среде в российских вузах пока масштабно не проработана. Наиболее сложным, на наш взгляд, является именно преподавание общеобразовательных дисциплин, так как творческая составляющая минимизирована, например, в математике, или дисциплинах естественно-научного цикла, таких, как: химия, физика, биология и др. Однако, явление превенции и применения санкций нельзя считать массовым. Все же большая часть учащихся и даже преподавателей предпочитает смотреть на проблему сквозь пальцы. Лояльное отношение является тормозом, который не дает развиваться качественному образованию в России. Это понимание, на наш взгляд, только начинает приходить в современный образовательный социум и дискурс со стороны академического сообщества.

Таким образом, описанная ситуация представляет собой серьезную угрозу для всей системы высшего образования в нашей стране. Для вузов массовое распространение нарушений академической этики чревато огромными репутационными издержками, а для студентов - сдерживанием личностного и интеллектуального роста, обесцениванием диплома и полным отсутствием конкурентоспособности на рынке труда.

Литература:

1. Инновационные методы преподавания естественно-научных дисциплин в современном вузе / К.Г Алиева, П.М. Даниялова, А.М. Магомедов, Д.М. Дагирова, З.М. Дагирова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2021. - №01. - С. 38-40

2. Боцоева, А.В. О ресурсах цифровизации высшего образования в контексте перехода на инновационный уровень / А.В. Боцоева, С.К. Гучетль, Ю.С. Кульбит // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-2. -С. 59-62

3. Горовенко, Л.А. Анализ дидактических возможностей использования в образовательном процессе инструментария виртуальной доски RealTimeBoard / Л.А. Горовенко, Г.А. Алексанян // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. - 2019. - №2 (241). - С. 47-53

4. Гречкина, Л.Ю. Академическая недобросовестность как псевдоадаптивное поведение студентов вуза / Л.Ю Гречкина // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2019. - №1. - С. 27-34

5. Дремова, О.В. Академическое мошенничество студентов: обзор теоретических концепций и мер предотвращения / О.В. Дремова // Педагогика и психология образования. - 2020. - №2. - С. 93-111

6. Дремова, О.В. В поисках справедливости в университете: критика и оправдание практик академического мошенничества студентами / О.В. Дремова, Н.Г. Малошонок, Е.А. Терентьев // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2020. - №4. - С. 366-394

7. Мартишина, Н.В. Студенты как акторы совместной ответственности при формировании академической этики в вузе (по материалам экспертного опроса) / Н.В. Мартишина // Приоритеты и ценности воспитания и развития личности в современном социуме: материалы всероссийской научно-практической онлайн-конференции, 29-30 окт. 2020 г., Рязань: Ряз. Гос. ун-т им. С.А. Есенина. - 2020. - С. 89-92

8. Пирметова, С.Я. Применение интерактивных методов обучения математике в юридическом вузе для повышения уровня профессиональной подготовленности выпускников / С.Я. Пирметова, У.А. Шамсутдинова // Вестник СПИ. - 2017. -№2 (22). - С. 22-24

9. Проблемы преподавания общеобразовательных дисциплин в юридическом вузе и подходы к их решению / Г.И. Козырева, Е.А. Колупаева, А.В. Книга, М.В. Осанова // Образование и право. - 2020. - №11. - С. 213-217

10. Раджабова, Ж.К. Использование инновационных технологий в процессе обучения праву / Ж.К. Раджабова, К.А. Исмаилова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - №4. - С. 172-173

11. Самарина, М.Н. Использование информационных технологий в учебном процессе как средство повышения качества юридического образования / М.Н. Самарина // НПЖ «Диалог». - 2016. - №2 (3). - С. 35-40

12. Шмелева, Е.Д. Академическое мошенничество студентов: учебная мотивация vs образовательная среда / Е.Д. Шмелева, Т.В. Семенова // Вопросы образования. - 2019. - №3. - С.101-121

Педагогика

УДК 378

ассистент Гаязова Алина Алмазовна

Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (г. Казань)

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ПОЛИЯЗЫЧНОЙ

СРЕДЕ

Аннотация. Целью статьи является изучение сущности поликультурного подхода в образовании и его методологических основ. В статье обосновывается значимость реализации поликультурного образования на современном этапе развития мирового социума с целью повышения уровня личностного развития и профессиональной подготовки будущих учителей иностранных языков. Для обоснования потребности реализации поликультурного образования в работе проанализированы основные методологические аспекты традиционных и инновационных подходов в образовании. Некоторые исследователи считают, что необходимо больше изучать культурные особенности разных стран, учитывая информацию о диалоге культур. Другие авторы считают, что поликультурализм развивается через личностное развитие и профессиональную подготовку, и придерживаются использования инновационных методов обучения. Нами определены подходы к воспитанию поликультурализма с учетом методов преподавания и обучения в межкультурном и полиязычном пространстве. Воспитывать профессиональные качества будущих учителей иностранных языков необходимо, сочетая классические методы c инновационными подходами. Также личностное развитие студента имеет решающее значение, так как направлено на изучение особенностей общения в разных культурах.

Ключевые слова: поликультурализм, педагогика, иностранные языки, методы обучения, полиязычная среда.

An^taUm. The purpose of the article is to study the multicultural approach essence in education and its methodological foundations. The article substantiates the importance of the multicultural education implementation at the present stage of the world society development in order to increase the personal development level and professional training of future foreign languages teachers. To substantiate the need for the multicultural education implementation, the article analyzes the main methodological aspects of traditional and innovative approaches in education. Some researchers believe that it is necessary to study more the cultural characteristics of different countries, given the information about the dialogue of cultures. Other authors believe that multiculturalism develops through personal development and vocational training, and adhere to the use of innovative teaching methods. We have identified approaches to the multicultural education, taking into account the methods of teaching and learning in an intercultural and multilingual space. It is necessary to educate the professional qualities of future foreign languages teachers by combining classical methods with innovative approaches. Also, the personal development of a student is crucial, as it is aimed at studying the characteristics of communication in different cultures.

Key words: multiculturalism, pedagogy, foreign languages, teaching methods, multilingual environment.

Введение. В условиях интенсивного развития международных отношений культурно-языковой обмен на национальном и международном уровнях между государствами происходит на постоянной основе. Многие ученые резонно отмечают, что сегодня для эффективной межкультурной коммуникации необходимо владеть более чем одним-двумя иностранными языками. Также важно быть в курсе культурного развития страны, язык которой изучается, а также знать ценностные ориентации и национальное мировоззрение народов. Считается, что указанное определяет главенствующую роль поликультурного образования.

Поликультурно маркированная глобализация характеризуется растущим информационным пространством, в котором культуры интегрируются и/или ассимилируются, пересекаются и/или распадаются, а также устанавливаются поликультурные ценностные ориентации в мировоззрении будущих учителей иностранных языков (ИЯ). В свою очередь, роль учителей ИЯ заключается в передаче и переводе таких поликультурных ценностей следующим поколениям.

Фундаментальной потребностью современного профессионального образования является потребность рынка в будущих преподавателях ИЯ, обладающих знаниями и навыками на высоком образовательном уровне в области преподавания ИЯ, это должны быть поликультурно развитые личности. Только система высшего образования позволит обществу решить указанную проблему. Успешно организованный образовательный процесс может сформировать у будущих учителей ИЯ профессиональную компетентность по избранной специальности и сделать их конкурентоспособными и высококвалифицированными на международном рынке труда.

Исследование направлено на определение подходов к формированию поликультурализма будущих учителей ИЯ в межкультурном и полиязычном пространстве, с одной стороны, а с другой, на разработку/улучшение соответствующих образовательных методик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.