Научная статья на тему 'ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ПОЛИЯЗЫЧНОЙ СРЕДЕ'

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ПОЛИЯЗЫЧНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРАЛИЗМ / ПЕДАГОГИКА / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПОЛИЯЗЫЧНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаязова Алина Алмазовна

Целью статьи является изучение сущности поликультурного подхода в образовании и его методологических основ. В статье обосновывается значимость реализации поликультурного образования на современном этапе развития мирового социума с целью повышения уровня личностного развития и профессиональной подготовки будущих учителей иностранных языков. Для обоснования потребности реализации поликультурного образования в работе проанализированы основные методологические аспекты традиционных и инновационных подходов в образовании. Некоторые исследователи считают, что необходимо больше изучать культурные особенности разных стран, учитывая информацию о диалоге культур. Другие авторы считают, что поликультурализм развивается через личностное развитие и профессиональную подготовку, и придерживаются использования инновационных методов обучения. Нами определены подходы к воспитанию поликультурализма с учетом методов преподавания и обучения в межкультурном и полиязычном пространстве. Воспитывать профессиональные качества будущих учителей иностранных языков необходимо, сочетая классические методы c инновационными подходами. Также личностное развитие студента имеет решающее значение, так как направлено на изучение особенностей общения в разных культурах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаязова Алина Алмазовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTICULTURAL EDUCATION OF FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHERS IN A MULTILINGUAL ENVIRONMENT

The purpose of the article is to study the multicultural approach essence in education and its methodological foundations. The article substantiates the importance of the multicultural education implementation at the present stage of the world society development in order to increase the personal development level and professional training of future foreign languages teachers. To substantiate the need for the multicultural education implementation, the article analyzes the main methodological aspects of traditional and innovative approaches in education. Some researchers believe that it is necessary to study more the cultural characteristics of different countries, given the information about the dialogue of cultures. Other authors believe that multiculturalism develops through personal development and vocational training, and adhere to the use of innovative teaching methods. We have identified approaches to the multicultural education, taking into account the methods of teaching and learning in an intercultural and multilingual space. It is necessary to educate the professional qualities of future foreign languages teachers by combining classical methods with innovative approaches. Also, the personal development of a student is crucial, as it is aimed at studying the characteristics of communication in different cultures.

Текст научной работы на тему «ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ПОЛИЯЗЫЧНОЙ СРЕДЕ»

5. Дремова, О.В. Академическое мошенничество студентов: обзор теоретических концепций и мер предотвращения / О.В. Дремова // Педагогика и психология образования. - 2020. - №2. - С. 93-111

6. Дремова, О.В. В поисках справедливости в университете: критика и оправдание практик академического мошенничества студентами / О.В. Дремова, Н.Г. Малошонок, Е.А. Терентьев // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2020. - №4. - С. 366-394

7. Мартишина, Н.В. Студенты как акторы совместной ответственности при формировании академической этики в вузе (по материалам экспертного опроса) / Н.В. Мартишина // Приоритеты и ценности воспитания и развития личности в современном социуме: материалы всероссийской научно-практической онлайн-конференции, 29-30 окт. 2020 г., Рязань: Ряз. Гос. ун-т им. С.А. Есенина. - 2020. - С. 89-92

8. Пирметова, С.Я. Применение интерактивных методов обучения математике в юридическом вузе для повышения уровня профессиональной подготовленности выпускников / С.Я. Пирметова, У.А. Шамсутдинова // Вестник СПИ. - 2017. -№2 (22). - С. 22-24

9. Проблемы преподавания общеобразовательных дисциплин в юридическом вузе и подходы к их решению / Г.И. Козырева, Е.А. Колупаева, А.В. Книга, М.В. Осанова // Образование и право. - 2020. - №11. - С. 213-217

10. Раджабова, Ж.К. Использование инновационных технологий в процессе обучения праву / Ж.К. Раджабова, К.А. Исмаилова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - №4. - С. 172-173

11. Самарина, М.Н. Использование информационных технологий в учебном процессе как средство повышения качества юридического образования / М.Н. Самарина // НПЖ «Диалог». - 2016. - №2 (3). - С. 35-40

12. Шмелева, Е.Д. Академическое мошенничество студентов: учебная мотивация vs образовательная среда / Е.Д. Шмелева, Т.В. Семенова // Вопросы образования. - 2019. - №3. - С.101-121

Педагогика

УДК 378

ассистент Гаязова Алина Алмазовна

Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (г. Казань)

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ПОЛИЯЗЫЧНОЙ

СРЕДЕ

Аннотация. Целью статьи является изучение сущности поликультурного подхода в образовании и его методологических основ. В статье обосновывается значимость реализации поликультурного образования на современном этапе развития мирового социума с целью повышения уровня личностного развития и профессиональной подготовки будущих учителей иностранных языков. Для обоснования потребности реализации поликультурного образования в работе проанализированы основные методологические аспекты традиционных и инновационных подходов в образовании. Некоторые исследователи считают, что необходимо больше изучать культурные особенности разных стран, учитывая информацию о диалоге культур. Другие авторы считают, что поликультурализм развивается через личностное развитие и профессиональную подготовку, и придерживаются использования инновационных методов обучения. Нами определены подходы к воспитанию поликультурализма с учетом методов преподавания и обучения в межкультурном и полиязычном пространстве. Воспитывать профессиональные качества будущих учителей иностранных языков необходимо, сочетая классические методы c инновационными подходами. Также личностное развитие студента имеет решающее значение, так как направлено на изучение особенностей общения в разных культурах.

Ключевые слова: поликультурализм, педагогика, иностранные языки, методы обучения, полиязычная среда.

An^taUm. The purpose of the article is to study the multicultural approach essence in education and its methodological foundations. The article substantiates the importance of the multicultural education implementation at the present stage of the world society development in order to increase the personal development level and professional training of future foreign languages teachers. To substantiate the need for the multicultural education implementation, the article analyzes the main methodological aspects of traditional and innovative approaches in education. Some researchers believe that it is necessary to study more the cultural characteristics of different countries, given the information about the dialogue of cultures. Other authors believe that multiculturalism develops through personal development and vocational training, and adhere to the use of innovative teaching methods. We have identified approaches to the multicultural education, taking into account the methods of teaching and learning in an intercultural and multilingual space. It is necessary to educate the professional qualities of future foreign languages teachers by combining classical methods with innovative approaches. Also, the personal development of a student is crucial, as it is aimed at studying the characteristics of communication in different cultures.

Key words: multiculturalism, pedagogy, foreign languages, teaching methods, multilingual environment.

Введение. В условиях интенсивного развития международных отношений культурно-языковой обмен на национальном и международном уровнях между государствами происходит на постоянной основе. Многие ученые резонно отмечают, что сегодня для эффективной межкультурной коммуникации необходимо владеть более чем одним-двумя иностранными языками. Также важно быть в курсе культурного развития страны, язык которой изучается, а также знать ценностные ориентации и национальное мировоззрение народов. Считается, что указанное определяет главенствующую роль поликультурного образования.

Поликультурно маркированная глобализация характеризуется растущим информационным пространством, в котором культуры интегрируются и/или ассимилируются, пересекаются и/или распадаются, а также устанавливаются поликультурные ценностные ориентации в мировоззрении будущих учителей иностранных языков (ИЯ). В свою очередь, роль учителей ИЯ заключается в передаче и переводе таких поликультурных ценностей следующим поколениям.

Фундаментальной потребностью современного профессионального образования является потребность рынка в будущих преподавателях ИЯ, обладающих знаниями и навыками на высоком образовательном уровне в области преподавания ИЯ, это должны быть поликультурно развитые личности. Только система высшего образования позволит обществу решить указанную проблему. Успешно организованный образовательный процесс может сформировать у будущих учителей ИЯ профессиональную компетентность по избранной специальности и сделать их конкурентоспособными и высококвалифицированными на международном рынке труда.

Исследование направлено на определение подходов к формированию поликультурализма будущих учителей ИЯ в межкультурном и полиязычном пространстве, с одной стороны, а с другой, на разработку/улучшение соответствующих образовательных методик.

Изложение основного материала статьи. Прежде чем проводить исследования и разрабатывать методы обучения поликультурализму, необходимо определить, что означают эти понятия. Идеи исследования поликультурализма как в отечественной, так и в зарубежной литературе не так уж новы. Однако необходимо отметить две вещи. Во-первых, это в основном иностранные авторы, проводившие исследования в этой области [5; 7; 8; 9; 10; 12; 14; 16]. Во-вторых, основные исследования проводились до 2000 г. Отечественные современные исследования хронологически более поздние. Изученная литература позволяет сделать вывод, что поликультурализм - это процесс, прочно связанный с погружением (вхождением) человека в другую культуру. При этом погружение в культурное разнообразие и уникальность происходит через развитие личной культуры.

Поликультурное образование является важным механизмом вовлечения будущих учителей ИЯ во всестороннюю информационную основу культуры своего народа по сравнению с культурами за пределами родины. Кроме того, оно формирует представления о разнообразии культур в мире и учит позитивному отношению к культурным различиям.

Д. Голлник и П. Шин понимают поликультурное образование как образовательную стратегию, в которой культурный менталитет субъектов образования считается положительным и занимает центральное место в организации учебного процесса [10]. Г. Жиру рассматривает такое образование как процесс, существенно влияющий на личностное развитие личности, т. е. как процесс, обусловленный межличностным сосуществованием двух или более культур [9].

Таким образом, делается вывод о том, что поликультурализм воспитывается через способность к общению и через личностное развитие. Ведущей функцией поликультурного образования является формирование личности, готовой работать в полиэтнической и поликультурной среде через границы, а значит, и культуры (чтобы в результате происходило межкультурное общение и обмен ценностями), ориентированные на конструктивное взаимодействие и диалог культур независимо от представителя культуры.

Далее Л.В. Столярчук определяет поликультурное образование как уникальный образ мышления, основанный на идеях свободы, справедливости и равенства [3]. Безпалько О. и Веретенко Т. считают, что основными задачами поликультурного образования должны быть удовлетворение образовательных потребностей всех этносов, во-первых, а во-вторых, подготовка людей к жизни в поликультурном обществе. Это определяет рамки решения ряда конкретных педагогических задач:

• глубокое и всестороннее владение историей и культурой соответствующего народа как (поли) этноса;

• формирование представления о культурном разнообразии мира, понимания и внутреннего принятия равноправия народов и равноценности их культур, воспитание позитивного отношения к культурным различиям как фактору поступательного развития мировой цивилизации и самореализации личности;

• воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и способствующим самореализации индивидуального характера;

• создание условий для интеграции обучающихся в культуру других народов;

• развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с представителями разных культур;

• воспитание в духе мира;

• развитие этнической толерантности;

• формирование осознанных положительных ценностных ориентаций личности в отношении культурного наследия;

• воспитание уважения к истории и культуре других народов;

• создание поликультурной среды как основы взаимодействия личности с представителями разных культур;

• формирование у студента способности к личностному культурному самоопределению [4].

Хуренко О. отводит будущему учителю ИЯ роль, известную как «посредник культур». Понятие расшифровывается как специалист, активно занимающийся межкультурной полиязычной коммуникацией [11]. Такие специалисты видятся посредниками между культурами - культурой своей страны и страны, язык которой изучается; они освоили иностранный язык как средство межкультурного общения. Поэтому любое знание, полученное через иностранный язык, будет усваиваться только через призму знаний, сформированных через восприятие и освоение родной культуры.

На сегодняшний день существует множество подходов, применимых к воспитанию поликультурализма будущих учителей ИЯ. Анализ уже разработанных методик обучения поликультурализму позволяет ученым и практикам адаптировать практические рекомендации отечественных и зарубежных исследователей к практическим условиям образования.

Обучение поликультурализму будущих учителей ИЯ начинается с изучения иностранного языка в детском саду, школе, вузе и т.д. Для этой цели могут применяться как традиционные, так и инновационные подходы. Некоторые из них представлены ниже.

Чтение книг. Практически все педагоги-практики, прививающие поликультурализм будущим учителям ИЯ, используют этот подход на регулярной основе. Результаты исследования PISA в контексте общекультурного развития личности указывают на: а) подход к читательской грамотности как к способности понимать текст в целом, включая суть его слов; б) потребность в определении ценности представленной в тексте информации; в) умение анализировать и интерпретировать текст, размышлять над содержанием текста и осмысленно формулировать мысли о прочитанном, критически оценивать позицию автора и манеру их изложения.

При обучении иностранному языку - английскому, китайскому, немецкому, французскому, по отзывам преподавателей Казанского Инновационного Университета им. В.Г. Тимирясова выявлено, что часто возникает желание выйти за рамки учебной программы и расширить круг изучаемых тем. В этом помогают аутентичные тексты, т. е. книги, взятые из языковой и культурной практики носителей языка, написанные для носителей языка носителями языка [1]. Аутентичные тексты богаты лингвистическим, социокультурным и историческим материалом и более информативны, чем неаутентичные тексты. Студенты воспринимают такие тексты с большим интересом и энтузиазмом.

Очень важно, чтобы учитель/преподаватель ИЯ задавал соответствующие вопросы, которые могут побудить обучающихся углубиться в изучение других языков и культур, повысить их осведомленность посредством рефлексии и самонаблюдения.

Фильмы и другие средства массовой информации. В. Шкарлет считает, что изучать ИЯ необходимо с помощью интерактивных и инновационных подходов, которые до сих пор применялись в основном в процессе самообразования [15]. Современные технологии позволяют изучать иностранный язык по фильмам, мультфильмам и другим сериалам и программам. Они являются первоисточником живого иностранного языка и позволяют понять не только то, какие слова используются в тех или иных диалогах, но и то, как они употребляются, с какой интонацией все произносится, а те, кто достаточно сконцентрирован и внимателен, могут даже следить за употреблением мимики и жестов.

Общение в социальных сетях. Сегодня социальные сети играют решающую роль в личном и профессиональном развитии каждого человека. Студенты-миллениалы отмечают, что им невозможно жить в современном мире общения без медиаплатформ и цифровых технологий. Сегодня они стали новой нормой для поколений, особенно для поколений Y и Z. Таким образом, становится очевидным и необходимым общение в социальных сетях. Студенты могут общаться на разных

языках друг с другом, и они могут адаптироваться к любой языковой среде, стремясь понять иностранный язык и свободно говорить на нем через границы в многоязычном пространстве. Читая комментарии и наблюдая за структурой предложений носителей языка и бегло говорящих на иностранном языке, можно натолкнуться на словарный запас и грамматику, которые демонстрируют специфическое использование языка: сокращения, непредсказуемые слова в обычном формате и контексте и так далее.

Согласно В. Шкарлет [15], О. Чайка и М. Пейс [6], интерактивные и инновационные технологии повышают поликультурную компетентность обучающихся, позволяют систематизировать результаты деятельности студентов в процессе обучения.

Для применения инновационных технологий в поликультурном образовании современный учитель/преподаватель ИЯ может проводить занятия и давать/принимать задания через социальные сети. Например, это может быть блог на различные темы или обсуждение на странице в социальной сети, которые находятся в открытом доступе, и студенты могут комментировать и делиться своими мыслями и проблемами. Есть возможность познакомиться с носителями языка онлайн, создавать чаты, площадки для общения и обмена опытом. Несомненно, для более быстрого прогресса в поликультурном образовании преподаватели ИЯ могут применять различные образовательные методики, направленные на удовлетворение потребностей успешной межкультурной коммуникации в полиязычном классе. Поэтому учителю необходимо учитывать формирование у обучающихся умения «вступать в групповое взаимодействие, хорошо владеть лингвокультурной лексикой соответствующего социума» [2].

Некоторые авторы уделяют особое внимание личностным качествам; однако ученые не игнорируют профессиональные компетенции будущих учителей ИЯ для полиязычного общества [6]. Общее интеллектуальное развитие человека также очень важно, так как позволяет ему быть осведомленным в разных областях, что позволяет вести эффективные, увлекательные и содержательные диалоги.

Для повышения эффективности реализации технологии, направленной на поликультурное воспитание личности, необходимо учитывать следующее: комплексный подход к развитию личности, ориентация на возраст и индивидуальные особенности в развитии личности, учет региональных возможностей и конкретных социокультурных ситуаций, обеспечение повышения общей культуры межнационального общения в многоязычном пространстве, поликультурное разнообразие региона.

Гуманное поведение в воспитании. Хотя основные качества в человеке формируются в большей степени в детстве и семейной среде, педагоги не могут не влиять на образовательные процессы и наблюдать за тем, как обучающиеся действуют в соответствии со своими ценностями и убеждениями, воплощенными в их личностных качествах. Для этой цели необходимо обсудить определенные ситуации, в которых проявляется гуманное отношение человека к природе и другим людям.

К сожалению, сегодня в системе высшего педагогического образования существует противоречие между преимущественно квалифицированной формой обучения и личностным развитием студентов в процессе обучения. В образовательном процессе высших учебных заведений по-прежнему основное внимание уделяется усвоению студентами академических знаний и профессиональных методов организации труда. В то же время развитие личности будущего учителя ИЯ остается за пределами педагогической компетенции. Поэтому усилия современных ученых по созданию гуманистически ориентированных технологий и побуждению кадров к оказанию методической помощи в освоении и внедрении таких технологий в образовательный процесс не приводят к принципиальным изменениям в системе образования.

Каждая эпоха преломляла сущность человечества. Правда, вне зависимости от эпохи, основные черты этого качества: безусловное принятие гуманистических ценностей, внимание и интерес к внутреннему миру обучающегося, стремление к восприятию целостных знаний о человеке, способность глубже проникнуть в сложный духовный мир человека, способность оказывать эффективную помощь с тактом и чуткостью, доверие ребенку/ученику, педагогический оптимизм, уверенность в ребенке/ученике и себе, способность опираться на положительные личностные черты и качества, справедливость и умение сочетать настойчивость и уважение к личности.

Постоянные интерактивные занятия и самосовершенствование. Данный подход применяется при использовании акмеологических условий поликультурного образования для будущих учителей ИЯ и направлен на стимулирование и поддержку высокого уровня личностной активности обучающегося. Педагоги направляют обучающихся и мотивируют их к саморазвитию, ставя индивидуальные задания внеаудиторного содержания [13].

На сегодняшний день многие отечественные учителя проделали аналогичную работу по составлению своих подходов и методов обучения для обучения, роста и развития будущих учителей ИЯ. Кроме того, некоторые авторы делают акцент на изучение культуры людей, участвующих в процессе общения.

Можно выделить тренировочные упражнения для формирования поликультурной компетентности по четырем типам: рецептивные, рецептивно-репродуктивные, рецептивно-продуктивные и продуктивно-творческие.

Упражнениями рецептивного типа являются чтение текстов культурологии и страноведения. Рецептивно-репродуктивный тип используется для устранения лексико-грамматических затруднений, формирования прогностических навыков и умений, расширения культурно-краеведческого кругозора обучающихся. Выполняя эти упражнения, обучающиеся должны понимать и уметь создавать или дополнять культурную информацию, представленную в ситуациях иноязычного общения в межкультурной многоязычной среде.

Рецептивно-продуктивная деятельность направлена на воспитание самостоятельной, инициативной личности, проявляющейся в стремлении понимать и оценивать информацию, узнавать существующие связи между новыми и уже известными явлениями культуры, находить нестандартные пути решения тех или иных задач. Продуктивные или творческие упражнения развивают критическое мышление обучающихся, их познавательную активность, самостоятельность в решении учебных задач и внеучебных ситуаций.

Выводы. Существует несколько подходов к преподаванию поликультурализма будущим учителям ИЯ в межкультурном и полиязычном пространстве. Некоторые исследователи считают, что необходимо больше изучать культурные особенности разных стран, учитывая информацию о диалоге культур. Другие авторы считают, что поликультурализм развивается через личностное развитие и профессиональную подготовку, и придерживаются использования инновационных методов обучения, основанных на подходе классического обучения.

Предлагаемые подходы к воспитанию выбираются с учетом методики преподавания и обучения для поликультурного образования в межкультурном и полиязычном пространстве. Воспитывать профессиональные качества будущих учителей ИЯ необходимо классическими методами, читая литературу и применяя инновационные подходы. К ним относятся просмотр фильмов и общение в социальных сетях.

Личностное развитие студента имеет решающее значение, так как направлено на изучение особенностей общения в разных культурах. В частности, необходимо подготовить индивидуальные творческие задания для студентов, которые могут формировать такие навыки, как написание научных статей, проведение исследований индивидуально или в группе.

Практическая ценность исследования заключается в возможности применения комплексного подхода или отдельных идей для реализации в методике обучения студентов иностранному языку преподавателями высших учебных заведений.

Дальнейшие исследования заключаются в расширении инновационных подходов к воспитанию поликультурализма будущих учителей ИЯ и возможности их применения в современной системе высшего образования.

Литература:

1. Кулькова, М.А. Развитие читательской компетенции с помощью аутентичного текста на уроке немецкого языка / С.С. Паутова, М.А. Кулькова // Традиции и инновации в преподавании иностранного языка: Материалы X Всероссийской научно-практической конференции (24 декабря 2020 г.). - Казань: Казанский ГМУ, 2020. - С. 68-72

2. Савенкова, О. Чтение аутентичных текстов / О. Савенкова // Иностранные языки, 2013. - URL: https://iyazyki.prosv.m/2013/12/reading-authenti/?ysdid=lfnv9rbxab452806852

3. Столярчук, Л.В. Поликультурная среда как фактор формирования двуязычной коммуникативной компетентности / Л.В. Столярчук // Образование в современной школе. - 2014. - №12. - С. 6-8

4. Bezpalko, O. Influence of polycultural education on the formation of a modern student's personality / O. Bezpalko, T. Veretenko // Modern Ukrainization: problems of language, literature and culture. - №6. - 2014. - Р. 448-451

5. Brown, H. Principles of language learning and teaching / H. Brown. - NY: Longman, 2000. - 78 p.

6. Chaika, O. Environmental approach in higher education for polyculturalism in foreign language instruction / O. Chaika, M. Pace // Molod i rynok [Youth and the market]. - №9(195). - 2021. - Р. 52-55. - URL: https://doi.org/10.24919/2308-4634.2021.243893

7. Chisholm, I.M. Preparing Teachers for Multicultural Classrooms / I.M. Chisholm. - The Journal of Educational Issues of Language Minority Students, 1994. - P. 48-56

8. Davidman, L. "Teaching with a Multicultural Perspective: A Practical Guide." / L. Davidman, P.T. Davidman // NASSP Bulletin. - №79. - 1994. -120 p.

9. Giroux, H. Doing the Cultural Studies: Youth and the Challenge of Pedagogy / H. Giroux // Harvard Educational Review. -№3 (64). - 1994. - P. 278-308

10. Gollnik, D. Multicultural education in a pluralistic society / D. Gollnik, P. Chinn. - Columbus, OH: Merrill, 1990. - 228 p.

11. Hurenko, O. Polycultural education of future social educators as a pedagogical system / O. Hurenko // Scientific notes of the Berdyansk state pedagogical university. Pedagogical sciences. - №2. - 2016. - Р. 99-106

12. Nieto, S. Affirming diversity: The sociopolitical context of multicultural education (3rd ed.) / S. Nieto. - New York: Longman, 2000. - 354 p.

13. Nikolaienko, S.M. Use of big data in the educational process of the modern university / S.M. Nikolaienko, V.D. Shynkaruk, V.I. Kovalchuk, A.B. Kocharyan // Information Technologies and Learning Tools. - №60(4). - 2017. - Р. 239-253

14. Sharma, S. Multicultural Education: Teachers Perceptions And Preparation / S. Sharma // Journal of College Teaching & Learning (TLC). - №2(5). - 2005. - URL: https://doi.org/10.19030/tlc.v2i5.1825

15. Shkarlet, V. Formation of Multiculturalism of Future Teachers of Foreign Languages in the Context of Multicultural Education / V. Shkarlet // Bulletin of Luhansk Taras Shevchenko National University. Pedagogical Sciences. - №5(336). - 2020. -Р. 168-175. - https://doi.org/10.12958/2227-2844-2020-5(336)-168-175

16. Taylor, E.W. Intercultural competency: A transformative learning process / E.W. Taylor // Adult Education Quartely. -№44 (3). - 1994. - Р. 154-174

Педагогика

УДК 378

кандидат медицинских наук, доцент кафедры общей гигиены и экологии человека Гитинова Патимат Шуапандиевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный медицинский университет» (г. Махачкала); кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой «Нормальная физиология» Гагиева Долатхан Алиевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас); старший преподаватель кафедры

«Нормальная физиология» Картоева Залина Даудовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрен процесс академической мобильности студентов в контексте интернационализации высшего образования. Проведен ретроспективный анализ массива научных трудов и диссертационных работ по исследуемой проблеме. Важной стороной возможностей академической мобильности являлось погружение в иностранный менталитет и культуру. Студенты знакомились с интеллектуальной культурой и культурой в целом. В определении содержательного аспекта академическая мобильность является не только базой для формирования профессиональной мобильности будущего специалиста, которая предусматривала получение студентом в вузе комплекса соответствующих компетенций в качестве залога для будущего, но и его способность эффективно применить их в конкретной ситуации для конструктивного решения поставленной задачи. Автор пришел к выводу, что академическая мобильность содействовала решению ряда образовательных, развивающих, профессиональных задач: развитие профессиональных и междисциплинарных умений; приобретение узконаправленных знаний о профессии; погружение в новую научную среду с неизведанными образовательными традициями и школами, которые сохранялись и развивались в разных государствах. Ключевые слова: академическая мобильность, студент, классификация, интернационализация, вуз. Annotation. The paper examines the theoretical foundations of the process of academic mobility of students. A retrospective analysis of the array of scientific works and dissertations on the problem under study is carried out. An important aspect of academic

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.