Вестник КГЭУ, 2017, № 1 (33) УДК 371.132
Педагогические науки
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К КУЛЬТУРЕ ДРУГИХ НАРОДОВ (США)
P.P. Ханипова
ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0942-9009, [email protected]
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия
Данная статья посвящена исследованию особенностям подготовки учителей в условиях многонациональной школы. В ней описывается опыт учителей американской школы в вопросах обеспечения толерантного отношения обучающихся с опорой на родную культуру. Основной целью толерантной педагогики в условиях поликультурализма является ненасильственное обеспечение социализации человека. В статье приведены характеристики толерантного обучения, обозначены принципы успешности такого обучения, а также представлены качества, необходимые педагогу, воспитывающему детей в ситуации поликультурной среды. Толерантное отношение к культуре свойственно тем учителям, которые обладают знаниями, умениями, источниками информации установками и методами, способными обеспечить высокий уровень усвоения знаний и личностного развития школьников различного культурного происхождения - чей жизненный опыт, культура, иногда даже язык отличен от языка учителей и/ или одноклассников. Педагогика толерантности учит педагогов и учащихся разрешать внутриличностные, межличностные, межэтнические конфликты мирным путем. В связи с этим, одной из основополагающих задач педагогики толерантности является подготовка высококвалифицированных кадров, обладающих профессиональными качествами и личностными свойствами, способствующими корректировать образовательную и воспитательную деятельность во избежание конфликтов.
Ключевые слова: обучение детей-мигрантов, подготовка учителей, поликультурное образование, толерантность, культурный барьер.
TEACHER'S ACTIVITY IN DEVELOPING STUDENTS' SUCCESSFUL CULTURAL
COMPETENCE (USA)
R.R. Khanipova
ORCID: http.V/orcid.org/0000-0003-0942-9009, [email protected] Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia
The report is devoted to the study of American teachers experience in multicultural class. It is based on the research conducted in a number of American schools. The main aim of culture relevant pedagogy is to socialize a person in non-forcible form. In conclusion, the principles of successful culture relevant teaching are put forward. The paper also dwells on the main qualities of a successful multicultural teacher. Teachers who possess knowledge, skills, and sources of information with methods capable to provide high level knowledge attainment and personal development of students of different ethnic groups - whose life experience, culture, sometimes even language is different from the language of teachers and / or classmates -are able to educate tolerant person. Culture relevant pedagogy deals with the ability of teachers and students to resolve intrapersonal, interpersonal, interethnic conflicts in a peaceful way. In this context, one of the
© P.P. Ханипова
fundamental objectives of culture relevant pedagogy is to train highly qualified staff with professional and personal qualities that will help to improve educational activities in order to avoid conflicts.
Keywords: migrant-students teaching, teacher training, teaching tolerance, multicultural education, cultural barrier.
Одним из широко обсуждаемых демографических вопросов, является изменяющийся культурный и расовый ландшафт Соединенных Штатов Америки. Бюро переписи населения США прогнозирует численность население США равную 417 миллионам человек в 2060 году, что на 46% больше по сравнению с 2007 годом (301 300 000 человек). Организация Объединенных Наций прогнозирует, что население США увеличится на 32% по сравнению с 2007 годом и составит 402 миллиона человек в 2050 году [1]. По мнению ряда ученых, к 2050 г. Америка превратится в страну, где преобладает «меньшинство».
В условиях мировой глобализации происходят изменения в понимании человеческой свободы — от проектиено-конструктиеного отношения к внешней среде (миру, человеку, социуму) к такому отношению, когда каждый принимает другого таким, какой он есть. Речь идет о толерантном отношении людей друг к другу. Предметом нашего исследования является деятельность учителя по формированию толерантного отношения учащихся к культуре других народов.
Понятие толерантного отношения к культуре в педагогике было введено Глорией Лэдсон-Биллингс (Gloria Ladson-Billings), чтобы определить суть процесса обучения, позволяющего посредством умственного, социального, эмоционального и политического развития приобретать новые знания, умения и навыки [2]. При использовании данного метода учителя стараются объединить школу и семью ребенка-мигранта, не выходя за рамки социального заказа государства.
Согласно определению Ж. Гая (J. Gay), толерантная педагогика превозносит знание культуры над опытом и академической успеваемостью разных учеников, тем самым делая процесс обучения эффективным и индивидуальным. Преподавание с опорой на культуру, по словам Ж.Гая, характеризуется [3]:
• преемственностью в изучении культурного наследия различных этнических групп, выступающего в качестве средства воспитания и образования;
• пониманием значимости знаний, полученных как дома, так и в школе и важность применения их на практике;
• использованием разнообразных методов обучения, основанных на различных способах познания;
• синтезом всей информации относительно поликультурности современного мира, получаемой на уроках, преподаваемым в школе.
В процессе исследования использовались следующие методы: логико-исторический и теоретический анализ материалов американской педагогической и общественно-политической печати; статистических бюллетеней по численности населения США; анализ и обобщение использованных источников.
Проанализировав литературу по проблеме, можно сделать вывод, что развитие толерантности самого учителя может происходить на протяжении всего периода становления педагога, однако, процесс может быть ускорен, благодаря таким личностным качествам, как любознательность, стремление познавать и открывать что-либо новое, расширять свой кругозор, изведывать неизведанное. Карен Манхейм Тил (Karen Manheim Teel) выделяет 8 качеств педагога, способного успешно преодолевать расовый и культурный барьеры в классе. По его мнению, такие педагоги:
1. свободны в общении с учениками;
2. способны организовать детей таким образом, что взаимодействие с ними происходит постоянно;
3. вызывают положительное расположение каждого ученика;
4. всегда нацелены на положительные результаты усвоения дисциплины и помогают учащимся в их достижении;
5. осознают полную ответственность за неудачи школьников;
6. находятся в тесной связи с родителями детей;
7. способны дать адекватную оценку своим действиям и воспринять критику со стороны других преподавателей;
8. постоянно совершенствуют свою методику преподавания, перенимая опыт своих коллег [4].
В первую очередь такое обучение направлено на устранение различий в учебных действиях между детьми-мигрантами и местными детьми. Главным в процессе обучения становится преобладание знаний о культуре над опытом и разнообразием методов сообщения учебной информации, что способствует успешному усвоению его детьми-мигрантами и соответствует программе обучения [5]. Таким образом, обучение с опорой на культуру является верным и обоснованным для всех учащихся-мигрантов, т.к. оно нацелено на понимание и устранение расхождений между родной культурой и культурой страны, где проживает и обучается ребенок [6].
Работы Г. Лэдсон-Биллингс, профессора университета в Висконсине, посвящены изучению данной проблемы в школе. На протяжении трех лет Г. Лэдсон-Биллингс проводила свое исследование на детях-мигрантах из Африки в одной из школ Калифорнии. В первую очередь она выявила успешных учителей школы, опросив родителей и руководство. Высказанные ими требования значительно отличались друг от друга. Критерии, по которым оценивали родители учителей, включали в себя [2]:
1. увлеченность детей процессом обучения;
2. уважение к родителям, которое проявляет учитель;
3. уверенность родителей в том, что учитель осознает важность способности детей функционировать как в обществе мигрантов, так и в обществе местного населения.
Для директора школы были важны следующие показатели:
1. индивидуальность и уникальность учителя;
2. высокая посещаемость занятий;
3. устойчивая высокая успеваемость школьников по дисциплине.
Восемь учителей из девяти, соответствующих всем критериям, согласились принять участие в исследовании. Исследование проводилось Г. Лэдсон-Биллингс в течение трех лет и заключалось в этнографическом интервьюировании каждого учителя, негласном посещении занятий, записи занятий на видео, коллективном обсуждении, наблюдении за всеми педагогами, участвующими в процессе. Последний год она посвятила изучению валидности методики преподавания. В результате проведенного эксперимента Г. Лэдсон-Биллингс выявила единые принципы всех тестируемых учителей. Во-первых, все они гордились своей профессией, несмотря на то, что данная работа низкооплачиваема. Поставив цель, они были уверены в успехе учеников. Во-вторых, все учителя осознавали, что существует некая дискриминация в обществе и понимали, как все это может влиять на ход обучения детей-мигрантов. В-третьих, цель педагога была не уравнять детей в обществе, а научить их адаптироваться к обществу в зависимости от ситуации. В-четвертых, каждый из учителей создавал особую атмосферу в классе, способствующую обучению друг от друга (включая учителя), иными словами реализовывал принцип педагогики сотрудничества.
Таким образом, проанализировав американский опыт по формированию толерантного обучения учащихся, можно выделить ряд принципов успешного обучения с опорой на культуру:
© P.P. Хангтова
• Принцип ожидания успешного результата. Ученики должны понимать и предвидеть ожидаемый результат. В свою очередь учитель мотивирует ребенка учиться, фокусируя внимание на важной роли образования в поликультурном, многополярном мире.
• Принцип совершенствования сформированной культурной компетенции. При корректно организованном образовательном процессе ученики продолжат развивать свой комплекс компетенций с опорой на получаемые знания в области культурного взаимодействия. Многие ученики-мигранты ассоциируют школу с местом, где им надо сдерживать себя в чем-то, т.к. во многих американских школах к представителям иных культур относятся настороженно. По мнению Д.Р. Сабировой, учитель должен уметь использовать особенности родной культуры ребенка в качестве средства обучения. Таким образом, учебный план составляется в соответствии с имеющимися знаниями и культурным опытом учеников [7].
• Принцип критического мышления. Ученики должны обладать умением критически анализировать социально-культурную ситуацию, которое поможет сохранить нейтралитет по отношению к социальному окружению в случае межкультурных или межэтнических столкновений. Г. Лэндсон-Биллингс уверена, что школьник должен с критикой воспринимать культурные нормы, ценности, нравы и институты, которые создают и пропагандируют неравенство во всем.
Современный мир, с его сложным геополитическим устройством, игнорирование некоторыми государствами интересов малых народов и этнических групп, несоблюдение норм толерантности может привести к уничтожению различных культур, этносов, цивилизаций [9]. Толерантность, терпимость являются одними из основополагающих компонентов сосуществования [10]. Формирование толерантности играет важную роль в нашей жизни для предостережения нетерпимости, а учитель как посредник между различными социальными и культурными группами несет ответственность за формировании толерантной, готовой к национальной самоидентификации личности в отдельности и общества в целом.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в ней выводы могут быть использованы учителем многонациональной школы для повышения уровня успеваемости учащихся, а также помогут учителю в организации правильного алгоритма действий при формировании ценностных ориентаций школьников в поликультурной среде. Материалы данного исследования могут быть использованы для разработки и обогащения вузовских курсов по сравнительной педагогике, межкультурной коммуникации, управлению образовательными системами.
Литература
1. Сайт о странах и городах [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.statdata.ru/naselenie-usa-chislennost (дата обращения 09.10.2015)
2. Christine I. Bennett. (Ed) Comprehensive multicultural education: theory and practice. 7th ed. Pearson Education, 2010. 450 p.
3. Shuang L, Volcic Z., Gallois C. Introducing Intercultural Communication. SAGE. 2011. 318 p.
4. Kramsch C.. "Teaching Foreign Languages in an Era of Globalization: Introduction" // The Modern Language Journal. Vol. 98, Issue 1, 2014. PP. 296-311
5. Хабибуллина, P.P. Эффективность реализации билингвальной образовательной программы в школах США: теория и современная практика // Фундаментальные исследования. 2014. № 6 (5). С. 1053-1056.
6. Никитина Е.А., Чуваева К.М. Толерантная образовательная среда как имиджевая характеристика современного российского вуза // Известия ВолгГТУ. 2013. №2 (105). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cyberleniiika.ni/article/iVtoleraiiüiaya-obrazovatehiaya-sreda-kak-imidzhevaya-harakteristika-sovremennogo-rossiyskogo-vuza (дата обращения: 21.12.2016).
7. Sabirova D. Ethnocultural Component of Foreign-Language Education: Innovative Mode // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol 6, No 3 SI. P. 356-362.
8. Сабирова ДР., Акмаева А.С. Подготовка учителя иностранного языка в условиях функционирования стандартов высшего языкового образования в США // Фундаментальные исследования. № 6 (часть 6), 2014. С. 1282-1285.
9. Балинкая И. В. Формирование толерантных отношений в мультикультурной среде колледжей США // Среднее профессиональное образование. 2008. №6. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cyberlenüika.ni/article/iVfomúrovaiiie-toleranüiyh-oüiosheniy-v-nmltikultum
(дата обращения: 21.12.2016).
10. IN TIME: Integrating new technologies into the Methods of Education [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.üitüne.uni.edii/nmlticulhire/cimiculun'i/culture/teaching.hhn (дата обращения 25.09.2015)
References
1. Countries and cities site [Electronic resourse] - Available at: http://www.statdata.ru/naselenie-usa-chislennost (09.10.2015)
2. Christine I. Bennett. (Ed) Comprehensive multicultural education: theory and practice. 7th ed. Pearson Education, 2010. 450 p.
3. Shuang L, Volcic Z., Gallois C. Introducing Intercultural Communication. SAGE. 2011. 318 p.
4. Kramsch C.. "Teaching Foreign Languages in an Era of Globalization: Introduction" // The Modem Language Journal. Vol. 98, Issue 1, 2014 . pp. 296-311
5. Khabibullina R.R, Effectiveness of bilingual school education in the USA: theory and current practice // Fundamental Studies. 2014. № 6 (5). P. 1053-1056.
6. Nikitina E.A., Chuvaeva K.M. Tolerant educational environment as an image-making characteristic of the contemporary Russian university // Volgograd State University Journal 2013. №2 (105). [Electronic resourse] - Available at: http://cyberlenüika.ni/article/iVtoleraiiüiaya-obrazovatehiaya-sreda-kak-imidzhevaya-harakteristika-sovremennogo-rossiyskogo-vuza (21.12.2016).
7. Sabirova D. Ethnocultural Component of Foreign-Language Education: Innovative Mode // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol 6,No 3 SI. P. 356-362.
8. Sabirova D.R., Akmaeva A.S, Foreign language teacher training in the USA: high school language education standards context // Fundamental Studies. № 6 (6), 2014. P. 1282-1285.
9. Balitskaya I.V, Cultural competence development in multicultural society of USA colleges // Secondary vocational education. 2008. №6. [Electronic resourse] - Available at: http://cyberlenüika.m/article/iVfonnkovanie-toleran^
(21.12.2016).
10. IN TIME: Integrating new technologies into the Methods of Education [Electronic resourse] - Available at: http://www.mtime.uni.edii/nmlticulhire/curriculun'i/culture/teaching.htm (25.09.2015)
Автор публикации
Хаиииова Регина Рафаэльевна - ассистент кафедры европейских языков и культур Казанского (Приволжского) федерального университета.
Author of the publication
Regina R Khanipova - teaching assistant, Department of European Languages and Cultures, Kazan Federal University.
Дата поступления 14.01.2017.