Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА'

ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТУДЕНТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарипова Гульназ Миргаязовна, Дульмухаметова Гульнара Фаридовна, Кузьмина Елена Константиновна

В статье анализируется технология группового обучения на практических занятиях английского языка. Целью обучения иностранному языку является коммуникативная деятельность обучающихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи педагога - активизировать деятельность каждого студента в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности. Существует множество нестандартных форм работы преподавателя, активизирующих внимание и повышающих интерес обучающихся к иностранному языку. В статье раскрываются актуальные проблемы внедрения, развития и использования в учебном процессе инновационных приёмов и методов обучения студентов в контексте реформирования системы образования. В ней анализируется технология группового обучения, раскрываются преимущества и недостатки инновационного подхода. Авторы описывают возможности и основные характеристики технологии. В работе подчеркивается роль преподавателя при групповой работе. Уделяется внимание на принципы построения занятия с использованием данной методики, описываются сложности при организации групповой работы. Авторы дают характеристику типам заданий, которые подходят для инновационной технологии, представлен процесс оценивания результатов работы групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гарипова Гульназ Миргаязовна, Дульмухаметова Гульнара Фаридовна, Кузьмина Елена Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATIVE LEARNING TECHNOLOGY AS A MEANS OF IMPLEMENTING A COMPETENCE-BASED APPROACH

The article analyzes the technology of group learning in practical English classes. The main purpose of teaching foreign language is communicative activity of students or working knowledge of foreign language. The task of the teacher is to reinforce the work of each student in the learning process and to come up with a situation for their creativity. There are many non-standard forms of teacher’s work the activating attention and increasing the students' interest in foreign language. The article reveals the actual problems of the introduction, development and use of innovative methods in the educational process. It analyzes the technology of cooperative learning, reveals advantages and disadvantages of the innovative method. The author describes the capabilities and main characteristics of the technology. The work emphasizes the role of the teacher in group work. It pays attention to the basic principles of constructing classes. The article describes difficulties in organizing group work, it gives the characteristic of the tasks that are suitable for this innovative technology. It highlights the process of evaluating the results of the groups' works at the end of the article.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА»

7. Гершунский, Б.С. Философия образования / Б.С. Гершунский. - М.: Флинта, 1998. - 250 с.

8. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: ОПЦ ИНТОР, 1996. - 541 с.

9. Живина, А.И. Основные этапы развития системы подготовки учителей-дефектологов в СССР / А.И. Живина // Дефектология. - 1974. - № 2. - С. 68-74

10. Забрамная, С.Д. Отбор детей во вспомогательные школы / С.Д. Забрамная. - М.: Просвещение, 1971. - 96 с.

11. Кот, Н.З. Совершенствование подготовки учителя профессионально-трудового обучения учащихся вспомогательных школ: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Кот Николай Захарович. - М., 1991. - 16 с.

12. Малофеев, Н.Н. История развития дефектологии в Росси / Н.Н. Малофеев // Дефектология: современные проблемы обучения и воспитания. - СПб.: Образование, 1994. - С. 5-9

Педагогика

УДК 372.881.111.1

кандидат филологических наук, доцент Гарипова Гульназ Миргаязовна

Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП) (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Дульмухаметова Гульнара Фаридовна Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП) (г. Казань); кандидат филологических наук, доцент Кузьмина Елена Константиновна

Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП) (г. Казань)

ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО

ПОДХОДА

Аннотация. В статье анализируется технология группового обучения на практических занятиях английского языка. Целью обучения иностранному языку является коммуникативная деятельность обучающихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи педагога - активизировать деятельность каждого студента в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности. Существует множество нестандартных форм работы преподавателя, активизирующих внимание и повышающих интерес обучающихся к иностранному языку. В статье раскрываются актуальные проблемы внедрения, развития и использования в учебном процессе инновационных приёмов и методов обучения студентов в контексте реформирования системы образования. В ней анализируется технология группового обучения, раскрываются преимущества и недостатки инновационного подхода. Авторы описывают возможности и основные характеристики технологии. В работе подчеркивается роль преподавателя при групповой работе. Уделяется внимание на принципы построения занятия с использованием данной методики, описываются сложности при организации групповой работы. Авторы дают характеристику типам заданий, которые подходят для инновационной технологии, представлен процесс оценивания результатов работы групп.

Ключевые слова: технология группового обучения, иностранный язык, информационные технологии, студенты, образовательный процесс.

Annotation. The article analyzes the technology of group learning in practical English classes. The main purpose of teaching foreign language is communicative activity of students or working knowledge of foreign language. The task of the teacher is to reinforce the work of each student in the learning process and to come up with a situation for their creativity. There are many nonstandard forms of teacher's work the activating attention and increasing the students' interest in foreign language. The article reveals the actual problems of the introduction, development and use of innovative methods in the educational process. It analyzes the technology of cooperative learning, reveals advantages and disadvantages of the innovative method. The author describes the capabilities and main characteristics of the technology. The work emphasizes the role of the teacher in group work. It pays attention to the basic principles of constructing classes. The article describes difficulties in organizing group work, it gives the characteristic of the tasks that are suitable for this innovative technology. It highlights the process of evaluating the results of the groups' works at the end of the article.

Key words: technology of cooperative learning, foreign language, information technology, students, educational process.

Введение. Стремительные социально-экономические изменения, происходящие в настоящее время во всем мире, несомненно, влияют на развитие системы образования, которая отражает новые требования общества, обусловленные развитием науки и производства. Все это приводит к трансформации содержания образования, а также качества подготовки выпускников, который, в свою очередь, создает необходимость введения новых образовательных областей, поиска новых форм обучения, применения новых методов и технологий, способствующих решению новых задач, стоящих перед образованием. В современном понимании выпускник с позиции компетентностного подхода представляется не только как личность, характеризующийся информированностью в различных областях, имеющий определенные умения и навыки, но и как человек, обладающий способностью применять их в постоянно изменяющихся условиях мира. Соответственно, одним из критериев успешной адаптации в социальном пространстве становится владение иностранными языками.

Изложение основного материала статьи. Развитие международных контактов, взаимовлияние культур разных стран, а также научно-техническое сотрудничество требуют от специалистов различных сфер умения говорить на иностранном языке, которое становится обязательной составляющей их профессиональной культуры. Для того чтобы подготовить конкурентоспособного выпускника, компетентного во всех значимых сферах профессионального образования и дальнейшей жизнедеятельности, педагоги все чаще обращают свое внимание на инновационные методы обучения, стимулирующие развитие познавательной, коммуникативной и личностной активности обучаемых [4, С. 205].

По мнению О.А. Черкасовой, применение различных инновационных технологий связано с традицией преподавания, а также и статусом самого вуза. Она подчеркивает, что инновационные технологии по многим причинам остаются нереализованными в полной мере в образовательном учреждении, и они не на каждом занятии проходят эффективно [6, С. 5]. Но, несмотря на такое утверждение, М.Н. Черкасов считает, что самыми эффективными инновационными технологиями для «формирования ключевых профессиональных компетенций будущих специалистов» в вузе являются такие активные формы и методы обучения, как «создание проектов, подготовка публичных выступлений, дискуссионное обсуждение профессионально важных проблем, обучение в сотрудничестве, создание проблемных ситуаций, подготовка профессионально направленных видеофильмов и презентаций и т.д.» [7, С. 126], среди которых нами выделено групповая технология.

Технология группового обучения, как одна из форм инновационных технологий, которая применяется в практике среди педагогов Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова, стоит детального рассмотрения, т.к. она

способствует совершенствованию коммуникативных действий, мышления, расширяет творческие способности обучающихся, развивает их речевую деятельность и обеспечивает осмысленное понимание содержания предмета.

Под терминами «технология группового обучения» или «обучение в сотрудничестве» понимается «коллективное обучение, основанное на организации обучения в рамках малых групп» [1, С. 202]. Целью такого обучения является создание условий для активной самостоятельной совместной деятельности обучающихся для выполнения группового задания. Задания у подгрупп могут быть как одинаковыми, так и дифференцированными, которые раскрывают одну тему с разных сторон. При данной форме обучения группа временно разбивается на подгруппы с целью решения определенной учебной задачи или проблемы. Следует иметь в виду, что состав малых групп не должен быть постоянным. Для решения новых задач подбирается другой состав обучающихся, чтобы реализовать возможности каждого из участников. [2, С. 60]. По мнению Д.В. Старченко, группы можно образовать по определенным признакам, собственным предпочтениям самих обучающихся, а также случайным образом [5, С. 238]. Предпочтительней всего является тот вариант, когда преподаватель заранее до занятия делить студентов на отдельные группы от 3-х до 5 человек. Принцип подбора студентов в малые группы может быть разным: по их информированности по теме вопроса, по совместимости, а также по уровню обученности. Такая форма обучения становится особенно актуальным в свете того, что студенты поступают в университет с разным уровнем владения иностранного языка, поэтому в каждой группе должны быть студенты с разным уровнем языковой подготовки.

Использование технологии группового обучения имеет ряд преимуществ, среди которых можно указать такие как:

1) взаимообогащение знаниями при работе в группе за счет обсуждений;

2) самостоятельность в распределении ролей;

3) общение между участниками;

4) активизация познавательных процессов;

5) обмен способами действий и их решений;

6) рефлексия;

7) достижение результата в решении задач за сравнительно короткое время;

8) раскрытие возможностей и оценка индивидуального вклада каждого из участников.

Несмотря на свою эффективность в обучении, такая технология требует от преподавателя тщательной предварительной подготовки. Особенно на начальном этапе для объяснения всей процедуры работы в группах педагогу понадобится большое количество времени, а таже ему следует запастись терпением для того, чтобы студенты поняли суть работы и освоили основные правила. Следует подготовить материал для работы в группах, детально продумать задания для каждого этапа занятия, т.к. не каждая тема подходит для проведения группового обучения. При продумывании темы следует учитывать следующие критерии:

1) она должны содержать некую проблему для активного обсуждения и раскрытия имеющихся знаний у студентов;

2) задания должны быть относительно сложными и допускать разные точки зрения;

3) в качестве материала для работы могут быть выбраны только те темы, которые делятся на самостоятельные единицы, над которыми смогут работать как разные группы, так и отдельные участники одной группы.

Важно, чтобы прослеживалась взаимосвязь между заданиями для создания представления об изучаемой теме в целом.

Также следует отдельно остановиться на некоторых трудностях, с которыми могут столкнутся преподаватели при организации и применении группового обучения. Например, сложно сохранить дисциплину в течение всего учебного занятия. Часто поведение участников бывает неожиданным: некоторые проявляют агрессию или, наоборот, остаются пассивными, одни могут всю работу выполнять сами, а другие вообще отказаться от участия в работе.

Групповая работа студентов, как правило, бывает ограниченной. В течение этого времени участники обсуждают задачу, составляют план ее решения, осуществляют ее на практике и презентуют совместный итог работы. Для обеспечения успешной работы обучающихся следует учитывать несколько факторов:

1) позитивная взаимозависимость участников группы друг от друга, когда их объединяет что-то общее (общая цель, задания, роли, общая награда и т.д.);

2) личная ответственность за результаты работы всей группы (индивидуальная работа, оценка выполнения которой влияет на результаты всей группы);

3) развитие коммуникативных навыков, необходимых для успешной работы в группе (умение слушать друг друга; умение разрешать споры; умение работать в команде и т.д.);

4) систематический анализ организации работы в группе (данную работу можно провести в конце занятия) [3, С. 1].

Успех группового занятия во многом зависит личности педагога. При занятиях, построенных по данной инновационной

технологии, меняется роль преподавателя - он становится сторонним наблюдателем, его функция сводится только к консультированию и оказанию помощи при необходимости. Перед началом работы преподаватель должен объяснить предстоящую работу студентам, а далее раздать им точные и понятные задания. Во время групповой работы ему следует придерживаться следующих правил: наблюдать со стороны за работой групп, воздерживаясь от ненужных консультаций, не решать проблемы за студентов, не ходить по аудитории и помогать только при крайней необходимости [7, С. 56].

Определенные правила существуют не только для преподавателя, но и для участников. При ведении дискуссии в группе следует выслушать точки зрения всех участников, несмотря на несогласие большинства; разрешается критиковать идеи, не переходя на личность самого человека; стремится найти оптимальное решение проблемы, выясняя все факты «за» и «против»; применять точку зрения при наличии убедительных аргументов.

Основным результатом работы групп является то, что совместная деятельность и усилия участников приводит к решению проблемы, получению новых знаний или сформулированной групповой точки зрения, который принят всеми членами коллектива.

Проведение групповой работы требует тщательной разработки параметров для анализа и оценивания работы всей группы в целом. Учитывая, что уровень владения иностранным языком у студентов разный, не стоит оценивать реальные результаты каждого обучающегося, т.к. несмотря на усилия, участники с более низкими речевыми умениями не смогут достигнуть желаемых результатов за сравнительно короткое время. Студентам, слабо успевающим по учебной дисциплине, можно дифференцировать задания по сложности и объему, т.к. им необходимо полностью понять данный материал. В таком случае можно оценивать их усилия, которые они затрачивают для достижения необходимых результатов [5, С. 240].

Как правило, итоги работы групп оценивается преподавателем только в конце, когда группы представляют продукты своей совместной деятельности. При оценивании преподаватель должен обратить внимание на различный способ передачи результатов работ отдельных групп. Это могут быть презентации, стенгазеты, а также краткие устные сообщения или творческие ролевые игры. Во время рефлексии не стоит выделять отдельных участников, необходимо обращаться ко всей группе и интересоваться их общими результатами.

Выводы. Технология группового обучения позволяет каждому обучающемуся с любым уровнем владения иностранного языка принимать активное участие в познавательной деятельности, усваивая новый материал с помощью

других участников и самостоятельно применяя полученные знания. Как показывает практика, данная технология способствует повышению качества успеваемости студентов, усвоению материала всеми участниками группы, повышению их активности и инициативности на занятии. Она развивает критическое мышление, коммуникативные способности детей, навыки самообразования и самоконтроля, формирует творческое мышление студентов, активизирует их познавательную деятельность. Использование групповых технологий позволяет снять нервное напряжение у обучающихся, создать благоприятный рабочий настрой и повысить уровень комфортности обучения. Она помогает формировать навыки работы с различными источниками информации. Стоит подчеркнуть, такая работа позволяет решить разнообразные воспитательные задачи, среди которых развитие толерантности к друг другу, повышение взаимопонимания и взаимовыручки и т.д.

Литература:

1. Бакмаев, А.Ш. Инновационные методы обучения в образовательном процессе вуза / А.Ш. Бакмаев, Ш.А. Бакмаев, Р.К. Пайзулаева // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - №6 (67). - С. 201-204

2. Куклина, С.С. Коллективная учебная деятельность в группе на этапе совершенствования навыков иноязычного обучения / С.С. Куклина // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 1. - С. 59-61

3. Никулина, Г.С. Технология группового обучения / Г.С. Никулина // Образовательная социальная сеть nsportal.ru [сайт], 2015. - URL: Технология группового обучения | Статья по теме: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru) (дата обращения: 26.03.2023)

4. Симоненко, Н.Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения / Н.Н. Симоненко // Вестник Тихоокеанского государственного университета. - 2012. - № 2. - С. 201-206

5. Старченко, Д.В. Особенности групповой работы при обучении иностранному языку / Д.В. Старченко // Труды БГТУ. Серия 5, История, философия, филология. - 2010. - С. 238-240

6. Черкасова, О.А. Инновационные технологии в вузе / О.А. Черкасова // Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского [сайт], 2018. - URL: cherkasova_osm_2018.pdf - Яндекс.Документы (yandex.ru) (дата обращения: 26.03.2023)

7. Черкасов, М.Н. Инновационные методы обучения студентов / М.Н. Черкасов // «Инновации в науке»: материалы XIV международной заочной научно-практической конференции. Часть II. (19 ноября 2012 г.). - Новосибирск: СибАК, 2012. - С. 124-129

8. Nürnberger Projektgruppe. Erfolgreicher Gruppenunterricht: Praktische Anregungen für den Schulalltag. - Stuttgart: Klett, 2001. - 114 s.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Гачковская Анна Павловна

Северо-Кавказский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Краснодар); преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Ковалева Виктория Валентиновна Северо-Кавказский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Краснодар); старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Лунева Светлана Владимировна Северо-Кавказский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Краснодар)

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЭТИКИ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. В данной статье поднимается острая проблема, обусловленная необходимостью понимания такого феномена как академическое мошенничество студентов. Данный феномен часто связывают с низким уровнем учебной мотивации. Эти данные подтверждены рядом зарубежных и отечественных исследований. Однако, роль учебной мотивации может быть переоценена, поскольку в таких исследованиях, как правило, не контролируются характеристики образовательной среды. К таким характеристикам следует отнести поведение преподавателей, одногруппников. Немаловажную, а скорее, ключевую роль, на наш взгляд, играют педагогические технологии, позволяющие снизить возможности для использования академической нечестности со стороны обучающихся. Исследования, проведенные в разных культурных контекстах, показывают, что вероятность академического мошенничества существенно выше для студентов, высоко оценивающих распространенность этой практики среди своих сокурсников. Современная образовательная среда должна быть наполнена рационализированными учебными программами и планами. Преподаватели должны четко понимать, что объем учебной нагрузки и условия тайминга являются ключевыми. Они могут мотивировать студентов к тому, чтобы лучше и ответственнее учиться. В данном случае творческий подход является одним из предикторов снижения концентрации нарушений академической этики. Явления нечестности встречаются, но намного реже.

Ключевые слова: академическая этика, естественно-научные дисциплины, цифровая трансформация образования, образовательный контент, профессиональные компетенции, цифровые инструменты обучения, оценочные средства, актуализация образовательных навыков, вовлеченность обучающихся, репутация вуза.

Annotation. This article raises an acute problem caused by the need to understand such a phenomenon as academic fraud of students. This phenomenon is often associated with a low level of educational motivation. These data are confirmed by a number of foreign and domestic studies. However, the role of educational motivation may be overestimated, since in such studies, as a rule, the characteristics of the educational environment are not controlled. Such characteristics should include the behavior of teachers, classmates. An important, but rather a key role, in our opinion, is played by pedagogical technologies that reduce the opportunities for the use of academic dishonesty on the part of students. Studies conducted in different cultural contexts show that the probability of academic fraud is significantly higher for students who highly appreciate the prevalence of this practice among their fellow students. The modern educational environment should be filled with rationalized curricula and plans. Teachers should clearly understand that the amount of training load and timing conditions are key. They can motivate students to study better and more responsibly. In this case, the creative approach is one of the predictors of reducing the concentration of violations of academic ethics. The phenomena of dishonesty are common, but much less common.

Key words: academic ethics, natural science disciplines, digital transformation of education, educational content, professional competencies, digital learning tools, evaluation tools, updating educational skills, student engagement, university reputation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.