Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ'

ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДЕФЕКТОЛОГОВ / СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕФЕКТОЛОГИЯ / КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА / ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарёва Татьяна Александровна

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования нового поколения (3++) привело к ряду существенных изменений в системе высшей школы: разработке и реализации рабочих программ, организации воспитательной деятельности со студентами, применению современных информационно-коммуникативных средств и т.д. В основу вузовского образования сегодня положен компетентностный подход, который предполагает детальный анализ актуальных проблем высшего образования в России и за рубежом. Обучение студентов-дефектологов в рамках данной статьи рассматривается в тесной взаимосвязи с детальным анализом становления специальной помощи детям с нарушениями развития, с развитием междисциплинарных научных исследований, важнейших политических, социально-экономических преобразований общества. Теоретический анализ выдвинутой проблемы позволяет существенно расширить научно-теоретические представления об особенностях развития системы профессиональной подготовки дефектологов в России, выбрать правильную стратегию и тактику дальнейшего развития высшего дефектологического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гарёва Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL ANALYSIS OF THE DOMESTIC SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS-DEFECTOLOGISTS

The introduction of the new generation Federal State Educational Standard of Higher Education (3++) has led to a number of significant changes in the system of higher education: the development and implementation of work programs, the organization of educational activities with students, the use of modern information and communication tools, etc. Higher education today is based on a competency-based approach, which involves a detailed analysis of the current problems of higher education in Russia and abroad. The training of students-defectologists within the framework of this article is considered in close connection with a detailed analysis of the formation of special assistance to children with developmental disorders, with the development of interdisciplinary scientific research, the most important political, socio-economic transformations of society. The theoretical analysis of the problem put forward makes it possible to significantly expand the scientific and theoretical understanding of the features of the development of the system of professional training of defectologists in Russia, to choose the right strategy and tactics for the further development of higher defectological education.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ»

Педагогика

УДК 378

ассистент кафедры логопедии Гарёва Татьяна Александровна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московский государственный областной университет (г. Мытищи)

ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ

Аннотация. Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования нового поколения (3++) привело к ряду существенных изменений в системе высшей школы: разработке и реализации рабочих программ, организации воспитательной деятельности со студентами, применению современных информационно-коммуникативных средств и т.д. В основу вузовского образования сегодня положен компетентностный подход, который предполагает детальный анализ актуальных проблем высшего образования в России и за рубежом. Обучение студентов-дефектологов в рамках данной статьи рассматривается в тесной взаимосвязи с детальным анализом становления специальной помощи детям с нарушениями развития, с развитием междисциплинарных научных исследований, важнейших политических, социально-экономических преобразований общества. Теоретический анализ выдвинутой проблемы позволяет существенно расширить научно-теоретические представления об особенностях развития системы профессиональной подготовки дефектологов в России, выбрать правильную стратегию и тактику дальнейшего развития высшего дефектологического образования.

Ключевые слова: профессиональная подготовка дефектологов, Специальное (дефектологическое) образование, высшее образование, дефектология, коррекционная педагогика, обучение студентов-дефектологов.

Annotation. The introduction of the new generation Federal State Educational Standard of Higher Education (3++) has led to a number of significant changes in the system of higher education: the development and implementation of work programs, the organization of educational activities with students, the use of modern information and communication tools, etc. Higher education today is based on a competency-based approach, which involves a detailed analysis of the current problems of higher education in Russia and abroad. The training of students-defectologists within the framework of this article is considered in close connection with a detailed analysis of the formation of special assistance to children with developmental disorders, with the development of interdisciplinary scientific research, the most important political, socio-economic transformations of society. The theoretical analysis of the problem put forward makes it possible to significantly expand the scientific and theoretical understanding of the features of the development of the system of professional training of defectologists in Russia, to choose the right strategy and tactics for the further development of higher defectological education.

Key words: professional training of defectologists, special (defectological) education, higher education, defectology, correctional pedagogy, training of students-defectologists.

Введение. Проблема современного реформирования вузовского образования требует детального анализа истоков изучения выдающегося опыта отечественных и зарубежных дефектологов. Поэтапное становление обучения студентов зависело от важнейших политических, экономических событий, формирования системы аксиологических ценностей.

Глубокий исторический анализ изучения ключевых этапов и событий становления высшего образования в России дает возможность переосмысления преобразований, разработки приоритетных направлений обучения студентов, учебных программ и ключевых компетенций.

Вопросами становления профессионального образования занимались Д.И. Азбукин, А.А. Алмазова, Л.В. Блинов, Л.С. Волкова, Р.Р. Денисова, А.И. Живина, А.В. Калиниченко, В.А. Ковшиков, М.Н. Никитина, Ф.А. Рау, А.Г. Литвак, В.А. Лапшина, Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова, В.И. Селиверстов, О.Г. Приходько, Т.В. Туманова, В.А. Феоктистова, Т.Б. Филичева, И.М. Яковлева.

Изложение основных материалов статьи. Длительное время в России помощь детям с особенностями в развитии государство не проявляло интереса была приоритетом монастырей, церквей.

Первый нормативно-правовой акт, регулирующий законодательно помощь - это сборник решений Стоглавого собора (1551 год), изданный русским государем И.В. Грозным. В этом стоглавом сборнике законодательно описана необходимость призрения нищих и убогих, разрабатывается и внедряется благотворительность на Руси, подчеркивается важность оказания этой помощи. В XVII стала существенно расширяется сеть специальных учреждений в деле воспитания лиц с нарушениями развития, появляются новые законодательные акты (Патриарший, Аптекарский, Монастырский приказы) [1].

В дальнейшем по указу императрицы Марии Федоровны были созданы воспитательные дома для глухонемых в различных регионах России. Активно развивается принцип толерантности. Однако, профессионального обучения для дефектологов не было организовано. Наука в это время была фрагментарна и основывалась на личном опыте педагогов (В. Гаюи, Г.А. Гурцева, Фридриха Плетца, В.И. Флери).

Первый опыт профессионального обучения восходит своими корнями к XIX столетию. В это время стремительно развиваются различные отрасли наук, увеличивается охват детей. Происходит ряд важнейших событий: мировая война (1812), отмена крепостного права (1861), бурное развитие благотворительности, появление воскресных школ для взрослых с нарушениями развития, открытие частных училищ [3, 5].

К тому же, XIX столетие - время появления и расцвета первых университетов. При университетах открываются краткосрочные курсы для обучения сурдопедагогов и тифлопедагогов. С 1919 года появляются педагогические университеты. Научные знания о нарушениях речи были фрагментарные. Многие отечественные дефектологи активно обучались в европейских странах, осваивали научный и практический опыт зарубежных коллег [7].

В 1896 году открылся II съезд российских деятелей технического и профессионального образования в Петербурге, рассматривающий необходимость обучения педагогов для работы с детьми с нарушениями развития. Однако, все профессиональное обучение дефектологов оставалось разрозненным. Многие слушатели курсов активно продолжали стажироваться за рубежом.

В 1906 году В.П. Кащенко открывает первую отечественную школу для детей с нарушениями в развитии. Обучение в этой школе основывалось на трудовом воспитании.

Активное развитие педологии на рубеже XIX - XX столетий привело к дальнейшему развитии дефектологии, опыта появления первых исследований в области изучения детей с нарушениями развития. Краткосрочные курсы начинают открываться при различных университетах. К слушателям курсов предъявлялись самые жесткие требования к состоянию их психического и физического здоровья. Первыми преподавателями курсов были известные педологи, медики (Д.И. Азбукин, А.И. Дьячкова, Л.С. Выготский, Е.К. Грачева, В.А. Гиляровский, В.П. Кащенко, И.М. Маляревский, И.А. Сикорский). В

процесс обучения дефектологов также начинают внедряться общенаучные дисциплины, тесно связанные с дефектологией: лингвистика, психология, нейрофизиология, невропатология, детская психиатрия. Важно, появляются и специальные дисциплины, что является истоком накопления научных сведений о нарушениях речи [2].

В годы гражданской войны начинается спад развития профессиональной подготовки дефектологов в России, процветает нищета. Государство берет на себя управленческую роль. Однако, обучение дефектологов оставалось актуальной проблемой. Открываются курсы в Петербурге в детском обследовательском институте под руководством Народного Комиссариата социального обеспечения. Продолжают активно открываться курсы для обучения логопедов (1918, 1919).

В первые годы советской власти (1918-1920) обучение дефектологов проходило под лозунгом создания социализма и коммунизма.

В Петербурге появляется психоневрологическая академия Отофонетического института под руководством Д.Ф. Фельдберга. Студенты активно изучали медицинские дисциплины: гигиену детского возраста, психопатологию, а также методики трудового воспитания (с картоном, бумагой, глиной). Назревает важность в преподавании цикла междисциплинарных дисциплин (различных отраслей медицины, психологии, педагогики). Господствуют жесткие условия к профессорско-преподавательскому составу.

В целом, обучение студентов по профилю «Дефектология» - стало задачей государственной важности. Появляется идеал обучения «массового работника-социалиста», предполагающая две ступени: первая ступень - общая, вторая ступень -экспериментально-исследовательская. Все абитуриенты проходили жесткий отбор. Работать могли только дипломированные дефектологи. В этом же году принят Декрет «О государственном институте физической культуры и государственном институте дефективного ребенка», благодаря которому активно развивалась научно-исследовательская деятельность будущих дефектологов. Следует отметить, что все обучение студентов-дефектологов по всей стране было ориентировано на практическую деятельность и проводилось в специальных санаториях, клиниках.

Период с 1923 по 1960 гг ознаменовался появлением четырехлетней подготовки по дефектологии. В вузах активно развивалась внеаудиторная работа, творчество. Общенаучные дисциплины изучались в течение первых двух лет обучения. На последних курсах студенты изучали профессиональные дисциплины, стажировались и сдавали экзамен.

В 1924 году произошло реформирование двух вузов, - Детского обследовательского института и Педагогического института имени А.И. Герцена. В результате слияния преобразовался единый дефектологический факультет. В этом же году образован Московский Педагогический Институт Воспитания нормального и дефективного ребенка. Обучение дефектологов начинает приобретать педагогический характер [5].

В 1938 году был создан МШУ, в состав которого вошел факультет, обучающий студентов по трем направлениям: тифлопедагогика, сурдопедагогика и олигофренопедагогика с правом преподавания учебных предметов в школе.

В 1959 году возникает необходимость переподготовки кадров для специального образования, происходит отказ от двойного профиля образования, существенно расширяется программа специалитета.

Вся вторая половина XX столетия связана с активным накоплением и обогащением научно-экспериментальных данных о лицах, перенесших черепно-мозговую травму, ранения в годы Второй мировой войны (1941-1945 гг) (А.Р. Лурия, Р.Е. Левниа), расширяются научные знания о детях с недоразвитием речи, разрабатывается психолого-педагогическая классификация для организации воспитания и обучения детей с нарушениями речи (Р.Е. Левина, Т.А. Власова, М.Е. Хватцев, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). Знаменательным событием в отечественной логопедии стало открытие Клиники речи, возглавляемой Р.Е. Левиной. Клиника речи принимала детей с школьного и дошкольного возрастов с различными уровнями речевого развития, заикающихся детей и подростков. Под руководством Р.Е. Левиной начинается активная научная деятельность, защищается множество кандидатских и докторских диссертаций (М.А. Александровская (1955), Г.А Каше (1956), Н.А. Чевелева (1962), А.К. Маркова (1963), Г.В. Чиркина (1967), Г.И. Жаренкова (1967),

A.В. Ястребова (1968), И.К. Колповская (1970), Т.Б. Филичева (1974). Во всех педагогических вузах начинает преподаваться «Логопедия» как отдельная, самостоятельная дисциплина. При дефектологическом факультете МГПИ имени В.И. Ленина открывается кафедра логопедии. Учебные планы для студентов-дефектологов активно расширяются за счет введения естественно-научных и гуманитарных дисциплин.

Сотрудниками двух ведущих университетов России - МГПИ имени В.И. Ленина и ЛГПИ имени А.И Герцена ведется активная научно-публицистическая деятельность: выпускается множество учебников, учебно-методических пособий для обучения студентов-дефектологов («Тифлопсихология» А.Г. Литвак (1985), «Логопедия» Л.С. Волкова (1985), «Логопедическая ритмика» Г.А. Волкова (1985) и т.д.).

Период 90-х гг. ознаменован кризисом коррекционной педагогики. В российских вузах появляется двухуровневая система обучения студентов: бакалавриат и магистратура. Начиная с 2011 года двухуровневая система обучения студентов окончательно закрепилась во всех университетах страны. С 2013 года все университеты переходят на двухуровневую систему подготовки: бакалавриат - магистратура, что ознаменовало открытие новых программ в университетах: программы ранней помощи детям с отклонениями в развитии, программы работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра и т.д.

Выводы. Не сегодняшний день в основе обучения студентов лежит компетентностный подход, предполагающий самостоятельность обучающихся в получении и интерпретации знаний для решения различных научно-практических задач. Вузы получили право самостоятельно разрабатывать рабочие программы. Назревает существенная необходимость детального изучения системы высшего образования в России, опираясь на бесценный исторический опыт предшествующих поколений величайших ученых-дефектологов.

Литература:

1. Азбукин, Д.И. Значение медицинских курсов в профессиональной подготовке студентов-дефектологов / Д.И. Азбукин // Ученые записки МПГИ. - 1950. - Т. LXI. - С. 157-162

2. Ахметова, М.Н. Педагогическое проектирование в профессиональной подготовке / М.Н. Ахметова. - Новосибирск: Наука, 2005. - 308 с.

3. Баранов, В.Ф. Педологическая служба в советской школе 20-30 х гг. / В.Ф. Баранов / Вопросы психологии. 1991. -№4. - С. 100-112

4. Бгажнокова, И.М. К проблеме вузовской подготовки специалистов в области коррекционной педагогики / И.М. Бгажнокова // Дефектология. - 1994. - №4. - С. 77-79

5. Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. - М.: Наука, 1973. - 274 с.

6. Волкова, Л.С. Кафедра логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцена: ее настоящее и проблемы будущего / Л.С. Волкова // Учитель-дефектолог: современные проблемы подготовки и совершенствования работы / под ред. В.А. Лапшина,

B.И. Селиверстова. - М., 1990. - С. 23-27

7. Гершунский, Б.С. Философия образования / Б.С. Гершунский. - М.: Флинта, 1998. - 250 с.

8. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: ОПЦ ИНТОР, 1996. - 541 с.

9. Живина, А.И. Основные этапы развития системы подготовки учителей-дефектологов в СССР / А.И. Живина // Дефектология. - 1974. - № 2. - С. 68-74

10. Забрамная, С.Д. Отбор детей во вспомогательные школы / С.Д. Забрамная. - М.: Просвещение, 1971. - 96 с.

11. Кот, Н.З. Совершенствование подготовки учителя профессионально-трудового обучения учащихся вспомогательных школ: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Кот Николай Захарович. - М., 1991. - 16 с.

12. Малофеев, Н.Н. История развития дефектологии в Росси / Н.Н. Малофеев // Дефектология: современные проблемы обучения и воспитания. - СПб.: Образование, 1994. - С. 5-9

Педагогика

УДК 372.881.111.1

кандидат филологических наук, доцент Гарипова Гульназ Миргаязовна

Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП) (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Дульмухаметова Гульнара Фаридовна Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП) (г. Казань); кандидат филологических наук, доцент Кузьмина Елена Константиновна

Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП) (г. Казань)

ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО

ПОДХОДА

Аннотация. В статье анализируется технология группового обучения на практических занятиях английского языка. Целью обучения иностранному языку является коммуникативная деятельность обучающихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи педагога - активизировать деятельность каждого студента в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности. Существует множество нестандартных форм работы преподавателя, активизирующих внимание и повышающих интерес обучающихся к иностранному языку. В статье раскрываются актуальные проблемы внедрения, развития и использования в учебном процессе инновационных приёмов и методов обучения студентов в контексте реформирования системы образования. В ней анализируется технология группового обучения, раскрываются преимущества и недостатки инновационного подхода. Авторы описывают возможности и основные характеристики технологии. В работе подчеркивается роль преподавателя при групповой работе. Уделяется внимание на принципы построения занятия с использованием данной методики, описываются сложности при организации групповой работы. Авторы дают характеристику типам заданий, которые подходят для инновационной технологии, представлен процесс оценивания результатов работы групп.

Ключевые слова: технология группового обучения, иностранный язык, информационные технологии, студенты, образовательный процесс.

Annotation. The article analyzes the technology of group learning in practical English classes. The main purpose of teaching foreign language is communicative activity of students or working knowledge of foreign language. The task of the teacher is to reinforce the work of each student in the learning process and to come up with a situation for their creativity. There are many nonstandard forms of teacher's work the activating attention and increasing the students' interest in foreign language. The article reveals the actual problems of the introduction, development and use of innovative methods in the educational process. It analyzes the technology of cooperative learning, reveals advantages and disadvantages of the innovative method. The author describes the capabilities and main characteristics of the technology. The work emphasizes the role of the teacher in group work. It pays attention to the basic principles of constructing classes. The article describes difficulties in organizing group work, it gives the characteristic of the tasks that are suitable for this innovative technology. It highlights the process of evaluating the results of the groups' works at the end of the article.

Key words: technology of cooperative learning, foreign language, information technology, students, educational process.

Введение. Стремительные социально-экономические изменения, происходящие в настоящее время во всем мире, несомненно, влияют на развитие системы образования, которая отражает новые требования общества, обусловленные развитием науки и производства. Все это приводит к трансформации содержания образования, а также качества подготовки выпускников, который, в свою очередь, создает необходимость введения новых образовательных областей, поиска новых форм обучения, применения новых методов и технологий, способствующих решению новых задач, стоящих перед образованием. В современном понимании выпускник с позиции компетентностного подхода представляется не только как личность, характеризующийся информированностью в различных областях, имеющий определенные умения и навыки, но и как человек, обладающий способностью применять их в постоянно изменяющихся условиях мира. Соответственно, одним из критериев успешной адаптации в социальном пространстве становится владение иностранными языками.

Изложение основного материала статьи. Развитие международных контактов, взаимовлияние культур разных стран, а также научно-техническое сотрудничество требуют от специалистов различных сфер умения говорить на иностранном языке, которое становится обязательной составляющей их профессиональной культуры. Для того чтобы подготовить конкурентоспособного выпускника, компетентного во всех значимых сферах профессионального образования и дальнейшей жизнедеятельности, педагоги все чаще обращают свое внимание на инновационные методы обучения, стимулирующие развитие познавательной, коммуникативной и личностной активности обучаемых [4, С. 205].

По мнению О.А. Черкасовой, применение различных инновационных технологий связано с традицией преподавания, а также и статусом самого вуза. Она подчеркивает, что инновационные технологии по многим причинам остаются нереализованными в полной мере в образовательном учреждении, и они не на каждом занятии проходят эффективно [6, С. 5]. Но, несмотря на такое утверждение, М.Н. Черкасов считает, что самыми эффективными инновационными технологиями для «формирования ключевых профессиональных компетенций будущих специалистов» в вузе являются такие активные формы и методы обучения, как «создание проектов, подготовка публичных выступлений, дискуссионное обсуждение профессионально важных проблем, обучение в сотрудничестве, создание проблемных ситуаций, подготовка профессионально направленных видеофильмов и презентаций и т.д.» [7, С. 126], среди которых нами выделено групповая технология.

Технология группового обучения, как одна из форм инновационных технологий, которая применяется в практике среди педагогов Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова, стоит детального рассмотрения, т.к. она

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.