ПЕДАГОГИКА
Научная статья/ Original article
УДК 378.14
https://doi.org/10.34130/2233-1277-2021-4-155
Актуальные проблемы подготовки специалистов специального (дефектологического) образования
Сажина Светлана Дмитриевна1, Герцберг Мария Вячеславовна2
1 2 Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина,
Сыктывкар, Россия 1 [email protected], http://orcid.org/0000-0002-4797-4211 2 [email protected]
Аннотация. В статье поднимается проблема подготовки специалистов по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» в организации высшего образования на современном этапе; указаны причины затруднений, возникающих в специальном и инклюзивном образовании в целом и сделан акцент на проблемах в специальном и инклюзивном образовании, влияющих на профессиональную подготовку в организации высшего образования в частности, а именно: двухуровневая подготовка студентов в вузе; региональные особенности подготовки, зависящие от востребованности кадров в бюджетных организациях; замена подготовки по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» на двухпрофильную
© Сажина С. Д., Герцберг М. В., 2021
подготовку по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование»; отсутствие в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» профессиональных компетенций; отсутствие профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников; проблемы в использовании информационно-коммуникативных технологий и цифровых инструментов при подготовке дефектологов; проблемы непосредственного взаимодействия с педагогом и очного формата практики; проблемы дефектологического сопровождения, которое обеспечивает включение специальной деятельности во все сферы образовательного процесса и формирование надпрофессиональных навыков дефектолога; проблемы превентивного образования с учетом современных достижений науки и современных проблем в области дефектологии, влияющих на подготовку дефектологов; определена актуальность изменений в подготовке будущих специалистов по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» в организации высшего образования (на примере подготовки будущих логопедов и дефектологов). В статье представлен анализ научнойлитературы по подготовке дефектологических кадров в высшей школе, сформулированы проблемы и пути выхода из них.
Ключевые слова: специальное (дефектологическое) образование, специальное образование, инклюзивное образование, дефектолог, логопед, образовательная организация высшего образования
Для цитирования: Сажина С. Д., Герцберг М. В. Актуальные проблемы подготовки специалистов специального (дефектологического) образования // Человек. Культура. Образование. 2021. № 4. С. 155—170. https:// doi.org/10.34130/2233-1277-2021-4-155.
Relevant Issues of Training Specialists in Special (Defectological) Education
Svetlana D. Sazhina1, Maria V. Gertsberg2
1,2 Pitirim Sorokin Syktyvkar State University, Syktyvkar, Russia 1 [email protected], http://orcid.org/0000-0002-4797-4211 2 [email protected]
Abstract. The article raises the issue of training specialists in field of study 44.03.03 Special (Defectological) Education in Organization of Higher Education at the Present Stage. Reasons for difficulties arising in special and inclusive education in general are indicated and emphasis is placed on the problems in special and inclusive education that affect vocational training in higher education organizations
in particular, such as two-level training of university students, regional peculiarities of training depending on the demand for personnel in budget organizations, replacement of training in field of study 44.03.03 Special (Defectological) Education for Two-Profile by training in field of study 44.03.05 Pedagogical Education, absence of Special (defectological) education of professional competencies in the Federal State Educational Standard of Higher Education in field of study 44.03.03, absence of professional standards corresponding to the professional activities of graduates, problems in the use of information and communication technologies and digital tools in the training of defectologists, problems of direct interaction with the teacher and full-time practice format, problems of defectological support that ensure inclusion of special activities in all areas of educational process and formation of professional skills of a defectologist, problems of modern scientific achievements and modern problems in the field of defectology affecting the training of defectologists; relevance of changes in training of future specialists in the field of study 44.03.03 Special (Defectological) Education in Organization of Higher Education (case study of training of future speech therapists and defectologists) are determined. The article presents an analysis of scientific literature on the training of defectological personnel in higher education, the problems and ways of their solving are formulated.
Keywords: special (defectological) education, special education, inclusive education, defectologist, speech therapist, educational organization of higher education
For citation: Sazhina S. D., Gertsberg M. V. Relevant Issues of Training Specialists in Special (Defectological) Education. Chelovek. Kul'tura. Obrazovanie = Human. Culture. Education. 2021(4):155—170 (In Russ.). https://doi. org/10.34130/2233-1277-2021-4-155.
Введение. В настоящее время происходит переосмысление отношения в обществе к людям с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) и инвалидам. В сфере российской государственной политики можно отметить значительные позитивные изменения, к которым можно отнести: подписание 3 мая 2012 г. Федерального закона № 46 ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»1;принятиев2012г.новогоЗакона«0бобразованиивРФ»2,
1 О ратификации Конвенции о правах инвалидов : Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ. URL: https://base.garant.ru/70170066/ (дата обращения: 20.04.2021).
2 Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 05.11.2021).
утверждение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), внедрение федеральной программы «Доступная среда» и др. Однако на сегодняшний день отсутствует комплексное нормативно-правовое обеспечение процесса специального образования.
По данным Минобрнауки в Российской Федерации из около 20 млн детского населения более 1,5 млн являются детьми-инвалидами или обучающимися с ОВЗ. Для примера, в одном из субъектов Российской Федерации — Республике Коми — по данным Министерства образования, науки и молодежной политики субъекта только за 2020 год психолого-медико-педагогической комиссией (далее — ПМПК) республики обследован 3021 человек. Из общего количества обследованных на ПМПК: лица с ОВЗ — 2431 человек (80 %); лица с инвалидностью — 605 человек (20 %). В 2020/2021 учебном году 2312 воспитанников дошкольных образовательных организаций (4,4 %) являются детьми с ОВЗ (из них 451 — дети с инвалидностью). Численность обучающихся с ОВЗ в общеобразовательных организациях (муниципальных и государственных) составляет 3266 человек (3 % от общей численности всех обучающихся общеобразовательных организаций), 1890 (1,8 %) имеют статус «ребенок-инвалид». Министерство отмечает пропорциональный ежегодный рост численности детей с ОВЗ.
Вместе с тем российская система образования предусматривает вариативность форматов организации образовательного процесса — развивается сеть отдельных образовательных организаций, осуществляющих специальное образование, реализуется сетевое взаимодействие организаций, осуществляющих образовательную деятельность, при организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ. Одной из приоритетных форм получения образования лицами с инвалидностью и/ илиОВЗнасегодняшнийденьстановитсяинклюзивноеобразование. При правильной организации инклюзивного процесса образования обучающиеся овладевают необходимыми компетенциями и успешно социализируются без какой-либо дискриминации и отчуждения
в условиях полного равноправия. Вместе с тем, несмотря на обширный международный опыт ведения инклюзии, а также российский опыт специального образования, в Российской Федерации существует ряд проблем, препятствующих эффективной реализации специального и инклюзивного образования, а именно, по мнению Н. Н. Малофеева, основные сложности связаны с отсутствием всероссийской программы интеграции детей с ОВЗ, повышения уровня толерантности, самосознания и помогающего поведения со стороны здоровых людей. Без создания и апробации таких программ внедрение инклюзии в систему образования и развитие специального образования будут сопровождаться серьезными проблемами и непониманием со стороны участников образовательного процесса [1, с. 86—94].
Неотъемлемой частью специального и инклюзивного образования является профессиональная подготовка педагогов, работающих в условиях инклюзивного образования, и будущих дефек-тологов. Одна из проблем была озвучена на IV Всероссийском Съезде дефектологов РФ директором Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Л. П. Фальковской, которая отметила, что по данным министерства сегодня с более чем 1,2 млн детей с ОВЗ работают 11 715 учителей-дефектоло-гов и 50 152 учителя-логопеда. Для нормативного обеспечения не хватает 21 856 логопедов и 26 822 дефектолога. Рассмотрим более подробно проблемы подготовки специалистов специального (дефектологического] образования.
Методы исследования, теоретическая база. Используя методы теоретического исследования, а именно: методы анализа и синтеза, позволяющие найти проблемы и определить пути их решения, методы индукции и дедукции, позволяющие раскрыть проблемы от частного к общему и наоборот, логическое обобщение, позволяющее осуществить переход от одной мысли к другой, от более частной мысли к более общей, нами был проведен анализ нормативно-правовой базы и научных исследований в области специального и инклюзивного образования, а также в области подготовки специалистов-дефектологов.
Проблемы профессиональной подготовки будущих дефектоло-гов рассматриваются в исследованиях С. В. Алёхиной, А. А. Алмазо-вой, Л. С. Волковой, Л. С. Выготского, А. В. Калиниченко, Е. Е. Китик,
Л. М. Кобриной, В. А. Ковшиковой, Т. В. Кузьмичёвой, О. И. Кукушкиной, В. А. Лапшина, И. Ю. Левченко, Н. В. Маевской, Н. Н. Малофеева, А. А. Марголиса, Н. М. Назаровой Ф. А. Рау, В. И. Селиверстова, Л. Е. Черкасова, Г. В. Чиркиной и др. Н. М. Назарова отмечает «факторы, формирующиезакономерныетенденции(какпозитивные,такинега-тивные) в отечественной системе высшего образования» [2, с. 135]. Это и территориальные, социокультурные и экономические отличия регионов, в которых происходит подготовка специалистов, это и «отсутствие системно организованной политики государства, направленной на развитие профессиональной подготовки дефектологов, её экономической поддержки» [Там же], новые требования к подготовке специалистов.
Рассматривая проблемы подготовки специалистов специального (дефектологического) образования, необходимо остановиться на историческом аспекте. Система подготовки дефектологов изменялась точно так же, как и менялось общественное мнение и отношение общества к людям с ОВЗ и/или инвалидностью. В своих работах Н. Н. Малофеев [3] рассмотрел эволюцию отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии, определил пять периодов эволюции; пять периодов становления систем образования. Российская история развития отношения об-ществаигосударстваклюдям снарушениями в развитиивключаетте же периоды, что и в Европе, но с большим отставанием. Европейские страны ушли далеко вперед по развитию положительного отношения общественности к людям с отклонениями в развитии.
Теоретический анализ литературы по проблеме позволяет сделать вывод о том, что отечественная система подготовки специалистов в области специального (дефектологического) образования строится на интеграции знаний психологии, анатомии и физиологии, медицины, онтогенеза и филогенеза, гигиены, генетики, педагогики, философии, лингвистики. Специалист, получивший образование по конкретному профилю подготовки данного направления в системе высшего образования на уровне бакалавриата, должен владеть знаниями из различных областей науки о человеке, обладать разнообразными компетенциями в сфере обучения, воспитания детей с ОВЗ, коррекции нарушений в развитии.
Результаты исследования и их обсуждение. Существует ряд проблем, влияющих на качество подготовки специалистов дефектологического образования.
Говоря о современной подготовке специалистов в области специального(дефектологического]образования,необходимоотме-тить, что в настоящий момент подготовка специалистов осуществляется только в условиях высших учебных заведений в рамках двухуровневойсистемы подготовки. На данный момент подготовкой дефектологов по очной форме обучения занимается порядка 128 высших учебных заведений. Из них 120 высших учебных заведений ведет подготовку по заочной форме обучения и 18 высших учебных заведений — по очно-заочной [4]. В результате подготовки на уровне бакалавриата закладываются фундаментальные знания по специальности, а на уровне магистратуры происходит спецификация, узкая специализация по выбранному направлению.
Однако территориальные особенности, разная густота распределения населения, особенности формирования штатного расписания и финансирования образовательных организаций в стране иногда приводят к тому, что на территории одного субъекта Российской Федерации возникает дефицит узких специалистов в области коррекционной педагогики. В ряде регионов снижение штатных единиц специалистов-дефектологов в образовательных организациях приводит к их переходу из «бюджетной сферы» в коммерческий сектор, что в свою очередь отражается на фиксации официального трудоустройства выпускников в условиях региона и влияет на особенности распределения контрольных цифр приема в вузах.
Подготовка вышеуказанных специалистов осуществляется на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое] образование» (уровень бакалавриата] (далее — ФГОС ВО СДО] , который представлен изначально как однопрофильный в силу ряда причин. Такими причинами являются: работа специалистов-дефектологов с детьми разных возрастов (а также со взрослым населением] и разных категорий, а также и то, что область профессиональной деятельности выпускников может быть связана как со сферой образования, так и со сферами здравоохранения и социальной защиты. Например,
обучение по профилю «Логопедия» предусматривает подготовку педагогических кадров для работы с детьми раннего, дошкольного и школьного возрастов; с разными категориями детей с нарушениями в развитии, имеющими речевые нарушения (это не только дети с речевой патологией, но и дети с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата (в том числе с ДЦП), с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, а также с множественными нарушениями); в разных отраслях: образование, здравоохранение и социальная защита.
Однако некоторые учебные заведения в целях расширения сфер трудоустройства выпускников вместо подготовки по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» включают подготовку педагогов с профилем «Коррекционная педагогика» в рамках двухпрофильной подготовки по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование», что в целом повышает уровень компетентности в области коррекционного образования будущих педагогов образовательных организаций (воспитателей, учителей), но не увеличивает количество профессиональных кадров в области специального (дефектологического) образования.
Также еще одной проблемой подготовки кадров, связанной с ФГОС ВО СДО, является то, что именно в указанном стандарте говорится о том, какими универсальными компетенциями и общепрофессиональными компетенциями должны обладать специалисты.
Вместе с тем профессиональные компетенции в стандарте не указаны, так как образовательная организация определяет их самостоятельно, взяв за основу профессиональные стандарты, соответствующие профессиональной деятельности выпускников (при наличии) (ранее до 2018 года стандарт представлял перечень профессиональных компетенций). Однако на данный момент профессиональный стандарт педагога-дефектолога отсутствует, имеется только проект. Таким образом, единые требования по подготовке специалистов-дефектологов отсутствуют, так как не существует единого перечня профессиональных компетенций. А также отсутствуют примерные основные образовательные программы по разным профилям направления подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», на которые
можно было бы опираться в соответствии с п.1.4. Таким образом, каждая образовательная организация самостоятельно принимает решение о формировании необходимых профессиональных компетенций и содержании рабочих программ дисциплин, что влияет на качество подготовки специалистов в целом.
В последнее время большое внимание уделяется информационно-коммуникативным технологиям, цифровым инструментам при подготовке дефектологов [5; 6; 7], помогающих будущим специалистам знакомиться с особенностями детей с ОВЗ, расширять свои знания, формировать необходимые компетенции. В работах О. И. Кукушкиной отмечается, что на современном этапе подготовки дефектологов для формирования профессиональных компетенций необходимо использовать «интерактивные учебные карты, описывающие онтогенез; электронные библиотеки иллюстративных детских и семейных случаев; виртуальные учебные симуляторы профессиональной деятельности дефектолога; виртуальные профессиональные практики/тренажеры; профессиональные навигаторы дефектолога в области диагностики и планирования коррекционной работы с детьми с ОВЗ» [6]. Данные цифровые ресурсы предполагается использовать со студентами до контакта с детьми с ОВЗ и вне контактов с ними. Н. В. Маевская и О. И. Кукушкина [8] также предлагают включить интегративную учебную модель логопедического обследования: формирование рабочей гипотезы, а также в дальнейшем просмотр видеозаписей студентами для уточнения логопедического заключения. О цифровых практиках подготовки логопедов — «цикле компьютерных программ для сферы высшего логопедического образования — базе данных (БД]» — говорится в работах Е. Е. Китик и И. И. Кукушкина [9; 10]. Предлагается с помощью виртуальной практики проводить диагностику нарушений фонетического строя речи у детей. Данная практика благотворно сказывается на подготовке студентов, у них формируются необходимые компетенции, знания визуализируются.
Однако, во-первых, такой опыт не может заменить очной практики в образовательных организациях, хотя и способствует формированию более высокой, чем в традиционных условиях, готовности к освоению практической работы с детьми и родителями, а, следовательно, более качественному усвоению знаний и получению умений и навыков в области диагностирования и
планирования деятельности; во-вторых, данные интерактивные ресурсы требуют значительных финансовых затрат, а также специального оборудования и при наличии готовых разработанных технологий симуляции профессиональной деятельности дефектолога являются практически недоступными для периферийных учебных заведений в целом и специалистов, работающих в региональных образовательных организациях, в частности.
Цифровые технологии подготовки дефектологов особо показали свою важность и актуальность в 2020/2021, 2021/2022 учебных годах, когда повсеместно вспыхнули очаги заражения новой коронавирусной инфекции и высшие учебные заведения столкнулись с ограничением возможности организации различных видов практик, предусмотренных ФГОС ВО. Это подтолкнуло педагогов к организации практики в дистанционной среде, что в свою очередь способствовало формированию у будущих дефектологов знаний и умений использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности (например, подготовка видеосюжетов, адаптированных для обучающихся, презентаций, игр и др.).
Однако по сравнению с практикой студентов медицинских вузов, качество которой улучшилось за счет объема, который возрос в связи с осуществлением волонтерской помощи в больницах, качество практики студентов — будущих дефектологов и логопедов значительно снизилось за счет закрытия образовательных организаций (баз практики) на карантин и отсутствия информационных ресурсов, позволяющих качественно ее заменить. Также нужно отметить, что цифровые технологии не дают тесного вербального и невербального контакта, что необходимо при подготовке специалистов помогающих профессий, в связи с чем возникает потребность разумного сочетания цифрового пространства и непосредственного взаимодействия с детьми в процессе обучения. В связи с этим использование только информационных технологий при организации практик влечет за собой проблемы в подготовке специалистов в области проведения обследований детей, коррекции их развития, работы с родительским сообществом и сообществом педагогов.
Также при подготовке специалистов в области специального образования важно не только владеть знаниями в области
диагностики, коррекции и предупреждения недостатков, но и уметь взаимодействовать с окружающими, особенно, когда логопед или дефектолог будет являться ведущим специалистом в группе или классе для детей с ОВЗ. Дефектологическое сопровождение обеспечивает включение специальной деятельности во все сферы образовательного процесса. В этом случае значимым компонентом могут быть так называемые надпрофессиональные навыки дефектолога, или soft skills, способствующие организации успешного взаимодействия со всеми участниками процесса образования. К этим навыкам могут относиться: умение осуществлять культурно-просветительскую деятельность в области дефектологического образования, вести волонтерскую деятельность, осуществлять взаимодействие с родителями, педагогами, общественностью и т.п.
Однако данные навыки не рассматриваются в ФГОС ВО СДО, а работа над их формированием возможна только при включении в учебный план необходимых дисциплин (например, таких дисциплин, как: «Организация работы с родителями детей с ОВЗ», «Педагогическое сопровождение семьи в образовательном процессе», «Интеграция деятельности специалистов по комплексному сопровождению детей с ОВЗ», «Взаимодействие специалистов при коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»] и организации работы со студентами во внеучебной деятельности (например: проведение акций, посвященных каким-либо значимым событиям (Дню дефектолога, Дню логопеда и т.п.], помощи детям коррекционных детских домов, домов ребенка и т.п.].
Большое значение при подготовке специалистов специального (дефектологического] образования имеют современные достижения науки и учет современных проблем в области дефектологии, в частности выявленные проблемы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии, системы ранней помощи и интеграции детей с ОВЗ в сообщество нормотипичных детей. В Концепции развития образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ до 2030 г. под общей редакцией Н. Н. Малофеева [11] говорится, что при подготовке дефектологов важно учитывать качественный состав детей с ОВЗ, инвалидностью, детей группы риска начиная с младенческого возраста. Это значит, что, например, в дальнейшем будет активно развиваться превентивная логопедия, понимание которой уже должно закладываться у будущих выпускников,
как и знания о современной профессиональной деятельности дефектолога в разных условиях деятельности с разными группами детей.
Однако анализ основных профессиональных образовательных программ ряда высших учебных заведений показал, что изменения в учебных планах подготовки специалистов за период 3—5 лет незначительны, не проблемно ориентированы и не отображают современные тенденции дефектологии, новые достижения науки. Вместе с тем недостаточность сведений у выпускников о некоторых категориях детей с отклонениями в развитии, о новых тенденциях в дефектологии влечет за собой подготовку специалиста, не умеющего адаптироваться к изменениям на рынке труда.
Заключение. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессиональное образование специалистов (дефектологического) образования в современное время востребовано, происходит в быстро сменяющихся условиях, диктуемых государственной политикой, меняющимся обществом, мировыми катаклизмами, цифровизацией образования. В подготовке специалистов дефектологического образования важна как фундаментальность образования, так и новые ориентиры. Целью подготовки является специалист, владеющий знаниями в области клинического, нейрофизиологического и психолого-педагогического развития детей с инвалидностью и/или ОВЗ, учитывающий его возрастные и индивидуальные особенности; ориентирующийся, в первую очередь, на здоровье ребенка; имеющий представление о государственной системе комплексной диагностики и коррекции нарушений у детей начиная с первых месяцев жизни, осуществляющий комплекс диагностических и коррекционно-развивающих процедур и критически относящийся ко всем инновациям коррекции и специального обучения, копирования западных моделей; умеющий взаимодействовать с родителями и профессиональным сообществом, т.е. обеспечивающий максимально возможное в рамках существующей системы качество обучения детей с отклонениями в развитии.
Несогласованность нормативно-правовой базы, отсутствие в данных документах ряда аспектов, влияющих на качество подготовки дефектолога; несвоевременность или невозможность проведения практик в очном формате; отсутствие в планировании
дисциплин, формирующих надпрофессионалные навыки дефекто-логов и обеспечивающих превентивный формат подготовки специалистов с учетом новых вызовов времени влекут за собой подготовку специалиста, не умеющего принимать решения, исходя из целесообразности и здоровьесбережения, своевременности и актуальности проблем, не осознающего меру ответственности перед детьми и их родителями за качество своей деятельности.
Список источников
1. Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен // Дефектология. 2008. № 2. С. 86—94.
2. Назарова Н. М. Специальная педагогика: история развития научного знания и подготовка педагогических кадров : монография. М.: Спутник+, 2009. 158 с.
3. Малофеев Н. Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Альманах Института коррекционной педагогики. 2000. № 1. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-1/sovre-mennyj-etap-v-razvitii-sistemy (дата обращения: 22.08.2021].
4. Вузы России со специальностью специальное (дефектологическое] образование — 44.03.03. URL: https://vuzoteka.ru/5-44-03-03 (дата обращения: 20.09.2021]
5. Бахина А. В. Эффективность цифровых инструментов формирования общекультурных и профессиональных компетенций // Альманах Института коррекционной педагогики. 2021. № 43. URL: https://alldef.ru/ ru/artides/almanac-43/the-effectiveness-of-digital-tools-for-the-formation-of-general-cultural-and-professional-competencies (дата обращения: 20.09.2021]
6. Кукушкина О. И. Цифровые инструменты формирования профессиональных компетенций дефектологов // Альманах Института кор-рекционной педагогики. 2021. № 43. URL: https://alldef.ru/ru/articles/alma-nac-43/digital-tools-for-the-formation-of-professional-skills-of-special-teach-ers (дата обращения: 20.09.2021].
7. Хайдарпашич М. Р. От цифровых инструментов оценки развития детей к цифровым инструментам профессиональной подготовки дефек-тологов // Альманах Института коррекционной педагогики. 2021. № 43. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-43/from-digital-tools-for-assess-ing-the-child-development-to-digital-tools-for-professional-training-of-defec-tologists (дата обращения: 20.09.2021].
8. Маевская Н. В., Кукушкина О. И. Интерактивная учебная модель логопедического обследования: формирование рабочей гипотезы // Альманах Института коррекционной педагогики. 2021. № 43. URL: https://
alldef.ru/ru/articles/almanac-43/interactive-educational-model-of-speech-therapy-examination-forming-a-working-hypothesis (дата обращения: 20.09.2021).
9. Китик Е. Е. Использование компьютерных технологий обучения в процессе профессиональной подготовки логопедов // Альманах Института коррекционной педагогики. 2008. № 12. URL: https://alldef.ru/ru/articles/ almanah-12/ispolzovanie-kompyuternyix-texnologij-obucheniya-v-proczesse-professionalnoj-podgotovki-logopedov (дата обращения: 20.09.2021).
10. Китик Е. Е., Кукушкин И. И. Эффективность виртуальных практик диагностики речевых нарушений // Альманах Института коррекционной педагогики. 2021. № 43 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-43/ the-effectiveness-of-virtual-practice-for-diagnosis-of-speech-diserders (дата обращения: 20.09.2021).
11. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. / под общей ред. Н. Н. Малофеева. М.: ИКП РАО, 2019. 120 с.
References
1. Malofeev N. N., Shmatko N. D. Integration and special educational institutions: the need for change. Defektologiya = Defectology, 2008, no 2, pp. 86—94. (In Russ.)
2. Nazarova N. M. Special'naya pedagogika: istoriya razvitiya nauchnogo znaniya i podgotovka pedagogicheskih kadrov : monografiya [Special pedagogy: history of the development of scientific knowledge and training of pedagogical personnel : monograph]. Moscow: Sputnik+, 2009. 158 p. (In Russ.)
3. Malofeev N. N. The current stage in the development of the system of special education in Russia: research results as a basis for building a development program. Al'manah Instituta korrekcionnoj pedagogiki = Almanac of the Institute of Correctional Pedagogy. 2000, no 1. Available at: https://alldef.ru/ru/ar-ticles/almanah-1/sovremennyj-etap-v-razvitii-sistemy (accessed: 20.09.2021)
4. Vuzy Rossii so special'nost'yu special'noe (defektologicheskoe) obra-zovanie — 44.03.03 [Universities of Russia with a specialty of special (defecto-logical) education — 44.03.03.]. Available at: https://vuzoteka.ru/5-44-03-03 (accessed: 20.09.2021)
5. Bahina A. V. The effectiveness of digital tools for the formation of general cultural and professional competencies. Al'manah Instituta korrekcionnoj pedagogiki =Almanac of the Institute of Correctional Pedagogy, 2021, no 43. Available at: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-43/the-effectiveness-of-digital-tools-for-the-formation-of-general-cultural-and-professional-competencies
6. Kukushkina O. I. Digital tools for the formation of professional competencies of defectologists. Al'manah Instituta korrekcionnoj pedagogiki = Almanac of the Institute of Correctional Pedagogy, 2021, no 43. Available at: https://all-
def.ru/ru/articles/almanac-43/digital-tools-for-the-formation-of-professional-skills-of-special-teachers (accessed: 20.09.2021)
7. Hajdarpashich M. R. From digital tools for assessing the development of children to digital tools for professional training of defectologists. Al'manah Instituía korrekcionnoj pedagogiki = Almanac of the Institute of Correctional Pedagogy, 2021, no 43. Available at: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-43/from-digi-tal-tools-for-assessing-the-child-development-to-digital-tools-for-professional-training-of-defectologists (accessed: 20.09.2021)
8. Maevskaya N. V., Kukushkina O. I. Interactive educational model of speech therapy examination: formation of a working hypothesis. Al'manah Insti-tuta korrekcionnoj pedagogiki = Almanac of the Institute of Correctional Pedagogy, 2021, no 43. Available at: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-43/interactive-educational-model-of-speech-therapy-examination-forming-a-working-hypoth-esis (accessed: 20.09.2021)
9. Kitik E. E. The use of computer teaching technologies in the process of vocational training of speech therapists. Al'manah Instituta korrekcionnoj pedagogiki = Almanac of the Institute of Correctional Pedagogy, 2008, no 12. Available at: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-12/ispolzovanie-kompyuterny-ix-texnologij-obucheniya-v-proczesse-professionalnoj-podgotovki-logopedov (accessed: 20.09.2021)
10. Kitik E. E., Kukushkin I. I. The effectiveness of virtual practices in the diagnosis of speech disorders. Al'manah Instituta korrekcionnoj pedagogiki. Almanac of the Institute of Correctional Pedagogy, 2021, no 43. Available at: https:// alldef.ru/ru/articles/almanac-43/the-effectiveness-of-virtual-practice-for-diag-nosis-of-speech-diserders (accessed: 20.09.2021)
11. Koncepciya razvitiya obrazovaniya obuchayushchihsya s invalidnost'yu i ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya do 2030 g. / pod obshchej red. N. N. Malofeeva [Concept for the development of education of students with disabilities and disabilities until 2030, edit. N. N. Malofeev.]. Moscow: IKP RAO, 2019. 120 p. (In Russ.)
Cведения об авторах/Information about the authors
Сажина Светлана Дмитриевна
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии образования института педагогики и психологии, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина
Svetlana D. Sazhina
Candidate of Pedagogy, Associate Professor
Head of Pedagogy and Educational Psychology Department of the Pedagogy and Psychology Institute of Pitirim Sorokin Syktyvkar State University
ResearcherlD G-2134-2016 SPIN 6989-2612
ResearcherlD G-7788-2016 SPIN 6989-2612
167001, Россия, Сыктывкар, Октябрьский пр., 55
Герцберг Мария Вячеславовна
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии образования института педагогики и психологии, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина;
аспирант Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина по направлению подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки — Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)»
167001, Россия, Сыктывкар, Октябрьский пр., 55
55, Oktyabrsky prosp., Syktyvkar, 167000, Russian Federation
Maria V. Gertsberg
Senior Lecturer of Pedagogy and Educational Psychology Department of the Pedagogy and Psychology Institute of Pitirim Sorokin Syktyvkar State University; PhD student of Pushkin Leningrad State University majoring in field of study 44.06.01 Education and Pedagogy — Correctional Pedagogy (Deaf and Blind Education, Oligophrenopedagogics, and Speech Training
55, Oktyabrsky prosp., Syktyvkar, 167000, Russian Federation
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 23.10.2021
Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 16.11.2021
Принята к публикации / Accepted for publication 22.11.2021