DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-52-2-197
УДК 37.08
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ» С УЧЕТОМ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ЗАПРОСОВ РАБОТОДАТЕЛЕЙ
О.Л. Беляева (Красноярск, Россия) Л.А. Брюховских (Красноярск, Россия) А.В. Мамаева (Красноярск, Россия) И.Ю. Жуковин (Красноярск, Россия)
Аннотация
Постановка проблемы. Современный этап развития образования определяет новые требования к профессиональной деятельности учителя-дефектолога. В настоящее время дефектолог, в особенности магистр специального (дефектологического) образования, должен обладать особыми профессиональными компетенциями в связи с увеличением количества детей с множественными нарушениями в развитии, практикой инклюзивного образования. Отсутствие квалификационного запроса работодателей на содержание подготовки магистров в области кор-рекционной деятельности приводит к открытию невостребованных программ магистратуры и выпуску невостребованных специалистов.
Цель статьи - выявление квалификационного запроса работодателей на подготовку учителя-дефектолога, способного в современных условиях осуществлять профессиональную деятельность в образовательных организациях и учреждениях различного уровня, исходя из региональных потребностей.
Методология (материалы и методы). Исследование трудов отечественных и зарубежных ученых, нормативных документов в сфере образования, опрос руководителей образовательных организаций и учреждений позволили сформулировать направленность (профиль) и определить содержание новой разработанной методом проектирования программы магистратуры по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, выявить и обосновать профессионально
значимые компетенции магистра специального (дефектологического) образования.
Результаты исследования. В статье представлены результаты опроса работодателей и их представителей для учителей-дефектологов, касающиеся квалификационного запроса на подготовку специалиста, способного осуществлять коррекционную работу с обучающимися разных нозологических групп. Описан состав профессиональных компетенций обучающихся, осваивающих программы магистратуры по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, приведен перечень вопросов опросника для работодателей.
Выводы. В результате проведенного исследования проектным путем выявлен квалификационный запрос руководителей образовательных организаций и учреждений на разработку новой программы магистратуры в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, определена направленность (профиль) данной программы; описан состав профессиональных компетенций будущего учителя-дефектолога для обучающихся с нарушениями слуха, зрения, интеллекта; отобраны эффективные виды деятельности при формировании индикаторов достижений необходимых компетенций для магистра в области дефектологии.
Ключевые слова: магистерские программы, проектирование, квалификационные запросы работодателей, профессиональные компетенции учителя-дефектолога.
Постановка проблемы. Модернизация системы образования в России в новых социально-экономических реалиях при-
водит к необходимости существенных изменений во всех областях, в том числе в подготовке педагогических кадров для работы в системе
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В настоящей статье проанализированы данные о востребованности учителей-дефектологов для проведения коррек-ционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Исходя из статистических данных о недостаточной укомплектованности образовательных организаций специалистами, имеющими соответствующую квалификационным запросам работодателей подготовку, поднимается проблема разработки программ магистратуры в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22 февраля 2018 года № 128. Проблема также затрагивает вопрос о направленности программы магистратуры, выпускники которой смогут удовлетворить запросы работодателей на соответствие запрашиваемых профессиональных компетенций. Состав профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВО определяется организацией высшего образования самостоятельно. Изучению вопроса о разработке программ магистратуры по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование и формированию ключевых компетенций магистров данного направления посвящены работы С.В. Архиповой, О.С. Гришиной, Е.В. Золотковой, М.А. Лаврентьевой, Н.В. Бари-новой, О.Ф. Богатой, Н.С. Кожановой, Н.П. Расска-зовой, Е.В. Болкуновой, Т.Н. Воронцовой, Е.И. Го-лишниковой, Е.Э. Никифоровой, Е.А. Лапп и др.
Однако экспериментальные данные по выявлению квалификационных запросов работодателей относительно определения направленности магистерской программы для подготовки учителей-дефектологов и профессиональных компетенций выпускников, которые будут востребованы в коррекционной работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, умственной отсталостью, не приводились.
Цель статьи - выявление квалификационного запроса работодателей на подготовку учителя-дефектолога, способного в современных условиях осуществлять профессиональную деятельность в образовательных организациях и учреждениях различного уровня, исходя из региональных потребностей.
Средством решения обозначенной проблемы являются следующие проектные шаги.
1. Опрос работодателей о востребованности учителя-дефектолога в их организациях (сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог).
2. Получение запроса от работодателей на профессиональные компетенции, которыми должны обладать выпускники магистратуры по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование.
В настоящее время вузам разрешено разрабатывать примерные основные образовательные программы уровня магистратуры и направлять их в федеральное учебно-методическое управление РФ для рассмотрения и утверждения. На основе утвержденных примерных основных образовательных программ организации вправе разрабатывать собственные основные профессиональные образовательные программы уровня магистратуры. ФГОС ВО также предусмотрено самостоятельное определение организацией-разработчиком содержания профессиональных компетенций для выпускников магистратуры.
Методология (материалы и методы). В работах С.В. Архиповой, О.С. Гришиной, Е.В. Золотковой, М.А. Лаврентьевой, Н.В. Бариновой, О.Ф. Богатой, Н.С. Кожановой, Н.П. Рассказовой, Е.В. Болкуновой, Т.Н. Воронцовой, Е.И. Голиш-никовой, Е.Э. Никифоровой, Е.А. Лапп показано, что современный учитель-дефектолог в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов (дошкольного образования, начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, образования обучающихся с умственной отсталостью) должен владеть особыми компетенциями, а значит, иметь особую подготовку в рамках освоения магистерской программы.
< И
я
а
4
с
PQ
5 s
ÈÎ W H
S
и ^
д и s
0
1
к
W PQ H
и fc с
и
о
[-4
о
ё
и
Ян
s
>>
0
1
и
W tr
s
ь
f-ч <
э
G
«
s к
H
и
w
PQ
Исследования последнего десятилетия также доказывают, что ключевыми компетенциями современного педагога являются готовность к эффективному взаимодействию с обучающимися, их родителями (законными представителями), с педагогическим коллективом [Ахметзяно-ва, Кедрова, 2016; Жулина, 2015; Кадиров1, 2011; Мостовая2, 2010; Шатрова3, 2010]. Наш собственный опыт практической деятельности с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья позволил определить пути, организационные формы для достижения эффективного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса [Беляева4, 2010; Уфимцева, Беляева5, 2012].
Ряд работ российских и зарубежных исследователей [Адольф, Москвитин, 2020; Lomasko, Simonova, 2012; Miller, 2013; Larson, Gray, 2011], дают основания шире использовать средства проектного обучения, а также виртуальную инновационную среду в педагогическом университете для повышения качества образования. Опираясь на данные труды, мы использовали метод проектирования для разработки новой магистерской программы по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование. Проектную группу составили: преподаватели кафедры коррекционной педагогики КГПУ им. В.П. Астафьева и 5 работодателей: директора средних школ, директора Центров психолого-медико-педагогической и социальной помощи,
1 Кадиров A.M. Коммуникативное образование в современных университетах США: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. СПб., 2011. 24 с.
2 Мостовая С.Э. Психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе: дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 / Рос. гос. ун-т им. Иммануила Канта. Калининград, 2010. 309 с.
3 Шатрова С.А. Формирование коммуникативной компетентности будущих педагогов: на примере работы с дошкольниками группы риска: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Волгогр. гос. пед. ун-т. Волгоград, 2010. 217 с.
4 Беляева О.Л. Организационно-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности слабослышащих детей в процессе интегрированного обучения в общеобразовательной школе I ступени: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2010. 229 с.
5 Уфимцева Л.П., Беляева О.Л. Формирование коммуникативной компетентности слабослышащих детей в процессе интегрированного обучения в общеобразовательной школе: учеб.-метод. пособие. Красноярск, 2012.148 с.
заведующий дошкольной образовательной организацией. На первом этапе проектирования фокус-группа разработала опросник для проведения опроса работодателей и их представителей. Опрос данной группы проводился письменно в ходе работы специально организованного круглого стола в рамках одной из Всероссийских научно-методических конференций. Респондентам предлагалось ответить (письменно) на следующие вопросы.
1. Получают ли коррекционную помощь в вашей школе / детском саду / центре обучающиеся с ОВЗ:
- нарушениями слуха;
- нарушениями зрения;
- тяжелыми нарушениями речи;
- нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- задержкой психического развития;
- расстройствами аутистического спектра;
- умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- с сочетанными (тяжелыми множественными) нарушениями в развитии?
2. Есть ли в штатном расписании вашей организации специалист, имеющий образование, позволяющее проводить коррекционную работу с этими обучающимися:
- учитель-дефектолог (сурдопедагог);
- учитель-дефектолог (тифлопедагог);
- учитель-дефектолог (олигофренопедагог);
- учитель-логопед?
3. Считаете ли вы актуальным и востребованным вопрос подготовки магистров, способных вести одновременно профессиональную деятельность в сфере коррекционной работы с обучающимися, имеющими нарушения слуха, зрения, интеллекта?
4. Кроме готовности планировать и проводить коррекционную работу с указанными группами обучающихся разных возрастов, какими еще дополнительными профессиональными компетенциями должен обладать специалист уровня магистра:
- готовностью работать в команде с администрацией и другими педагогами образова-
тельной организации (учителями, специалистами, тьюторами, ассистентами);
- готовностью к взаимодействию с родителями (законными представителями, близкими) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в процессе инклюзивного образования?
Напишите свои предложения.
Результаты исследования. Настоящее исследование проводилось в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева проектной группой преподавателей совместно с работодателями для магистров в области коррекционной педагогики. Опросом были охвачены: руководители образовательных организаций - 10 человек, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи - 2 человека; заместители руководителей, координаторов инклюзивного образования, руководители структурных подразделений - 23 человека. Всего 35 респондентов.
Приведем результаты опроса данной группы респондентов. На первый вопрос («Получают ли образование в вашей образовательной организации / учреждении обучающиеся с ОВЗ?») получены ответы, которые обобщены нами следующим образом.
1. Получают образование обучающиеся одной нозологической группы (например, только дети с умственной отсталостью) - 20 % (7 респондентов).
2. Получают образование обучающиеся двух нозологических групп (например, дети с умственной отсталостью и дети с нарушениями зрения) - 23 % (8 респондентов).
3. Получают образование обучающиеся трех нозологических групп (например, в одной организации получают образование ученики с нарушениями слуха, зрения, интеллекта) - 47 % (20 респондентов).
На второй вопрос («Есть ли в штатном расписании вашей организации специалист, имеющий образование, позволяющее проводить коррекци-онную работу с этими обучающимися?») в организациях / учреждениях, где получают образование дети одной нозологической группы, положи-
тельно ответили 100 % респондентов. Только 57 % респондентов в организации / учреждении, в которых получают образование дети двух нозологических групп, ответили положительно на первый вопрос. И всего 20 % респондентов в организациях / учреждениях, в которых получают образование дети трех и более нозологических групп, ответили положительно на первый вопрос.
На третий вопрос («Считаете ли вы актуальным и востребованным вопрос подготовки магистров, способных вести одновременно профессиональную деятельность в сфере коррекци-онной работы с обучающимися, имеющими нарушения слуха, зрения, интеллекта?)» получены такие ответы:
4 % опрошенных сомневаются в целесообразности подготовки «дефектолога-универсала»;
96 % участников опроса согласны с тем, что нужно готовить дефектологов, способных осуществлять сопровождение и вести коррекцион-ную работу с детьми из разных нозологических групп, в том числе имеющими различные соче-танные нарушения в развитии (тяжелые множественные нарушения развития).
На четвертый вопрос («Кроме готовности планировать и проводить коррекционную работу с указанными группами обучающихся разных возрастов, какими еще дополнительными профессиональными компетенциями должен обладать специалист уровня магистра?») все опрошенные (100 %) отметили, что нижеперечисленные компетенции должны быть сформированы у магистра по направлению 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, а именно:
- готовность работать в команде с администрацией и другими педагогами образовательной организации (учителями, специалистами, тьюторами, ассистентами);
- готовность к взаимодействию с родителями (законными представителями, близкими) обучающихся с ОВЗ, в том числе в процессе инклюзивного образования.
Среди предложений было следующее: «Необходимо формировать готовность к работе в условиях инклюзивного образования среди всех участников образовательного процесса».
С И
а
с
и'
к
м н
и ^
д и 8
0
1
к
м рр
н и
Ни
с и
о
[-4
0
ё
и
РМ
1
I
и
>>
0
1
и м V
к
ь
[-4 <
э
с
к
н и
и
Обобщая предложения работодателей и их представителей по последнему вопросу опросника, отметим их согласие с необходимостью готовить магистров, способных осуществлять:
1. Взаимодействие с родителями детей с ОВЗ, повышение уровня инклюзивной культуры обучающихся, их родителей; формирование у родителей детей с ОВЗ родительской педагогической компетентности.
2. Сопровождение ребенка с ОВЗ в тесном взаимодействии с другими специалистами и педагогами с использованием командного подхода.
3. Проведение коррекционной работы с детьми с ОВЗ при помощи специальных технологий, методик, необходимых для коррекции тяжелых множественных нарушений развития (сенсорных и интеллектуальных) [Голишникова, Никифорова, 2018].
Проектирование основной профессиональной образовательной программы по направлению 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование с учетом квалификационного запроса руководителей образовательных организаций стало следующим этапом [Хаймин, Хаймина, 2017; Антропов, Верещагина, Волкова и др.6, 2015].
Определена направленность (профиль) программы магистратуры «Технологии коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми с нарушениями слуха, зрения, интеллекта». Совместно с работодателями с опорой на анализ научных работ и практический опыт региона проведено содержательное наполнение профессиональных компетенций (ПК) и индикаторов их достижения.
Приводим перечень обязательных к реализации компетенций.
Тип задач профессиональной деятельности «Педагогический»:
ПК-1 - способен к планированию и реализации содержания коррекционно-развивающих
6 Антропов А.П., Верещагина Н.О., Волкова И.П., Глазко-ва Н.Н., Глубокова Е.Н., Головина И.В., Гончаров С.А., Елизарова Ю.Г., Зарин А.П., Ильина С.Ю., Кантор В.З., Кра-сильникова О.А., Круглова Ю.А., Соломин В.П., Тряпи-цына А.П. Модульная программа подготовки учителя-дефектолога в педагогической магистратуре: проектирование и реализация: учеб.-метод. пособие / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. СПб., 2015.132 с.
занятий с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Тип задач профессиональной деятельности «Проектный»:
ПК-2 - способен к проектированию адаптированных основных общеобразовательных программ и специальных индивидуальных программ развития.
Тип задач профессиональной деятельности «Сопровождение»:
ПК-3 - способен к проведению психолого-педагогической диагностики с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы.
Тип задач профессиональной деятельности «Научно-исследовательский»:
ПК-4 - способен к планированию и проведению прикладных научных исследований в образовании.
Также определена рекомендуемая профессиональная компетенция выпускников магистратуры (тип задач профессиональной деятельности «Сопровождение»): ПК-5 - способен к просветительской деятельности в области работы и взаимодействия с лицами с ОВЗ, повышения уровня инклюзивной культуры обучающихся, их родителей и педагогов.
Формирование данных компетенций у магистрантов новой магистерской программы по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) «Технологии коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми с нарушениями слуха, зрения, интеллекта» будет осуществляться посредством дисциплин обязательной и вариативной частей учебного плана, а также факультативов дисциплин и практик.
На формирование способности к просветительской деятельности в области работы и взаимодействия с лицами с ОВЗ, повышения уровня инклюзивной культуры обучающихся, их родителей и педагогов направлены дисциплины: «Стратегии командной работы педагогов, специалистов, тьюторов, ассистентов»; «Организация взаимодействия с родителями и детьми в процессе инклюзивного образования»; «Практи-
кум коммуникативной компетентности учителя-дефектолога»; «Организация взаимодействия с учительским коллективом» [Воронцова, 2018; Беляева, Брюховских, 2017; Болкунова, 2017; Бо- 3. гатая, Кожанова, Рассказова, 2016].
Рекомендованы активные виды деятельности с обучающимися магистерской программы: мастер-классы преподавателей и самих обучающихся, педагогические мастерские, проектирование, решение педагогических задач, защита кейсов, парное планирование, учебная конференция [Шаповалова, 2017; Шкерина, 2014]. 4.
Заключение. Таким образом, анализ результатов опроса работодателей позволил определить направленность (профиль) новой магистерской программы по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, состав ключевых профессиональ- 5. ных компетенций выпускника и спроектировать ее содержание. Спроектированная программа по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) «Технологии коррекцион-ной работы учителя-дефектолога с детьми с нарушениями слуха, зрения, интеллекта» будет реализована кафедрой коррекционной педагогики в КГПУ им. В.П. Астафьева и сможет удовлет- 6. ворить квалификационные запросы работодателей образовательных организаций и учреждений Красноярска и Красноярского края [Беляева, Брюховских, Николина, 2016].
Библиографический список
1. Адольф В.А., Москвин С.Н. Особенности реализации программы формирования про- 7. фессионально ориентированных управленческих умений будущих магистров // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2020. № 1 (51).
С. 37-47. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-51-1-181
2. Архипова С.В., Гришина О.С., Золоткова Е.В., Лаврентьева М.А. Модернизация основных 8. профессиональных образовательных программ подготовки педагога-дефектолога: теория и практика // Проблемы современного педагогического образования. 2017.
№ 54-3. С. 43-49. URL: https://www.elibrary. ru/download/elibrary_28150364_35202309. pdf (дата обращения: 15.05.2020). Ахметзянова А.И., Кедрова И.А. Из опыта проектирования профессиональных компетенций по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» // Альманах Казанского федерального университета. 2016. С. 6-16. URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_26671167_49448830.htm (дата обращения: 15.05.2020). Баринова Н.В. Магистерские программы в России: теория и практика // Иннов: электронный научный журнал. 2017. № 3 (32). С. 1-11. URL: https://www.elibrary.ru/down-load/elibrary_30031151_80622537.pdf (дата обращения: 15.05.2020). Беляева О.Л., Брюховских Л.А. К вопросу о разработке и реализации магистерских программ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» на современном этапе инклюзивного обучения детей с ОВЗ // Сибирский вестник специального образования. 2017. № 2 (20). С. 9-13. URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_32486286_83207070.pdf (дата обращения: 15.05.2020). Беляева О.Л., Брюховских Л.А., Николина М.С. Подготовка специалистов Красноярского края к работе по слухоречевой реабилитации детей с кохлеарными имплантами // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 3 (37). С. 111-114. URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_27124867_12570474.pdf (дата обращения: 15.05.2020). Богатая О.Ф., Кожанова Н.С., Рассказова Н.П. Проблема формирования профессиональных компетенций педагогов инклюзивного образования // European Social Science Journal. 2016. № 12-1. С. 184-189. URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=28314798 (дата обращения: 15.05.2020). Болкунова Е.В. Формирование компетенции взаимодействия с родителями, социальными партнерами у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Специальное дефектологическое образования» в рамках
С И
а
4
с
PQ
5 к
EÜ Ш
н S
и ^
д и к
0
1
к
ш PQ Н
и ft с
и
о
[-4
0
ё и ft
3
1
и
>>
0
1
и
W V S
ь
[-4 <
э
с
S
к
Н U
w
PQ
изучения факультатива // Я-концепция субъекта образовательной среды высшей школы: матер. Всерос. науч.-практ. конф. с меж-дунар. участием. 2017. С. 43-47.
9. Воронцова Т.Н. Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ как проблема специального (дефектологического) образования // Студенческий. 2018. № 23-2 (43). С. 40-42. URL: https://sibac.info/journal/student/43/124905 (дата обращения: 15.05.2020).
10. Голишникова Е.И., Никифорова Е.Э. Ключевые компетенции XXI века студентов, обучающихся по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в XXI веке: матер. II Виртуальной всерос. науч.-практ. конф. 2018. С. 8-12.
11. Жулина Е.В. Коммуникативная компетентность как условие профессионализации выпускников педагогических вузов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: матер. Всерос. науч.-практ. конф. по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки «Специальное (дефектологическое) образование)», предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия / Нижегор. гос. пед. ун-т им. К. Минина. Нижний Новгород, 2015. С. 22-25.
12. Лапп Е.А. Формирование кадров для коррек-ционно-развивающей педагогической деятельности с лицами с ограниченными возможностями здоровья в современной России // Экономика. Образование. Право. Научные исследования состояния и развития современного общества: сб. науч. тр. по матер. между-нар. науч.-практ. конф. / под ред. А.А. Ващен-ко. 2016. С. 708-713. URL: https://www.elibrary. ru/download/elibrary_28332752_93520486.pdf (дата обращения: 15.05.2020).
13. Хаймин Е.С., Хаймина Л.Э. Магистерские программы как результат проектной деятельности // Модернизация педагогического образования в непрерывной системе подготовки кадров: матер. Всерос. науч.-практ. конф. / сост. и отв. ред. Л.Ю. Щипици-на. 2017. С. 90-92.
14. Шаповалова О.Е. Реализация компетентност-ного подхода в процессе подготовки магистров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» // Проблемы и перспективы развития образования в России: сб. матер. XLVII Всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С.С. Чернова. 2017. С. 131-136.
15. Шкерина Л.В. Магистерские программы педагогического направления подготовки в реализации концепции поддержки развития педагогического образования // Актуальные проблемы качества математической подготовки школьников и студентов: методологические, теоретические и технологические аспекты: матер. II Всерос. науч.-метод. конф. в рамках Междунар. науч.-образов. форума «Человек, семья, общество: история и перспективы развития» / отв. ред. М.Б. Шашкина; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. С. 9-20. URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_22718543_13632028.pdf (дата обращения: 15.05.2020).
16. Larson E., Gray C. Project management: The managerial process. Irwin / McGraw-Hill. 5 ed. 2011. 608 p.
17. Lomasko P., Simonova A. Virtual innovative environment of practices at Russian teacher-training university as a factor of improving the quality of education // Proceedings in Advanced Research in Scientific Areas The 1st Virtual International Conference "Advanced Research in Scientific Areas". Zilina, Slovak Republic. 2012. Vol. 1. P. 907-911.
18. Miller J. How to train the good teacher / Translated by T.N. Lapshina // Monthly scientific and information magazine "Scientific American". 2013. № 2. P. 70-76. URL: http://spkurdyu-mov.ru/uploads//2013/08/uchitel.pdf (дата обращения: 19.12.2019).
DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-52-2-197
DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL MASTER'S PROGRAMS IN SPECIAL (DEFECTOLOGICAL) EDUCATION MEETING EMPLOYERS' QUALIFICATION REQUESTS
0.L. Belyaeva (Krasnoyarsk, Russia)
L.A. Bryukhovskikh (Krasnoyarsk, Russia) A.V. Mamaevа (Krasnoyarsk, Russia)
1.Yu. Zhukovin (Krasnoyarsk, Russia)
Abstract
Statement of the problem. The modern stage in the development of education defines new requirements for the professional activity of a defectologist teacher. A modern defectologist, in particular a master of special (defectological) education, should have special professional competencies in connection with an increase in the number of children with multiple developmental disabilities, and the practice of inclusive education. The lack of a qualification request from employers for the content of training masters in the field of correctional activity leads to the opening of unclaimed master's programs and the release of unclaimed specialists.
The purpose of the article is to identify the qualification request of employers to train a teacher-defectol-ogist, who is able in the current conditions to carry out professional activities in educational organizations and institutions at various levels, based on local needs.
Research methodology. The study of the works by Russian and foreign scientists, regulatory documents in the field of education, the survey of the leaders of educational organizations and institutions made it possible to formulate a focus (profile) and determine the content of a new master's program developed by the design method in the field of preparation 44.04.03 Special (defectological) education, to identify and justify profes-
References
1. Adolf V.A., Moskvin S.N. Features of the implementation of the program for the formation of professionally oriented managerial skills of future masters // Vestnik KGPU im. V.P. As-tafieva (Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev). 2020. No. 1 (51). P. 37-47. DOI: https://doi. org/10.25146/1995-0861-2020-51-1-181
2. Arkhipova S.V., Grishina O.S., Zolotkova E.V., Lavrentieva M.A. Modernization of the main
sionally significant competencies of the master of special (defectological) education.
Research results. The article presents the results of the survey of employers and representatives of employers for defectologists regarding the qualification request of employers to prepare a specialist who is able to carry out corrective work with students from different nosological groups; professional competencies for master's programs in the field of training 04.04.03 Special (defectological) education are described, a list of questions for the employer is given.
Conclusions. As a result, the study revealed the qualification request of the heads of educational organizations and institutions for the development of a new master's program in accordance with the federal state educational standard of higher education in the field of preparation 04.04.03 Special (defectological) education, the focus (profile) of this program was determined; the professional competencies of the future defectologist teacher for students with hearing, vision, and intellectual impairments were formulated; effective types of activity were selected for the formation of indicators of achievement of the necessary competencies for the master in the field of defectology.
Keywords: professional competencies of a teacher-defectologist, masters of special (defectological) education, designing of master's programs, qualification request of employers, focus of the educational master's program.
professional educational programs for the training of a defectologist teacher: theory and practice // Problemy sovremennogo peda-gogicheskogo obrazovaniya (Problems of Modern Pedagogical Education). 2017. No. 54-3. P. 43-49. URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_28150364_35202309.pdf (access date: 15.05.2020). 3. Akhmetzyanova A.I., Kedrova I.A. From the experience of designing professional competencies in the direction of "Special (defectological)
С
PQ £ a
4
с
PQ
¡5 к
£
w
H Я
и ^
ш PQ
к
0
1
к
w PQ H
и
ft <
и
о
l-ч
0
ё и ft
s
1
и
>>
0
1
и w V
к
ь
l-ч <
э
с
S
к
Н U
w
PQ
education" // Almanac of Kazan Federal University. 2016. P. 6-16. URL: https://www.elibrary. ru/download/elibrary_26671167_49448830. htm (access date: 15.05.2020).
4. Barinova N.V. Postgraduate courses in Russia: theory and practice // Innov: electronic scientific journal. 2017. No. 3 (32). P. 1-11. URL: https://www.elibrary.ru/download/eli-brary_30031151_80622537.pdf (access date: 15.05.2020).
5. Belyaeva O.L., Bryukhovskikh L.A. To the question of the development and implementation of master's programs in special (defectologi-cal) education at the present stage of inclusive education of children with disabilities // Sibirskiy vestnik spetsial'nogo obrazovaniya (Siberian Bulletin of Special Education). 2017. No. 2 (20). P. 9-13. URL: https://www.elibrary. ru/download/elibrary_32486286_83207070. pdf (access date: 15.05.2020).
6. Belyaeva O.L., Bryukhovskikh L.A., Nikolina M.S. Training of specialists of the Krasnoyarsk Territory for work on auditory-speech rehabilitation of children with cochlear implants // Vestnik KGPU im. V.P. Astafieva (Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev). 2016. No. 3 (37). P. 111-114. URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_27124867_12570474.pdf (access date: 15.05.2020).
7. Bogataya O.F., Kozhanova N.S., Rasskazova N.P. The problem of the formation of professional competencies of teachers of inclusive education // European Social Science Journal. 2016. No. 12-1. P. 184-189. URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=28314798 (access date: 15.05.2020).
8. Bolkunova E.V. Formation of competence of interaction with parents, social partners of students studying in the direction of preparation of "Special defectological education" as part of the study of electives. In: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation "I-concept of the subject of the educational environment of higher education". 2017. P. 43-47.
9. Vorontsova T.N. Accompanying the family of a child with disabilities as a problem of special (defectological) education // Studencheskiy (Student). 2018. No. 23-2 (43). P. 40-42. URL: https://sibac.info/journal/student/43/124905 (access date: 15.05.2020).
10. Golishnikova E.I., Nikiforova E.E. Key competencies of the 21st century students studying in the specialty (defectological) education direction. In: Proceedings of the II Virtual All-Russian Scientific and Practical Conference "Education of persons with disabilities in the XXI century". 2018. P. 8-12.
11. Zhulina E.V. Communicative competence as a condition for the professionalization of graduates of pedagogical universities in the direction of "Special (defectological) education" // Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference "Modernization of teacher education in the context of the global educational agenda". Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin. 2015. P. 22-25.
12. Lapp E.A. The formation of personnel for correctional and educational activities with people with disabilities in modern Russia // Proceedings of the International scientific-practical conference "Economics. Education. Right. Scientific research of the state and development of modern society" / Edited by A.A. Vashchenko. 2016. P. 708-713. URL: https://www.elibrary. ru/download/elibrary_28332752_93520486. pdf (access date: 15.05.2020).
13. Khaimin E.S., Khaimina L.E. Master programs as a result of project activities. In: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference "Modernization of teacher education in a continuous training system" / Edited by L.Yu. Schipitsin. 2017. P. 90-92.
14. Shapovalova O.E. Implementation of the competency-based approach in the process of training masters in the direction of "Special (defectological) education". In: Proceedings of the XLVII All-Russian Scientific and Practical Conference "Problems and prospects for the development of education in Russia" / Edited by S.S. Chernova. 2017 . P. 131-136.
15. Shkerina L.V. Master programs in teacher education in the implementation of the concept of support for the development of teacher education // Proceedings of the II All-Russian scientific-methodical conference "Actual problems of the quality of mathematical preparation of schoolchildren and students: methodological, theoretical and technological aspects" in the framework of the International scientific and educational forum "Man, family, society: history and development prospects" / Ed. by M.B. Shashkin; Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev. 2014. P. 9-20. URL: https://www.elibrary.ru/down-load/elibrary_2 2718543_13632028.pdf (access date: 15.05.2020).
16. Larson E., Gray C. Project management: The managerial process. Irwin / McGraw-Hill. 5 ed. 2011. 608 p.
17. Lomasko P., Simonova A. Virtual innovative environment of practices at Russian teacher-training university as a factor of improving the quality of education // Proceedings in Advanced Research in Scientific Areas The 1st Virtual International Conference "Advanced Research in Scientific Areas". Zilina, Slovak Republic. 2012. Vol. 1. P. 907-911.
18. Miller J. How to train the good teacher / Translated by Lapshina T.N. // Monthly scientific and information magazine "Scientific American". 2013. No. 2. P. 70-76. URL: http://spkurdyu-mov.ru/uploads//2013/08/uchitel.pdf (access date: 12.19.2019).
<
PQ £ a
4
tí PQ
s
ES
w
H
5
и ^
д
PQ
s
о
ü к
w
PQ H
и ft с £tí
и
о
l-ч
0
ё и ft
1 I
>>
0
1
и w V
s
Ь
[-4 <
G
«
s к
H
и
W PQ