https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-l-80-86 УДК 378-056.266
Фирсова Е.Ю.
К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ДД.03.03 «СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ» В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ
Фирсова Елена Юрьевна,
кандидат педагогических наук, Ооцент кафедры специальной педагогики и инклюзивного образования
ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет»,
Мытищи, Россия
e-mail: firsovaey(a)yandex. г и,
тел.: +7 (961) 258 96 08
Аннотация
Процессы модернизации в образовании, происходящие в настоящее время, направлены на повышение уровня профессиональной компетентности личности современного педагога-де-фектолога, на создание условий для реализации интеллектуального и творческого потенциала всех участников образовательно-воспитательного процесса. Все более значимым в настоящее время становится инклюзивный подход в образовании, соответственно, объективно возрастает значение профессиональной компетентности будущих педагогов, повышая их конкурентоспособность. Основываясь на ключевых, базовых и специальных уровнях профессиональной подготовленности молодых специалистов, перспективы развития и совершенствования области коррекционной педагогики начинают занимать доминирующие позиции в специальном образовании. Проблема исследования заключается в раскрытии актуальных вопросов формирования профессиональных компетенций, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» в условиях инклюзивной практики. Цель исследования: определить основные профессиональные компетенции студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» с учетом инклюзивного подхода в педагогической деятельности. Методы исследования: анализ, синтез, обобщение. Опытно-экспериментальной базой выступило ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет».
Результаты исследования: раскрыты понятия «профессиональная компетентность», «инклюзивная педагогическая практика»; определены три основных блока профессиональных компетенций педагогов-дефектологов (ключевой, базовый, специальный), характер их реализации в условиях инклюзивной практики.
Ключевые выводы: формирование у обучающихся профессиональных компетенций (ключевых, базовых, специальных) является неоспоримым залогом успешного развития в процессе
инклюзивной педагогической практики диагностических, проектировочных, организаторских, коммуникативных способностей личности; ключевые компетенции определяют анализ и синтез собственной педагогической деятельности, базовые компетенции обусловливают знания, умения и навыки, применяемые в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, специальные - отражают профессиональную готовность будущих специалистов в осуществлении специального коррекционного образовательного процесса.
Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, инклюзивная педагогическая практика, специальная (коррекционная) педагогика, специальное (дефектологическое) образование, педагог-дефектолог, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Для цитирования: Фирсова Е.Ю. К вопросу формирования профессиональных компетенций при подготовке бакалавров направления 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» в условиях инклюзивной практики Вестник Майкопского государственного технологического университетах 2021. Том 13, № 1. С. 80-86. ЬЩк: doi.org 10.47370 2078-1024-2021-13-1-80-86.
Firsova E.Yu.
ON THE ISSUE OF FORMING PROFESSIONAL COMPETENCIES INTHE PREPARATION OF BACHELORS OFTHE DIRECTION 44.03.03 «SPECIAL (DEFECTOLOGICAL) EDUCATION» IN INCLUSIVE PRACTICE
Firsova Elena Yurievna,
Candidate of Pedagogics, an associate professor of the Department of Special Pedagogy andJnclusive Education
SEI HE MO «Moscow State Regional University», Mytishchi, Russia e-mail: firsovaey'ayandex. ru, tel.: +7 (961) 258 96 08
Annotation
The on-going processes of modernization in education are aimed at increasing the level of professional competence of a modern resource teacher's personality, at creating conditions for the realization of the intellectual and creative potential of all participants in the educational process. At present time an inclusive approach in education is becoming increasingly important; accordingly, the importance of the professional competence of future teachers is objectively increasing competitiveness. Based on the key, basic and special levels of professional readiness of young specialists, the prospects for the development and improvement of the field of Correctional Pedagogy begin to occupy dominant positions in special education. The problem of the research lies in the disclosure of topical issues of the formation of professional competencies of students in the direction of «Special (defectological) education» in the conditions of inclusive practice. The purpose of the study is to determine the main professional competencies of students enrolled in the defectological education, taking into account the inclusive approach in teaching. The research methods used are analysis, synthesis, generalization. The experimental base is SEI HE MO «Moscow State Regional University». The research results: the concepts of «professional competence», «inclusive pedagogical practice» have been disclosed; three
main blocks of professional competencies of resource teachers (key, basic, special), the nature of their implementation in the conditions of inclusive practice have been identified. Key conclusions are the following: the formation of students" professional competencies (key, basic, special) is an indisputable guarantee of successful development in the process of inclusive pedagogical practice of diagnostic, design, organizational, communicative abilities of a person; key competencies determine the analysis and synthesis of one's own pedagogical activity, basic competencies determine the knowledge, skills and abilities used in working with disabled children, special ones - reflect the professional readiness of future specialists in the implementation of a special correctional educational process.
Keywords: competence, professional competence, inclusive pedagogical practice, special (correctional pedagogy, special (defectological) education, a resource teacher, disabled children.
For citation: Firsova E.Yu. On the issue of forming professional competencies in the preparation of bachelors of the direction 44.03.03 «Special (defectological) education» in inclusive practice// Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2021. Volume 13, No. 1. P. 80-86. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-l-80-86.
На сегодняшний день в системе образования и воспитания, включающей интеграцию, гуманизацию, индивидуализацию, демократизацию и куль-турологизацию, основной задачей педагогических учреждений высшего образования является подготовка и выпуск квалифицированных специалистов, способных реализовать новые тенденции педагогического развития (в том числе тенденции инклюзивного подхода), как социально активных, социально подготовленных профессионалов [3, с. 373]. Профессиональная подготовка современного бакалавра по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» требует формирования универсальных, общепрофессиональных, обязательных профессиональных компетенций, закрепленных в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.03, утвержденному Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 123 от 22 февраля 2018 года.
Учитывая специфику профилей подготовки обучающихся, организация устанавливает в программе бакалавриата индикаторы достижения компетенций - в соответствии с индикаторами достижения компетенций, установленными примерной
общеобразовательной программой
[8, с. 11]. Вместе с тем, теоретические основы знаний студентов-бакалавров, полученные в вузе, всецело не решают вопросов и проблем формирования мастерства будущего дефектолога. Успешному педагогу необходим синтез научных знаний, методического опыта и сформированно-сти личностных качеств [5, с. 126].
Сформированность профессиональной компетентности будущих педагогов определяет уровень подготовки в личностно-мотивационной сфере, педагогической технике и творческих способностей. Качество профессиональной подготовленности будущего педагога зависит от усвоенных им знаний и умений, реализуемых в практической деятельности. Если говорить о позиции развивающего обучения, компетентность - это уровень знаний, умений и навыков, отражающий степень соответствия значимой компетентности, и в изменяющихся жизненных условиях, позволяющий работать в рамках конструктивного подхода. Среди ценностей компетентно-ориентированного образования и воспитания конкурентоспособность современного педагога становится центральным звеном и является немаловажной составляющей в инклюзивной практике [6, с. 24].
Проектирование содержания практической подготовки бакалавров
требует разработки содержания необходимых профессионально-специализированных компетенций, дополняющих основную образовательную программу вуза [2, с. 41].
Новой позицией в формировании профессиональной компетентности пе-дагогов-дефектологов является уровень качества инклюзивного образования, направленного на воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Это приобретаемое в результате прохождения бакалаврами дефектологических факультетов инклюзивной практики новое социально-личностное качество, характеризующее обучающего как коммуникабельного, методологически подкованного, креативного педагога.
Профессиональную компетентность следует рассматривать как интегратив-ную целостность личностно-профессио-нальных достоинств и качеств молодого специалиста, характеризующих многоа-спектность его знаний, умений и навыков в определенной области деятельности.
Педагогические способности и профессиональные знания в области специальной педагогики и психологии составляют комплекс собственных профессионально-личностных возможностей. В данном контексте компетентность выступает как способность к действию, объединяющая в себе навыки самоконтроля и саморегуляции [7, с. 197].
Специальная (коррекционная) педагогика направлена на изучение закономерностей и тенденций развития и управления процессом обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. С учетом того, что специальная педагогика претерпевает множество трудностей и проблем в вопросах становления инклюзивной педагогики и инновационной педагогической деятельности, работа педагога-дефектолога становится одной из наиболее востребованных на сегодняшний день профессий.
Доминирующим звеном в подготовке будущего специалиста становится педагогическая практика, позволяющая студенту реализовывать полученные навыки в практической деятельности, способствуя формированию профессиональной компетенции педагога-дефекто-лога, подготавливая его к инклюзивному образованию.
Инклюзивная педагогическая практика - это практика особого социально-педагогического значения, охватывающая все категории участников образовательно-воспитательного процесса, отражающая профессиональный потенциал будущего специалиста, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности. В контексте ком-петентностного подхода именно в практической деятельности формируются компетенции педагога-дефектолога как специалиста. Выпускник педагогического образовательного учреждения приобретает кроме знаний, умений, навыков и опыт практической деятельности инклюзивного характера. На основании вышесказанного можно подтвердить тот факт, что качество инклюзивного образования не достигнет высокого уровня без приобретения опыта деятельности в данном направлении.
В современных условиях инклюзивная практика рассматривается с позиции толерантного подхода в специальном образовании, способствует реализации профессиональных возможностей в инновационной деятельности, самосовершенствованию, моделированию воспитательно-образовательного процесса. Прежде всего, будущий педагог-дефек-толог должен овладеть прогностическими, аналитическими, проективными, рефлексивными, перцептивными умениями и способностями, основываясь на духовно-нравственных ценностях личности [4, с. 37].
Согласно учебному плану обучающийся имеет возможность пройти
разные виды практик: учебную (ознакомительную), производственную (педагогическую), практику по получению профессиональных умений и опыта; производственную (преддипломную) практику. На основании этого нами выделены три основных блока профессиональных компетенций: ключевой, базовый, специальный.
Ключевые компетенции носят аналитический характер и представляют собой интегральное свойство личности, являясь предпосылкой углубленного подхода в развитии общих и профессиональных компетенций.
Блок ключевых компетенций составляют:
- способность и умение наблюдать педагогическое действие, процесс, явление; делать выводы, анализировать проблемы и давать рекомендации по их результатам;
- стремление и способность повышать свой профессиональный уровень; принимать участие в конкурсах педагогического мастерства, профессиональных мастер-классах, вебинарах, конференциях, в том числе и дистанционно с использованием сети Интернет;
- умение использовать и внедрять инновационные технологии в воспитательно-образовательный процесс; владеть системой способов, методов, приемов реализации поставленной цели;
- способность контролировать и корректировать процесс собственной педагогической деятельности, по итогам анализа совершенствовать технологическую сторону вопроса, позиционируя себя как педагога-профессионала.
Базовые компетенции предполагают способность формирования высокого уровня профессиональных умений и навыков, предусмотренных программой практик; обеспечивают индивидуальный подход в образовательной деятельности, владение современными педагогическими технологиями.
К базовым компетенциям мы относим:
- овладение обучающимися знаниями и умениями теоретического характера по дисциплинам психолого-педагогического блока, охватывающего все направления профессиональной подготовки;
- овладение навыками практических действий, предполагающих составление, организацию и проведение уроков (занятий) в соответствии с содержанием разных видов практик по профилю специальности;
- приобретение необходимого опыта использования сформированных практических навыков в профессиональной деятельности на основе целенаправленного планомерного теоретического и практического подхода;
- умение использовать дефектологические, психолого-педагогические, медико-биологические знания в целях постановки и решения исследовательских вопросов, задач, проектов.
Специальные компетенции отражают готовность будущих педагогов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению кор-рекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Блок специальных компетенций составляют:
- способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-об-разовательных программ на основе личностно-ориентированного подхода к лицам с ограниченными возможностями здоровья;
- готовность к психолого-педагогическому сопровождению семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья; сотрудничеству и
взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением;
- способность осуществлять коррек-ционно-развивающую работу по морально-нравственному, этическому, эстетическому и духовному воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, направленную на развитие ценностно-смысловой сферы личности;
- способность к взаимодействию с общественно-социальными организациями, учреждениями образования, здравоохранения, культуры, с целью формирования укрепления толерантного сознания и поведения по отношению к лицам с особыми образовательными возможностями.
Таким образом, овладение профессиональными компетенциями по обозначенным блокам будет способствовать качественному осуществлению образовательного процесса, с учетом условий, реализующих вышеперечисленные компетенции как системообразующий фактор
готовности будущих специалистов к предстоящей деятельности [1, с. 169].
Как показывает исследование, вопрос соотношения теории и практики - это один из насущных вопросов, связанный с современными требованиями в области специального образования, предполагающий комплексное целостное освоение необходимых профессиональных компетенций.
Являясь одним из важных звеньев между теоретической подготовкой и последующей практической деятельностью будущего специалиста, педагогическая практика инклюзивного характера дает полную возможность успешной реализации основополагающих аспектов профессиональных компетентно-стей. Более качественный подход в теоретическом плане станет предпосылкой успешного формирования практических умений и навыков при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бетанова С.С. Условия профессиональной деятельности психолога, работающего с детьми-инвалидами, как системообразующий фактор готовности к ней // Вестник Московского государственного областного университета. 2012. № 4. С. 168-176.
2. Коновалов A.A. Формирование профессионально-специализированных компетенций студентов-бакалавров при реализации компетентностного подхода // Вестник ВГУ 2017. № 3. С. 40-44.
3. Крылова О.Ю., Фирсова Е.Ю. Формирование культурологической компетентности студентов в условиях инклюзивного образования//Педагогический журнал. 2018. № 6А. С. 371-378.
4. Семенов К.Б., Семенова A.C. Инклюзивный образовательный процесс и нравственные ценности // Право и образование. 2020. № 8. С. 35-41.
5. Савельева Н.Г. К вопросу профессионального сопровождения молодых специалистов: учителей-логопедов, дефектологов // Актуальные проблемы специального образования и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы Международной научно-практической конференции. Владимир, 2019. С. 125-129.
6. Эльконин Б.Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Красноярск. 2002. С. 22-29.
7. BoehnerM. Kompetenzorientierung «inaction»: Kompetenzorientierung in der paedagogischen Praxis // Literaturangaben, Abb. In: Erziehungswissenschaft und Beruf: Vierteljahresschrift fitr Unterrichtspraxis und Lenrerbildung. 2011. T. 2. P. 189-211.
8. ФГОС ВО 3++ Образование и педагогические науки по направлению бакалавриата 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440303_B_3_20032018.pdf, свободный. - (дата обращения 15.03.2021).
REFERENCES:
1. Betanova S.S. Conditions of professional activity of a psychologist working with disabled children as a system-forming factor of readiness for it // Bulletin of the Moscow State Regional University. 2012. No. 4. P. 168-176.
2. Konovalov A.A. Formation of professionally specialized competencies of bachelor students in the implementation of the competence-based approach // Vestnik OF VSU. 2017. No. 3. P. 40-44.
3. Krylova O.Yu., Firsova E.Yu. Formation of culturological competence of students in the conditions of inclusive education // Pedagogical journal. 2018. No. 6A. P. 371-378.
4. Semenov K.B., Semenova A.S. Inclusive educational process and moral values // Law and Education. 2020. No. 8. P. 35-41.
5. Savelyeva N.G. On the issue of professional support for young professionals: speech therapists, speech pathologists // Actual problems of special education and socialization of the disabled: materials of the International Scientific and Practical Conference. Vladimir, 2019. P. 125-129.
6. Elkonin B.D. The concept of competence from the standpoint of developmental education // Modern approaches to competence-based education. Krasnoyarsk. 2002. P. 22-29.
7. Boehner M. Kompetenzorientierung «in action»: Kompetenzorientierung in derpaedagogischen Praxis // Literaturangaben, Abb. In: Erziehungswissenschaft und Beruf: Vierteljahresschrift fitr Unterrichtspraxis und Lenrerbildung. 2011. T. 2. P. 189-211.
8. FES HE 3++ Education and pedagogical sciences in the direction of bachelor's degree of 44.03.03 «Special (defectological) education» [Electronic resource]. Access mode: http://fgosvo. ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440303_B_3_20032018.pdf, free. - (date of access 15.03.2021).