Научная статья на тему 'Вузовская подготовка будущих педагогов начального общего образования и специальных психологов по оптимизации инклюзивного образования младших школьников с задержкой психического развития'

Вузовская подготовка будущих педагогов начального общего образования и специальных психологов по оптимизации инклюзивного образования младших школьников с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ С ЗПР / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмичева Татьяна Викторовна

Цель данного исследования представить авторскую модель максимально раннего (в вузе) обучения будущих специальных психологов и педагогов начального общего образования навыкам их профессионального взаимодействия, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях интегрированного (инклюзивного) образования. Результат. В статье описывается возможный формат университетской подготовки педагогов начального общего образования и специальных психологов для работы с детьми с ЗПР, представлены разработки содержания и стратегии взаимодействия бакалавров будущих специальных психологов и педагогов. Вывод. Для обеспечения максимального соответствия процессов обучения, воспитания и развития младших школьников с ЗПР в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ необходим пересмотр форматов вузовской подготовки педагогов и психологов в части интеграции их профессиональных компетенций по психолого-педагогическому сопровождению младших школьников данной категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьмичева Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вузовская подготовка будущих педагогов начального общего образования и специальных психологов по оптимизации инклюзивного образования младших школьников с задержкой психического развития»

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 376.3

DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-3-60-64

Вузовская подготовка будущих педагогов начального общего образования и специальных психологов по оптимизации инклюзивного образования младших школьников

с задержкой психического развития

© 2018 Кузьмичева Т. В.

Мурманский арктический государственный университет, Мурманск, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель данного исследования - представить авторскую модель максимально раннего (в вузе) обучения будущих специальных психологов и педагогов начального общего образования навыкам их профессионального взаимодействия, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях интегрированного (инклюзивного) образования. Результат. В статье описывается возможный формат университетской подготовки педагогов начального общего образования и специальных психологов для работы с детьми с ЗПР, представлены разработки содержания и стратегии взаимодействия бакалавров - будущих специальных психологов и педагогов. Вывод. Для обеспечения максимального соответствия процессов обучения, воспитания и развития младших школьников с ЗПР в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ необходим пересмотр форматов вузовской подготовки педагогов и психологов в части интеграции их профессиональных компетенций по психолого-педагогическому сопровождению младших школьников данной категории.

Ключевые слова: младшие школьники с ЗПР, психолого-педагогическое сопровождение, интеграция профессиональных компетенций.

Формат цитирования: Кузьмичева Т. В. Вузовская подготовка будущих педагогов начального общего образования и специальных психологов по оптимизации инклюзивного образования младших школьников с задержкой психического развития // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 3. С. 60-64. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-3-60-64_

University Training of Primary General Education Future Teachers and Special Psychologists on Optimization the Inclusive Education of Junior Schoolchildren with Developmental Delay

© 2018 Tatyana V. Kuzmicheva

Murmansk Arctic State University, Murmansk, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT. The aim of this research is to present the author's model of earliest possible training (at the university) of future psychology specialists and teachers of primary general education the skills of their professional interaction, providing psychological and pedagogical support for children with developmental delay in conditions of integrated (inclusive) education. Result. The author of the article describes the possible format of the university training of primary general education teachers and special psychologists for working

with children with developmental delay, represents the considerations of the content and interaction strategy of the - future special psychologists and teachers. Conclusion. To ensure the maximum correspondence of the processes of education, upbringing and development of junior schoolchildren with developmental delay in the context of Federal State Educational Standard of Primary General Education of the pupils with developmental delay it is necessary to revise the formats of the university training of teachers and psychologists by integrating their professional competencies in the psychological and pedagogical support of junior schoolchildren of this category.

Keywords: junior schoolchildren with developmental delay, psychological and pedagogical support, integration of professional competences.

For citation Kuzmicheva T. V. University Training of Primary General Education Future Teachers and Special Psychologists on Optimization the Inclusive Education of Junior Schoolchildren with Developmental Delay. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 12. No. 3. Pp. 60-64. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-3-60-64 (In Russian)

Введение

В связи с введением в педагогическую практику Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе с задержкой психического развития (ЗПР), перед высшей школой актуализировалась задача рационального и

целесообразного обновления

содержания и форм подготовки студентов в области психолого-педагогического сопровождения данной категории обучающихся.

Переход к интеграции и инклюзии в обучении детей с ЗПР обусловил сближение систем специального и общего образования, важность решения профессиональным сообществом задачи объединения усилий педагогов и психологов по психолого-

педагогическому сопровождению

младших школьников с ЗПР, что предполагает установление содержания и форм их взаимодействия.

Механизмом реализации такой задачи, по нашему мнению, может выступить интеграция отдельных профессиональных компетенций,

заложенных в программы подготовки бакалавров направлений 44.03.01 -Педагогическое образование (будущих педагогов начального общего образования) и 44.03.03 - Специальное (дефектологическое) образование

(специальных психологов), исходя из чего определяется характер реконструирования содержания и форм такой подготовки и создаются практики

их совместного обучения. Интеграция в данном контексте выступает не только как взаимодействие отдельных элементов образовательной системы высшего образования, но и как взаимообогащение содержания

подготовки педагогов и психологов для работы с младшими школьниками с ЗПР. Такой подход положен нами в основу разработки интегративной модели их совместного вузовского обучения [2; 3].

Цель статьи - представление авторской интегрированной модели обучения студентов направлений подготовки бакалавриата 44.03.01 -Педагогическое образование и 44.03.03 -Специальное (дефектологическое) образование навыкам их совместной работы в области психолого-педагогического сопровождения

обучающихся с ЗПР.

В работе использовались методы с учетом специфики предмета, задач исследования и включали анализ, систематизацию и обобщение литературных данных; метод проектирования.

Результаты и обсуждение

В рабочих учебных планах названных образовательных программ

представлены и реализуются два взаимосвязанных модуля:

1. Модуль дифференцированного изучения учебных дисциплин, прохождения учебной и производственной практик, что отражает специфику психологического (для специальных психологов) и педагогического (для педагогов начального образования) сопровождения обучающихся с ОВЗ,

включая категорию школьников с ЗПР. Дифференцированное обучение

студентов в области психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ЗПР предполагает изучение будущими педагогами начального общего образования таких дисциплин, как: «Современные средства оценивания результатов в начальной школе» (3 сем., 72 часа); «Основы специальной педагогики и специальной психологии (4 сем., 72 часа); «Психолого-педагогическая диагностика

обучающихся» (5 сем., 144 часа). Практика по получению первичных

профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (ознакомительная практика) - 4 семестр. В учебный план направления 44.03.03 -Специальное (дефектологическое) образование - профиль «Специальная психология» включены дисциплины: «Специальная педагогика» (2 сем., 108 часов); «Специальная психология» (3 сем., 108 часов); «Психология детей с ЗПР» (3 сем., 108 часов);

«Психологическая диагностика» (3 сем., 108 часов.); «Нормативно-правовая основа работы специального психолога в школе» (5 сем, 108 часов.). Практика по получению первичных

профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (ознакомительная практика) - 4 семестр.

2. С целью формирования интегративных компетенций будущих учителей и специальных психологов по психолого- педагогическому сопровождению младших школьников с ЗПР реализуется интегрированный модуль, предполагающий как будущими психологами, так и педагогами начального общего образования, совместное изучение учебной дисциплины «Инклюзивные практики в образовании обучающихся с ЗПР» (5 сем, 108 часов) и совместное прохождение ими производственной практики в области изучения вопросов мониторинга индивидуального развития младших школьников с ЗПР как

центрального компонента их психолого-педагогического сопровождения.

Студенты в совместном обучении приобретают интегративные знания:

- о возможностях применения теории функционального диагноза И. А. Коробейникова [1] для

индивидуализации образования

младших школьников с ЗПР; о продуктивности использования модели функционального диагноза для решения задач индивидуальной диагностики, психолого-педагогической коррекции индивидуального развития; о модели реализации психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР на примере формирования у них универсальных учебных действий; о целях, задачах, этапах организации мониторинга индивидуального развития младших школьников с ЗПР, критериях его анализа; о роли психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) в обеспечении психолого-педагогического сопровождения, о принципах и формах взаимодействия специалистов школы в процессе сопровождения; о стандартных методах и технологиях работы учителей начального общего образования и психологов, позволяющих решать диагностические задачи по определению приоритетов в педагогической работе с младшими школьниками с ЗПР на основе анализа конкретного случая, в том числе о технологии проведения

стандартизированного наблюдения; о путях повышения точности и эффективности тех или иных воздействий на основе максимальной индивидуализации конкретных проблем ребенка и установления их иерархической структуры в каждом отдельном случае; о способах интерпретации и представления результатов диагностического

обследования индивидуального

развития обучающихся с ЗПР; о педагогических стратегиях обследования младшего школьника с ЗПР; о методах и методики обследования ребенка с ЗПР; о способах анализа выполнения диагностических заданий и видов оказываемой помощи, интерпретации

результатов обследования ребенка с ЗПР с учетом категоризации ограничений.

У будущих педагогов и специальных психологов в ходе совместного освоения дисциплины «Инклюзивные практики в образовании обучающихся с ЗПР» формируются интегративные умения: отбирать стандартизированные

методики диагностики индивидуального развития младших школьников с ЗПР и коррекции их индивидуального развития, разрабатывать типовые диагностические задания, применять критерии диагностического динамического

наблюдения, способов фиксации ожидаемых фактов и критериев анализа продуктов учебной деятельности, которые могли бы обнаружить признаки трудностей и позволяли бы их типологизировать; определять условия, затрудняющие освоение

образовательной программы

обучающимися с ЗПР с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных

возможностей и особых

образовательных потребностей;

составлять индивидуальные профили и карты развития, психолого-

педагогические характеристики,

формулировать рекомендации по индивидуализации обучения и воспитания младших школьников с ЗПР; проектировать индивидуальные

программы комплексного психолого-педагогического сопровождения и оценки эффективности его реализации.

В итоге у будущих педагогов начального общего образования и специальных психологов формируются представления о целостной системе индивидуального психологического-педагогического сопровождения

младших школьников с задержкой психического развития, ориентированная на современные требования к содержанию, условиям и результатам их образования.

Для освоения интегративных знаний и формирования интегративных умений на лекциях и практических занятиях преподавателями Психолого-

педагогического института МАГУ применяются следующие приемы: работа с видеоматериалами, изучение и анализ педагогических технологий в области психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР на стажировочных площадках, анализ документации учителя и психолога, анализ продуктов детской деятельности.

В системе подготовки бакалавров по вышеназванным направлениям

производственная практика

рассматривается как стержневой аспект, в ходе которой студенты получают опыт совместной деятельности в одни сроки. Студенты двух направлений подготовки (педагог начального общего образования и специальный психолог) закрепляются за одним классом, где обучаются младшие школьники с ЗПР и осуществляют мониторинг

индивидуального развития обучающихся с ЗПР (6 сем.). В ходе профессионального взаимодействия будущие учителя и специальные психологи совместно находят ответы на следующие вопросы:

- о чем ими собирается информация и с помощью каких методов приобретается диагностическая информация?

- как будет фиксироваться и каким образом будет обрабатываться диагностическая информация?

- кого и каким образом следует информировать о результатах мониторинга?

- как использовать диагностические результаты в процессе дальнейшей работы?

- как организуется взаимодействие учителя и психолога на всех этапах психолого-педагогической диагностики?

Специальной задачей нашего исследования являлась разработка принципов организации совместной практики студентами направлений 44.03.01 - Педагогическое образование и 44.03.03 - Специальное

(дефектологическое) образование, в качестве которых были определены следующие:

- принцип разработки интегративного содержания формируемых компетенций

у будущих учителей и специальных психологов в области мониторинга индивидуального развития младших школьников с ЗПР;

- принцип сопряженного формирования интегративных компетенций у студентов разных направлений подготовки - будущих учителей и психологов;

- принцип взаимосвязи формируемых интегративных компетенций с трудовыми функциями учителя и психолога;

- принцип выделения в каждой из интегративных компетенций тех умений, которые приводят к освоению требуемого опыта деятельности;

- принцип определения компонентов каждого умения и их объективации в учебных заданиях;

- принцип совместного сбора, обсуждения и анализа конкретных случаев профессиональной деятельности, в которых требуется применение каждого формируемого умения и каждого его компонента;

- принцип общности правил и требований для осуществления совместной диагностической деятельности учителем и психологом;

- принцип концентричности в проектировании форм взаимодействия будущих учителей и психологов, отражающий взаимосменяемость индивидуальных и совместных диагностических практик.

Реализация вышеназванных

принципов при проектировании совместной производственной практики обеспечивает условия, которые необходимы для надежного освоения профессиональных компетенций в области диагностики развития детей учителями и психологами.

Производственная практика данного типа предполагает согласованное формирование дифференцированных и интегрированных умений в сфере педагогической диагностики развития младшего школьника с ЗПР,

1. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. М. : Per Se, 2002. 192 c.

соответствующее логике их

профессиональной деятельности и предполагает выделение компонентов каждого формируемого умения, обеспечивая возможность формирования их операционального состава с последующей отработкой умения в целом.

В процесс практики будущие учителя и психологи учились устанавливать контакт с детьми с ЗПР, предъявлять задания в соответствии с требованиями методики, вводить школьника в диагностическую задачу, используя разные виды помощи и разные типы заданий, фиксировать в протоколах процесс и результат выполнения школьником диагностических заданий по заданным критериям и др.

Особую ценность представляла работа по формированию умений составлять психолого-педагогические заключения педагогами начального общего образования и специальными психологами по результатам диагностического обследования ими обучающихся с ЗПР, после чего учитель и педагог-психолог актуализировали психолого-педагогические трудности младших школьников с ЗПР, а далее проектировали и корректировали индивидуальную образовательную траекторию каждого обучающегося с ЗПР.

Вывод

Таким образом, как

дифференцированная, так и

интегрированная подготовка будущих педагогов начального образования и специальных психологов, реализуемая на базе Психолого-педагогического института МАГУ, направлена на формирование у студентов умений совместной деятельности, содержание и последовательность освоения которых определяется логикой их дальнейшей профессиональной работы по психолого-педагогическому сопровождению

младших школьников с ЗПР.

2. Коробейников И. А., Кузьмичева Т. В. Интеграционная модель подготовки бакалавров по направлениям «Педагогическое

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

образование» и «Специальное

(дефектологическое) образование» // Дефектология. 2016. № 5. С. 71-82.

3. Кузьмичева Т. В. Малый консилиум как инструмент реализации интеграционной модели

1. Korobeynikov I. A. Narusheniya razvitiya i sotsial'naya adaptatsiya [Developmental disorders and social adaptation]. Moscow, Per Se Publ., 2002. 192 p. (In Russian)

2. Korobeynikov I. A., Kuzmicheva T. V. Integration model of training bachelors in the directions of "Pedagogical education" and" Special (defectological) education». Defektologiya [Defectology]. 2016. No 5. Pp. 71-82. (In Russian)

3. Kuzmicheva T. V. Small council as a tool for the implementation of the integration model of training the bachelors in directions "Pedagogical education" and " Special (defectological) education». Defektologiya [Defectology]. 2017. No. 1. Pp. 72-81. (In Russian)

подготовки бакалавров направлений «Педагогическое образование» и «Специальное (дефектологическое) образование» // Дефектология. 2017. № 1. С. 72-81.

References

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Кузьмичева Татьяна Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент, директор, Психолого-педагогический институт, Мурманский арктический государственный университет; e-mail: [email protected]

Принята в печать 06.08.2018 г.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliations

Tatyana V. Kuzmicheva, Ph. D

(Pedagogy), assistant professor, director, Institute of Psychology and Pedagogy, Murmansk Arctic State University, Murmansk, Russia; e-mail:

[email protected]

Received 06.08.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.