Научная статья на тему '-факторы, воздействующие на становление личностно -профессиональной компетентности студентов - будущих дефектологов'

-факторы, воздействующие на становление личностно -профессиональной компетентности студентов - будущих дефектологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / FACTORS / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PERSONAL-PROFESSIONAL COMPETENCE / ДЕФЕКТОЛОГ / ДИНАМИКА / АМПЛИФИКАЦИЯ / DEFECTOLOGIST / DYNAMICS / AMPLIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дейнега Надежда Владимировна

Описываются факторы, воздействующие на становление личностно-профессиональной компетентности студентов будущих дефектологов. Показана амплификация личностно-профессиональной компетентности студентов будущих дефектологов с точки зрения временного фактора. Представлены результаты контент-анализа учебного плана подготовки бакалавров по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль подготовки «Дошкольная дефектология».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors affecting the formation of personal and professional competence of students - future defectologists

The article describes the factors that influence the formation of personal and professional competence of students future defectologists. The amplification of personal-professional competence of students future defectologists from the point of view of time factor is shown. The results of the content analysis of the curriculum for the preparation of bachelors in the direction of 44.03.03 are presented. Special (defectological) education, the profile of the preparation «Preschool Defectology».

Текст научной работы на тему «-факторы, воздействующие на становление личностно -профессиональной компетентности студентов - будущих дефектологов»

УДК 378 ББК 74

ФАКТОРЫ, ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ — БУДУЩИХ ДЕФЕКТОЛОГОВ

НАДЕЖДА ВЛАДИМИРОВНА ДЕЙНЕГА,

старший преподаватель факультета специальной педагогики и психологии кафедры логопедии

Московского государственного областного университета

E-mail: dnv_921@mail.ru

Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Описываются факторы, воздействующие на становление личностно-профессиональной компетентности студентов — будущих дефектологов. Показана амплификация личностно-профессиональной компетентности студентов — будущих дефектологов с точки зрения временного фактора. Представлены результаты контент-анализа учебного плана подготовки бакалавров по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль подготовки «Дошкольная дефектология».

Ключевые слова: факторы, личностно-профессиональная компетентность, дефектолог, динамика, амплификация.

Abstract. The article describes the factors that influence the formation of personal and professional competence of students — future defectologists. The amplification of personal-professional competence of students — future defectologists from the point of view of time factor is shown. The results of the content analysis of the curriculum for the preparation of bachelors in the direction of 44.03.03 are presented. Special (defectological) education, the profile of the preparation «Preschool Defectology».

Keywords: factors, personal-professional competence, defectologist, dynamics, amplification.

Современный рынок труда в области коррек-ционно-педагогической деятельности, являясь внешним фактором, диктует необходимость в подготовке особых специалистов, ориентированных не только на образовательную деятельность. Де-фектологу часто приходится действовать в области жизненных ситуаций, межличностных отношений, где нет готовых способов решения проблемы. Роберт Мертон, исследуя социологические законы и применяя «теорию среднего уровня» утверждал, что «если вы не представляете, с какими ситуациями могут столкнуться ваши ученики в будущем, учите их тому, что они могут применять в любых ситуациях».

Профессия дефектолога требует особых умений ориентироваться на решение изменяющихся задач, переносить и применять свои знания в новых нетра-

диционных ситуациях и направлять их на достаточно широкую сферу деятельности, как в теоретическом, так и в прикладном аспектах.

Практикой востребованы результаты профессионального образования не в виде того, что знает выпускник вуза, а в форме его практической готовности (или способности) к деятельности в типовых и нестандартных ситуациях профессиональной жизни. Речь идет об особых образовательных результатах системы профессионального образования так называемой «профессиональной компетентности» и таких ее составляющих, как специальные профессиональные и ключевые (базовые) компетенции [1].

Достаточно сложно, измерить понятие «становление личностно-профессиональной компетентности студента», так как оно охватывает многие сто-

роны личностной и профессиональной сфер как сегодняшнего студента университета, где он проходит подготовку, так и особенности, включая психологические, его будущей профессиональной деятельности. Мы говорим о прохождении студентом — будущим дефектологом этапов (или ступеней) формирования компетентности от бессознательного незнания до осознанного знания. Личностно-про-фессиональная компетентность формируется на этапах мотивов, явных знаний, начальных умений, простых и сложных навыков проходя ряд стадий накопления [2, с. 45—48].

На первом уровне обучения (бакалавриат) осуществляется подготовка, позволяющая сформировать у выпускника достаточно широкий спектр видов профессиональной деятельности в рамках выбранного профиля. В результате обучения на этой стадии студент получает базовые знания по фундаментальным и специальным дисциплинам. В реализуемом ФГОС ВО на уровне бакалавриата выделены следующие виды профессиональной деятельности: коррекционно-педагогическая, диагно-стико-консультативная, исследовательская, культурно-просветительская.

Это предполагает, что бакалавр дефектологического образования способен реализовывать различные аспекты изучения, образования, развития, абилитации, реабилитации и социальной адаптации людей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями в существующих структурах (в том числе внедряющих инклюзивные программы), организовывать взаимодействие с семьей и окружением лиц с ОВЗ.

Находясь под воздействием внешних факторов общественных, экономических и политических личность попадает в новую среду, в которой ей необходимо адаптироваться под воздействием микрофакторов. Принимая во внимание — личность преподавателя, микроклимат группы, внутреннюю среду организации факультета и вуза в целом осуществляющих образовательный процесс, особенности взаимодействия всех подразделений и психологический климат студент адаптируется в социальном окружении, используя имеющиеся компетентности и, развивая и углубляя новые компетенции.

Рефлексивные навыки, а также регулятивные свойства личности, как самоконтроль, самокритич-

ность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества — физическая тренированность, самовнушаемость, умение управлять своими эмоциями. Позволяют студентам быстрее адаптироваться и ориентироваться в ситуациях практического применения своих навыков и умений.

Коммуникабельность, эмпатичность, аттрактив-ность, красноречие представляют совокупность интерсоциальных навыков и являются составляющими операционального компонента личностно-про-фессиональной компетентности дефектолога.

Сложность взаимодействия между выше перечисленными факторами ведет к постоянному изменению соотношения данных факторов на каждом конкретном временном отрезке, поскольку любые изменения во взаимодействии всегда в той или иной мере обуславливают последующие взаимодействия [3, с. 134—136].

Рассматривая амплификацию личностно-про-фессиональной компетентности студентов — будущих дефектологов с точки зрения временного фактора, мы использовали контент анализ рабочих программ на первом уровне обучения (бакалавриат). В результате обучения на этой стадии студент получает фундаментальную подготовку по одному из профилей в рамках специального (дефектологического) образования.

Разработанный и внедряемый федеральный государственный стандарт высшего образования выделяет три вида компетенций общекультурные компетенции (ОК), общепрофессиональные компетенции (ОПК) и профессиональные компетенции (ПК). Все дисциплины учебного плана направленны на развитие определенных компетенций и логично было бы предположить, что и компетентность студентов как профессиональная, так и личностная во временном образовательном отрезке должна показывать положительную динамику.

Для более наглядного понимания вопроса приведем результаты анализа учебного плана подготовки бакалавров по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль подготовки «Дошкольная дефектология», год начала подготовки 2016 г.

Изучив учебный план подготовки бакалавров по направлению подготовки 44.03.03 Специальное

182

Вестник экономической безопасности

№ 3/2017

(дефектологическое) образование профиль: «Дошкольная логопедия» срок обучения четыре года, мы пришли к следующему выводу: Что на всех уровнях подготовки (79 дисциплин три вида практик и государственная аттестация) учитываются, развиваются и закрепляются на практике девять общекультурных компетенций, пять общепрофессиональных компетенций и 11 Профессиональных компетенций. Стержнем, инициирующим динамику личностно-профессиональной компетентности, является планомерное прохождение программы и рост теоретических и практических знаний. Понимание специфики профессии при знакомстве с клиническими основами нозологических групп, получение первичных знаний в использовании имеющихся навыков коммуникации в речевой культуре дефектолога и развитие этого навыка в профессиональном общении дефектолога.

Сосредоточение студентов на конкретной проблематике коррекции дефекта влечет за собой изучение диагностических и коррекционных методик. Переход количественных изменений в качественные отслеживается во время прохождения практик и знакомства с категорией детей дошколь-

ного и школьного возраста имеющих аномалии в развитии.

Данные проведенного нами контент-анализа положены в основу изучения, измерения и описания динамики становления личностно-профес-сиональной компетентности студентов — будущих дефектологов с учетом выше перечисленных факторов воздействующих на личность в процессе получения высшего профессионального образования.

Литература:

1. Базаров Т.Ю. Компетенции будущего: Квалификация? Компетентность (критерии качества)? // URL: сwww.tltsu.ru/publectures/lecture_ 06.html

2. Климова Е.М., Миляева Н.С. Роль направленности личности в построении карьеры. В сб.: Мат. науч.-метод. конф. преподавателей, аспирантов и студентов МГОУ. М., 2015.

3. Поручкина С.М. Профессионализм педагога. В сб.: Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: Науч. труды междунар. науч. конф. В 2 ч. М., 2016.

Социология жизни: Монография / Ж.Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 399 с. (Серия «Magister»).

Ж.Т, Тощенко

СОЦИОЛОГИЯ

жизни

Обосновывается возможность анализа общественных явлений и процессов с позиций новой теоретической концепции — социологии жизни. В ее основе лежит представление о жизненном мире, образуемом триединством таких индикаторов, как реально функционирующее общественное сознание, действительное поведение людей, которые реализуются в условиях макро-, мезо- и микромира.

Анализируются генезис идей социологии жизни, ее объект и предмет, понятийный аппарат, структура и уровни социологического знания. Особое внимание уделяется ранее практически не используемому в социологии понятию «смысл жизни», которое позволяет глубже проникнуть в жизненный мир людей, точнее описать и интерпретировать анализируемые социальные проблемы для получения надежной достоверной и ориентированной на практику информации. На этой основе дается описание многообразия жизненного мира, его позитивных и негативных характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.