Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТУДЕНТОВ / СИСТЕМА ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАДАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павицкая Зоя Ивановна, Айтуганова Жанна Илевна, Винникова Марина Николаевна

Данная статья раскрывает актуальность и необходимость использования технологий интерактивного обучения на занятиях по иностранному языку в спортивном ВУЗе. В качестве основных средств используются парная работа, групповая работа, проектная работа, ролевые игры, имитационные игры, деловые игры, мозговой штурм, кейс-метод, круглый стол, творческие задания. В статье всесторонне рассматриваются как теоретические, так и практические особенности организации учебного процесса при использовании технологий интерактивного обучения на занятиях по иностранному языку в ВУЗе. Раскрываются основные принципы использования интерактивного подхода. Кроме того, учебный процесс обучения с использованием интерактивного подхода имеет циклический характер и включает несколько этапов и фаз внутри каждого этапа. Использование интерактивных технологий на занятиях по иностранному языку предполагает постоянное взаимодействие преподавателя и студента. Опыт общения становится источником новых знаний. Преподаватель побуждает студентов к самостоятельному приобретению знаний. Активность студентов превышает активность преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павицкая Зоя Ивановна, Айтуганова Жанна Илевна, Винникова Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF USING INTERACTIVE LEARNING TECHNOLOGIES IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES

This article reveals the relevance and necessity of using interactive learning technologies in foreign language classes at Sports University. The main means of teaching are pair work, group work, project work, role-playing games, simulation games, business games, brainstorming, case method, round - table method, creative assignments. The article comprehensively deals with both theoretical and practical features of the educational process organization using interactive learning technologies in the foreign language classes at the university. The main principles of the interactive approach are considered. In addition, the learning process using the interactive approach has a cyclical nature and includes several stages and phases within each stage. The use of interactive technology in foreign language classes involves constant interaction between the university teacher and the student. The experience of communication becomes a source of new knowledge. The university teacher encourages students to acquire knowledge independently. Student activity exceeds the activity of the university teacher.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Павицкая Зоя Ивановна

Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Казань);

кандидат педагогических наук, доцент Айтуганова Жанна Илевна

Казанский государственный энергетический университет (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Винникова Марина Николаевна

Казанский федеральный университет (г. Казань)

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО

ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. Данная статья раскрывает актуальность и необходимость использования технологий интерактивного обучения на занятиях по иностранному языку в спортивном ВУЗе. В качестве основных средств используются парная работа, групповая работа, проектная работа, ролевые игры, имитационные игры, деловые игры, мозговой штурм, кейс-метод, круглый стол, творческие задания. В статье всесторонне рассматриваются как теоретические, так и практические особенности организации учебного процесса при использовании технологий интерактивного обучения на занятиях по иностранному языку в ВУЗе. Раскрываются основные принципы использования интерактивного подхода. Кроме того, учебный процесс обучения с использованием интерактивного подхода имеет циклический характер и включает несколько этапов и фаз внутри каждого этапа. Использование интерактивных технологий на занятиях по иностранному языку предполагает постоянное взаимодействие преподавателя и студента. Опыт общения становится источником новых знаний. Преподаватель побуждает студентов к самостоятельному приобретению знаний. Активность студентов превышает активность преподавателя.

Ключевые слова: иностранный язык, высшая школа, интерактивные технологии, взаимодействие студентов, система интерактивных заданий.

Annotation. This article reveals the relevance and necessity of using interactive learning technologies in foreign language classes at Sports University. The main means of teaching are pair work, group work, project work, role-playing games, simulation games, business games, brainstorming, case method, round - table method, creative assignments. The article comprehensively deals with both theoretical and practical features of the educational process organization using interactive learning technologies in the foreign language classes at the university. The main principles of the interactive approach are considered. In addition, the learning process using the interactive approach has a cyclical nature and includes several stages and phases within each stage. The use of interactive technology in foreign language classes involves constant interaction between the university teacher and the student. The experience of communication becomes a source of new knowledge. The university teacher encourages students to acquire knowledge independently. Student activity exceeds the activity of the university teacher.

Key words: foreign language, higher school, interactive learning technologies, student interaction, system of interactive assignments.

Введение. Выпускник ВУЗа должен быть готов к полноценной профессиональной деятельности. Он должен обладать не только набором определенных знаний по иностранному языку, но и уметь пользоваться современными технологиями, быть готовым к межкультурному и межличностному взаимодействию в области профессионального общения.

Современный этап развития высшей школы туризма и гостеприимства неотрывно связан с повышением качества подготовки специалистов туристского профиля. Сейчас индустрия туризма и гостеприимства нуждается в высококвалифицированных специалистах, способных общаться на иностранных языках на уровне - не ниже «Intermediate». От этого зависит их профессиональный успех и карьерный рост.

Современный специалист в индустрии туризма должен много знать и уметь: владеть информационными технологиями; обладать необходимыми коммуникативными умениями для работы с клиентами; быть эффективным командным игроком; обладать навыками самостоятельного получения знаний и повышения квалификации.

Цель исследования: рассмотреть особенности использования интерактивных технологий на занятиях по иностранному языку.

Методы исследования: анализ литературных источников по теме исследования, изучение и обобщение опыта Международного института гостиничного менеджмента и туризма, наблюдение, анкетирование, собеседование и опрос.

Изложение основного материала статьи. Использованию интерактивных технологий на занятиях по иностранному языку должно уделяться значительное время, так как этот процесс достаточно сложный. Он требует от студента максимального внимания и концентрации, а от преподавателя предварительной подготовки.

В данном исследовании авторами под интерактивными технологиями понимается активное взаимодействие преподавателя и студента. Целью применения данных технологий является профессиональное общение. Суть использования - все студенты вовлечены в учебно-познавательный процесс.

Само слово «интерактив» - «interact» заимствовано из английского языка и состоит из двух слов: inter - взаимный и act - действовать. Слово «интерактивный» выражает способность действовать в режиме диалога [1].

Интерактивные технологии предполагают взаимодействие, постоянный диалог между преподавателем и студентом или студента со студентом; развитие критического мышления; совершенствуют коммуникативные навыки. Преподавателю больше отводится роль организатора данного процесса. Ему также нужно будет позаботиться о создании определенного психологического климата в учебной группе, так как не все студенты готовы сразу взаимодействовать, некоторые из них могут быть скованны, закрепощены.

Рассмотрим основные принципы использования интерактивного подхода на занятиях по иностранному языку:

1. Постоянное общение на английском языке для получения информации, которая должна быть интересной и актуальной для всех участников общения: преподавателя и студента.

2. Совместная деятельность, с постоянной сменой коммуникативных ролей: говорящий и слушающий, активная или пассивная позиция в коммуникации.

3. Изменение традиционной роли преподавателя. Он превращается в собеседника или просто в организатора процесса коммуникации. Активной стороной общения выступает студент.

4. В процессе интерактивной работы нужно обязательно учитывать и уважать мнение студента, партнера по общению.

На практических занятиях по английскому языку в Поволжском государственном университете физической культуры,

спорта и туризма мы стараемся отводить интерактивному обучению 70-80% академического времени. Оно начинается с

фразы преподавателя: «Hello, everybody. I'm so glad to see you. Let's start our lesson from usual, common questions about your life, date, day, the weather, the topic and the objective of the unit and so on» и заканчивается заключительными фразами: «Thank you for your attention, cooperative attitudes. Our lesson is over, our time is up. Goodbye, my dear, talented and brilliant students» [3].

Для постоянного, активного взаимодействия на занятиях по иностранному языку постоянно организуется парная работа, групповая работа, проектная работа, ролевые игры, имитационные игры, деловые игры, мозговой штурм, кейс-метод, круглый стол, творческие задания и др [2, 3].

Иногда проводится просмотр видеофильма и его обсуждение. Видеофильм можно обсудить по заранее подготовленным вопросам. Например, после просмотра видеофильма по теме «Travelling» студенты отвечают на вопрос: How would you like to feel the spirit of adventure?; Why do people love travelling? Do you prefer to travel light or you take much luggage with you? Where would you never go on holiday? How do you choose your holiday destination?

Дискуссия имеет огромное значения для развития навыков профессионального общения на иностранном языке. Существует множество приемов активного включения студентов в дискуссию:

• Описание конкретного случая из жизни, из профессиональной деятельности, опыта преподавателя.

• Использование текущих новостей.

• Ролевая или имитационная игра.

• Демонстрация кинофильмов или слайдов.

• Инсценировка, ролевое разыгрывание какого-либо эпизода из профессиональной деятельности.

• Прослушивание аудиозаписи.

• Стимулирующие вопросы - особенно вопросы типа: Что? Как? Почему? Что произошло, если бы...?

В рамках интерактивного подхода использование различных игр протекает двояко, играющий познает «себя через других» и «других через себя».

Классификация игр строится в соответствии со следующими основаниями:

1. Наличие или отсутствие имитации в игре.

2. Целенаправленность игры [1].

Приведем примеры имитационных и ролевых игра: «Студент вместо преподавателя» - «learn to be a university teacher». Этот прием активизирует студентов и интенсифицирует учебный процесс на занятии; «Собеседование» - «Job Interview», «Совещание» - «Meeting», «Встреча делового партнера», «Дюжена вопросов», «Food for thought» - «Пища для размышления», «At the hotel» - «В отеле», «At the railway station» - «На вокзале», «Sightseeing» - «Осмотр достопримечательностей», «Travelling» - «Путешествие».

Кейс-метод позволяет нас анализировать реальные ситуации профессионального общения: Think of a time when you had a disagreement or a problem with a colleague, a client, or a supplier. Tell your group what happened and what was said.

В рамках интерактивного подхода во время занятий постоянно используются дискуссионные вопросы: What makes a project successful? What makes teamwork effective? Why should employers care about work-life balance? What makes services good or bad? Is it acceptable to produce goods and provide services that are not 100% perfect?

Парная работа строится на основе диалога-расспроса: 1. Ask if your partner have problems with office equipment or computers. How he is good at fixing. 2. Ask what the company needs to do in order to improve its service to its customer. На занятиях регулярно используются вопросно-ответные упражнения: What is the best career decision you ever made? What does "flexible working" mean to you?"

Вопросы при использовании интерактивного подхода могут быть: Глубокими, о ценностях, о смысле жизни - Deep Questions: Has the invention of the atomic bomb made the world a more peaceful place? Can a society exist without laws? Is it better to be a big fish in a small pond or a small fish in a big pond?

Провокационными, странными, бросающими вызов - Weird Questions: Would you rather have a golden voice or a silver tongue? Would you rather give up bathing for a month or give up the Internet for a month? Would you rather be able to teleport anywhere or be able to read minds?

В конце занятия следующее задание поможет получить обратную связь о том, успешным и полезным было занятие.

Преподаватель просит студентов закончить следующие предложения: Today I have learnt_. It was interesting

to_. It was difficult to _. I was surprised that _. I managed to _. Now I want to

_. I understood that_.Now I can_

Don't let your dreams be dreams.

Игра «Riddles»: Where do you find roads without vehicles, forests without trees and cities without houses? (Answer: MAP).

В рамках интерактивного подхода мозговая атака как стимулятор творческой активности и продуктивности, в основном, построена на психологическом механизме отсутствия какой-либо критики студентов, чтобы не мешать рождению новаторских, оригинальных мыслей и нестереотипных идей. Для того чтобы критикующее воздействие со стороны участников и боязнь неудачи, страх оказаться смешным или некомпетентным, не мешали процессу рождения новых идей, всем участникам мозговой атаки предлагаются любые мысли, не контролируя их, не оценивая как истинные или ложные, бессмысленные или странные, но при этом побуждая других к свободным решениям и идеям. Ее можно проводить в разных вариантах:

• устное индивидуальное высказывание с обязательной фиксацией на доске самой идеи и автора;

• работа в группах и представление коллективных идей команд (фиксация также необходима);

• модификация технологии «мозговой атаки» под названием «конференция идей» или другой вид модификации «ярмарка идей»;

• модификация, при которой идеи записывают сами авторы на доске и устно их представляют.

Можно провести мозговой штурм по темам «Sport in our life», «How to keep fit».

В процессе проведения занятия по иностранному языку необходимо опираться на следующие приемы:

• прием новизны (использование интересного, неординарного учебного материала);

• прием семантизации (раскрытие смыслов слов);

• прием динамичности (явления в динамике развития);

• прием значимости (аксиологические ценности);

• эвристический прием (решение трудных проблем);

• исследовательский прием (поисковые задачи);

• показ жизненно практической значимости информации;

• прием натурализации (натуральные объекты, игры) [3].

В современное время многие ВУЗы имеют лингафонные кабинеты, которые оснащены компьютерами и Смарт-досками. Использование мультимедийных средств на занятиях позволяет интенсифицировать учебный процесс, сделать его более индивидуально-ориентированным и дифференцировать по уровню знаний. Они помогают студентам вступать в интерактивный диалог с реальными партнерами по общению. Смарт-доска позволяет активно комментировать учебный материал, выделять, уточнять и комментировать материал с помощью маркеров разных цветов, что делает процесс обучения интересным, захватывающим. Она позволяет одновременно работать с текстом, видеоматериалом и аудиоматериалом. Кроме того, мы можем сохранить результаты трудов наших студентов в отдельном файле.

Выводы. Использование интерактивных технологий на занятиях по иностранному языку предполагает постоянное взаимодействие преподавателя и студента. Опыт общения становится источником знаний. Преподаватель побуждает студентов к самостоятельному приобретению знаний. Активность студентов превышает активность преподавателя.

Интерактивный подход представляет, прежде всего, использование разнообразных средств обучения. В ходе обучения задействованы все формы обучения: индивидуальная, парная, групповая.

Как показывает практика, использование интерактивных технологий на занятиях по иностранному языку мотивирует студентов, создает базу для прочных знаний в области профессионального общения, развивает творческие способности, фантазию, критическое мышление, коммуникативные навыки, умение эффективно сотрудничать с другими людьми, дает возможность самовыражаться и самосовершенствоваться.

Литература:

1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2010. - 284 с.

2. Суворова, Р.А. Интерактивное обучение: Новые подходы / Н.А. Суворова. - М.: Учитель. - 2010. - № 1. - С. 25-27

3. Павицкая, З.И. Развитие языковой догадки студентов спортивного профиля [Текст] / З.И. Павицкая. - Казань: Яз, 2018. - 160 с.

Педагогика

УДК 5.8.7

заместитель директора по общим вопросам Панова Наталия Александровна

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академия индустрии красоты «ЛОКОН» (г. Санкт-Петербург)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ СПО

Аннотация. Основной задачей которая сегодня стоит перед любым современным образовательным учреждением- это востребованность выпускников. Справиться с этой задачей возможно при освоении студентами такой компетенции как предпринимательство. Предпринимательство характеризуется, тем что охватывает разнообразный объем знаний, отточку умений и выработку в себе необходимых личностно-деловых качеств, необходимых не только в сфере занятия бизнесом, но в успешной реализации себя в любой профессиональной сфере. Сегодня требования, которые предъявляют работодатели к кадрам, касаются наличия у соискателей такой характеристики как предприимчивость. Все чаще в недрах различных фирм такие работники успешно проявляют себе, развивают свои личные проекты. Несмотря на то, что в образовательных учреждениях есть предметы и дисциплины, касающихся предпринимательства, единого стандарта в обучения нет. Это можно объяснить тем, что в случае появления стандарта он сразу же устареет, так как предпринимательство тесно связано с изменениями, происходящими в обществе, которое сегодня не стабильно. При обучения предпринимательству одним из важных составляющих является создание организационно-педагогических условий для ее реализации. В нашей статье мы предлагаем применение ряда условий: как объединение урочной и внеурочной работы, наставничество. Эксперимент, проведенный в образовательном учреждении показал результативность данных педагогических действий.

Ключевые слова: предпринимательство, организационно-педагогические условия, наставничество, современное образовательное учреждение.

Annotation. The main task that any modern educational institution faces today is the demand for graduates. It is possible to cope with this task when students master such competence as entrepreneurship. Entrepreneurship is characterized by the fact that it covers a diverse amount of knowledge, the refinement of skills and the development of the necessary personal and business qualities necessary not only in the field of doing business, but in the successful realization of oneself in any professional field. Today, the requirements that employers impose on personnel relate to the presence of such a characteristic as entrepreneurship among applicants. Increasingly, in the depths of various companies, such employees successfully manifest themselves, develop their personal projects. Despite the fact that educational institutions have subjects and disciplines related to entrepreneurship, there is no single standard in education. This can be explained by the fact that if the standard appears, it will immediately become obsolete, since entrepreneurship is closely related to the changes taking place in society, which is not stable today. When teaching entrepreneurship, one of the important components is the creation of organizational and pedagogical conditions for its implementation. In our article we propose the application of a number of conditions: as a combination of part-time and extracurricular work, mentoring. An experiment conducted in an educational institution showed the effectiveness of these pedagogical actions.

Key words: entrepreneurship, organizational and pedagogical conditions, mentoring, modern educational institution.

Введение. Востребованность выпускников является показателем успешности работы современного образовательного учреждения. Образование в любой исторический период должно давать помимо базовых знаний еще актуальную, необходимую и востребованную информацию, которую студент мог бы с успехом применить на благо себе, обществу, государству. Востребованность выпускников, их самореализация, уверенность в своем будущем, понимание направленности своей жизненной траектории, реализованность вот цели, которые современное образовательное учреждение должно ставить перед собой.

Предпринимательство - это объективно то направление в развитии студентов, которое предполагает освоение обширного охвата знаний, получения навыков, которыми должен обладать успешный человек, а также наличие определенного набора личностно-деловых качеств, которые в процессе обучения студенты в себе раскрывают, взращивают и культивируют.

Для того, чтобы педагогический процесс по освоению такой компетенции как предпринимательство был результативным, необходимо выявить, обосновать и создать специальные условия. Категория «условие» в философской литературе выражает отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Условия составляют ту среду, обстановку, в которой он возникает, существует и развивается [7]. Под педагогическими условиями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.