Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВ / АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сарманов Нурягды

В статье рассматривается основные слагаемые интерактивного обучения, анализируется подходы к определению концепта, форм реализации и видов интерактивных технологий. Особенно выделяются роль активной формы процесса обучения в развитии творческой активности обучающихся и соответствующие для этой цели технологии введения уроков иностранного языка в вузе. Также, подробно описываются требования к деятельности преподавателя на уроке и рекомендации по оптимизации эффективности обучения. В работе приведены результаты исследований других ученых, которые обосновывают актуальность и выбор направления данного исследования. Перечислены главные отличия интерактивного обучения от традиционной формы, их преимущества, интеграция с другими педагогическими технологиями и подходами, такими как: личностноориентированный подход, коммуникативно-деятельностный подход и диалоговое обучение. Предлагается детальнее описание реализации технологии «Дискуссия» в иноязычном обучении в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сарманов Нурягды

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE FOREIGN LANGUAGE TEACHING TECHNOLOGIES IN HIGHER EDUCATION

The article examines the focal components of interactive learning, analyzes different approaches of defining the concept, implementation forms and types of interactive technologies. The paper especially highlights the role of the active learning process in students’ creative thinking skills development, as well as the corresponding technologies for an active foreign language teaching process at university. In addition, the requirements for teacher’s in-class activities and recommendations for optimizing the effectiveness of education are described in detail. The paper presents the results of researches by other scientists, which substantiate the relevance and choice of the trajectory of this research. The main differences between interactive learning and the traditional teaching methods are listed, in order with their advantages, integration with other pedagogical technologies and approaches, such as: personality-oriented approach, communicative-activity-based approach and dialogue-based learning. A more detailed description of the implementation of the technology “Discussion” in foreign language teaching at universities is offered.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ»

Интерактивные технологии в обучении иностранному языку в вузе

Сарманов Нурягды,

магистрант, кафедра «Мировые языки и культуры» Донского государственного технического университета E-mail: nuricksarman97@gmail.com

В статье рассматривается основные слагаемые интерактивного обучения, анализируется подходы к определению концепта, форм реализации и видов интерактивных технологий. Особенно выделяются роль активной формы процесса обучения в развитии творческой активности обучающихся и соответствующие для этой цели технологии введения уроков иностранного языка в вузе. Также, подробно описываются требования к деятельности преподавателя на уроке и рекомендации по оптимизации эффективности обучения. В работе приведены результаты исследований других ученых, которые обосновывают актуальность и выбор направления данного исследования. Перечислены главные отличия интерактивного обучения от традиционной формы, их преимущества, интеграция с другими педагогическими технологиями и подходами, такими как: личностно-ориентированный подход, коммуникативно-деятельностный подход и диалоговое обучение. Предлагается детальнее описание реализации технологии «Дискуссия» в иноязычном обучении в вузах.

Ключевые слова: интерактив, активное обучение, интерактивный подход, интерактивные технологии, высшее образование.

В области современных условиях глобализации и информатизации общества динамизм социально-экономического развития требует новые стратегии успешной деятельности, что в первую очередь затрагивает систему образования, поскольку она является одним из основных катализаторов развития социума. Одним из последних нововведений в области педагогики являются образовательные технологии. Существуют много видов технологий обучения, один из которых - технологии интерактивного обучения - направлен на улучшение памяти и проявления большей инициативы обучающимися, и тем самым развивая их творческие способности и мотивацию. [9] В конце 1950-х годов бразилец Фрейре разработал программу обучения грамотности - португальскому языку - для неграмотных взрослых, живущих в трущобах и сельской местности. Члены группы Фрейре проводили время в общинах, вовлекая взрослых в диалоги о проблемах в их жизни. На основе этих диалогов члены команды составили списки слов, которые были важны для людей в этих сообществах. Некоторые из этих слов превратились в генеративные слова (generative words), которые использовались для обучения базовым навыкам декодирования и кодирования, что стало первым шагом на пути к грамотности. [13]

По результатам многочисленных психологических исследований взрослые (студенты) намного крепче чем дети ориентируются на жизненные позиции, опыт, ценности и деятельностные стереотипы. Они не уступают свои ценности и не готовы менять свои привычки до тех пор, пока на практике не осознают эффективности и не чувствуют необходимости в таких изменениях. Интерактивное обучение предлагает возможность формирования у студентов навыков критической самооценки деятельности с помощью обмена опытом и знаниями.

Категория «интерактив» означает взаимодействие, а интерактивность, по мнению А.Г. Наджа-рян и Е.К. Самсонова, представляет собой сотрудничество путем ведения диалога с кем-либо. [4]

По словам С.Б. Ступиной интеракция в педагогике - это форма деятельности обучающихся на занятии, которая основана на совместных усилиях получения знаний - это может реализоваться в качестве взаимодействия и студентов и преподавателя при решении ситуационных речевых проблем, Взаимодействие предполагает не только обмен информации, но оценка своих поведений и поведений своих одногруппников. [8]

Активное обучение включает творческие задания, поисковые работы, решения проблемных заданий - процесс познания, который требует активного участия, где студент, в диалог с преподавате-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

лем, рассматривается как субъект образовательного процесса. Основными чертами активного обучения считаются:

• Психологическое влияние на обучающихся, форсированная активизация мышления, вынужденная активность независимо от желания студента;

• Долгое, в течении всего занятия, продолжение активного участия и концентрации на динамике урока, в отличие от традиционного эпизодического включения студентов в процесс урока;

• Личностно-ориентированный подход к каждому участнику, основываясь на личностные характеристики;

• Повышенная мотивация за счет высокой эмоциональности и самостоятельности;

• Непосредственная связь между педагогом и обучающимися. Технологии интерактивного обучения предназначены для классно-урочной формы уроков, поскольку помогают ведущему сэкономить время путем объединения языковой теории и практики. Это создает благоприятную атмосферу для большей вовлеченности в учебный процесс и проявления инициативы со стороны студентов.

«Интерактивные технологии обучения - это такая организация учебного процесса, при реализации которой невозможно не принять участие студенту в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников в процессе общего познания» (Н.С. Леонова). [3, с. 9]

Интерактивное обучение основано на взаимодействии учителя и обучающихся посредством диалога и полилогического общения. Пользу диалога в обучении в целом В.С. Библер приписывает к его свойствам универсальности в процессе познания и всеобщности в человеческих сознаниях. В своей работе о концепциях диалогической культуры он четко разделяет два феномена - объяснение и понимание - следующим образом: «При объяснении есть только одно сознание, один субъект, монолог; в понимании - два участника, два сознания, взаимопонимание, общение. Объяснение -это всегда взгляд «сверху вниз», всегда назидание. Понимание - это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании» (В.С. Библер) [1, с. 35] Человек как личность стремится к общению с другим человеком, и насколько бы он не был неподатливым в своих взглядах, он проявляет открытость в диалоге. Это явление В.С. Библер определяет как «диалогичность личности».

Л.Х. Шарипова в своей работе отмечает, что процесс обучения в рамках этого подхода идет от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. [10]. Иностранный язык - это средство, спектр, через ко-5 торого они видят мир, получают ценную информа-5 цию и опыт, развивают личностные и профессио-S нальные компетенции. Следовательно, обучение ° должно быть основано на профессиональной де-5в ятельности или максимально приближенным к ре-

альным ситуациям из жизни. Имея определенный опыт, взаимодействуя на занятиях иностранного языка, студенты обязаны чувствовать переживания настоящих жизненных случаев. Самостоятельная критическая оценка ситуаций развивает критическую обоснованную оценку и собственной практики, что считается одним из основных составляющих креативного мышления.

В рамках такого процесса образования преподаватель принимает новую роль - роль организатора условий и наблюдателя за соблюдением установленных правил. Как было упомянуто выше успешное взаимодействие между преподавателем и обучающимися требует личностно-ориентированный подход (субъект-субъектное отношение) и коллективный труд. Вместе с этим интерактивное обучение основано на Content-based Learning, подкатегория коммуникативного подхода, где контент вытекает из собственного опыта студентов(подробнее на стр. 8), что обеспечивает интерес, прямую связь с личной жизнью, личными взглядами и увлечениями. [2]

В связи с этим в рамках данных технологий новизна и индивидуальность выступают как неотъемлемая часть образовательного процесса. Первое поддерживает высокий уровень заинтересованности и проявляется, в первую очередь, в подборе материала и форме организации уроков. Смена партнера, темы или условий задач также гарантируют повышение эффективности процесса обучения. Индивидуализация - личностная ориентация организации работы в аудитории. В группе каждый студент является носителем уникальных свойств, способностей, опыта, чувств и предпочтений.

Все вышеперечисленные особенности данного вида технологий определяют задачи преподавателя-ведущего следующим образом:

• Поддержка процесса и обмена информацией путем его направления;

• Привлекая внимание студентов на многообразие точек зрения;

• Ориентация на личностные черты и опыты участников;

• Поощрение активности участников через активную поддержку, стимулирование творческих способностей и независимости;

• Сочетание теории и практики;

• Взаимное обогащение опыта участников. Эффективность работы повышает активное

и непосредственное («здесь и сейчас») использование знаний, [5], что одновременно создает благоприятные условия для и диагностики результативности используемой технологии. Показатели прогресса отдельных студентов и учебной группы представлены в таблице 1.

Результаты длительного и частого включение активного обучение в образовательный процесс могут варьироваться от позитивных отношений между наставником и студентами до преодоления страха допустить ошибку на занятиях. При этом основным преимуществом считается приобрете-

ния такого навыка, как продуктивное усвоение информации и повышенная инициатива. [6] Признаками проявления инициативы студентами на уроке выступают такие элементы, как:

• Уточнение какой-либо непонятной ситуации с помощью вопросов;

• Критичность, когда учащийся не только соглашаются со своими ошибками, но и требуют объяснения;

• Сотрудничество и поддержка друг друга, исправление речевых ошибок и дополнение чужих высказываний;

• Свободное составление личной траектории выполнения задания, подбора ресурсов и обработки данных;

• Контроль своих достижений: знаний, умений, навыков - и оценок.

Таблица 1. Индикаторы для диагностики прогресса в интерактивном обучении

Результат для конкретного обучающегося Результат для учебной группы

Активное содержания обучения в сочетании с образовательной средой. Навыки общения и взаимодействия в малой группе.

Развитие личной рефлексии. Ценностно-ориентационное единство группы.

Овладение новым опытом учебного взаимодействия, переживаний. Гибкая смена социальных ролей в зависимости от ситуации.

Развитие толерантности. Развитие навыков анализа и самоанализа в групповой рефлексии.

Разрешение конфликтов и умение группы найти компромисс.

Технологии интерактивного обучения применяются, как и на лекциях, где большая доля обсуждения, так и практических занятиях. На сегодняшний день преподаватели пользуются обилием данных технологий, реализуемых в малых группах меняющего состава, куда можно отнести: дискуссии, ролевые игры, беседы, и т.д.

По форме организации работы со студентами на занятиях интерактивные технологии можно разделить на четыре подгруппы:

Технологии коллективно-группового обучения. К этой группе Н.С. Леонова относит интерактивные технологии, предполагающие одновременную совместную (фронтальную) работу всей группы: «Микрофон», «Незаконченные предложения», «Мозговой штурм», «Ажурная пила», «Дерево решений», анализ и решение проблемной ситуации.

Технологии ситуационного моделирования. Модель обучения в игре - это построение процесса обучения путем вовлечения учащихся в игру. Арсенал интерактивных игр состоит из стимулирующих или имитационных игр: «Судебные и публичные слушания», ролевая игра, проигрывание сцены. [11] Студенты получают максимальную свободу интеллектуальной деятельности, которую

ограничивают лишь установленные правила игры. Педагог в игре выступает в качестве судьи, тренера или председателя, ведущего инструктора.

Технологии обработки дискуссионных вопросов способствуют развитию практического мышления, позволяют определить собственную позицию, формируют умения отстаивать свою позицию, углубляют знания обсуждаемой проблемы: «ПОПС (PRES)», «Займите позицию», «Смените позицию», «Бесконечная цепочка», дискуссия, обсуждение в стиле телевизионного ток-шоу, дебаты.

Вышеупомянутые критерии и требования к организации урока и поведению преподавателя универсальны и важны для успешной реализации всех интерактивных технологий. Тем не менее, в данной статье мы предлагаем более подробнее описание организации определенной технологии -технологии «Дискуссия», которая потенциально может стимулировать у студентов креативное мышление и творческую активность, что является одним из основных целей высшего образования.

Дискуссия - это метод подготовки, повышения интенсивности и эффективности процесса обучения путем активного включения студентов в коллективный поиск истины (только в рамках учебного процесса) и восполнить пробелы в знаниях.

Темой дискуссии могут послужить только те проблемы, которые позволяют рассматривать более чем одну интерпретацию или одного решения. Более того, они должны обладать личной значимостью, нравственной и социальной, для студентов. Таксономия содержания «Значительного обучения (Significant Learning)», призванного мотивировать и заинтересовать студентов, по исследованиям Д. Белла и Дж. Кахрхоффа выглядит следующим образом:

• Как правильно учиться и развиваться как студент;

• Фундаментальные знания - понимание и запоминание информации и идей;

• Нравственность - чувства, интересы и ценности.

• Применение навыков управления (проектом) и мышления - критического, практического и креативного.

• Интеграция идей, людей и сфер жизни.

• Изучение себя и остальных (окружающих). [12] При подготовке урока, составлении плана действий, важно учитывать следующие основные составляющие интерактивных технологий:

• Желание студентов участвовать в дискуссии, высказывать свои мнения, задавать вопросы друг другу;

• Владение необходимой информацией, предмет обсуждения и проблемный вопросы по нему;

• Умение обучающихся работать в команде, вести спор, поддержка своей позиции;

• Личные потребности и отношения к данной проблеме).

Приемы введения студентов в дискуссию по определенной теме:

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

m О

от

З

ы о со

о с

U

см оэ

• Изложение проблемной ситуации;

• При возможности предоставить аутентичные источники проблемы (например, статья из журнала или видеоматериалы известных телепрограмм);

• Ролевая игра, в случае если это частые реальные случаи из жизни;

• Рассмотрение нескольких экспертных взглядов на проблему от специалистов данной области, выбор между альтернативными решениями. Для успешного усвоения знаний и навыков необходимо, чтобы участники кратко, но исчерпывающие излагали собственную позицию по проблемной ситуации. Каждому студенту предлагается написать и подготовить устно ответ (не менее 4 предложений), отражающий четыре момента: его позиция, объяснение (или обоснование) этой позиции, пример и вывод или следствие. Этот прием широко распространен за рубежом и в России, часто применяется для творческого развития продуктивных видов речевой деятельности: письма и говорения.

Ответы участников дискуссии оцениваются по двум аспектам: языковые способности (употребление лексики данного урока, грамматические, синтаксические ошибки) и достижение задачи (task achievement). Последнее заключается в том, чтобы все выступающие выразили свою позицию четко и ясно, ссылаясь на всеобщие ценности, принципы и законы. Альтернативным показателем успешного выполнения задачи можно считать убедительное аргументирование, поддерживаемое ссылками на примеры из личного опыта, журналов или мнений специалистов. В проблемах требующий в ответе определенные решения должны быть предложены несколько путей решения. [7]

Приемы улучшения эффективности групповой дискуссии:

• Влечение студентов в более четкой аргументации своих позиций с помощью вопросов: «What do you mean by...?», «How can you prove your point?»;

• Иносказание - повторение заявлений спикеров, чтобы побудить желание переосмыслить сказанное: «So you are stating that.», «As far as I understand you think.»;

• Просьба участникам объяснить свои утверждения - «I am afraid, I don't fully understand. Could you elaborate, please»;

• Исключение слабо аргументированных позиций путем подвергания к сомнению со стороны группы и преподавателя «Do you imply that.?», «Are you sure about your statement.?»;

• Предложение альтернативного решения, с уточнением будет ли участник рассматривать такой подход: «What about.?», «Would you consider.?».

• Вызов активной реакции группы с помощью неожиданных, иногда неприемлемых, идей по проблемной ситуации.

Таким образом, интерактивные технологии помогают не только успешно усвоить учебный мате-

риал, но и повысить инициативу и мотивацию всех студентов на уроках иностранного языка. Активное обучение обеспечивает максимальную свободу обучающимся, тем самым способствуя развитию самостоятельности, креативного, логического и критического мышления.

Литература

1. Библер B.C. Культура: Диалог культур /В.С. Библер //Вопросы философии. 1989. - № 6.

2. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал «Дубна». - 2012. - № 2. - С. 1-18.

3. Леонова Н.С. Интерактивные технологии обучения как средство реализации творческих способностей учащихся // Педагогическая мастерская (Основа). - 2016. - № 6. -С. 9-15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Наджарян А. Г., Самсонова Е.К. Использование интерактивных технологий в процессе обучения студентов педагогического высшего учебного заведения // НАУКОВЕДЕНИЕ. -2015. - № 3 (май - июнь), Том 7. - 9 с.

5. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.

6. Рафикова Р.С. Интерактивные технологии обучения как средство развития творческих способностей студентов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Казань, 2007. - 206 с.

7. Старченко Д.В. Интерактивные технологии в обучении иностранным языкам // Труды БГ-ТУ. - 2014. - серия 6: История, философия. -С.165-167.

8. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: Учебно-методическое пособие. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. - 52 с.

9. Фахрутдинова Р.А. Интерактивные технологии обучения как средство развития творческих способностей студентов // Актуальные проблемы в изучении и преподавании общественно-гуманитарных наук (дисциплин). Материалы II (второй) международной научной конференции, 1-2 декабря 2011 года. - Витебск: Вф УО ФПБ 'Международный университет 'МИТСО', 2011.- С. 437-440.

10. Шарипова Л.Х. Интерактивные технологии в профессионально- ориентированном обучении иностранному языку в образовательном учреждении // Вестник Казгуки. - 2016. -№ 2. - С. 133-135.

11. Яковлев, Е.В. Интерактивные методы обучения в современном вузе // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2011. -№ 3. - С. 56-62.

12. Bell D., Kahrhoff J. Active learning handbook. Louis, Missouri: Copyright Webster University. -2006. P. - 8.

13. Larsen-Freeman, D. Techniques & Principles in Language Teaching. - 3rd edition. - Oxford: Oxford University Press, 2011. - 318 p.

INTERACTIVE FOREIGN LANGUAGE TEACHING TECHNOLOGIES IN HIGHER EDUCATION

Sarmanov N.

Don State Technical University

The article examines the focal components of interactive learning, analyzes different approaches of defining the concept, implementation forms and types of interactive technologies. The paper especially highlights the role of the active learning process in students' creative thinking skills development, as well as the corresponding technologies for an active foreign language teaching process at university. In addition, the requirements for teacher's in-class activities and recommendations for optimizing the effectiveness of education are described in detail. The paper presents the results of researches by other scientists, which substantiate the relevance and choice of the trajectory of this research. The main differences between interactive learning and the traditional teaching methods are listed, in order with their advantages, integration with other pedagogical technologies and approaches, such as: personality-oriented approach, communicative-activity-based approach and dialogue-based learning. A more detailed description of the implementation of the technology "Discussion" in foreign language teaching at universities is offered.

Keywords: interactive, active learning, participatory approach, interactive teaching techniques, higher education.

References

1. Bibler B.C. Culture: Dialogue of Cultures / V.S. Bibler // Questions of Philosophy. 1989. - No. 6.

2. Gushchin Yu.V. Interactive teaching methods in higher education // Psychological journal "Dubna". - 2012. - No. 2. - S. 1-18.

3. Leonova NS Interactive teaching technologies as a means of realizing the creative abilities of students // Pedagogical workshop (Basis). - 2016. - No. 6. - P. 9-15.

4. Nadzharyan A. G., Samsonova E.K. The use of interactive technologies in the process of teaching students of a pedagogical higher educational institution // SCIENCE. - 2015. - No. 3 (May - June), Volume 7. - 9 p.

5. Panina TS Modern ways of enhancing learning: a tutorial / TS Panina, LN Vavilova; ed. T.S. Panina. - 4th ed., Erased. - M .: Publishing Center "Academy", 2008. - 176 p.

6. Rafikova RS Interactive teaching technologies as a means of developing students' creative abilities: dis. ... Cand. ped. Sciences: 13.00.01. - Kazan, 2007. - 206 p.

7. Starchenko DV Interactive technologies in teaching foreign languages // Proceedings of BSTU. - 2014. - Series 6: History, Philosophy. - S. 165-167.

8. Stupina S.B. Interactive learning technologies in higher education: Study guide. - Saratov: Publishing Center "Science", 2009. - 52 p.

9. Fakhrutdinova R.A. Interactive teaching technologies as a means of developing students' creative abilities // Actual problems in the study and teaching of social sciences (disciplines). Materials of the II (second) international scientific conference, December 1-2, 2011. - Vitebsk: VF UO FPB 'International University' MITSO ', 2011. - pp. 437-440.

10. Sharipova L. Kh. Interactive technologies in professionally oriented teaching of a foreign language in an educational institution // Bulletin of Kazguki. - 2016. - No. 2. - S. 133-135.

11. Yakovlev, EV Interactive teaching methods in a modern university // Modern higher school: an innovative aspect. - 2011. -No. 3. - S. 56-62.

12. Bell D., Kahrhoff J. Active learning handbook. Louis, Missouri: Copyright Webster University. - 2006. P. - 8.

13. Larsen-Freeman, D. Techniques & Principles in Language Teaching. - 3rd edition. - Oxford: Oxford University Press, 2011. - 318 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.