ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 201029 2020, № 04 (апрель) УДК 378.147
Организационно-деятельностная игра
в современном вузовском курсе «Методика обучения русскому языку»
Нестерова Татьяна Александровна1
Ишимский педагогический институт им. П. П. Ершова, Ишим, Россия [email protected]
Нестерова Ангелина Алексеевна2
Ишимский педагогический институт им. П. П. Ершова, Ишим, Россия [email protected]
Аннотация. Интерактивные формы обучения получили теоретическое обоснование в зарубежной и отечественной педагогике. В практике обучения высшей школы интерактивные формы обучения стали средством активизации учебного процесса, широко применяются в педагогических вузах. Теоретический обзор работ по интерактивному обучению показал необходимость их применения для повышения качества образования и формирования компетенций студентов. В связи с этим актуальность исследуемой проблемы обусловлена использованием форм интерактивного обучения, в частности организационно-деятельностной игры, в вузовском курсе учебной дисциплины «Методика обучения русскому языку». Цель исследования - изучение теоретического материала по проблеме интерактивного обучения для разработки модели организационно-деятельностных игр для педагогических вузов. Для решения задач исследования были использованы системный и эмпирический подходы. Системный подход к исследованию был применён при теоретическом рассмотрении интерактивной формы ор-ганизационно-деятельностной игры в системе общих принципов интерактивного обучения. Эмпирический подход использован в исследовании учебной деятельности методом опытной педагогической работы. В результате проведённого исследования предлагается модель организационно-деятельностной игры в учебном курсе «Методика обучения русскому языку» со студентами педагогического направления, профиль «Русский язык, иностранный язык (английский язык)». Теоретическое рассмотрение организационно-деятельностной игры в системе общих принципов интерактивного обучения позволило разработать и использовать новую форму практических занятий в студенческой группе для формирования профессиональных компетенций учителя русского языка. Теоретическая значимость статьи заключена в обзоре теоретического материала по проблеме интерактивных форм обучения в зарубежной и отечественной педагогике, рассматриваются принципы использования интерактивных форм обучения в высшем учебном заведении. Практическая значимость статьи связана с использованием опытного материала педагогической работы по курсу учебной дисциплины «Методика обучения русскому языку» со студентами педагогических вузов.
Ключевые слова: интерактивные формы обучения, методика обучения русскому языку, высшее учебное заведение, организационно-деятельностная игра.
Поступила в редакцию Received 05.02.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 16.04.20
Принята к публикации Accepted for publication 16.04.20 Опубликована Published 30.04.20
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Нестерова Татьяна Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной филологии, культурологии и методики их преподавания Ишимского педагогического института им. П. П. Ершова (филиала) ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Ишим, Россия
2 Нестерова Ангелина Алексеевна, студентка Ишимского педагогического института им. П. П. Ершова (филиала) ФГБОУ Во «Тюменский государственный университет», г. Ишим, Россия
Введение
Современное вузовское образование направлено на формирование практических навыков работы студента в профессиональной сфере на основе лабораторных, практических занятий и производственных практик. В связи с этим возникает необходимость использования интерактивных форм обучения в преподавании дисциплин педагогического вуза, что позволяет моделировать школьный образовательный процесс на базе высшего учебного заведения. Студент может получить личную и профессиональную самореализацию, опыт решения педагогических проблем.
Понятие «интерактивное обучение» стало широко использоваться в 1990-х годах, оно возникло из термина социальной психологии «интерактивность», принадлежащего американскому философу Джорджу Миду. «Интерактивные методы (от англ. Interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга) основаны на взаимодействии обучающихся (студентов) между собой» [1]. Существует точка зрения об использовании термина «интерактивное обучение» при описании технологии «активного обучения» в 1960-х годах [2].
Цель исследования - изучить и обобщить теоретический материал по проблеме использования интерактивных форм обучения в современном высшем учебном заведении, апробировать курс учебной дисциплины «Методика обучения русскому языку» со студентами педагогического направления, профиль «Русский язык, иностранный язык (английский язык)», с использованием интерактивной формы обучения - организационно-деятельностной игры.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
В зарубежной педагогике принято понятие «интерактивное взаимодействие», которое включает обязательное совместное обучение и сотрудничество обучающихся, «кооперативное обучение». Данное «интерактивное взаимодействие» позволяет добиться более высокого уровня мыслительной деятельности в ситуации совместного обучения [3]. При интерактивном взаимодействии в учебной среде появляется дополнительная внутренняя мотивация к обучению, что ведёт к любви к обучению и независимому мышлению [4]. Г. Дуглас Браун в книге «Обучение по принципам: интерактивный подход к языковой педагогике» считает интерактивный подход обязательным при изучении языка в ходе практических занятий в классе. Он предлагает темы обсуждений, исследований языкового материала при интерактивном взаимодействии с одноклассниками, с собственными убеждениями и идеями [5]. Принципы интерактивного обучения используются на всех этапах учебного процесса в связи с развитием информационных технологий. Американский педагог T. E. Гирс разработал упражнения дистанционного обучения на основе обратной связи с обучаемыми для развития критического мышления [6].
Интерактивные методы обучения получили широкое распространение в школьной практике, они представлены в работах А. И. Кириллова [7], Ю. С. Арутюнова [8] и других педагогов. Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова предложили формы и методы интерактивного обучения классифицировать на дискуссионные (диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора и т. д.); игровые (дидактические и творческие игры, в том числе деловые, ролевые, ор-ганизационно-деятельностные); тренинговые (формы проведений занятий, которые могут включать в себе дискуссионные и игровые методы обучения) [9].
Среди современных образовательных технологий игра рассматривается как одно из средств активизации учебного процесса. С. С. Кашлев определяет содержание и признаки игровых методов в технологии интерактивного обучения [10]. А. Ю. Прилепо рассматривает использование деловых игр в обучении студентов как оптимальных методов осуществления личностно ориентированной парадигмы образования в высшем учебном заведении [11]. Д. Н. Кавтарадзе предлагает варианты применения образовательных игр в учебном процессе средней школы и вузовском образовании [12].
Б. К. Пафифова выделяет три основные категории ситуационно-ролевых игр: деловые игры, ролевые игры, организационно-деятельностные игры [13].
Г. Ю. Арзамасцева определила педагогический потенциал ситуативно-ролевых игр в педагогическом процессе: «Во-первых, развитие субъектом собственных коммуникативных, аналитических, рефлексивных способностей, способностей к организации деятельности группы. Во-вторых, предполагается формирование у воспитанника позитивно-конструктивной ценностной ориентации в межличностных взаимоотношениях. В-третьих, возможности использования субъектом ситуационно-ролевой игры как средства самосовершенствования» [14]. Учебные игры моделируют «адекватные по сравнению с обычным обучением условия формирования личности, необходимые для профессиональной деятельности» [15].
Научный интерес представляет проблема использования интерактивных методов обучения в высшей школе. Ю. В. Гущин предлагает анализ часто используемых в высшем образовании интерактивных методов обучения: дискуссии, кейс-технологии, игры, тренинга и метода проектов [16]. А. Г. Наджарян и Е. К. Самсонова рассматривают методику употребления интерактивных технологий для развития педагогического мастерства студентов педагогического высшего учебного заведения [17]. И. А. Юрковская анализирует применение интерактивных педагогических технологий в современном вузе для интенсификации образования [18].
Рассматривая методику применения интерактивного обучения в системе высшего образования, Т. Н. Добрынина считает возможным использование элементов и форм интерактивного обучения на любом занятии и в любой теме. Интерактивное обучение в высшем учебном заведении проходит практическую реализацию в следующих этапах: на начальном этапе обучения в качестве мотивационного средства познавательной активности студентов; в процессе обучения для формирования профессиональных навыков и умений; на завершающем этапе для закрепления учебного материала в форме дидактической и деловой игры; после завершения изучения дисциплины для контроля освоения учебной программы [19].
С. О. Мусиенко предлагает использовать занятия в интерактивной форме при изучении теоретических основ дисциплины, которые рассматриваются не только на лекционных, но и на семинарских занятиях [20]. Интерактивная среда обучения в лекционном курсе создается с помощью презентации учебного материала, интеграции новейших компьютерных и мобильных технологий [21]. Е. А. Авдеева, И. А. Дроздова рассматривают применение интерактивных технологий: технологии блочно-мо-дульного обучения, технологии укрупнения дидактических единиц, информационной технологии, технологии майнд-менеджмента для повышения качества образования и сформированности компетенции студентов [22].
Методологическая база исследования
Системный подход к исследованию использован при теоретическом рассмотрении интерактивной формы организационно-деятельностной игры в системе общих принципов интерактивного обучения.
«Интерактивное обучение - это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учеником и преподавателем, между самими учениками» [23]. «Интерактивное обучение - это специальная модель организации познавательной деятельности, которая имеет конкретные и прогнозируемые цели» [24], строится на взаимодействии учителя и ученика с целью поиска совместных решений учебных задач [25].
«Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения» [26]. Интерактивное обучение «является комплексом разнообразных методов и методических приемов обучения и воспитания - в них входят обсуждение, дискуссии, прогулки, ролевые игры, заполнение таблиц, зарисовки и т. д.» [27].
«Интерактивное обучение:
- построено на взаимодействии учащихся с учебным окружением и соответствующей средой, служащей областью осваиваемого опыта;
- основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий;
- понимается как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог» [28].
Эмпирический подход применён к исследованию учебной деятельности методом опытной педагогической работы. В практике обучения высшей школы нами были использованы организационно-деятельностные игры в качестве «сквозного» тренингового метода и в качестве самостоятельной техники. «Организационно-дея-тельностные игры - форма коллективной деятельности, в процессе которой осуществляется обучение, а также проектирование новых деятельностных образцов. Целью указанных игр является внедрение новой практики в определенную профессиональную среду» [29].
Научный анализ использования интерактивных форм обучения в высшем учебном заведении позволит нам решить следующие задачи:
1) сформировать модель поведения для межличностного взаимодействия в образовательной среде;
2) получить представление о профессиональной деятельности учителя русского языка;
3) разрешить методические проблемы организации урока;
4) выработать стиль педагогического поведения;
5) приобрести проблемно-профессиональный опыт для принятия коллективных и индивидуальных решений.
Результаты исследования
В процессе практического исследования нами представлен опытный материал педагогической работы по курсу учебной дисциплины «Методика обучения русскому языку» со студентами педагогического направления, профиль «Русский язык, иностранный язык (английский язык)», с использованием интерактивной формы обучения - организационно-деятельностной игры.
Программа для обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» очной формы по курсу «Методика обучения русскому языку» включает 560 часов. Данный курс формирует у бакалавра
практические навыки работы в качестве учителя русского языка, помогает развить профессиональные компетенции, увидеть возможность применения методических знаний в своей профессионально-педагогической деятельности.
Цель дисциплины «Методика обучения русскому языку» - получение знаний и умений в области методики обучения русскому языку; формирование профессиональной компетенции и творческого потенциала личности учителя-словесника.
Учебная дисциплина «Методика обучения русскому языку» рассчитана на три семестра, в заключительной части курса студенты отрабатывают практические навыки работы в качестве учителя русского языка на практических занятиях в интерактивной форме обучения. Третий семестр обучения включает три модуля:
1-й модуль: «Стилистика и культура речи как компоненты всех разделов школьного курса русского языка».
2-й модуль: «Комплексный и лингвистический анализ текста в школе».
3-й модуль: «Методика работы с текстом на уроках "Русский язык"».
Более наглядно можно представить практические занятия третьего модуля «Методика работы с текстом на уроках "Русский язык"» в таблице.
Практические задания для организационно-деятельностной игры
№ п/п Тема практического занятия Задания для организационно-деятельностной игры
1 Виды речевой деятельности школьников 1. Подготовить письменный анализ сочинения ученика 7-го класса по предмету «Русский язык». 2. Подготовить анализ устного ответа ученика с точки зрения речевых умений и навыков
2 Обучение связной речи. Говорение 1. Составить связный рассказ по картине В. А. Серова «Девочка с персиками» или В. М. Васнецова «Снегурочка». 2. Подготовить систему опорных слов, вопросов для подготовки рассказа обучающимися по картине В. А. Серова «Девочка с персиками» или В. М. Васнецова «Снегурочка»
3 Слушание как вид речевой деятельности 1. Составить конспект урока развития речи «Повествование по картине Ф. Решетникова "Опять двойка"». 2. Подготовить фрагмент урока развития речи «Повествование по картине Ф. Решетникова "Опять двойка"» для проведения в студенческой группе
4 Изложение как вид речевой деятельности обучающихся Подготовить текст обучающего изложения для школьников 6-го класса из учебного пособия Н. Н. Соловьёва «Русский язык. Диктанты и изложения. 6 класс»
5 Методика подготовки к изложению. Этапы работы 1. Разработать конспект обучающего изложения для школьников 6-го класса. 2. Составить таблицу «Критерии оценивания обучающего изложения школьника 6-го класса»
6 Чтение как вид речевой деятельности Представить фрагмент урока по обучению одному из видов чтения
7 Методика обучения выразительному чтению в школе Приготовить выразительное чтение наизусть художественного произведения (стихотворения, отрывка из художественного текста, чтение по ролям)
8 Контрольный диктант на уроках «Русский язык» Подготовить текст контрольного диктанта для школьников 6-го класса и провести в студенческой группе
9 Лингвостилистический анализ текста на уроках «Русский язык» Разработать вопросы комплексного лингвостилистического анализа рассказа А. Баркова «Щенок» на уроке «Русский язык»
В основе организации учебных занятий в интерактивной форме игры лежит речевое общение обучающихся с распределёнными ролями и игровыми сюжетами [30]. Интерактивное обучение обеспечивает формирование коммуникативной компетенции студентов. Модель интерактивного обучения общению представляет двухфазное образование: обучение взаимодействию, формирование сотрудничества между участниками общения и целенаправленное обучение собственно общению как цели, а не средству [31].
Присвоение социальных ролей в игре снимает психологические барьеры общения, формирует доброжелательное отношение между студентами, чувство уверенности в предлагаемой учебной ситуации [32]. Созданная на учебном занятии имитация профессиональной деятельности учителя развивает творческое (теоретическое и практическое) профессиональное мышление студентов: анализ возникающей педагогической задачи, эффективное взаимодействие с субъектами образовательной деятельности [33]. Игровое образовательное пространство предполагает совместную учебную деятельность, где участники равны в представлении своих идей. Принцип равного участия в познавательном процессе требует от преподавателя роли сопровождающего [34].
На практическом занятии «Обучение связной речи. Говорение» преподаватель выступил в роли модератора организационно-деятельностной игры: предложил организовать самостоятельно три учебные группы. С помощью предварительных практических заданий (составить связный рассказ по картине В. А. Серова «Девочка с персиками» или В. М. Васнецова «Снегурочка»; подготовить систему опорных слов, вопросов для подготовки рассказа обучающимися по картине) происходит осмысление студентами деятельности педагога.
Организационно-деятельная игра включала этап вхождения в увлекательной форме имитации урока «Русский язык» в 5-м классе: 1-я группа студентов самостоятельно выбирает студента-учителя, а также консультантов (разработчиков презентации к уроку, раздаточного материала по предмету), 2-я группа студентов выступает в роли учеников. Представление учителя классу должно происходить в оригинальной форме в роли экскурсовода, друга художника, журналиста и т. п.
На следующем этапе - игровая ситуация урока русского языка, в котором студенты-учителя представляют фрагменты собственных уроков по обучению связной речи. Каждый урок решает образовательную задачу разными приёмами: анализ картины с помощью опорных вопросов; художественный пересказ по картине обучающимися в групповой форме; работа по заданиям презентации.
После проигрывания фрагмента урока в студенческой группе происходит обсуждение возникших педагогических ситуаций, обмен впечатлениями от уроков, поиск методических решений по организации урока русского языка. Работа над развитием связной речи, процесса говорения ведётся на уроках систематически, но остается актуальной проблемой в обучении русскому языку. Студентам было трудно точно и полно сформулировать вопрос к обучающимся по картине, что вызвало затруднение при ответе на вопрос. Качество пересказа по картине в группах требовало постоянной работы учителя над нормами языка обучающихся. Работа с презентацией на уроке была наиболее плодотворной и успешной, так как задействовала весь класс и была знакома обучающимся.
Итоговым этапом организационно-деятельностной игры стало оформление методических выводов по проведению урока «Обучение связной речи. Говорение» в 5-м
классе совместно с преподавателем - модератором игры. Практическим продуктом занятия стала презентация по обучению связной речи по картине, вопросник по анализу художественной картины, варианты групповых и индивидуальных заданий.
Заключение
В статье представлен теоретический материал по проблеме интерактивных форм обучения в зарубежной и отечественной педагогике, рассматриваются принципы использования интерактивных форм обучения в высшем учебном заведении.
Практическая значимость и перспективы исследования связаны с использованием опытного материала педагогической работы по курсу учебной дисциплины «Методика обучения русскому языку» со студентами педагогических вузов. В вузовский курс дисциплины «Методика обучения русскому языку» нами включены практические занятия в интерактивной форме организационно-деятельностной игры. Студенты выступают в качестве учителей русского языка и вырабатывают самостоятельную технику ведения уроков. В процессе организационно-деятельностной игры происходит моделирование школьного учебного процесса, каждый студент получает возможность исполнить роль учителя, что позволяет получить новый практический опыт для дальнейшей самореализации.
Использованные этапы организационно-деятельностной игры: вхождение в игру, игровая ситуация урока, обсуждение педагогической ситуации урока, групповое подведение итогов организационно-деятельностной игры с педагогом - позволили реализовать теоретические принципы интерактивного обучения, представленные в научной статье. В результате исследования нами были разработаны «Практические задания для организационно-деятельностной игры», которые систематически использовались в вузовском курсе дисциплины «Методика обучения русскому языку».
Ссылки на источники
1. Гулакова М. В. Интерактивные методы обучения в вузе как педагогическая инновация // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - № 11 (ноябрь). - С. 1-5. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13219.htm.
2. Кириллова А. И. Интерактивные методы обучения // Психология, социология и педагогика. - 2016. - № 4. -С. 27-28.
3. Clark L.H., Starr I. S. Cooperative Learning // Educational leadership. - 1990. - № 4. - Vol. 47. - P. 264-277.
4. Arnold J. Towards more humanistic English teaching // ELT Journal. - 1998. - P. 236.
5. Brown H. D. Teaching by Principles. An Interactive Approach to Language Pedagogy. - Phoenix. ELT (Prentice Hall), 1994. - 373 p.
6. Cyrs T. E., Conway E. D. Teaching At a Distance with the Merging Technologies. An Instructional Systems Approach. Center for Educational Development. - New Mexico State University, 1997. - 468 p.
7. Кириллова А. И. Указ. соч.
8. О классификации методов активного обучения / Ю. С. Арутюнов, И. В. Борисова, С. Г. Колесниченко, И. В. Бражников, А. А. Соловьева // Применение активных методов обучения в учебном процессе. - Рига, 1983. -С. 36-39.
9. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения. - М.: Изд. центр «Академия», 2008. - С. 11.
10. Кашлев С. С. Интерактивные методы обучения педагогике: учеб. пособие. - Минск: Высш. шк., 2012. - 317 с.
11. Прилепо А. Ю. Активные и интерактивные методы образования в подготовке преподавателей дошкольной педагогики и психологии // Международный журнал экспериментального образования. - 2009. - № 6. - С. 50.
12. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения. - М.: Просвещение, 2009. - 173 с.
13. Пафифова Б. К. Ситуационно-ролевые игры как одна из форм интерактивных методов обучения в высшей школе // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2015. - Вып. 1. - С. 110-116.
14. Арзамасцева Г. Ю. Педагогические потенциалы ролевой игры в исследованиях отечественных авторов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. -2010. - Т. 16. - С. 227.
15. Амирова Т. Г. Организационно-деятельностные игры в условиях коллективной учебной деятельности как средство формирования межличностного взаимодействия // Вестник Казанского технического университета. - 2010. - № 3. - С. 407.
16. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / под ред. Н. В. Бордовской. - М.: КНОРУС, 2011. - 432 с.
17. Гущин Ю. В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал "Dubna Psychological Journal". - 2002. - № 2. - С. 1-18.
18. Наджарян А. Г., Самсонова Е. К. Использование интерактивных технологий в процессе обучения студентов педагогического высшего учебного заведения // Интернет-журнал «Науковедение». - 2015. - Т. 7. - № 3. -URL: http://naukovedenie.ru/PDF/20PVN315.pdf.
19. Юрловская И. А. Инновационные педагогические технологии как средство повышения качества обучения в современном вузе // Вектор науки ТГУ. Серия: педагогика, психология. - 2013. - № 3(14). - С. 113-115.
20. Мусиенко С. О. Применение интерактивного обучения в преподавании экономических дисциплин // Высшее образование в России. - 2018. - Т. 27. - № 8-9. - С. 73-79.
21. Титова С. В., Талмо Т. Модель интерактивной лекции на базе мобильных технологий // Высшее образование в России. - 2015. - № 2. - С. 126-135.
22. Авдеева Е. А., Дроздова И. А. Активность студента и современные педагогические технологии в образовательном процессе высшей школы // Высшее образование в России. - 2016. - № 1 (197). - С. 155-157.
23. Добрынина Т. Н. Интерактивное обучение в системе высшего образования. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2008. - 183 с.
24. Драчинская И. Ф. Использование ролевых игр в процессе формирования социокультурной компетенции обучающихся // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - 2011. - № 4. - С. 98-101.
25. Гейхман Л. К. Интерактивное обучение общению. Подход и модель. - Пермь: Изд-во Пермского гос. ун-та, 2012. - 260 с.
26. Ларина М. В. Ролевая игра как средство интенсификации обучения групповому общению // Вестник КАСУ. -2005. - № 2. - С. 46-49.
27. Безрукова В. С. Словарь нового педагогического мышления / Свердл. обл. ин-ту совершенствования учителей. - Свердловск, 1993. - С. 106.
28. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Просвещение, 1989. - С. 45.
29. Суворова Н. И. Интерактивное обучение: новые подходы. - М.: Учитель, 2000. - № 1. - С. 25-27.
30. Ступина Н. В. Технологии интерактивного обучения в высшей школе. - Саратов: Изд. центр «Наука», 2009. -С. 106.
31. Машура Е. А., Семчук Н. М. Классификация интерактивных методов обучения биологии // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 1. - Т. II. - С. 73-77.
32. Бибалова С. А. Особенности построения лекционных занятий в процессе психолого-педагогической подготовки студентов технического вуза // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2009. - Вып. 3. - С. 102-105.
33. Багатырова М. Н. Возможности игровых методов в обучении студентов // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 1(56). - С. 187-188.
34. Дворковая М. В., Куренкова Е. А. Образовательная игра как современное направление развития активного обучения // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - Т. 8. - № 1/2. - С. 191-194.
Tatyana A. Nesterova,
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Ishim Teachers Training Institute named after P. P. Ershov, (branch) of Tyumen State University, Ishim [email protected] Angelina A. Nesterova,
Student, Ishim Teachers Training Institute named after P. P. Ershov, (branch) of Tyumen State University, Ishim [email protected]
Organizational and activity games in a modern University course «Methods of teaching the Russian language» Abstract. Interactive forms of education are widely discussed in foreign and domestic scientific literature. Interactive forms of education have become one of the means of activating the educational process in higher school and they are widely used in teachers training institutions. A theoretical review of works devoted to interactive learning has shown the need for their application to improve the quality of education and the formation of students' competences. In this regard, the relevance of the studied problem is associated with the use of interactive learning forms, in particular, organizational and activity games in the university course of the academic discipline «Methods of teaching the Russian language». The research purpose is to study theoretical material on the problem of interactive learning in order to
develop a model of organizational and activity games for pedagogical universities. The system and empirical approaches were used to solve the research problems. The system approach to the study was used during the theoretical consideration of the interactive form (organizational and activity games) in the system of general principles of interactive learning. The empirical approach was used in the study of educational activity through the experimental work. As a result of the study, the authors offer a model of organizational and activity game in the academic course «Methods of Teaching the Russian Language» for the students majoring in the Russian and English languages. The theoretical consideration of the interactive form (organizational and activity games) in the system of general principles of interactive learning allowed them to develop and use a new form of practical training for a student group to form the professional competences of a Russian language teacher. The theoretical significance of the article lies in a review of theoretical material on the problem of interactive forms of education in foreign and domestic pedagogy; the authors examine the principles of using interactive forms of learning in a higher educational institution. The practical significance of the article is associated with the use of experimental material in pedagogical work within the course of the discipline "Methods of teaching the Russian language" for students of pedagogical universities.
Key words: interactive forms of learning, methods of teaching the Russian language, higher education institution, organizational and activity game.
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
Библиографическое описание статьи:
Нестерова Т. А., Нестерова А. А. Организационно-деятельностная игра в современном вузовском курсе «Методика обучения русскому языку» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 04 (апрель). - С. 84-92. - URL: http://e-kon cept. ru/2020/201029.htm.
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11029
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Нестерова Т. А., Нестерова А. А., 2020
www.e-koncept.ru