компьютерная); человек взял книгу но не смог прочитать ни одной строчки (книга была на иностранном языке, или это был ребёнок); дети увидели большого змея, н не испугались (это был воздушный змей) и др.
• Рисование с помощью геометрических фигур.
Детям предлагаются геометрические фигуры или одинаковой формы, или разной, с помощью этих фигур сделать знакомый рисунок или аппликацию.
• Кляксорисование. Из предложенных клякс или их контуров сделать знакомый рисунок.
• Изография (точное воспроизведение знаков, букв, иероглифов).
Данное задание позволяет придумать фантастических животных, цветов и другие рисунки, используя предложенные значки.
• Страна фантазий. Эти задания напрвлены на придумывание математической сказки или необычной задачи.
Существует группа методов, которая применяется для развития творческих способностей личности, но не имеющих прямого отношения к творческому мышлению. Они направлены на снятие более глубоких, личностно-психологических барьеров на пути творчества. Их цель - преодоление внутренних запретов, и в первую очередь запретов на самовыражение чувств, ощущений, взглядов, ценностей личности и т. п. За счет этого происходит раскрепощение и раскрытие индивидуальности, высвобождение творческих возможностей человека.
Выводы:
1. Анализ проведенных нами исследований позволил утверждать, что вопрос развития креативных способностей решен еще не достаточно, хотя исследования в данной области проводились. Ответы не найдены на целый ряд вопросов, без которых об успешном развитии креативности не может идти речь: не определены принципы формирования творческой деятельности учащихся при изучении математического материала, не создана целостная методическая система развития креативных способностей у детей младшего школьного возраста.
2. Развитие креативных способностей детей младшего школьного возраста через решение определенного типа задач, в форме увлекательных игр, обогащает процесс обучения, делает его более содержательным, влияет на развитие испытуемого, как на творческую личность.
3. Развитие креативных способностей у детей младшего школьного возраста на основе системы математических заданий, построенной с учетом методов стимуляции творческого, креативного воображения и ориентированную на развитие креативных способностей у детей младшего школьного возраста при проведении развивающих занятий по математике является эффективным.
Литература:
1. Соколова Ю. Воображение / Ю. Соколова - М: ЭКСМО, 2002, - 48 с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. 3 изд. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
3. Фоменко Е. И. Развитие креативного воображения у будущих учителей начальных классов и младших школьников // Математика и математическое образование: сборник трудов по материалам VIII международной научной конференции «Математика. Образование. Культура» (к 240-летию Карла Фридриха Гаусса), 26-29 апреля 2017 г., Россия, г. Тольятти / под общ. ред. Р.А. Утее-вой. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2017. - с. 211-215
4. Фоменко Е. И. Роль креативных сотрудников в научно - техническом прогрессе // Научно-технический прогресс как фактор развития современного общества: сборник статей Международной научно-практической конференции (26 января 2019 г., г. Таганрог) / в 3 ч. Ч.3-Уфа: OMEGA SCIENCE, 2019. -с. 122-126.
Педагогика
УДК 372.881.111.1
кандидат педагогических наук Фролова Татьяна Петровна
Пермский национальный исследовательский политехнический университет (г. Пермь)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭТИКЕТНЫХ ФОРМУЛ УСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Аннотация. В статье рассматривается целесообразность использования современных педагогических технологий, а именно интерактивных методов обучения при изучении этикетных формул устной коммуникации студентами первого курса политехнического вуза в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык». Целью данной статьи является разработка алгоритма использования приемов технологии интерактивного обучения иностранному языку в процессе изучения формул этикетной коммуникации.
В статье проанализированы положения по данному вопросу, были уточнены основные понятия исследования; разработаны приемы организации работы студентов с использованием технологии интерактивного обучения, приведены методические рекомендации. В статье описан опыт введения в учебный процесс таких интерактивных форм, как ролевая (деловая) игра, пресс-конференция, работа в парах, работа в малых группах в соответствии со структурой и содержанием дисциплины.
Ключевые слова: интеракция, технология, педагогическая технология, технология интерактивного обучения, коммуникативная компетенция.
Anmtation. The article discusses the feasibility of using modern pedagogical technologies, in particular interactive teaching methods in the study of etiquette formulas of oral communication by first-year students of the Polytechnic University while studying foreign languages. The purpose of this article is to develop an algorithm for the use of techniques of interactive foreign language learning technology in the process of studying the formulas of etiquette communication.
The author analyses the basic concepts of the research. The methods of organization of students' work using the technology of interactive learning are developed, methodical recommendations are given in the article. The article describes the experience of introduction into the educational process of such interactive forms as role (business)
game, press conference, work in pairs, and work in small groups in accordance with the structure and content of the discipline.
Keywords: interaction, technology, pedagogical technology, interactive learning technology, communicative competence.
Введение. Обязательным требованием освоения новых образовательных стандартов является разработка технологий интерактивного обучения по всем изучаемым дисциплинам соответствующего направления подготовки. Использование технологий интерактивного обучения позволяет реализовать практико-ориентированную составляющую в русле компетентностного подхода. Основанное на интерактивных методах обучение иностранному языку расширяет диапазон иноязычного профессионального общения за счет содержательного компонента учебного материала по профилю подготовки.
Цель статьи заключается в описании алгоритма использования приемов технологии интерактивного обучения иностранному языку в процессе изучения формул этикетной коммуникации. С учетом цели были определены следующие задачи исследования: 1. Рассмотреть основные понятия исследования: «интеракция», «технология», «педагогическая технология», «технология интерактивного обучения». 2. Разработать приемы организации работы студентов по применению технологии интерактивного обучения. 3. Апробировать на практике эффективность использования технологии интерактивного обучения в политехническом вузе.
Изложение основного материала статьи. Основным требованием, предъявляемым к современному высшему образованию, является формирование квалифицированного, конкурентоспособного специалиста, готового к постоянному профессиональному росту, демонстрирующего умение формировать и развивать навыки самостоятельного получения знаний и трансформировать полученные знания в практические действия. Решение данной задачи возможно путем внедрения в учебный процесс высших учебных заведений современных подходов и технологий обучения, отвечающих требованиям времени.
Термин «технология» определяется как совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов, приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерство [13]. Изначально понятие «педагогическая технология» связывали с использованием технических средств обучения, с 1970-годов под педагогическими технологиями стали понимать основные проблемы дидактики, направленные на совершенствование учебного процесса [11]. Под этим понятием стали рассматривать исследования, целью которых было выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов [19].
Анализируя определения понятия «педагогическая технология» таких исследователей, как В.П. Беспалько, И.П. Волкова, М.В. Кларина, Б.Т. Лихачева, В.М. Монахова, М.Ю. Олешкова и др., можно сделать следующее обобщение: «педагогическая технология» - это совокупность психолого-педагогических установок, приемов, методов обучения, воспитательных средств, используемых для достижения дидактических целей [16-18]. Ученые выделяют такие признаки педагогической технологии, как двусторонний характер взаимодействия педагога и учащегося, целенаправленность, системность и воспроизводимость.
Современные педагогические технологии подразделены на группы, в которых выделяется основа педагогической технологии. В качестве основы могут выступать такие положения, как Гуманизация и демократизация педагогических отношений, Активизация и интенсификация деятельности учащихся, Эффективность организации и управления процессом обучения и др. [10]. К современным педагогическим технологиям относятся интерактивные методы обучения, основой которых является активизация и интенсификация деятельности учащихся.
В целом под технологией интерактивного обучения понимается процесс, основанный на системе правил организации взаимодействия студентов, общающихся между собой и с преподавателем, и обеспечивающий продуктивную устно-речевую деятельность студентов [12]. Интерактивные методы обучения характеризуются высокой степенью включенности обучающихся в учебный процесс. Данные методы обучения отличает постоянное взаимодействие (интеракция) субъектов учебной деятельности (обучающихся и преподавателей) посредством прямых и обратных связей, свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.
Существенный вклад в развитие теории и практики интерактивных методов обучения внесли М.М. Бирштейн, Т.П. Тимофеевский, Р.Ф. Жуков, И.Г. Абрамова, Ю.С. Арутюнов, Б.Н. Герасимов, В.Ф. Комаров, А.Л. Лифшиц, А.П. Панфилова, В.Я. Платов, Ю.М. Порховник, В.И. Рыбальский, А.М. Смолкин, И.М. Сыроежин, А.В. Хуторской и другие учёные [2-3, 6, 9, 14].
Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, практику применения интерактивных методов обучения, интерактивные методы обучения классифицируются на неимитационные и имитационные. В качестве основного классификационного признака в представленной системе интерактивных методов обучения выступает наличие имитируемой деятельности [1, с. 7]. К неимитационным методам относятся: Проблемные лекции и семинары, Тематические дискуссии, «Мозговая атака», МАСТАК-технология, Групповая консультация и др. Имитационные методы в свою очередь подразделяются на неигровые и игровые. К неигровым имитационным методам относятся: Имитационные упражнения, Групповой тренинг, Ситуационные методы, Кейс-технологии, Анализ конкретных ситуации и др. Примерами игровых интерактивных методов обучения могут послужить: Разыгрывание ролей, Деловые игры, Игровое проектирование, Компьютерные деловые игры и др. В основе как игровых, так и неигровых методов лежит модель изучаемого процесса. При использовании игровых методов обучения учащиеся исполняют определенные роли, что позволяет в большей степени приблизить учебный процесс к практической профессиональной деятельности.
Основываясь на признаках интерактивного обучения, Т.Н. Добрынина предлагает разделить формы и методы интерактивного обучения на дискуссионные: интерактивная лекция, диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, дебаты и т.д.; игровые: деловые, ролевые, организационно-деятельностные и др.; тренинговые формы проведения занятий (коммуникативные, личностного роста, профессиональные) [4].
Специфика процесса обучения гуманитарным наукам заключается в том, что она позволяет использовать в образовательном процессе большое разнообразие интерактивных форм обучения, т.к. дисциплины
гуманитарного цикла формируют коммуникативную компетенцию студентов. Освоение дисциплины «Иностранный язык», введенной ФГОС ВПО в учебные планы направления подготовки бакалавров «Строительство» технических вузов, предусматривает применение, кроме классических методик обучения, современных технологий и методов. Содержательный и мотивационный аспекты изучения указанной дисциплины обусловливают введение интеракции в учебный процесс. Для изучения этикетных формул устной коммуникации студентам политехнического вуза были предложены такие интерактивные формы обучения, как работа в парах, ролевая игра, деловая игра, пресс-конференция, что чаще всего представлено работой в малых группах, взаимодействие в которых строится на основе сотрудничества и выполнения определенных ролей.
Для организации интерактивного занятия важно выбирать темы и ситуации общения, которые будут мотивировать участников взаимодействия и будут носить проблемный характер. Эффективным приемом интерактивной работы является ведение диалога в условиях проблемной коммуникативной ситуации с использованием вежливых формул речевого этикета. Ситуации, предлагаемые обучающимся в курсе «Иностранный язык», были смоделированы для изучения таких тем, как «Знакомство», «Биография», «Семья», «Семейные традиции», которые строились на структурных составляющих диалога - это речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, отказа, благодарности и др.
На начальном этапе основная роль при организации подготовительной работы отводится преподавателю, на последующих этапах такие задания выполняются студентами самостоятельно в виде домашнего задания или импровизационно во время аудиторного занятия. Такая форма проведения занятия обычно организуется в парах, но презентация и анализ диалогов проводится с участием всех студентов. Студентам предлагаются элементарные ситуационные задачи для закрепления и отработки основных этикетных формул устной коммуникации, для решения которых им необходимо использовать все известные им речевые клише и знание алгоритма речевых действий в подобной ситуации. Например, студентам предлагаются следующие ситуации для взаимодействия в парах, малых группах: 1) You have borrowed a pen of your friend and broken it. Express your excuses; 2) You are 10 minutes late for the English classes. It is not the first time you have been late. Apologize and promise not to be late in the future; 3) Ask your friend to lend you some money. You are a bit hard up at the moment. But your friend is not able to help you.
Примеры проблемных коммуникативных ситуаций.
Задание 1: Вы глава семьи и координатор работы в группе. Распределите роли и решите следующую проблему: на семейном совете решить, куда поехать летом отдыхать, дети хотят поехать на море, родители -в горы. Выслушайте мнение каждого члена группы и придите к соглашению, употребив этикетные формулы предложения и совета.
Задание 2: Вы - студенты, один из вас потерял свои конспекты. Вы объясняете свою проблему и обращаетесь с просьбой одолжить конспекты у своего собеседника. Используйте этикетные формулы выражения просьбы, согласия или несогласия.
По мнению Л.А. Коростылевой и О.С. Советовой, ролевая игра способствует формированию навыков устной речи, во время ролевой игры происходит моделирование конкретной ситуации, что предоставляет возможность педагогу воспроизвести результаты обучения (знания, умения, навыки), применить их, отработать, учесть индивидуальные особенности обучающихся, задействовать каждого в той или иной роли [7]. В процессе ролевой игры запоминание этикетных формул происходит эффективнее, так как усваиваемые иноязычные средства вступают в непосредственную связь с мышлением. Это объясняется тем, что память человека удерживает ту информацию, которая включается в деятельность, сначала в речевую, потом в практическую. Согласно А.Н. Леонтьеву, наша память часто срабатывает по механизму imprinting 'a', т.е. запечатления «раз и навсегда» [8]. Именно в ролевой игре в результате эмоциональной составляющей происходит быстрое и прочное овладение лексическим материалом.
Ролевая (деловая) игра кроме того, что является имитационной моделью общения, она также является и неким инструментом контроля усвоения знаний и сформированности навыков владения языковым материалом и речевыми моделями поведения. Основными исходными позициями игры, по мнению Г.Н. Подъелец, являются:
1. Игра - это сложное диалектическое явление, охватывающее функции контроля и обучения.
2. Игра ставит игроков в реальные условия, позволяет отработать реакцию на среду путем имитации взаимодействия со средой.
3. Деловая игра направлена на усвоение культуры, решение проблем в режиме диалога или полилога участников.
4. Деловая игра как средство контроля использует весь пройденный учебный материал.
5. Критериями оценки успешности деловой игры являются: качество решения содержательной и коммуникативной задачи; языковая правильность и толерантные варианты нормы, т.е. устранение стереотипных выражений, потерявших силу взаимодействия, придание высказыванию определенности на базе высокой степени аргументации, адаптация к уровню языковой компетентности и уровню интеллекта собеседника и т.д.; навык коммуникативного, интерактивного и перцептивного общения; гармония понимания и взаимодействия и воздействия в процессе речевого общения [15].
Ролевая (деловая) игра, как наиболее широко используемая форма интерактивного взаимодействия, требует особой предварительной подготовки как со стороны преподавателя, так и со стороны обучающихся. Преподаватель заранее знакомит студентов с целью игры, распределяет роли и предлагает примерную программу проведения игры. Приведем пример ролевой игры в рамках изучения темы «Семья. Биография».
Задание: Вы проводите социологический опрос среди студентов своего курса. Цель опроса - первая группа: собрать информацию о семейном положении, вторая группа: о месте рождения и третья группа: о возрасте студентов.
Примерная программа ролевой игры: 1) Поприветствуйте собеседников. Задайте вопросы в соответствии с поставленной задачей, используя этикетные формулы, соответствующие данной ситуации; 2) Представьте результаты опроса; 3) Обменяйтесь мнениями о полученной информации; 4) Подведите итоги работы. Поблагодарите всех за участие в опросе; 5. Попрощайтесь.
Следуя примерной программе, участники ролевой игры усваивают каждый конкретный пункт программы в виде отдельных реплик, поэтому модели речевого поведения должны отрабатываться предварительно на каждом практическом занятии.
Такая интерактивная форма проведения занятия, как пресс-конференция, требует тщательной и продуманной проработки каждого составляющего компонента. Тема пресс-конференции должна быть предложена заранее. Кроме того, что при таком взаимодействии необходимо учитывать особенности речевого этикета, следует еще уделять внимание и психологии поведения собеседника. Правильно заданный вопрос поможет координатору пресс-конференции направить разговор в нужное русло или наоборот, позволит замотивировать собеседника или поставить в неловкое положение и т.п.
На итоговом занятии темы «Семейные традиции» предлагается следующая тема пресс-конференции: «Какие семейные традиции распространены в нашей стране и в вашей семье?». Предварительная работа заключается в составлении подробного плана мероприятия, распределении функционала и ролей, составлении примерного языкового глоссария пресс-конференции, списка возможных вопросов и предполагаемых ответов.
Отдельные приемы технологии интерактивного обучения, описанные в данной работе, применялись на практических занятиях по изучению этикетных формул устной коммуникации студентами Строительного факультета Пермского национально исследовательского политехнического университета в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык (английский)».
По результатам педагогического наблюдения и анкетирования можно сделать следующие выводы:
1) Повысилась мотивация студентов к изучению данного предмета в целом, проявилась познавательная активность и готовность обучающихся преодолевать языковые и речевые трудности путем взаимодействия и сотрудничества. Для исследования уровня мотивации использовалась методика диагностики направленности учебной мотивации по Дубовицкой Т.Д. [5]. Работа по исследованию вопроса повышения мотивации при изучении этикетных формул устной коммуникации с использованием интерактивных технологий проводилась в три этапа: констатирующий (сентябрь 2018 г. - октябрь 2018 г.), основной (октябрь 2018 г. -ноябрь 2018 г.) и контрольный (декабрь 2018 г.). В исследовании приняли участие студенты первого курса в составе 47 человек.
Результатами констатирующего этапа явились выявление проблемы, а именно, низкая мотивация изучения иностранного языка в вузе на первом курсе (высокий уровень мотивации показали только 41% студентов); были подобраны диагностические материалы для определения уровня мотивации, и на основе проведенной диагностики была разработана система подачи учебного материала с использованием интерактивных технологий. Самым продолжительным и сложным был основной этап, в процессе которого была реализована разработанная система упражнений. На заключительном этапе была проведена диагностика уровня мотивации студентов к изучению иностранного языка, выявившая положительную динамику (высокий уровень мотивации выявился у 47% студентов), тем самым подтвердив нашу гипотезу, что использование интерактивных приемов при освоении этикетных формул устной коммуникации способствует повышению мотивации.
2) Прослеживается повышение среднего балла успеваемости: если на начальном этапе обучения на оценку «отлично» успевали 22% обучаемых, на «хорошо» - 35%, то в конце эксперимента оценка «отлично» была у 41% обучаемых, «хорошо» - у 40% студентов.
3) Использование интерактивных приемов на занятиях позволило создать ситуацию успешности для слабых в языковом плане или пассивных студентов.
В течение учебного семестра были опробованы разные виды интерактивной работы, некоторые из них требовали обязательную предварительную подготовку, некоторые проводились без подготовки, импровизационно. Положительные моменты при организации занятий с предварительной подготовкой заключаются в том, что они помогают повысить мотивацию студентов, продемонстрировать потенциал, объективно оценить знания и умение использовать эти знания в речевой практике. Использование импровизационных форм интерактивных методов позволяют наглядно проследить недостатки или достоинства конкретной интерактивной формы, которые можно корректировать и менять по ходу проведения занятия, подбирая речевые и этикетные формы поведения.
Выводы. Таким образом, применение интерактивных технологий в процессе освоения курса «Иностранный язык» способствует эффективному усвоению содержания дисциплины, а именно освоению этикетных формул устной коммуникации на английском языке, становлению активной позиции обучающегося, повышению познавательной активности. Вместе с тем внедрение подобных форм обучения требует детального осмысления, тщательной разработки учебно-методического обеспечения и актуализации содержания изучаемой дисциплины.
Литература:
1. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. - СПб.: СПбГИЭУ, 2010. - 59 с.
2. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. - Рига: АВОТС, 1989. - 304 с.
3. Герасимов Б.Н. Интенсивные образовательные технологии: Методология управления педагогическими инновациями: монография. - Самара: Изд-во НОАНО ВПО СИБиУ, 2009. - 480 с.
4. Добрынина Т.Н. Педагогические условия применения интерактивных форм обучения в педагогическом вузе: дис. ... канд. пед. наук / Т.Н. Добрынина. - Новосибирск, 2003. - 196 с.
5. Дубовицкая Т.Д. Психологическая наука и образование. - 2002. - №2. - С. 42-46.
6. Жуков Р.Ф. / авт. и сост. А.И. Петрик, А.В. Бубнова. - СПб.: СПбГИЭУ, 2002. (Серия «Материалы к биобиблиографии ученых). - 122 с.
7. Коростылева Л.А. Психологические барьеры и готовность к нововведениям: учеб. пособие / Л.А. Коростылева, О.С. Советова. - СПб.: ЦИПКРРиСПО, 1995. - 32 с.
8. Леонтьев А.Н. Некоторые вопросы психологии обучения речи на иностранном языке // Книга: Психолингвистика и обучение русскому языку нерусских/ Под ред. А.А. Леонтьева и Н.Д. Зарубиной. М.: Русский язык, 1977.
9. Методы развития и мотивации творчества студентов и аспирантов вузов: учеб.-метод. пособие / Б.М. Генкин [и др.]; под ред. Б.М. Генкина. - СПб.: СПбГИЭУ, 2010. - 320 с.
10. Новейший психолого-педагогический словарь/сост. Е.С. Рапацевич; под общ. ред. А.П. Астахова. -Мн.: Современная школа, 2010. - 928 с.
11. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
12. Одинокая М.А. Технология интерактивного обучения как средство организации самостоятельной работы студентов технического вуза (на базе дисциплины «Иностранный язык»): дис. ... канд. пед. наук (13.00.08) / М.А. Одинокая - Санкт-Петербург, 2014. - 252 с.
13. Ожегов С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. - М.: ООО «А ТЕМП», 2013. - 880 с.
14. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2009. - 192 с.
15. Подъелец Г.Н. Формирование «языковой личности» с помощью деловой игры. Управление профессионально-ориентированным обучением иностранным языкам в вузе. Межвузовский сборник научных трудов. Пермский политехнический институт, Пермь, 1992, С. 205 - 209.
16. Современные образовательные технологии в вузе: учеб.-метод. пособие / Л.А. Миэринь, Н. Н. Быкова, Е. В. Зарукина. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. - 169 с.
17. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины/М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. - М.: Компания Спутник+, 2006.- 143 с.
18. Шамова Т.И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред Т.И. Шамовой. - М.: Владос, 2002. - 320 с.
19. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО. А.К. Колеченко. 2002. - 368 с.
Педагогика
УДК 377.112
кандидат педагогических наук, доцент Хижная Анна Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Цыплакова Светлана Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);
студент Пасечник Алена Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
СОДЕРЖАНИЕ И МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА КОЛЛЕДЖА
Аннотация. Изменения, происходящие в последние годы в российском обществе, выражающиеся в увеличении требований к качеству образования на всех его ступенях определяет актуальность исследования данной темы. В статье авторами определены условия, в которых педагог профессионального обучения осуществляет методическую и профессиональную деятельности. Также рассмотрены различные подходы к определению методической деятельности педагога, предложена модель организации методической деятельности педагогов колледжа. Данная модель включает в себя три взаимосвязанных блока: целевой, организационно-содержательный и результативный.
Ключевые слова: методическая деятельность, образовательный процесс, среднее профессиональное образование.
Annоtation. The changes taking place in recent years in the Russian society, expressed in increasing the requirements for the quality of education at all its stages determines the relevance of the study of such topics as methodological activities of a College teacher. The article defines the conditions in which the teacher is put SPO, in the framework of methodological and professional activities. Also various approaches to definition of methodical activity of the teacher are considered, the model of the organization of methodical activity of teachers of College built on the "activity principle"is developed. The model of the organization of methodical activity of pedagogical workers of College includes three interconnected blocks: target, organizational and meaningful and effective.
Keywords: methodical activity, educational process, secondary professional education.
Введение. Методическая деятельность педагогов профессионального обучения в настоящее время находится в весьма неоднозначном положении. С одной стороны, в связи с переходом к инновационной цифровой экономике появилась необходимость в обновлении целей и содержания, форм и методов педагогического процесса в системе профессионального образования, что повысило значение методического обеспечения, придав ей черты инновационности. С другой, методическая деятельность продолжает массово восприниматься, как обслуживание и контроль образовательного процесса. Вероятнее всего такая ситуация сложилась в результате отсутствия в учреждениях СПО видения методической деятельности, как системы, ее современных направлений развития и возможностей.
Важно отметить, что в отечественной педагогической науке так и не было выработано однозначное содержание такого понятия, как «методическая деятельность педагога». Осложняет положение некая терминологическая путаница в словосочетаниях «методическая работа» и «методическая деятельность», которые, как пишет С.Л. Логинова, чаще всего, смешиваются, используются как синонимы с целью избежания тавтологии [3, с. 148].
С.Л.Логинова, выполнив анализ данных понятий в историческом аспекте, выявила, что исследователи-педагоги, в частности, С.Ж.Гончарова, Н.В.Соловова и другие, обозначают методическую деятельность как системную взаимосвязь мер, основывающуюся на новаторских педагогических идеях и научном прогрессе, направленном на повышение профессионализма педагогического состава и самого педагога в частности.
Формулировка цели статьи. Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке модели методической деятельности педагога в условиях среднего профессионального образовательного учреждения.