3. Сидельникова, Т.Т. Инновации в обучении социальным и гуманитарным дисциплинам: вопросы теории и практики на примере курса «Политология»: монография // Т.Т. Сидельникова - Казань: Центр инновационных технологий, 2009. - 352 с.
4. Чернилевский, Д.В. Креативная педагогика и психология. Учеб. пос. для ВУЗов / Д.В.Чернилевский, А.В. Морозов. - М:. МГТА, 2001. - 301 с.
5. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А.В. Хуторской. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.
6. Сагитова, Р.Р. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов университета в процессе автономного изучения языка / Р.Р. Сагитова // II Международный форум по педагогическому образованию - Казань: Куранты, 2016. - С. 319-320.
7. Андреев, В.И. Эвристика для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань, 1994. - 247 с.
8. Белова, З.С. Визуальная наглядность в формировании реалистического мышления учащихся: автореф. дис. ...канд. пед. Наук / З.С. Белова - Чебоксары, 1997. - 19 с.
9. Хусаинова, Г.Р. Основные этапы работы по освоению интеллект-карт студентами-будущими инженерами / Г.Р. Хусаинова // Вестник Казанского технологического университета - 2014. - Т. 17, №12. -С. 307-310.
10. Петров, А.В. Дискуссия и принятие решений в группе: технология модерации: учебно-метод. пособие / А.В. Петров. - СПб.: Речь, 2005. - 80 с.
11. Габдреев, Р.В. Психологические резервы инженерной подготовки / Р.В. Габдреев: автореф. дис. д-ра психологических наук - Киев, 1990. - 38 с.
12. Хусаинова, Г.Р. Развитие творческих способностей студентов-будущих менеджеров в процессе иноязычной подготовки»: монография // Г.Р. Хусаинова - Казань: Изд-во КНИТУ, 2016. - 248 с.
13. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. - М.: 1971. -351 с.
14. Концептуальные и методические основы формирования методологической культуры современного инженера / Научн. ред. Л.И. Гурье. - Казань: Казанский государственный университет имени В.И. Ульянова-Ленина, 2006. - 352 с.
15. Сакаева, Л.Р. Педагогические условия для создания отношений сотрудничества среди студентов в высших учебных заведениях США / Л.Р. Сакаева, О.М. Буренкова // II Международный форум по педагогическому образованию - Казань: Куранты, 2016. - С. 321-322.
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологических дисциплин и методик их преподавания Бузинская Яна Михайловна
Евпаторийский институт социальных наук (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» (г. Евпатория)
РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО
ЯЗЫКА
Аннотация. Статья посвящена изучению роли интерактивных технологий в процессе формирования коммуникативной компетенции обучающихся в системе изучения иностранного языка. В работе осветлены методологические основы интерактивных технологий обучения, определены их преимущества в сравнении с реализацией педагогической деятельности с применением традиционных форм и методов обучения. В статье рассмотрены основные методы интерактивных технологий обучения, способствующие формированию компонентов коммуникативной компетенции обучающих на занятиях по иностранному языку.
Ключевые слова: технология обучения, технология образования, коммуникативная компетенция, структура коммуникативной компетенции, интерактивные технологии обучения, методы интерактивного обучения, иностранных язык, иноязычная коммуникативная компетенция.
Annotation. The article is devoted to the study of the role of interactive technologies in the formation of communicative competence of students in the system of learning a foreign language. The paper highlights the methodological foundations of interactive learning technologies, identifies their advantages in comparison with the implementation of educational activities using traditional forms and methods of teaching. The article deals with the main methods of interactive learning technologies that contribute to the formation of the communicative competence of students in the classroom in a foreign language.
Keywords: education technology, education technology, communicative competence, structure of communicative competence, interactive learning technologies, methods of interactive learning, foreign language, foreign language communicative competence.
Введение. На современном этапе развития отечественного социума от представителей подрастающего поколения требуется гибкость, коммуникабельность, способность к быстрой адаптации к различным жизненным ситуациям, критичность мышления, умение преодолевать конфликты, быть готовыми к реализации межличностного и межкультурного общения и сотрудничества.
В новых условиях развития общества значительно меняется статус и роль иностранного языка, что актуализирует потребность поиска более эффективных путей и методов формирования иноязычной коммуникативной компетенции современной молодежи.
Сегодня в отечественной школе применяются различные методы и технологии преподавания иностранного языка: как традиционные, так и инновационные. Однако применение последних требует от педагога знаний относительно сущности и методики использования инновационных технологий, так как эффективность их применения зависит от того, соответствует ли их выбор тем задачам, которые могут успешно решаться с их помощью.
Сегодня система обучения иностранного языка предполагает такие требования к знаниям и компетенциям обучающихся: овладеть иностранным языком, как средством общения; уметь пользоваться им в устной и письменной форме, поддерживать разговор, предложить свою тему, делиться собственными мыслями, обмениваться взглядами. В этой связи в процессе обучения иностранному языку необходимо создавать ситуации, в которых и педагог, и обучающийся станут полноправными субъектами системы образования, что актуализирует применение интерактивных технологий обучения.
Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является изучение роли и оценка эффективности интерактивных технологий обучения в системе формирования коммуникативной компетенции при изучении иностранного языка.
Изложение основного материала статьи. Анализ научных публикаций по педагогике и психологии позволяет прийти к выводу, что в последнее десятилетие одной из актуальных проблем является разработка, внедрение и изучение эффективности интерактивных технологий и методов обучения.
Так, в отечественной психолого-педагогической науке проблемам развития и применения в образовательном процессе интерактивных технологий посвящены труды А.А. Вербицкого, И.А. Зимней,
A.С. Прутченкова, Е.А. Хруцкого, А.В. Шакировой, Г.П. Щедровицкого и других ученых.
По мнению исследователей О.И. Пугач и Т.В. Добудько, интерес ученых и педагогов-практиков к интерактивным технологиям и методам обучения вызван рядом факторов, среди которых:
- демократизация общества и образования;
- гуманизация образования;
- индивидуализация обучения [4].
При анализе сущности интерактивных технологий обучения целесообразно обратиться к изучению самого термина «технология обучения».
Учеными О.И. Пугач и Т.В. Добудько был проведен анализ психолого-педагогической литературы относительно выявления научных подходов к пониманию сущности термина «технология образования», на основе которого авторами было определено, что данное понятие представляет собой процесс, включающий:
- специально организованное целеобразование, которое предусматривает наличие возможности объективного контроля над качеством обучения;
- предварительное проектирование образовательного процесса с последующей возможностью воспроизведения данного проекта в педагогической практике;
- выбор оптимальных методов, форм и средств обучения, продиктованный зависимостью указанных элементов технологии обучения;
- организацию оперативной обратной связи, позволяющей своевременно корректировать процесс обучения [4].
На основе вышеизложенного указанными авторами было сформулировано определение технологии обучения, под которой авторы понимают «упорядоченную совокупность педагогических действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата обучения в изменяющихся условиях образовательного процесса» [4, с. 56].
В рамках данного исследования в качестве основополагающего будем считать вышеприведенное определение термина «технология обучения», проанализировав которую, обратимся к изучению сущности интерактивных образовательных технологий.
Исследователи И.В. Губаренко и Д.В. Городова рассматривают интерактивные технологии обучения как «как способы усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений и взаимодействий педагога и обучаемого как субъектов образовательной деятельности» [2, с. 211]
По мнению указанных ученых, сущность анализируемых в данном исследовании технологий заключается в том, что они «опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, но, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение» [2, с. 211].
Благодаря тому, что согласно концептуальным основам интерактивных образовательных технологий процесс обучения строиться так, что обучающееся учатся общаться, взаимодействовать с окружающими, мыслить критически, решать сложные проблемы путем анализа производственных ситуаций и соответствующей информации, кардинально меняются роли педагога и обучающихся. Педагог из роли информатора становится менеджером процесса образования, а обучающиеся из объекта процесса обучения и воспитания трансформируются в субъект образования, пребывающий в активной познавательной позиции.
Процесс использования интерактивных технологий обучения требует нестандартного подхода к организации процесса образования. Проектирование и проведение занятий с использованием элементов технологий интерактивного обучения отличается рядом преимуществ в сравнении с реализацией учебного процесса путем применения традиционных форм и методов обучения.
Так, реализация обучения по интерактивной схеме имеет такие преимущества:
- дает возможность усвоения знаний в процессе активной деятельности;
- позволяет использовать поддержку других обучающихся с целью ускоренного приобретения необходимых знаний и компетенций;
- обеспечивает возможность отстаивания индивидуальных способов решения поставленных задач;
- позволяет реализовывать активное вмешательство в дидактический процесс.
Указанные особенности и преимущества интерактивных технологий обучения соответствуют составляющим концепции современной (инновационной парадигмы образования), а именно концепциям:
- системно-деятельностного подхода;
- компетентностного подхода;
- средового подхода;
- непрерывного образования;
- контекстного обучения и т.д.
Учитывая вышесказанное, заключим, что в системе преподавания английского языка при формировании компонентов коммуникативной компетенции эффективным является применение интерактивных технологий обучения.
Проблемы формирования и развития коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку являются предметом научных исследований М.Н. Вятютнева, И.А. Зимней, Е.И. Пассова, И. Л. Бим,
B. В. Сафоновой и других отечественных ученых.
По определению И.А. Зимней, коммуникативная компетенция - это «овладение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность; ориентацию в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету» [3, с. 13].
В рамках данного исследования, вслед за И.Л. Бим, под термином «коммуникативная компетенция» будем понимать «способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка [1, с. 11].
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции предусматривает знание ее структурных компонентов. Однако анализ теоретических источников позволяет говорить о существовании нескольких научных подходах к определению структуры анализируемой в данном исследовании компетенции.
H.П. Таюрская на основе изучения трудов, посвященных разработке проблемы определения структурных компонентов коммуникативной компетенции, сформулировала варианты (отечественный и общеевропейский) структуры указанной компетенции.
Общеевропейский вариант структуры коммуникативной компетенции включает следующие компоненты:
- лингвистическая компетенция;
- социолингвистическая компетенция;
- социокультурная компетенция;
- дискурсивная компетенция;
- стратегическая компетенция;
- социальная компетенция.
Отечественный (российский) вариант структуры анализируемой в данном исследовании компетенции составляют следующие компоненты:
- языковая компетенция;
- речевая компетенция;
- социокультурная компетенция;
- компенсаторная компетенция;
- учебно-познавательная компетенция [5].
Рассмотрев основные подходы к определению структурных компонентов коммуникативной компетенции, обратимся к изучению особенностей применения интерактивных технологий обучения для ее формирования.
В процессе формирования коммуникативной компетенции при преподавании иностранного языка необходимо использовать методы, стимулирующие обучающихся к творческой, продуктивной работе, вызывающие стремление к активным действиям, общения и выражения собственных мыслей на иностранном языке. В этой связи, по нашему мнению, эффективными методами интерактивных технологий обучения являются творческие виды деятельности, позволяющие создавать ситуации речевого взаимодействия, способствующие совершенствованию коммуникативного опыта обучающихся (парная и групповая работа, ролевые тематические игры, работа над проектами, «микрофон», продолжение незаконченных предложений, «мозговой штурм», анализ проблемы, «мозаика», дискуссия, ток-шоу, решение учебных речевых ситуаций, стимулирующих реализацию монологического, диалогического и полилогического общения).
Предложенные методы и формы работы технологий интерактивного обучения можно использовать на различных уроках по их целевому назначению (изучение нового материала, закрепление знаний, контроль и т.д.).
В процессе обучения письменной речи интерактивные формы работы для формирования коммуникативной компетенции обучающихся применяют с целью формировать и развивать умения обсуждения, анализа, взаимопроверки и оценки работы в парах. При реализации обучения письменной речи с применением интерактивных технологий обучения необходим учет ряда принципов:
- активности;
- развития личности;
- интегративной взаимосвязи развития письменной речи с другими видами речевой деятельности: аудированием, чтением и устной речью.
Применение технологий интерактивного обучения при формировании навыков письменной речи реализуется с целью совершенствования умений чтения. При чтении написанной творческой работы вслух в аудитории и дальнейшем ее обсуждении совершенствуются умения обучающихся воспринимать, осмысливать и понимать собеседников.
При использовании интерактивных технологий на различных этапах занятий по иностранному языку следует не перегружать их методами интерактивного обучения. Также важно сочетать их с другими методами работы.
Выводы. Применение технологий интерактивного обучения максимально способствует достижению одной из основных целей обучения иностранному языку - развитие умений выражать мысли на иностранном языке как в устной, так и письменной форме, благодаря чему осуществляется формирование основных компонентов коммуникативной компетенции.
По нашему мнению, использование при обучении иностранному языку предложенных интерактивных технологий будет способствовать эффективному повторению изученной лексики, пополнению словарного запаса, правильной артикуляции, развитию внимания, памяти, мышления, формированию умений работать самостоятельно, в парах, группах и тому подобное, что подтверждает эффективность применения интерактивных технологий при формировании коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку.
Литература:
I. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 2. - С. 11-15.
2. Губаренко И.В., Городова Д.В. Интерактивные технологии обучения в формировании профессиональной компетентности специалиста нового времени // Наука. Искусство. Культура. - 2013. - №. - С. 209.-214.
3. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследоват. центр проблем качества подгот. специалистов, 2004. - 40 с.
4. Пугач О.И., Добудько Т.В. Интерактивные технологии обучения: вопросы внедрения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012. - № 2. - С. 56-59.
5. Таюрская Н.П. Иноязычная коммуникативная компетенция: зарубежный и российский опыт // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. - 2015. - № 1. - С. 83-87
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Булуева Шумисат Исмаиловна
Чеченский государственный университет (г. Грозный);
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и технологий профессионального образования Магомедова Папанеш Курбановна
Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала)
ПРАКТИКА В ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ
СПЕЦИАЛИСТОВ
Аннотация. В статье изучена роль педагогической и учебно-исследовательской практик в основной образовательной программе подготовки будущих специалистов. Выявлено, что практическая подготовка будущих специалистов является важной стороной учебного процесса и может рассматриваться как одна из самостоятельных образовательных технологий, обеспечивающих высокое качество подготовки бакалавров.
Ключевые слова: практика, основная образовательная программа, будущий специалист, педагогическая практика, учебно-исследовательская практика.
Annotation. The article studies the role of pedagogical and educational research practices in the basic educational program of training of future specialists. It is revealed that the practical training of future specialists is an important aspect of the educational process and can be considered as one of the independent educational technologies providing high quality of training of bachelors.
Keywords: practice, basic educational program, future specialist, pedagogical practice, educational research practice.
Введение. Выявление эффективных путей практического овладения студентами опытом профессиональной педагогической деятельности в педагогическом университете, составление целостной концепции профессиональной практической подготовки, а также нахождение путей ее практической реализации являются одним из ряда актуальных направлений исследований педагогической науки, существенной проблемой модернизации педагогического образования в условиях системных изменений, которые происходят сегодня в высшем образовании.
Формулировка цели статьи. Целью научного исследования является изучение различных видов практик и ее роли в подготовке будущих специалистов.
Изложение основного материала статьи. В программы подготовки бакалавра, как правило, по направлениям педагогического образования, включаются два вида практики:
1. Учебно-исследовательская практика в ОП подготовки бакалавров, которая проводится на базе того или другого научно-исследовательского или образовательного учреждения, в котором преподаются профильные дисциплины направления. Студентам в ходе данной практики предоставляется возможность накопления экспериментальных данных по заранее составленной программе исследования, которая связана с определенной областью изучения процесса овладения обучающимися содержанием профильных дисциплин направления. Студент по итогам практики представляет отчет, в котором зафиксированы полученные экспериментальные данные, а также результаты их обработки.
2. Педагогическая практика в ОП подготовки бакалавров, проводимая на базе общеобразовательной школы. Студентам в прохождении этой практики предоставляется возможность целенаправленной подготовки и проведения системы занятий по одной из профильных дисциплин направления в школе, а также возможность осуществления плана организационно-воспитательной работы с обучающимися. Кроме того, студент должен принять участие во внеклассной работе с учащимися, которая построена на основе профильного предметного содержания. По итогам практики студентом представляется отчет с анализом всех видов его деятельности.
При разработке и реализации образовательной программы целесообразно определить единую стратегию построения различных видов практики. Необходимость такой стратегии обусловлена тем, что: практики выражают практическую составляющую общеобразовательной программы, во взаимосвязи с теоретической подготовкой; выделение двух групп видов практик (педагогической и исследовательской) на различных ступенях подготовки бакалавра по направлению определяет установку взаимосвязей между данными группами, а также связей между практиками внутри каждой из этих групп; различные виды практик выступают фундаментальной частью программы подготовки по направлениям и определяется как целостная система, осуществляемая на двух уровнях - в бакалавриате и в магистратуре [1- 4; 7; 8].
Установление единой стратегии при организации различных видов практик не исключает необходимости, что каждая из них должна быть законченным компонентом образовательного процесса, иметь свои вполне конкретизированные цели и задачи, а также ожидаемые результаты.
Взаимообусловленный характер практикам придает и направление современного педагогического образования на реализацию компетентностного подхода.
В педагогическом образовании концепция компетентностного подхода ориентирует на: необходимость применения различных технологий подготовки практики, которые выдвигаются параллельно и в качестве компонентов содержания педагогического образования, и в качестве средств, практической подготовки бакалавров; необходимость структурирования содержания практической подготовки, учитывая при этом основные стороны развития образования, в соответствии с актуальными задачами и традиционными