Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / СТУДЕНТЫ / УРОК / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дульмухаметова Гульнара Фаридовна, Валеева Роза Закариевна

В статье рассматривается проблема реализации педагогами и представителями образовательной сферы технологии сотрудничества, которая может оказать влияние на личное отношение студента к изучаемому предмету. Авторами представлены результаты исследования по использованию технологии в педагогическом процессе при обучении английскому языку на практических занятиях. Технология отличается возможностью раскрыть потенциал студентов, сподвигнуть их к активной мозговой деятельности и работе в группе. Данный вид обучения развивает мышление, самостоятельность и решительность. Применение обучения в сотрудничестве способно повысить уровень образования. Технология помогает создать условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого студента в группе. Каждому из студентов предоставляется возможность осмыслить новый языковой материал, получить достаточную языковую практику для формирования необходимых навыков и умений. Следовательно, приводит к принципиально новым результатам в успехах студентов. Важной целью на практических занятиях по английскому языку является обучение общению. На сегодняшний день этому уделяется большое внимание и значение. Именно поэтому обучение в сотрудничестве становится одним из эффективных и популярных технологий. Авторами делается вывод о создании необходимых условий педагогами, которые оказывают влияние на учебную деятельность. Соответствующая форма работы становится более интересной и увлекательной. Все это приводит к стимулированию мотивации студентов по лучшему выполнению практических заданий . Обучение в сотрудничестве способствует продуктивному усвоению предоставляемой информации по английскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дульмухаметова Гульнара Фаридовна, Валеева Роза Закариевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF LEARNING IN COOPERATION AT ENGLISH LESSONS

The article discusses the problem of implementation of collaboration technology by teachers and representatives of educational sphere. It can have an impact on student’s personal attitude to the studied subject. Authors present the results of positive impact in using the technology in pedagogical process while teaching English. Technology is distinguished by the ability to unlock the potential of students, encourage them to active brain activity and work in a group. This type of training develops thinking, independence and determination. The use of collaborative learning can improve the level of education. Technology helps to create conditions for the activation of cognitive and speech activity of each student in the group. Each of the students is given the opportunity to comprehend new language material, get sufficient language practice to form the necessary skills and abilities. Consequently, it leads to fundamentally new results in the success of students. An important goal in practical classes in English is to teach communication. Today, this is given great attention and importance. That is why collaborative learning is becoming one of effective and popular technologies. The authors conclude that the necessary conditions are created by teachers that have an impact on educational activities. The corresponding form of work becomes more interesting and exciting. All this leads to the stimulation of students' motivation for the best performance of practical tasks. Learning in cooperation contributes to the productive assimilation of the information provided in the English language.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

13. Скрипкина, Т.П. Методологические подходы и основные направления изучения доверия в отечественной психологии / Т.П. Скрипкина // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сборник материалов юбилейной конференции. - Москва: Издательство МГУ, 2015. - С. 310-312.

14. Шаброва, Н.В. Проблема измерения доверия в сфере высшего образования / Н.В. Шаброва // Социология образования. - 2018. - № 4. - С. 79-91.

15. Шаброва, Н.В. Студенты и преподаватели: в поисках оснований доверия / Н.В. Шабарова // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов: сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса. - Москва: ФНИСЦ РАН, 2020. - С. 5252-5260.

16. Шуклина, Е.А. Доверие как институциональная проблема высшего образования / Е.А. Шуклина, М.В. Певная // Университетское управление: практика и анализ. - 2017. - № 5. - С. 120-131.

17. Lee, V.E. Schools Within Schools: Possibilities and Pitfalls of High School Reform / V.E. Lee, D.D. Ready D.D. - New York: Teachers College Press, 2007. - 211 p.

18. Meier, D. In schools we trust: Creating communities of learning in an era of testing and standardization / D. Meier. -Boston: Beacon Press, 2002. - 212 p.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Дульмухаметова Гульнара Фаридовна

Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП) (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Валеева Роза Закариевна

Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП) (г. Казань)

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье рассматривается проблема реализации педагогами и представителями образовательной сферы технологии сотрудничества, которая может оказать влияние на личное отношение студента к изучаемому предмету. Авторами представлены результаты исследования по использованию технологии в педагогическом процессе при обучении английскому языку на практических занятиях. Технология отличается возможностью раскрыть потенциал студентов, сподвигнуть их к активной мозговой деятельности и работе в группе. Данный вид обучения развивает мышление, самостоятельность и решительность. Применение обучения в сотрудничестве способно повысить уровень образования. Технология помогает создать условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого студента в группе. Каждому из студентов предоставляется возможность осмыслить новый языковой материал, получить достаточную языковую практику для формирования необходимых навыков и умений.

Следовательно, приводит к принципиально новым результатам в успехах студентов. Важной целью на практических занятиях по английскому языку является обучение общению. На сегодняшний день этому уделяется большое внимание и значение. Именно поэтому обучение в сотрудничестве становится одним из эффективных и популярных технологий. Авторами делается вывод о создании необходимых условий педагогами, которые оказывают влияние на учебную деятельность. Соответствующая форма работы становится более интересной и увлекательной. Все это приводит к стимулированию мотивации студентов по лучшему выполнению практических заданий. Обучение в сотрудничестве способствует продуктивному усвоению предоставляемой информации по английскому языку.

Ключевые слова: педагогическая технология, обучение в сотрудничестве, учебная деятельность, английский язык, студенты, урок, педагогический процесс, условия.

Annоtation. The article discusses the problem of implementation of collaboration technology by teachers and representatives of educational sphere. It can have an impact on student's personal attitude to the studied subject. Authors present the results of positive impact in using the technology in pedagogical process while teaching English. Technology is distinguished by the ability to unlock the potential of students, encourage them to active brain activity and work in a group. This type of training develops thinking, independence and determination. The use of collaborative learning can improve the level of education. Technology helps to create conditions for the activation of cognitive and speech activity of each student in the group. Each of the students is given the opportunity to comprehend new language material, get sufficient language practice to form the necessary skills and abilities. Consequently, it leads to fundamentally new results in the success of students. An important goal in practical classes in English is to teach communication. Today, this is given great attention and importance. That is why collaborative learning is becoming one of effective and popular technologies. The authors conclude that the necessary conditions are created by teachers that have an impact on educational activities. The corresponding form of work becomes more interesting and exciting. All this leads to the stimulation of students' motivation for the best performance of practical tasks. Learning in cooperation contributes to the productive assimilation of the information provided in the English language.

Key words: pedagogical technology, collaborative learning, learning activity, English, students, lesson, pedagogical process, conditions.

Введение. Преобразования в стране, с социально-экономической точки зрения, ориентир на личностное и профессиональное развитие специалиста выдвигают новые требования к профессиональной подготовке выпускников современной высшей школы. На сегодняшний день важным встает вопрос о внедрении и использовании инновационных технологий в системе образования. Большую роль играет умение сотрудничать и обоюдно решать изначально поставленные задачи. Одним из важных целей на практических занятиях по английскому языку является обучение общению, которому уделяется большое внимание и значение. Именно поэтому обучение в сотрудничестве становится одним из эффективных и популярных технологий. Цель нашего исследования - определить эффективность использования технологии обучения в сотрудничестве на уроках английского языка, выработать алгоритм работы с вышеназванной технологией, а также разработать методические рекомендации по работе с данной технологией.

Изложение основного материала статьи. Теоретические основы обучения в сотрудничестве стали упоминать в работах в 70-х - 80-х годах прошлого века. Тогда над положениями теории работали несколько групп, состоящих из представителей Америки. К таковым относятся объединения из университетов Д. Хопкинса и Миннесота, группы Дж. Аронсона и Ш. Шаран из университета Тель-Авива. С того времени рвение к применению обучения в сотрудничестве не было оставлено, ими до сих пор занимаются целые объединения ученых из совершенно разных стран [7, С. 19].

Рядом успешных теоретиков и практиков в вопросах иноязычной коммуникации были предприняты попытки изучить тему о технологии сотрудничества как можно глубже. Среди них отметим - М.З. Биболетова, И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова,

И.А. Зимняя, М.К. Кабардов, В.Н. Карташова, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов, С. Савиньон, В.В. Сафонова, E.H. Соловова, и прочие. Главная идея технологии - это создать, прежде всего, необходимые условия для активной совместной учебной деятельности обучающихся в разных учебных ситуациях [5, С. 5].

Любой современный человек стремится к тому, чтобы овладеть хотя бы одним иностранным языком. Такая необходимость проявляется во многих сферах жизни. Например, человеку полезно знать английский язык во время путешествий, прохождения интервью (собеседования), при просмотре зарубежных фильмов, при общении с носителем языка, при участии в конференциях, вебинарах, методических семинарах, форумах и т.д. Во многих ситуациях английский язык сильно помогает, даже при выборе специалиста в штат многие работодатели отталкиваются от его знаний в области иностранных языков (чем выше уровень владения языком, тем лучше). В связи с этим все больше людей хотят овладеть языковыми навыками, изучают основы на курсах, специализированных сайтах и посредством других платформ (Например, MSTeams, ZOOM, Skype).

В целях преодоления трудностей, связанные с изучением языка (в частности правильном восприятии иноязычной речи) нами был проведен эксперимент в Казанском инновационном университете, где практические занятия проводились с самим носителем языка, благодаря чему студенты начинали с легкостью преодолевать коммуникативные барьеры в речи, составлять спонтанные диалоги, высказывать свою точку зрения, предлагать пути решения обсуждаемых вопросов, с легкостью принимать участие в дебатах, дискуссиях. В университете начал функционировать разговорный клуб английского языка - English Speaking Club (ESC), который проходит под руководством преподавателя из США, стипендиата Фулбрайт, выпускницы Университета Джорджтауна (Вашингтон) каждую неделю/каждые 2 недели. ESC - это общение с носителем языка, совершенствование своего разговорного английского языка. Благодаря участию в ESC студенты преодолевают все свои страхи и барьеры перед иностранной речью.

Следовательно, на основании данных эксперимента, мы подчеркиваем, что успех в английском языке достигается не благодаря изучению научных положений, а приобретению навыков именно в разговорном компоненте. В процессе речевой деятельности важную роль играют слухомоторные связи. Именно поэтому в педагогике известен факт того, что нужно развивать именно слухомоторные связи посредством устных упражнений, чем сами студенты и занимаются на практических занятиях как с носителем языка, так и с преподавателями кафедры иностранных языков и перевода.

Цель обучения основным составляющим иностранного языка в учебных заведениях состоит в усвоении теоретической и практической базы использования языка. Здесь важно подчеркнуть, что в рамках такого рода взаимодействия нужно делать упор на складывании у студента целой системы. Чтобы образование было ориентированным на каждого индивида, необходимо в своей деятельности применять различные методики и системы. Несомненно студентам предоставляется возможность проявить свои языковые возможности на практических занятиях при выполнении различного рода заданий. Данный процесс обучения осуществляется именно в интерактивной форме, что приводит к положительным результатам в усвоении языка. Нужно учитывать и то, что у каждого студента - свои особенности, которые необходимо принимать во внимание педагогу. Один студент наиболее способный к языкам, а другому нужно чуть больше времени на усвоение, поэтому следует учитывать индивидуальный подход к каждому обучающемуся в педагогике. Результативность предпринятых действий в рамках обучения английскому языку находится в прямой зависимости от технологии сотрудничества, которая используется преподавателем по отношению к студентам [3, С. 29].

Нужно понимать, что абсолютно любая выбранная педагогами и представителями образовательной сферы технология будет влиять на личное отношение студента к предмету. Поэтому стоит подходить к данному вопросу с особой осмотрительностью, чтобы не совершить ошибок, которые приведут к тяжелоусвояемости материала [1, С. 320].

Уже достаточно давно отмечается, что лучший путь - это дружелюбное сотрудничество, основанное не на обязательности изучения и принуждении, а на изучении языка как инвестиции в недалекое будущее.

Обращаясь к пониманию сути дисциплины «Практический курс иностранного языка», мы отмечаем, что она направлена на комфортное усвоение студентами теоретических и практических основ языка, которые необходимы для построения коммуникации с представителями зарубежных государств.

Следует отметить, что основная идея обучения в сотрудничестве предполагает комплексное обучение языку членов всей группы, а не обособленное выполнение только определенного упражнения. Цель такого рода обучения состоит в получении знаний и умений в сфере языкознания, а также в построении учебной деятельности в коммуникации с другими участниками, что будет способствовать социализации студента [2, С. 19].

Рассмотрим несколько отличительных черт обучения в сотрудничестве от других групповых форм обучения, которые были выделены инзвестными исследователями Р. Джонсон и Д. Джонсон:

• Тесная зависимость одного члена группы от другого;

• Высокий уровень ответственности человека за свои результаты и показатели других членов коллектива;

• Единое взаимодействие в рамках учебной, творческой и любой другой деятельности;

• Хорошая приспособленность человека к работе в социуме;

• Наличие общей оценки работы всей группы, которая включает в себя показатели коммуникации членов объединения друг с другом и успеваемость в рамках учебной деятельности [10, С. 286].

У обучения в сотрудничестве есть свои принципы, на которых строится вся теория. Они отражены в нескольких пунктах:

1. Состав каждой группы определяется преподавателем на основе данных о совместимости обучающихся на психологическом уровне. Причем обязательно в объединении должны быть более сильные, слабые и средние по способностям обучающиеся. Также не стоит делить группы по гендерному признаку. Если члены объединения на протяжении внушительного срока взаимодействуют успешно, то группы оставляют в том же составе, какой и был выбран изначально.

2. Группе дают определенное задание, к которому нужно подходить с распределением функций между всеми участниками.

3. Оценка работы осуществляется по результатам всей команды, а не отдельно взятого обучающегося.

4. Преподаватель лично выбирает того члена команды, который должен ответить за результат всей группы. Иногда таким студентом предстает самый слабый по знаниям и другим критериям обучающийся. Если у него получается успешно выполнить поставленные задачи, то значит цель задания может считаться достигнутой и студент справился с подготовленным материалом [6, С. 135].

При рассмотрении сущности обучения в сотрудничестве на практических занятиях по английскому языку, целесообразно изначально изучить психологические особенности обучающихся, знать на что именно следует обратить особое внимание.

В том возрасте, когда студент на первом курсе, а это примерно 17-18 лет, для него характерна определенная зрелость в умственном, нравственном и социально-общественном плане: усиливаются сознательные мотивы поведения, определяются

высокие показатели развития интеллектуальных функций, наблюдается улучшение внимания в целом за счет разной степени роста отдельных его свойств. Особенно повышается роль избирательности внимания и его концентрации, объясняется также влиянием приобретенных знаний и жизненного опыта.

Период обучения в высших учебных заведениях - это важный период социализации человека. Социализация - это процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения социального опыта, в ходе которого человек преобразует его в собственные ценности, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны, которые приняты в определенной группе и обществе.

Студенческий возраст характеризуется также стремлением самостоятельно и активно выбирать определенный жизненный стиль и идеал, соответствующий условиям социализации, согласно которым индивид должен играть активную роль. Таким образом, обучение в высших учебных заведениях является мощным фактором социализации личности студента и этот процесс происходит в течение самой жизнедеятельности студентов и преподавателей.

Отметим, что при проведении опроса преподавателей университета, большая часть из них, практикующих обучение в сотрудничестве, отмечают, что их подопечные стали коммуницировать и общаться не только в рамках учебной деятельности, но и за пределами вуза [7, С. 125].

Если педагог создает условия, которые делают учебную деятельность интересной и увлекательной, то и результат студентов, соответственно, становится на порядок лучше. Все это стимулирует мотивацию обучающихся к лучшему выполнению заданий, а также складывает положительное впечатление о предмете. Если успехи студента будут поощрены, то ему захочется повторить успех, а значит осваивать новое еще большими темпами и результативнее [10]. На факультете лингвистики и межкультурной коммуникации Казанского инновационного университета проводятся мастер-классы, публичные лекции, научно-методические семинары, научные и научно-практические конференции, посвященные проблемам лингвистики, межкультурной коммуникации, методики преподавания и другим аспектам изучения иностранных языков. А также на факультете проводятся различные мероприятия «День переводчика», «День учителя», «^¿jFest», научный кружок «Мастерская переводчика», «ДрамаФест», функционирует литературный клуб «Читальня», ESC - English Speaking Club. Здесь студенты принимают активное участие и за каждые свои успехи награждаются вручением дипломов, благодарственных писем, получением дополнительных баллов в бально-рейтинговой системе по изучаемым дисциплинам в университете, при этом учитывается вклад каждого студента.

Преподаватели и студенты факультета выступают в качестве переводчиков, экскурсоводов и экспертов на различных международных мероприятиях спортивного, культурного и делового характера, в том числе по стандарту World Skills, задействованы в проектах, конкурсах и фестивалях «Гостеприимная Казань», «Шелковый путь», занимают призовые места на профильных национальных и международных соревнованиях.

Выводы. Обучение в сотрудничестве может привести к продуктивному усвоению предоставляемой вузом материала (информации) по иностранному языку. Такая технология отличается возможностью раскрыть потенциал студентов, сподвигнуть их к активной мозговой деятельности и работе в группе. Кроме того, данный вид обучения развивает мышление, самостоятельность и решительность. Применение обучения в сотрудничестве способно повысить уровень образования, который может привести к принципиально новым результатам в успехах студентов. Авторы выражают признательность Казанскому инновационному университету имени В.Г. Тимирясову (ИЭУП) за оказанную помощь при проведении данного исследования, за предоставленные условия и возможности.

Литература:

1. Бим - Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим- Бад. - М.: Большая рос. энцикл.,

2002. - 528 с.

2. Бим, И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 2. - С. 18-20

3. Дульмухаметова, Г.Ф. Обучение студентов иностранному языку с использованием компетентностного подхода / Г.Ф. Дульмухаметова // Многоуровневая языковая подготовка в условиях поликультурного общества. Материалы VII международной научно-практической конференции. Составитель Е.Е. Новгородова, науч. редакторы А.В. Фахрутдинова [и др.]. - 2020. - С. 28-31.

4. Куракина, А.О. Педагогические условия формирования эмоционально-ценностного отношения школьников к учебной деятельности / А.О. Куракина // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 11-6. - С. 1366-1370

5. Полат, Е.С. Обучение в сотрудничестве. - М.: Иностранные языки в школе, 2000. - №1. - С. 3-10.

6. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. - М., ACADEMA, 2001. - 272 с. - ISBN 5-7695-0811-6.

7. Сафонова, В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях / В.В. Сафонова // О чем спорят в языковой педагогике. - М.: Еврошкола, 2004. - 236 с.

8. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. - М.: Народное образование, 2005 г. - 556 с.

9. Электронная библиотека: библиотека диссертаций: сайт / Российская государственная библиотека. - Москва: РГБ,

2003. - URL: http://diss.rsl.ru/?lang=ru (дата обращения: 20.05.2022). - Режим доступа: для зарегистрир. читателей РГБ. -Текст: электронный.

10. Dulmukhametova, G., Fakhrutdinova, A., Shakirzyanova, R. & Turhanova, R. (2017) Organization of student's solitary work during learning foreign languages, revista QUID (28), 286-291.

Педагогика

УДК 376.1

магистр Евдокимова Дарья Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В данной статье изложен аналитический аспект уровня сформированности социальной компетенции у старших дошкольников с задержкой психического развития, нарушением опорно-двигательного аппарата и нормативным развитием. Автором рассмотрены результаты обследования доминирующих форм общения дошкольников со взрослыми, уровня восприятия образа сверстника и эмпатии, умения вести диалог с другими детьми и особенности сотрудничества у данных нозологических групп. Опираясь на полученные показатели, проведен сравнительный анализ уровня

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.