Научная статья на тему 'Способы повышения мотивации студентов к изучению английского языка'

Способы повышения мотивации студентов к изучению английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3991
481
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА / FOREIGN LANGUAGE TRAINING / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL FOREIGN-LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE / СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА / CONTENT OF EDUCATIONAL MATERIAL / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ORGANIZATION OF TRAINING ACTIVITY / МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / MEANS AND METHODS OF TRAINING / WAYS OF INCREASING MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минеева Ольга Александровна, Оладышкина Анастасия Алексеевна, Клопова Юлия Викторовна

Статья посвящена рассмотрению основных способов и путей, позволяющих повысить мотивацию студентов неязыковых специальностей к изучению английского языка. Проблемы мотивации в учении возникают по каждому предмету. Педагоги высшей школы задаются вопросом, как же повысить мотивацию студентов к обучению. Особо остро стоит проблема мотивации к изучению иностранных языков. Рассматривая мотивацию как сторону субъективного мира учащегося, формируемую его собственными побуждениями и потребностями, необходимо понимать, что педагог лишь опосредованно может повлиять на нее, создавая предпосылки и условия, на основе которых возникает личная заинтересованность в работе. Среди основных способов, способных увеличить заинтересованность студентов к иностранному языку и тем самым повысить их мотивацию к изучению данного предмета, мы выделяем содержательный компонент обучения, а именно содержательную ценность учебного материала, и такие способы организации учебной деятельности, которые бы вызвали высокую мотивацию и обеспечили активность на занятии. Среди основных форм, методов и средств, отвечающих данным требованиям, мы рассматриваем активные методы обучения, коллективные формы работы на занятии, а также широкое использование компьютерных и информационных технологий, в том числе электронного сетевого обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минеева Ольга Александровна, Оладышкина Анастасия Алексеевна, Клопова Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAYS OF INCREASING STUDENTS’ MOTIVATION IN LEARNING THE ENGLISH LANGUAGE

The article is devoted to the main means and ways which let increase students’ motivation in learning the English language. The problem of motivation in the teaching exists in each subject. Teachers of higher education ask themselves a question how to increase students' motivation to learning. The problem of motivation in learning foreign languages is especially relevant. Considering motivation as a side of the subjective world of a student, formed by his own motives, wants and needs, it is necessary to understand that the teacher can only indirectly influence it, creating prerequisites and conditions on the basis of which a personal interest in the work will appear. Among the main ways which can increase students' interest in a foreign language and thereby increase their motivation in learning this subject, we highlight the content of teaching and ways of learning activity that would cause high motivation and ensure activity in a class. Among the basic training techniques, methods and equipment that meet these requirements, we highlight active teaching methods, group work in the classroom, as well as extensive use of computer and information technologies including e-learning.

Текст научной работы на тему «Способы повышения мотивации студентов к изучению английского языка»

педагогические науки

Минеева Ольга Александровна, Оладышкина Анастасия Алексеевна, Клопова Юлия Викторовна СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ ...

УДК 37.02

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ

АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

©2018

Минеева Ольга Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иноязычной профессиональной коммуникации Оладышкина Анастасия Алексеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иноязычной профессиональной коммуникации Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, улица Челюскинцев, 9, e-mail: [email protected]) Клопова Юлия Викторовна, преподаватель английского языка Нижегородский медицинский колледж (603003, Россия, Нижний Новгород, улица П. Мочалова, 9, e-mail: [email protected])

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению основных способов и путей, позволяющих повысить мотивацию студентов неязыковых специальностей к изучению английского языка. Проблемы мотивации в учении возникают по каждому предмету. Педагоги высшей школы задаются вопросом, как же повысить мотивацию студентов к обучению. Особо остро стоит проблема мотивации к изучению иностранных языков. Рассматривая мотивацию как сторону субъективного мира учащегося, формируемую его собственными побуждениями и потребностями, необходимо понимать, что педагог лишь опосредованно может повлиять на нее, создавая предпосылки и условия, на основе которых возникает личная заинтересованность в работе. Среди основных способов, способных увеличить заинтересованность студентов к иностранному языку и тем самым повысить их мотивацию к изучению данного предмета, мы выделяем содержательный компонент обучения, а именно содержательную ценность учебного материала, и такие способы организации учебной деятельности, которые бы вызвали высокую мотивацию и обеспечили активность на занятии. Среди основных форм, методов и средств, отвечающих данным требованиям, мы рассматриваем активные методы обучения, коллективные формы работы на занятии, а также широкое использование компьютерных и информационных технологий, в том числе электронного сетевого обучения.

Ключевые слова: высшее образование, иностранный язык, иноязычная подготовка, профессионально-иноязычная коммуникативная компетентность, мотивация, способы повышения мотивации, содержание учебного материала, организация учебной деятельности, методы и средства обучения.

THE WAYS OF INCREASING STUDENTS' MOTIVATION IN LEARNING THE ENGLISH LANGUAGE

©2018

Mineeva Olga Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department «Foreign language professional communication» Oladyshkina Anastasia Alekseevna, candidate of philological sciences, associate professor of the department «Foreign language professional communication» Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Cheluskintsev St., 9, e-mail: [email protected]) Klopova Yulia Victorovna, teacher of English Nizhny Novgorod Medical College

(603003, Russia, Nizhny Novgorod, P. Mochalov St., 9, e-mail: [email protected])

Abstract. The article is devoted to the main means and ways which let increase students' motivation in learning the English language. The problem of motivation in the teaching exists in each subject. Teachers of higher education ask themselves a question how to increase students' motivation to learning. The problem of motivation in learning foreign languages is especially relevant. Considering motivation as a side of the subjective world of a student, formed by his own motives, wants and needs, it is necessary to understand that the teacher can only indirectly influence it, creating prerequisites and conditions on the basis of which a personal interest in the work will appear. Among the main ways which can increase students' interest in a foreign language and thereby increase their motivation in learning this subject, we highlight the content of teaching and ways of learning activity that would cause high motivation and ensure activity in a class. Among the basic training techniques, methods and equipment that meet these requirements, we highlight active teaching methods, group work in the classroom, as well as extensive use of computer and information technologies including e-learning.

Keywords: higher education, foreign language, foreign language training, professional foreign-language communicative competence, motivation, ways of increasing motivation, content of educational material, organization of training activity, means and methods of training.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Вопросы, связанные с поиском эффективных способов и путей повышения мотивации студентов неязыковых специальностей к изучению иностранного языка, являются весьма актуальными и до конца не решенными (Г.В. Артамонова [1], Е.Е. Белова [2] и др. [3-4]). С одной стороны, студенты осознают, что специалист любого профиля, свободно владеющий как минимум одним иностранным языком, имеет больше шансов при поиске работы и построении успешной карьеры, в том числе и за рубежом, с другой стороны, начальный уровень владения иностранным языком при поступлении в вуз у большинства студентов является достаточно низким. Кроме того, очень часто учащиеся не проявляют особого интереса к данному учебному предмету. Таким образом, формирование положительной мотивации необходимо рассматривать как специальную задачу при обучении

иностранному языку в вузе.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Прежде чем перейти к рассмотрению возможных способов, позволяющих повысить мотивацию студентов неязыковых специальностей к изучению английского языка, считаем необходимым рассмотреть сущность понятия «мотивация» в контексте нашего исследования. Многочисленные работы отечественных и зарубежных ученых (Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейн, З. Фрейд и др.) посвящены изучению сущности, природы и структуры мотивации.

В современной психологии мотивация рассматривается как сложный «запускной механизм» жизнедеятельности человека, будь то труд, поведение, познание и общение. Психологи определяют мотивацию «и как

Mineeva Olga Aleksandrovna, Oladyshkina Anastasia Alekseevna, Klopova Yulia Victorovna THE WAYS OF INCREASING STUDENTS' MOTIVATION IN LEARNING ...

pedagogical sciences

один конкретный мотив, и как единую систему мотивов, и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии» [6, с. 130]. Л.И. Божович трактует мотив как то, «ради чего осуществляется деятельность. В качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность» [7, с. 53].

Г.В. Рогова утверждает, что «расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация - сторона субъективного мира учащегося, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на неё, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе» [8, с. 6].

Также ученый подчеркивает, что педагог должен учитывать «все типы и подтипы мотивации», поэтому остановимся на краткой характеристике видов мотивации изучения иностранного языка. В широком понимании выделяют два типа мотивации: внешнюю и внутреннюю [9, с. 116]. В свою очередь внешняя мотивация существует в двух разновидностях как широкая социальная мотивация и как узколичная. Применительно к иностранному языку широкая социальная мотивация проявляется в стремлении учащихся овладеть иностранным языком, ценностями культуры с перспективой использования его в различных ситуациях межличностного и межкультурного взаимодействия и идентификации себя с определенной группой носителей языка. Узколичная мотивация определяет отношение к овладению иностранным языком как способу самоутверждения, достижения успехов и саморазвития.

Среди разновидностей внутренней мотивации выделяют коммуникативную, инструментальную и линг-вопознавательную мотивации. Коммуникативная мотивация рассматривается как основная в составе внутренней мотивации, т.к. овладение коммуникативной компетенцией - это первейшая потребность учащихся. Лингвопознавательная мотивация заключается в положительном отношении учащихся к самому языку, его строению и свойствам. Инструментальная мотивация предполагает положительное отношение и готовность студентов к выполнению различных упражнений и заданий, стремление к освоению новых форм и видов работы, дальнейшего совершенствования ранее освоенных приемов овладения иностранным языком, готовность включиться в самостоятельную учебную деятельность.

В широком смысле мотивацию можно трактовать как источник активности человека, как систему побудительных сил любой деятельности и поведения. Мотивация рассматривается как система факторов, влияющих на поведение человека (сюда входят потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает активность личности на определённом уровне [5, с. 519].

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью данной статьи является определение основных способов и путей, позволяющих повысить мотивацию студентов неязыковых специальностей к изучению английского языка. Для реализации поставленной цели мы считаем необходимым рассмотреть, какой должна быть организация системы обучения английскому языку, способствующая вызову, сохранению и повышению мотивации студентов неязыковых специальностей в высшей школе.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Среди основных факторов, способных увеличить

заинтересованность студентов к иностранному языку и тем самым повысить уровень их активности на учебных занятиях и в процессе самостоятельной деятельности, мы выделяем содержательный компонент обучения и способы организации учебной деятельности.

В результате проведенных научно-педагогических исследований С.Е. Цветкова и И.А. Малинина, основываясь на труды М.В. Даричевой, Э.П. Комаровой, З.И. Конновой, И.В. Петривней, Н.Л. Уваровой, и др., подчеркивают, что «одним из мощных факторов, усиливающих мотивацию студентов к изучению иностранного языка, является будущая профессия» [10, с. 187]. А.И. Яцикевичус доказал, что «интересный и личност-но значимый текст сам по себе, т.е. без дополнительной тренировки, способствует запоминанию примерно четверти содержащегося в нем языкового иноязычного материала, так как он вызывает большую встречную активность учащихся» [11, с. 10-11]. Анкетирование, проведенное авторами статьи среди студентов 1-2 курса, изучающих дисциплины «Иностранный язык», «Деловой иностранный язык», «Практика перевода иностранных источников» и «Иностранный язык по специальности», показало, что студентам больше интересна тематика, связанная с их будущей профессиональной деятельностью. Студенты считают, что знание английского языка им будет необходимо для чтения специальной и научной литературы, для общения с иностранными специалистами, для расширения профессиональных контактов.

Таким образом, одним из ведущих путей повышения мотивации является содержательная ценность языкового материала, его адекватность жизненным интересам студентов. Исходя из этого, отбор и систематизацию содержания учебного материала по английскому языку необходимо осуществлять в соответствии со следующими принципами:

- коммуникативной направленности: овладение языковым материалом направлено на решение речевых задач, на удовлетворение коммуникативных потребностей учащихся;

- личностной и профессиональной направленности: будущих специалистов интересует информационный аспект, включающий в себя всё, что связано с их будущей профессией и теми областями науки, которые они изучают, поэтому на занятиях по английскому языку учебный материал должен быть личностно значимым для студентов;

- междисциплинарной содержательной согласованности: в этом случае факты и события, усвоенные на предметах профессионального цикла, предстают перед учащимися с другой стороны, в новой языковой оболочке [12, с. 107];

- аутентичности и открытости: данный принцип предполагает использование в процессе обучения информации, взятой из оригинальных источников, в том числе ресурсов сети Интернет, средств массовой информации и телекоммуникации.

Мы убедились, что учебный материал, являющийся информативным и личностно-значимым для учащихся, позволяющий им расширить знания в рамках будущей профессии и обрести умения и навыки межличностного и профессионального иноязычного общения, способствует возрастанию мотивации к изучению английского языка.

Следующим этапом на пути повышения уровня мотивации является организация учебной деятельности, т.к. содержание учебного материала усваивается в процессе учебной деятельности студентов. В связи с этим, вопрос о выборе эффективных форм, методов и средств обучения иностранному языку является весьма важным.

В контексте рассматриваемого нами вопроса процесс обучения английскому языку должен соответствовать следующим требованиям: ориентация на личность студента, учет его индивидуальных особенностей и создание субъект-субъектных отношений в процессе обуче-

126

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 1(22)

педагогические науки

Минеева Ольга Александровна, Оладышкина Анастасия Алексеевна, Клопова Юлия Викторовна СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ ...

ния; содействие его личностному и профессиональному развитию; обеспечение условий для активной работы каждого учащегося и вовлечения студентов в совместную деятельность; коммуникативная направленность.

Рассмотрим наиболее эффективные, на наш взгляд, формы, методы и средства, способствующие вызову и сохранению мотивации к изучению английского языка.

В соответствии с требованиями современной дидактики педагогический процесс необходимо строить на принципах личностно-ориентированного подхода [13, с. 35-36], который предполагает установление субъект-субъектных отношений. Субъект-субъектные диалоговые отношения признают учащегося в качестве субъекта, соучастника педагогического процесса и предполагают максимально полную реализацию своего потенциала каждым из учащихся при взаимодействии с преподавателем, направляющим этот процесс в наиболее благоприятное русло. К примеру, учитель должен ставить учащихся в известность о задачах занятия, и в первую очередь должны быть названы задачи, связанные с овладением речевыми видами деятельности. Понимание и осознание студентами, почему и для чего им необходимо изучать тот или иной материал - это отправной момент для возникновения мотивации и успешного осуществления задачи. Кроме того, важно, чтоб задача была ясна и импонировала студентам, открывала перед ними ясную речевую перспективу.

В этой связи каждое учебное занятие необходимо выстраивать таким образом, чтоб оно имело четкую коммуникативную направленность и на нем имело место решение определенной речевой задачи. Даже при изучении нового языкового материала студенты должны четко понимать, каким образом и в каких ситуациях они смогут применять данный материал в процессе общения на английском языке.

Следующий организационный момент, способствующий повышению мотивации студентов, это использование коллективных форм работы на занятии по английскому языку. В этой связи О.М. Рябцева справедливо отмечает, что использование групповых форм обучения «втягивает в процесс деятельности даже немотивированных, так как, попав в группу студентов, которые коллективно выполняют определенное задание, обучающийся не может отказаться выполнять свою часть работы, иначе подвергнется критике своих товарищей» [14, с. 128]. Различные формы коллективной работы позволяют дифференцировать учебную деятельность, обеспечивая условия для вовлечения студентов в совместную деятельность с учетом индивидуальных особенностей и предпочтений учащихся, что способствует интенсификации учебной работы, придает ей эмоциональную привлекательность и также играет роль в становлении соответствующей мотивации. Каждый студент может выполнять посильную часть общего задания, что также будет играть важную роль в развитии положительной мотивации.

Наиболее популярными среди коллективных форм работы, которые носят коммуникативный и деятель-ностный характер, являются активные методы обучения. К активным методам обучения иностранному языку в вузе принято относить дискуссионные, игровые и эвристические методы. Активные методы обучения - это «методы, которые побуждают учащихся к активности мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом» [15, с. 94]. Эти методы имеют многоцелевую направленность: они способствуют совершенствованию языковой подготовки и личностно-профессиональному развитию студентов, обеспечивают деятельностный характер усвоения знаний, умений, дают возможность для активного межличностного взаимодействия. Активные методы обучения призваны активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию учения. Наиболее популярными и

широко применяемыми в процессе обучения иностранному языку являются метод проектов [16-20], ролевые и деловые игры, в том числе технология «учебная фирма» [21, с. 167-168], дискуссии, тренинги, устные и письменные презентации, кейс-задания.

Но педагог должен понимать, что общение на иностранном языке не начнется само по себе, что недостаточно просто разбить учащихся на пары или группы. Необходимо создать мотивы для этого общения, предложив увлекательное задание, создать учебно-проблемную (конфликтную) ситуацию, которая явится стимулом для общения в малой группе. Кроме этого, общее дело объединит студентов, мобилизует взаимопомощь и взаимоконтроль как в содержательном, так и в языковом плане.

Неотъемлемой частью процесса обучения являются средства обучения. В наш век информационных и компьютерных технологий именно средства ИКТ, мультимедийные технологии, интернет технологии, электронные образовательные ресурсы имеют ряд преимуществ перед традиционными средствами обучения и обладают наибольшим мотивирующим эффектов в процессе обучения иностранному языку [22-27]. Они обеспечивают большую степень интерактивности обучения, создают необходимые условия для организации продуктивной аудиторной и самостоятельной работы учащихся, а также гибкость и мобильность обучения; позволяют учитывать индивидуальные особенности студентов, создавая благоприятную психологическую обучающую и воспитывающую среду. Активное внедрение новых информационных технологий и электронного сетевого обучения (e-learning) на технологических платформах - системах управления обучением (learning management system, LMS) в процесс обучения за счет использования интерактивных заданий, компьютерных и мультимедийных технологий, несомненно, помогает повысить мотивацию и усовершенствовать процесс формирования иноязычных умений и навыков студентов [28, с. 135].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В заключении стоит отметить, что проблема повышения мотивации студентов неязыковых специальностей к изучению английского языка не нова, обращение к ней привлекает психологов, методистов и практикующих педагогов. Мы смеем надеяться, что описанные в данной статье способы и пути, направленные на применение разнообразных методов обучения, подбор материала соответствующего уровня сложности, обращение к знаниям, опыту и интересам студентов, создание доброжелательной атмосферы на занятиях, действительно позволят повысить мотивацию поддержать интерес студентов неязыковых специальностей к изучению английского языка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Артамонова Г.В. Чтение как важнейшее звено при изучении иностранных языков // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 4. С. 7-12.

2. Белова Е.Е. Языковое образование: достижения и проблемы // Вестник Мининского университета. 2013. № 2. С. 25.

3. Болохонцева Н.М. К вопросу о повышении мотивации на занятиях по иностранному языку // Наука и практика. 2014. №3 (60). С. 184-187.

4. Минеева О.А., Еремеева О.В. Психолого-педагогические условия повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка // Вестник Мининского университета. 2016. № 3 (16). С. 3.

5. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2001. 592 с.

6. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник по педагогической психологии. М.: Логос, 2004. 384 с.

7. Божович Л.И. Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 212 с.

8. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным

Mineeva Olga Aleksandrovna, Oladyshkina Anastasia Alekseevna, Klopova Yulia Victorovna pedagogical

THE WAYS OF INCREASING STUDENTS' MOTIVATION IN LEARNING ... sciences

языкам в средней школе: теоретико-практическое методическое пособие. / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. М.: «Просвещение», 1991. 287 с.

9. Сергеева Н.Н., Угрюмова С.В. Классификация мотивов к изучению иностранного языка // Педагогическое образование в России. 2012. №3. С. 114-119.

10. Цветкова С.Е., Малинина И.А. Систематизация содержания иноязычной подготовки будущих инженеров в области самолёто- и вертолётостроения // Инженерное образование. 2017. № 21. С. 186-193.

11. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: теоретико-практическое методическое пособие. / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. М.: Просвещение, 1991. 287 с.

12. Сивухин А.А. Роль интегративного подхода в обучении иностранному языку для специальных целей будущих бакалавров в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 106-109.

13. Перетятько Г.И. Теоретические аспекты личност-но-ориентированного обучения // Евразийский союз ученых. 2014. № 8-4. С. 35-37.

14. Рябцева О.М. Пути повышения мотивации в изучении иностранного языка // Известия ЮФУ. Технические науки. 2012. № 10 (135). С. 125-129.

15. Педагогический энциклопедический словарь. / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Больш. рос. энциклопедия, 2002. 528 с.: илл.

16. Белова Е.Е. Метод проектов как средство интенсификации обучения иностранному языку // Основные вопросы педагогики, психологии, лингвистики и методики преподавания в образовательных учреждениях: сборник статей II Международной научно-практической конференции 06 мая 2014 г./сост. Р.Р. Бикешева, О.В. Чувашова. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет». 2014. С. 21-24.

17. Оладышкина А.А., Минеева О.А. Проектно-ориентированный метод обучения иностранному языку (на примере веб-квестов) // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования). 2017. № 4 (42). С. 131134.

18. Хохленкова Л.А.. Современные информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку будущих специалистов в высших учебных заведениях сервиса // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 202-205.

19. Ясаревская О.Н. Проектная деятельность - один из способов развития коммуникативной компетенции студентов (на примере иностранного языка) // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 170-173.

20. Абаева Ф.Б. Практико-ориентированный подход при обучении иностранному языку магистрантов - будущих педагогов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 58-61.

21. Минеева О.А., Борщевская Ю.М., Клопова Ю.В. Использование технологии «учебная фирма» при обучении иностранному языку для специальных целей в неязыковом вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-3. С. 166-173.

22. Вольникова Е.А., Горбачева Ю.М. Возможности использования новейших интернет-ресурсов в образовательном процессе вуза (на примере изучения иностранных языков) // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2017. № 5,06 (39,40). С. 159-163.

23. Смирнова Е.В. Аспекты личностно-ориентирован-ного обучения при использовании средств ИКТ в образовательном процессе по иностранному языку // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 33-37.

24. Даричева М.В. Опыт применения информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе // Вестник Ми-128

нинского университета. 2013. № 1 (1). С. 14.

25. Тимирясова Л.Б. Использование интерактивных мультимедийных проектов в обучении иностранным языкам // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 109-111.

26. Куликова И.В. Интерактивные методы при обучении студентов технического вуза иностранному языку // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 112-116.

27. Смирнова Е.В. Использование инструментов электронного обучения в преподавании иностранного языка // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 33-37.

28. Минеева О.А., Даричева М.В. Использование системы Moodle в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2015. №4 (23). С. 132-136.

Статья поступила в редакцию 06.02.2018

Статья принята к публикации 28.03.2018

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 1(22)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.