Научная статья на тему 'Организация самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка'

Организация самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ПРОЦЕСС ИЗУЧЕНИЯ / НАУЧНЫЙ КРУЖОК / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOLITARY WORK / LEARNING FOREIGN LANGUAGES / PROCESS OF STUDYING / SCIENTIFIC CIRCLE / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дульмухаметова Гульнара Фаридовна, Сиразиева Зарина Наилевна

В статье описывается роль выполнения студентами самостоятельной работы при изучении иностранного языка под непосредственным или опосредованным руководством преподавателя. Высшая школа должна отводить достаточное количество времени на организацию самостоятельной деятельности студентов и выработку навыков самостоятельной работы. Авторы рассматривают различные виды деятельности, выполняемые студентами при подготовке к практическим занятиям. Самостоятельная работа студентов направлена на формирование коммуникативной компетенции, позволяющей будущему специалисту вести деловое и повседневное общение на иностранном языке. В статье подробно раскрываются аспекты работы студентов в научном кружке. На заседаниях кружка обсуждаются основные тенденции развития современного английского языка, его значение в условиях международной коммуникации, роль иностранного языка в жизни студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF STUDENTS´ SOLITARY ACTIVITY IN THE PROCESS OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

The article describes the role of performance of students’ solitary work during learning foreign language under the guidance of the teacher. The higher school has to take enough time for the organization of students’ solitary work and development of skills of this work. Authors investigate the different types of activity which are carried out by students during preparation for practical training. Solitary work is directed to formation of the communicative competence allowing future expert organizes business and daily communication in a foreign language. The article reveals in detail aspects of students work in a scientific circle. The main tendencies of development of modern English, its value in the conditions of the international communication, a role of a foreign language in life of students are discussed at meetings of a circle.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка»

УДК 378.14.014.13

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Г.Ф. Дульмухаметова, З.Н. Сиразиева

Аннотация. В статье описывается роль выполнения студентами самостоятельной работы при изучении иностранного языка под непосредственным или опосредованным руководством преподавателя. Высшая школа должна отводить достаточное количество времени на организацию самостоятельной деятельности студентов и выработку навыков самостоятельной работы. Авторы рассматривают различные виды деятельности, выполняемые студентами при подготовке к практическим занятиям. Самостоятельная работа студентов направлена на формирование коммуникативной компетенции, позволяющей будущему специалисту вести деловое и повседневное общение на иностранном языке. В статье подробно раскрываются аспекты работы студентов в научном кружке. На заседаниях кружка обсуждаются основные тенденции развития современного английского языка, его значение в условиях международной коммуникации, роль иностранного языка в жизни студентов.

Ключевые слова: самостоятельная работа, изучение иностранного языка, процесс изучения, научный кружок, профессиональная деятельность.

THE ORGANIZATION OF STUDENTS' SOLITARY ACTIVITY

IN THE PROCESS OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

G. Dulmuhametova, Z. Sirazieva

Abstract. The article describes the role of performance of students' solitary work during learning foreign language under the guidance of the teacher. The higher school has to take enough time for the organization of students' solitary work and development of skills of this work. Authors investigate the different types of activity which are carried out by students during preparation for practical training. Solitary work is directed to formation of the communicative competence allowing future expert organizes business and daily communication in a foreign language. The article reveals in detail aspects of students work in a scientific circle. The main tendencies of development of modern English, its value in the conditions of the international communication, a role of a foreign language in life of students are discussed at meetings of a circle.

Keywords: solitary work, learning foreign languages, process of studying, scientific circle, professional activity.

Как показывает практика преподавания дисциплин «Иностранный язык», «Иностранный язык для профессионального общения», в процессе самостоятельной работы студент, становясь активным субъектом учебного процесса, приобретает компетенции, связанные с его будущей специальностью: навыки

самоорганизации, самоконтроля, самоуправления, саморефлексии. Самостоятельная работа предполагает, прежде всего, реализацию основных задач, направленных на развитие деятельности обучаемых, а также выработку самостоятельности, самовыражения в реализации профессиональных задач. Самостоятельная работа подразумевает под собой способ учебной деятельности, при котором студентам предлагаются упражнения различного типа и руководства для их выполнения без непосредственного участия преподавателя, но под его контролем [2, с.113]. Выполнение заданий требует от студентов умственного напряжения. Следует отметить, что самостоятельная работа может быть как индивидуальной, так и групповой. Виды самостоятельной работы определяются,

исходя из уровня подготовленности самих студентов (Beginner, Elementary, Pre-Intermediate, Intermediate), их знаний и умений. Задача преподавателя заключается в развитии у студентов интереса к накоплению необходимых знаний. Отметим следующие виды работ, которые студент может выполнять в ходе самостоятельной работы под контролем преподавателя: 1) осваивать содержание заданной темы, которое выносится на самостоятельную работу, в соответствии с компетенциями, отраженными в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) по дисциплинам «Иностранный язык», «Иностранный язык для профессионального общения»; 2) планировать данный вид деятельности в соответствии с графиком самостоятельной работы; 3) осуществлять самостоятельную работу в организационных формах, которые,

предусмотрены учебным планом и рабочей программой преподавателя; 4) отчитываться по результатам выполненной работы в соответствии с графиком представления результатов [4, с.22].

Следует отметить, что сверх предложенного преподавателем (при обосновании и согласовании с ним) минимума обязательного содержания, определяемого (ФГОС ВО) по данной дисциплине, студент может: самостоятельно определять уровень проработки содержания представленного материала; предлагать интересные идеи в области иностранного языка; в рамках общего графика выполнения самостоятельной работы предлагать обоснованный индивидуальный график выполнения и отчетности по ее результатам; предлагать свои варианты самостоятельной работы; использовать для самостоятельной работы учебные и учебно-методические пособия, методические указания к выполнению СРС, терминологические словари и т.д. [1, с.46]; использовать самоконтроль результатов самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студента заключается в его участии в работе научного кружка, который функционирует на кафедре гуманитарных дисциплин и иностранных языков Казанского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Данный научный кружок носит название «Иноязычная профессионализация студентов», где обсуждаются разные темы совместно со студентами и преподавателями кафедры. В основную тематику научного кружка включаются следующие вопросы для обсуждения: международный культурный обмен и развитие языков в разные эпохи становления России; профессиональное общение на английском языке; лингвокультурологические особенности стран изучаемого языка; язык и культура в России, Англии и США; знание иностранного языка - залог профессионального успеха; социально-экономические проблемы города (на английском и русском языках); защита докладов студентами по следующим темам: «Мой взгляд на изучение иностранных языков: преимущества и недостатки», «Компьютер в обучении иностранному языку», «Специфика изучения английского языка в сфере таможенного дела», «Экономика Татарстана: перспективы

развития». Работа в научном кружке осуществляется преподавателями поэтапно. Студентам предоставляется время на самостоятельную работу при поиске литературы и подготовке к ответам по заданным заранее темам. На основе деятельности студенческого кружка организован English speaking club, целью которого является совершенствование разговорных навыков студентов по английскому языку, повышение уровня профессионального английского языка и обогащение лексики экономической и таможенной терминологией. Данный вид деятельности заинтересовывает студентов возможностью выступать с иноязычной речью в аудитории, общаться с преподавателями кафедры, а также с носителями языка, что в целом активизирует работу студентов. В работе кружка преподаватели используют компетентностный подход, успешность которого отражается в том, насколько студенты неязыкового вуза (например, направления «Менеджмент», «Экономика», специальность «Таможенное дело») оказываются готовыми в будущем выдержать конкуренцию на свободном рынке труда и занять достойное место не только в своем обществе, но и в международном внешнеэкономическом

сообществе [3, с.63]. Следует отметить также и положительные стороны данного вида работы. Эта работа проявляется в ряде обстоятельств, а именно: студенты участвуют в процессе добывания новых знаний, умений и навыков; приобретаемые знания становятся прочными и целенаправленными; студенты видят практические результаты своей деятельности. Данный вид работы оказывает влияние на их дальнейшую деятельность путем приобретения начальных навыков в самостоятельной работе при изучении языков [5, с.35].

На итоговом заседании кружка нами был проведен анонимный анкетный опрос студентов, посещавших кружок в течение учебного года. Было опрошено 50 человек. Данная таблица показывает результаты опроса.

Таблица 1.Результаты опроса студентов

Вопросы Количество студентов

да нет

1. Возникают ли у вас трудности при выполнении самостоятельной работы, если материал полностью сопровождается информацией? 10 40

2. Играет ли знание иностранного языка важную роль в становлении конкурентоспособного специалиста 43 7

3. Иностранный язык нужен не столько для возможного общения с иностранцами, сколько для будущей профессиональной деятельности и для общего развития 45 5

Таким образом, исходя из вышеуказанной таблицы, мы можем сделать выводы о том, что 80% студентов видят выполнение самостоятельной работы при изучении определенного языка без затруднений в том случае, если она была сопровождена информацией преподавателя. При этом отметим, что знание правил не только письменного, но и устного компонентов самостоятельной работы значительно упрощает ее выполнение и увеличивает

интерес к изучаемому языку. 90% студентов, получающие высшее образование, из числа опрошенных, считают, что знание иностранного языка играет неотъемлемую роль в становлении конкурентоспособного специалиста. Студенты отметили, что иностранный язык нужен не столько для возможного общения с иностранцами, сколько для будущей профессиональной деятельности и для общего развития.

Литература:

1. Арынбаева Р.А., Кизбаева Ж.К., Бимурзина А.А. Самостоятельная работа студентов как средство развития самостоятельности студентов / Р.А. Арынбаева, Ж.К. Кизбаева, А.А. Бимурзина // Наука и мир. - 2016. - № 6(34). - С. 46-48.

2. Дульмухаметова Г.Ф. Организация самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку / Г.Ф. Дульмухаметова // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 6-1(113). - С. 112-115.

3. Дульмухаметова Г.Ф., Сиразиева З.Н. Специфика компетентностного подхода в обучении английскому языку в неязыковом вузе / Г.Ф. Дульмухаметова, З.Н. Сиразиева // Научное обозрение: гуманитарные исследования. - 2016. -№ 12. - С. 61-66.

4. Качалов Н.А., Шатилов С.Ф. Организация самостоятельной работы студентов - важный фактор интенсификации учебного процесса в языковом педагогическом вузе / Н.А. Качалов, С.Ф. Шатилов // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты: научный журнал. -Москва - Челябинск: Изд-во «АНО «СоДействие», 2010. - С. 20-46.

5. Положай Е.А. Роль самостоятельной работы в формировании учебно-познавательных мотивов учащихся (на примере иностранного языка) / Е.А. Положай. - Нижнетагильский государственный педагогический институт. Кафедра английского и французского языков. -Нижний Тагил, 2003. - С. 30-50.

Сведения об авторах.

Дульмухаметова Гульнара Фаридовна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и иностранных языков, ККИ РУК, e-mail. dulmuhametova.gulnara@yandex.ru

Сиразиева Зарина Наилевна (г. Казань, Россия), кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и иностранных языков, ККИ РУК, e-mail. nygnoe@mail.ru

Data about the authors.

G. Dulmuhametova (Kazan, Russia), PhD (Pedagogics), Associate Professor, Department of Humanities and Foreign Languages, Kazan Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation, e-mail. dulmuhametova.gulnara@yandex.ru

Z. Sirazieva (Kazan, Russia) PhD (Philology), Associate Professor, Department of Humanities and Foreign Languages, Kazan Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation, e-mail. nygnoe@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.