Научная статья на тему 'Самостоятельная работа студентов отделения связи с общественностью на практических занятиях по иностранному языку'

Самостоятельная работа студентов отделения связи с общественностью на практических занятиях по иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дульмухаметова Г.Ф., Ибрагимова А.Н.

Данная статья рассматривает важность и необходимость использования самостоятельной работы студентов в процессе обучения иностранному языку как одного из факторов профессионально ориентированного обучения, индивидуализации процесса обучения, создания мотивации к обучению. Рассматриваются виды самостоятельной работы для профессиональной деятельности специалиста в области связей с общественностью в соответствии с ФГОС. Выделены некоторые практические формы организации самостоятельной работы будущих специалистов в области связей с общественностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа студентов отделения связи с общественностью на практических занятиях по иностранному языку»

Казанский вестник молодых ученых Профессионально-ориентировное обучение иностранным языкам

УДК 372.881.111.1

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ОТДЕЛЕНИЯ СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Г.Ф. Дульмухаметова, А.Н. Ибрагимова

Аннотация. Данная статья рассматривает важность и необходимость использования самостоятельной работы студентов в процессе обучения иностранному языку как одного из факторов профессионально — ориентированного обучения, индивидуализации процесса обучения, создания мотивации к обучению. Рассматриваются виды самостоятельной работы для профессиональной деятельности специалиста в области связей с общественностью в соответствии с ФГОС. Выделены некоторые практические формы организации самостоятельной работы будущих специалистов в области связей с общественностью.

Ключевые слова: обучение, студент, самостоятельная работа, иностранный язык, развитие умений и навыков, практические занятия

Как показывает практика преподавания дисциплины «Иностранный язык», в процессе самостоятельной работы студент отделения связи с общественностью, становясь активным субъектом учебного процесса, приобретает компетенции, связанные с его будущей специальностью: навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления, саморефлексии. Самостоятельная работа предполагает, прежде всего, реализацию основных задач, направленных на развитие профессиональной деятельности обучаемых, а также выработку самостоятельности, самовыражения в реализации профессиональных задач. Самостоятельная работа подразумевает под собой способ учебной деятельности, при котором студентам предлагаются упражнения различного типа и руководства для их выполнения без непосредственного участия преподавателя, но под его контролем [4, с. 113].

Высокое качество обучения может быть достигнуто тогда, когда студенты стремятся сами расширить свои познания в различных областях. Сегодня специалист должен быть не только высококвалифицированным в профессиональной сфере, но и готов решать профессиональные задачи в условиях иноязычной коммуникации. Требования, предъявляемые работодателями в настоящее время к выпускникам вузов, имеют прямое отношение к их способности критически и аналитически мыслить, быстро адаптироваться в изменяющихся экономических, социальных, политических условиях, использовать весь арсенал современных информационных технологий с целью быть готовыми самостоятельно добывать знания [7].

В организации самостоятельных занятий студентов особую важность представляют следующие аспекты: четкое планирование минимального объема самостоятельной работы; обеспечение студентов средствами для ее выполнения.

Само понятие «самостоятельная работа» включает в себя [2]:

- работа на занятии в индивидуальном, парном или мини групповом режиме, например, при выполнении какого-либо задания в отведенное преподавателем отдельное время;

- работа во внеаудиторное время, когда студент самостоятельно, без поддержки преподавателя выполняет определенный объем работы. Разные типы самостоятельной работы различаются и фактором контроля со стороны преподавателя.

При планировании самостоятельной работы студентов необходимо иметь в виду, что именно самостоятельная работа вне аудитории позволяет индивидуализировать обучение, учитывать разный уровень владения языковым материалом, разную степень мотивировки и разные потребности студентов. Для обеспечения индивидуального подхода важно наличие достаточного количества учебного материала, наличие учебных аудио-, видео- и компьютерных обучающих программ [3].

Самостоятельная работа может быть, как индивидуальной, так и групповой. Виды самостоятельной работы определяются исходя из уровня подготовленности самих сту-

Г.Ф. Дульмухаметова, А.Н. Ибрагимова САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ОТДЕЛЕНИЯ СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

дентов (Beginner, Elementary, Pre-Intermediate, Intermediate), их знаний и умений. Считаем, что на практических занятиях возможность обучить студента всем необходимым знаниям и умениям весьма ограничена в силу научно-технического прогресса в современных условиях. Задача преподавателя заключается в пробуждении у студентов интереса к накоплению необходимых знаний.

Отметим следующие виды работ, которые студент может выполнять в ходе самостоятельной работы под контролем преподавателя: 1) осваивать минимум содержания заданной темы, который выносится на самостоятельную работу и предлагается преподавателем и компетенциями в соответствии с ФГОС ВО по изучаемой дисциплине «Иностранный язык». 2) планировать данный вид деятельности в соответствии с графиком самостоятельной работы, который предлагается преподавателем. 3) самостоятельную работу студент осуществляет в организационных формах, которые, прежде всего, предусмотрены учебным планом и рабочей программой преподавателя. 4) отчитываться по результатам выполненной работы в соответствии с графиком представления результатов, видами и сроками отчетности по самостоятельной работе студентов [4, с. 114]. Следует отметить, что сверх предложенного преподавателем (при обосновании и согласовании с ним) минимума обязательного содержания, определяемого (ФГОС ВО) по данной дисциплине студент может: самостоятельно определять уровень проработки содержания представленного материала; предлагать свои интересные идеи в области иностранного языка; в рамках общего графика выполнения самостоятельной работы предлагать обоснованный индивидуальный график выполнения и отчетности по результатам самостоятельной работы; предлагать свои варианты самостоятельной работы; использовать для самостоятельной работы учебные и учебно-методические пособия; методические указания к выполнению самостоятельной работы, терминологические словари и т. д. [1, с. 46]; использовать не только контроль, но и самоконтроль результатов самостоятельной работы в соответствии с методами самоконтроля, предложенными преподавателем или выбранными самостоятельно.

Основными формами индивидуальной работы студента отделения связи с общественностью в современных условиях являются [6, 8, 9, 10, 11]: работа с профессиональным тезаурусом; подготовка презентаций в различных программах (PowerPoint и др.) по материалам изучаемой темы, составление визуальных презентаций по изучаемой теме (графики, чарты, диаграммы и т.п.); использование информационных площадок (Ted.Ed, BBC click и др.) для выполнения домашних заданий c использованием приведенных там видеоматериалов; просмотр и анализ рекламных видеороликов на иностранном языке; проведение учебных конференций с использованием мультимедийных средств; составление и решение профессионально - ориентированных кейсов на иностранном языке.

Самостоятельная работа студента заключается также в его участии на конференциях с докладами. Студенты готовят и представляют доклады по темам: «Мой взгляд на изучение иностранных языков: преимущества и недостатки», «Специфика построения предложений и текстов в PR статьях», «Специфика перевода PR текстов на русский язык» и т.п.

Работа осуществляется преподавателями организованно и поэтапно. Данный вид работы оказывает влияние на дальнейшую деятельность студентов путем приобретения начальных навыков в самостоятельной работе при изучении языков [5, с. 62], [9,10,11]. Таким образом, мы можем сделать выводы о том, что студенты видят выполнение самостоятельной работы при изучении определенного языка без затруднений в том случае, если они были надлежащим образом проинформированы преподавателем. При этом отметим, что знание правил не только письменной, но и устной подготовки самостоятельной работы значительно упрощает ее выполнение, а самое главное увеличивает интерес к изучаемому языку.

Таким образом, понимая всю значимость самостоятельной работы студента для развития личности и формирования высокопрофессионального специалиста, следует уде-

Казанский вестник молодых ученых Профессионально-ориентировное обучение иностранным языкам

лять ей должное внимание. Особенно это касается первокурсников, так как на начальном этапе обучения в вузе у них формируется интерес к получаемой профессии и усиливается мотивация достижения цели. Именно четкая организация и грамотное управление их самостоятельной работой является необходимым условием получения качественного образования и адаптации к новым для них условиям обучения в вузе.

Литература

1. Арынбаева Р.А., Кизбаева Ж.К., Бимурзина А.А. Самостоятельная работа студентов как средство развития самостоятельности студентов // Наука и мир. - 2016. №6(34). С.46-48.

2. Баранова Е.В. Самостоятельная работа по дисциплине "Иностранный язык" для студентов неязыковых вузов //Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2016. № 49. С. 303-305.

3. Баранова Е.В. Самостоятельная работа по дисциплине "Иностранный язык" для студентов неязыковых вузов //Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2016. № 49. С. 303-305.11.

4. Ярунина С.А. Основы внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении иностранного язы-ка//Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2017. № 2. С. 76-82.

5. Дульмухаметова Г.Ф. Организация самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку // Казанский педагогический журнал. - 2015. № 6-1 (113). С. 112-115.

6. Дульмухаметова Г.Ф., Сиразиева З.Н. Специфика компетентностного подхода в обучении английскому языку в неязыковом вузе // Научное обозрение: гуманитарные исследования. - 2016. №12. С. 61-66.

7. Евтушенко О.А., Топоркова О.В. Специфика преподавания иностранного языка для студентов неязыковых вузов PR-отделений//Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Проблемы социально-гуманитарного знания. 2013. Т. 14. № 16 (119). С. 99-102.

8. Медведева Н.Е. Языковой контроль как способ и метод обучения // Вестник Московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2009. - № 1. - С. 15-22.

9. Парникова Г.М. Основные направления развития методики преподавания иностранных языков в вузах// Педагогическое образование в России. 2017. № 2. С. 21-26.

10. Солдатов Б.Г., Солдатова Н.В. Формирование профессионально-ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции: современные технологии и методы обучения // В сборнике: Актуальные проблемы современного профессионального образования материалы I Международной научно-практической конференции (на иностранных языках). 2014. С. 60-68.

11. Суханова И.Ю. Организация самостоятельной работы студентов СамГТУ по дисциплине "Иностранный язык"//Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014. № 4 (24). С. 231-239.

12. Щербакова Т.В.О некоторых формах организации самостоятельной работы студентов технических вузов при обучении иностранному языку//Интерэкспо Гео-Сибирь. 2013. Т. 6. № 2. С. 74-76.

Сведения об авторах

Дульмухаметова Гульнара Фаридовна, кандидат педагогических наук, доцент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, dulmuhametova.gulnara@yandex.ru; Ибрагимова Анфиса Николаевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Казанский (Приволжский) федеральный университет, e-mail: busybeetime@gmail.com

PR STUDENTS' INDIVIDUAL WORK IN FOREIGN LANGUAGE INSTRUCTION

G.F. Dulmukhametova, A. Ibragimova

Abstract. The article discusses the necessity to intensely apply individual work while learning a foreign language as part of professional education, as a way of motivation and individualization of the learning process. The authors consider the forms of individual work for professional PR activity in accordance with the Federal Educational Standards. The article considers some practical forms of individual work for future PR specialists. Keywords: education, students, independent work, a foreign language, skills, training

Data about the authors

Dulmukhametova G., Ph.D., Associate Professor, KFU, e-mail: dulmuhametova.gulnara@yandex.ru; Ibragimova A., Ph.D, senior lecturer, KFU, e-mail: busybeetime@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.