Казанский вестник молодых ученых Профессионально-ориентировное обучение иностранным языкам
УДК 372.881.111.1
РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ
ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Н.А. Ибрагимова, А.С. Чугунов
Аннотация. В статье рассматривается вопрос самостоятельной работы студентов как основы преподавания иностранного языка в высшей школе в контексте современной образовательной парадигмы. Эта тема стала особенно актуальной в свете новых образовательных стандартов для университетов, согласно которой независимая работа студентов составляет более половины от общего количества часов, выделенных для дисциплины «Иностранный язык». В этой статье анализируется взаимосвязь между образовательной компетенцией и самостоятельной работой, раскрываются качественные характеристики и важность самостоятельной работы студентов в процессе изучения иностранного языка.
Ключевые слова: учебный процесс, дисциплина «Иностранный язык», самостоятельная работа студентов, образовательная компетенция, метод проекта
Процессы глобализации и интеграции, отмеченные в современном мире, устанавливают новые цели и задачи, которые должны быть внедрены высшими учебными заведениями при подготовке будущих профессиональных сотрудников для обеспечения их соответствия рынку труда. Несомненно, для подготовки компетентного специалиста, который говорит на иностранном языке, как средство обеспечения профессиональной деятельности в плане установления контактов с зарубежными коллегами, а также ознакомления с современными мировыми достижениями и их использованием в своей профессиональной деятельности, необходимо переосмыслить существующие подходы к учебному процессу с целью реализации указанных в рабочих программах компетенций и, в конечном счете, подготовки специалистов, пользующихся спросом.
Одной из важнейших проблем современного высшего образования является повышение качества подготовки специалистов. По окончании вуза студент должен не только иметь определенные знания иностранного языка, обладать навыками их использования, но и самостоятельно получать информацию, необходимую для его профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа является неотъемлемой частью образовательного процесса, связанного с формированием компетенций студентов. В новой образовательной парадигме студент из пассивного слушателя превращается в активный субъект, который может правильно сформулировать проблему, проанализировать возможные решения, прийти к окончательному результату и обосновать правильность выбранного варианта. В этой перспективе эта работа студентов становится основой учебного процесса.
Согласно учебному плану, в вузе самостоятельная работа студентов в форме самоподготовки к практическим занятиям, выполнения различных лексико-грамматических упражнений, выполнения переводов текстов, подготовки пересказов текстов, подготовки оригинальных сообщений, подготовки к зачётам и экзаменам составляет более половины от общего количества часов, отведённых на дисциплину «Иностранный язык» [2, с. 22]. При небольшом количестве аудиторных часов самостоятельная работа студентов по изучению иностранного языка приобретает особое значение. Наибольшую продуктивность в занятиях иностранным языком обеспечивает ««тандем» урок - самостоятельная работа. При этом урок можно сравнить с записью данных, а самостоятельную работу - с их воспроизведением» [1, с. 221].
Самообразование занимает приоритетное место в новой системе образования, поскольку формирование как общекультурных, так и профессиональных компетенций невозможна в системе передачи механических знаний через линию преподаватель-студент. На сегодняшний день вектор модернизации образовательной парадигмы направлен на изменение ориентиров, где задача подготовки компетентной личности, которая может предложить оригинальное, нестандартное решение разнообразных проблем в неста-
Н.А. Ибрагимова, А.С. Чугунов РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
бильных и постоянно меняющихся условиях. Формирование готовности к решению проблем самостоятельной работы в широком контексте предполагает более проблемное изучение различных дисциплин с использованием рефлексивного подхода к обучению, способность отражать свое видение проблемы, формулируя свои собственные вопросы [8, стр. 110-111]. Таким образом, особое значение приобретает самостоятельная работа студента в свете современных тенденций развития высшего образования, что послужило предметом специального рассмотрения в методике преподавания иностранных языков. В современной концепции обучения иностранному языку одним из ключевых аспектов становится переориентация на продуктивную учебную деятельность, т. е. на уменьшение «внешней заданности» в целях, содержании и технологиях образования [6, с. 47]. Кроме того, приоритетными являются разработка методов независимого изучения языка и культуры, приобретение лично значимого опыта в социально-коммуникативной деятельности, поскольку в условиях нехватки академических часов и обширной программы большая часть материала должна быть изучена дома без потери качества.
В методической литературе и в практике преподавания существует значительный опыт организации самостоятельной работы студентов в процессе овладения иностранным языком на разных этапах обучения. В научных работах специалистов в этой области описываются различные формы организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, различные типы задач обучения и системы задач для самостоятельной работы по освоению различных аспектов иностранного языка, включая развитие образовательных навыков, а также включая стимулирующую и когнитивную деятельность студентов. Основываясь на точке зрения методистов (И.А. Зимняя, Н.Ф. Коряковцева, Л.Д. Цуканова), можно определить самостоятельную работу как «целенаправленную, внутренне мотивированную, структурированную самим субъектом ... и корригируемую им по процессу и результату деятельность», выполнение которой требует высокого уровня самосознания, рефлексивности, самоконтроля и самодисциплины [3, с. 250-256]. Самостоятельная работа напрямую связана с академической компетенцией, поскольку эффективность ее реализации напрямую зависит от того, насколько сформирована учебная компетенция, способность и готовность к обучению и эффективному самостоятельному управлению образовательной деятельностью, от постановки целей и выбора приемлемого решения до самоконтроля и самооценки результата на первом этапе с помощью преподавателя и на последующих этапах полностью независимо.
Роль ведущего субъекта в самостоятельной работе принадлежит студенту, а не преподавателю, который полностью соответствует концепции И.А. Зимней о самостоятельной работе. Согласно этой концепции, самостоятельная работа включает гибкое, опосредованное управление, осуществляемое как преподавателем, так и программой действий, а также содержание учебного материала, которое, в свою очередь, должно способствовать развитию самоконтроля и самооценки. В своей работе И.А. Зимняя использует термин «предметная саморегуляция»: «Саморегуляция обучающегося предполагает умение программировать самостоятельную деятельность, т.е. применительно к условиям соответствующей цели деятельности осуществлять выбор способа преобразований заданных условий, отбор средств для этого преобразования, определение последовательности отдельных действий» [3, с. 254]. Важным проявлением саморегуляции служит также умение оценивать конечные и промежуточные результаты своих действий. Таким образом, в целях развития саморегуляции у студентов должны быть сформированы умения целеполагания и целеудержания, моделирования собственной деятельности, что реализуется в рамках формирования учебной компетенции. Этот факт ещё раз подчёркивает взаимосвязь учебной компетенции и самостоятельной работы. Формирование учебной компетенции непосредственно предшествует самостоятельной работе студентов, поскольку её реализация требует владения определёнными навыками и умениями. Таким образом, из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что способность и готов-
Казанский вестник молодых ученых Профессионально-ориентировное обучение иностранным языкам
ность к самостоятельной работе необходимо целенаправленно формировать с помощью организованной учебной деятельности во время аудиторных занятий. Студенты должны иметь чёткое представление о целях и задачах обучения, о последовательности учебных действий при выполнении заданий, о цели каждого задания и о его значимости для формирования того или иного умения или компетенции. Для реализации этой цели преподавателю следует помочь студентам овладеть не только отдельно взятыми правилами и стратегиями, а чётко выстроенной системой, включающей видение целей и путей их достижения, стратегию планирования и организацию работы с отобранным материалом, критерии контроля и оценку собственных результатов. Способность и готовность к самостоятельной деятельности есть формирующиеся свойства психики обучающихся, и формироваться они могут лишь в условиях переноса способов решения простых задач на решение более сложных [9, с. 4-5]. В дидактике выделяются три уровня готовности к самостоятельной работе, а именно: воспроизводящий, полутворческий и творческий [7, с. 227-228], - демонстрирующие степень сформированное™ учебной компетенции и постоянный переход от внешней мотивации к внутренней. Н.Ф. Коряковцева обозначает эти уровни как controlled practice («ведомый» преподавателем), guided practice (осознанный альтернативный выбор, т. е. частично управляемая практика), и free practice (полная самостоятельность, т. е. свободная практика) [4, с. 14-15, 92-93]. Кроме параметров степени сформированности учебной компетенции, постепенного перехода от внешней мотивации к внутренней и возрастания степени автономии и самостоятельности студента, уровни, предложенные Н.Ф. Коряковцевой, демонстрируют переход от контроля и оценки преподавателя к самооценке и самоконтролю. В широком смысле два последних понятия рассматриваются как компонент метадеятельности и означают способность личности к мониторингу и критической рефлексии процесса собственной учебной деятельности. Эта способность может быть представлена как важнейший показатель уровня учебной компетенции и степени самостоятельности студента. Говоря о самооценке как о показателе самостоятельности и автономии обучающегося в процессе овладения иностранным языком, можно обозначить некоторую шкалу самооценки коммуникативных и учебных умений: осознаю - освоил самостоятельно или с опорой - свободно владею в учебной ситуации - свободно владею в аутентичной ситуации - умею использовать и переносить на новую ситуацию - креативное (продуктивное) владение [4, с. 61]. Представленная шкала рефлексивной самооценки учебной деятельности может быть рассмотрена как шкала сформированности учебной компетенции в области изучения иностранного языка, а также как шкала, иллюстрирующая динамику возрастания степени самостоятельности и автономии студента через уровень актуального сознания к уровню сознательного контроля [5, с. 224-231].
Автономия в изучении иностранного языка рассматривается как способность, которой нужно учиться через осознанное отношение к учебному процессу. Следует отметить, что автономия у студентов не может быть абсолютной, поскольку она основана на их академической компетенции, которая постоянно развивается по мере изучения иностранного языка. В современной образовательной парадигме особое внимание уделяется подготовке студента к самостоятельному решению профессиональных задач. Для достижения этой цели весьма целесообразно разработать «проектную» модель для организации самостоятельной работы студентов в университете. Очевидно, что для создания проекта студентам нужна первичная теоретическая основа, которая формируется в аудитории. В такой системе самостоятельная работа студентов также должна сопровождаться постоянными консультациями преподавателя по всем вопросам, возникающим в ходе реализации проекта. В итоге реализуется учебная компетенция, но в то же время имеет место ориентация на новые формы самостоятельного освоения функционально необходимых навыков и компетенций, а именно, самостоятельного поиска информации, конструирования собственного знания, планирования собственных действий, получения
Н.А. Ибрагимова, А.С. Чугунов РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
конкретного продукта и его оценки. Таким образом, «проектная» модель самостоятельной работы студентов становится приоритетом в реализации современной образовательной парадигмы. Эта система организации самостоятельной работы обеспечивает фундаментальный подход ко всей базовой образовательной программе в целом, а не только к отдельным дисциплинам. Такой комплексный подход в конечном итоге поможет студентам сосредоточиться на формировании компетенций, обозначенных в государственном стандарте высшего образования, которые касаются постановки целей, решения проблем, планирования, организации связей, преодоления проблем, отражения промежуточных этапов и проекта в целом, совместной работы, и способность использовать знания и навыки, и в целом будут способствовать повышению качества обучения студентов факультета связи с общественностью в соответствии с требованиями новой образовательной парадигмы.
Литература
1. Абашева Е.А. К вопросу о самостоятельной работе студентов, углублённо изучающих иностранный язык в неязыковом вузе. Рига, 2004. 346 с.
2. Бажалкина Н.С. Содержание и организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов-бакалавров по иностранному языку в неязыковых вузах // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2015. № 1. С. 21-29.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. М., 2000. 384 с.
4. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пособие для учителей. М., 2002. 176 с.
5. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 2014. 312 с.
6. Марьяновская Е.Л. Организация самостоятельной работы студентов в языковом вузе // Иностранные языки в высшей школе. 2005. № 3. С. 47-54.
7. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М., 1991. 287 с.
Сведения об авторах
Ибрагимова Н.А., преподаватель КФУ, e-mail: [email protected]; Чугунов А.С., преподаватель КФУ, e-mail: [email protected]
THE ROLE OF INDEPENDENT WORK IN TRAINING FOREIGN LANGUAGE AT THE FACULTY
OF PUBLIC RELATIONS
N.A. Ibragimova, A.S. Chugunov
Abstract. The article deals with the independent work of students as the basis for teaching a foreign language in higher education in the context of the modern educational paradigm. This topic has become especially relevant in the light of new educational standards for universities, according to which the independent work of students is more than half of the total number of hours allocated for the "Foreign Language" discipline. This article analyzes the relationship between educational competence and independent work, reveals the qualitative characteristics and importance of independent work of students in the process of learning a foreign language.
Key words: educational process, discipline "Foreign language", independent work of students, educational competence, project method
Data about the authors
Ibragimova N., lecturer, Kazan (Volga Region) Federal University; Chugunov A., lecturer, Kazan (Volga Region) Federal University - Kazan, Russia