Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку'

Организация самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
420
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение иностранному языку / организация / самостоятельная работа / learning a foreign language / organization / independent work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дульмухаметова Гульнара Фаридовна

Данное исследование посвящено проблеме правильной организации самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку. В качестве основных аспектов организации самостоятельных занятий студентов были выделены четкое планирование минимального объема самостоятельной работы; обеспечение студентов средствами для ее выполнения. В статье выделены критерии оценки результатов самостоятельной работы студента – уровень освоения студентом учебного материала; умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических заданий; обоснованность и четкость изложения ответа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дульмухаметова Гульнара Фаридовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF STUDENTS' INDEPENDENT WORK IN LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

This research investigates problems of theorganization of students' independent work in learning a foreign language. A clear plan for the minimum volume of independent work, providing students with the means for its performing were identified as the main aspects of the organization of students' independent work. The level of mastering by a student of learning material; the student's ability to use theoretical knowledge in practical tasks; the validity and clarity of the answer's statement were identified in the article.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку»

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

УДК 378

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Г.Ф. Дульмухаметова

Аннотация. Данное исследование посвящено проблеме правильной организации самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку. В качестве основных аспектов организации самостоятельных занятий студентов были выделены четкое планирование минимального объема самостоятельной работы; обеспечение студентов средствами для ее выполнения. В статье выделены критерии оценки результатов самостоятельной работы студента - уровень освоения студентом учебного материала; умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических заданий; обоснованность и четкость изложения ответа.

Ключевые слова: обучение иностранному языку, организация, самостоятельная работа.

ORGANIZATION OF STUDENTS' INDEPENDENT WORK IN

LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

G. Dulmuhametova

Abstract. This research investigates problems of theorganization of students' independent work in learning a foreign language. A clear plan for the minimum volume of independent work, providing students with the means for its performing were identified as the main aspects of the organization of students' independent work. The level of mastering by a student of learning material; the student's ability to use theoretical knowledge in practical tasks; the validity and clarity of the answer's statement were identified in the article.

Keywords: learning a foreign language, organization, independent work.

Присоединение России к Болонской Конвенции, процессу сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения с целью создания единого европейского пространства высшего образования, позволит нашей стране включиться в процесс международной интеграции высшего образования. Таким образом, появится возможность более тесного международного сотрудничества, что должно стать мощным стимулом развития высшей школы и будет способствовать повышению качества образования в нашей стране [3, 4].

Высокое качество обучения может быть достигнуто тогда, когда студенты стремятся сами расширить свои познания в различных областях. Сегодня специалист должен быть не только высококвалифицированным в профессиональной сфере, но и готовым решать профессиональные задачи в условиях иноязычной коммуникации.

Самостоятельная учебно-познавательная деятельность, направленная на овладение знаниями и формирование навыков и умений в различных видах речевой деятельности, имеет большое значение при обучении иностранному языку.

Самостоятельная работа способствует углублению и расширению знаний, что является характеристикой качества знаний, а также способствует формированию интереса к самостоятельному получению знаний. В педагогической науке существует мнение, что самостоятельная работа студентов является не только основой вузовского обучения, но и формирует способность принимать

самостоятельные решения, находить выход из затруднительных ситуаций.

Перенос значительной доли учебнопознавательной деятельности студентов в режим самостоятельной работы поможет критически оценить и организацию учебного процесса в рамках аудиторных часов и по возможности сократить нерациональное использование аудиторного времени на занятиях по иностранному языку в неязыковых вузах [1].

По мнению автора, в организации самостоятельных занятий студентов особую важность представляют следующие аспекты: четкое планирование минимального объема самостоятельной работы; обеспечение студентов средствами для ее выполнения.

Само понятие «самостоятельная работа» включает в себя [2]:

112

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

- работа на занятии в индивидуальном, парном или мини групповом режиме, например, при выполнении какого-либо задания в отведенное преподавателем отдельное время;

- работа во внеаудиторное время, когда

студент самостоятельно, без поддержки преподавателя, которая присутствует на практическом занятии, выполняет

определенный объем работы. Разные типы самостоятельной работы различаются и фактором контроля со стороны преподавателя.

При планировании самостоятельной работы студентов необходимо иметь в виду, что именно самостоятельная работа вне аудитории позволяет индивидуализировать обучение, учитывать разный уровень владения языковым материалом, разную степень мотивировки и разные потребности студентов. Для обеспечения индивидуального подхода важно наличие достаточного количества учебного материала, современного по лексике и тематике; наличие учебных аудио-, видео- и компьютерных обучающих программ.

Таким образом, важным фактором, оптимизирующим процесс обучения иностранному языку, является

целенаправленная организация

самостоятельной работы студентов по всем видам речевой деятельности.

Бытует мнение о значительном ограничении времени, посвященном развитию навыков чтения на аудиторных занятиях, однако едва ли с этим можно согласиться, если учесть разную степень подготовки студентов, наличие перерыва между окончанием школы и поступлением в вуз, недостаточность навыков, приобретенных в школе. Последовательная, поэтапная тренировка в сочетании с формированием умений - залог успешного развития разных видов речевой деятельности.

На наш взгляд, необходимо выделить те умения в области чтения, формирование которых на соответствующем этапе эффективно в режиме самостоятельной работы, а также определить виды занятий, с помощью которых могут быть сформированы эти умения на материале специализированного текста.

Для того чтобы понять и правильно оценить текст на иностранном языке, нужно: иметь определенные знания, связанные со специальностью; обладать общей

лингвистической культурой; владеть

определенным словарным запасом, четко ориентироваться в структуре предложений;

уметь пользоваться словарем для определения значения слова; знать значение сокращений, в том числе аббревиатур; обладать развитой догадкой, уметь прогнозировать, определять значения слов и их сочетаний без словаря.

Одной из главных задач обучения иностранному языку в неязыковом вузе является развитие основных

профессиональных умений и навыков. Прежде всего, это умение читать, понимать тексты и извлекать необходимую информацию, а поскольку язык - это, прежде всего, коммуникативный инструмент, то другой задачей преподавания является развитие умений говорить, причем говорить на профессиональные темы.

Задача преподавателя - запустить механизм активизации мыслительной и познавательной деятельности, который значительно улучшит усвоение материала. Таким механизмом может служить разумное использование методики формирования словарно-понятийной статьи. В словарных понятийных статьях отражаются наиболее существенные отношения между словами, обусловленные смысловым содержанием понятий, выраженных ими.

Так, например, принцип систематизации лексики вокруг ведущих ключевых слов-понятий, который лежит в основе этой методики, базируется на данных о том, что словарный запас человека организуется в его памяти не хаотично, а на основе различных ассоциативных связей. Наиболее типичные ассоциативные связи - это «часть-целое», «система-элемент», «деятель-действие»,

«действие -результат», «процесс-результат», «действие-образ действия», «объекткачество», «объект-действие» [5].

Метод, который широко и успешно используется при введении лексики, заключается в том, что сами студенты отыскивают ассоциативные связи в лексике, группируя нужные слова по определенным признакам, и вариантов таких признаков может быть множество.

Понимание общего содержания текста предусматривает умение сокращать текст, вычленять наиболее важную информацию, а также прогнозировать непонятную часть предложения, опираясь на «смысловые отрезки». Например, прогнозировать конец предложения, опираясь на его начало и середину. Необходимы специальные упражнения для отработки умения сокращать текст, для развития навыков по

113

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

аннотированию и реферированию текстов и статей.

Из вышеизложенного становится понятно, насколько важно и нужно использовать интеллектуальный потенциал студентов для повышения эффективности обучения иностранному языку в целом и чтению в частности.

При этом критериями оценки результатов самостоятельной работы студента являются: уровень освоения студентом учебного материала; умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических заданий; обоснованность и четкость изложения ответа; оформление материала в соответствии с требованиями.

Литература:

1. Дульмухаметова Г.Ф. Использование педагогами информационных методов обучения в условиях реализации образовательного процесса [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.asou-mo.ru/conf-e.shtml

2. Сиразиева З.Н., Дульмухаметова Г.Ф. Особенности применения основных видов коммуникативных лексических упражнений в обучении английскому языку студентов экономических специальностей // В мире научных открытий. - № 3.1(51). - 2014. - С. 509-521.

3. Храпаль Л.Р. Культурная глобализация и экологическое образование современного педагогического сообщества / Л.Р. Храпаль, Т.З. Мухутдинова // Вестник Казан. технол. ун-та. -2012. - Т. 15. - № 3. - С. 200-204.

4. Храпаль Л. Р. Модернизация экологического образования в вузе в контексте российской социокультурной динамики: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.02 / Л.Р. Храпаль [Место защиты: Ур. гос. пед. ун-т]. - Казань, 2011. - 527 с.

5. Fakhrutdinova E., Fakhrutdinova A., Severyanov O., Valeev E. The transformation of educational approaches at the time of social and economical changes // World Applied Sciences Journal. - Т. 27. - № 13. - 2013. - С. 15-19.

Таким образом, понимая всю значимость самостоятельной работы студента для развития личности и формирования высокообразованного специалиста, следует уделять ей должное внимание. Особенно это касается первокурсников, так как на начальном этапе обучения в вузе у них формируется интерес к получаемой профессии и усиливается мотивация достижения цели. Именно четкая организация и грамотное управление их самостоятельной работой является необходимым условием получения качественного образования и адаптации к новым для них условиям обучения в вузе.

References:

1. Dul'muhametova G.F. Ispol'zovanie pedagogami informacionnyh metodov obuchenija v uslovijah realizacii obrazovatel'nogo processa [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http ://www. asou-mo.ru/conf-e. shtml

2. Sirazieva Z.N., Dul'muhametova G.F. Osobennosti primenenija osnovnyh vidov kommunikativnyh leksicheskih uprazhnenij v obuchenii anglijskomu jazyku studentov jekonomicheskih special'nostej // V mire nauchnyh otkrytij. - № 3.1(51). - 2014. - S. 509-521.

3. Hrapal' L.R. Kul'turnaja globalizacija i jekologicheskoe obrazovanie sovremennogo pedagogicheskogo soobshhestva / L.R. Hrapal', T.Z. Muhutdinova // Vestnik Kazan. tehnol. un-ta. - 2012. -T. 15. - № 3. - S. 200-204.

4. Hrapal' L. R. Modernizacija jekologicheskogo

obrazovanija v vuze v kontekste rossijskoj sociokul'turnoj dinamiki: dissertacija ... doktora

pedagogicheskih nauk: 13.00.02 / L.R. Hrapal' [Mesto zashhity: Ur. gos. ped. un-t]. - Kazan', 2011. - 527 s.

5. Fakhrutdinova E., Fakhrutdinova A., Severyanov O., Valeev E. The transformation of educational approaches at the time of social and economical changes // World Applied Sciences Journal. - T. 27. - № 13. - 2013. - S. 15-19.

Сведения об авторе:

Дульмухаметова Гульнара Фаридовна (г. Казань, Россия), доцент кафедры гуманитарных дисциплин и иностранных языков, АНО ОВО ЦРФ «Российский университет кооперации» Казанский кооперативный институт (филиал), e-mail: dulmuhametova.gulnara@yandex.ru

Data about the author:

G. Dulmuhametova (Kazan, Russia), associate professor of Department of Humanities and Foreign Languages, Kazan Cooperative Institute (branch) of "Russian University of Cooperation”, e-mail: dulmuhametova.gulnara@yandex.ru

114

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.