Научная статья на тему 'Методики оценки самостоятельной образовательной деятельности студентов на предметах языкового цикла'

Методики оценки самостоятельной образовательной деятельности студентов на предметах языкового цикла Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
446
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОРЕГУЛИРУЕМОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ / ЛИНГВИСТИКА / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сиразиева Л. М., Фахрутдинова Р. А.

В данной статье раскрыта сущность понятия самостоятельной образовательной деятельности (СОД) студентов и обозначена ее значимость при обучении иностранному языку в вузе. Также рассмотрены модель СОД, разработанная Б. Циммерманом, и методики оценки сформированности самостоятельной образовательной деятельности, в частности, Опросник «Мотивация и применение стратегий в обучении» Motivated Strategies for Learning Questionnaire (MSLQ) Пинтрича. Выбранная методика представляет собой форму в виде опросника, на основе которых устанавливаются наличие или отсутствие основных умений или свойств самостоятельной образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методики оценки самостоятельной образовательной деятельности студентов на предметах языкового цикла»

УДК 378.4

МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ПРЕДМЕТАХ ЯЗЫКОВОГО ЦИКЛА

Л.М. Сиразиева, Р.А. Фахрутдинова

Аннотация. В данной статье раскрыта сущность понятия самостоятельной образовательной деятельности (СОД) студентов и обозначена ее значимость при обучении иностранному языку в вузе. Также рассмотрены модель СОД, разработанная Б. Циммерманом, и методики оценки сформированности самостоятельной образовательной деятельности, в частности, Опросник «Мотивация и применение стратегий в обучении» — Motivated Strategies for Learning Questionnaire (MSLQ) Пинтрича. Выбранная методика представляет собой форму в виде опросника, на основе которых устанавливаются наличие или отсутствие основных умений или свойств самостоятельной образовательной деятельности.

Ключевые слова: Самостоятельная образовательная деятельность, саморегулируемое обучение, методика оценки, лингвистика, иностранный язык

На современном этапе развития отечественного образования роль самостоятельной работы студентов возрастает, так как, на неё отводится не менее 50%-70% всего учебного времени, что говорит о необходимости овладения студентами технологиями и приемами самостоятельной работы.

В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов ФГОС ВО подчеркивается необходимость освоения студентами иностранного языка на уровне достаточном для свободной коммуникации, участия в совместных исследовательских и образовательных проектах. Сокращение количества аудиторных часов, возрастающий объем самостоятельной работы, а также понимание необходимости изучения иностранного языка свидетельствуют о важности правильной организации самостоятельной образовательной деятельности студентов [4].

В научной литературе под самостоятельной образовательной деятельностью понимаются различные значения и смыслы.

М.А. Федорова характеризует учебную самостоятельную деятельность с позиции обучающегося как систему действий обучающихся, которая: 1) включает в себя: порождение мотива, формулировку цели деятельности, постановку и решение познавательной задачи, контроль за ходом и результатом осуществления действий и 2) направлена на усвоение содержания образования и развитие самостоятельности личности, ведущих к формированию самостоятельно-деятельностной компетентности. С позиции преподавателя учебная самостоятельная деятельность - это система функциональных отношений между элементами процесса обучения, устанавливаемых обучающимися при опосредованном управлении со стороны педагога и приводящих к формированию потребности, стремления и готовности к самореализации в процессе непрерывного образования [6].

По мнению П.Р. Пинтрича самостоятельная образовательная деятельность - это процесс, в котором обучающиеся определяют свои учебные цели, управляют своим познанием, мотивацией и деятельностью для достижения поставленной учебной цели [8].

Основная причина неуспеваемости при обучении и неуспешности профессионального самоопределения, по мнению Осницкого А.К., заключается в «недостаточной сфор-мированности умений самостоятельной деятельности, недостаточной развитости опережающего программирования, которые способствуют успешному выполнению заданий и поручений, реализации замыслов. Овладение умениями и средствами самостоятельной деятельности помогает личности справиться с затруднениями при выполнении заданий, возникающими по причине внешних обстоятельств и собственной «внутренней» неподготовленности» [3].

Общая способность к самостоятельному обучению, по мнению О.А. Конопкина, проявляется в «успешном овладении новыми (более сложными) видами и формами деятельности, выражаясь внешне в успешном решении нестандартных задач и преодолении

2018, том 2 Л.М. Сиразиева, Р.А. Фахрутдинова

№ 5 (8) МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ПРЕДМЕТАХ ЯЗЫКОВОГО ЦИКЛА

нетипичных ситуаций на всех ступенях овладения различными видами деятельности, в упорстве и настойчивости в достижении поставленной цели. Внутренне саморегуляция характеризуется, прежде всего, осознанностью, пониманием оснований осуществляемой деятельности в целом, ее цели, условий, способов действий, оценки результатов и др.» [2].

Большинство авторов выделяют следующие компоненты, входящие в состав СОД: когнитивный, метакогнитивный, поведенческий, мотивационный и эмоциональный. На основе этих компонентов различные авторы сформировали модели СОД.

Барри Циммерман был одним из первых авторов, который составил модель, описывающей процесс самостоятельной образовательной деятельности. В общей сложности он разработал три различные модели СОД, первая публикация которой состоялась в 1989 году. Это была первая попытка ученого представить объяснение взаимодействия компонентов, входящих в состав СОД. Нами рассмотрена самая последняя его модель, на которую опираются множество ученых. Она была разработана в 2009 году и представляет собой цикл самостоятельной учебной деятельности, состоящий из трех этапов (См. рис. 1):

1. Планирование. На этом этапе происходит анализ поставленной задачи и поиск путей ее решения. Разрабатывается план выполнения поставленной задачи, планирование предстоящей деятельности и прогнозирование желаемого результата, мобилизация внутренних усилий по устранению возникших трудностей. На этом этапе у обучающегося могут возникнуть такие вопросы как, где и когда они приступят к выполнению задачи, с чего они начнут, и какая помощь им потребуется для ее выполнения.

2. Реализация плана. На этом этапе обучающиеся реализуют план намеченных путей решения по достижению поставленных целей. Для этого этапа также характерны рациональность способов деятельности, вариативность выполнения заданий, самостоятельность осуществляемой деятельности, анализ осуществляемой деятельности на основе самоконтроля, самооценки и самокоррекции. На этом этапе у обучающегося могут возникнуть такие вопросы как, выполнил ли они поставленную задачу, заняло ли это больше времени, чем планировалось, что может способствовать улучшению ситуации.

Реализация плана Самоконтроль

Применение стратегий

Самоинструкция Тайм-менеджмент Выбор обстановки Поиск помощи

Стимулы к интересу Фокусировка внимания

Самооценка

Самокоррекция

Планирование Анализ задания

Постановка цели Стратегическое планирование Мотивационные убеждения

Самопроизводительность Ожидания от результата Установка на цель Внутренний интерес / ценность

Саморефлексия Самоосуждение

Самооценивание Реакция на результат

Самоудовлетворение Адаптация к результату Включение защитного механизма

Рис. 1. Модель СОД Б. Циммермана.

3. Саморефлексия. На этапе обучающийся пытается оценить результат своих усилий. Происходит систематическое получение обратной информации о ходе выполняемой деятельности на основе сопоставления достигнутых результатов с прогнозируемыми стандартами. На этом этапе у обучающихся могут возникнуть такие вопросы как, насколько эффективно они выполнили работу, что помогло им, был ли их план и пути решения верными [9, 10].

Роль самостоятельной образовательной деятельности в процессе обучения иностранному языку невозможно не оценить.

Залогом успешного овладения иностранным языком является умение учиться и учиться самостоятельно. Как бы ни был хорош учитель, студенты никогда не изучат иностранный язык, пока они не поставят перед собой цель работы над языком, как в аудитории, так и вне ее. По мнению Зимней И.А. «аудиторная работа подготавливает внеаудиторную и самостоятельную работу студентов, позволяя студентам направлять свою самостоятельную работу так, как это предлагает преподаватель, а также выработать свою программу» [1].

Успешность обучения иностранному языку в вузе тесно связана с уровнем сфор-мированности у обучающихся умений, которые помогают им организовать свои усилия и управлять процессом выполнения задания, т.е. развитостью самостоятельной образовательной деятельности [5].

Общая способность к самостоятельному обучению, по мнению Конопкина О.А., проявляется в «успешном овладении новыми (более сложными) видами и формами деятельности, выражаясь внешне в успешном решении нестандартных задач и преодолении нетипичных ситуаций на всех ступенях овладения различными видами деятельности, в упорстве и настойчивости в достижении поставленной цели. Внутренне саморегуляция характеризуется, прежде всего, осознанностью, пониманием оснований осуществляемой деятельности в целом, ее цели, условий, способов действий, оценки результатов и

др.» [2].

Для планирования обучающей деятельности преподавателю нужно понимать на каком уровне самостоятельности находится группа обучающихся.

Основные методики, с помощью которых исследователи определяют уровень самостоятельной образовательной деятельности, являются опросники и шкалы различных авторов.

В литературе упоминаются различные шкалы, которыми пытаются определить уровень самостоятельной учебной деятельности: «Восприятие ответственности за обучение» - Perceived Responsibility for learning (PRLS) (Циммерман, Китсантас, 2005); Опросник «Мотивация и применение стратегий в обучении» - Motivated Strategies for Learning Questionnaire (MSLQ) (Пинтрич, 1993); Опросник измерения самооценки для языковой задачи - Questionnaire to measure self-concept for a language task (Дермицаки, Эфклидес, 2000); Шкала рейтинговой оценки СОД - The SRL Rating scale (Корно, Кол-линс, 1983); Анкета стратегий обучения и изучения - The Learning and Study Strategies Inventory (LASSI) (Вестерман, 1995); «Шкала оценки саморегуляции обучения» - Self-regulated learning perception scale (SRLPS) (Туран, 2009); опросник «Саморегуляция» А.К. Осницкого; опросники Кашапова М.М., Моросановой В.И., Скворцовой Ю.В. и т.д.

Рассмотренный нами опросник «Мотивация и применение стратегий в обучении» -Motivated Strategies for Learning Questionnaire (MSLQ) Пинтрича прост в применении. Он представлен в виде опросника, с помощью которого обучающиеся оценивают свои усилия и возможности в учебно-практической деятельности. Опросник включает в себя 81 вопрос, разделенных на 2 блока: «Мотивация и побуждение к действию» (31 вопрос) и «Стратегии обучения» (50 вопросов), которые в свою очередь подразделяются на три подблока: когнитивный, метакогнитивный и управление ресурсами. Для получения ответов на вопросы используется шкала Лайкерта, представленная в числовом выражении, от 1 до 7 баллов. Фрагмент опросника представлен в Таблице 1 [7].

2018, том 2 Л.М. Сиразиева, Р.А. Фахрутдинова

№ 5 (8) МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ПРЕДМЕТАХ ЯЗЫКОВОГО ЦИКЛА

Одной из сильных сторон MSLQ является сочетание мотивационного компонента с остальными компонентами СОД, также он предлагает детальную картину тех стратегий обучения, которые входят в арсенал обучающегося. Пинтричем были разработаны 2 опросника MSLQ: один для старших школьников, другой для студентов вуза. MSLQ является наиболее часто используемым инструментом в измерении СОД за рубежом.

Таблица 1

Фрагмент опросника «Мотивация и применение стратегий в обучении» (MSLQ)

Основываясь на вашей учебной деятельности по данному предмету, пожалуйста, оцените предложенные ниже утверждения по шкале от 1 до 7, где 1 - совсем не соответствует мне, 7 - полностью соответствует мне:

1. Я думаю, что материал, изучаемый на этом предмете, является для меня полезным. 2. Я не знаю хорошо материал предмета, потому что я приложил мало усилий для его изучения. 3. Я верю, что я получу отличную оценку по этому предмету. 4. Когда я выполняю тест, я думаю о том, что я его провалю. 5. Я записываю незнакомые слова для их заучивания. 6. Когда я читаю материал по предмету, я выделяю важные моменты текста. 7. Во время занятия я часто пропускаю важные моменты, потому что в это время думаю о другом.

Методика позволяет дать общую характеристику самостоятельности обучающихся, удобна в применении для группового обследования и требуют незначительные временные затраты.

Основным объектом критики в адрес вышеуказанных методик является риск социально желаемых ответов, однако они удобны в применении для группового обследования, требуют незначительные временные затраты и обеспечивают легкость проведения.

Литература

1. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. - М.: Русский язык, 1989. - 219 с.

2. Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъективного развития / О. А. Конопкин // Вопросы психологии. - 2004. - № 2. - С. 128-135.

3. Осницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности / А.К. Осницкий. - М.; Обнинск: ИГ-СО-ЦИН, 2010. - 232 с.

4. Сиразиева Л.М., Фахрутдинова Р. А., Фахрутдинов Р.Р. Методики оценки самостоятельной образовательной деятельности студентов в контексте обучения иностранному языку / «Научное Обозрение: Гуманитарные исследования» / № 05, 2017. -C.28-34.

5. Сиразиева Л.М., Фахрутдинова Р.А. Взаимодействие преподавателей и студентов в процессе самостоятельной образовательной деятельности в вузе / И.А. Бодуэн де Куртенэ и мировая лингвистика: междунар. конф.: VI Бодуэновские чтения (Казан. федер. ун-т, 18-21 окт. 2017 г.): тр. и матер.: в 2 т. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - Т. 1. - С.249-251.

6. Федорова М.А. Теория и методическое обеспечение формирования учебной самостоятельной деятельности студентов в вузе: Дис. ... доктора пед. наук: 13.00.08: Орел, 2011. - 457 с.

7. Pintrich, P.R., Smith, D.A.F., Garcia,T., and Mckeachie, W.J. (1993b). Reliability and predictive validity of the motivated strategies for learning questionnaire (MSLQ). Educ. Psychol. Meas. 53, 801-813. doi: 10.1177/0013164493053003024

8. Pintrich, P.R. (1995). Understanding self-regulated learning. In P. R. Pintrich (Ed.), Understanding self-regulated learning (pp. 3-12). San Francisco, CA: Jossey-Bass.

9. Zimmerman, B.J. (2000). Attaining self-regulation: a social cognitive perspective. Pp. 13-39 in M.Boekaerts, P. Pintrich, & M. Zeidner (Eds.). Handbook of Self-Regulation. New York: Academic Press.

10. Zimmerman, B.J., and Moylan, A.R. (2009). "Self-regulation: where metacognition and motivation intersect," in Handbook of Metacognition in Education, eds D.J. Hacker, J. Dunlosky, and A.C. Graesser (New York, NY: Routledge), 299-315.

Сведения об авторах

Сиразиева Л.М., преподаватель К(П)ФУ / KFU, e-mail: [email protected]; Фахрутдинова Р. А., д.п.н., профессор К(П)ФУ, e-mail: [email protected]

Abstract. The aim of the study is to explore the concept of self-regulated learning (SRL) and its value in the process of a foreign language learning. Another aim is to explore B. Zimmerman's model of SRL, and to identify methods and instruments for assessing SRL skills. In particular, Motivated Strategies for Learning Questionnaire (MSLQ) by P. Pintrich is analyzed.

Key words: Self-regulated learning, self-regulation, methods of assessment, language, education, linguistics

Data about the authors

Sirazieva L., Lecturer of Kazan federal university, [email protected]; Fahrutdinova R., Doctor of Pedagogy, Professor of Kazan federal university, e-mail: [email protected]

METHODS OF ASSESSING STUDENTS' SELF-REGULATED LEARNING SKILLS ON LANGUAGE SUBJECTS

L.M. Sirazieva, R.A. Fahrutdinova

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.