Научная статья на тему 'Роль самостоятельной работы при изучении иностранного языка в вузе'

Роль самостоятельной работы при изучении иностранного языка в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
744
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SELF-DEVELOPMENT / COMMUNICATIVE COMPETENCE / INDEPENDENT WORK / MOTIVATION / PRACTICAL ACTIVITY / САМОРАЗВИТИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / МОТИВАЦИЯ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мутаева С.И., Алиева Д.М.-С., Мишаева М.В.

Статья посвящена вопросам значимости самостоятельной работы и самообразования студентов неязыковых факультетов в процессе изучения иностранных языков в свете возросшей роли знания языка в современном обществе и важности руководства преподавателем процессом саморазвития студентов. В работе раскрыты основные недостатки организации самостоятельной работы обучающихся и рассмотрены возможные варианты ее организации, а также описаны наиболее целесообразные направления самостоятельной деятельности студентов для последующего формирования их коммуникативной компетенции, которая позволит будущим специалистам реализовать себя в сфере будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мутаева С.И., Алиева Д.М.-С., Мишаева М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INDEPENDENT WORK IN THE STUDY OF FOREIGN LANGUAGE IN HIGH SCHOOL

The article is dedicated to the importance of independent work and self-education of students of non-language faculties in the process of learning foreign languages in the light of the increased role of language knowledge in modern society and the importance of teacher management process of self-development of students. The paper reveals the main shortcomings of the organization of independent work of students and examines the possible options for its organization, as well as describes the most expedient directions of independent activity of students for the subsequent formation of their communicative competence, which will allow future professionals to realize themselves in the field of future professional activity.

Текст научной работы на тему «Роль самостоятельной работы при изучении иностранного языка в вузе»

ческого процесса в условиях Западной Европы и России, сравнить специфику воспитательного и педагогического процесса в разных странах в разные исторические периоды, проследить по мере движения от начала до XXI века, как наращивался гуманистический потенциал воспитания и образования человека. Углубляя представления о прошлом, сравнительно-исторический анализ

Библиографический список

обогащает понимание современных проблем педагогической системы. Таким образом, сравнительно-исторические методы позволяют раскрыть внутренний механизм изменений в явлениях, причинные связи на конкретных этапах их развития, проследить, каким образом из старого состояния феномена возникает новое.

1. Ойнус М.А. Сравнительный метод в общественных науках. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Ленинград, 1984.

2. Петякшева Н.И. Философская компаративистика. Москва: Наука, 1998.

3. Сравнительная социология: избранные переводы. Под редакцией С.С. Аверинцева. Москва, «Acadimia» 1995.

4. Методологические и методические аспекты сравнительных социологических исследований. Ответственный редактор Андреенко В.Г Москва: Форум, 1983.

5. Методология и методы социологических исследований. Москва: Инфра-М, 1996.

References

1. Ojnus M.A. Sravnitel'nyj metod v obschestvennyh naukah. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Leningrad, 1984.

2. Petyaksheva N.I. Filosofskaya komparativistika. Moskva: Nauka, 1998.

3. Sravnitel'naya sociologiya: izbrannye perevody. Pod redakciej S.S. Averinceva. Moskva, «Acadimia» 1995.

4. Metodologicheskie i metodicheskie aspekty sravnitel'nyh sociologicheskih issledovanij. Otvetstvennyj redaktor Andreenko V.G. Moskva: Forum, 1983.

5. Metodologiya imetody sociologicheskih issledovanij. Moskva: Infra-M, 1996.

Статья поступила в редакцию 11.01.19

УДК 372

Mutaeva S.I., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: uzlipat066@mail.ru

Aliyeva D.M.-S, senior teacher, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: uzlipat066@mail.ru

Mishaeva M.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: uzlipat066@mail.ru

THE ROLE OF INDEPENDENT WORK IN THE STUDY OF FOREIGN LANGUAGE IN HIGH SCHOOL. The article is dedicated to the importance of independent work and self-education of students of non-language faculties in the process of learning foreign languages in the light of the increased role of language knowledge in modern society and the importance of teacher management process of self-development of students. The paper reveals the main shortcomings of the organization of independent work of students and examines the possible options for its organization, as well as describes the most expedient directions of independent activity of students for the subsequent formation of their communicative competence, which will allow future professionals to realize themselves in the field of future professional activity.

Key words: self-development, communicative competence, independent work, motivation, practical activity.

С.И. Мутаева, канд. филол. наук, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: uzlipat066@mail.ru

Д.М.-С. Алиева, ст. преп., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: uzlipat066@mail.ru

М.В. Мишаева, канд. филол. наук, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: uzlipat066@mail.ru

РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ

Статья посвящена вопросам значимости самостоятельной работы и самообразования студентов неязыковых факультетов в процессе изучения иностранных языков в свете возросшей роли знания языка в современном обществе и важности руководства преподавателем процессом саморазвития студентов. В работе раскрыты основные недостатки организации самостоятельной работы обучающихся и рассмотрены возможные варианты ее организации, а также описаны наиболее целесообразные направления самостоятельной деятельности студентов для последующего формирования их коммуникативной компетенции, которая позволит будущим специалистам реализовать себя в сфере будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: саморазвитие, коммуникативная компетенция, самостоятельная работа, мотивация, практическая деятельность.

В настоящее время модернизация высшей школы напрямую связана с ростом внимания к обучению иностранным языкам. Качественное владение иностранным языком - важная характеристика для специалиста любого направления. Знание двух или более иностранных языков значительно повышает как его престиж, так и квалификацию. Значение иностранных языков особенно важно в связи с развитием связей российских вузов с зарубежными вузами, чему являются подтверждением различные совместные программы и проекты. В мире существует более 5000 языков, определить точное количество затруднительно из-за отсутствия определения отдельных языковых форм и типов языка. Существуют языки без письменности. И, несмотря на разнообразие живых языков, надо заметить, в российском образовании количество иностранных языков, предложенных для изучения невелико. Это в основном английский, немецкий, реже французский и арабский. В крупных университетах, например МГИМО или РУДН, конечно языковое разнообразие богаче. По статистическим данным, несмотря на то, в российском образовании уделяется внимание английскому, немецкому и французскому языкам, в мировом сообществе для изучения лидируют пять языков. А именно: китайский, испанский, английский, хинди и арабский языки. В связи с этим обстоятельством, российские студенты не свободны в выборе иностранного языка для изучения. Студент все же выбирает один из престижных языков, понимая, что в будущем от уровня его знания языка будет зависеть карьера и материальное благополучие. Но если было возможно выбрать язык, который действительно хочется изучать в университете, то степень мотивации для изучения иностранного языка имела бы более эффективные последствия.

Качество языковой подготовки будущих специалистов зависит не только от вуза и преподавателя. Согласно многочисленным методикам в процессе обу-

чения иностранному языку теория и практика невозможна без самостоятельной работы обучающихся. Можно сказать, что самостоятельная работа является основой процесса образования. Учебный процесс содержит задачи, который должны выполняться студентами самостоятельно, под контролем педагога, но без его участия [1]. Без самостоятельной работы студента над изучением языка, его самоконтроля и самооценки, вряд ли из него получится высококвалифицированный специалист, способный в будущем совершенствовать свое знание иностранного языка. В процессе самостоятельной работы студент не только должен усвоить весь объем учебной программы, но и приобрести общие и профессиональные компетентности.

Целью данной статьи является определение роли самостоятельной работы при изучении иностранного языка в высших учебных заведениях и выбор наиболее продуктивной модели системы для организации самостоятельной работы. Обобщая весь имеющийся опыт обучения иностранному языку, можно выявить самые эффективные формы самостоятельной работы учащихся. Самостоятельная работа делится на собственно саму самостоятельную работу обучающихся и самостоятельную работу под руководством педагога.

Самостоятельная работа студентов - это подготовка к текущим занятиям, самостоятельное изучение заданного материала, домашние задания, проекты и рефераты, доклады и эссе, составление конспектов вне аудитории. То есть результатами самостоятельной работы студентов должны стать фундаментальные знания, умения и навыки, а также полученный собственный опыт в творческой и исследовательской деятельности [2].

Всем известно, что в неязыковых ВУЗах количество аудиторных часов на иностранный язык недостаточно. От студента в большей степени зависит, будет

ли он заниматься дополнительно сам или ему достаточно занятий в аудитории. Но если студент всё же желает повысить степень владения иностранным языком, то конечно, он вправе рассчитывать на помощь преподавателя и обязанность преподавателя - организовать эту работу. Мы не можем «похвастаться» возможностями, которые стимулировали бы дополнительное изучение иностранного языка и вызывали бы интерес. Стремление к дополнительным знаниям возможно при наличии у студентов жесткой внутренней мотивации и способности к самоорганизации, что говорит об уровне развития личности определенных обучающихся. Преподаватель сегодня имеет уникальную возможность организовать и мотивировать студентов разных уровней. Студент любого уровня должен не только активно участвовать в учебном процессе, но и должен научиться нести ответственность за качество своих знаний. Несомненно, самостоятельная работа имеет огромный потенциал, который подлежит исследованию. И нам необходимо раскрыть все возможности, логические, эмоциональные и структурные, которые могут способствовать самостоятельному изучению иностранного языка.

Целью обучения иностранному языку - является приобретение студентами коммуникативной компетентности, что связанно с некоторыми трудностями, на которые влияют определенные факторы: Обучение студентов разного языкового уровня в одной группе снижает интерес к обучению языка у менее подготовленных студентов.

1. Регламентированное количество часов может отрицательно сказаться как на внешней, так и на внутренней мотивации. Если самостоятельная работа построена правильно, возрастание интереса к языку, также будет способствовать повышению качества знаний.

2. Кроме внешней мотивации необходимо наличие внутренней мотивации.

3. Правильное соотношение между работой в аудитории и самостоятельной работой.

4. Правильная, методически подкрепленная организация работы, как в аудитории, так и вне ее.

5. Методические инструкции, подсказки, ссылки для коррекции работы обучающихся.

6. Контроль и оценка выполненной студентом самостоятельной работы.

Нельзя забывать, что способности студентов разные и зависят от психологических особенностей индивида, поэтому и отношение их к саморазвитию и творческой работе неоднозначно. Мотивацией к творчеству может послужить стремление проверить свои возможности и реализовать себя [3]. Необходимо также учесть, что знания, которые студент получает самостоятельно, преодолевая какие-либо трудности, усваиваются им качественнее, чем, если он их получил бы в аудитории от преподавателя. Причём активность, вызванная самостоятельной работой - индивидуальная для каждого студента. Ведь источники информации, используемые студентами, зависят от их возможностей и требований. Нельзя не отметить, что самостоятельная работа по овладению иностранным языком требует от студентов постоянного совершенствования навыков чтения, письма и разговорной речи. Выработка навыков уже зависит от желания студента совершенствоваться, от качества его саморазвития.

По качеству саморазвития учащихся можно поделить на пять уровней - это начальный, низкий, средний, достаточный и высокий уровни. Начальный уровень саморазвития характерен для студентов, еще не определившихся в необходимости творческого развития. Низким уровнем саморазвития чаще всего отличаются студенты, у которых нет стабильного отношения к личному саморазвитию. Они негативно относятся к необходимости проведения постоянной работы по своему совершенствованию и решению связанных с ним проблем. Их удовлетворяет низкое качество знаний.

Студенты со средним уровнем саморазвития отличаются некоторым интересом в развитии своей личности, с удовольствием участвуя как в учебном, так и творческих процессах. Этой группе студентов необходима помощь педагога для возникновения интереса и мотивации к самосовершенствованию.

У студентов с достаточным уровнем саморазвития - сознательное отношение к творческому развитию. Таких студентов отличает активная деятельность в изучении иностранного языка, их не нужно агитировать заниматься самостоятельно, но им не хватает организованности. Поэтому со стороны педагога обязательно необходимо руководство. Если у студента высокий уровень саморазвития личности, у него высокая творческая активность, и он не просто стремится к саморазвитию, а делает это, осознавая значение процесса саморазвития для его будущего. Такие студенты постоянно заняты в различных проектах, научных исследованиях, творческих мероприятиях.

На основе анализа работ по различным подходам к обучению учащихся, можно создать стратегию по совершенствованию личности студента на основе обучения иностранному языку. Для реализации стратегии необходимо: стремление учащегося к качеству знаний, получение в итоге высшего бала; регулярная работа над собой с целью совершенствования; самоконтроль; получение информации из различных источников, в том числе и электронных; обладание энциклопедическими знаниями; стремление к творческой деятельности и самостоятельности.

Получается, главная задача преподавателя в плане самостоятельной подготовки - это научить студента как правильно учиться. Преподаватель иностранного языка должен хорошо владеть обоими языками и хорошо знать грамматику, синтаксис и другие аспекты, необходимые для преподавания иностранного

языка, чтобы не только показать сходство и различие между двумя языками, но заинтересовать учащихся в более углубленном его изучении. Для этого необходимо построить свои занятия так, чтобы студент учился подходить к любому вопросу творчески, не забывая о научном подходе и навыках самостоятельной работы [4]. Конечно, насколько правильно будет организована самостоятельная работа, зависит от педагога. Преподаватель обязан непрерывно развиваться сам, изучая и осваивая современные методы преподавания иностранного языка и обмениваться полученными знаниями с коллегами. Каждый преподаватель для проведения занятий должен иметь в «багаже» разнообразные задания, задачи и упражнения для самостоятельной работы учащихся, который не ограничивается составлением рефератов, докладов и тезисов. Считается, что самостоятельная работа учащихся по освоению языка невозможна без использования активных методов обучения. К этим методам относятся: составление эссе, проектирование, использование аудио- и видеоматериала. А также специализированные Интернет-сайты, аннотирование, рецензирование и реферирование. Большое значение имеет групповая работа, организация олимпиад, организация языковых кружков и студенческих научных обществ. Напрашивается вывод, что процесс самообразования, который основан на использовании инновационных технологий, значительно мотивирует к выполнению заданий, активизируя самостоятельную работу студентов [5].

Для изучения иностранного языка требуется время и усилия. Недостаточно просто выучить учебный материал даже под руководством знающего педагога. Для качественного изучения иностранного языка необходимо значительное время, правильная организация работы студента, его мотивация и личный интерес. Иначе самостоятельная работа не будет эффективной. Студент должен быть обеспечен всеми необходимыми методическими пособиями и мотивирован на получение качественных знаний в аудитории и самостоятельном внеаудиторном изучении иностранного языка. Организация преподавателем самостоятельной работы должна плавно перейти в самоорганизацию самого студента и сопровождаться необходимыми консультациями и контролем. Контроль в данном случае представляет рейтинг знаний учащихся [6] по многобалльной шкале. В основном языковая подготовка в большинстве вузов осуществляется на основе модуля с использованием инновационных программ. С помощью модуля происходит контроль результатов обучения, на основе определенной контрольной акции. Например, тест или контрольная работа. Множество исследований показало, что основное преимущество модульного обучения - конструирование учебного процесса, дает возможность эффективно управлять данным процессом, используя рейтинговую интенсивную технологию модульного обучения. Именно с помощью модульного обучения возможно достижение главной цели современного образования - совершенствование студенчества путем саморазвития и самообразования. При модульном обучении студент обучается самоорганизации и самоконтролю, то есть большую часть времени работает самостоятельно. Так, решение модульных задач учащимися формирует соответствующие самообразовательные компетенции [7].

Анализируя модульно-рейтинговую систему можно утверждать, что такая система может стимулировать интерес к изучению иностранного языка, поддерживая дух соперничества. Для организации самостоятельной работы студентов следует: а) определить модель технологии обучения, которая способна повысить уровень знаний, необходимых для выполнения заданий;

б) с помощью новых информационных технологий заинтересовать учащихся в выполнении самостоятельной работы; в) обеспечить учащихся всеми необходимыми учебными пособиями.

Предложенные задания для самостоятельного изучения обязательно соответствуют знаниям учащихся и отражают определенную коммуникативную деятельность. Для выполнения самостоятельной работы по иностранному языку могут быть использованы различные интернет-источники, в том числе и англоязычные сайты, с целью закрепления знаний языка у студента. Однако следует учитывать последовательность и преемственность языкового материала при структурировании работы студента. Правильно организованная самостоятельная работа студента вне аудитории активизирует навыки аудирования, грамматические навыки, повышая также качественный уровень знаний иностранного языка. В качестве примера можно рассмотреть следующую модель самостоятельной работы:

1. Подготовительная часть, во время которой преподаватель рассказывает о задании, дает сведения о дополнительной литературе, информацию для использования интернет-источников и о возможной консультации в случае необходимости.

2. Непосредственно - самостоятельная работа. Выполнение разработанных преподавателем упражнений после просмотра учебного видео.

Упражнения подбираются специально для развития памяти и воображения, понимания лексики и терминологии, лучшего восприятия английскую речь и активизации коммуникативных навыков. Возможно прохождение специальных тестов онлайн, а также знакомство студентов с аудио и видео материалом, стимулирующим выполнение аудиторной работы.

3. Заключительная часть, когда после оценки выполненной самостоятельной работы в аудитории, соответственных поощрений и разбора ошибок, студенты получают или выбирают творческое задание для самостоятельной работы вне

аудитории. Причём самостоятельная работа может быть выполнена как индивидуально, так и в паре, группой.

Такой подход к организации самостоятельной работы способствует стимуляции творческого саморазвития и самообразования студента. Студенты, среди которых проводились опросы, отмечают, что не испытывают затруднений при выполнении самостоятельной работы по изучению иностранного языка имея достаточную информацию, полученную от преподавателя. Данная модель не является стандартом, так как зависит от специфических особенностей факультета или курса, изучающего иностранный язык. И, конечно, от количества запланированного аудиторного времени. Не всегда достаточно лишь мотивации, некоторые учащиеся просто игнорируют самостоятельную работу. В некоторых вузах сдача самостоятельной работы организована с помощью электронного журнала.

Библиографический список

Электронный журнал значительно повышает дисциплинированность не только студентов, но и преподавателей.

Анализируя опыт самостоятельной работы нельзя не заметить, что самостоятельная работа при изучении иностранного языка сегодня стала просто необходима. Без совместных усилий с преподавателем учащиеся не получат желаемых результатов по знанию языка. Выполнение студентами самостоятельной работы является специфической частью учебного процесса, которая играет огромную роль в улучшении уровня владения иностранными языками. Важность организации и управления преподавателем этой частью процесса неразрывно связанна с необходимостью осознания студента, что знание иностранного языка играет немаловажную роль в становлении его в будущем не только как конкурентоспособного специалиста, но и для общего развития личности.

1. Дульмухаметова Г.Ф. Организация самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку Казанский педагогический журнал. 2015; 6-1(113): 112 - 115.

2. Качалов Н.А., Шатилов С.Ф. Организация самостоятельной работы студентов - важный фактор интенсификации учебного процесса в языковом педагогическом вузе Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты: научный журнал. Москва, Челябинск, 2010: 20 - 46.

3. Гладилина ГА. Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании профессиональных компетенций студентов при организации самостоятельной работы. Available at: //jdanova-ren.narod.ru/obob/gladilina.htm/

4. Арынбаева РА., Кизбаева Ж.К., Бимурзина А.А. Самостоятельная работа студентов как средство развития самостоятельности студентов. Наука и мир. 2016; 6 (34): 6 - 48.

5. Роджерс К.Р Творчество как усиление себя. Вопросы психологии. 1990; 16 164 - 168.

6. Уварова И.В., Ерина Т.Ф. Роль самостоятельной работы при модульном обучении иностранному языку. Международный журнал экспериментального образования. 2015; 4: 251 - 257.

7. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. Москва, 1995.

References

1. Dul'muhametova G.F. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov pri obuchenii inostrannomu yazyku. Kazanskijpedagogicheskijzhurnal. 2015; 6-1(113): 112 - 115.

2. Kachalov N.A., Shatilov S.F. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov - vazhnyj faktor intensifikacii uchebnogo processa v yazykovom pedagogicheskom vuze Professional'nyjproekt: idei, tehnologii, rezul'taty: nauchnyj zhurnal. Moskva, Chelyabinsk, 2010: 20 - 46.

3. Gladilina G.A. Ispol'zovanie informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v formirovanii professional'nyh kompetencij studentov pri organizacii samostoyatel'noj raboty. Available at: //jdanova-ren.narod.ru/obob/gladilina.htm/

4. Arynbaeva R.A., Kizbaeva Zh.K., Bimurzina A.A. Samostoyatel'naya rabota studentov kak sredstvo razvitiya samostoyatel'nosti studentov. Nauka i mir. 2016; 6 (34): 6 - 48.

5. Rodzhers K.R. Tvorchestvo kak usilenie sebya. Voprosy psihologii. 1990; 16 164 - 168.

6. Uvarova I.V., Erina T.F. Rol' samostoyatel'noj raboty pri modul'nom obuchenii inostrannomu yazyku. Mezhdunarodnyj zhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2015; 4: 251 - 257.

7. Cukerman G.A., Masterov B.M. Psihologiya samorazvitiya. Moskva, 1995.

Статья поступила в редакцию 18.12.18

УДК 374.1

Nekipelova O.A., MA student, Department of Environmental Education and Environmental Management, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Nizhny Novgorod, Russia), E-mail: sopr@dront.ru

Kiseleva N.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Environmental Education and Environmental Management, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Nizhny Novgorod, Russia), E-mail: sopr@dront.ru

CRITERIA AND LEVELS OF THE DEGREE OF DEVELOPMENT OF RESEARCH QUALITIES OF STUDENTS IN AN ECOLOGICAL CAMP. The article discusses a problem of assessing the degree of development of research qualities of students in the specific conditions of the ecological camp. On the basis of the analysis of the experience existing in pedagogical practice motivational, cognitive and operational-activity criteria, and also three levels of formation for each criterion are allocated. Based on these criteria, the methodology has been developed to determine the degree of sophistication of research qualities of students in the process of implementation of the research activities in the context of the environmental camp. The application of the proposed criteria in the article allows you to quickly assess the level of research qualities in the specific context of the student environmental camp and promptly and purposefully develop research quality trainees. Key words: research activity of students, research qualities, ecological camp, assessment of degree of development of research qualities.

О.А. Некипелова, магистрант, каф. экологического образования и рационального природопользования, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет)», г. Нижний Новгород, E-mail: sopr@dront.ru Н.Ю. Киселева, канд. пед. наук, доц. каф. экологического образования и рационального природопользования, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет), г. Нижний Новгород, E-mail: sopr@dront.ru

КРИТЕРИИ И УРОВНИ СТЕПЕНИ РАЗВИТОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ

В статье обсуждается проблема оценки степени развитости исследовательских качеств школьников в специфических условиях экологического лагеря. На основе анализа существующего в педагогической практике опыта выделены мотивационный, когнитивный и операционно-деятельностный критерии, а также три уровня сформированности для каждого критерия. На основании этих критериев была разработана методика определения степени развитости исследовательских качеств обучающихся в процессе реализации исследовательской деятельности в условиях экологического лагеря. Применение предлагаемых критериев позволяет не только оценить уровень сформированности исследовательских качеств школьника, но и оперативно и целенаправленно развивать исследовательские качества обучающихся.

Ключевые слова: исследовательская деятельность учащихся, исследовательские качества, экологический лагерь, оценка степени развитости исследовательских качеств.

Федеральный государственный образовательный стандарт трактует исследовательскую деятельность как инновационную метапредметную образовательную практику, эффективно формирующую универсальные учебные действия обучающихся. Требование формирования у учащихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реа-

лизации и общественной презентации результатов исследования в различных формах организации учебной деятельности в образовательном процессе закреплены во ФГОС [1].

В современных условиях развитие исследовательской деятельности школьников активно реализуется в дополнительном образовании [2 - 6].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.