Научная статья на тему 'Развитие навыков самостоятельной творческой языковой деятельности обучающихся на занятиях по иностранному языку'

Развитие навыков самостоятельной творческой языковой деятельности обучающихся на занятиях по иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
430
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЯЗЫКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТУДЕНТЫ / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / INDEPENDENT WORK / CREATIVE ACTIVITY / LANGUAGE ACTIVITY / MOTIVATION TO LEARNING / COMMUNICATIVE COMPETENCE / SELF-DEVELOPMENT OF PERSONALITY / STUDENTS / FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гузикова Валентина Викторовна, Походзей Галина Викторовна

Статья посвящена проблеме развития навыков самостоятельной творческой языковой деятельности обучающихся на занятиях по иностранному языку в высшей школе. Цель самоорганизации учебной деятельности обучающихся заключается в усвоении в полном объеме учебного материала, предусмотренного учебной программой, формирующей у обучающихся общекультурные и профессиональные компетентности. Они позволяют создать благоприятную среду для становления будущего высококвалифицированного специалиста. Таким путем происходит формирование самостоятельности обучающегося посредством использования набора подходов и приемов, и с учетом методики овладения всевозможными видами учебной деятельности. Залогом успешного овладения иностранным языком при самостоятельном его изучении является обеспеченность обучающегося всем необходимым набором методических материалов и средств, для того чтобы превратить самоорганизацию учебной деятельности обучающегося в творческий процесс. Подчеркивается, что контроль над самоорганизацией учебной деятельности в любой форме не должен сводиться только к административным мерам, его следует понимать в качестве приемлемого дидактического средства, оказывающего положительный эффект на самоорганизацию учебной деятельности обучающегося в целом. Автором статьи проанализирована модель самоорганизации учебной деятельности обучающегося с помощью применения интернета, исследован потенциал самоорганизации учебной деятельности в процессе обучения иностранному языку и условия ее эффективной реализации, а также предложен ряд методических рекомендаций с целью повышения качества знаний иностранного языка в неязыковых образовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гузикова Валентина Викторовна, Походзей Галина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF SKILLS OF INDEPENDENT CREATIVE LANGUAGE ACTIVITY OF LEARNERS IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES

The article is devoted to the problem of the development of skills of independent creative language activity of learners in foreign language classes at the higher school. The purpose of self-organization of learners’ educational activity is to properly study the educational material provided by the curriculum forming learners’ general cultural and professional competences. They allow creating a favorable environment for teaching a future highly qualified specialist. In this way there is a process of formation of the learner’s independence which is carried out indirectly by means of contents and the entire set of approaches and techniques, following the method of mastering all kinds of learning activities. The key to successful mastering a foreign language in self-study is the provision of the learner with all the necessary set of teaching materials and resources in order to transform the learner’s self-organization of educational activity in a truly creative process. It is emphasized that control over the self-organization of educational activity in any form should not be limited only to administrative measures; it is to be understood as a suitable didactic resource that has a positive effect on the self-organization of educational activity of the learner as a whole. The authors have analyzed the model of self-organization of academic activity of the learner through the use of the Internet, examined the potential of self-organization of educational activity in the process of learning a foreign language and the conditions for its effective implementation. As a result a number of guidelines with the aim of improving the quality of knowledge of a foreign language in non-linguistic educational institutions have been proposed.

Текст научной работы на тему «Развитие навыков самостоятельной творческой языковой деятельности обучающихся на занятиях по иностранному языку»

УДК 378.016:811.1

ББК Ш12/18-9 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 10.02.20; 13.00.02

Гузикова Валентина Викторовна,

кандидат филологических наук, доцент, кафедра иностранных языков, Уральский юридический институт МВД России; 620057, г. Екатеринбург, ул. Корепина, д. 66; e-mail: [email protected]

Походзей Галина Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра профессионально-ориентированного языкового образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: самостоятельная работа; творческая деятельность; языковая деятельность; учебная мотивация; коммуникативная компетентность; саморазвитие личности; инновационные методы; эффективность обучения; информационные технологии; студенты; иностранные языки; методика преподавания иностранных языков.

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена проблеме развития навыков самостоятельной творческой языковой деятельности обучающихся на занятиях по иностранному языку в высшей школе. Цель самоорганизации учебной деятельности обучающихся заключается в усвоении в полном объеме учебного материала, предусмотренного учебной программой, формирующей у обучающихся общекультурные и профессиональные компетентности. Они позволяют создать благоприятную среду для становления будущего высококвалифицированного специалиста. Таким путем происходит формирование самостоятельности обучающегося посредством использования набора подходов и приемов, и с учетом методики овладения всевозможными видами учебной деятельности. Залогом успешного овладения иностранным языком при самостоятельном его изучении является обеспеченность обучающегося всем необходимым набором методических материалов и средств, для того чтобы превратить самоорганизацию учебной деятельности обучающегося в творческий процесс. Подчеркивается, что контроль над самоорганизацией учебной деятельности в любой форме не должен сводиться только к административным мерам, его следует понимать в качестве приемлемого дидактического средства, оказывающего положительный эффект на самоорганизацию учебной деятельности обучающегося в целом. Автором статьи проанализирована модель самоорганизации учебной деятельности обучающегося с помощью применения интернета, исследован потенциал самоорганизации учебной деятельности в процессе обучения иностранному языку и условия ее эффективной реализации, а также предложен ряд методических рекомендаций с целью повышения качества знаний иностранного языка в неязыковых образовательных организациях.

Guzikova Valentina Victorovna,

Candidate of Philology, Associate Professor, Department of Foreign Languages, Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Ekaterinburg, Russia

Pokhodzey Galina Victorovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Professionally-Oriented Language Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

THE DEVELOPMENT OF SKILLS OF INDEPENDENT CREATIVE LANGUAGE ACTIVITY OF LEARNERS IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES

KEYWORDS: independent work; creative activity; language activity; motivation to learning; communicative competence; self-development of personality; innovative method; students; foreign language.

ABSTRACT. The article is devoted to the problem of the development of skills of independent creative language activity of learners in foreign language classes at the higher school. The purpose of self-organization of learners' educational activity is to properly study the educational material provided by the curriculum forming learners' general cultural and professional competences. They allow creating a favorable environment for teaching a future highly qualified specialist. In this way there is a process of formation of the learner's independence which is carried out indirectly by means of contents and the entire set of approaches and techniques, following the method of mastering all kinds of learning activities. The key to successful mastering a foreign language in self-study is the provision of the learner with all the necessary set of teaching materials and resources in order to transform the learner's self-organization of educational activity in a truly creative process. It is emphasized that control over the self-organization of educational activity in any form should not be limited only to administrative measures; it is to be understood as a suitable didactic resource that has a positive effect on the self-organization of educational activity of the learner as a whole. The authors have analyzed the model of self-organization of academic activity of the learner through the use of the Internet, examined the potential of self-organization of educational activity in the process of learning a foreign language and the conditions for its effective implementation. As a result a number of guidelines with the aim of improving the quality of knowledge of a foreign language in non-linguistic educational institutions have been proposed.

Цель самоорганизации учебной деятельности обучающихся заключается в усвоении в полном объеме учебного материала, предусмотренного учебной программой, формирующей у обучающихся общекультурные и профессиональные компетенции. Они позволяют создать благоприятную среду для становления будущего высококвалифицированного специалиста. Более того, таким путем происходит процесс формирования самостоятельности обучающегося, который осуществляется опосредованно с помощью содержания и целого набора подходов и приемов, следуя методике овладения всевозможными видами учебной деятельности. Учебный процесс состоит в том, чтобы не только передавать знания, умения и навыки от преподавателя к обучающимся, но и постоянно развивать у них способность к непрерывному самообразованию. Обучающиеся должны стремиться к поиску новых знаний, к творческому применению их на практике, в сферах, связанных с будущей профессиональной деятельностью [10, с. 4].

Анализ научных публикаций известных отечественных, а также многих зарубежных методистов показал, что проблемы самостоятельной работы в процессе преподавания иностранных языков становятся актуальными. Данная проблема рассматривается в серии работ С. Ф. Шатилова, И. И. Сахаровой, А. П. Миньяр-Белоруче-вой, Е. Н. Солововой и др. [5; 6; 12; 14]. Изучение и освоение материала по иностранному языку в учебных организациях разного профиля предусматривает не только аудиторную работу в виде практических занятий. Нужно достаточно времени уделять самостоятельной работе, что способствует закреплению изучаемого материала в ходе подготовки домашних заданий и индивидуальной работы над выполнением проектов и презентаций.

Во время самоорганизации учебной деятельности обучающийся должен стать активным участником учебного процесса, научиться с сознанием дела относиться к овладению как теоретическими, так и практическими знаниями, иметь достаточно хорошую ориентацию в информационном пространстве, осознавать индивидуальную ответственность за качество своей профессиональной подготовки.

Несомненно, что успешное обучение неразрывно связано со многими аспектами деятельности как обучающегося, так и преподавателя. Овладение иностранным языком помогает развить коммуникативную

компетентность, благодаря которой обучающийся способен использовать его в качестве коммуникационного инструмента.

Работы отечественных и зарубежных ученых (Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Маслоу, К. Роджерса) являются научно-теоретическим фундаментом для изучения роли самостоятельной работы, личностного саморазвития, а суть коммуникативного подхода в изучении языка была объяснена такими учеными, как А. Н. Леонтьев, Ю. И. Пассов, H. Douglas, J. C. Richards и др.

Главная цель изучения иностранного языка - формирование коммуникативной компетентности обучающихся, что представляет основу для языковых навыков и базируется на личностном контакте «преподаватель - обучающийся» во время ведения практических занятий, однако изучение иностранного языка сталкивается с некоторыми трудностями, вызванными многочисленными факторами.

1. В процессе изучения иностранного языка у обучающихся наблюдается главным образом лишь внешняя мотивация.

2. Обучающиеся, имея разный языковой уровень, попадают в одну учебную группу, и постепенно у них ослабевает интерес к языку в процессе обучения.

3. Строгая регламентация количества часов, запланированного учебной программой, является причиной снижения как внешней, так и внутренней мотивации.

Итак, важно уделять должное внимание роли самостоятельной работы при изучении иностранного языка, поскольку методически верно организованная работа способна развить интерес к изучаемому языку и увеличить качество приобретаемых знаний.

На эффективность самоорганизации учебной деятельности обучающихся может оказывать влияние ряд факторов:

1) правильный коэффициент чередования аудиторной и самостоятельной работы;

2) методически верная организация работы обучающегося во время проведения занятий и осуществления самоподготовки;

3) наличие списка необходимых методических инструкций, ссылок, направленных на коррекцию самоорганизации учебной деятельности обучающихся;

4) осуществление контроля процесса выполнения самостоятельной работы и критерии оценивания.

Способность обучающегося к самоорганизации, саморазвитию и творчеству имеет связь с особенностями психологии индивида. К. Роджерс, говоря о творческом

© Гузикова В. В., Походзей Г. В., 2017

процессе, указывал на создание нового продукта при выполнении деятельности, имеющую связь как с уникальностью индивида, так и с социумом, его окружающим. Основным мотивом, побуждающим человека к творчеству, по мнению этого автора, является желание человека, его стремление к самореализации и проявлению своих способностей. Отсюда следует, что креативность может иметь форму выражения, которая заключается в поиске тенденций к удовлетворению потребностей [9, с. 115].

На основе теоретической литературы можно рассмотреть пять уровней саморазвития обучающихся в учебном процессе [11]: низкий, начальный, средний, достаточный, высокий.

Высоким уровнем саморазвития личности обладают обучающиеся с положительным отношением к саморазвитию личности, с высокой жизненной активностью, с глубоким осознанием важности процессов саморазвития для его профессионального, интеллектуального роста в современном социокультурном обществе. Эти обучающиеся постоянно включены в процессы познания, активно участвуют в создании творческих заданий, проектов, задействованы в научных исследованиях, творческих событиях, являются авторами собственных идей и предложений. Творческий (креативный) уровень самостоятельной работы направлен на дальнейшее формирование соответствующих навыков и умений, необходимых для успешного решения сложных задач процесса коммуникации. Именно в таких условиях происходит формирование творческой личности [2, с. 151].

Достаточный уровень характеризует обучающихся с положительной ориентацией на творческое саморазвитие личности, сознательным отношением к личностной деятельности, имеющим желание работать над качественными изменениями в себе. Такие обучающиеся легко вовлекаются в творческие процессы, но не всегда могут справиться самостоятельно при изучении иностранного языка, что потребует методических указаний со стороны наставника.

Средний уровень саморазвития личности определяется тем, что обучающиеся проявляют частичный интерес к саморазвитию своей личности, но не до конца понимают важность процессов саморазвития. Такие учащиеся довольны тем, что принимают участие в процессах учебного и творческого характера, но стремления к самосовершенствованию и интенсивной деятельности в этом русле у них не наблюдается. Задача преподавателя иностранного языка должна заключаться в том, чтобы заинтересовать и мотивировать такого обучающего-

ся, дать ориентировочный путь направления самодвижения.

Начальный уровень саморазвития личности может наблюдаться у обучающихся, которые не имеют четкого отношения к саморазвитию личности в творческом плане. Низкий уровень мотивации и рефлексивной деятельности мыслительного аппарата является причиной неустойчивого отношения к качественным изменениям в саморазвитии личности. Такая категория обучающихся выражает негативные эмоции в отношении регулярной интенсивной работы по совершенствованию своей личности, и нечасто они склонны заниматься решением проблем самостоятельно. Обучающиеся, относящиеся к данной группе, оставляют свой потенциал, рассчитанный для личностного самосовершенствования, до конца невостребованным, их устраивают знания низкого качества. У них отсутствует система самоконтроля и самооценки собственного развития, но тем не менее они могут справляться с несложными заданиями по иностранному языку под руководством преподавателя. Такие обучающиеся способны решать проблемы только при непосредственном участии преподавателя.

Проанализировав ряд теоретических работ ученых и интроспективный подход к процессу обучения со стороны обучающихся, мы можем говорить о появлении возможности установить механизмы самосовершенствования личности обучающегося при изучении иностранного языка:

- обращение внешней мотивации во внутреннюю (изменение количества в качество, иными словами, потребность в качественных знаниях превышает желание всевозможными способами добиться получения высокого балла);

- степень, при которой происходит воплощение в жизнь возможностей (прогрессирует при условии постоянной работы над собой);

- умелое применение форм самообразования, самосовершенствования и способов самореализации;

- способность осуществления самоконтроля;

- овладение информационным интеллектуальным пространством.

Необходимо отметить, что овладение информационным интеллектуальным пространством было бы невозможно без взаимодействия следующих важных составляющих:

- навык работы с разного рода источниками информации, умение заниматься поиском информации;

- обращение к инновационным познавательным методам в процессе самоорганизации учебного процесса;

- объем энциклопедических знаний;

- овладение информационным интеллектуальным пространством позволяет обучающемуся самостоятельно реализовать резерв своего внутреннего потенциала, который имеет следующие признаки: совершенствование возможностей познания, инициативность, личностная творческая деятельность, личностная динамичность в осуществлении той или иной деятельности.

Таким образом, преподаватель занимается решением широкого круга задач, одна из них - научить учиться. Занятия необходимо строить так, чтобы они могли научить обучающихся творческому, научно обоснованному подходу к любой проблеме, совершенствованию умений и навыков самостоятельной работы [3]. Однако необходимо уделять должное внимание самоорганизации учебного процесса обучающегося при изучении иностранного языка, что прежде всего зависит от умелой работы преподавателя. Самостоятельная работа обучающегося может быть представлена в виде деятельности, которая соприкасается с интересом данного обучающегося к языку и внешней мотивацией и начинается задолго до работы в аудитории под руководством преподавателя. Именно этот факт играет существенную роль в получении качественных знаний в аудиторном учебном процессе.

На занятиях по иностранному языку преподаватели применяют разнообразные формы деятельности с целью развития внутренней мотивации обучающихся, повышения уровня активности, которые положительно влияют на качество усвоения информации. Коллективные формы деятельности способствуют созданию лучшей мотивации, чем индивидуальные [8, с. 136]. Залогом успешного овладения иностранным языком при самостоятельном его изучении является обеспеченность обучающегося всем необходимым набором методических материалов и средств, для того чтобы превратить самоорганизацию учебной деятельности обучающегося в действительно творческий процесс.

Таким образом, можно предложить следующие этапы в самоорганизации учебной деятельности обучающегося:

- структурирование, моделирование технологий, которые ведут к повышению уровня знаний обучающегося в процессе самостоятельного выполнения упражнений и заданий;

- поощрение обучающегося к самостоятельному выполнению заданий, трансформация процесса обучения в поисково-творческий, основанный на обращении к современным информационным технологиям;

- предоставление обучающемуся соответствующего набора учебных материалов с целью поднятия уровня языковой компетентности.

Естественно, что разработанные задания и упражнения для самоорганизации учебной деятельности должны соответствовать уровню знаний индивидуального обучающегося, воспроизводить содержание конкретного вида коммуникативной деятельности (чтение, говорение, аудирование, письмо), вовлекать разнообразные типы познавательной деятельности.

Во многих случаях самостоятельная работа сводится к индивидуальной деятельности того или иного обучающегося. Это не совсем так. Исходя из своего педагогического опыта, мы можем с уверенностью сказать, что работа в парах и малых группах является эффективной формой организации самостоятельной работы на занятиях по иностранному языку, которые способны существенно влиять на развитие коммуникативных навыков обучающихся. Такая работа может быть организована посредством группового метода обучения, иначе называемого обучение в сотрудничестве: «Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто делать что-то вместе» [7, с. 27]. Здесь акцент делается на сотрудничестве, а не на соперничестве. Каждый обучающийся, представляющий свою группу, ответственен за успех целой группы. Преподаватели, организующие самостоятельную работу обучающихся на занятиях по иностранному языку, знают о многочисленных приемах или вариантах обучения в сотрудничестве.

Например, при изучении или повторении темы «Достопримечательности столиц мира» работа может быть организована следующим образом. Преподаватель заранее готовит карточки, которые следует разместить в разных местах учебной аудитории или написать на доске названия 3-5 достопримечательностей (с учетом количества обучающихся). Каждому предоставляется право выбрать достопримечательность, о которой он больше всего осведомлен, которая ему нравится. В итоге происходит формирование групп в составе 3-5 человек. При необходимости большую группу можно поделить на две равные подгруппы. Затем каждая группа рассаживается и начинает обсуждение выбранной достопримечательности, пытаясь собрать всю важную и интересную информацию в течение 10-15 минут. В дополнение к этому заданию членам группы необходимо составить вопросы о других достопримечательностях. По истечении установленного времени начинается процесс обсуждения. Каждая малая группа

задает подготовленные вопросы другим группам, а также старается ответить на вопросы по поводу своей достопримечательности. За каждый правильный ответ на вопрос команда зарабатывает 1 балл, за подготовленный ответ - 2 балла. Такая форма работы помогает успешно провести обобщение изученного материала, более того, параллельно происходит дальнейшее совершенствование навыков и умений владения устной речью. Преподавателю отводится роль организатора и координатора. Необходимо следить, чтобы обсуждение в малых группах постоянно проходило на иностранном языке. Рекомендуется вычитать баллы при условии перехода обучающихся на родной язык. Важно, чтобы каждый в своей группе принимал посильное участие в совместной работе. Подобным образом может быть организована учебная деятельность на занятии по иностранному языку при повторении любого тематического материала. Организация обсуждения в малых группах дает возможность каждому, включая обучающихся со слабым уровнем знаний или тех, кто испытывает чувство стеснения, выступать перед аудиторией, высказывать свое мнение на иностранном языке.

Нельзя не отметить такую современную технологию, как модульное обучение. Многие исследователи, например, В. А. Ермоленко указывают, что «блочно-модуль-ная технология предоставляет большие возможности для организации дифференцированного обучения, обеспечивает диверсификацию подготовки специалистов в процессе непрерывного образования, ее завершенность на различных этапах» [1, с. 44]. Методист А. В. Конышева подчеркивает, что «модульное обучение предполагает строгое содержание учебного материала, четкие требования к знаниям и способам деятельности, алгоритмизацию труда» [4, с. 154]. Данный вид обучения следует применять при организации самостоятельной работы обучающихся в процессе преподавания иностранного языка. Модульное обучение можно использовать на занятиях с адъюнктами и аспирантами при повторении и систематизации грамматического материала. Как правило, одно занятие отводится на реализацию одного модуля. Такое занятие рекомендуется проводить перед контрольным тестом по изученной теме.

Самостоятельная работа по иностранному языку может происходить в виде различной деятельности, которая должна быть тематически построена и нацелена на использование ряда интернет-источников, англоязычных сайтов, направленных на активизацию языковых навыков обучающегося.

Тем не менее важно учитывать последовательность и преемственность языкового материала в ходе структурирования самоорганизации деятельности обучающегося.

Из этого следует, что самостоятельная внеаудиторная работа обучающегося может способствовать активизированию таких навыков, как аудирование и грамматика, приводя к соответствующему повышению качества знаний и навыков владения иностранным языком.

Проанализируем модель самоорганизации учебной деятельности обучающегося с помощью применения интернета.

1. Самостоятельный просмотр учебного видеоматериала согласно теме занятия на сайте www.YouTube.com (преподаватель указывает ссылку на соответствующий источник) с разработанной системой заданий. Текст, предложенный преподавателем, должен представлять источник дополнительной полезной и актуальной информации, мотивировать к приобретению дополнительного объема знаний.

Дадим обоснование следующим видам упражнений:

- на восстановление смыслового содержания текстового материала с помощью подстановки слов и выражений (после просмотра видеосюжета на сайте www.YouTube.com). Такое задание нацелено на развитие памяти и помогает запомнить как можно больше слов и словосочетаний, включая и клишированные фразы. Режим самостоятельной работы не ограничивает обучающегося в количестве прослушиваний, что сказывается на конечном успешном результате выполнения упражнения;

- тест множественного выбора влияет на концентрацию памяти обучающегося при узнавании и понимании как обычных лексических единиц, так и терминов, к тому же возникает возможность проверки понимания разного рода информации;

- упражнение на завершение предложения или подстановку выпущенной фразы позволяет совершенствовать умение выражать собственные идеи, правильно представлять когерентность предложений, текстовых фрагментов друг с другом;

- задание на соответствие «дефиниция - слово», «слово - дефиниция» способствует дальнейшему развитию памяти и активизирует навыки коммуникативной деятельности [13, с. 50];

- ответы на поставленные специальные вопросы стимулируют собственное высказывание обучающегося;

- серия упражнений, целью которых является решение смоделированных ситуаций (симуляция), которые могут иметь место в действительности в рамках конкрет-

ных профессий, считается действенным способом овладения профессиональными навыками.

2. Самостоятельное прослушивание песен и поэтических произведений (к примеру, сайт www.esolcourses.com) является эффективным ресурсом, который позволяет обучающимся верно и точно воспроизводить интонационный рисунок английской речи, а также разработан целый набор заданий на заполнение пропусков словами и фразами той или иной песенной композиции. Кроме того, имеется возможность прохождения теста в режиме онлайн для закрепления необходимого результата.

3. Совершенствование и активизация навыков употребления грамматики могут быть включены преподавателем в содержание самоорганизации учебной деятельности обучающегося в виде выполнения специально разработанных тестовых заданий в системе онлайн на соответствующих учебных сайтах (www.ego4u.com, www.englishmedialab.com и др.) [15].

4. Создание условий с целью ознакомления обучающихся с рядом полезных сайтов, которые имеют в своем арсенале радиоресурсы на иностранном языке (www.scientificamerican.com, www.bbc.com и www.radioaustralia.net.au), аудиоматериалы

и кинофильмы, стимулирующие обучающихся к успешной работе в аудитории.

Осуществление контроля над самоорганизацией учебной деятельности также выступает одним из существенных компонентов самостоятельной работы и напрямую связано с системой оценивания для того, чтобы установить меры поощрения обучающегося при условии ее качественного выполнения. Нужно отметить, что контроль в любой форме не должен сводиться только к административным мерам, его следует понимать в качестве приемлемого дидактического средства, оказывающего положительный эффект на самоорганизацию учебной деятельности обучающегося в целом.

Итак, преподаватель, творчески подходящий к своей педагогической деятельности, является стимулом творческого саморазвития, положительно воздействует на процесс самообразования обучающегося. Безусловно, коммуникативные навыки формируются при условии активного вовлечения обучающегося в творческий процесс самоорганизации учебной языковой деятельности в межсессионный период и всего учебного процесса, повышения моти-вационного фактора, преодоления ряда педагогических и методических трудностей при обучении, умения работать с учебным материалом по языковой дисциплине.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабаян А. В. и др. Блочно-модульная технология В. А. Еременко // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 5. - С. 41-44.

2. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. - М. : Академия, 2004. - 336 с.

3. Гладилина Г. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании профессиональных компетенций студентов при организации самостоятельной работы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://jdanova-ren.narod.ra/obob/gladilma.htm (дата обращения: 10 нояб. 2017 г.).

4. Конышева А. В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку. - СПб. : КАРО ; Минск : Четыре четверти, 2005. - 208 с.

5. Методика обучения иностранным языкам : базовый курс лекций. - М. : Просвещение, 2005. - 238 с.

6. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / А. П. Миньяр-Белоручева. - М. : Проспект, 2001. - 203 с.

7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат. - М. : Академия, 2000. - 272 с.

8. Образ Н. Н. Особенности познавательной мотивации у студентов, изучающих иностранные языки // Компетентностный подход в обучении иностранным языкам в вузе. - 2012.

9. Роджерс К. Р. Творчество как усиление себя / / Вопросы психологии. - 1990. - № 1. - С. 164-168.

10. Сергеенкова В. В. Управляемая самостоятельная работа студентов. Модульно-рейтинговая и рейтинговая системы. - Минск : РИВШ, 2004. - 132 с.

11. Слободян О. П. Творческое саморазвитие личности студентов педагогического колледжа в процессе изучения культурологических дисциплин : дис... канд. пед. наук. - Луганск, 2004.

12. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранному языку : хрестоматия. - М. : Просвещение, 2006. - 239 с.

13. Фомина С. Б. Использование потенциала коммуникативной методики при обучении студентов неязыковых высших учебных заведений иностранному языку / / SCI-ARTICLE.RU. - 2015. - № 26. - С. 46-57.

14. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. - М. : Просвещение, 1986. -223 с.

15. Fomina S. B. Formation of foreign language communicative competence in teaching university students / / Zbior artykulow naukowych. Konferencji Miedzynarodowej Naukowo-Praktycznej «Pedagogika. Naukowe Wyszu-kaj» (30.10.2015 - 31.10.2015). - Warszawa : Wydawca : Diamond trading tour, 2015.

REFERENCES

1. Babayan A. V. i dr. Blochno-modul'naya tekhnologiya V. A. Eremenko / / Fundamental'nye issledovaniya. -2008. - № 5. - S. 41-44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Gal'skova N. D. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. - M. : Akademiya, 2004. - 336 s.

3. Gladilina G. A. Ispol'zovanie informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologiy v formirovanii profes-sional'nykh kompetentsiy studentov pri organizatsii samostoyatel'noy raboty [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http: //jdanova-ren.narod.ru/ obob/gladilina.htm (data obrashcheniya: 10 noyab. 2017 g.).

4. Konysheva A. V. Organizatsiya samostoyatel'noy raboty uchashchikhsya po inostrannomu yazyku. - SPb. : KARO ; Minsk : Chetyre chetverti, 2005. - 208 s.

5. Metodika obucheniya inostrannym yazykam : bazovyy kurs lektsiy. - M. : Prosveshchenie, 2005. - 238 s.

6. Metodika obucheniya inostrannym yazykam v sredney shkole / A. P. Min'yar-Belorucheva. - M. : Prospekt, 2001. - 203 s.

7. Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya : ucheb. posobie dlya stud. ped. vuzov i sistemy povysh. kvalif. ped. kadrov / pod red. E. S. Polat. - M. : Akademiya, 2000. - 272 s.

8. Obraz N. N. Osobennosti poznavatel'noy motivatsii u studentov, izuchayushchikh inostrannye yazyki // Kompetentnostnyy podkhod v obuchenii inostrannym yazykam v vuze. - 2012.

9. Rodzhers K. R. Tvorchestvo kak usilenie sebya // Voprosy psikhologii. - 1990. - № 1. - S. 164-168.

10. Sergeenkova V. V. Upravlyaemaya samostoyatel'naya rabota studentov. Modul'no-reytingovaya i rey-tingovaya sistemy. - Minsk : RIVSh, 2004. - 132 s.

11. Slobodyan O. P. Tvorcheskoe samorazvitie lichnosti studentov pedagogicheskogo kolledzha v protsesse izucheniya kul'turologicheskikh distsiplin : dis... kand. ped. nauk. - Lugansk, 2004.

12. Solovova E. N. Metodika obucheniya inostrannomu yazyku : khrestomatiya. - M. : Prosveshchenie, 2006. - 239 s.

13. Fomina S. B. Ispol'zovanie potentsiala kommunikativnoy metodiki pri obuchenii studentov neyazykovykh vysshikh uchebnykh zavedeniy inostrannomu yazyku / / SCI-ARTICLE.RU. - 2015. - № 26. - S. 46-57.

14. Shatilov S. F. Metodika obucheniya nemetskomu yazyku v sredney shkole. - M. : Prosveshchenie, 1986. -223 s.

15. Fomina S. B. Formation of foreign language communicative competence in teaching university students / / Zbior artykulow naukowych. Konferencji Miedzynarodowej Naukowo-Praktycznej «Pedagogika. Naukowe Wys-zukaj» (30.10.2015 - 31.10.2015). - Warszawa : Wydawca : Diamond trading tour, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.