Научная статья на тему 'Самостоятельная работа как одна из ведущих видов деятельности студентов при изучении иностранного языка в техническом вузе'

Самостоятельная работа как одна из ведущих видов деятельности студентов при изучении иностранного языка в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDEPENDENT WORK / САМОРАЗВИТИЕ / SELF-DEVELOPMENT / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / MODULE EDUCATION / МЕТОД ПРОЕКТОВ / PROJECTS METHOD / АУДИОВИЗУАЛЬНЫЙ МЕТОД / AUDIOVISUAL METHOD / ВИДЕОФИЛЬМЫ / VIDEO FILMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыбенко Эльзара Олеговна

В статье рассматривается самостоятельная работа как одна из ведущих видов деятельности студентов при изучении иностранного языка в техническом вузе. По современным стандартам самостоятельной работе студентов отводится большое место в учебном процессе. Организация самостоятельной работы должна контролироваться преподавателем. Существует большое количество методов и технологий, которые эффективно способствуют развитию у студентов мыслительной деятельности и расширению круга своих знаний. В качестве примеров в статье приведены такие методы, как модульное обучение, метод проектов и аудиовизуальный метод. Необходимость в самостоятельной работе студентов в вузе обусловлена задачами формирования навыков самостоятельной работы. Большое разнообразие методов и технологий на сегодняшний день побуждает к мыслительному процессу и способствует развитию интеллектуальных качеств у студентов, помогающих в будущем расширять свой диапазон знаний и применять их на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT WORK AS ONE OF THE LEADING KINDS OF STUDENTS'' ACTIVITY IN STUDYING FOREIGN LANGUAGE IN A TECHNICAL UNIVERSITY

The article examines independent work as one of the leading kinds of students'' activity in studying foreign language in a technical university. Modern standards allocate a significant amount of education process time to the independent work of students. The organization of independent work must be controlled by the teacher. there is a significant number of methods and technologies which aid the efficient development of cognitive activity in students and help them to expand their knowledge horizons. the article uses the examples of such methods as module education, projects method and audiovisual method. the necessity of independent work of students is due to the tasks of independent work skills formation. the large variety of methods and technologies which exists today encourages thinking process and aids the development of intellectual qualities of students. this later helps them to expand their range of knowledge and use it in practice.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа как одна из ведущих видов деятельности студентов при изучении иностранного языка в техническом вузе»

^ Образование в сфере культуры 1

сам процесс обучения, но и на качество зна- на общее развитие личности обучаемого, на ний, умений и навыков обучающихся, а также его умение общаться с людьми.

Примечания

1. Никитина О. А. Воспитательный потенциал содержательной стороны коммуникации // Технологии обучения иностранным языкам в неязыковых вузах : VI Межвуз. науч.-практ. конф. (Ульяновск, 3 февраля 2010 года) : сборник научных трудов / отв. ред. Н. С. Шарафутдинова. Ульяновск : УлГТУ, 2010. 214 с.

2. Потошина О. С. Специфика преподавания иностранных языков студентам неязыковых специальностей (психологические особенности и основные методы активизации учебного процесса) // Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в неязыковых вузах : материалы Межфакультетской научно-методической конференции / под общ. ред. Е. Бережнова. Москва : ИД НИУ ВШЭ, 2012.

3. Сопранцова Ю. С. Педагогические условия изучения иностранного языка в системе профессионального образования // Строительство — 2010 : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Ростов-на-Дону, 2010.

4. Степанова М. М. Обучение деловому английскому языку в магистратуре нелингвистического вуза // Деловой иностранный язык : сборник научных трудов. Вып. 4. Санкт-Петербург, 2010. С. 51—54

5. Царевская И. В., Литовченко Л. Н. К вопросу о коммуникативной методики преподавания английского языка в неязыковом вузе // Строительство — 2008 : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Ростов-на-Дону, 2008.

С

АМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОДНА ИЗ ВЕДУЩИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

ф УДК 811.11:159.9:370 0

Э. О. Цыбенко

Ростовский государственный строительный университет (г. Ростов-на-Дону)

В статье рассматривается самостоятельная работа как одна из ведущих видов деятельности студентов при изучении иностранного языка в техническом вузе. По современным стандартам самостоятельной работе студентов отводится большое место в учебном процессе. Организация самостоятельной работы должна контролироваться преподавателем. Существует большое количество методов и технологий, которые эффективно способствуют развитию у студентов мыслительной деятельности и расширению круга своих знаний. В качестве примеров в статье приведены такие методы, как модульное обучение, метод проектов и аудиовизуальный метод. Необходимость в самостоятельной работе студентов в вузе обусловлена задачами формирования навыков самостоятельной работы. Большое разнообразие методов и технологий на сегодняшний день побуждает к мыслительному процессу и способствует развитию интеллектуальных качеств у студентов, помогающих в будущем расширять свой диапазон знаний и применять их на практике. Ключевые слова: самостоятельная работа, саморазвитие, модульное обучение, метод проектов, аудиовизуальный метод, видеофильмы.

E. O. Tsybenko

Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE), The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Sotsialisticheskaia str., 162, Rostov-on-Don, Russian Federation, 344022

INDEPENDENT WORK AS ONE OF THE LEADING KINDS OF STUDENTS' ACTIVITY IN STUDYING FOREIGN LANGUAGE IN A TECHNICAL UNIVERSITY

The article examines independent work as one of the leading kinds of students' activity in studying foreign language in a technical university. Modern standards allocate a significant amount of education process

ЦЫБЕНКО ЭЛЬЗАРА ОЛЕГОВНА — преподаватель кафедры иностранных языков Ростовского государственного строительного университета (г. Ростов-на-Дону)

TSYBENKO ELZARA OLEGOVNA — teacher of Department of foreign languages, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE, Rostov-on-Don)

© Цыбенко Э. Л., 2014

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

time to the independent work of students. The organization of independent work must be controlled by the teacher. There is a significant number of methods and technologies which aid the efficient development of cognitive activity in students and help them to expand their knowledge horizons. The article uses the examples of such methods as module education, projects method and audiovisual method. The necessity of independent work of students is due to the tasks of independent work skills formation. The large variety of methods and technologies which exists today encourages thinking process and aids the development of intellectual qualities of students. This later helps them to expand their range of knowledge and use it in practice.

Keywords: independent work, self-development, module education, projects method, audiovisual method, video films.

Обучение в вузе делится на две практически одинаковых по объему и значимости части — процесс обучения и процесс самообразо-ва ния.

Самостоятельная работа — плановая, учебно-поисковая, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая в свободное от учебной деятельности время. Необходимость в самостоятельной работе студентов в вузе обусловлена не столько решением дидактических задач (закрепление изученного материала), сколько — задач формирования навыков самостоятельной работы и подготовки к самообразованию и саморазвитию.

Однако в технических вузах иностранный язык изучается, обычно, 2—3 семестра. Студенты не имеют еще достаточного опыта в организации эффективной самостоятельной работы, поэтому задача преподавателя — правильно организовать и адекватно оценить самостоятельную работу студента. Преподавателю следует внедрять наиболее эффективные технологии, позволяющие не только закреплять знания, но и активизировать творческую деятельность студентов. Задания должны стимулировать на поиск индивиду-аль но го сти ля дея тель но сти, на мак си маль-ное рас кры тие имею щих ся за дат ков, на вклю-че ние внут рен ней мо ти ва ции и тя ги к новым зна ни ям.

В современной педагогике имеется ряд методик, направленных на самостоятельное изучение иностранного языка. Для выхода в речь, что яв ляет ся ос нов ной за дачей, для развития коммуникативных навыков, студенту необходимо не только зазубривать грамматические правила, лексику, но и самостоятельно искать, анализировать, воображать, импровизировать.

Среди разных методов обучения иностранно му язы ку осо бое значе ние име ет модульное обучение. Если мы заглянем в педагогический энциклопедический словарь, то найдем следующее толкование: «модульное обучение — организация образовательного процесса, при котором учебная информация разделяется на модули (относительно законченные и самостоятельные единицы, части информации). Совокупность нескольких модулей позволяет раскрывать содержание определённой учебной темы или даже всей учебной дисциплины. Модули могут быть целевыми (содержат сведения о новых явлениях, фактах), информационными (материалы учебника, книги), операционными (практические упражнения и задания). Модульное обучение способствует активизации самостоятельной учебной и практической деятельности учащихся» [1].

Согласно П. А. Юцявичене, «модуль — это основное средство модульного обучения, которое яв ляет ся за кон чен ным бло ком ин формации, а также включает целостную программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей. Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся самостоятельно может работать с предложенной ему ин ди ви ду аль ной учеб ной программой, содержащей блок целевых действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных задач. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей» [5]. Таким образом, технология модульного обучения открывает широкие возможности для индивидуализации обучения. А так как английский язык в техническом вузе не является профилирую-

^ Образование в сфере культуры

Ф

щим предметом, и ему отводится небольшая недельная аудиторная нагрузка, то модульное обучение, одним из принципов которого является самостоятельная работа студентов, как нельзя лучше подходит для изучения иностранного языка в техническом вузе.

Активная самостоятельная работа студентов при постоянных текущих индивидуальных консультациях с преподавателями может быть эффективна и давать положительный результат только в условиях компактной, сжа той фор мы ос вое ния мате риа ла.

Не менее эффективной технологией в изучении иностранного языка является применение метода проектов, который предполагает самостоятельную работу с информационными источниками. Метод проектов направлен на развитие активного самостоятельного мышления, на внутреннюю мотивацию. Студент не просто должен запоминать учебный матери ал, ко торый ему да ют в уни вер си тете, а применять свои знания на практике. Для при менения дан ного метода студент дол жен владеть базовыми умениями самостоятельной работы (умениями читать и анализировать, полученную информацию, отбирать необходимый материал, работать со справочными материалами, исследовать и т.д.).

Р. Гарднер привел в порядок основные признаки проектной работы. Главное — это результаты, к которым можно прийти в процессе создания проекта [6]:

• создаются предпосылки к автономному обучению;

• развиваются учебные технологии планирования, студенты видят, какой они внесли личный вклад в процесс обучения, самостоятельно выбирая тему проекта.

Американские исследователи К. Шепард и Ф. Столлер отмечают ценность тематической направленности студентов. Они предлагают восемь этапов разработки проекта [7]:

1. Определение темы. Преподаватель совместно со студентами определяет тему, которая бы расширила понимание аспекта будущей рабо ты студен тов и обес пе чи ла лек си че-скую на пол няе мость вы бран ной те мы.

2. Содержание проекта. Решите, какова будет презентация проекта (например, пись-

мен ное со обще ние, бро шюра, ви део, де баты и т.д.).

3. Структура проекта. Сообщите, какая литература и информация понадобится студентам. Распре де ли те роль ка ж дого студен та и раз де ли те всех студен тов на груп пы.

4. Определение языковых навыков и стратегий. Объясните, какие навыки студенты должны показать в финальной презентации.

5. Сбор информации.

6. Ана лиз информа ции.

7. Презентация проекта.

8. Оценка проекта. На последнем этапе студен ты и препода ватель обсу ж да ют, вы-пол нены ли цели, за дачи, выработаны ли коммуникативные навыки, решены ли проблемы, что получилось лучше (хуже) и т.п.

При вы пол не нии са мо стоя тельной рабо ты современный студент обязательно использует передовые технологии, такие как ком-пь ю тер, план шет и дру гие гад же ты, ко торые позволяют поднять учебный процесс на новый уровень. Интернет на сегодняшний день обеспечивает доступом к аутентичным ре-сур сам ве ду щих зару беж ных элек трон ных газет, журналов, энциклопедий. Просмотр и чтение англоязычных сайтов помогает совершенствовать навыки владения иностранным языком.

Отдельно стоит обратить внимание на использование аудиовизуального метода. Аудиовизуальный метод обучения иностранным языкам был разработан во Франции в 50-х годах XX столетия в результате совместных ис сле дова ний фран цуз ских и юго слав-ских уче ных и из начально был на прав лен на интенсивное обучение взрослых разговорной речи на французском языке [2]. Преимущество аудиовизуального метода состоит в том, что студент дома, в комфортной ему обстановке и в удобном для него темпе, может просматривать фильмы, делая паузы в тех местах, где ему требуется. Аудиовизуальный метод помогает создать языковую среду, где родной язык полностью исключается. Просмотр кинофильма является очень важным средством обучения, так как студент получает реальное представление о том, как изу чае мый им язык ис поль зует ся в

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

ситуациях естественного общения. Наряду с этим фильм знакомит студентов со страной изу чаемого язы ка, ее культурой, бытом и традициями. Таким образом, видеофильмы являются одним из эффективных методов для самостоятельной работы студентов, так как:

• используется аутентичная речь и создается атмосфера реальной языковой коммуникации;

• у студентов повышается мотивация к изу-че нию ино стран ных язы ков;

• процесс усвоения материала доставляет удовольствие;

• процесс просмотра видеофильмов способствует анализу, рассуждению, воображению и сопе ре жи ва нию глав ным ге роям;

• формируется фонетический слух, совершенствуется произношение.

Таким образом, самостоятельная работа — это не отъ ем ле мый вид учеб ной дея тельно сти для студентов. Большое разнообразие методов и тех но логий на се годняш ний день по бу-ждает к мыслительному процессу и способствует развитию интеллектуальных качеств у студентов, помогает ему в будущем расширять свой диапазон знаний и применять их на практике.

Примечания

1. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. Москва, 2002.

2. Гез Н. И., Фролова Г. М. История зарубежной методики преподавания иностранных языков. Москва : Академия, 2008.

3. Горгорова В. В., Гречко М. В. Возрастающая отдача знаний в системе высшего образования // Научное обозрение. 2013. № 2. С. 197—199.

4. Сопранцова Ю. С. Педагогические условия изучения иностранного языка в системе профессионального образования // Междунар. науч.-практ. конф. «Строительство — 2010». Ростов-на-Дону : РГСУ, 2010.

5. Юцявичене П. А. Основы модульного обучения. Вильнюс : ПКР-РиСНХ, 1989.

6. Gardner R. C, Lambert W. E. Attitudes and Motivation in Second Language Learning. Rowley, MA: Newbury House, 1972.313 р.

7. Sheppard K, Stoller F. L. Guidelines for the integration of Student Projects into ESP Classrooms / FORUM. 1995. Vol. 33. № 2. Pp. 10—22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.