^ Образование в сфере культуры
2013. № 7. Режим доступа: http://www.online-science.rU/m/products/pedagogical_sciense/gid943/pg0.
6. Резникова А. В. К вопросу о противодействии национальному и религиозному экстремизму в рамках поликультурного образовательного пространства [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. Режим доступа: http://www.science-education.ru/l06-7667.
7. Резникова А. В. К вопросу о внедрении интерактивных методов обучения в современный образовательный процесс: дистанционные образовательные технологии [Электронный ресурс] // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 6. Режим доступа: http://www.online-science.rU/m/products/ pedagogical_sciense/gid780/pg6.
М
етод проектов на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе
УДК 81-13
Ю. В. Дроздова
Ростовский государственный строительный университет (г. Ростов-на-Дону)
Настоящая статья рассматривает возможности самостоятельного овладения знаниями в процессе усвоения практических задач или проблем. И одним из рассматриваемых методов изучения иностранного языка можно назвать метод проектов. Данный метод широко используется в современных образовательных структурах. Обучение иностранному языку стало иметь практическую направленность, которое влияет, прежде всего, на развитие полноценной и гармоничной личности, способной планомерно участвовать в межкультурной коммуникации. Автор фокусирует внимание на том, что на современном этапе система образования должна быть направлена на создание такой системы обучения, при которой студент не только много знал, но и научился мыслить, используя эти знания и развивая у них способность продуктивного мышления. Если рассматривать проблемность, как принцип обучения, то это означает, что при организации обучения содержание учебного материала предоставляется в виде проблемной задачи. Стоит отметить, что проблемность как организует содержание усвоенных знаний, так и диктует особую методику его усвоения.
Ключевые слова: метод проектов, коммуникативная компетенция, интеграция знаний, проблема, практическая направленность.
Iu. V. Drozdova
Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE), The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Sotsialisticheskaia str., 162, Rostov-on-Don, Russian Federation, 344022
PROJECTS METHOD IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES
AT A NON-LINGUISTIC HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
The article examines the possibilities of independent knowledge mastering in the process of studying practical tasks ofproblems. One ofthe examined methods offoreign language study is the projects method. This method is widely used in present-day educational structures. Foreign language teaching has become practically oriented. This influences, first and foremost, the development of a complete and harmonious personality, which is able to take part rationally in intercultural communication. The author focuses attention on the fact that at the present stage the system of education must be targeted at the creation of such a system which helps the student not only to gain more knowledge, but also to learn to think using this knowledge and to develop their productive thinking ability. If problem orientation is viewed as the principle ofeducation, this means that in the organization ofeducation the content ofeducational material is a problem task. It must be noted that problem orientation both organizes the content of mastered knowledge and dictates the special methods of mastering it.
Keywords: projects method, communicative competence, integration of knowledge, problem, practical orientation.
ДРОЗДОВА ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА — кандидат физико-математических наук, доцент кафедры информационных систем в строительстве Ростовского государственного строительного
университета (г. Ростов-на-Дону) 195
DROZDOVA IULIIA VLADIMIROVNA — Ph.D. (Physical and Mathematical Sciences), Associate Professor of Department ofInformation Systems in Construction, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE, Rostov-on-Don)
e-mail: [email protected] © Дроздова Ю. В., 2014
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^
ф
В современном, постоянно меняющемся мире владение иностранным языком необходимо всем, кто хочет достичь желаемого результата в профессиональной деятельности.
Информационное пространство требует развития личности в различных плоскостях, в том числе и ее коммуникативных способностей. Поэтому преподавание иностранного языка в вузе должно осуществляться на новом уровне с учетом определенных аспектов: образовательного, лингвистического, информационного и культурологического.
Мотивация, обуславливающая потребность в изу че нии ино стран ного язы ка, в част ности английского, су щест вен но возрастает. Между странами и народами налаживаются не только политические, но и межличностные контакты. Коммуникативная компетенция является базовой целью обучения иностранному языку, таким образом, обучение предполагается и в системе языка, и в практическом овладении им. Итак, знание иностран ного язы ка включает в себя как приобщение к культуре страны изучаемого язы ка, так и ов ла де ние все ми ви да ми ре че-вой деятельности, то есть аудированием, чтением, письмом, говорением.
Проходя подготовку по налаживанию межкультурных связей и коммуникаций, студентам необходимо выработать навыки общения, передачи информации, поэтому пристальное внимание уделяется созданию условий для реализации речевой практики в максимально приближенной к действительности речевой атмосфере, а также для сотрудничества препода вате ля и студен тов.
Использование метода проектов считается наи более при ем ле мой воз мож но стью для осу ще ст в ле ния дан ных за дач и тре бо ва ний.
В начале XX века американский педагог Дж.Дьюи и позднее У. Килпатрик разработали и ввели в использование метод проектов.
Обеспечение учащихся возможностью индивидуального приобретения знаний при решении практических задач или поставленных проблем, которые требуют внедрения инфор-ма ции из раз но образ ных пред мет ных об лас-тей, — это основная цель метода проектов. При работе над проектом роль координато-
ра, советника, эксперта отводится препода-вате лю.
Классификация проектов, которая рассмотрена в учебном пособии Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркиной является самой всеобъемлющей. Такую классификацию рекомендуется использовать в проектах, используемых в преподавании любой дисциплины обучения. Нижеперечисленные разновидности проектов различаются по нескольким критериям:
1. По методу, который является доминирую щим в про ек те:
• исследовательские;
• творческие;
• иг ровые;
• информационные;
• практико-ориентированные.
2. По характеру координирования проекта:
• с яв ной ко ор ди на ци ей;
• со скрытой координацией.
3. По характеру контактов:
• внутренние (региональные);
• международные.
4. По количеству участников:
• личностные;
• парные;
• груп по вые.
5. По продолжительности проведения:
• краткосрочные;
• сред ней про дол жи тельно сти;
• долгосрочные.
Раскрытие возможностей каждого участника способствует реализации активной самостоя тельной дея тельности. Ранее этот метод назывался проблемным, так как акцент де лал ся на ак тив ной по зна ватель ной и творческой совмест ной деятельности участ ников при решении общей проблемы, на которую он был ори ен ти рован. Про бле ма, обыч но, бы ла чисто прагматичной, то есть результаты можно было реально увидеть при ее исполнении. При актуализации развивающегося общества для во площе ния в жизнь про ект ной рабо ты принимается тот материал, который предлагает решение обозначенной проблемы, а также имеет практическую ориентированность.
Основные требования для использования ме тода проектов:
ф
^ Образование в сфере культуры
ф
1) существование проблемы, имеющей вес, как в исследовательском, так и в творческом плане, требующей последовательного поиска для ее решения;
2) практическая, теоретическая значимость ожидаемых результатов;
3) самостоятельная деятельность участников на уроке или во внеурочное время;
4) структурирование основной части про-ек та;
5) использование исследовательских методов: постановка проблемы, определение задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полу чен ных дан ных, под ведение итогов, корректировка, выводы. Обеспечение максимальной продук тив ной мыс ли тель ной деятельности студента на каждом этапе работы над проектом — это то, что преподаватель должен предоставить студентам в процессе обучения.
Метод проектов может использоваться в курсе обучения иностранному языку для освоения любой темы устной речи или по опре-де ленным про бле мам, затра гивающим дру гие облас ти зна ний.
Работа над проектом проходит в несколько этапов. Обозначение темы и проблемных вопросов во время занятия — это первый этап работы. Самостоятельный совместный поиск материала проводится во внеаудиторное время вме сте с от работ кой про грамм ного мате-риа ла по ус та нов лен ной те ме — вто рой этап. Представление проекта всеми разработчиками перед ком пе тент ным жюри, ко торое оценивает результаты проекта, является конечным эта пом рабо ты.
Особенности проектной методики иллюстрируются на примере викторины «Крупнейшие города Америки». Типологически данный проект можно определить как исследовательский вид с чет ко вы ра жен ны ми эле мен та ми креативности. Это среднесрочный межпредметный проект с открытой координацией. Определенные задачи выдвигались при пла-
Примечания
1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе:
нировании и организации такого мероприятия: 1)содействование в распространении английского языка и англоязычной культуры среди молодежи; 2) мотивация и поддержание интереса к расширению знаний в области страноведения;3)способствование к расши-ре нию ин тере са для изу че ния в Рос сии язы ка, литературы и культуры Америки; 4) развитие фантазии, воображения, творческих способностей студентов; 5) расширение общего кругозора и мировоз зрения.
Такая внеаудиторная работа побуждает эффективнее решать задачи учебного процесса, а именно: а) усиливать мотивацию к изучению английского язы ка; б) способст вовать практическому владению речевой деятельностью; в) уве ли чи вать ак тивный словарный запас студен тов; г) совершенст вовать их произношение; д) развивать их интеллектуальную и речевую активность.
Используя в своей работе проектную методику, необходимо отметить, что этот прием производит наибольший эф фект при обобщении, закреплении и повторении задан ного материа ла, а особен но — при организации его практического применения. Студенты углубляют свои страноведческие познания, совершенствуют коммуникативные на вы ки при тща тельной про работ ке обозначен ной темы.
Потребность в активном, самостоятельном, практически ориентированном обучении удовлетворяется при помощи метода проектов, который позволяет студен ту проявить себя и преуспеть в изучении иностранного языка. Студенты на практике видят и понимают пользу применения иностранного языка, так как его можно использовать в максимально приближенных к реальности ситуациях, в том числе профессионально ориентированных. Используя первоисточники из Интернета, они получают информацию об ас пек тах, свя зан ных с буду щей профессиональной деятельностью, как в рамках соб ст вен ной культу ры, так и культу ры страны изучаемого языка.
контекстный подход. Москва, 1991.
ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^
2. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. Москва : Просвещение, 1991.
3. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2, 3.
5. Кривцова Н. Л. Подготовка научных кадров в России и США [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. Режим доступа: http://www.science-education.ru/l06-7657.
кКоммуникативные задачи обучения
иностранному языку в неязыковом вузе УДК 811.111:37.016
И. В. Царевская, Н. С. Журавлёва
Ростовский государственный строительный университет (г. Ростов-на-Дону)
Освящается проблема обучения профессионально-ориентированному чтению специалистов в техническом вузе. Особое внимание уделяется соотношению гуманитарного и технического компонентов в обучении иностранному языку. Обсуждаются различные виды чтения в профессионально-ориентированном обучении слушателей высшей школы: просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое. Виды чтения распределяются в зависимости от этапов обучения и уровня владения иностранным языком. В статье также затрагивается вопрос содержательной стороны учебного материала, который должен представлять интерес для обучаемых и иметь ценность в усвоении определенной специальности. Чтение рассматривается как цель и средство обучения. Уделяется внимание проблеме формирования умения самостоятельной работы обучаемых с языковым материалом. Вопрос учета мотивации обучаемых представляется как одно из условий профессионально-ориентированного обучения.
Ключевые слова: профессионально-ориентированное чтение, подъязык, просмотровое чтение, ознакомительное чтение, изучающее чтение, поисковое чтение, текстовый материал, цель обучения, средство обучения, информативность.
I. V. Tsarevskaya, N. S. Zhuravleva
Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE), The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Sotsialisticheskaia str., 162, Rostov-on-Don, Russian Federation, 344022
COMMUNICATIVE TASKS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN A NON-LINGUISTIC INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION
The work looks at the problem of teaching professionally oriented reading to specialists in a technical institution of higher education. Special attention is paid to the ratio of humanitarian and technical components in foreign language teaching. The work discusses various kinds ofreading in the professionally oriented teaching of university students: skimming, scanning, intensive and extensive reading. The kinds of reading are distributed according to stages of education and level of foreign language mastery. The work also touches upon the problem of the content of educational material, which has to be of interest to students and be valuable in mastering certain specialized sphere. Reading is viewed as both goal and means of education. Attention is given to forming the students' ability to work independently with language material. The problem of considering the motivation of students is viewed as one of the conditions of professionally oriented education.
Keywords: professionally oriented education, sublanguage, scanning, skimming, intensive reading, extensive reading, text material, goal of education, means of education, informativeness.
ЦАРЕВСКАЯ ИРИНА ВАЛЕНТИНОВНА — кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Ростовского государственного строительного университета (г. Ростов-на-Дсшу)
TSAREVSKAYA IRINA VALENTINOVNA — Ph.D. (Philology), Associate Professor of Department of foreign languages, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE, Rostov-on-Don)
ЖУРАВЛЕВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА — преподаватель кафедры иностранных языков Ростовского государственного строительного университета (г. Ростов-на-Дону)
ZHURAVLEVA NATALIA SERGEEVNA — teacher of Department of foreign languages, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE, Rostov-on-Don)
e-mail: [email protected], [email protected] © Царевская И. В., Журавлева Н. С., 2014