Научная статья на тему 'Профессиональноориентированное чтение как средство подготовки специалистов в неязыковом вузе'

Профессиональноориентированное чтение как средство подготовки специалистов в неязыковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЧТЕНИЕ / PROFESSIONALLY-ORIENTED READING / ПОДЪЯЗЫК / SUBLANGUAGE / ПРОСМОТРОВОЕ ЧТЕНИЕ / ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ / ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ / ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ / ТЕКСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ / TEXT MATERIAL / ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАТИВНОСТЬ / INFORMATIVENESS / SKIMMING / SCANNING / INTENSIVE READING / EXTENSIVE READING / GOAL OF EDUCATION / MEANS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Царевская Ирина Валентиновна, Журавлева Наталья Сергеевна

Тема работы находится на стыке педагогического и филологического направлений и посвящена проблеме подготовки профессиональных кадров через чтение профессиональноориентированных текстов в неязыковых вузах. Развитие технического образования в современной России определено как одно из приоритетных направлений образовательной политики. Однако в этом секторе образования возникает ряд проблем, в том числе проблема соблюдения баланса между технической и гуманитарной составляющей в образовании и воспитании гармоничной, разносторонне развитой личности будущего специалиста. Освящается проблема обучения профессионально-ориентированному чтению специалистов в техническом вузе. Особое внимание уделяется соотношению гуманитарного и технического компонентов в обучении иностранному языку. Обсуждаются различные виды чтения в профессионально-ориентированном обучении слушателей высшей школы. Чтение рассматривается как цель и средство обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONALLY ORIENTED READING AS THE MEANS OF PREPARING SPECIALISTS IN A NON-LINGUISTIC HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The topic of the research borders between pedagogics and philology and deals with the problem of preparing professional personnel through reading professionally oriented texts in non-linguistic higher educational institutions. The development of technical education in modern Russia is viewed as one of priority directions of educational policy. However, this sector of education has certain problems, in particular the problem of maintaining the balance between technical and humanities component in the education and upbringing of the harmonious, fully developed personality of a future specialist. The article looks at the problem of teaching professionally oriented reading. Special attention is paid to the correlation between humanities and technical component in foreign language teaching. The work discusses different kinds of reading in the professionally oriented education of students of higher educational institutions. Reading is viewed as the goal and means of education.

Текст научной работы на тему «Профессиональноориентированное чтение как средство подготовки специалистов в неязыковом вузе»

^ Образование в сфере культуры

Примечания

1. Дискуссии по балльно-рейтинговой системе [Электронный ресурс]. URL: fairgrade.net. (дата обращения: 2.12.2010).

2. Кей Чен Со. Средний показатель успеваемости // Университетские новости мира. 2011. 13 марта.

3. Сазонов Б. А. Балльно-рейтинговые системы оценивания знаний и обеспечение качества учебного процесса // Высшее образование. 2012. № 6. С. 28—40.

4. Каталог. Университет штата Орегон. 2009—2010.

5. Подготовка к 21 веку : доклад [Электронный ресурс] / Национальная академия наук : [веб-сайт]. URL: http:www.nas.edu

References

1. Diskussii po ballno-reitingovoy sisteme [Discussions on score-rating system]. Available at: fairgrade.net. (accessed.: 2.12.2010).

2. Key Chen So. Sredniy pokazatel uspevaemosti [Average performance indicator]. Universitetskie novosti mira [University news of the world], 2013, March, 13.

3. Sazonov B. A. Ballno-reitingovye sistemy otsenivania znaniy i obespechenie kachestva uchebnogo protsessa [Score-rating systems of assessing knowledge and providing the quality of educational process]. Vyshee obrazovanie [Higher education], 2012, No. 6, pp. 28—40.

4. Catalogue. State Oregon University. 2009—2010.

5. Podgotovka k 21 veku: doklad [Preparation for the 21st century: report]. National academy of sciences. Available at: http:www.nas.edu

(/рофессионально-ориентированное чтение как средство подготовки специалистов в неязыковом вузе

УДК 811.111:37.016

И. В. Царевская, Н. С. Журавлева

Ростовский государственный строительный университет (Ростов-на-Дону)

Тема работы находится на стыке педагогического и филологического направлений и посвящена проблеме подготовки профессиональных кадров через чтение профессионально-ориентированных текстов в неязыковых вузах. Развитие технического образования в современной России определено как одно из приоритетных направлений образовательной политики. Однако в этом секторе образования возникает ряд проблем, в том числе проблема соблюдения баланса между технической и гуманитарной составляющей в образовании и воспитании гармоничной, разносторонне развитой личности будущего специалиста. Освящается проблема обучения профессионально-ориентированному чтению специалистов в техническом вузе. Особое внимание уделяется соотношению гуманитарного и технического компонентов в обучении иностранному языку. Обсуждаются различные виды чтения в профессионально-ориентированном обучении слушателей высшей школы. Чтение рассматривается как цель и средство обучения. Ключевые слова: профессионально-ориентированное чтение, подъязык, просмотровое чтение, ознакомительное чтение, изучающее чтение, поисковое чтение, текстовый материал, цель обучения, средство обучения, информативность.

ЦАРЕВСКАЯ ИРИНА ВАЛЕНТИНОВНА — кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Ростовского государственного строительного университета (Ростов-на-Дону)

TSAREVSKAYA IRINA VALENTINOVNA — Ph.D. (Philology), Associate Professor of Department of foreign languages, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE)

ЖУРАВЛЕВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА — преподаватель кафедры иностранных языков 131

Ростовского государственного строительного университета (Ростов-на-Дону)

ZHURAVLEVA NATALIA SERGEEVNA — teacher of Department of foreign languages, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE)

e-mail: ira_beska@mail.ru, nat_zhuravleva@mail.ru © Царевская И. В., Журавлева Н. С., 2014

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 4 (60) июль-август ^

I. V. Tsarevskaya, N. S. Zhuravleva

Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE), The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Sotsialisticheskaia str., 162, Rostov-on-Don, Russian Federation, 344022

PROFESSIONALLY ORIENTED READING AS THE MEANS OF PREPARING SPECIALISTS IN A NON-LINGUISTIC HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The topic of the research borders between pedagogics and philology and deals with the problem of preparing professional personnel through reading professionally oriented texts in non-linguistic higher educational institutions. The development of technical education in modern Russia is viewed as one of priority directions of educational policy. However, this sector of education has certain problems, in particular the problem of maintaining the balance between technical and humanities component in the education and upbringing of the harmonious, fully developed personality of a future specialist. The article looks at the problem of teaching professionally oriented reading. Special attention is paid to the correlation between humanities and technical component in foreign language teaching. The work discusses different kinds of reading in the professionally oriented education of students of higher educational institutions. Reading is viewed as the goal and means of education.

Keywords: professionally-oriented reading, sublanguage, skimming, scanning, intensive reading, extensive reading, text material, goal of education, means of education, informativeness.

В неязыковых вузах предмет «Иностранный язык» является неотъемлемой частью подготовки будущих специалистов, которая органически связана с их профессиональной деятельностью: его изучение является не самоцелью, а средством совершенствования специальных знаний. Сближение обучения иностранному языку в обучении специальным дисциплинам рассматривается как спо соб фор ми рова ния про фес сиональ ной направленности при обучении иностранному языку [2].

Важнейшим аспектом при построении курса иностранного языка в неязыковом вузе является определение правильного соотношения гуманитарного и технического компонентов, подъязыков и определение момента начала профессионально-ориентированного обучения языку [3].

Мы исходим из того, что студент технического вуза должен иметь определённую базу для профессионально-ориентированного обучения. Такой базой может служить знакомство с общенаучной литературой и пер-вич ное вве де ние в про фес сию.

Как известно, развитие навыков и умений чтения на иностранном языке в техни-

ческом вузе является одной из основных целей обучения. Чтение обеспечивает получение ин форма ции из са мых раз но образных источников — книг, журналов, газет. Оно используется как важнейшее средство для разви тия говоре ния и пись мен ной ре чи.

Чтение профессионально-ориентированных тек стов про ис ходит через вос при ятие и анализ информации, которая содержится в изучаемом тексте. По мнению Н. И. Баш-маковой, «это зависит от идентификации и аде к ват ной трак тов ки свя зей и от но ше ний, выраженных в определённой языковой форме и несущих определённое содержание. В напечатанном тексте, наряду со смысловым содержанием читаемого, в качестве новой информации выступает и языковая фор ма. Со от вет ст вен но, только в совокупности своей обе эти формы отражают сущность чтения» [1].

В методике преподавания иностранных языков существуют четыре вида чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее и по ис ко вое.

Просмотровое чтение предполагает извлечение информации по какой-либо теме, по кругу вопросов; беглое чтение, в резуль-

^ Образование в сфере культуры

ф

тате которого студент должен ответить на вопрос: «О чём этот текст?»

Оз на коми тель ное чте ние име ет целью извлечение около 75% информации текста. Студент должен определить, где, как и для чего молено использовать данную инфор-ма цию.

Поисковое чтение — это чтение текста, который содержит определённую ин-форма цию, тер ми ны и т.д., ин терес ные чи-тате лю, от вет на тот вопрос, ко торый его интересует.

Изучающее чтение предполагает чтение текста со стопроцент ным пони ма нием его содержания; его лексического, грамматического, стилистического и организационно-текстового материала.

Изучающее чтение текста включает в себя широкий комплекс упражнений, а именно:

• фонетических (чтение текста по синтагмам, слит но, по ти пам фоне ти че ских пра вил и т.д.);

• лексических (перевод лексических единиц с иностранного языка на русский и наоборот; выполнение заданий на поиск лексических единиц; нахождение синонимов, антонимов, производных слов; работа с терминами и т.д.);

• вопросно-ответных (подтверждение или отрицание наличия определённой ин-фор ма ции в тек сте, за прос ин фор ма ции в ви де диа лога и т.п.).

Од ним из ас пек тов про фес сиональной под го товки студен тов не язы ко вых вузов является обучение чтению иноязычной литературы по специальности. В свете реформы высшего образования и двухуровневой под-го товки специалистов (бакалавр, ма гистр) большое значение имеет содержательная сторона учебных материалов, предназначенных для чтения, поэтому вопрос обучения профессионально-ориентированному чтению тесно связан с задачей отбора текстового материала [5].

Разработка учебных и методических материалов на иностранном языке, имеющих про фессиональную на правлен ность или

узкую специализацию, должна преследовать чёткую цель и быть направленной на конкретный результат. Материалы должны представлять интерес для обучаемого и иметь ценность для усвоения определённой специальности. Представленные тексты для изучения должны обладать достаточно высоким уровнем информативности и новизны.

В неязыковом вузе работа над профессионально-ориентированными текстами должна быть как основной целью, так и главным средством и содержанием занятий по иностранному языку, поскольку только таким путём можно глубоко изучить подъязык соответствующей отрасли науки и техники. Обучение чтению на иностранном языке способствует развитию у студентов качеств, предусмотрен ных ква лификационны ми характеристиками специалиста.

На первом этапе обучения иностранному языку в техническом вузе чтение входит в комплекс задач, связанных с практическим овладением иностранным языком, и выступает как цель (одним из речевых умений, которым должен владеть выпускник вуза) и как средство обучения, средство расширения знаний и развития других речевых умений. На первом этапе (первый-вто-рой семестры у бакалавров экономической специальности) используются тексты общеэкономической направленности, научно-популярные, страноведческие, содержащие достаточное количество форм и конструкций, харак тер ных для оп ре де лён ного язы ка. Нужно отметить, что изучающему чтению отводится больше учебного времени, в центре внимания оказывается языковая форма, проводится морфологический, структурно-син так си че ский, лек си че ский ана лиз тек ста. При изучающем чтении текстов предлагается серия различных упражнений, которые соответствуют определённым этапам работы с текстом (before-reading, while-reading, after-reading).

Наряду с изучающим чтением на начальном этапе обучения иностранному языку

ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 4 (60) июль-август ^

также предлагается такой вид чтения, как ознакомительное чтение. Правильное распределение времени занятий между изучающим и ознакомительным видами чтения способствует гармоничному развитию навыка чтения у бакалавров. Второй этап (тре-тий-четвёртый семестры у бакалавров экономических специальностей) предполагает обучение поисковому и просмотровому видам чтения, что также не исключает такие ви ды, как изу чаю щее и оз на коми тель ное.

Одной из важнейших проблем, стоящих перед высшей школой, является формиро-ва ние уме ния са мо стоя тель ной рабо ты с языковым материалом для извлечения, обработки и накопления информации, необходимой для профессиональной деятельности. Целью организации самостоятельной

работы является развитие умения чтения профессионально-ориентированных текстов [4].

Одним из ус ло вий про фес сионально-ори-ентированного обучения также является учёт мотивации обучаемых, так как потребность в изучении иностранного языка реализуется через формирование профессиональных знаний на иностранном языке.

Таким образом, профессионально-ориентированное обучение, соответствующее социальному заказу и основным требованиям методики подготовки специалиста, направлено на формирование профессионала, спо соб ного не только вла деть сум мой знаний, но и умени ем их твор че ски при менять и обогащать в современной практической деятельности.

ф

Примечания

1. Башмакова Н. И. Формирование коммуникативной компетенции студентов в процессе обучения чтению профессионально-ориентированных текстов по иностранному языку // Вопросы лингвистики и лингводидактики иностранного языка делового и профессионального общения. Москва, 2006.

2. Галныкина М. А. Работа с текстами по специальности на неязыковых факультетах университета // Технологии обучения иностранным языкам в неязыковых вузах: VI Межвузовская научно-практическая конференция (Ульяновск, 3 февраля 2010 года) : сборник научных трудов / отв. ред. Н. С. Шарафутдинова. Ульяновск : УлГТУ, 2010. C. 122.

3. Лопатухина Т. А., Рябова М. В. Современные методические подходы к обучению иностранному языку в техническом вузе. Ростов-на-Дону, 1998.

4. Царевская И. В., Журавлёва Н. С. Проектная работа как метод формирования профессиональной компетенции студента неязыкового вуза // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2013. № 7.

5. Сопранцова Ю. С. Гендерный подход в практике обучения немецкому языку старших школьников (из личного опыта) [Электронный ресурс] // Науковедение. Интернет-журнал : [веб-сайт]. Электрон. дан. 2013. № 3 (16). URL: http://naukovedenie.ru/?p=issue-3-13-RGSU

References

1. Bashmakova N. I. Formirovanie kommunikativnoy kompetentsii studentov v protsesse obuchenia chteniu professionalno-orientirovannykh tekstov po inostrannomu yazyku [Formation of communicative competence of students in the process of teaching the reading of professionally oriented foreign language texts]. Voprosy lingvistiki i lingvodidaktiki inostrannogo yazyka delovogo i professionalnogo obscheniya [Matters of linguistics and linguistic didactics of the foreign language of business and professional communication]. Moscow, 2006.

2. Galnykina M. A. Rabota s tekstami po spetsialnosti na neyazykovykh fakultetakh universiteta [Working with specialized texts at non-linguistic university departments]. Tekhnologii obucheniya inostrannym yazykam: VIMezhvuzovskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya (Ulyanovsk, 3 fevralya 2010 goda) [Technologies of foreign language teaching: VI Inter-university research and practical conference (Ulyanovsk, 2010, February, 3)]. Ulyanovsk, UlGTU Publ., 2010, p. 122.

3. Lopatukhina T. A., Ryabova M. V. Sovremennye metodicheskie podkhody k obucheniyu inostrannomu yaziky v tekhnicheskom vuze [Modern methodological approaches to foreign language teaching in a technical institution of higher education]. Rostov-on-Don, 1998.

ф

^ Образование в сфере культуры

4. Tsarevskaya I. V., Zhuravleva N. S. Proektnaya rabota kak metod formirovania professionalnoy kompetentsii studenta neyazikovogo vuza [Project work as the method of forming professional competence of the student of a non-linguistic institution of higher education]. Gumanitarnye i sotsialno-ekonomicheskie nauki [Humanitarian and socio-economic sciences], 2013, No. 7.

5. Soprantsova Y. S. Genderny podkhod v praktike obucheniya nemetskomu yaziku starshikh shkolnikov (iz lichnogo opyta) [Gender approach in teaching German language to high school students (based on personal experience)]. "Naukovedenie" ["Science of science"], 2013, No. 3 (16). URL: http://naukovedenie.ru/?p=issue-3-13-RGSU

вВиртуальная звуковая агрессия

и психическое здоровье человека

УДК 008:178.8+613.8

И. Л. Андреев1, В. А. Есаков2, М. А. Качаева3, Л. Н. Назарова4

!Институт философии Российской академии наук 2Московский государственный университет культуры и искусств

Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского (ГНЦССП) Минздрава России

4Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова (Первый МГМУ) Минздрава России

В 2006 году в Интернете появились нехимические, акустические, музыкальные, виртуальные средства целенаправленного достижения желанного изменённого состояния сознания — так называемые аудионаркотики. Благодаря сетевой рекламе, они быстро получили довольно широкое распространение среди жаждущих острых ощущений молодых людей.

Такое мощное, направленное влияние специально оформленного и сфокусированного звука на мозг и психику юных слушателей, у которых ещё не завершилось формирование прочных стенок черепа и не сложилось адекватное представление о мире и о своём месте в нём, стало новым явлением и вызовом для акустической науки, неврологии и отоларингологии, как и для философов и социологов, медиков и психиатров, педагогов и правоведов, музыкантов и музыковедов — такой бурный всплеск интереса к опасному для здоровья, но модному в молодёжной среде развлечению. Очевидно, что столь специфический комплексный биопсихосоциальный феномен требует междисциплинарного исследования.

Ключевые слова: аудионаркотики, клиповое сознание, человек, психические расстройства.

АНДРЕЕВ ИГОРЬ ЛЕОНИДОВИЧ — доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник сектора междисциплинарного исследования человека Института философии Российской академии наук

ANDREEV IGOR' LEONIDOVICH — Full Doctor of Philosophy, Professor, Chief researcher of the Department of interdisciplinary human research, Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences ЕСАКОВ ВАЛЕРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ — доктор культурологии, профессор, заслуженный работник культуры Российской Федерации, заведующий кафедрой музыкального образования Института музыки Московского государственного университета культуры и искусств

ESAKOV VALERIY ANATOL'EVICH — Full Doctor of Cultural Studies, Professor, Honored worker of culture of the Russian Federation, Head of Department of music education, Institute of music, Moscow State University of Culture and Arts

КАЧАЕВА МАРГАРИТА АЛЕКСАНДРОВНА — доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского (ГНЦССП) Минздрава России

KACHAEVA MARGARITA ALEKSANDROVNA — Full Doctor of Medical Sciences, Professor, Chief

researcher of the The Serbsky State Scientific Center for Social and Forensic Psychiatry

НАЗАРОВА ЛИОНЕЛЛА НИКОЛАЕВНА — преподаватель кафедры социальной и судебной

психиатрии Института профессионального образования Первого Московского государственного

медицинского университета им. И. М. Сеченова (Первый МГМУ) Минздрава России 135

NAZAROVA LIONELLA NIKOLAEVNA — teacher of Department of social and forensic psychiatry, Institute of vocational education, I. M. Sechenov First Moscow State Medical University (lMSMU)

e-mail: 4.andreev@list.ru, 2esakov.va@yandex.ru, 3mkachaeva@mail.ru, 4lnln@hotbox.ru © Андреев И. Л., Есаков В. А., Качаева М. А., Назарова Л. Н., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.