Научная статья на тему 'Психологический барьер, препятствующий усвоению иностранного языка на этапе обучения в техническом вузе'

Психологический барьер, препятствующий усвоению иностранного языка на этапе обучения в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
889
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР / PSYCHOLOGICAL BARRIER / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОТНОШЕНИЕ / VALUE-ORIENTED ATTITUDE / ЭФФЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EFFICIENT ACTIVITY / ИНИЦИАЦИЯ / INITIATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыбенко Эльзара Олеговна

В статье рассматривается психологический барьер в качестве основной причины затруднения изучения иностранного языка в техническом вузе. Важнейшей компетенцией, которая должна быть у будущего специалиста на этапе вузовского обучения, является формирование стратегии преодоления возникшего психологического барьера. Преодоление психологических барьеров это внутренняя работа самого студента, связанная с мобилизацией внутренних ресурсов, а также создание преподавателем иностранного языка условий, способствующих формированию у студентов технических специальностей ценностного отношения к предмету. В статье описаны функции психологического барьера, которые играют большую роль в учебном процессе. Компетентный преподаватель может использовать их в развивающих целях. Прогресс студента зависит от ряда технологий, которые преподаватель применяет в учебном процессе. В статье представлены различные стратегии преодоления ценностно-смысловых барьеров, которые помогут привить учащимся ценностное отношение к иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цыбенко Эльзара Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL BARRIER PREVENTING THE MASTERING OF A FOREIGN LANGUAGE IN THE COURSE OF STUDYING IN A TECHNICAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

The article examines the psychological barrier as the main reason hindering the study of a foreign language in a technical institution of higher education. The most important competence which the future specialist must possess when studying in a university is the formation of a strategy for overcoming this psychological barrier. Overcoming psychological barriers involves the internal work of students themselves. This work is connected with mobilizing internal resources, as well as creating conditions for the activity foreign language teachers that aid the formation of value attitude to the subject in technical majors. The article describes the functions of the psychological barrier which play an important part in educational process. A competent educator can use them for development purposes. The progress of a student depends on certain technologies which a teacher uses in the educational process. The article presents various strategies of overcoming value-meaning barriers. These strategies can help students develop value attitude to foreign language.

Текст научной работы на тему «Психологический барьер, препятствующий усвоению иностранного языка на этапе обучения в техническом вузе»

ПСсИХОАОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЙ

УСВОЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

УДК 372.881.1:159.9 Э. О. Цыбенко

Ростовский государственный строительный университет (г. Ростов-на-Дону)

В статье рассматривается психологический барьер в качестве основной причины затруднения изучения иностранного языка в техническом вузе. Важнейшей компетенцией, которая должна быть у будущего специалиста на этапе вузовского обучения, является формирование стратегии преодоления возникшего психологического барьера. Преодоление психологических барьеров — это внутренняя работа самого студента, связанная с мобилизацией внутренних ресурсов, а также создание преподавателем иностранного языка условий, способствующих формированию у студентов технических специальностей ценностного отношения к предмету. В статье описаны функции психологического барьера, которые играют большую роль в учебном процессе. Компетентный преподаватель может использовать их в развивающих целях. Прогресс студента зависит от ряда технологий, которые преподаватель применяет в учебном процессе. В статье представлены различные стратегии преодоления ценностно-смысловых барьеров, которые помогут привить учащимся ценностное отношение к иностранному языку.

Ключевые слова: психологический барьер, мотивация, ценностно-ориентированное отношение, эффективная деятельность, инициация.

E. O . Tsybenko

Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE), The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Sotsialisticheskaia str., 162, Rostov-on-Don, Russian Federation, 344022

PSYCHOLOGICAL BARRIER PREVENTING THE MASTERING OF A FOREIGN LANGUAGE IN THE COURSE OF STUDYING IN A TECHNICAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

The article examines the psychological barrier as the main reason hindering the study of a foreign language in a technical institution of higher education. The most important competence which the future specialist must possess when studying in a university is the formation of a strategy for overcoming this psychological barrier. Overcoming psychological barriers involves the internal work of students themselves. This work is connected with mobilizing internal resources, as well as creating conditions for the activity foreign language teachers that aid the formation of value attitude to the subject in technical majors. The article describes the functions of the psychological barrier which play an important part in educational process. A competent educator can use them for development purposes. The progress of a student depends on certain technologies which a teacher uses in the educational process. The article presents various strategies of overcoming value-meaning barriers. These strategies can help students develop value attitude to foreign language.

Keywords: psychological barrier, motivation, value-oriented attitude, efficient activity, initiation.

ЦЫБЕНКО ЭАЪЗАРА ОЛЕГОВНА — преподаватель кафедры иностранных языков Ростовского государственного строительного университета (г. Ростов-на-Дону)

TSYBENKO ELZARA OLEGOVNA — teacher of Department of foreign languages, Rostov State 191

University of Civil Engineering (RSUCE, Rostov-on-Don)

© Цыбенко Э. А., 2014

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 5 (61) сентябрь-октябрь ^

Период обучения в высшем учебном заведении играет далеко не второстепенную, а порой и основную роль в процессе освоения знаний человеком. Студенческий возраст является наиболее продуктивным для формирования стратегий жизненных ценностей. Именно в этот период студент решает для себя, чем он будет заниматься во «взрослой жизни». Но зачастую, на его взгляд, изучение тех или иных учебных дисциплин не отвечает модальности избранной им специальности. Происходит внутреннее отчуждение от предмета, наблюдается непонимание важности его изучения.

На стадии профессионального обучения большинство студентов технических специальностей разочаровываются в получаемой профессии, возникает неприязнь к гуманитарным дисциплинам, в частности к иностранному языку, в результате пропадает интерес к учёбе. Так возникает психологический барьер, который затрудняет усвоение иностранного языка

«Психологический барьер — психологическое состояние, проявляющееся как неадекватная пассивность, препятствующая выполнению тех или иных действий» [2]. Психологический барьер заключается в отрицательных переживаниях в той или иной ситуации. Студент на подсознательном уровне даёт себе установку на нежелание и бесполезность изучения иностранного языка.

В результате проведённого анализа психолого-педагогической литературы Т. И. Вербицкая выделила 14 функций психологического барьера, а именно:

• созидательную — направленную на преодоление преград, способствующую творческой активности;

• развивающую — способствующую развитию и формированию личности и индивидуальности человека;

• стимулирующую — активизирующую деятельность;

• воспитывающую — формирующую систему ценностных ориентаций, развиваю-

щую духовно-нравственные, интеллектуальные и физические качества личности, способность к самоорганизации;

• защитную — направленную на стабилизацию личности, ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряжённых с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта;

• обучающую — формирующую умения преодолевать препятствия;

• эмоциональную — формирующую умения осознавать свои психические состояния и причины их вызывающие;

• мобилизационную — подготавливающую внутренние ресурсы организма для их актуализации, определения меры и направления их активности;

• стабилизирующую — способствующую стабилизации эмоциональных и физических состояний человека;

• функцию торможения — замедляющую мыслительные, волевые процессы, сдерживающую активность;

• регуляторную — регулирующую развитие отношений в ситуациях различного характера;

• адаптационную — устанавливающую соответствие между потребностями индивида и его возможностями с учётом конкретных условий;

• деструктивную — проявляющуюся в неудовлетворённости самим собой, заниженной самооценке;

• консервативную — связанную с торможением духовного потенциала личности, ведущую к развитию замкнутости, лишающую человека его энергии и решительности [1].

Компетентный преподаватель, знающий функции психологического барьера, может использовать их в развивающих целях. Зачастую студент не предполагает о существовании у него тех или иных способностей и навыков, но при определённых жизненных ситуациях способности личности могут раскрыться.

В учебном процессе психологический барьер чаще всего возникает из-за расхождения требований вузовской программы и уровня психологической подготовки студента, его неумения решать свои учебные задачи. Прогресс студента в обучении зависит от его отношения к учёбе, от мотивов, которые лежат в основе учебной деятельности, и барьеров, которые препятствуют как качественному усвоению знаний, так и индивидуальному развитию студентов. Противоречие между реальной востребованностью знаний иностранного языка и низкой активностью студентов технических специальностей стимулирует преподавателей к поиску новых методов и технологий преодоления психологических барьеров.

В последнее время получили развитие методы инициации смыслообразования студентов, которые позитивно влияют на учебную мотивацию учащихся, особенно технических специальностей.

Проанализировав материал по психолого-педагогической литературе, молено выделить ряд условий деятельности преподавателей иностранного языка, позволяющих сформировать у студентов технических специальностей ценностное отношение к гуманитарным предметам, а также преодолеть ценностно-смысловые барьеры:

• создание ситуаций успеха, инициирующих студентов включиться в увлекательный процесс обучения;

• учёт увлечений студентов при избрании ими тем докладов, рефератов;

• отсутствие требования немедленного ответа;

• участие студентов в различных творческих проектах;

• индивидуализированный подход к студентам (учёт темпа работы, индивидуальных особенностей);

• акцентирование внимания студентов на самостоятельной работе, её значимости в системе профессиональной подготовки каждого специалиста;

• детальный разбор творческих проектов

студентов;

• создание проблемных ситуаций в процессе обучения;

• умение вести занятия в форме дискуссий;

• внимательное отношение к студентам, у которых возникают вопросы в процессе подготовки к семинарам, занятиям;

• приветствие и поощрение студентов дополнительными баллами за самостоятельное изучение дополнительного материала, выполнение заданий повышенной сложности, собственные выводам к докладам, рефератам;

• личное участие в научно-практических конференциях и умение заинтересовать студентов в принятии активного участия в них.

В процессе преподавания иностранного языка преподаватель не только сухо делится со студентами знаниями о своём предмете, но и транслирует им своё ценностное отношение к нему, влияя, таким образом, на формирование ценностно-ориентированного отношения студентов к усвоению знаний по иностранному языку.

Прогресс в усвоении иностранного языка студентами технического вуза происходит тогда, когда усиливается внутренняя мотивация, реализуется скрытый потенциал, повышается внутренняя самооценка. Цель преподавателя — уметь прогнозировать и помогать преодолевать психологические барьеры.

Итак, вжнейшей компетенцией, которая должна быть у будущего специалиста на этапе вузовского обучения, является формирование стратегии преодоления возникшего психологического барьера. Преодоление психологических барьеров — это внутренняя работа самого студента, связанная с мобилизацией внутренних ресурсов, а также создание преподавателем иностранного языка условий, способствующих формированию у студентов технических специальностей ценностного отношения к предмету.

1 ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 5 (61) сентябрь-октябрь ^

Примечания

1. Вербицкая Т. И. Создание и разрешение специальных ситуаций как фактор преодоления психологических барьеров у студентов на занятиях по иностранному языку // Преподаватель в условиях модернизации образования в странах Балтийского региона. Калининград, 2004. С. 306—308.

2. Душков Б. А., Королев А. В., Смирнов Б. А. Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика : энциклопедический словарь. 3-е изд. Москва : Академический проект ; Деловая книга, 2005. (Серия: Gaudeamus).

3. Литовченко Л. Н, Царевская И. В. К вопросу коммуникативной методики преподавания английского языка в неязыковом вузе // «Строительство — 2008» : материалы Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону : Ростовский государственный строительный университет, 2008.

4. Сопранцова Ю. С. Педагогические условия изучения иностранного языка в системе профессионального образования // «Строительство — 2010» : материалы Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону : Ростовский государственный строительный университет, 2010.

References

1. Verbitskaya T. I. Sozdanie i razreshenie spetsialnykh situatsiy kak faktor preodolenia psikhologicheskikh barierov u studentov na zanyatiyakh po inostrannomu yaziku [Creation and solution of special situations as the factor of overcoming psychological barriers in students during foreign language classes]. Prepodavatel v usloviakh modernizatsii obrazovania v stranakh Baltiyskogo regiona [Educator in the conditions of modernization of education in Baltic region countries]. Kaliningrad, 2004, pp. 306—308.

2. Dushkov B. A., Korolev A. V., Smirnov B. A. Psikhologia truda, upravlenia, inzhenernaya psikhologia i ergonomika [Psychology of work, management, engineering psychology and ergonomics]. Moscow, Akademicheskii proekt Publ. [Academic project], Delovaia kniga Publ. [Business books], 2005.

3. Tsarevskaya I. V., Litovchenko L. N. K voprosu o kommunikativnoy metodike prepodavania angliyskogo yazika v neyazikovom vuze [On the problem of the communicative method of teaching the English language in a non-linguistic institution of higher education]. "Stroitel stvo — 2008". Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii ["Construction — 2008". Materials of International research and practical conference]. Rostov-on-Don, Publishing house of Rostov State University of Civil Engineering, 2008, p. 83.

4. Soprantsova Yu. S. Pedagogicheskie uslovia izuchenia inostrannogo yazika v sisteme professionalnogo obrazovania [Pedagogic conditions of studying a foreign language in the system of professional education]. "StroiteVstvo — 2010". Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii ["Construction — 2010". Materials of International research and practical conference]. Rostov-on-Don, Publishing house of Rostov State University of Civil Engineering, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.