Научная статья на тему 'ИМИДЖ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК МОТИВАЦИОННЫЙ ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИМИДЖ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК МОТИВАЦИОННЫЙ ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИМИДЖ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ТИПОЛОГИЯ ИМИДЖА / СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ЛИЧНОСТИ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сошко Анна Борисовна, Русая Татьяна Григорьевна

В данной статье рассматривается проблема, связанная с поиском структурных компонентов имиджа современного преподавателя. Авторы приводят типологию имиджевых характеристик в мотивационной парадигме на стыке личностного и профессионального развития. Преподаватель является ключевой фигурой педагогического процесса в вузе. На формирование личности студента оказывают непосредственное влияние не только его профессионализм, отношение к своей профессиональной деятельности, но и мировоззрение, ценности, миропонимание, мировосприятие. В профессиональном воспитании и становлении личности будущего специалиста преподаватель играет огромную роль. В настоящее время стремительные изменения и глобальные процессы, происходящие в обществе, служат вызовом для академического сообщества. Изменилась целевая аудитория, изменилось ее отношение не только, в целом, к высшему образованию, представлению о выбранной профессии, но и к личности преподавателя вуза, в частности. Профессиональная деятельность преподавателя предполагает непосредственное взаимодействие с субъектами образовательного процесса. По характеру выстраивающегося взаимодействия и взаимоотношения с людьми, по тому, как устанавливаются контакты, и насколько они эффективны, судят о профессиональных и личностных качествах преподавателя высшей школы, его авторитете. Позитивный имидж повышает авторитет преподавателя, а он, в свою очередь, детерминирует не только становление имиджа, но и позволяет оказывать формирующее воздействие на личность студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF A TEACHER AS A MOTIVATIONAL FACTOR OF PROFESSIONAL ACTIVITY

This article discusses the problem associated with the search for structural components of the image of a modern teacher. The authors present a typology of image characteristics in the motivational paradigm at the junction of personal and professional development. The teacher is a key figure in the pedagogical process of the university. The formation of a student's personality is directly influenced not only by his professionalism, attitude to his professional activity, but also by his worldview, values, worldview, and worldview. In the professional education and formation of the personality of the future specialist, the teacher plays a huge role. Currently, rapid changes and global processes taking place in society are a challenge for the academic community. The target audience of the student has changed, its attitude has changed not only, in general, to higher education, regardless of the chosen profession, but also to the personality of the university teacher, in particular. The professional activity of a teacher involves direct interaction with the subjects of the educational process. By the nature of the interaction and relationships with people, by how contacts are established and how effective they are, they judge the professional and personal qualities of a teacher, his authority. A positive image increases the authority of the teacher, and the authority of the teacher determines the formation of his image, which allows him to have a formative effect on the student's personality.

Текст научной работы на тему «ИМИДЖ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК МОТИВАЦИОННЫЙ ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

7. Социально-духовные ценности должны лежать в основе физкультурного мировоззрения. Именно они определяют то, что отличает человека от животного.

Литература:

1. Брокгаузен, Ф. Иллюстрированный словарь / Ф. Брокгаузен, И. Ефрон. - М.: Изд-во Эксмо, 2000. - 960 с.

2. Краткая философская энциклопедия. - М., Издательская группа «Прогресс - Энциклопедия». 1994. - 271 с.

3. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов / Под общей ред. Л.И. Скворцова. - М: 1992. - 452 с.

4. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка, фразеологические выражения. - 4-е издание, дополненное / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведов. - М.: Азбуковник, 1999. - 359 с.

5. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим-Бад и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 143 с.

6. Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова и др. - Издание 4-е. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 811 с.

7. Соловьев, Г.М. Физическая культура личности (теория и технология формирования): учебное пособие / Г.М. Соловьев, С.Н. Кашин. - М.: Илекса, 2014. - 212 с.

8. Соловьев, Г.М. Формирование социально-духовных ценностей здоровьесберегающей жизнедеятельности студенческой молодежи средствами физической культуры: монография / Г.М. Соловьев, И.Р. Тарасенко. - Москва: Илекса, 2010. - 194 с.

Педагогика

УДК 378.1

преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Сошко Анна Борисовна

Северо-Кавказский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Краснодар); преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Русая Татьяна Григорьевна

Северо-Кавказский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Краснодар)

ИМИДЖ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК МОТИВАЦИОННЫЙ ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема, связанная с поиском структурных компонентов имиджа современного преподавателя. Авторы приводят типологию имиджевых характеристик в мотивационной парадигме на стыке личностного и профессионального развития. Преподаватель является ключевой фигурой педагогического процесса в вузе. На формирование личности студента оказывают непосредственное влияние не только его профессионализм, отношение к своей профессиональной деятельности, но и мировоззрение, ценности, миропонимание, мировосприятие. В профессиональном воспитании и становлении личности будущего специалиста преподаватель играет огромную роль. В настоящее время стремительные изменения и глобальные процессы, происходящие в обществе, служат вызовом для академического сообщества. Изменилась целевая аудитория, изменилось ее отношение не только, в целом, к высшему образованию, представлению о выбранной профессии, но и к личности преподавателя вуза, в частности. Профессиональная деятельность преподавателя предполагает непосредственное взаимодействие с субъектами образовательного процесса. По характеру выстраивающегося взаимодействия и взаимоотношения с людьми, по тому, как устанавливаются контакты, и насколько они эффективны, судят о профессиональных и личностных качествах преподавателя высшей школы, его авторитете. Позитивный имидж повышает авторитет преподавателя, а он, в свою очередь, детерминирует не только становление имиджа, но и позволяет оказывать формирующее воздействие на личность студента.

Ключевые слова: преподавательская деятельность, имидж преподавателя, личностные качества преподавателя, профессиональные качества преподавателя, типология имиджа, сильные стороны личности, мотивация.

Annotation. This article discusses the problem associated with the search for structural components of the image of a modern teacher. The authors present a typology of image characteristics in the motivational paradigm at the junction of personal and professional development. The teacher is a key figure in the pedagogical process of the university. The formation of a student's personality is directly influenced not only by his professionalism, attitude to his professional activity, but also by his worldview, values, worldview, and worldview. In the professional education and formation of the personality of the future specialist, the teacher plays a huge role. Currently, rapid changes and global processes taking place in society are a challenge for the academic community. The target audience of the student has changed, its attitude has changed not only, in general, to higher education, regardless of the chosen profession, but also to the personality of the university teacher, in particular. The professional activity of a teacher involves direct interaction with the subjects of the educational process. By the nature of the interaction and relationships with people, by how contacts are established and how effective they are, they judge the professional and personal qualities of a teacher, his authority. A positive image increases the authority of the teacher, and the authority of the teacher determines the formation of his image, which allows him to have a formative effect on the student's personality.

Key words: teaching activity, teacher's image, personal qualities of a teacher, professional qualities of a teacher, image typology, personality strengths, motivation.

Введение. Имидж преподавателя высшей школы представляет собой весьма сложный и неоднозначный феномен. Неоднозначным его можно назвать по ряду причин. В частности, одной из них является его индивидуально-типологическая обусловленность. Под имиджем принято понимать интегральную характеристику, в которую включены как внешние, так и внутренние качества. Так как эти качества необходимо рассматривать в совокупности, то можно с уверенностью сказать, что имидж преподавателя - это сложная система, включающая в себя не только личностные, индивидные, индивидуальные, но и профессиональные его качества. Ее предназначение заключается во влиянии на эффективность педагогической деятельности.

Существуют достаточно разнообразные подходы к определению сущностной характеристики такого феномена, как имидж преподавателя. Миссия имиджа заключается в понимании преподавателем своего желаемого профессионального образа, определенным образом воспринимаемого студентами. Эти потребности находятся на стыке личностного и профессионального векторов развития. По этой причине они часто носят интеграционный характер в своем наполнении.

Изложение основного материала статьи. В различных источниках, посвященных изучению имиджа преподавателя встречаются различные версии его типологий. Одна из версий представлена в таблице 1.

Таблица 1

Типология имиджа преподавателя_

№ п/п Тип имиджа преподавателя Базовые характеристики

1. «Преподаватель-ученый» академическая траектория; инновационные разработки; высокий уровень публикационной активности в серьезных научных изданиях; коллективные публикации; монографии, научные труды; международные научные связи; авторитет в научном сообществе.

2. «Преподаватель-«шоумен» самостоятельность траектории; харизма; мощная энергетика; эмоциональность; ораторское искусство.

3. «Преподаватель-организатор» совмещение преподавательской деятельности с организаторской; дисциплинированность; наличие связей; обширный характер коммуникаций с потенциальными работодателями; активное участие во внешних мероприятиях.

4. «Преподаватель-собеседник» траектория личностного развития; эмоциональная вовлеченность; неравнодушие; индивидуальный подход.

Например, преподаватель-ученый является активным и непосредственным участником фундаментальной науки, состоит в различных интересных проектных группах, транслирует лекционную активность на всевозможных симпозиумах, конференциях, конгрессах. Преподаватель-«шоумен» ориентируется в своем профессиональном кредо на свое харизматическое исполнение курса. Представители данного типа считают, что преподавание - это исполнительское искусство. Таким представителям академического сообщества, как правило, удается зажечь целевую аудиторию своей мощной энергетикой, своими эмоциями и личным отношением к происходящему. Посещая курс такого преподавателя, студенты видят глобальные ориентиры на высоком уровне вовлеченности, и в качестве обратной связи транслируют высокие показатели рейтинга преподавательского мастерства и оставляют прекрасные отзывы о прослушанном курсе [1].

Как правило, каждый студент во многом самостоятелен. Очень многие обучающиеся тяготеют к системному диалогу с преподавателем. Но преподаватель-«шоумен» испытывает определенные сложности в индивидуальной работе со студентами. Он больше ориентирован на групповые формы работы. У преподавателя-организатора своя специфика выполнения профессиональных задач и свои сильные стороны. Среди своих стратегических целей он видит привлечение студентов к дальнейшей работе внутри вуза. Как правило, такой преподаватель обладает обширными связями. Например, он может активно взаимодействовать с работодателями и активно содействовать трудоустройству своих студентов, может предусмотреть различные варианты совместительства.

В каждой из типологий можно выделить не только сильные, но и слабые стороны. Если, например, слабой стороной преподавателя-«шоумена» является низкая мотивация к индивидуальной работе со студентами, то одной из слабых сторон преподавателя-организатора являются дефицит времени, многозадачность, зачастую, расставленные в пользу административной работы, приоритеты. Общение с таким типом преподавателя, как правило, импонирует студентам, заинтересованным в карьерных усовершенствованиях. Они транслируют свои потребности, активно подключаясь к выполнению разного рода административных поручений. Эти маркеры могут в дальнейшем иллюстрировать сильные стороны личности студентов, способных к обширным коммуникациям, прогностике карьерного роста [2].

Преподаватель-собеседник направляет свои силы на индивидуальное, персонифицированное обучение каждого конкретного студента. Обычно такие преподаватели работают с малочисленными группами. Они не могут эмоционально не вовлекаться в студенческую жизнь и коммуникации, жизненные ситуации и проблемные моменты. Если те или иные проявления имиджа преподавателя принимает целевая аудитория, значит есть все шансы для установления продуктивной обратной связи. В таком случае, студентам импонируют сильные стороны личности такого преподавателя, и они активно вовлекаются в процесс взаимодействия, считая его оптимальным, продуктивным и гармоничным.

Таблица 2

Кластеры сильных сторон личности как мотивационные предикторы выбора имиджа преподавателя

Мотивация

Внешняя Внутренняя

Отношения Влияние Реализация Мышление

Сильные стороны для создания, развития и укрепления отношений с другими людьми. Сильные стороны для мотивации других людей к действиям. Сильные стороны для самомотивации и управления собой. Сильные стороны для сбора, переработки информации и принятия решений.

эмпатия позитивность включенность гармония развитие приспосабливаемость взаимосвязанность индивидуализация отношения коммуникатор обаяние «катализатор» значимость уверенность «максимизатор» распорядитель конкуренция дисциплинированность восстановление последовательность осмотрительность сосредоточенность убежденность «достигатор» организатор ответственность вклад будущее ученик мышление аналитик контекст стратег генератор идей

В ряде исследований представлены сгруппированные стороны личности, позволяющие создать их объемные характеристики (Таблица 2). Дифференцирование личностных черт позволяет прийти к выводу, что имидж преподавателя может быть классифицирован с учетом этих индивидуально-типологических различий. Если преподаватель транслирует сильные стороны, направленные на создание, развитие и укрепление отношений с другими людьми, то вектор такой мотивации профессиональной деятельности можно считать направленным вовне, на коммуникацию, высокие адаптивные ресурсы, продуктивный копинг, сопереживание, создание гармоничного и положительного микроклимата. Как правило, у таких преподавателей достаточно высокий уровень эмоционального интеллекта, что является весьма значимым профессиональным качеством [3].

Если преподавателю присущи такие сильные стороны личности, которые позволяют мотивировать других людей к действиям, то они прекрасно коммуницируют со своими студентами, они обаятельны, могут оказать влияние на ускорение и активизацию деятельности обучающихся, вселить в них уверенность, показать им перспективы и значимость выполняемой деятельности. Многим студентам уверенность и отсутствие страха в постановке цели жизненно необходимы для того, чтобы не бояться конкуренции ни в студенческой, ни затем в профессиональной среде, а также и при последующем трудоустройстве [4].

Если преподаватель является образчиком самомотивации и управления собой, то, через подражание ему, студенты будут приучены к дисциплинированности, последовательности в своих действиях, осмотрительности, сосредоточенности, ответственности. Такие преподаватели, как правило, наделены прекрасными организаторскими способностями. Данный вектор иллюстрирует внутренний характер мотивации на самоактуализацию и самореализацию.

Для внедрения собственного имиджа преподавателю необходимо сформулировать идеальный образ себя, выделить сильные черты своей личности в академической среде, проанализировать данные рейтинга преподавательского мастерства, посмотреть материалы форумов и отзывов студентов и коллег, продумать, что нужно изменить, и составить определенный алгоритм действий по изменению к лучшему. Также для имиджа обязательно должны быть учтены факторы мотивации различных групп обучающихся. Безусловно, каждый преподаватель может обладать своим собственным арсеналом мотивационных ресурсов и технологий. Как правило, среди них выделяют: институты, опыт преподавателя, формат обучения (онлайн-офлайн-гибридный), группа, семья, личность студента, личность преподавателя, учебная дисциплина и т.д. [5].

Выводы. Без творчества преподавание может превратиться в скучную и рутинную деятельность. Есть определенный набор задатков к успешной реализации преподавательской деятельностью. Это коммуникация с аудиторией, импровизация, сценическая роль, при этом нужно постоянно находить эмоции для собственной мотивации в своей работе. Бывают различные проявления профессионального кризиса, разрушающие мотивацию и имидж. Многие преподаватели заряжаются от аудитории, и, наоборот, когда к ним приходит очень вялая, немотивированная аудитория, у них опускается руки. Для поддержания имиджа нужно учиться и с этим работать.

Импровизация, например, дает какую-то внутреннюю динамику и позволяет раскрыть самих себя, придумать себе сценическую роль. Нужно коммуницировать с аудиторией и постараться делать какие-то интересные игровые задания, используя такие элементы, как: геймификация, внешние инструменты - баллы, очки, рейтинги и награды. В этом случае имидж преподавателя будет совершенствоваться и вовлекать в интерактивный процесс обучения заинтересованных и замотивированных студентов.

Литература:

1. Боцоева, А.В. О ресурсах цифровизации высшего образования в контексте перехода на инновационный уровень / А.В. Боцоева, С.К. Гучетль, Ю.С. Кульбит // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-2. -С. 59-62

2. Бегидова, С.Н. Имиджформирующие характеристики современного педагога / С.Н. Бегидова, О.В. Агошкова, Л.В. Манжос // Вестник Адыгейского государственного университета. - Серия 3: Педагогика и психология. - 2019. - №1 (233). - С. 15-21

3. Гулая, Т.М. Имидж современного преподавателя: каузальный подход и интеграция в систему образования / Т.М. Гулая, С.А. Романова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №69-3. - С. 256-260

4. Недбаев, Д.Н. Имидж преподавателя высшей школы: психология создания и продвижения / Д.Н. Недбаев, С.В. Недбаева, С.Э. Искоянц // Norwegian Journal of Development of the International Science. - 2022. - №99. - С. 36-44

5. Проблемы преподавания общеобразовательных дисциплин в юридическом вузе и подходы к их решению / Г.И. Козырева, Е.А. Колупаева, А.В. Книга, М.В. Осанова // Образование и право. - 2020. - №11. - С. 213-217

Педагогика

УДК 378.18

кандидат педагогических наук, доцент Стафеева Анастасия Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Иванова Светлана Сергеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); заведующий кафедрой, старший преподаватель Комерческая Светлана Петровна Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (г. Нижний Новгород)

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В

СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования профессионально-прикладной подготовки у выпускников учреждений профессионального образования. Целью исследования явилось теоретическое и экспериментальное обоснование использования средств профессионально-прикладной подготовки в повышении эффективности процесса физического воспитания в учреждении среднего профессионального образования. Для достижения поставленной цели проведен анализ научной и методической литературы по вопросам формирования профессиональных компетенций в процессе реализации дисциплины «Физическая культура», педагогический эксперимент, для обоснования эффективности использования средств профессионально-прикладной подготовки в формировании профессиональных компетенций выпускников. Представлены и интерпретированы итоговые показатели физической и профессионально-прикладной подготовленности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.