Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА'

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / СОВРЕМЕННЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аристова Татьяна Борисовна

В статье рассмотрены условия формирования позитивного имиджа современного преподавателя вуза как важный аспект его профессионализма и средство педагогического влияния на студентов. Выявлены организационные, психологические, педагогические, профессиональные и личностные условия для формирования позитивного имиджа. Проанализировано влияние данных условий на имидж преподавателя, как личности, так и профессионала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR THE FORMATION OF A POSITIVE IMAGE OF A MODERN UNIVERSITY TEACHER

This article examines the conditions for the formation of a positive image of a modern university teacher as an important aspect of his professionalism and a means of pedagogical influence on students. The conditions for the formation of a positive image, such as organizational, psychological, pedagogical, professional and personal, are revealed. The influence of these conditions on the image of the teacher, both as a person and as a professional, is analyzed.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА»

ПЕДАГОГИКА Pedagogics

УДК 378.12

Т. Б. Аристова

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

В статье рассмотрены условия формирования позитивного имиджа современного преподавателя вуза как важный аспект его профессионализма и средство педагогического влияния на студентов. Выявлены организационные, психологические, педагогические, профессиональные и личностные условия для формирования позитивного имиджа. Проанализировано влияние данных условий на имидж преподавателя, как личности, так и профессионала.

Ключевые слова: имидж преподавателя вуза; профессиональная культура; система образования; компетенции преподавателя; современный преподаватель.

Для цитирования: Аристова Т. Б. Условия формирования позитивного имиджа современного преподавателя вуза // Теория и практика социогуманитар-ных наук. 2022. № 4 (20). С. 7-14.

T. B. Aristova

CONDITIONS FOR THE FORMATION OF A POSITIVE IMAGE OF A MODERN UNIVERSITY TEACHER

This article examines the conditions for the formation of a positive image of a modern university teacher as an important aspect of his professionalism and a means of pedagogical influence on students. The conditions for the formation of a positive image, such as organizational, psychological, pedagogical, professional and personal, are revealed. The influence of these conditions on the image of the teacher, both as a person and as a professional, is analyzed.

Keywords: image of a university teacher; professional culture; education system; teacher competencies; modern teacher.

© Аристова Т. Б., 2022 © Aristova T. B., 2022

For citation: Aristova T. B. Conditions for the formation of a positive image of a modem university teacher. Teoriya i praktika sociogumanitarnyh nauk [Theory and practice of socio-humanitarian studies], 2022, no. 4 (20), p. 7-14.

Актуальность исследования формирования позитивного имиджа преподавателя в вузе обусловлена динамичными изменениями в системе образования, которые ставят перед образовательным учреждением важную задачу разработки инновационных педагогических подходов, создания новых педагогических процессов, ком-петентностного подхода к преподавательскому составу и повышения качества образования. Перед государством стоит актуальная задача по созданию комфортной, эффективной образовательной среды для полноценного развития преподавателей и обучающихся в условиях образовательной организации.

Педагогический состав становится объектом исследований и результатом эффективности деятельности вуза. Преподаватель несет ответственность за качество образовательного процесса. В результате обучения в вузе общество должно получить специалиста определенной профессии с конкретным уровнем профессиональных компетенций и навыков.

Таким образом, роль преподавателя в образовательном процессе растет. Современный педагог — это универсальный специалист, всесторонне развитая личность со знаниями и навы-

ками в различных областях. Уровень профессионального мастерства и имидж преподавателя сегодня влияют на имидж учреждения, определяют его место в сфере образовательных услуг, формируют общественное мнение. Рассмотрим, каков он — современный преподаватель, какие условия необходимы для формирования позитивного имиджа современного преподавателя вуза.

Понятие «имидж» имеет глубокие корни, однако в России термин «ими-джелогия» был введен лишь в 1990-е годы в научную терминологию В. М. Шепелем, ставшим ведущим российским экспертом по данной проблематике. По его мнению, имидже-логия — это наука и искусство нравиться людям, а базовая модель технологии имиджирования состоит из следующих позиций самопрезентации: «Я-концепция», кинесика, фейс-билдинг, дизайн одежды, флюидное излучение, владение словом, коммуникативная механика [8].

А. Ю. Панасюк под имиджем личности подразумевает комплексное мнение социальной группы о человеке в результате сформированного образа данного человека в психике, в результате коммуникативного взаимодействия или вследствие определенной

информации о нем от других людей [10].

Таким образом, суть имиджа преподавателя — это то, как он выглядит в глазах педагогического состава, руководителей, учащихся вузов, их родителей, государственных и общественных организаций, СМИ. Мнение о личности преподавателя складывается из комплексной оценки, на которую влияют различные условия (организационные, психологические, педагогические, профессиональные, личностные).

Были проведены многочисленные исследования, посвященные проблемам имиджеведения и имиджелогии, среди них работы отечественных авторов (П. С. Гуревича, Г. М. Андреевой, В. М. Шепеля, А. П. Жмырико-ва, П. Власовой, Е. Б. Перелыгиной и др.) и зарубежных исследователей (П. Берда, К. Боулдинга, Б. Сэма, Д. Бурстина, Э. Сэмпсона, Дж. Ягера, Э. Гофмана и др.) [7].

В российской психологической литературе отношение к исследованию явлений имиджа имеют разработки таких направлений, как изучение образа (Б. Г. Ананьев, Л. В. Запорожец, И. С. Кон, А. В. Либин и др.); теория деятельности (Л. С Выготский, А. Р. Лурия, В. Н. Мясищев,

A. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.); исследование общения (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев,

B. Н. Куницына, Б. Г. Ананьев,

В. А. Кан-Калик, А. А. Леонтьев, В. А. Петровский и др.); анализ социального восприятия и социального познания (Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, В. С Агеев и др.).

Позитивный имидж преподавателя — это совокупность внешних и внутренних личностных, индивидуальных, профессиональных качеств, формирующая положительное мнение о педагоге, вызывающая доброе к нему отношение. Рассмотрим условия формирования позитивного имиджа современного преподавателя вуза в системе образования. Среди них можно выделить:

- организационные;

- психологические;

- личностные;

- педагогические;

- профессиональные.

т-ч V-» V-»

В современной высшей школе сегодня создаются новые организационные условия для формирования позитивного имиджа преподавателя вуза. Образовательная среда динамично меняется, меняются организационные условия деятельности учреждения. Анализ кадрового обеспечения вуза находится в зоне постоянного и пристального внимания руководства вуза и носит упорядоченный характер. Актуальным является разработка соответствующего методического обеспечения. Важной составной частью концепции современного вуза является

определение критериев оценки эффективности влияния кадрового развития и кадровой политики на достижение стратегических целей образовательной организации. Качественные кадры с позитивным имиджем повышают уровень вуза среди других образовательных организаций [1].

К организационным аспектам, положительно влияющим на создание имиджа преподавателя, относятся: проведение различных тренингов для сотрудников; программы поощрения преподавательского состава; финансовая помощь в организации поездок на научные конференции и исследовательские проекты и т. д.

Важно отметить, что в современных образовательных учреждениях активно пересматриваются подходы к организации внутренних коммуникаций вуза. Активные коммуникативные связи повышают шансы образовательной организации на приоритет у абитуриентов в выборе вуза, а также влияют на положительный имидж вуза и преподавательского состава. Сегодня организационным аспектом является техническое оснащение вузов. Организационные изменения, происходящие в вузах, расширяют возможности для научных исследований при использовании передового оборудования [9].

Формирование позитивного имиджа преподавателя — это относительно новый подход к личности профес-

сионала. Для многих преподавателей данные нововведения, предполагающие целый комплекс мероприятий по созданию положительного образа личности, непривычны и требуют психологической подготовки. Важным психологическим аспектом формирования позитивного имиджа является слаженный коллектив и благоприятные межличностные отношения в нем среди коллег, взаимодействие между руководителем и педагогами, между преподавательским составом и студентами. С точки зрения Е. А. Петровой, «имидж — это феномен индивидуального, группового или массового сознания, и он функционирует как образ-представление, в котором в сложном и в определенном взаимодействии соединяются внешние и внутренние характеристики объекта. Имидж относится в первую очередь к группе социально-психологических феноменов и подчиняется всем их основным законам» [3].

Из этого следует, что среди психологических условий создания позитивного имиджа преподавателя можно выделить корпоративную культуру образовательной организации, ее стиль, а также социально-психологический климат и представление педагогического состава о комфортности, надежности данной организации. Формирование благоприятной атмосферы в коллективе, где существуют определенные ценности и

требования, согласие членов коллектива соответствовать данным требованиям создают мощный потенциал для формирования позитивного имиджа, как преподавателя, так и организации в целом [2].

Личностные условия формирования позитивного имиджа преподавателя включают: коммуникативные качества личности, волевые, интеллектуальные и нравственные качества, а также харизму и личное обаяние. Сегодня коммуникации вуза пронизывают весь образовательный процесс. В данном контексте существует потребность в развитии коммуникативных связей преподавателя с целью формирования своего позитивного имиджа и повышения качества предоставляемых образовательных услуг [6].

Профессионализм педагога включает комплекс личных качеств, таких как ответственность, терпение, самоотдача, саморазвитие, творческий потенциал и др. Он вместе с коллегами и обучающимися выстраивает педагогический процесс по законам чести, доброты, справедливости, учится принимать правильные решения в трудных ситуациях [10].

Необходимо отметить значимость харизмы и личного обаяния для формирования позитивного имиджа преподавателя вуза. Харизматичная личность вызывает доверие у коллег. Способность убеждать, обаяние, властность, уверенность в себе, неор-

динарность мышления выделяет преподавателя-лидера среди других [9].

Рассмотрим педагогические условия формирования позитивного имиджа современного преподавателя вуза.

ТЛ V-» и

В современной высшей школе они включают применение преподавателем новых форм обучения, инновационные технологии профессионального обучения. К актуальным педагогическим условиям относится грамотная организация педагогического взаимодействия в динамично изменяющейся образовательной среде. Использование преподавателем комплексного и системного подходов в учебном процессе, реализация активно-деятельностного, развивающего, лич-ностно ориентированного, индивидуально-дифференцированного подходов к обучению студентов создают благоприятные условия для формирования позитивного имиджа педагога. Сформированность мотивации преподавателей на профессионально-педагогическую деятельность так же позитивно влияет на образ педагога. Обеспечение качественного учебного процесса невозможно без комплексной самооценки и рефлексии преподавателя [2].

Важно отметить, что профессиональные условия для развития профессиональной культуры преподавателя с целью повышения его имиджа создаются как самим педагогом, так и

« ТЛ «

с поддержкой вуза. В современный

период личность преподавателя рассматривается с точки зрения компе-тентностного подхода. Многие специалисты исследовали проблему профессионально-педагогической компетентности современного преподавателя (В. А. Адольф, А. Г. Бермус, В. М. Антипова, А. Н. Дахин,

О. А. Козырева, А. К. Маркова,

Н. В. Кузьмина, М. М. Митина и др.) [4, с. 25]. «Профессиональная компетентность» — это совокупность теоретических и практических знаний, которые он применяет в своей педагогической деятельности. Грамотный преподаватель с целью формирования своего позитивного имиджа постоянно занят саморазвитием, систематически формирует и тренирует те качества, которые необходимы для его профессиональной деятельности. Саморазвитие может проходить посредством прохождения различных курсов, научно-исследовательской деятельности, деятельности с учащимися в различных проектах, конкурсах и т. д. Данные условия в финансовом, содержательном и организационном плане должен создавать как сам педагог, так и администрация вуза [9].

Современная высшая школа быстро изменяется и адаптируется к новым тенденциям в образовательной среде. Поэтому преподаватель постоянно самосовершенствуется. Условия для профессионального роста создает себе как сам преподаватель, так и образо-

вательная организация предоставляет педагогу возможности повышения педагогического мастерства. Например, участие преподавателя от вуза в научных конференциях различного уровня, научно-исследовательской деятельности, педагогических конкурсах, прохождение курсов повышения квалификации для педагогов необходимо финансировать с помощью средств системы образования. Продвижению преподавателя по карьерной лестнице содействует и сам вуз, так как успехи в личной карьере влияют на позитивный имидж вуза в целом.

Профессионализм педагога определяется рядом компетенций. Среди них можно выделить общекультурную, ценностно-смысловую, социально-трудовую, познавательно-творческую компетенции. Актуальной является коммуникативная компетенция, которая включает в себя такие важные качества, как общительность, умение находить общий язык с людьми, умение разрешать конфликтные ситуации. Современный преподаватель свободно владеет вербальными и невербальными приемами общения, всегда тактичен и вежлив [5, с. 66].

Таким образом, создание благоприятных организационных, психологических, профессиональных, личностных, педагогических условий в вузе для развития преподавателя позволяет комплексно подходить к вопросу формирования его позитивного

имиджа. К таким условиям относятся: развитие личных качеств и профессиональных компетенций, раскрытие потенциала преподавателя, создание комфортного климата в коллективе вуза, введение в образовательный процесс новых педагогических технологий, достойное материально-техническое оснащение вуза и т. д. Важно отметить, что саморазвитие и самосовершенствование преподавателя являются необходимым условием создания его положительного образа в глазах общественности, коллектива вуза, руководителей, обучающихся.

Литература

1. Архипова, Н. И., Поморцева, И. М., Седова, О. Л. Кадровая политика как фактор стратегического развития университета // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». — 2013. — № 6 (107). — URL: https://cyberleninka.rU/article/n/kadrovaya-politika-kak-faktor-strategi cheskogo -razvitiya-universiteta-1 (дата обращения: 14.12.2022).

2. Баранова, Т. В. Исследование особенностей педагогической рефлексии в профессиональной деятельности педагога // Научные исследования в образовании. — 2008. — URL: https://cyberleninka. ru/article/n/issledovanie-osobennostey-pedagogicheskoy-refleksii-v-professio nalnoy-deyatelnosti-pedagoga (дата обращения: 11.12.2022).

3. Белобрагин В. В. Социально-психологические проблемы формирования корпоративного имиджа // МНИЖ. — 2021. — № 8-2 (110). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-problemy-formirovaniya-korporativnogo-imidzha (дата обращения: 12.12.2022).

4. Иванов, Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий / Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов. — Москва: АПК и ПРО, 2018. — 87 с.

5. Корепанова, Н. В. Профессионально-личностное становление и развитие педагога // Педагогика. — 2019. — № 3. — С. 66-71.

Все это позволяет создать позитивный имидж преподавателя и повысить уровень качества образовательного процесса. Необходимо подчеркнуть, что опыт как деятелей науки, так и бизнес-практиков доказывает ключевую значимость имиджа современного преподавателя вуза, как для эффективности педагогического процесса, так и его распространения на имидж образовательной организации, к которой относится данный преподаватель, а иногда и на всю образовательную сферу деятельности в целом.

6. Кошлякова, М. О. Коммуникативные стратегии вуза // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. — 2011. — № 1. — URL: https://cyber leninka.ru/article/n/kommunikativnye-strategii-vuza/viewer (дата обращения: 11.12.22).

7. Криницын Е. В. Педагогические условия формирования профессионального имиджа будущего журналиста // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. — 2013. — № 6 (178). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n7pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-professionalnogo-imidzha-buduschego-zhurnalista (дата обращения: 12.12.2022).

8. Лукашенко, М. А., Ожгихина, А. А. Имидж преподавателя вуза: мнения и приоритеты студентов // Высшее образование в России. — 2019. — № 1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-prepodavatelya-vuza-mneniya-i-prioritety-studentov (дата обращения: 12.12.2022).

9. Медведев, В., Татур, Ю. Подготовка преподавателя высшей школы: компе-тентностный подход // Высшее образование в России. — 2007. — № 11. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-prepoda vatelya-vysshey-shkoly-kompetentnostnyy-podhod (дата обращения: 14.12.2022).

10. Скуртова, Л. И., Федорова, Е. В. Основные подходы к интерпретации понятия «имидж». Типология имиджа // International journal of professional science.

— 2020. — № 7. — URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/osnovnye-podhody-k-interpretatsii-ponyatiya-imidzh-tipologii-imidzha (дата обращения: 14.12.2022).

11. Харламова, И. Ю. Формирование и развитие имиджа организации / И. Ю. Харламова // Вопросы экономики и управления. — 2017. — № 1 (8).

— С. 57-60. — URL: https://moluch.ru/th75/archive/51/1881/ (дата обращения: 12.12.2022).

Сведения об авторе

Татьяна Борисовна Аристова: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), инспектор организационно-научного и редакционно-издательского отделения. E-mail: Tanya-arist.555 @yandex.ru

Information about the author

Tatyana B. Aristova: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), inspector at the Organizational-Scientific and Editorial-Publishing Department. Email: Tanya-arist.555@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.