Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИМИДЖА СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ'

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИМИДЖА СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / ИМИДЖ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СТАТУС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аристова Татьяна Борисовна

Статья посвящена изучению имиджа преподавателя вуза как важного фактора его восприятия всеми субъектами, включенными в образовательный процесс. Цель работы - выявить типичные имиджевые характеристики современного преподавателя вуза. Для этого в работе проанализированы различные точки зрения на проблему имиджа современного преподавателя высшей школы. По результатам анализа в статье рассмотрены ключевые характеристики и функции имиджа современного преподавателя высшей школы как регулятора определения его профессионально-личностного статуса. Показано, что основными характеристиками имиджа современного преподавателя вуза являются профессионализм и экспертность преподавателя в конкретной предметной области, его педагогическая компетентность как способность реализовывать продуктивный образовательный процесс, общая и профессиональная культура. Результаты исследования могут быть использованы в процессе создания условий для формирования позитивного имиджа современного преподавателя вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN CHARACTERISTICS OF THE IMAGE OF A MODERN UNIVERSITY TEACHER

The article is devoted to the study of the image of the university teacher as an important factor of its perception by all subjects involved in the educational process. The purpose of the work is to identify the typical image characteristics of a modern university teacher. To do this, the paper analyzes various points of view on the problem of the image of a modern higher school teacher. Based on the results of the analysis, the article considers the key characteristics and functions of the image of a modern higher school teacher as a regulator for determining his professional and personal status. It is shown that the main characteristics of the image of a modern university teacher are the professionalism and expertise of the teacher in a particular subject area, his pedagogical competence as the ability to implement a productive educational process, general and professional culture. The results of the study can be used in the process of creating conditions for the formation of a positive image of a modern university teacher.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИМИДЖА СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ»

ПЕДАГОГИКА Pedagogics

УДК 378.12

© Аристова Т. Б., 2021

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИМИДЖА СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Статья посвящена изучению имиджа преподавателя вуза как важного фактора его восприятия всеми субъектами, включенными в образовательный процесс. Цель работы — выявить типичные имиджевые характеристики современного преподавателя вуза. Для этого в работе проанализированы различные точки зрения на проблему имиджа современного преподавателя высшей школы. По результатам анализа в статье рассмотрены ключевые характеристики и функции имиджа современного преподавателя высшей школы как регулятора определения его профессионально-личностного статуса. Показано, что основными характеристиками имиджа современного преподавателя вуза являются профессионализм и экспертность преподавателя в конкретной предметной области, его педагогическая компетентность как способность реализовывать продуктивный образовательный процесс, общая и профессиональная культура. Результаты исследования могут быть использованы в процессе создания условий для формирования позитивного имиджа современного преподавателя вуза.

Ключевые слова: имидж; имидж преподавателя вуза; преподаватель; статус; профессиональная деятельность; профессиональная успешность; высшее образование.

© Aristova T. B., 2021

THE MAIN CHARACTERISTICS OF THE IMAGE OF A MODERN

UNIVERSITY TEACHER

The article is devoted to the study of the image of the university teacher as an important factor of its perception by all subjects involved in the educational process. The purpose of the work is to identify the typical image characteristics of a modern university teacher. To do this, the paper analyzes various points of view on the problem of the image of a modern higher school teacher. Based on the results of the analysis, the article considers the key characteristics and functions of the image of a modern higher school teacher as a regulator for determining his professional and personal status. It is shown that the main characteristics of the image of a modern university teacher are the professionalism and expertise of the teacher in a particular subject area, his pedagogical competence as the ability to implement a productive educational process, general and professional culture. The results of the study can be used in the process of creating conditions for the formation of a positive image of a modern university teacher.

Keywords: image; image of a university teacher; teacher; status; professional activity; professional success; higher education.

В ходе преобразований, происхо-

дящих в сфере высшего образования, проблема формирования имиджа преподавателя вуза приобретает все большую практическую и теоретическую значимость и имеет немалое значение для общества. Соответствующий имидж опосредует восприятие личности социумом и позволяет стать частью определенной социальной группы, достигнуть желаемых результатов [6]. Влияние имиджа разносторонне — он важен как для достижения цели конкретной личности, так и для распространения на организацию, в которой работает этот человек, и даже на всю сферу деятельности.

В нашей стране понятие имиджа в научный оборот введено относительно недавно В. М. Шепелем, активно занимающимся данной проблемой. Автор трактует имидж как «непосредственно или преднамеренно создаваемое визуальное впечатление о личности или социальной структуре» [2, с. 118]. При исследовании данного понятия В. М. Шепель обращает внимание на то, что имидж выступает маркером привлекательности личности. Он даже предложил базовую модель технологии имиджирования [2].

А. Ю. Панасюк характеризует имидж личности с точки зрения ее оценки окружающими. Эта оценка формируется в результате складывающегося в их сознании образа личности. Анализируя доступную о человеке информацию в ходе общения, окружающие приходят к определенным выводам. Автор, тем самым, считает имидж мнением других, склады-

вающимся в их восприятии относительно конкретного человека [5].

Таким образом, имидж есть у каждого человека, формирование его нередко происходит под воздействием стереотипов социума. Имидж испытывает влияние оценки окружающих, средств массовой информации. Они могут придавать имиджу как положительную, так и отрицательную окраску. В свете изучаемой темы необходимо отметить, что российская система образования в последнее время подверглась сильному реформированию. Специфика современной системы высшего профессионального образования характеризуется мощными институциональными трансформациями. Эти изменения связаны с его либерализацией, оптимизацией государственного и негосударственного сектора образования, активным внедрением информационно-коммуникационных технологий и т. д. При этом важное значение приобретают изменения спроса и степени доступности высшего образования. Соответственно, обозначенные факторы оказывают сильное влияние и на организационные и содержательные составляющие системы высшего образования России, равно как и на статус преподавателя высшей школы.

Играя ключевую роль в вопросах определения содержания обучения и способов оценки его качества, изменился и сам имидж преподавателя вышей школы в представлении студентов, их родителей, а также представителей широкой общественности. Проблема, связанная с созданием

имиджа преподавателя вуза, начала приобретать все большую практическую и теоретическую значимость. Существенность вопроса обусловлена особым статусом преподавателя, который определенным образом воспринимается в сознании ближайшего социального окружения (студентов, коллег) и в массовом сознании в целом, а также высоким потенциалом воздействия на обучающихся. Преподаватель есть персонификация вуза, его имидж переносится и на имидж всего учреждения, отражаясь на общественном мнении. Равным образом и имидж вуза поддерживает имидж российской системы высшего образования в целом.

Таким образом, реалии сегодняшнего дня актуализируют значимость имиджа преподавателя вуза. Имидж — важная компетенция преподавателя вуза, во многом обусловливающая его профессиональную успешность, то, как его воспринимает социум (коллеги-преподаватели, студенты, администрация вуза, представители широкой общественности). Процесс построения имиджа зависит и от характерологических особенностей преподавателя, его стиля общения со всеми субъектами, включенными в образовательный процесс, от профессиональной компетентности в определенной предметной области, научной квалификации, научного и должностного статуса, признания его исследований, научных публикаций, в том числе в авторитетных изданиях и т. д. Поэтому сегодня формирование позитивного имиджа выступает в качестве актуального направления в деятельности преподавателей высшей школы, задача кото-

рых — готовить высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов.

Актуальные тенденции современного высшего образования, как мы уже отметили, оказывают большое влияние на имидж преподавателя в глазах окружающих. Речь идет о том, что реализация ФГОС возможна только при условии, что преподаватель будет очень мобилен, теоретически и практически подготовлен, может достаточно гибко отвечать современным запросам, способен быстро менять содержание программного материала, владеет актуальными и действенными формами и методами организации образовательного процесса [7].

Необходимо подчеркнуть, что изменения в государстве, касающиеся высшего образования, направлены на усиление положения российских вузов в академической среде за рубежом, рост академической мобильности российских ученых и увеличение объема опубликованных ими изданий в журналах, индексируемых в международных базах [4]. В то же время наблюдается тенденция к сокращению числа вузов и профессорско-

преподавательского состава. Соответственно растет напряженность в академической среде, из вузов уходят квалифицированные кадры [3].

Говоря о характеристиках имиджа современного преподавателя, исследователи отмечают прежде всего его профессионализм и высокую профессиональную компетентность в предмете преподавания, умение осуществлять продуктивный образовательный процесс [1; 3; 4]. Безусловно, обладая высоким профессионализмом в опре-

деленной области знаний, преподаватель становится авторитетом не только для студентов, но и для своих коллег. Более того, профессиональная компетентность делает возможным преподавание дисциплин, принимая во внимание современные достижения науки, в том числе и собственные разработки преподавателя.

Нельзя обойти вниманием и значение такого важнейшего компонента имиджа преподавателя вуза, как общая и профессиональная культура. Система личных и профессиональных качеств преподавателя предусматривает его ценностно-мотивационное отношение к своему делу и, соответственно, высокую ответственность за результаты своей деятельности и ее качество [1].

Отдельно необходимо сказать о том, что преподаватель вуза, и как личность, и как носитель информации, всегда должен быть востребованным для студентов, интересен им. Данный аспект сопряжен с необходимостью владения преподавателями различными инновационными педагогическими технологиями, интерактивными методами, а на сегодняшний день необходимо быть компетентным и в области дистанционной работы. Он должен уметь адаптировать программный материал с учетом современной реальности [3]. Это очень важно, так как дает возможность обучающимся со всей полнотой вовлечься в образовательный процесс. Безусловно, здесь могут возникнуть и возникают проблемы сопротивления преподавателей инновациям, предпочтение классического формата преподавания, особенно пре-

подавателями более старшего возраста [7].

Рассмотрим характеристики имиджа современного преподавателя вуза с точки зрения ресурсов и проблемных зон.

Необходимо отметить, что в современных исследованиях подчеркивается низкая удовлетворенность преподавателей вуза своим имиджем [2]. Так, В. М. Шепель подчеркивает, что неудовлетворение преподавателей своим статусом оказывает влияние на снижение их мотивации и творческого потенциала, а это, в свою очередь, опосредует соответствующее отношение к ним студентов.

Сложившаяся ситуация относительно имиджа современного преподавателя вуза требует содержательного наполнения его функций как регулятора определения его профессионально-личностного статуса. В качестве таких функций вслед за В. М. Шепелем можно выделить следующие: повышение авторитета профессии преподавателя высшей школы, преодоление им барьеров общения, внутренняя мотивация.

Первая функция связана с повышением статуса российского преподавателя высшей школы в представлениях как широкой общественности, так и непосредственных субъектов образовательного процесса вуза. Большим ресурсом здесь выступает привлечение в высшую школу нового поколения педагогов, готовых к внедрению инноваций, желающих самосовершенствоваться, развиваться, ориентируясь на современные тенденции развития высшего образования.

Вторая функция касается преодоления барьеров и установления контактов. Эта функция связана с важностью обеспечения продуктивного взаимодействия между преподавателями и другими субъектами образовательного процесса — студентами, коллегами, администрацией вуза, партнерами, представителями органов власти и пр. Обладая имиджем разносторонней личности, специалиста, компетентного в своей области, носителя актуального научного знания в своей области, преподавателю значительно легче утвердиться в научно-педагогическом сообществе, вызвать интерес у студентов.

Следующая функция — функция внутренней мотивации педагога. Она, в первую очередь, обусловлена повышением степени уверенности преподавателя в себе, своих профессиональных возможностях, в будущем. Немаловажную роль в этом процессе играет уважение и признание студентов и коллег. Специалисту необходимо целенаправленно заниматься выстраиванием своего позитивного профессионального имиджа для того, чтобы обеспечить устойчивую репутацию в профессии. Но, несмотря на весомое значение оценки окружающих относительно занимаемого преподавателем положения, данная функция связана еще и с тем, как он сам воспринимает себя как личность и профессионала.

Таким образом, имидж современного преподавателя вуза выступает

Литература

1. Грунтовский, И. П. Профессионализм преподавателя вуза как фактор повышения престижа педагогической деятельности // Вестник ассоциации вузов

туризма и сервиса. — 2013. — № 2. — С. 10-18.

как сложившийся в обществе образ, наделенный определенными характеристиками, основанными на реальных или приписываемых свойствах, и обладает социальной значимостью для лиц, его воспринимающих. Здесь большую роль играет стереотипное восприятие педагога высшей школы, которое складывалось в массовом сознании российского общества в течение многих лет. Безусловно, устойчивый позитивный имидж современного преподавателя вуза невозможно создать только лишь усилиями одних преподавателей — важен вклад всех заинтересованных сторон (администрации вуза, коллег, общественности). И вместе с тем, самую значительную роль играет забота самого преподавателя о собственном имидже, который способствует визуальной и личностной его привлекательности и является одним из важнейших факторов повышения мотивации обучения студентов, развития их коммуникативных навыков, повышения продуктивности межличностных отношений, создания психологического комфорта в процессе преподавания. Стремление к созданию яркого и позитивного имиджа выступает мощным внутренним мотиватором, стимулирующим преподавателя к самосовершенствованию, преодолению барьеров, мешающих сделать его профессиональную деятельность привлекательной для окружающих, а самого себя — лидером и авторитетом.

2. Имиджелогия. Как нравиться людям / под ред. В. М. Шепеля. — Москва : Народное образование, 2002. — 576 с.

3. Красинская, Л. Ф. Трудовая мотивация преподавателей в условиях оптимизации системы высшего образования: результаты исследования // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. — 2017. — № 11.

— С. 112-114.

4. Лукашенко, М. А., Ожгихина, А. А. Имидж преподавателя вуза: мнения и приоритеты студентов // Высшее образование в России. — 2019. — № 1.

5. Панасюк, А. Ю. Формирование имиджа: Стратегия, психотехнологии, психотехники. — Москва : Омега-Л, 2007. — 266 с.

6. Перелыгина, Е. Б. Психология имиджа : учебное пособие / Е. Б. Перелыгина.

— Москва : Аспект Пресс, 2002.

7. Попова, О. И. Имидж преподавателя вуза: проблема самореализации в образовательном взаимодействии // Педагогическое образование в России. —

2011. — № 4.

8. Попова, О. И. Преподаватель вуза: современный взгляд на профессию. Опыт социологического исследования // Педагогическое образование в России. —

2012. — № 6.

Сведения об авторе

Татьяна Борисовна Аристова: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), инспектор организационно -научного и редакционно-издательского отделения. E-mail: Tanya-arist.555@yandex.ru

Information about the author

Tatyana B. Aristova: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), inspector at the Organizational-Scientific and Editorial-Publishing Department. E-mail: Tanya-arist.555@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.