2. Газман О. С. Воспитание и педагогическая поддержка детей // Народное образование. 1998. № 6. С. 108-111.
3. Иванова И.В. Педагогическая поддержка как современная образовательная практика // Педагогическое образование в России, №. 12, 2015, С. 108-112.
4. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии: Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов. Кн. 2. - М.: Школа-Пресс, 1995.
5. Туманова Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни / Е.Н. Туманова. - Саратов, 2002. - 92 с.
6. Фельдштейн Д. И. Изменяющейся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал. 2010. № 2. С. 6-11.
Педагогика
УДК 371
доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой рекламы и издательского дела Савченко Любовь Васильевна
Таврическая академия Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь)
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы формирования профессионального имиджа современного преподавателя высшей школы. В работе определена сущность анализируемого феномена, обоснована важность его формирования в современных условиях. В исследовании определены и проанализированы основные социально-психологические факторы, оказывающие воздействие на восприятие преподавателя высшей школы студенческой аудиторией и процесс формирования его профессионального имиджа.
Ключевые слова: имидж, имиджелогия, педагогическая имиджелогия, имидж современного преподавателя высшей школы, социально-психологические факторы, профессиональный имидж, формирование профессионального имиджа преподавателя.
Annotation. The article is devoted to the problem of formation of professional image of a modern teacher of higher education. The article defines the essence of the analyzed phenomenon, the importance of its formation in modern conditions. The study identified and analyzed the main socio-psychological factors that affect the perception of the teacher of higher school student audience and the process of formation of its professional image.
Keywords: image, imagology, pedagogical imagology, the image of a modern teacher of higher education, socio-psychological factors, professional image, the formation of a professional image of the teacher.
Введение. Результаты анализа современных публикаций в области педагогики, психологии, социологии образования, имиджелогии и других наук и их отраслей свидетельствуют о том, что сегодня достаточно актуальной проблемой является формирование профессионального имиджа преподавателя высшей школы.
Проблемы формирования имиджа педагога, в частности преподавателя высшей школы, отражены в трудах таких ученых как Г.М. Андреев, А.А. Бодалев, И.в. Егоров, В.И. Загвязинский, А.В. Петровский и другие.
В большинстве случаев исследования, посвященные имиджу преподавателя высшей школы, рассматривают лишь некоторые аспекты данной проблемы. Отдельных же трудов, посвященных социально-психологическим факторам формирования имиджа вузовского преподавателя, на современном этапе существует недостаточно. Однако, по нашему мнению, рассматривать проблему имиджа преподавателя высшей школы во всей ее полноте и целостности без изучения психологических особенностей и сущности данного явления, а также его социальной стороны невозможно.
Обоснование необходимости обращения к социально-психологическому контексту указанной проблемы обосновывается тем, что формирование собственного индивидуального профессионального имиджа является проблемой, в частности для педагогов старшего возраста так называемой «традиционной школы».
В этой связи актуализируется проблема поиска оптимальных путей и действенных механизмов формирования профессионального имиджа преподавателя высшей школы. Для реализации данной цели необходимо, по нашему мнению, изучение сущности самого феномена, особенностей его формирования и тех социально-психологических факторов, которые оказывают непосредственное воздействие на личность педагога и эффективность становления изучаемое в рамках нашего исследования профессионально значимого качества современного преподавателя высшего учебного заведения.
Формирование цели статьи. Целью данной статьи является изучение сущности процесса становления профессионального имиджа преподавателя высшей школы и социально-психологических факторов его формирования.
Изложение основного материала статьи. Профессия преподавателя вуза относится к типу «человек -человек» и в его деятельности большую роль играют социально-психологические особенности восприятия человека человеком [2].
Практическое овладение принципами педагогической этики, общения, поведения; развитие профессионально-педагогической культуры и научная организация педагогического труда являются компонентами, формирующими имидж педагога.
Имидж является предметом научного познания имиджелогии, которая, по мнению В.М. Шепеля является «наукой и искусством нравиться людям» [6, с. 79].
В данном ключе стоит уточнить, что имидж педагога является предметом научного познания педагогической имиджелогии. В контексте проблематики данной научной отрасли рассматриваются такие проблемы, как особенности формирования имиджа образовательной организации, психолого-педагогические
аспекты становления профессионального имиджа отдельных педагогов, а также имиджа отечественной системы образования в целом.
Целью педагогической имиджелогии является научное обоснование построения программы внедрения и реализации имиджевых атрибутов педагога, а также формирование образа современного образовательного учреждения [4].
В контексте нашего исследования целесообразно обратиться к изучению категории имиджа.
Итак, имидж - это сложный феномен, объединяющий различные характеристики качества и факторы оказывающие влияние на целостное восприятие личности организации или даже государства.
Индивидуальный профессиональный имидж педагога обладает личностным характером в процессе своего формирования; он базируется на тех личностных чертах, которые находят свое проявление в психологических особенностях, и реализуется через такие категории, как эмоции, характер темперамент [1].
На основе анализа теоретических источников психолого-педагогической литературы перейдем к определению основных социально-психологических факторов профессионального имиджа современного преподавателя высшей школы. К данным факторам отнесем следующие:
1. Внешний вид.
2. Предметные знания и умения их преподавать.
3. Личностные характеристики преподавателя.
4. Стиль взаимодействия с аудиторией.
5. Существующие у студентов предыдущие установки и стереотипы восприятия преподавателя.
Обратимся к более подробному рассмотрению каждого из указанных детерминант профессионального
имиджа преподавателя.
Анализируя фактор «Внешний вид», на основе изучения современных исследованиях педагогической имиджелогии видим, что многие ученые уделяют большое внимание анализу составляющих внешнего вида преподавателя, таких как одежда, прическа, стиль и т.п. Однако в данном ключе стоит подчеркнуть, что понятие внешнего вида как фактора формирования профессионального имиджа преподавателя значительно шире. Наряду с указанными элементами данное понятие включает физический вид (морфологические признаки) и так называемые функциональные элементы внешности:
- мимику;
- жестикуляцию;
- походку;
- голос;
- речевые особенности и т.п.
Все указанные составляющие в совокупности формируют образ восприятия личности преподавателя. Каждый компонент внешнего вида является составляющим сложной системы информации, которую несет собою личность [2].
Обратимся к рассмотрению следующего фактора «Предметные знания и умения их преподавать». В современных условиях преподавателю недостаточно просто хорошо подготовиться к занятию и владеть материалом, нужно обладать методикой применения современных педагогических технологий, позволяющих умело подать в аудитории учебный материал, сделать процесс его подачи интересным и полезным. Преподавателю важно подобрать интересную и объективно нужную студентам информацию, использовать формы работы, позволяющие поддерживать в ходе занятия мотивацию студентов к обучению и их познавательный интерес.
Применение современных педагогических технологий преподавателем не должно быть ситуативным, периодическим. Преподаватель должен разработать целостную методическую стратегию, которая позволит системно и последовательно формировать профессионально значимые знания, умения и качества будущих специалистов.
Обратимся к анализу следующего фактора «Личностные характеристики преподавателя». На основе результатов анализа теоретической литературы к личностным характеристикам преподавателя, формирующим его профессиональный имидж, отнесем следующие:
- интеллектуальные способности;
- социальные способности;
- рефлексивность.
Об уровне развитости интеллектуальных способностей свидетельствует развитый на высоком уровне общий интеллект, эрудированность, способность к критическому мышлению.
Социальные способности преподавателя в широком смысле понимаются как способность преподавателя понимать студентов. Систему социальных способностей составляют следующие компоненты:
- умение распознавать и учитывать эмоциональное состояние студентов в процессе образовательной деятельности;
- умение понимать потребности желания и стремления обучающихся;
- способность к эмпатии [2].
По нашему мнению, рефлексивность является тем качеством, без которого работа преподаватель над формированием собственного профессионального имиджа не будет эффективной. Так, рефлексивность - это способность к рефлексии. В современной психолого-педагогической литературе под понятием рефлексии понимают осознание индивидом в процессе его деятельности того, каким он воспринимается партнерами по взаимодействию.
На имидж преподавателя влияют составляющие рефлексии, такие как:
- уместная самоирония;
- объективная самооценка;
- чувство юмора;
- искренность;
- уверенность в себе и т.д.
Важным фактором в системе профессионального имиджа преподавателя является стиль взаимодействия с аудиторией, который в педагогике тесно связано со стилем педагогического общения. Соответственно, в педагогической имиджелогии выделяют следующие стили взаимодействия преподавателя высшей школы со студентами:
- авторитарный;
- демократический;
- либеральный.
Проблема отдачи преподавателем предпочтения какому-либо из приведенных стилей достаточно давно изучает в отечественной педагогике. По мнению большинства ученых, авторитарный стиль способствует развитию дисциплины и усвоению теоретических знаний студентами, но он снижает их интерес и уважение к личности преподавателя, что негативно отражается на его имидже. Демократический и либеральный стили иногда сложно удержать на нужной границе, ввиду чего может снижаться уровень сознательности и ответственности студентов, а также качество их знаний и общей подготовки.
В этой связи педагог должен формировать индивидуальный стиль взаимодействия с аудиторией на основе вычленения и присвоения лучших компонентов каждого стиля педагогического общения, что непременно позитивно отразится на его имидже и уровне его восприятия студентами [7].
На восприятие преподавателя студенческой общественностью, то есть на его профессиональный имидж, оказывает влияние такой фактор, как существующие у студентов предыдущие установки и стереотипы относительно личности педагога.
В данном ключе уточним, что установка представляет собой благоприятную или неблагоприятную оценочную реакцию наличность объект или явление, которое выражается в мыслях чувствах или целенаправленном поведении [3].
В качестве предыдущих установок, оказывающих воздействие на восприятие преподавателя студентами, могут выступать стереотипы, которые сложились в студенческой аудитории до взаимодействия с конкретным преподавателем. В данном контексте уточним, что стереотипы представляют собой упрощенное стандартизированное представление о характеристиках или ожидаемом поведении. Стереотипы заставляют воспринимать объект необъективно. Высший уровень развитости стереотипов - это формирования предвзятого отношения [5].
Так, одной из задач преподавателя должно быть действенное стремление к объективному восприятию его студентами.
Выводы. На основе вышесказанного заключим, что при создании преподавателем объективно положительного имиджа в глазах студентов необходимо учитывать приведенные выше факторы. То есть, следить за своим внешним видом, что подразумевает не только учет внешних, но и физиологических и поведенческих аспектов; развивать уровень теоретических предметных и методических компетентностей; развивать интеллектуальные и социальные способности, уровень собственной рефлексивности; формировать собственный стиль педагогического общения; уметь прогнозировать наличие у студентов установок и стереотипов относительно восприятия преподавателя и корректно развеивать их в сознании обучающихся в ходе реализации образовательной деятельности.
Литература:
1. Абульханова-Славская К. А. Типологический подход к личности профессионала. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / под ред. В. А. Бодрова - М.: Ин-т психол. АН СССР, 1991. - 287 с.
2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 200 с.
3. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. М.: Владос, 2004. - 222 с.
4. Суржин В.В. Психолого-педагогическое исследование особенностей имиджа педагога высшей школы // Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психологопедагогической антропологии»: Сборник научных статей. / под ред. И. В. Егоров, Л. Б. Филонов. - М., 2013. Вып. 3. -С. 103-112.
5. Чертыкова И.П. Представления студентов об имидже преподавателя вуза: дис. ... канд. психол. наук. М., 2002. - 163 с.
6. Шепель В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. М.: Феникс, 2005. - 480 с.
7. Шлыкова Н. Л. Восприятие преподавателя студентами: дис. ... канд. психол. наук. - Иваново, 1998. - 132 с.
Педагогика
УДК:378
доктор педагогических наук, профессор Сайгушев Николай Яковлевич
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования
«Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск);
доктор педагогических наук, профессор Валеев Азат Салимьянович
Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного
учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай);
кандидат педагогических наук, доцент Веденеева Ольга Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования
«Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)
УЧЕТ АНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ГУМАНИТАРНОГО
ВУЗА
Аннотация. В статье рассматривается анализ структуры профессиональной подготовки будущего учителя с точки зрения его функций.
Ключевые слова: деятельность учителя, функции учителя, анализ педагогической деятельности будущего учителя.
Annotation. The article deals with the analysis of the structure of the professional training of the future teacher in terms of its functions.
Keywords: the activity of the teacher, the functions of the teacher, the analysis of the pedagogical activity of the future teacher.