Научная статья на тему 'Понятийная матрица проблемы поиска педагогических условий формирования профессионального имиджа обучающихся технического вуза'

Понятийная матрица проблемы поиска педагогических условий формирования профессионального имиджа обучающихся технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / IMAGE / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ / PROFESSIONAL IMAGE / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА / PROFESSIONAL IMAGE OF A TECHNICAL UNIVERSITY STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукина Оксана Анатольевна, Савва Любовь Ивановна, Гасаненко Елена Александровна, Солдатченко Александр Леонидович

В статье раскрываются такие понятия как «имидж»,» профессиональный имидж» профессиональный имидж студента технического вуза». Рассматривается история становления понятия имидж и процесс его интеграции в сферу социально-гуманитарных наук. Дается качественная характеристика таких понятий как профессиональный имидж, профессиональный имидж студента технического вуза. Подробно рассматриваются основные компоненты и функции данных понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукина Оксана Анатольевна, Савва Любовь Ивановна, Гасаненко Елена Александровна, Солдатченко Александр Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL MATRIX OF THE PROBLEM OF SEARCHING OF PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR PROFESSIONAL IMAGE FORMATION OF STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITY

The article reveals such concepts as «image», «professional image», «professional image of a technical university student ». The history of the formation of the image concept and the process of its integration into the sphere of social and humanitarian sciences is considered. The qualitative characteristic of such concepts as a professional image, professional image of a student of a technical university is given. The main components and functions of these concepts are considered in details.

Текст научной работы на тему «Понятийная матрица проблемы поиска педагогических условий формирования профессионального имиджа обучающихся технического вуза»

11. Yashkova, E.V., Sineva, N.L., Shkunova, A.A., Bystrova, N.V., Smirnova, Z.V. & Kolosova, T.V. (2016). Development of Innovative Business Model of Modern Manager's Qualities. International Journal of Environmental and Science Education, 11(1), 4650-4659.

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лукина Оксана Анатольевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования

«Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск);

доктор педагогических наук, профессор Савва Любовь Ивановна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования

«Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск);

старший преподаватель Гасаненко Елена Александровна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования

«Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск);

кандидат педагогических наук, доцент Солдатченко Александр Леонидович

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)

ПОНЯТИЙНАЯ МАТРИЦА ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕХНИЧЕСКОГО

ВУЗА

Аннотация. В статье раскрываются такие понятия как «имидж»,» профессиональный имидж» профессиональный имидж студента технического вуза». Рассматривается история становления понятия имидж и процесс его интеграции в сферу социально-гуманитарных наук. Дается качественная характеристика таких понятий как профессиональный имидж, профессиональный имидж студента технического вуза. Подробно рассматриваются основные компоненты и функции данных понятий.

Ключевые слова: имидж, профессиональный имидж, профессиональный имидж студентов технического вуза.

Annotation. The article reveals such concepts as «image», «professional image», «professional image of a technical university student ». The history of the formation of the image concept and the process of its integration into the sphere of social and humanitarian sciences is considered. The qualitative characteristic of such concepts as a professional image, professional image of a student of a technical university is given. The main components and functions of these concepts are considered in details.

Keywords: image, professional image, professional image of a technical university student.

Введение. Актуальность проблемы поиска педагогических условий формирования профессионального имиджа обучающихся технического вуза обусловлена изменениями в сфере экономических отношений, когда презентация внешности человека становится средством повышения профессиональной значимости в трудовом коллективе и обществе в целом. В наши дни имидж является одним из важнейших факторов формирования успешности не только специалистов в области политики или рекламы, но и в других отраслях профессиональной деятельности. Он стал неотъемлемой составляющей предпринимательской и иной профессиональной деятельности. При этом важно разобраться в понятийном аппарате исследования.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является представление понятийной матрицы выше обозначенной проблемы, составление которой было одной из задач научного поиска. Центральным приемом работы с научными текстами является построение понятийных схем или матриц. Понятийные матрицы - это наглядные представления, которые помогают разделять понятия, употребляемые в тексте, на классы, выделив между ними все возможные связи. Создание понятийной матрицы позволяет взглянуть на структуру текста, проследить его связи, что и отражает более глубокое понимание текста.

Изложение основного материала статьи. Текст может быть структурирован различными способами. В зависимости от структуры представленной в тексте информации выделяются следующие виды: линейные последовательности, иерархии, сети, матрицы, блок-схемы.

В рамках решения проблемы поиска педагогических условий формирования профессионального имиджа обучающихся технического вуза, был уточнен понятийный аппарат решаемой проблемы представленный представлен в виде матрицы - понятийной схемы, используемой для сравнения объектов по ряду показателей. Которая включает в себя базовые понятия (имидж, готовность) производные понятия (профессиональный имидж, готовность студента), а также специфическое производное понятие - «развитие готовности студента технического вуза к формированию профессионального имиджа».

Понятие «имидж» по своему содержанию и объему является междисциплинарным, оно формировалась и трактовалось в соответствии с целями и задачами наук социально-гуманитарной сферы. Понятие «имидж» является предметом исследования различных наук, таких как психология, социология, педагогика, политология, экономика, менеджмент.

В настоящее время существует несколько наиболее распространенных вариантов трактовки понятия «имидж». В первую очередь он понимается как фактор коммуникации, посредник между человеком обладающим сформированным имиджем и лиц, которые его воспринимают в процессе социального или профессионального общения.

Как и большинство научных понятий имидж может рассматриваться как в широком, так и в узком смыслах. В широком смысле под имиджем понимается распространенное в общественном сознании представление о намеренно созданных свойствах объекта в совокупности с его естественными свойствами, в узком смысле имидж трактуется как целенаправленно сформированный образ кого-либо объекта, который содержит определенные ценностные характеристики, способные оказать эмоциональное воздействие на реципиента [0].

Иногда имидж понимается более узко, он рассматривается только как внешний атрибут человека. Нередко имидж воспринимается как часть такого социального явления как мода. Имидж как научное понятие возникло сравнительно недавно и поэтому часто воспринимается только как феномен XX века. Это объясняется тем, что как отдельное социально-культурное явление имидж стал рассматриваться в рамках культуры модернизма и постмодернизма, он чаще всего воспринимается как инструмент политической деятельности, используемый для воздействия на аудиторию, что в полной мере не отражает его истинной роли в существующем обществе. К настоящему времени в области изучения имиджа накоплен огромный теоретический и практический материал, который нуждается в научной рефлексии. Имидж как социально-культурное явление возник намного раньше, чем появилось его научная дефиниция, что можно проследить по анализу вопроса возникновения и становления данного понятия в социально-гуманитарном знании. Здесь можно выделить несколько периодов.

1) первый этап (753 год до н.э.): возникновение первых предпосылок изучения природы понятия «имидж», появление термина «imago», выявление личностных аспектов человеческой природы, созвучных с пониманием феномена имидж;

2) второй этап (1920-30 гг.): формирование базовых представлений понятия «имидж», появление института рекламы, возникновение самостоятельного понятия «имидж»;

3) третий этап (1970-е годы на Западе, 1990-е годы в России): появление отдельной дисциплины, исследующей понятие «имидж» - имиджелогия, формирование технологии целенаправленного влияния образа на аудиторию.

К настоящему времени существует несколько направлений исследования понятия «имидж» в разных науках: имиджелогии, психологии, социологи, педагогике [0]. В отечественной литературе применяется научный подход к рассмотрению понятия имиджа, в отличие от западной литературы, где используется прикладной подход в изучении этого понятия.

В отечественной литературе следует отметить таких авторов как А.Ю. Панасюк, Т.Э. Гринберг, Д.В. Ольшанский. Эти ученые впервые использовали понятие «имидж» в своих трудах, посвященных изучению феномена политического лидерства.

Одним из первых разработчиков научно-теоретической базы изучения имиджа является В.М. Шепель. В своих работах он детально изучил структуру имиджа, его базовые понятия и способы реализации. Большое влияние на разработку представления о формировании имиджа оказали работы исследователей под руководством А.А. Бодалева. Посредством правильно сформированного имиджа человек приобретает статус успешного деятеля или специалиста, поэтому многие современные ученые создают различные методики и программы, позволяющие правильно формировать положительный имидж. Среди таких исследователей можно выделить В.М. Шепеля, Е.А. Петрову, Е.В. Змановскую.

На сегодняшний день имидж - это междисциплинарное понятие, которое трактуется по-разному в областях социально-гуманитарного знания. Согласно социологическому энциклопедическому словарю имидж определяется как внешний образ, создаваемый субъектом, с целью вызвать определенное впечатление, мнение, отношение у других, а также как совокупность свойств, приписываемых рекламой, пропагандой, модой, предрассудками, традицией и т.д. объекту с целью вызвать определенные реакции по отношению к нему [0].

С точки зрения менеджмента имидж - это образ, представления, восприятие субъектом или средствами коммуникации [0].

В менеджменте и психологии учеными определены основные характеристики имиджа: неизмеримость, целостность и непротиворечивость, неустойчивость, динамичность, простота и ограниченность, прагматичность, вариабельность, нацеленность [0].

Имидж - это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо и чего-либо [0].

В большинстве работ понятие «имидж» сводится к психологическому образу. В.М. Шепель, например, определяет имидж как визуальную привлекательность личности. Он считает, что счастлив тот, кто обладает от Бога привлекательным имиджем. Но, как правило, многие обретают симпатию людей благодаря искусству самопрезентации [0].

Образ в психологии понимается как отражение в психике внешних и внутренних характеристик объекта или явления, таким образом «имидж какого-либо объекта - это образ, возникший в психике человека в результате восприятия этим человеком тех или иных характеристик данного объекта» [0].

Имидж рассматривается как сложившийся в массовом сознании образ, который создается в глазах других людей в процессе взаимодействия и межличностного общения с ними.

В исследовании речь идет о профессиональном имидже и готовности студентов технического вуза к его формированию. Поэтому целесообразно рассмотреть сущность и содержание этих понятий. Следует отметить то, что до сих пор нет единого общепринятого понятия профессионального имиджа. Данное понятие представляется в качестве особого социокультурного феномена, к изучению которого наука только приступает. В настоящее время определилось такое научное направление, как профессиональная имиджелогия. Это системное направление призвано разрабатывать и использовать теорию и практику формирования имиджа профессионалов вне зависимости от конкретного вида деятельности.

Имидж профессионала как социально-психологический феномен напрямую связан с духовным миром, нравственными ценностями, профессиональной этикой и этикетом, который является частью профессиональной культуры специалиста. Современный рынок труда требует от ряда профессий определенных имиджевых характеристик. Наиболее широко профессиональный имидж рассматривается в сфере социально-гуманитарного знания. Анализ профессионального имиджа находит свое отражение в работах, посвященных изучению конкретных профессий - социального работника, политолога, педагога, психолога. Исследования в этой сфере проведены Ю.В. Андреевой, А.А. Бирюковой, М.А. Елагиным, Е.В. Емельяновой, О.Л. Пикулевой, Э.Б. Теймуровой и др. В этой связи появились варианты структурных моделей профессионального имиджа, механизмов и технологий его формирования. Разработан инструментарий имиджелогии, появился алгоритм формирования имиджа профессионала, предложены различные факторы формирования имиджа, разработано понятийно-терминологическое поле.

Профессиональный имидж как сложное личностное образование имеет многокомпонентную структуру, включающую интеллектуальные, эмоциональные, нравственные составляющие, имеющую определенные

уровни и критерии сформированности в личности будущего специалиста. Теоретический анализ профессионального имиджа специалиста показал, что он формируется постепенно в образовательном процессе и далее в профессиональной деятельности, работа над созданием профессионального имиджа должна быть целенаправленной, четко организованной и систематичной [0].

Базовые структурные компоненты профессионального имиджа совпадают со структурными компонентами имиджа, но наряду с основными составляющими он включает в себя ряд компонентов, напрямую связанных со спецификой исполнения профессиональной роли конкретным специалистом. Исходя из этого профессиональный имидж разных специалистов будет иметь отличные структурные компоненты в виду специфики профессии.

Прежде чем говорить о формировании профессионального имиджа важно провести анализ профессиональной группы специалистов или профессионального сообщества, профессиональной культуры, требуемых знаний, умений и навыков, характера и уровня их профессиональной компетентности, оценить общественный интерес к деятельности.

В связи с этим, для оценки профессионального имиджа студента технического вуза, была использована профессиограмма технического специалиста. В соответствии с классификацией Климова Е.А. студент технического вуза - это будущий специалист в области «человек - техника», где ведущим предметом профессионального внимания является область технических объектов и их свойств [0].

Таблица 1

Профессиограмма специалиста в области «человек - техника»

Личностные особенности и профессиональные умения Основные качества квалифицированного технического специалиста

1) внимание, общительность; 1) способность к анализу и принятию решений в сложных ситуациях;

2) способность быть лидером; 2) познавательная составляющая, т.е. ориентация человека в обстоятельствах труда;

3) чувство ответственности; 3) способность быстро понимать целое, детали, суть и форму;

4) способность выполнять работу полную разнообразия; 4) умение строить версии о возможных причинах разлада, неполадок технических систем и мысленно воспроизводить варианты, выделяя наиболее вероятный;

5) энтузиазм в трудовой деятельности; тщательность действий; 5) развитое пространственное мышление и воображение;

6) самостоятельность суждений; 6) широкий кругозор в области естественных наук;

7) аккуратность и последовательность в работе; 7) профессиональная компетентность;

8) способность к планированию своего будущего; коммуникативные умения (слушать, говорить, убеждать); 8) способность принимать оптимальные решения в короткие сроки;

9) высокие требования к самым разным формам и видам памяти; 9) эмоциональная сдержанность, устойчивость в чрезвычайных ситуациях;

10) способность обучать других 10) повышенное чувство ответственности

Под профессиональным имиджем технического специалиста мы понимаем собирательный, обобщенный и сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ технического специалиста, включающий в себя особенности и качества личности, необходимые ему, как профессионалу. Это образ, выбранный в соответствии с необходимыми для данной профессии умениями и характеристиками, составляющими которого, являются: профессиональная компетентность; психологическая культура (коммуникабельность, развитость вербальной сферы, энергичность, умение держать дистанцию, нормативность речи, социально-психологические характеристики профессионала); социально-демографические и физические данные (возраст, пол, уровень образования); визуальный имидж (стиль одежды, прическа, мимика, пантомимика, манеры).

О.В. Мартыненко предлагает пять взаимосвязанных этапов формирования профессионального имиджа. На первом этапе изучаются индивидуально-психологические особенности личности. На втором - физические данные человека. На третьем этапе определяются личностно-деловые качества, необходимые для исполнения профессиональной роли. На четвертом этапе специалист подбирает индивидуальные средства и атрибуты своего имиджа с учетом полученных знаний в результате прохождения предыдущих этапов. И на пятом, заключительном этапе осуществляется «прокатка» имиджа в реальных условиях [0].

Развитие готовности студента к формированию профессионального имиджа предполагает взаимодействие всех субъектов образовательного процесса (преподавателя и студента, учебной группы). В первую очередь, профессиональный имидж формируется во время обучения, на лекциях и семинарах, познавательными и воспитательными средствами самого курса и изучаемых дисциплин. В процессе развития готовности к формированию профессионального имиджа у студента формируется позитивное отношение к будущей профессии, появляется осознание ее общественной значимости и престижности. На создание

профессионального имиджа влияет не только воздействие преподавателей студентов, но и социо-культурная и образовательная среда вуза.

Другим необходимым элементом системы работы по формированию профессионального имиджа является саморазвитие студентов, которое происходит на фоне педагогического воздействия. Это процесс целенаправленного воздействия самого студента, который характеризуется ценностно-смысловым, личностно-обусловленным отношением к содержанию профессионального образования, к самому процессу обучения в вузе, к будущим жизненным перспективам и самому себе. Сюда относится и коммуникативная компетентность специалиста, и нравственно-поведенческая составляющая. Условием развития профессиональной компетентности является осознание выпускником необходимости повышения своей квалификации, общечеловеческой и профессиональной культуры, личной ответственности, эффективного проявления личных способностей и качеств в быстро меняющихся условиях.

Основанием для формирования профессионального имиджа может служить социальная роль, выполняемая человеком в профессиональной среде. Правильно создать профессиональный имидж - это значит оправдать ожидания общественности от облика специалиста. Образ человека на рабочем месте должен демонстрировать те качества, которые общество требует от представителей данной специальности. Другими словами, профессиональный имидж - это ответ на социальный заказ общества, требующий конкурентоспособного, мобильного специалиста, адаптированного к современным экономическим условиям. В любой профессии есть определенный стандарт то, каким образом должен выглядеть специалист данной области. Формируя и корректируя свой профессиональный имидж, человек осознает свою деятельность как средство для самовыражения и самореализации в социуме и в профессии.

Прежде чем переходить к рассмотрению профессионального имиджа студента технического вуза, целесообразно рассмотреть основные характеристики специалиста технической направленности и предъявляемые к нему требования. Так как студент технического вуза в дальнейшем будет работать с такой характеристикой индивидуальной жизни как перспектива личностного и профессионального роста, он несет ответственность за определение своей личности в учебной и трудовой деятельности.

Профессиональный имидж должен выполнять следующие функции как активные формы проявления сущности и содержания конкретного феномена, которые В.М. Шепель подразделил на две группы: ценностные функции (личностно возвышающая функция, функция комфортизации межличностных отношений) и технологические функции (функция межличностной адаптации, функция высвечивания лучших личностно-деловых качеств, функция затенения негативных личностных характеристик, функция преодоления возрастных рубежей).

В рамках построения профессионального имиджа необходимо учитывать, прежде всего, такие его компоненты как:

1) природные качества;

2) личностные характеристики как следствие образования и воспитания;

3) личностные характеристики, определяемые жизненным и профессиональным опытом;

4) визуальный образ.

Содержательная часть компонентов профессионального имиджа технического вуза представлена в таблице 2.

Таблица 2

Характеристика компонентов профессионального имиджа

Компоненты профессионального имиджа Характеристика компонентов профессионального имиджа

1. Природные качества Коммуникабельность, эмпатия, рефлексивность, красноречие, флюидное излучение, психоэнергетика личности

2. Личностные характеристики как следствие образования и воспитания Нравственные ценности, психическое здоровье, владение набором человеческих технологий

3. Личностные характеристики, определяемые жизненным и профессиональным опытом Собственные взгляды, оценки, убеждения, нормы и ценности индивида, а также выбор его будущей профессиональной деятельности, который происходит на основе имеющихся у него профессиональных склонностей, интересов и сложившихся способностей; знания, умения, навыки; способность выполнять профессиональные задачи; принадлежность к профессиональной культуре; внешняя атрибутика

4. Визуальный образ Форма и стиль одежды; цветовая гамма, мимика, позы, жесты, пантомимика

Для студента технического вуза - будущего технического специалиста, профессиональный имидж имеет огромное значение. Во-первых, это определенное сообщение о личности профессионала окружающим. Во-вторых, он воздействует и на сам субъект, участвуя в формировании представления об уникальности собственной личности.

Профессиональный имидж студента - это интегральная характеристика, которая включает в себя совокупность внешних и внутренних составляющих личности (коммуникабельность, эмпатия, рефлексивность, красноречие, флюидное излучение, психоэнергетика личности, нравственные ценности, психическое здоровье, владение набором человеческих технологий) и его профессиональные качества (знания, умения, навыки; способность выполнять профессиональные задачи; профессиональная культура; внешняя атрибутика).

Так как в исследовании за основу была взята структура имиджа, предложенная В.М. Шепелем (природные качества; характеристики личности - следствие ее образования и воспитания; характеристики личности, определяемые ее жизненным и профессиональным опытом [0]), в которую был добавлен

визуальный имидж, то структурными компонентами профессионального имиджа студента технического вуза являются:

- визуальный образ студента технического вуза;

- личностные особенности студента технического вуза;

- профессионально-значимые качества студента технического вуза.

Таким образом, под профессиональным имиджем студента технического вуза понимается сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ технического специалиста, включающий в себя визуальный образ, природные, личностные и профессиональные качества, необходимые в профессии. Это образ, выбранный в соответствии с необходимыми для определенной технической профессии умениями и характеристиками.

Выводы. Процесс формирования профессионального имиджа студентом технического вуза является профессионально значимым аспектом его профессионального обучения, поскольку формирует у студентов основы правильного подхода к своему профессиональному имиджу уже на этапе обучения в вузе.

Литература:

1. Васищева А.В. Имидж: определение центрального понятия имиджеологии / А.В. Васищева, А.В. Ненашева // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - № 4. - С. 311-317.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. 4-е изд. М.: Академия, 2010. - 285 с.

3. Мартыненко О. В. Психологические аспекты формирования имиджа практического психолога // Формирование психологической культуры личности в системе дополнительного образования детей / Под ред. А. В. Егоровой. - М.: Просвещение, 2009. - 95 с.

4. Осипов В. Социологический энциклопедический словарь. - И.: ИНФРА, М - НОРМА, 1998. - 488 с.

5. Панфилова А.П. Имидж делового человека. - М.: ИВЭСЭП, Знание, 2007. - 496 с.

6. Почепцов Г.Г. Имидж: от фараонов до президентов. Киев, 2000. - 359 с.

7. Психология управления.: Курс лекций / Л.К. Аверченко, Г.М. Залесов, Р.И. Мокшанцев, В.М. Николаенко; Отв. ред. М.В. Удальцова. - Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, 1999. - 150 с.

8. Савва Л.И., Гасаненко Е.А. Интерпретация понятия имиджа в областях социально-гуманитарного научного знания // SCIENCE, TECHNOLOGY AND LIFE - 2015 Proceedings of materials the international scientific conference. Editors L.I.Savva, A.I. Marasanov, A.V.Podoprigora, T.G.Gurnovich. 2016. С. 406-417.

9. Савва Л.И., Гасаненко Е.А. Историография проблемы формирования профессионального имиджа студента технического вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. № 4. С. 131-138.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Сусименко Е. В., Рождественская С. В. Проблемные аспекты в определении научного термина и его свойств // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 1. C. 135-138.

11. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям.- М.: Народное образование, 2002. - 613 с.

12. Шепель В.М. Имиджеология: Секреты личного обояния. М., 1997, с. 87.

13. Маминов С. В. Понятийная матрица в исследовании мониторинга качества образовательного процесса в основной школе / Маминов Сергей Валерьевич, Савва Любовь Ивановна // Педагогическое образование в России. — 2016. — № 3. — С. 19-25.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Лукина Оксана Анатольевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); доктор педагогических наук, профессор Савва Любовь Ивановна Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); старший преподаватель Гасаненко Елена Александровна Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, доцент Солдатченко Александр Леонидович Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)

РАЗВИТИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА НА ОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОГО ОБРАЗА И ПОТЕНЦИАЛА КАК УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА

Аннотация. В статье рассматривается одно из педагогических условий развития готовности студента технического вуза к формированию профессионального имиджа. Данным условием выступает развитие направленности студента на анализ и осознание наличного образа и личностного потенциала для построения профессионального имиджа. Представлена содержательная характеристика данного педагогического условия. Раскрывается такое понятие как направленность, его функции, выделены общие содержательные компоненты в структуре данного вида направленности.

Ключевые слова: имидж, профессиональный имидж, студент технического вуза, направленность, наличный образ, личностный потенциал, личностная направленность студента на анализ и осознание наличного образа.

Annotation. The article considers one of the pedagogical conditions for the development of the readiness of a technical university student to form a professional image. This condition is the development of the student's focus on analysis and awareness of the available image and personal potential for forming a professional image. A substantial characteristic of this pedagogical condition is presented. This concept is disclosed as an orientation, its functions, and general content components in the structure of a given type of orientation are identified.

Keywords: image, professional image, a technical university student, orientation, personal image, personal potential, personal orientation of the student for analysis and awareness of the personal image.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.