Научная статья на тему 'Компоненты готовности формирования профессионального имиджа студента технического вуза'

Компоненты готовности формирования профессионального имиджа студента технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ / PROFESSIONAL IMAGE / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА / PROFESSIONAL IMAGE OF A STUDENT AT A TECHNICAL UNIVERSITY / ГОТОВНОСТЬ / READINESS / КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ / COMPONENTS OF READINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савва Любовь Ивановна, Гасаненко Елена Александровна, Рабина Екатерина Игоревна, Кружилина Тамара Васильевна

В статье раскрывается содержание понятия готовности к формированию профессионального имиджа студента в образовательной деятельности технического вуза. Рассмотрены такие понятия как «профессиональный имидж» и «готовность к формированию профессионального имиджа». Проведен анализ существующей профессиональной группы специалистов технического направления, у которых уже сформирован профессиональный имидж. Подробно описаны этапы процесса формирования профессионального имиджа, выделены компоненты готовности к формированию профессионального имиджа студента в образовательной деятельности технического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савва Любовь Ивановна, Гасаненко Елена Александровна, Рабина Екатерина Игоревна, Кружилина Тамара Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPONENTS OF READINESS OF FORMATION OF PROFESSIONAL IMAGE OF A TECHNICAL UNIVERSITY STUDENT

The article describes the content of the concept of readiness for the formation of a professional image of a student in the educational activity of a technical university. Such concepts as «professional image» and «readiness to form a professional image» are considered. An analysis of the existing professional group of specialists in the technical fieldб who have already formed a professional image has been made. The stages of the process of forming a professional image are described in details, the components of readiness to form a professional image of a student in the educational activity of a technical university are highlighted.

Текст научной работы на тему «Компоненты готовности формирования профессионального имиджа студента технического вуза»

12. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации».

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы».

Педагогика

УДК: 378.2

доктор педагогических наук, профессор Савва Любовь Ивановна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования

«Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск);

старший преподаватель Гасаненко Елена Александровна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования

«Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск);

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Рабина Екатерина Игоревна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования

«Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск);

доктор педагогических наук, профессор Кружилина Тамара Васильевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования

«Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)

КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА

СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. В статье раскрывается содержание понятия готовности к формированию профессионального имиджа студента в образовательной деятельности технического вуза. Рассмотрены такие понятия как «профессиональный имидж» и «готовность к формированию профессионального имиджа». Проведен анализ существующей профессиональной группы специалистов технического направления, у которых уже сформирован профессиональный имидж. Подробно описаны этапы процесса формирования профессионального имиджа, выделены компоненты готовности к формированию профессионального имиджа студента в образовательной деятельности технического вуза.

Ключевые слова: профессиональный имидж, профессиональный имидж студента технического вуза, готовность, компоненты готовности

Annotation. The article describes the content of the concept of readiness for the formation of a professional image of a student in the educational activity of a technical university. Such concepts as «professional image» and «readiness to form a professional image» are considered. An analysis of the existing professional group of specialists in the technical fieldб who have already formed a professional image has been made. The stages of the process of forming a professional image are described in details, the components of readiness to form a professional image of a student in the educational activity of a technical university are highlighted.

Keywords: professional image, professional image of a student at a technical university, readiness, components of readiness

Введение. XXI век характеризуется повсеместным распространением информатизации и автоматизации многих сфер жизни. Это привело к тому, что государственный заказ техническим вузам на подготовку инженерно-технических кадров выдвигает все более жесткие требования к будущим специалистам и профессионалам в данных сферах. Профессионализм технического специалиста заключается не только в грамотном применении полученных теоретических и практических знаний, но также и в соответствии профессиональному имиджу - сложившимся в массовом сознании эмоционально окрашенному образу технического специалиста, включающему в себя особенности и качества личности, необходимые ему, как профессионалу [4].

Формирование профессионального имиджа студента является важной задачей технического вуза и связана, прежде всего, с построением образовательной деятельности таким образом, чтобы воспитать ценных специалистов и помочь им создать образ профессионала своего дела.

Профессиональный имидж как сложное личностное образование имеет многокомпонентную структуру, включающую интеллектуальные, эмоциональные, нравственные составляющие, имеющую определенные уровни и критерии сформированности в личности будущего специалиста. Теоретический анализ профессионального имиджа специалиста показал, что он формируется постепенно в образовательном процессе и далее в профессиональной деятельности, работа над созданием профессионального имиджа должна быть целенаправленной, четко организованной и систематичной [5].

Цель статьи - раскрыть содержание понятия готовности к формированию профессионального имиджа студента в образовательной деятельности технического вуза.

Изложение основного материала статьи. Прежде чем говорить о готовности к формированию профессионального имиджа студента в образовательной деятельности технического вуза важно провести анализ существующей профессиональной группы специалистов или профессионального сообщества, профессиональной культуры, у которых уже сформирован профессиональный имидж, с точки зрения:

- требуемых знаний, умений и навыков;

- черт характера;

- уровня профессиональной компетентности;

- общественного интереса к деятельности.

Для этого была использована профессиограмма технического специалиста, которая позволит оценить профессиональный имидж студента технического вуза. Она для данного типа специалиста включает в себя личностные особенности и профессиональные умения, представленные на рисунке 1.

✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓

внимание, общительность способность быть лидером чувство ответственности

способность выполнять работу, полную разнообразия

энтузиазм в трудовой деятельности

тщательность действий

самостоятельность суждений

аккуратность и последовательность в работе

способность к планированию своего будущего

коммуникативные умения (слушать, говорить, убеждать)

хорошая память

способность обучать других

Рисунок 1. Личностные особенности и профессиональные умения технического специалиста

Так как студент технического вуза в дальнейшем будет работать с такой характеристикой индивидуальной жизни как перспектива личностного и профессионального роста, он несет ответственность за определение своей личности в учебной и трудовой деятельности.

Также основными качествами квалифицированного технического специалиста выступают:

1) способность к анализу и принятию решений в сложных ситуациях;

2) познавательная составляющая, т.е. ориентация выпускника технического вуза в трудовых обстоятельствах;

3) способность быстро понимать целое, детали, суть и форму;

4) умение строить версии о возможных причинах разладок, неполадок технических систем и мысленно производить поиск вариантов решения, выделяя наиболее вероятный вариант;

5) развитое пространственное воображение;

6) широкий кругозор в области естественных наук;

7) высокие требования к самым разным формам и видам памяти;

8) мышление, способность принимать оптимальные решения в короткие сроки;

9) эмоциональная сдержанность, стрессоустойчивость;

10) повышенное чувство ответственности [6].

Процесс формирования профессионального имиджа является многоэтапным. О. В. Мартыненко предлагает пять взаимосвязанных этапов формирования профессионального имиджа (рис. 2).

Рисунок 2. Этапы формирования профессионального имиджа

На первом этапе изучаются индивидуально-психологические особенности личности выпускника технического вуза. На втором этапе рассматриваются физические данные выпускника технического вуза. На третьем этапе определяются личностно-деловые качества, необходимые для выполнения профессиональной роли и своего поведения. На четвертом этапе специалист подбирает индивидуальные средства и атрибуты коррекции своего профессионального имиджа с учетом полученных знаний в результате прохождения предыдущих этапов. И на пятом, заключительном этапе, осуществляется «прокатка» имиджа в реальных условиях [7].

Профессиональный имидж должен выполнять следующие функции как активные формы проявления сущности и содержания конкретного феномена, которые В. М. Шепель подразделил на две группы [11].

Первая группа это - ценностные функции имиджа. Вторая группа - технологические функции. Каждая из функций делится на несколько подфункций. Рассмотрим подфункции профессионального имиджа более подробно.

Ценностные функции включают в себя:

- личностно возвышающую функцию;

- функцию комфортизации межличностных отношений.

1. Личностно возвышающая функция способствует созданию привлекательного образа, личность студента технического вуза становится социально востребованной, студент стремится раскрыть свои лучшие личностные качества.

2. Функция комфортизации межличностных отношений объективно привносит в общение симпатию и доброжелательность, нравственную меру терпимости и такта.

Технологические функции включают в себя:

- функцию межличностной адаптации;

- функцию высвечивания лучших личностно-деловых качеств;

- функцию затенения негативных личностных характеристик;

- функцию преодоления возрастных рубежей.

1. Функция межличностной адаптации предполагает способность студента быстро адаптироваться в профессиональной среде, благодаря правильно сформированному профессиональному имиджу. Благодаря правильно избранному имиджу студент технического вуза сможет установить доброжелательные, комфортные для себя отношения с коллегами и работодателем.

2. Функция высвечивания лучших личностно-деловых качеств ориентирует студента технического вуза на правильный выбор внешних атрибутов личности профессионала таких как: дизайн одежды, причёска, мимика, жесты. Посредством этого выбора можно привлечь аудиторию к положительным, выигрышным сторонам личности.

3. Функция затенения негативных личностных характеристик дает возможность студенту освоить и применять на практике технологию личностной самопрезентации. Владение данной технологией поможет отвлечь аудиторию от тех недостатков, которыми обладает студент технического вуза, но не способен скорректировать на данном этапе.

4. Функция преодоления возрастных рубежей позволяет студенту технического вуза сделать правильный выбор моделей поведения и исполнение различных ролей это позволяет чувствовать себя комфортно в общении с людьми разного социального положения и профессионального статуса или возраста.

Готовность к формированию профессионального имиджа студента технического вуза предполагает взаимодействие всех субъектов образовательного процесса (преподавателя - студента, преподавателя -учебной группы). На создание профессионального имиджа влияет не только воздействие преподавателей студентов, но и социо-культурная и образовательная среда вуза.

Для анализа готовности к формированию профессионального имиджа студента технического вуза мы опираемся на положения системного, акмеологического и рефлексивного подходов и трактуем ее следующим образом. Готовность студента технического вуза к формированию профессионального имиджа - это его

интегративное качество, необходимое ему для создания определенного образа о себе как о техническом специалисте в процессе профессиональной деятельности путем целенаправленного моделирования своего внешнего вида, моделей общения и манеры поведения на основе ориентации будущего специалиста на профессиональные ценности и требования к профессиональной деятельности.

В ходе анализа были выделены компоненты готовности к формированию профессионального имиджа студента в образовательной деятельности технического вуза (рис. 3).

1. Учебно-теоретический Приобретенные теоретические знания

(лекции)

- Усваивание знаний - Поиск, анализ и отбор информации

2. Учебно-практический

(семинары, практические занятия, лабораторныеработыг, проекты)

- Решение учебных практических задач

- Моделирование стратегий и тактик

Приобретенные практические знания

3.1. Учебно-презентационный

(доклады, конференции, рефератыг)

- Построение презентаций

- Овладение ораторским искусством

3.2. Самостоятельная работа

(научный поиск, патентный поиск, библиографический поиск)

- Систематизация получаемой информации

- Овладение новыми знаниями и навыками

Приобретенные

знания о самопрезентации

4. Практический

(производственная практика, официальное трудоустройство)

- Применение всех полученных навыков в работе

Рисунок 3. Компоненты готовности к формированию профессионального имиджа студента в образовательной деятельности технического вуза

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрим каждый из компонентов подробнее. В первую очередь, профессиональный имидж формируется во время обучения (учебно-теоретический компонент), на лекциях и познавательными и воспитательными средствами самого курса и изучаемых дисциплин. В процессе развития готовности к формированию профессионального имиджа у студента формируется позитивное отношение к будущей профессии, появляется осознание ее общественной значимости и престижности.

Следующий немаловажный компонент готовности к формированию профессионального имиджа у студента - учебно-практический. На практических занятиях и семинарах студент учится применять полученные теоретические знания на практике, следовательно, происходит накопление и переосмысление полученного практического опыта.

Учебно-презентационный компонент и самостоятельная работа позволяют студенту научится структурировать свои знания и грамотно презентовать их. Происходит корреляция теоретических и практических знаний.

Последний практический компонент является результатом соединения всех предыдущих компонентов. Таким образом, студент, имея опыт в профессиональной области (в рамках вуза), может с уверенностью применять полученный опыт и накапливать новый на реальном производстве.

Компоненты готовности к формированию профессионального имиджа образуют целостную систему, где каждый компонент выполняет определенную функцию. Компоненты, взятые по отдельности, не способны обеспечить решение всех поставленных задач и привести к цели, только их совокупность даст возможность сформировать новое для студента качество личности - готовность к формированию профессионального имиджа.

Выводы. Успешное сочетание всех компонентов готовности к формированию профессионального имиджа студента в образовательной деятельности технического вуза позволит подготовить высококлассных специалистов и профессионалов в своей области.

Литература:

1. Васищева, А.В. Имидж: определение центрального понятия имиджеологии / А.В. Васищева, А.В. Ненашева // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - № 4. - С. 311-317.

2. Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: Белорусского ун-та, 1997. - 175 с.

3. Змановская, Е.В. Руководство по управлению личным имиджем / Е.В. Змановская. - СПб.: Речь, 2005. - 144 с.

4. Психология управления: Курс лекций / Л.К. Аверченко, Г.М. Залесов, Р.И. Мокшанцев, В.М. Николаенко; Отв. ред. М.В. Удальцова. - Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, 1999. - 150 с.

5. Панфилова А.П. Имидж делового человека. - М.: ИВЭСЭП, Знание, 2007. - 496 с.

6. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. 4-е изд. М.: Академия, 2010.

7. Мартыненко О. В. Психологические аспекты формирования имиджа практического психолога // Формирование психологической культуры личности в системе дополнительного образования детей / Под ред. А. В. Егоровой. - М.: Просвещение, 2009. - 95 с.

8. Савва, Л.И. Профессиональный имидж студента технического вуза / Л.И. Савва, Е.А. Гасаненко // Вестник ЧГПУ. - 2015. - №2. - С.170-177

9. Утлик Э.П. Практическая психология имиджа // Вестник университета. Сер. Социология и психология управления. М.: ГУУ, 1999.

10. Ушакова, Н.В. Имиджелогия: учебное пособие / Н.В. Ушакова, А.Ф. Стрижова. - М.: Дашков и Ко, 2017. - 278 с.

11. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. - Москва: Линка-Пресс, 1997. - 168 с.

12. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. М.: Народное образование, 2002.

13. Яковлев, Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е.В. Яковлев. -М.: ВЛАДОС, 2006. - 239 с.

Педагогика

УДК 371

аспирант кафедры педагогики Савельев Кирилл Николаевич

Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова (г. Магнитогорск); доктор педагогических наук, профессор Назарова Ольга Леонидовна

Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова (г. Магнитогорск); аспирант кафедры педагогики Новоселов Роман Юрьевич

Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова (г. Магнитогорск)

СУЩЕСТВУЮЩИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ С ПРОГРАММНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Аннотация. В данной статье были выделены основные факторы использования мобильного обучения в высшей школе, влияющие на программный мобильный продукт; построена модель, которая предсказывает принятие технологий мобильного обучения обучаемым; выделены основные гипотезы, отражающие взаимосвязь факторов использования мобильного обучения.

Ключевые слова: мобильное обучение, электронное обучение, mobile learning, теории обучения.

Annotation. This article highlights the main factors of the use of mobile learning in higher education affecting the software product; a model that predicts the adoption of mobile learning technologies for students; highlights the main hypotheses that reflect the relationship of the factors of the use of mobile learning.

Keywords: mobile learning, e-learning, mobile learning, learning theories.

Введение. За последние несколько лет сфера информационных технологий значительно шагнула вперед.Интенсивное проникновение технологий в нашу жизнь привело к возникновению новых терминов, одними из таких терминов являются электронное обучение и обучение с помощью мобильных устройств (mobile learning).

Сегодня все новые подходы к электронному обучению, использующие преимущества информационных технологий, такие как Интернет и мультимедийные системы, были разработаны для улучшения качества обучения путем облегчения доступа к ресурсам и обучающим сервисам. Мобильные системы, как технология, разрешены на рабочих местах в различных компаниях и учебных классах, в рамках образовательной системы или вне ее.В связи с чем, использование электронного обучения становится преимущественно ориентировано на мобильные системы.

На сегодняшний день результаты использования мобильных систем в образовательном процессе впечатляют. Образовательный переход от обучения (учителем) к изучению (учащиеся) с использованием обучающего оборудования и технологий вызвал изменения в среде различных учебных систем. Так, вэтих системах начинают активно применяться виртуальные занятиячерез мобильные телефоны и компьютеры, создаются мобильные лаборатории, проводятся новые исследования и устанавливаются различные научные коммуникации. Применяемые инструменты в мобильном обучении заменяют традиционные вербальные способы преподавания, тем самым позволяя учиться в любое время и в любом месте — дома, на рабочем месте или даже в кругосветном путешествии. Кроме того, применяемые инструменты влияют и на прослойку, существующую между публичным и частным пространством, позволяя более явно его разграничить.

Возможность учиться в любое время и в любом месте — одна из главных характеристик электронного и мобильного обучения, которая начала развиваться вместе с развитием беспроводных технологий и мобильного обучения.

Изложение основного материала статьи. Мобильное обучение — это тип электронного обучения, реализуемый с помощью мобильных технологий: карманного персонального компьютера (КПК), сотовых телефонов, аудиоплееров, электронных книг и т. д. [3].

По утверждению Ричарда Хантела, для эффективности обучения необходимо проявлять внимание к подходам и теориям мобильного обучения. Использование подходов и теорий непосредственного обучения ведет к современному образованию людей нашей информационной эпохи [22].

Электронное обучение существует уже несколько десятилетий, хотя термин для него появился сравнительнонедавно. Изначально информация хранилась на больших компьютерах, мэйнфреймах, доступ происходил через терминалы, однако с изобретением первых персональных компьютеров, а также с развитием и продвижением веб-браузеров, эволюционировали и образовательные технологии. Некоторые люди и организации быстро освоились в новейших технологических изменениях, но большинству потребовалось много времени для принятия необходимости приобретения и использования нового оборудования и программного обеспечения.

Современные информационные технологии создали новые возможности для достижения различных целей и в настоящий моментуже используются большинством людей,в том числе и в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.