Научная статья на тему 'Профессиональный имидж как фактор успешного профессионального становления студента технического вуза'

Профессиональный имидж как фактор успешного профессионального становления студента технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ / PROFESSIONAL IMAGE / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА / PROFESSIONAL IMAGE OF A TECHNICAL UNIVERSITY STUDENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / PROFESSIONAL COMMUNICATION / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / SELF-PRESENTATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / PROFESSIONAL ETHICS / РЕСУРСЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА / RESOURCES FOR FORMING A PROFESSIONAL IMAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гасаненко Елена Александровна, Пономарёва Любовь Дмитриевна, Царан Александр Александрович

В статье рассматривается профессиональный имидж студента, как одна из необходимых составляющих будущей профессиональной деятельности выпускника технического вуза. Представлена содержательная характеристика профессионального имиджа, подробно рассмотрены составляющие профессионального имиджа студента технического вуза (внешний вид, профессиональная коммуникация, самопрезентация, профессиональная этика). Рассмотрены и охарактеризованы ресурсы по формированию профессионального имиджа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гасаненко Елена Александровна, Пономарёва Любовь Дмитриевна, Царан Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional image as a factor in the successful professional development of a technical university student

The article considers the professional image of the student as one of the necessary components of the future professional activity of a technical university graduate. A substantial characteristic of the professional image is presented, the components of the professional image of the student of a technical university (appearance, professional communication, self-presentation, professional ethics) are considered in detail. The resources for the formation of a professional image are considered and characterized.

Текст научной работы на тему «Профессиональный имидж как фактор успешного профессионального становления студента технического вуза»

13. РОО «Арт-терапевтическая ассоциация», Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига. Арт-терапия и арт-терапевты: статус, стандарты деятельности и профессиональной подготовки. СПб., 2015. 24 с. — URL: http://rusata.ru/d/263056/d/15387459.pdf

14. Мартиросян Р.М., Чаган Н.Г. Значение миссии в деятельности творческих организаций // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 5 (66). С. 287-288.

15. Чаган Н.Г., Мартиросян Р.М. "Электронное развитие" современного информационного общества // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 6 (67). С. 122-124.

16. ECArTE (European Consortium for Arts Therapies Education). — URL: http://www.ecarte.info/ (дата обращения 24.12.2017).

Педагогика

УДК: 378.2

старший преподаватель Гасаненко Елена Александровна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); доктор педагогических наук, доцент ВАК, профессор Пономарёва Любовь Дмитриевна Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, кандидат энциклопедических наук, доцент Царан Александр Александрович

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. В статье рассматривается профессиональный имидж студента, как одна из необходимых составляющих будущей профессиональной деятельности выпускника технического вуза. Представлена содержательная характеристика профессионального имиджа, подробно рассмотрены составляющие профессионального имиджа студента технического вуза (внешний вид, профессиональная коммуникация, самопрезентация, профессиональная этика). Рассмотрены и охарактеризованы ресурсы по формированию профессионального имиджа.

Ключевые слова: профессиональный имидж, профессиональный имидж студента технического вуза, профессиональная коммуникация, самопрезентация, профессиональная этика, ресурсы по формированию профессионального имиджа.

Annotation. The article considers the professional image of the student as one of the necessary components of the future professional activity of a technical university graduate. A substantial characteristic of the professional image is presented, the components of the professional image of the student of a technical university (appearance, professional communication, self-presentation, professional ethics) are considered in detail. The resources for the formation of a professional image are considered and characterized.

Keywords: professional image, professional image of a technical university student, professional communication, self-presentation, professional ethics, resources for forming a professional image.

Введение. Современная профессиональная среда является гибкой системой с постоянно изменяющимися требованиями к техническому специалисту. В связи с переходом на новый виток экономического развития будущий технический специалист - выпускник технического вуза сталкивается с большой конкуренцией на рынке труда. Успешное окончание высшего учебного заведения не всегда гарантирует трудоустройство молодого специалиста. Наряду с профессиональными компетенциями, будущий технический специалист должен обладать правильно сформированным профессиональным имиджем, который способствует успешному трудоустройству и дальнейшему продвижению выпускника технического вуза по карьерной лестнице.

Очевидно, что суждение о человеке вынесенное на основании его внешнего вида и поведения не всегда бывает справедливым, но именно эти факторы напрямую влияют на то впечатление которое выпускник технического вуза произведет на будущего работодателя.

Изложение основного материала статьи. У выпускника технического вуза есть только одна возможность произвести положительное первое впечатление на работодателя. На собеседовании общее впечатление о претенденте формируется в соответствии с его профессиональным имиджем, его манерами и коммуникационными способностями. Общее впечатление в свою очередь приводит к решению о том является ли кандидат подходящим на должность или нет. Таким образом профессиональный имидж влияет не только на первое впечатление, но и на дальнейшее продвижение по карьерной лестнице. При произведении первого положительного впечатления профессиональный имидж может сглаживать некоторые личностные девиации высветляя положительные стороны претендента [1].

Профессиональная среда требует от будущего специалиста определенного поведения, проявления личностных качеств и внешнего вида, навыков общения не только с техникой но и с коллегами. Следовательно, значение профессионального имиджа может быть существенным в профессиональном мире и студенту технического вуза необходимо разработать и в дальнейшем придерживаться определенных личных стандартов своего профессионального имиджа.

Профессиональная среда более консервативна и к специалисту предъявляются определенные требования в соответствии с его должностью. Эффективное соответствие ожиданиям и требованиям работодателя является значительным фактором в карьерном росте выпускника технического вуза.

Необходимо признать важность профессионального имиджа и его влияние на уверенность в себе при взаимодействие с коллегами, клиентами в профессиональной среде.

Профессиональный имидж рассматривается в двух главных областях: внешние характеристики выпускника технического вуза и его профессиональные качества личности. В области внешних

характеристик, студенту необходимо развивать способность одеваться соответственно ситуации и представлять себя самым привлекательным способом. В области профессиональных качеств, необходимо развивать коммуникативные навыки делового общения и следовать правилам этикета, а также признать важность личного поведения соответствующего профессиональной ситуации.

Выпускнику технического вуза необходимо определить наличные ресурсы для развития профессионального имиджа, таким образом, это поможет поддерживать профессиональный имидж в течение всей карьеры выпускника.

Профессиональный имидж складывается из личностного и внешнего проявления студента техниченского вуза вместе с его отношением к одежде, уходу, манерам и этикету, личному поведению и коммуникационной эффективностью. Основными компонентами профессионального имиджа являются:

• Соответствующее профессиональное поведение.

• Правильное использование правил этикета.

• Соответствующее личное поведение.

• Эффективная коммуникация.

Каждый компонент состоит из ряда аспектов наличие которых позволяет выпускнику привести свой профессиональный имидж в полное соответствие с требованиями будущего работодателя. Как уже отмечалось ранее профессиональный имидж состоит из внешнего вида студента технического вуза и его профессиональных компетенций. Профессиональный имидж должен складываться в соответствии с личными качествами выпускника технического вуза, его профессией, политикой компании в которую он трудоустраивается, его уровнем взаимодействия с клиентами, географическим положением, униформой принятой в компании, типами функций которые он выполняет, а так же бюджетом которым он обладает [6].

Личные качества студента технического вуза необходимо развивать и корректировать в соответствии с правилами постороения успешного профессионального имиджа. Соблюдение правил этикета включает в себя ряд знаний о способах самопрезентации и представлении себя как профессионала, поддержании беседы, а также умении проявлять уважение к коллегам и клиентам, способности выражать оценку, знании соответствующих правил и протокола, умении правильно вести себя в трудных или конфликтных ситуациях. Знания в этой сфере позволяют студенту технического вуза чувствовать себя комфортно, так как возникает уверенность в том, что он соответствует определенным ожиданиям со стороны работодателя. Личные качества студента технического вуза отражают его профессиональномый имидж. Как будущий профессионал, ему необходимо практиковать кодекс личного поведения, который демонстрирует уважение к организации в которой он будет работать и к коллегам с которыми ему необходимо вступать в профессиональную коммуникацию. Профессиональный имидж способствует проектированию личного поведения студента технического вуза в соответствии со следующими аспектами:

• Уважение организации и ее правил.

• Лояльность к сотрудникам организации.

• Ведение дела этическим способом.

• Принятие на себя ответственности.

Каждый из этих аспектов личного поведения очень важен в профессиональной среде, от него зависит репутация будущего технического специалиста [8].

Другим значительный компонентом профессионального имиджа является профессиональная коммуникация - способность студента технического вуза эффективно общаться с другими участниками профессиональной деятельности.

Коммуникация может быть как вербальной так и невербальной. Она должна быть четкой, краткой, и точной. Невербальная коммуникация посылает сообщения о профессиональном имидже студента технического вуза. Невербальная коммуникация включают в себя следующее:

• Положение во время коммуникации.

• Мимику и жесты.

• Опрятный внешний вид.

• Способность внимательно слушать.

• Личное поведение.

В дополнение к невербальной коммуникации, очень важной является полная способность к эффективному общению. Требуемая в ипрофессиональной среде эффективная коммуникация включает в себя следующее:

• Грамотная речь.

• Коммуникация соответствующая речевой ситуации.

• Умение письменно выражать свою оценку, суждение.

• Навыки устного общения в трудных или проблемных ситуациях.

Коммуникационные способности студента технического вуза необходимо развивать и совершенствовать в течение всего периода его обучения. Навыки успешной коммуникации выпускник технического вуза в дальнейшем будет способен развивать посредством своей карьеры. Важно уделить значительное внимание к развитию этих навыков, поскольку они не только способствуютправильному формированию профессионального имиджа, но также способствуют определению уровеня продвижения по карьерной лестнице [7].

Важность и значение профессионального имиджа нельзя недооценивать. Известно что, работодатель часто решает соответствует ли претендент должности на основе первого впечатления. Должное впечатление эффективно влияет на дальнейшую карьеру выпускника технического вуза может значительно продвинуть его в таких аспектах профессиональной деятельности как:

• Участие в проектных группах.

• Включение в социальное окружение с клиентами.

• Продвижение на положение с большей ответственностью.

• Повышение исполнительного рейтинга.

• Полная конкурентоспособность в различных профессиональных ситуациях.

Так, способность эффективно общаться является главным признаком правильно сформированного профессионального имиджа. Также наряду с эффективным общением большое значение имеют уровень сформированности интеллекта и профессионализма. Правильно сформированный профессиональный имидж

положительно влияет на всех участников профессионального процесса взаимодействия. Обладатель такого имиджа способен расположить к себе коллег и руководство. У большей части участников профессионального взаимодействия существуют определенные ожидания относительно будущего работника, которые способен оправдать лишь носитель правильно сформированного профессионального имиджа.

Профессиональный имидж по нашему мнению это совокупность не только профессиональных компетенций, но и знания о профессиональных отношениях, личных способностях и внешних качеств студента технического вуза. Профессиональный имидж влияет на то как другие участники профессионального взаимодействия реагируют и взаимодействуют с техническим специалистом и на то, как сам технический специалист чувствует уверенность в себе во время профессиональной деятельности и общения. Студент технического вуза обладающий знаниями о соответствии своего внешнего вида его профессиональной сфере, соблюдающий необходимый протокол должностного поведения будет испытывать усиленное чувство уверенности в себе, так как он обладает знаниями что сделать и как это сделать правильно. Это чувство уверенности в себе может положительно влиять на переговорах, выступлениях и других видах профессиональной деятельности. В дополнение к этому такая уверенность в себе, влияет на профессиональное окружение, участники профессиональной деятельности чувствуют профессионализм и, следовательно, верят в то, что обладатель такого имиджа способен выполнить определенную работу удовлетворительным способом. Проецируя положительный профессиональный имидж студент технического вуза также получает уважение со стороны коллег и работодателя. Это уважение еще один плюс в пользу формирования имиджа, так как во время профессиональной деятельности происходит постоянная оценка сотрудника которая влияет на решения по поводу дальнейшей карьеры технического специалиста.

При развитии профессионального имиджа студенту технического вуза необходимо учитывать все аспекты его формирования. В настоящее время студентам доступны различные ресурсы способствующие увеличению знаний о формировании и коррекции профессионального имиджа. Ресурсы по профессиональному имиджу включают в себя следующее:

• Научная литература по профессиональному имиджу.

• Онлайн ресурсы по профессиональному имиджу.

• Консультанты по профессиональному имиджу.

• Наставники и образцы для подражания.

• Учебные и профессиональные возможности развития профессионального имиджа.

• Политика организаций.

Каждый из этих ресурсов способствует развитию профессионального имиджа студента технического вуза и имеет уникальные преимущества перед другими источниками информации. Большинство профессионалов пользуются данными видами ресурсов в течение всей своей трудовой деятельности, продолжая оттачивать свой профессиональный имидж.

Научная литература по профессиональному имиджу является доступной как в печатном так и в электронном виде. Ее изучение дает основные знания о формировании и развитии профессионального имиджа. Студентам технического вуза необходимо оценить свой наличный образ и сопоставить его с тем, что в соответствии с изученной литературой, необходимо корректировать и формировать.

Онлайн ресурсы по профессиональному имиджу включают в себя научную литературу находящуюся в открытом доступе, веб сайты ведущих имиджмейкеров и специалистов в области профессионального имиджа. Интернет ресурсы предоставляют студентам технического вуза ряд возможностей для самотестирования и анализа имеющегося профессионального имиджа. Кроме оценки имеющегося имиджа такие ресурсы позволяют провести коррекцию и улучшить профессиональный имидж с помощью онлайн программ.

Имидж ресурсы, подбираются в соответствии с индивидуальными потребностями студентов технического вуза.

Однако одним из самых эффективных способов формирования профессионального имиджа является наблюдение за носителями сформированного профессионального имиджа. Студенту технического вуза рекомендуется проходить консультирование со специалистом в области имидж проектирования, перенимать положительный опыт в сфере развития профессионального имиджа, так же рекомендуется изучать внешний вид, манеру общения, качество коммуникативных навыков успешных людей. На основе полученной информации студент способен сам успешно развить свой профессиональный имидж.

Профессиональная среда, а именно коллеги, работодатель, организации или компании, предъявляют к участнику профессиональной деятельности определенные требования. Суждение о выпускнике технического вуза обычно складывается исходя из его профессионального имиджа. Профессиональная среда имеет определенные ожидания по поводу соответствующего профессионального поведения выпускника технического вуза, которое базируется на знаниях студента о профессиональной коммуникации, этикете делового взаимодействия. Так же от студента технического вуза ожидают, что он будет способен правильно подобрать профессиональную форму или соответствующую одежду на основе своей профессии, политики компании, уровня потребительского взаимодействия.

Выводы. Профессиональный имидж оказывает значительное влияние на карьерный роствыпускника технического вуза. Исходя из профессиональных и личностных качеств, профессиональная среда принимает либо отторгает претендента. Выпускник технического вуза с правильно сформированным профессиональным имиджем имеет возможность принимать активное участие в деятельности компании или организации, развивать свой профессиональный потенциал, улучшать свой профессиональный рейтинг.

Литература:

1. Васищева, А.В. Имидж: определение центрального понятия имиджеологии / А.В. Васищева, А.В. Ненашева // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - № 4. - С. 311-317.

2. Кондратьева, Татьяна Имидж как точная наука / Татьяна Кондратьева, Владимир Саламатов. - СПб.: Амфора. 2007. - 317 с.

3. Кузнецов, И.Н. Деловое общение. Деловой этикет: учебное пособие для студентов вузов / Авт., сост. И.Н. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 431 с.

4. Маслова, В.М. Управление персоналом: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. М. Маслова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 506 с.

5. Панасюк, А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники / А.Ю. Панасюк. -М: Омега-Л, 2009. - 272 с.

6. Сейтешев, А.П. Профессиональная направленность личности (теория и практика воспитания) / А. П. Сейтешев. - Алма-Ата: Наука КазССР, 1990. - 333 с.

7. Савва Л.И., Коммуникативный потенциал субъектов образовательного процесса: монография / Л.И. Савва, А.Л.Солдатченко, Е.Ю.Семыкина и др. Магнитогорск: МаГУ, 2005. 345 с.

8. Семенова, Л.М. Концепция формирования профессионального имиджа будущего специалиста по связям с общественностью: дис. докт. пед. наук: 13.00.08 / Семенова Лидия Михайловна. - Челябинск, 2010. - 481 с.

9. Шепель, В.М. Путь к успеху / В.М. Шепель // Теоретический и научно-методический журнал министерства образования российской федерации. - 1995. - №2. - С. 23-29.

Педагогика

УДК 378.6

кандидат философских наук Гинатулина Ольга Аминовна

ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России (г. Пермь)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ФИЛОСОФИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА В ПРОЦЕССЕ

ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ УИС

Аннотация. В статье рассматривается роль философии экзистенциализма в подготовке будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы. Показан эвристический потенциал философии существования, а также ее ограниченность для формирования мировоззренческих установок и морально-нравственных качеств.

Ключевые слова: преподавание философии, философия экзистенциализма, А. Камю, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер.

Annotation. The article examines the role of the philosophy of existentialism in the training of future employees of the penal-executive system. The heuristic potential of the philosophy of existence is shown, as well as its limitedness for the formation of worldview attitudes and moral and moral qualities.

Keywords: teaching philosophy, the philosophy of existentialism, A. Kamyu, ZH.-P. Sartr, M. Khaydegger.

Введение. Философия призвана формировать общекультурные компетенции, в частности вырабатывать прочный мировоззренческий стержень будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы. Поэтому необходимо рассмотреть, как та или иная тема в рамках общего курса философии способна выполнять свою воспитательную функцию. В частности выбрана тема, посвященная философии экзистенциализма, поскольку представители ее ставили гуманистические цели, пытались рассматривать и решать вопросы смысложизненного плана, морального выбора, переживания собственного бытия и т.п.

Формулировка цели статьи. Показать эвристический потенциал философии экзистенциализма в формировании морально-нравственных качеств будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Изложение основного материала статьи. Философия экзистенциализма появляется и становится весьма популярной в XX веке не случайно, а как реакция на определенные социально-экономические катаклизмы, произошедшие в обществе. Во-первых, это кризис капитализма, проявивший себя в отчуждении труда, эксплуатации труда, экономической нестабильности. Рабочий, занятый на конвейере относительно простым, но изнурительным трудом, не чувствует более себя индивидуальностью, не видит результата своего труда, не ощущает себя творцом, как это было при ремесленничестве или в процессе сельского хозяйства. Кроме того, подавляющую часть времени такой работник занят в процессе производства, а оставшееся время он может потратить только лишь на то, чтобы воспроизвести себя (восстановить силы) с физиологической точки зрения. Ни о какой реализации своей подлинно социальной человеческой сущности при таком образе жизни речи идти не может. Далее, расцвет капитализма порождает необходимость борьбы за ресурсы и выход за рамки одного государства. Все это, в конечном счете приводит к мировым войнам, которые также способствуют ощущению, что человеческая жизнь ничего не стоит, отдельная человеческая личность имеет лишь внешнюю количественную сторону, равную единице. Все эти проблемы заставляют мыслителей задуматься над проблемой смысла и цели человеческого существования, причем человека, понимаемого не как абстракцию, а как конкретного, взятого каждого в отдельности индивида в своей неповторимости. Однако, философы (А. Камю, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.) не видят подлинной социально-экономической подоплеки происходящего и начинают обвинять в сложившейся ситуации предшествующий тип мировоззрения. А предшествующий тип мировоззрения восходит к эпохе Возрождения и Нового времени с его культом разума и расцветом науки (в связи с потребностью развития производства). Успехи научно-технического прогресса в Новое время привели к культу рациональности. Людям казалось, что осталось совсем немного до того, как ученые расшифруют все законы природы и общества, и переустроят мир согласно рациональным началам, и в этом мире не будет ни войн, ни болезней, ни голода, ни неравенства. Вместо этого ужасающие события двадцатого столетия, распространение оружия массового поражения и обострение всех социально-экономических проблем. Вследствие этого философы и вслед за ними общественное сознание начинает обвинять во всем науку и разум человека с его попытками обнаружить законы. Экзистенциалисты считают, что в обесценении человеческой личности повинна именно наука с ее стремлением к обобщению, ведь она описывает мир с помощью понятий, а понятие всегда фиксирует сущность (общее), отвлекаясь от частностей. Цель же экзистенциализма - приблизить философию к каждому конкретному человеку через его собственную уникальность и неповторимость. А для этого они вынуждены отказаться от принятых научных понятий и ввести свои собственные, которые были бы близки к переживанию жизни конкретных людей: жуткость, неуютность, тошнота, страх, ужас и т.п.

Чувственный феномен вещи и есть ее непосредственное откровение, по мнению экзистенциалистов. При ощущении главное - возможность эмоционального воздействия вещи на человека, состояние, в которое она

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.