Научная статья на тему 'Развитие направленности студента технического вуза на осознание личного образа и потенциала как условия формирования профессионального имиджа'

Развитие направленности студента технического вуза на осознание личного образа и потенциала как условия формирования профессионального имиджа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / IMAGE / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ / PROFESSIONAL IMAGE / СТУДЕНТ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА / A TECHNICAL UNIVERSITY STUDENT / НАПРАВЛЕННОСТЬ / ORIENTATION / НАЛИЧНЫЙ ОБРАЗ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / PERSONAL POTENTIAL / ЛИЧНОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТА НА АНАЛИЗ И ОСОЗНАНИЕ НАЛИЧНОГО ОБРАЗА / PERSONAL ORIENTATION OF THE STUDENT FOR ANALYSIS AND AWARENESS OF THE PERSONAL IMAGE / PERSONAL IMAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукина Оксана Анатольевна, Савва Любовь Ивановна, Гасаненко Елена Александровна, Солдатченко Александр Леонидович

В статье рассматривается одно из педагогических условий развития готовности студента технического вуза к формированию профессионального имиджа. Данным условием выступает развитие направленности студента на анализ и осознание наличного образа и личностного потенциала для построения профессионального имиджа. Представлена содержательная характеристика данного педагогического условия. Раскрывается такое понятие как направленность, его функции, выделены общие содержательные компоненты в структуре данного вида направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукина Оксана Анатольевна, Савва Любовь Ивановна, Гасаненко Елена Александровна, Солдатченко Александр Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ORIENTATION AND POTENTIAL OF THE STUDENT OF TECHNICAL UNIVERSITY ON UNDERSTANDING OF THE PERSONAL IMAGE AS CONDITIONS OF FORMATION OF PROFESSIONAL IMAGE

The article considers one of the pedagogical conditions for the development of the readiness of a technical university student to form a professional image. This condition is the development of the student's focus on analysis and awareness of the available image and personal potential for forming a professional image. A substantial characteristic of this pedagogical condition is presented. This concept is disclosed as an orientation, its functions, and general content components in the structure of a given type of orientation are identified.

Текст научной работы на тему «Развитие направленности студента технического вуза на осознание личного образа и потенциала как условия формирования профессионального имиджа»

визуальный имидж, то структурными компонентами профессионального имиджа студента технического вуза являются:

- визуальный образ студента технического вуза;

- личностные особенности студента технического вуза;

- профессионально-значимые качества студента технического вуза.

Таким образом, под профессиональным имиджем студента технического вуза понимается сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ технического специалиста, включающий в себя визуальный образ, природные, личностные и профессиональные качества, необходимые в профессии. Это образ, выбранный в соответствии с необходимыми для определенной технической профессии умениями и характеристиками.

Выводы. Процесс формирования профессионального имиджа студентом технического вуза является профессионально значимым аспектом его профессионального обучения, поскольку формирует у студентов основы правильного подхода к своему профессиональному имиджу уже на этапе обучения в вузе.

Литература:

1. Васищева А.В. Имидж: определение центрального понятия имиджеологии / А.В. Васищева, А.В. Ненашева // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - № 4. - С. 311-317.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. 4-е изд. М.: Академия, 2010. - 285 с.

3. Мартыненко О. В. Психологические аспекты формирования имиджа практического психолога // Формирование психологической культуры личности в системе дополнительного образования детей / Под ред. А. В. Егоровой. - М.: Просвещение, 2009. - 95 с.

4. Осипов В. Социологический энциклопедический словарь. - И.: ИНФРА, М - НОРМА, 1998. - 488 с.

5. Панфилова А.П. Имидж делового человека. - М.: ИВЭСЭП, Знание, 2007. - 496 с.

6. Почепцов Г.Г. Имидж: от фараонов до президентов. Киев, 2000. - 359 с.

7. Психология управления.: Курс лекций / Л.К. Аверченко, Г.М. Залесов, Р.И. Мокшанцев, В.М. Николаенко; Отв. ред. М.В. Удальцова. - Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, 1999. - 150 с.

8. Савва Л.И., Гасаненко Е.А. Интерпретация понятия имиджа в областях социально-гуманитарного научного знания // SCIENCE, TECHNOLOGY AND LIFE - 2015 Proceedings of materials the international scientific conference. Editors L.I.Savva, A.I. Marasanov, A.V.Podoprigora, T.G.Gurnovich. 2016. С. 406-417.

9. Савва Л.И., Гасаненко Е.А. Историография проблемы формирования профессионального имиджа студента технического вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. № 4. С. 131-138.

10. Сусименко Е. В., Рождественская С. В. Проблемные аспекты в определении научного термина и его свойств // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 1. C. 135-138.

11. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям.- М.: Народное образование, 2002. - 613 с.

12. Шепель В.М. Имиджеология: Секреты личного обояния. М., 1997, с. 87.

13. Маминов С. В. Понятийная матрица в исследовании мониторинга качества образовательного процесса в основной школе / Маминов Сергей Валерьевич, Савва Любовь Ивановна // Педагогическое образование в России. — 2016. — № 3. — С. 19-25.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Лукина Оксана Анатольевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); доктор педагогических наук, профессор Савва Любовь Ивановна Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); старший преподаватель Гасаненко Елена Александровна Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, доцент Солдатченко Александр Леонидович Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)

РАЗВИТИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА НА ОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОГО ОБРАЗА И ПОТЕНЦИАЛА КАК УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА

Аннотация. В статье рассматривается одно из педагогических условий развития готовности студента технического вуза к формированию профессионального имиджа. Данным условием выступает развитие направленности студента на анализ и осознание наличного образа и личностного потенциала для построения профессионального имиджа. Представлена содержательная характеристика данного педагогического условия. Раскрывается такое понятие как направленность, его функции, выделены общие содержательные компоненты в структуре данного вида направленности.

Ключевые слова: имидж, профессиональный имидж, студент технического вуза, направленность, наличный образ, личностный потенциал, личностная направленность студента на анализ и осознание наличного образа.

Annotation. The article considers one of the pedagogical conditions for the development of the readiness of a technical university student to form a professional image. This condition is the development of the student's focus on analysis and awareness of the available image and personal potential for forming a professional image. A substantial characteristic of this pedagogical condition is presented. This concept is disclosed as an orientation, its functions, and general content components in the structure of a given type of orientation are identified.

Keywords: image, professional image, a technical university student, orientation, personal image, personal potential, personal orientation of the student for analysis and awareness of the personal image.

Введение. Современные условия экономического развития России предъявляют новые требования социального заказа к будущим специалистам технической сферы. Изменения социального и экономического характера происходят повсеместно, затрагивая все сферы жизнедеятельности человека. Так, гуманизация высшего образования выводит подготовку студента технического вуза на качественно новый уровень профессиональной компетенции, формирует его направленность на анализ его будущей профессиональной деятельности и личностного потенциала. Это будет способствовать успешному продвижению специалиста по карьерной лестнице, поможет ему стать конкурентоспособным специалистом. Таким образом, актуализируется проблема развития направленности студента технического вуза на анализ и осознание наличного образа и личностного потенциала для построения профессионального имиджа

Чем качественнее выстраивается работа студента технического вуза по развитию направленности на анализ и осознание наличного образа и личностного потенциала для построения своего профессионального имиджа, тем эффективнее строится у него учебная и профессиональная деятельность, поскольку именно имидж является одним из важных показателей развития личности, характеризует её профессиональные качества и стремления.

Формулировка цели статьи. Цель данного исследования - раскрыть сущность развития направленности студента на анализ и осознание своего образа и личностного потенциала как педагогического условия для построения профессионального имиджа.

Изложение основного материала статьи. Необходимость введения данного условия связана с постоянным развитием у студента интереса к процессу изменения и формирования своего наличного образа в соответствии с требованиями его будущей профессии и совершенствованием полученных навыков, умений и профессиональных компетенций.

Рассмотрим и проанализируем первый ряд понятийного аппарата предложенного педагогического условия, а именно такие центральные понятия, как «имидж», «направленность», «мотивационная сфера личности», «личностная направленность».

В широком смысле имидж определяется как внешний образ, создаваемый субъектом для создания определенного впечатления, мнения, отношения других; совокупность свойств, приписываемых рекламой, пропагандой, модой, предрассудками, традицией объекту с целью вызвать определенные реакции по отношению к нему [11].

Специалисты определяют имидж как собирательный «образ», «вид» персоны, включающий не только внешнее впечатление, но и стиль мышления, особенности действий, и поступков, представление о себе (словарь С.И. Ожегова). Применительно к студенту технического вуза, это и обещание того, что он представит рекламируемые умения, компетенцию и достоинства в процессе профессиональной подготовки и в будущей профессиональной деятельности. Поэтому это не только воплощение удачливости, секрет личного обаяния студента вуза, которые обеспечивает его энергию, движение, активность и заразительность, но и опора в выбранной профессии.

Ученые определяют имидж как собирательный образ человека, который включает в себя не только внешнюю сторону, но и мировоззрение, стиль поведения, особенности действий и поступков, представление о себе. Это «увеличительное стекло», которое обнаруживает деловые и личностные качества людей» (В.М. Шепель), взгляд другого, восприятие меня другим, «коммуникативное ограждение», публичное «Я» человека (Г.Г. Поченцов), «картина снаружи», которая рекламирует то, что внутри» (Э. Сэспсон).

Опираясь на данное определение и принимая во внимание особенности технической направленности профессии студента, под профессиональным имиджем, авторами статьи рассматривается сложившийся в массовом сознании образ технического специалиста, включающий в себя особенности и качества личности, необходимые профессионалу в технической области. Этот образ студент выбирает в соответствии с необходимыми для данной профессии умениями и характеристиками.

Исследователями и специалистами профессиональный имидж признается неотъемлемой частью успеха в деятельности, особенно в современный период, поскольку сам по себе успех в известной степени является отражением восприятия человека другими участниками профессиональной деятельности [1].

Для технических специалистов, как для профессионалов, работающих в системе «человек-техника», особую значимость имеет обретение профессионального имиджа. Индивидуальное имиджирование позволит будущему техническому специалисту овладевать системой коммуникативных навыков, наиболее соответствующих профессиональному имиджу и общепринятым профессионально-этическим стандартам.

В структуру имиджа личности многие отечественные психологи включают обязательный компонент -направленность, как системообразующую характеристику. Направленность является многокомпонентным понятием, которая сама включает в себя систему элементов: установки, мотивы, желания, стремления, потребности, влечения, намерения, интересы, склонности, убеждения, идеалы, мировоззрение и жизненные смыслы. Расширение и обогащение компонентов направленности происходит в результате разносторонней деятельности человека, которая осуществляет обогащение тенденций новым содержанием. Направленность личности изменяется, формируется на протяжении всей жизни.

Из вышеуказанного следует, что направленность включает систему побуждений, определяющую активность человека, избирательность его отношений. Совершая действия и поступки, люди исходят из разных побуждений. В процессе своей деятельности они выдвигают перед собой разные цели и перспективы, избирательно относятся к окружающим их социальным ценностям (образованию, общественной деятельности, требованиям дисциплины, коллективным обязанностям и т. д.). Сознание и чувство долга, потребности и убеждения, установки и привычки, цели и перспективы - все это разные элементы направленности.

Изучению направленности как главной характеристики личности посвящены научные исследования В.Н. Мясищева (1962), Л.И. Божович (1968), В.С. Мерлина (1971), А.Н. Леонтьева (1981), К.К. Платонова (1986), А.А. Бодалева (1991), С.Л. Рубинштейна (1999), А.Г. Асмолова (2002), R. Vanderbeeker (2002), E. Weber (2002) и др.

Направленность личности рассматривается учеными как:

- интегральное целостное свойство, регулирующее деятельность человека и его активность (Рубинштейн С.Л., 1989); которое «характеризует доминирующие интересы личности», «доминирующее отношение» [10];

- проявление в виде установки или в виде отношения; в первом случае в качестве побудителя выступает влечение, а в качестве цели - нечетко сформированная логическая конструкция или образ; во втором случае побудителем становится мотив, а цель представлена в виде модели желаемого результата (Леонтьев А.Н., 1975);

- «психические свойства, которые определяют общее направление деятельности человека в разнообразных, конкретных обстоятельствах жизни», которые «не только необходимы, но и достаточны для того, чтобы определить направление и содержание общественно-трудовой деятельности» (Мерлин В.С., 2005. С. 288);

Проблема направленности личности, как отмечает С.Л. Рубинштейн, это вопрос о «динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами» [14].

Направленность играет ведущую роль в обеспечении интеграции личности, «именно она выступает в роли «побудительной силы», определяющей избирательность отношений к активности личности» (Б.Ф. Ломов, 1981, №1. С.3). Кроме того, направленность проявляется в поступках, поведении человека, источниками которых являются потребности, жизненные цели, общественные требования к личности (М.Г. Резниченко, 2003).

Н.М. Борытко (2000), ссылаясь на мнение ученых, выделяет следующие основные характеристики направленности личности как интегративного явления: типологическую характеристику, являющуюся ядром личности и обусловливающую своеобразие человека, а также создающую иерархическую структуру личности (А. Сейтешев, С.Л. Рубинштейн, В.С. Мерлин, Т.Е. Конникова, Э.Г. Юдин, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев).

Направленность также определяет и демонстрирует отношение человека к своим основным социальным ролям и в целом его социальную сущность (Г.Л. Смирнов, Е.А. Шумилин); качество личности, обеспечивающее присвоение целей общества, выработку собственных целей жизнедеятельности, то есть являющееся смыслообразующей структурой личности (Б.Ф. Ломов, Э.Г. Юдин, В.С. Мерлин); систему внутренних условий, которая опосредует преломление всех внешних воздействий на личность, в результате чего происходит интериоризация социального опыта, однако сохраняется относительная устойчивость личности (С.Л. Рубинштейн, А.П. Сейтешев). Она также определяет активность личности по отношению к себе, к окружающим людям, а также тенденции поведения, деятельности и общения человека (А.Н. Леонтьев, А.П. Сейтешев).

Рассматривая направленность личности как системное явление, С.Н. Бегидова (2007) выделяет следующие ее функции: интегральную функцию, системообразующую функцию, функцию целеобразования, избирательности, и функцию поиска недостающих элементов.

Рассмотрим эти функции более детально. Интегральная функция направленности проявляется во взаимодействии ее элементов. По мнению В.Г. Афанасьва, «связь между компонентами системы настолько тесна, существенна, что изменение одного из них вызывает изменение других, а нередко и системы в целом» [2]. Изменение ценностных ориентаций личности, например, может приводить к изменению силы и вектора ее мотивации к деятельности.

Системообразующая функция направленности обеспечивает внутреннюю согласованность, целостность личности. Система ценностных отношений является ядром, системообразующим элементом направленности личности. Функция целеобразования заключается в том, что направленность задает траекторию развития личности, является источником ее ожиданий, планов, перспектив, а также постановки значимых целей. Н.М. Борытко отмечает, что эта функция «обеспечивает развитие личности в профессиональном труде, в подготовке к нему» [5].

Функция избирательности характеризует личность «с точки зрения отношения человека к себе и к обществу» [4] и обеспечивает развитие индивидуальности человека. Человек придает определенную степень значимости различным предметам окружающего его мира, явлениям, процессам и т.п. благодаря избирательности.

Функция поиска недостающих элементов способствует актуализации мотивов деятельности человека в их количественном (сила) и векторном (направление, содержание деятельности) аспектах. По определению О.С. Аббасовой, направленность определяется как детерминанта, внутренний побудитель постоянного самосовершенствования человека благодаря именно данной функции [1].

Несмотря на разные подходы к изучению направленности личности, был проведен анализ мнений ученых, на основе которого были выделены общие содержательные компоненты в структуре направленности (таблица 1).

Таблица 1

Содержательные компоненты направленности личности

ФИО исследователей Компоненты

В.С. Мерлин [9] Потребности, влечения, желания, интересы и убеждения

К.К. Платонов [13] Влечения, желания, интересы, мировоззрение, убеждения

Б.Ф. Ломов [8] Потребности, интересы, склонности, мотивационная сфера, идеалы, ценностные ориентации, убеждения, способности, одаренность, характер, волевые, эмоциональные, интеллектуальные особенности

А.К. Осницкий [12] Устойчиво доминирующая система мотивов, потребностей или интересов, которые выступают в роли долговременных мотивационных установок

Таким образом, в структуру направленности личности всеми учеными включается мотивация, рассматриваемая как интегральная система относительно устойчивых мотивов и являющихся основным побудителем деятельности, а также потребности, интересы, установки, цели, ценности и мировоззрение человека.

Мотивационная сфера личности, согласно Л.П. Шиповской [17] представляет собой динамичную сферу, в которой собрана вся совокупность мотивов, формирующихся и развивающихся в течение жизни человека.

Из данного определения можно констатировать, что в основе направленности находятся разнообразные мотивы. Дадим их краткую характеристику.

В самом общем смысле, мотив (от лат. шоуего - приводить в движение, толкать) - это то, что движет живым существом, ради чего оно тратит свою жизненную энергию.

Мотив трактуют по-разному: как потребность (А. Маслоу), переживание этой потребности и её удовлетворение (С.Л. Рубинштейн), предмет потребности.

В теории деятельности А.Н. Леонтьева мотив означает то объективное, в чём конкретизируется потребность в конкретных условиях и вектор направления деятельности. По мнению Б.Ф. Ломова, в многочисленных мотивах, которые формируются у личности, отражаются потребности - базовые (в общении, познании, деятельности, отдыхе и т.д.) и производные (потребность в обучении, в творческом труде) [7].

Л.И. Божович говорит о том, что мотивами могут выступать предметы внешнего мира, представления, чувства, переживания, идеи, т.е. то, ради чего осуществляется деятельность и в чём нашла своё воплощение потребность [3].

Мотивом является некий стимул, побуждающий личность к выполнению какого-либо действия.

Выводы. Таким образом, для акта деятельности нужны осознанные цель и мотив (потребность в действии), а для достижения цели нужно выполнить ряд действий при одном и том же мотиве. В целом, можно отметить, что мотив взаимосвязан с потребностью: потребность стимулирует человека к деятельности, а компонентом деятельности всегда является мотив.

Понятие «развитие направленности студента на анализ и осознание наличного образа и личностного потенциала для построения профессионального имиджа» мы трактуем как процесс необратимого, направленного, закономерного, качественного изменения направленности личности на совершенствование своего профессионального имиджа, на его переход из одного состояния в другое, более совершенное.

Его основу составляет личностная направленность студента на анализ и осознание своего наличного образа и личностного потенциала для дальнейшего построения профессионального имиджа.

Разрабатывая первое педагогическое условие, было учтено, то что процесс развития направленности студентов носит этапный характер и предполагает последовательный анализ наличного образа, его осознание и развитие ее компонентов. Отметим, что к ним отнесены следующие этапы:

1) анализ особенностей направленности студентов (выявление ведущих потребностей, ценностей и установок), свойственных конкретному студенту;

2) определение целевых предпочтений (ведущих мотивов) студента; анализ и принятие студентом своего образа;

3) развитие у студента определенных качеств личности и навыков, необходимых для формирования профессионального имиджа.

Развитие направленности студентов происходит эффективнее, если в процессе профессиональной подготовки студентов включаются в исследовательскую работу по проблемам совершенствования профессионального имиджа. Именно такой является исследовательская деятельность студентов, связанная с решением ими какой-либо творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

Активное участие в деятельности такого рода, как отмечают Т.Е. Климова, Н.В. Сычкова, П.Ю. Романов, А.Я. Найн и др., стимулирует развитие направленности студентов, кроме того, исследовательская деятельность оказывает значительное стимулирующее действие за счет: получаемых практических результатов, социального признания, получения определенного статуса, а также профессиональных перспектив, осознаваемых студентами.

Направленность студентов технического вуза на анализ и осознание своего наличного образа развивалась на основе анализа собственной мотивационно-потребностной сферы, а также ориентации на ценности развития, саморазвития и профессиональной самореализации.

Студентам предлагались задания на анализ собственных личностных качеств, потребностей, мотивов, интересов, ценностей и ценностных ориентаций, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Развитие данного компонента предполагало переход к потребностям более высокого уровня, связанным с самореализацией, социальным признанием, успешностью в профессиональной деятельности.

Учеными и специалистами имидж признается неотъемлемой частью профессионального успеха, поскольку сам по себе успех в известной степени является иллюзией восприятия тебя коллегами по работе [6]. Чем точнее строится имидж, тем эффективнее коммуникация с людьми, поскольку он отражает суть личности её устремления и черты. Именно профессиональный имидж дает возможность студенту технического вуза передать в учебной группе информацию о себе, о своих истинных личностных и профессиональных намерениях, идеалах и планах.

Литература:

1. Аббасова О.С. Системный подход к исследованию социалистического общества и совершенствование сферы образования: дис. докт. фил. наук. Ташкент, 1984.

2. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. 432 с.

3. Божович Л.И. Избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. М. 1995.

4. Божович Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка: Автореферат дис. на соискание учен. степени д-ра пед. наук. М., 1966. 40 с.

5. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия: монография / научн. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2000. 225 с.

6. Гончакова В.Г. Имидж: розыгрыш или код доступа? Ростов на Дону: Феникс, 2011. 215 с.

7. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М., 1983. Т. 1

8. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.

9. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека: учебное пособие для спецкурса. Пермь, 1971. 120 с.

10. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, 1960. 428 с.

11. Осипов В. Социологический энциклопедический словарь. И.: ИНФРА, М - НОРМА, 1998. 488 с.

12. Осницкий А.К. Регуляция деятельности и направленность личности. М: Московский экономико-лингвистический ин-т, 2007. 231 с.

13. Платонов К.К. Методологические проблемы медицинской психологии. М.: Медицина, 1977. 95 с.

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. Т. 1. 488 с.

15. Савва Л.И., Гасаненко Е.А. Историография проблемы формирования профессионального имиджа студента технического вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. № 4. С. 131-138.

16. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 1997. 320 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Шиповская Л.П. Человек и его потребности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 100101 «Сервис», 100103 «Социально-культурный сервис и туризм», 100110 «Домоведение» (цикл общепрофессиональных дисциплин). М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008. 431 с.

Педагогика

УДК 373.217.8

кандидат педагогических наук, доцент Медведева Светлана Адольфовна

Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург)

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Аннотация. Проведено исследование психофизического развития детей старшего дошкольного возраста. Выявлено, что мелкая моторика на данном этапе развития ребенка отражает речевое развитие. Центры мозга, ответственные за мышление детей 5-6 лет функционально развиваются быстрее, чем зоны, ответственные за движения. Развитие умственных возможностей во многом зависит от состояния эмоционально-аффективной сферы ребенка.

Ключевые слова: психофизическое развитие, старший дошкольный возраст, здоровье, речь, мелкая моторика, сенсомоторная реакция, тревожность.

Annotation. The study of psychophysical development of children of preschool age. It is revealed that fine motor skills at this stage of development of the child reflect speech development. The centers of the brain responsible for thinking of children of 5-6 years functionally develop faster, than the zones responsible for movements. The development of mental capabilities largely depends on the state of the child's emotional and affective sphere.

Keywords: psychophysical development, senior preschool age, health, speech, fine motor skills, sensorimotor reaction, anxiety.

Введение. Физическое воспитание играет важную роль в жизни дошкольника, так как физическое развитие ребенка является неотъемлемой частью его здоровья. Более 70% старших дошкольников имеют различные функциональные отклонения в развитии речи, что в большинстве случаев, обусловлено отставанием в развитии двигательной сферы [4]. Это проявляется в виде недостаточной координации сложных движений, неточности, моторной неловкости, снижения темпа выполнения движений, нарушения пластичности и амплитуды выполняемых движений в упражнениях по показу и по словесной инструкции [3].

Экспериментально доказана зависимость развития речи детей от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук отстает, то чаще всего, происходит и задержка речевого развития, хотя общая моторика при этом остается в норме или может быть выше возрастной нормы [2].

М.М. Кольцова считает, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». У детей с задержкой речевого развития, следует стимулировать речевое развитие с помощью тренировки движений пальцев рук, что является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга [2].

Уровень психических процессов дошкольника находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. Развитие речи и, следовательно, мышления будет замедленно, пока движения пальцев не станут свободными. При коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи мелкую моторику пальцев рук, моторику артикуляционного аппарата гораздо эффективнее развивать параллельно с общей моторикой. Следует использовать специальные упражнения для развития общей моторики, для улучшения координации движений, выработки чувства ритма, преодоления моторной неловкости [3].

Формулировка цели статьи. Цель данной работы заключается в анализе научной литературы по выявленной проблеме и проведении исследования состояния речевого развития, когнитивных процессов и эмоционально-аффективной сферы ребенка.

Изложение основного материала статьи. Для определения сформированности мелкой моторики пальцев рук у детей 5-6 лет был проведен тест, по результатом которого было выявлено, как быстро дети могут собрать 20 спичек в два коробка. Тест показал, что только 21 ребенок из 74 обследованных уложился в контрольный норматив - 15 сек. У остальных моторика пальцев рук была значительно хуже, что отразилось на их результате.

М.М. Кольцова в своих работах показала высокую корреляционную зависимость между показателями мелкой моторики и сформированностью речи ребенка. Для определения степени соответствий этих функций был определен уровень речевого развития группы обследуемых детей. Уровень речевого развития определялся по методике «Составление рассказа», описанной Н.Я. Семаго [3]. Ребенку предлагалось рассмотреть серию картинок, объединенных единым сюжетом, и составить связный рассказ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.