Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ИМИДЖА В ПЕДАГОГИКЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

ПРОБЛЕМА ИМИДЖА В ПЕДАГОГИКЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИМИДЖ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ИМИДЖЕОЛОГИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / IMAGE / PEDAGOGICAL IMAGE / PROFESSIONAL IMAGE OF A TEACHER / IMAGEOLOGY / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стрелец Надежда Константиновна

В статье раскрыта проблема имиджа в аспекте педагогики высшей школы. Представлена и обоснована схема основных компонентов формирования имиджа преподавателя, раскрыта сущность понятия имидж и его характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стрелец Надежда Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE PROBLEM IN HIGHER SCHOOL PEDAGOGY

The article reveals the problem of image in the aspect of higher education pedagogy. The scheme of the main components of the teacher's image formation is presented and substantiated, the essence of the concept of image and its characteristics are revealed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ИМИДЖА В ПЕДАГОГИКЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

Педагогика

УДК 37[378:37;2]

ассистент кафедры методик начального и дошкольного образования Стрелец Надежда Константиновна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория) ПРОБЛЕМА ИМИДЖА В ПЕДАГОГИКЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье раскрыта проблема имиджа в аспекте педагогики высшей школы. Представлена и обоснована схема основных компонентов формирования имиджа преподавателя, раскрыта сущность понятия имидж и его характеристики.

Ключевые слова: имидж, педагогический имидж, профессиональный имидж преподавателя, имиджеология, компетентность, профессиональная компетентность.

Annotation. The article reveals the problem of image in the aspect of higher education pedagogy. The scheme of the main components of the teacher's image formation is presented and substantiated, the essence of the concept of image and its characteristics are revealed.

Keywords: image, pedagogical image, professional image of a teacher, imageology, competence, professional competence.

Введение. Система образования Российской Федерации, на современном этапе претерпевает изменения, которые оказывают непосредственное влияние на структуру и характер процесса образования, выдвигая тем самым требования к личностным качествам будущих специалистов. В связи с этим, показателями профессионализма педагогов высшей школы становятся: владение профессиональными знаниями, артистическими умениями, необходимыми личностными качествами и способностями. Современный педагог должен эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, обладать стремлением к самосовершенствованию (как личностному, так и профессиональному), грамотно презентовать себя и создавать о себе, как о профессионале, положительное впечатление.

В настоящее время у молодого поколения прослеживается тенденция снижения интереса к профессии педагога. Связано это, прежде всего с выбором более финансово-экономически выгодных профессий. Данную проблему невозможно решить на уровне государства, так как в формировании интереса к профессии важен каждый преподаватель, его взгляды и убеждения, его имидж в целом. Как отмечает Н.Б. Крылова, под имиджем следует понимать рассказ человека о себе, определенный символ, дающий возможность получить информацию не только о характере, темпераменте, вкусах и интересах, но и о финансовом положении, профессии и общественной сфере, к которой живет человек [7, с. 84].

Проблема имиджа отражена в трудах следующих американских исследователей-аналитиков: Л. Браун, П. Берд, Д. Ягер. Имидж исследуется и отечественными исследователями (И.Н. Андреева, А.Г. Бермус, Е.В. Бондаревская, Е.В. Емельянова, В.И. Зацепина, Е.Б. Карпова, В.Ю. Мамаева,

A.Ю. Панасюк, С.В. Яндарова и др.) и общественными деятелями, среди которых Н.В. Муравьев,

B.М. Шепель, Л.К. Аверченко, И.В. Крик, Л.Н. Колесников и др. Анализ вышеизложенных исследований говорит о том, что имидж затрагивает сферы, как общественной, так и профессиональной деятельности. В связи с этим, проблема имиджа является актуальной.

Изложение основного материала статьи. По поводу первоначального появления имиджа и начала его изучения существует достаточно много исследований. Одни авторы утверждают, что имидж зародился в древние времена, другие - в современном мире, с появлением телевидения, активного развития электронных технологий и сети Интернет. С нашей точки зрения, само понятие «имидж» зародилось в древности, подтверждением этому является народное творчество, отражающее характеристики человека посредством устного народного творчества (пословицы, былины, дразнилки, басни, песни и др.).

На современном этапе наука имиджеология рассматривает множество подходов к изучению понятия «имидж». В данной статье рассмотрим понятие «имидж» в структуре педагогической деятельности.

Важно понимать, что в информационно развитом обществе преподаватель не является единственным источником информации. В связи с этим, многие воспринимают современное образование как сферу образовательных услуг, студент в которой выступает в качестве клиента. Средства формирования имиджа преподавателя сочетают в себе как образ ученого, который обладает запасом теоретических знаний, так и образ практика.

Сущность имиджа как особого психического образа С.А. Наумова видит том, что его действие направлено не столько на отражение объективных характеристик преподавателя высшей школы, сколько на формирование именно положительного отношения к ним участников учебно-воспитательного процесса, то есть потребителей сферы образовательных услуг [10, с. 93]. Как следствие, в современной ситуации социокультурного развития рынка образовательных услуг профессионально-педагогический имидж преподавателя как менеджера учебно-познавательного процесса приобретает свойства одного из основных ресурсов национальной системы высшего образования в целом и конкретного высшего учебного заведения, в частности.

По мнению Т.Б. Кулаковой, имиджу как специально сконструированному, манипулятивному, но все же особу психическому образу, имеющему характер стереотипа, присущи общие характеристики, отражающие его сущность [8].

Имидж как идеальный объект возникает в массовом сознании, и не подлежит прямому измерению. В связи с этим, оценить имидж возможно только по характеру отношения людей, которое проявляется в общении, деятельности, выборе. Имидж как идеальное образование является неустойчивым феноменом, требует постоянного «подкрепление». Также имидж, как стереотип содержит ограниченное число компонентов, сложность конструкции которого только мешает его восприятию и определяет неоднозначное отношение к нему.

В.М. Шепель говорит о том, что имидж вызывает сильный эмоциональный отклик, являясь в определенной степени как иллюзорным, так и реалистичным образом [11, с. 201]. В тоже время, имидж

является образом прагматичным, то есть ориентированным на ограниченный круг задач, соответствующих целям личности специалиста, организации или особенностям определенной ситуации и ее развития.

В исследованиях И.Н. Бойко отмечено, что важную роль в формировании имиджа занимает аудитория, с которой работает преподаватель [2]. Работая в коллективе, преподаватель создает благоприятную атмосферу, располагает студентов к себе с помощью культуры речи, манер поведения, особенностями стилей коммуникации. Все эти качества способствуют установлению контакта с аудиторией, так как именно посредством общения можно определить целостный образ личности преподавателя.

Преподавателю необходимо помнить, что для современного студента важны такие черты, как авторитарность, уверенность, умение принимать быстрые решения, коммуникабельность и открытость.

Работа над формированием имиджа заключается в следующем:

- определение требований коллектива (аудитории);

- определение своих сильных и слабых сторон и их принятие;

- формирование образа и подведение его к требуемым характеристикам;

- визуализация необходимых характеристик.

Таким образом, преподавателю следует хорошо изучить требования общества, выдвигаемые к личности педагога и уже на основании этих знаний работать над формированием своего индивидуального имиджа.

Часто можно встретить соотношение понятий «имидж» и «авторитет». Имидж формируется сразу, при первом взаимодействии, а авторитет - в течение продолжительного контакта, - отмечает Т.А. Бусыгина [3]. По нашему мнению, исходя из проведенного исследования, имидж не всегда формируется при первом знакомстве и корректируется в процессе дальнейшего взаимодействия, в частности в профессиональной деятельности. Имидж формирует авторитет не только самого преподавателя, но и авторитет к содержанию его речи. Впечатление о преподавателе формируется следующим образом: на основе кратковременного восприятия оценивается личность. Важно отметить, что первое впечатление - это сложный психологический феномен, включающий в себя эмоционально-чувственный и логический компоненты.

Формирование имиджа преподавателя - процессе непрерывный, изменяющийся на протяжении жизни под влиянием различных факторов, а именно: повышение социального статуса, развитие личностный и профессиональных качеств, усовершенствование коммуникативных навыков, изменение интересов, убеждений, взглядов, самосовершенствование и самообразование.

Таким образом, стиль педагогического общения обеспечивает эффективность формирования имиджа преподавателя, его корректировку и эффективность. Успешное взаимодействие педагога с обучающимися во многом зависит от самого преподавателя, от его отношения к самому себе, к окружающим, к действительности. Следовательно, воспитать успешного современного студента может только успешный преподаватель.

В связи с тем, что имидж - понятие целостное, типы имиджа характеризуются тем, что они присущи сразу одному преподавателю. К типам имиджа относят:

- физический имидж (внешний облик, состояние здоровья);

- психологический имидж (характер, темперамент, интересы);

- социальный имидж (поведение в обществе).

В структуру имиджа преподавателя входят: манера речи, профессионализм, компетентность, личностные качества, внешний вид, стиль работы со студентами (рис. 1).

Рисунок 1. Основные компоненты имиджа преподавателя

Преподавателю высшей школы необходимо придерживаться следующих рекомендаций по взаимодействию со студентами:

- развитие способностей к эмоциональной эмпатии и пониманию обучающихся;

- формирование умения ощущать и поддерживать обратную связь в общении с обучающимися;

- развитие вербальных способностей (культура речи, обогащение словарного запаса, многообразие и отбор языковых средств);

- проявление интереса к личности студента;

- развитие коммуникативных качеств;

- учет индивидуальных особенностей обучающихся;

- развитие творческого, инновационного мышления.

Исходя из вышеизложенных рекомендаций, для формирования имиджа преподавателю необходим индивидуальный стиль и умение преподносить его окружающим.

Взаимосвязь индивидуального стиля и имиджа прослеживается на протяжении всей профессиональной деятельности преподавателя. Имидж включает в себя не только внешние характеристики стиля (манера поведения, мимика, пантомимика), но и внутренние характеристики, такие как личностные взгляды, интересы, мотивы деятельности.

Основными личностно-деловыми характеристика имиджа преподавателя, прежде всего, являются воспитанность, эрудированность и профессионализм. В.И. Андреев характеризует преподавателя высшей школы следующим образом: преподаватель выступает в качестве источника информации; преподаватель совмещает обязанности лидера коллектива, являясь при этом его участником, имеющим авторитет в данном коллективе; преподаватель выступает в роли образца морально-этических норм поведения, принятых в обществе; преподаватель представляет собой субъективную характеристику речевой деятельности; преподаватель характеризуется как организатор благоприятной обстановки внутри коллектива, имея, при этом, высокий уровень организационных способностей [1].

Рассмотрим структуру имиджа педагога, как последовательную совокупность взаимосвязанных компонентов. Среди таких компонентов выделяют:

- внутренний компонент имиджа, включает в себя: теоретические знания, практические умения, индивидуальные способности, личностные установки, ценности, самооценку, сформированность Я-концепции;

- внешний компонент имиджа содержит вербальные и невербальные элементы;

- процессуальный компонент включает в себя два стиля: стиль руководства и стиль общения, которые проявляются в следующих функциях: коммуникативная, информативная, когнитивная, эмотивная, мотивационная, организационная, дисциплинарная, компенсаторная, представительная, креативная, воспитательная, адаптивная, здоровьесберегающая, дополняющих друг друга.

Необходимо отметить, что процесс формирования имиджа является результатом целенаправленной работы преподавателя над собой в контексте выстраивания взаимосвязанных структурных компонентов: личностного и профессионального, которые составляют основу структуры профессионального имиджа и содержательных компонентов, среди которых следующие:

- мотивационно-стимулирующий компонент - способствует решению поставленных задач на высоком, эффективном уровне;

- эвристически-интеллектуальный компонент - включает теоретическую составляющую имиджа и определяет направления педагогического процесса;

- деятельностно-поведенческий компонент - содержит многообразие выбора необходимого педагогического комплекса средств, с целью эффективного решения поставленных целей образовательной деятельности;

- результативно-аналитический компонент - направлен на процесс выявления динамики протекания педагогической деятельности и дальнейшее определение возможных изменений в формировании имиджа.

Представленные выше компоненты имиджа педагога высшей школы взаимосвязаны друг с другом, и являются эффективными только при условии комплексной реализации. Таким образом, прослеживается необходимость в создании модели формирования педагогического имиджа, отражающей основные этапы, условие, методы и средства, оказывающие эффективное влияние на процесс становления личности педагога в целом и сформированности у него индивидуального стиля и имиджа, в частности.

К основным педагогическим условиям успешного формирования педагогического имиджа следует отнести следующие рекомендации:

1. Установить планку собственных потребностей, определиться со своими интересами.

2. Провести анализ своих способностей и возможностей, и определиться с уже имеющимися качествами, и теми над которыми нужно поработать.

3. Развивать чувство собственного достоинства, определиться со своей самооценкой и по мере необходимости избавиться от завышенной или заниженной самооценки.

4. Заниматься самовоспитанием, самоконтролем, самоорганизацией, самообразованием, проявлять интерес к профессиональному росту, к науке, в особенности к психологии.

5. Найти методы мотивационной готовности к успеху и самомотивации.

6. Развивать позитивное мышление, учиться неудачи превращать в успех.

7. Работать над своим духовным содержанием.

8. Стараться выглядеть стильно и сдержанно.

Соблюдение перечисленных рекомендаций дает возможность осуществления первоначального этапа формирования имиджа, и эффективно влияет на его поддержание, корректировку и совершенствование.

Имидж педагога и проблема его формирования находит отражение в трудах современных исследователей, утверждающих о наличии прямой взаимосвязи имиджа и коллектива, в котором работает педагог. При этом, влияние на личность оказывают все субъекты образовательного процесса.

Выводы. Преподаватель высшей школы, который стремится к формированию педагогического имиджа, должен обеспечивать положительную моральную атмосферу не только в коллективе обучающихся, но и коллективе преподавателей. Всегда следует помнить, что поведение преподавателя, его моральные установки - это, прежде всего, пример поведения для студентов. Поэтому преподаватель высшей школы должен являться образцом высокой культуры, представителем морали, национальных культурных традиций,

патриотом своего дела и своего учебного заведения, который постоянно заботится о создании безопасных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса. Имидж преподавателя высшей школы, как образца для подражания студентами, формируется постепенно, охватывая как внутренние, так и внешние качества личности.

Исходя из проведенного исследования, можно говорить о том, что проблема имиджа является актуальной в рамках педагогики высшей школы и требует дальнейшего изучения.

Литература:

1. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие для вузов / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2008. - 499 с.

2. Бойко И.Н. Профессиональный имидж педагога как важный фактор в профессиональной деятельности / И.Н. Бойко // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. -№10-13. - С. 11-16.

3. Бусыгина Т.А. Индивидуальный имидж как социально-перцептивный компонент профессиональной коспетентности преподавателя вуза: автореф. Дис. / Т.А. Бусыгина. - Самара, 2004. - 31 с.

4. Глузман Н.А. Профессиональное образование в инновационном обществе / Н.А. Глузман // Гуманитарные науки. - 2016. - № 3 (35). - С. 11-18.

5. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя / А.А. Калюжный - Москва: Владос,

2004. - 394 с.

6. Крутецкий В.А. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития / В.А. Крутецкий, Е.Г. Балбасова. - Москва: Гардарики, 2007. - 354 с.

7. Крылова Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. - Москва: Народное образование, 2000. - 272 с.

8. Кулакова Т.Б. Формирование имиджа будущего педагога в контексте культурологического подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Т.Б. Кулакова. - Москва, 2009. - 29 с.

9. Максимов В.Г. Технология формирования профессионально-творческой личности учителя / В.Г. Максимов. - Чебоксары: ЧГПИ, 1996. - 227 с.

10. Наумова С.А. Имиджелогия: учебное пособие / С.А. Наумова. - Томск, 2004. - 116 с.

11. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния / В.М. Шепель. - Москва: Феникс,

2005. - 480 с.

Педагогика

УДК 373.5:372.8

старший преподаватель Суздалева Алла Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат биологических наук, доцент Лутовина Екатерина Емельяновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ

БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ

Аннотация. Данная статья посвящена одной из актуальных проблем в образовании и воспитании подрастающего поколения. Цель исследования: доказать эффективность игровых технологий в подготовке обучающихся общеобразовательной организации к обеспечению безопасности в быту. Материалы и методы исследования: проведено исследование с обучающимися пятых классов в количестве 44 человек. Исследование направлено на формирование безопасного поведения обучающихся в быту. С этой целью выявлялся уровень знаний обучающихся об источниках опасности в быту и о безопасном поведении в быту, а также выявлялся уровень навыков безопасного поведения в быту. Выявлено, что большинство обучающихся испытывают трудности в формировании знаний и навыков безопасного поведения в быту. Нами выдвинуто предположение, что эффективности этого процесса будут способствовать игровые технологии, реализуемые во внеурочных занятиях.

Ключевые слова: игровые технологии, безопасное поведение в быту, учебный процесс по основам безопасности жизнедеятельности.

Annotation. This article is devoted to one of the most urgent problems in the education and upbringing of the younger generation. The purpose of the study: to prove the effectiveness of gaming technologies in preparing students of a General education organization to ensure safety in everyday life. Materials and methods: a study was conducted with 44 fifth-grade students. The research is aimed at forming safe behavior of students in everyday life. With this goal showed the level of knowledge of students about sources of danger in the home and on safe behaviour in everyday life and also revealed the level of skills of safe behavior in everyday life. It is revealed that the majority of students have difficulties in forming knowledge and skills of safe behavior in everyday life. We have suggested that the effectiveness of this process will be promoted by game technologies implemented in extracurricular activities.

Keywords: game technologies, safe behavior in everyday life, educational process on the basics of life safety.

Введение. Самыми незащищенными от опасностей, которые возникают в повседневной жизни, в быту, в общеобразовательной организации, отдыхе и т.д. являются дети. В общеобразовательных организациях с первого класса начинают знакомить младших школьников к тем опасностям, которые существуют вокруг нас в школьном курсе «Окружающий мир» [2]. Однако, этих знаний недостаточно, чтобы сформировать у обучающихся навыков защиты при их возникновении. Обучающиеся попадают в экстремальные условия и не понимая их опасность и как справиться со сложившейся обстановкой становятся жертвами трагических обстоятельств. Любопытство, присущее школьникам, потеря страха и не понимание последствий, подталкивают их на опасные поступки, которые он принимает как игру. Порой такие действия возникают, как доказательство перед сверстниками своей смелости. Детские шалости заканчиваются пожарами, взрывами, ожогами, отравлениями, падениями из окон и балконов, укусами домашних животных. В связи с этим, формирование безопасного поведения должно целенаправленно организовываться и регулироваться с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.