педагогические науки
Глузман Неля Анатольевна ПОЗИТИВНЫЙ ИМИДЖ ...
УДК 37.011.31
DOI: 10.26140/anip-2019-0804-0013
ПОЗИТИВНЫЙ ИМИДЖ БУДУЩЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
© 2019
AuthorlD: 834288
SPIN: 3386-0060
ORCID: 0000-0002-2752-6315
Глузман Неля Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методик начального и дошкольного образования, Евпаторийский институт социальных наук Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского (297408, Россия, Евпатория, ул. Просмушкиных, д. 6, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье исследована проблема формирования позитивного профессионально-педагогического имиджа будущего воспитателя дошкольной образовательной организации. Выявлены основные исследовательские позиции зарубежных и отечественных ученых, касающиеся понимания природы и специфики феномена «имидж»; раскрыта и обоснована сущность имиджа профессионала, обобщен опыт специалистов-имиджмейкеров относительно путей и средств его создания и формирования у будущих педагогов дошкольного образования. В понимании имиджа профессионала ученые исходят из того, что это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, сильно эмоционально окрашенный образ, обладающий большими регуляторными свойствами. Это дало возможность определить имидж человека-профессионала как качественную характеристику личности, которая способствует проявлению его внутренних установок, личностных качеств, жизненных позиций, знаний и профессионализма через внешние проявления - внешний вид, поведение, особенности вербального и невербального общения, которые оказывают существенное влияние на организацию межличностного взаимодействия и реализацию профессиональных функций специалиста. На основе проведенного анализа опроса педагогов-практиков и родителей воспитанников автор обосновал основные требования к положительному профессиональному имиджу будущего воспитателя дошкольной образовательной организации, а именно: для воспитанников дошкольных образовательных организаций важна личностная составляющая имиджа воспитателей, для педагогов практиков - профессиональная, для родителей дошкольников - профессионально-личностная, на что и должно обращаться внимание в процессе разработки спецкурса по подготовке будущих специалистов дошкольного профиля к построению, развитию и коррекции эффективного положительного профессионального имиджа.
Ключевые слова: имидж, имидж профессионала, требования к положительному профессиональному имиджу будущего воспитателя.
POSITIVE IMAGE OF A FUTURE TEACHER PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION
© 2019
Gluzman Nelya Anatolievna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Methods of Primary and Preschool Education, Evpatoria Institute of Social Sciences
Crimean Federal University (297408, Russia, Yevpatoria, Prosmushkin Str., e-mail: [email protected])
Abstract. The article explores the problem of forming a positive professional pedagogical image of a future teacher of a preschool educational organization. The main research positions of foreign and domestic scientists regarding the understanding of the nature and specificity of the phenomenon of image have been identified; the essence of the image of a professional is revealed and substantiated; the experience of image-maker specialists regarding the ways and means of its creation and formation in future preschool teachers is generalized. In understanding the image of a professional, scientists proceed from the fact that it is a highly emotionally coloured image with strong regulatory potential that has been formed in the mass consciousness and has the character of a stereotype. This made it possible to define the image of a professional as a qualitative characteristic of a personality that contributes to the manifestation of his internal attitudes, personal qualities, life views, knowledge and professionalism through external manifestations - appearance, behavior, features of verbal and non-verbal communication, which have a significant impact on the organization of interpersonal interaction and the implementation of professional functions of a specialist. Based on the analysis of a survey of educators, pedagogues-practitioners and parents of pupils, the author substantiated the basic requirements for a positive professional image of the future teqacher of a preschool educational organization, namely: for pupils of preschool educational organizations, the personal component of the image of teachers is important; for pedagogues-practitioners, professional component is essential, for parents of preschool children, it is a professionally-personal one; correspondingly, these components should be focused on in the process of developing a special course for the preparation of future preschool specialists for creating, developing and correcting an effective positive professional image.
Keywords: image, image of a professional, requirements to a positive professional image of a future preschool teacher.
Введение. Перестройка российской экономики в соответствии с требованиями рыночных отношений и ее интеграция в европейское и мировое экономическое и социокультурное пространство приводит к изменению в подходах к развитию высшего образования, выдвигает новые требования к профессиональной подготовке специалистов сферы образования, в частности педагогов-воспитателей. При таких условиях показателями профессионализма воспитателя дошкольной образовательной организации (ДОО) становятся: владение профессиональными знаниями, артистическими умениями, необходимыми личностными качествами и способностями; умениями не только отвечать на многочисленные вопросы детей, но и «играть» для того, чтобы воспитанники сами находили ответ на поставленные вопросы;
не только легко говорить и объяснять, но и знать, когда нужно быть тихим и внимательным, чтобы ребенок удовлетворил свою потребность высказать собственные мысли.
Повышение требований к профессиональной подготовленности педагогов обусловлено еще и стратификацией российского общества, а также появлением различных типов дошкольных учреждений, как по функциям, так и по форме собственности. Общеизвестно, что большинство родителей современных дошкольников хотят, чтобы их дети получили качественное дошкольное образование. Поэтому они отдают детей в специализированные дошкольные учреждения с приоритетным направлением развития. Однако довольно часто выбор ДОО родителями носит случайный характер, поскольку
Gluzman Nelya Anatolievna pedagogical
POSITIVE IMAGE OF A FUTURE ... sciences
определяется он советами друзей, родственников, коллег. В связи с этим возникает потребность целенаправленного и вдумчивого создания положительного и привлекательного образа ДОО, педагогического коллектива дошкольного учреждения как в целом, так и каждого воспитателя в частности. Учитывая все вышесказанное, возрастает необходимость научного изучения проблемы имиджа дошкольного учреждения, имиджа воспитателя детей дошкольного возраста, особенностей подготовки будущих специалистов дошкольного профиля к его созданию.
Проблема имиджа, имиджелогии и имиджирования - процесса создания или конструирования имиджа - начало интересовать отечественную научную общественность в конце ХХ - начале XXI века. В это время начинается активное исследование общих вопросов психологии имиджа профессионала (В.В. Волкова, А.А. Деркач, А.Ю. Панасюк, Е.Б. Перелыгина, В.М. Шепель и др.). В дальнейшем ученые активно стали работать над содержанием профессиональных имиджей будущего педагога (А.А. Калюжный, Т.Б. Кулакова, С.А. Маскалянова, Е.А. Столбова, Д.Л. Шашауров и др.), профессионального имиджа преподавателя высшей школы (Г.А. Бусыгина, Л.Ю. Донская, Е.Б. Осипова и др.), особенностям профессиональной подготовки воспитателей дошкольных учреждений (Н.С. Белобородова, Н.М. Борытко, А.Н. Васильевой, И.В. Гевальда, Н.С. Ежкова, Н.Ю. Каракозова, Н.А. Колосова, Л.Л. Луттова, И.Ф. Слепцова, Г.А. Урунтаева и др.). Попытки описания имиджа дошкольного учреждения и воспитателя ДОО мы находим в работах М.В. Апраксиной, С.В. Гамовой, Д.В. Журавлева и др. Однако проблеме формирования имиджа воспитателя на этапе его профессиональной подготовки целенаправленного внимание пока не уделялось.
Целью исследования является: 1) кратко охарактеризовать основные подходы к определению типов, структуры и функций имиджа профессионала; 2) раскрыть требования, предъявляемые к профессиональному имиджу будущих воспитателей со стороны родителей воспитанников и воспитателей-практиков дошкольных учебных заведений.
Результаты. Понятие «имидж» этимологически происходит из французского языка и означает «образ», «представление», «изображение». Дословный перевод слова «image» на славянские языки, в частности русский, часто связан с визуальной стороной объекта, который выступает носителем имиджа и буквально трактуется как его внешний вид, а также с внутренним наполнением, создает определенный образ-представление, и может рассматриваться как его репутация. В «Энциклопедическом словаре» под редакцией И.В. Рукавишниковой и др., наряду с обозначенными характеристиками имиджа находим еще и такую, что предполагает целенаправленное его создание для потребителя: «Имидж - целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т. п.» [1, с. 492].
Исследователи, занимающиеся проблемой изучения имиджа, определяют его как «результат восприятия людьми некоторых характеристик объекта, в результате чего в психике каждого из них формируется образ этого объекта что приводит к формированию жизненного проявления человека, благодаря которому «на люди» выставляются сильнодействующие личностно-деловые характеристики» [2] , «целенаправленный процесс создания нужного впечатления» [3], «наиболее экономный способ порождения и распознавания сложной социальной действительности, как результат обработки информации, как свернутый текст, как коммуникативную единицу, с помощью которой можно работать с массовым сознанием» [4] и т.д. Несмотря на многообразие определений указанного феномена, все ученые сходятся на том, что имидж возникает только тогда, когда его объект-носитель становится пу-60
бличным, то есть когда есть субъекты его непосредственного или опосредованного восприятия. Это подтверждает и зарубежное исследование об общественном имидже педагога ученых из университета Конкордия (Канада). Ученые представили индуктивный анализ отзывов 600 респондентов о своих «лучших» и «худших» педагогах на социальной медиа-платформе Reddit.
Результаты показали, что на создание положительного имиджа педагога оказывает влияние не только модель отношений между педагогом и воспитанником, но и активность и информационность педагогического работника в социальных сетях [5].
Отсутствие единого толкования имиджа приводит к тому, что исследователи по-разному подходят к определению его типологии, структуры, а также выполняемых им функций. Например, ученые А.Ю. Панасюк, В.М. Шепель и др. выделяют личностный тип имиджа - представление о человеке как о личности и о ее личностные качества [6]. В свою очередь, английская исследовательница Э. Сэмпсон предлагает классифицировать личностный имидж с позиций своего «Я» и других, со стороны реалий и со стороны желаний, соответственно на самоимидж, имидж, который воспринимается, и нужный имидж [7]. Все без исключения исследователи имиджа человека выделяют внешний или габитарный тип имиджа, который предусматривает представление о человеке на основе восприятия и оценки ее внешнего вида (телосложения, роста, одежды, обуви, аксессуаров, прически, макияжа, ухоженности и т.д.).
Вербальный имидж, по мнению В.Г. Орешкина [8], А.Ю. Панасюк, Л.С. Чикилевой [9], В.М. Шепеля и др., предполагает владение техниками и средствами вербального общения (как устного, так и письменного) и на этой основе способствует презентации личностью себя и собственных программ целевой аудитории.
Кинетический, или невербальный имидж, - мнение о человеке, возникает на основе восприятия и анализа ее осанки, взгляда, мимики, жестов. Невербальные средства коммуникации, составляющие основу данного имиджа, могут представить не лучшие стороны личности, создают определенный имидж, что позволяет нам рассматривать кинетический тип имиджа как самый откровенный, однако не самый благоприятный способ трансляции исключительно позитивной информации о человеке.
Исследователи А.А. Калюжный, А.Ю. Панасюк, В.М. Шепель выделяют экологический имидж, который характеризует искусственную среду обитания человека и отражает ее внутреннюю сущность через оформление интерьера помещения, автомобиля, ведение служебной документации и т.д. [10].
Ученые В.Г. Орешкин [11], А.Ю. Панасюк, В.М. Ше-пель и др. говорят о профессиональном имидже - представление о человеке как о специалисте, профессионале своего дела. Мы полностью согласны с отстаиваемым ими мнением о том, что свои личные ценности и характеристики педагог должен успешно сочетать с реальностью обучения и воспитания. Педагогический работник, заключают зарубежные коллеги, должен не только стать экспертом в технических аспектах обучения, но и развивать профессиональную способность управлять конфликтами, возникающими в результате взаимодействия их личной и профессиональной жизни [12]. Это подтверждает важность личностной составляющей профессионального имиджа педагога.
Довольно часто указанные типы имиджа отождествляются учеными с его структурными компонентами - внешним видом, мастерством вербального и невербального общения, стилем поведения, умением создавать соответствующую среду вокруг себя. При этом исследователи А.А. Калюжный [10], А.Ю. Панасюк, А. Петрова, В.М. Шепель и др. отмечают, что все составляющие имиджа существуют не изолированно друг от друга, а находятся в единстве и взаимодействии, оказывая влияние друг на друга. Кроме того, к ним добавляют еще жизненные установки, нравственные и личностные качества человека, его
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 4(29)
педагогические науки
Глузман Неля Анатольевна ПОЗИТИВНЫЙ ИМИДЖ ...
воспитанность и образованность, профессионализм и мастерство, которые накладывают отпечаток на указанные выше компоненты.
Таким образом, на основе анализа указанных выше положений мы можем определить имидж человека-профессионала как качественную характеристику личности, которая способствует проявлению его внутренних установок, личностных качеств, жизненных позиций, знаний и профессионализма через внешние проявления - внешний вид, поведение, особенности вербального и невербального общения, которые оказывают существенное влияние на организацию межличностного взаимодействия и реализацию профессиональных функций специалиста.
Учитывая то, что положительный профессиональный имидж в значительной степени является показателем качественной реализации специалиста в определенной области деятельности и зависит от его готовности к созданию такого образа, мы считаем целесообразным формировать такую готовность у воспитателей дошкольных образовательных организаций еще на этапе обучения в вузе.
Теоретический анализ научной литературы и документации по профессиональной подготовке воспитателей для ДОО в отечественных образовательных организациях высшего образования, а также собственный опыт преподавательской работы [13] подтвердил, что квалификационные требования к выпускникам бакалавриата по направлению подготовки «Дошкольное образование» в основном определяют цели, содержание и формы организации, но не предусматривают овладение ими деятельностью по целенаправленному созданию положительного педагогического имиджа.
Указанное выше потребовало экспериментального исследования по подготовке будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций к созданию положительного профессионального имиджа. Несмотря на то, что будущие специалисты будут работать с детьми дошкольного возраста, их родителями и коллегами, мы путем опроса решили узнать точку зрения последних о том, каким бы они хотели видеть образ педагога-дошкольника, и на что в дальнейшем нам следует обращать внимание в процессе подготовки студентов к имиджетворческой деятельности.
Проведенное пилотажное исследование среди воспитателей ДОО показало, что больше всего педагоги-практики хотели бы видеть будущих коллег специалистами с профессиональными знаниями, которые способны к работе со всеми участниками образовательного процесса на основе гуманизма и общечеловеческих ценностей. Так, среди требований, предъявляемых практиками к знаниям студентов по дошкольной педагогике, психологии, профессиональным методикам является их основательность. Что касается умений будущих педагогов, то воспитатели хотели бы, чтобы их будущие коллеги умели самосовершенствоваться и профессионально расти, общаться со всеми и грамотно решать конфликтные ситуации, были способными к экспериментированию, не боялись нововведений, не терялись в экстремальных ситуациях, проявляли эмоциональную устойчивость и самообладание, умели наблюдать и анализировать, создавать привлекательный внешний вид. Из личностных качеств педагога воспитателями-практиками больше всего у молодых специалистов ценятся любовь к профессии педагога, любовь к детям и желание работать с ними, ответственность, исполнительность, трудолюбие, гуманность, порядочность, инициативность, целеустремленность, оптимистичность, энергичность, творчество, требовательность как к детям, так и к себе.
В то же время воспитатели считают, что для создания положительного профессионального имиджа будущих специалистов дошкольного профиля немаловажны принципиальность, популярность, респектабельность, частота упоминания в СМИ, семейственность. Некоторые педагоги к категории «ненужных качеств» успешного имиджа профессионала относили материальное благополучие и
современность. По нашему мнению, недооценка практиками значимости некоторых из упомянутых выше качеств специалистов связана с тем, что работа воспитателя сегодня мало освещается в СМИ, профессия воспитателя не является разрекламированной, а поэтому, любые попытки популяризации работы отдельно взятого дошкольного учреждения или воспитателя высоко не оцениваются и не распространяются (хотя они как раз и является своеобразной рекламой ДОО и педагогов, которых представляют).
Родителям воспитанников больше всего хотелось бы, чтобы у воспитателя проявлялись профессиональные знания, которые способствовали бы не только реализации программы, но и помогали бы ему заинтересовать детей к любой деятельности, а именно, доброжелательность, порядочность, наблюдательность, тактичность, энергичность, справедливость, отзывчивость, и в то самое время умеренную требовательность и строгость. Также для родителей очень важно, чтобы педагог понимал ребенка, «жил его радостями и печалями», поощрял желание ходить в детский сад, воспринимал ребенка как личность, любил детей и свою работу, а не «просто отсиживал время», был терпеливым как к детям, так и к вопросам и замечаниям родителей, аккуратно одевался.
Менее значимыми для опрошенных родителей дошкольников оказались частота упоминания воспитателей в СМИ, их принципиальность, популярность, семейственность и материальное благополучие.
Исследования, проведенные российскими учеными, занимающимися различными аспектами профессиональной подготовки будущих воспитателей (Н.А. Глузман, Н.В. Горбунова [14], В.А. Романов [15] и др. [16]), показывают, что дети больше всего ценят в воспитателях доброту, ласку, умение организовать игры, рассказывать что-то интересное, учить чему-то новому, терпение к тому, что выражает ребенок, умение хранить секреты, внешнюю привлекательность (ведь малыши интуитивно тянутся ко всему красивому и хотят подражать этой красоте) и др. Созвучными с этими установками являются и результаты зарубежных коллег. Так, стремясь понять, испытывают ли лица, меняющие профессию, идеализм, который присутствует в современной публицистике для педагогов, американские учёные Д.Л. Каддапа, Б.Х. Стэнфорд провели качественный опрос специалистов, поменявших профессию на педагогическую, используя интервью, письмо-опрос и методы фокус-групп. Результаты, полученные от 13 участников, указывают на то, что их идеальные педагоги заботливы и сосредоточены на детях, прагматичные, знающие, полны энтузиазма и высокоорганизованные, но гибкие и не лишены романтики. Участники также отметили, что их прошлые педагоги влияли на формирование у них образа-имиджа идеального воспитателя [17].
При формировании положительного имиджа педагога-воспитателя немаловажное значение имеет профессиональная мотивация обучающихся. Доминирующими факторами при выборе профессии дошкольного работника для российских студентов выступают профессиональные мотивы, в частности, интерес к педагогической профессии, ее привлекательность, желание общаться с детьми, мотивы личностного роста, общесоциальные мотивы. Однако встречаются и прагматические мотивы: территориальная близость работы к месту жительства, возможность устроить ребенка в детский сад [18]. Похожие обобщения сделаны зарубежными коллегами в процессе исследования мотивов выбора профессии педагога дошкольного образования у 468 студентов из Германии, Швеции, Швейцарии и Румынии. Внутренние мотивы обучающихся из этих стран также оказались более значимыми. Кроме того, доход и престиж как ведущий мотив выбора профессии более выражен у студентов из Швеции и Швейцарии. Напротив, внешние мотивы оказывают более сильное влияние на выбор профессии среди румынских студентов-педагогов [19].
Итак, анализ научных ресурсов и результатов проведенного опроса позволил выделить следующие требо-
Gluzman Nelya Anatolievna POSITIVE IMAGE OF A FUTURE .
pedagogical sciences
вания к положительному профессиональному имиджу будущего воспитателя дошкольной образовательной организации: 1) наличие глубоких знаний по дошкольной педагогике и психологии, профессиональным методикам; 2) умение общаться со всеми участниками образовательного процесса в ДОО, наблюдать и анализировать свои действия и действия других, грамотно решать конфликтные ситуации, самосовершенствоваться и развиваться, создавать привлекательный внешний вид; 3) проявление любви к детям и к своей профессии, гуманности, тактичности, ответственности и порядочности. Это далеко не полный перечень тех требований, которые предъявляются к имиджу будущего специалиста дошкольного профиля, а только те из них, которые были выделены нами как основные в результате опроса воспитателей-практиков и родителей воспитанников.
Таким образом, для воспитанников дошкольных образовательных организаций важна личностная составляющая имиджа воспитателей, для педагогов практиков - профессиональная, для родителей дошкольников - профессионально-личностная, на что и обращается наше внимание в процессе разработки спецкурса по подготовке будущих специалистов дошкольного профиля к построению, развитию и коррекции эффективного положительного профессионального имиджа.
Выводы. Анализ профессиональной литературы по проблемам имиджа и имиджирования позволил нам охарактеризовать основные подходы к определению типов, структуры и функций имиджа профессионала. Проведенный опрос воспитателей дошкольных образовательных организаций и родителей воспитанников позволил выделить те требования, которые предъявляются к имиджу будущего специалиста дошкольного профиля, и которые в дальнейшем будут учтены процессе профессиональной подготовке их к имиджетворческой деятельности. Дальнейшие научные исследования будут касаться разработки системы работы по формированию готовности будущих воспитателей ДОО к построению, развитию и коррекции положительного профессионального имиджа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Законодательные дефиниции: Энциклопедический словарь / Под ред. Рукавишниковой И.В., Напалковой И.Г., Сухановой Д.Е. — М.: Норма, 2018. — 480 с.
2. Блинова Н.М. Научные подходы к пониманию имиджа // Психология, социология и педагогика. — 2014. — №3 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/03/2887
3. Куликова Т.И. Индивидуальный имидж как социально-коммуникативный компонент профессиональной компетентности нотари-уса//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 7-3. — С. 488-492.
4. Мустафина Б.С. PR-коммуникации в формировании имиджа вуза // Знак: проблемное поле медиаобразования. — 2016. — №3 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pr-kommunikatsii-v-formirovanii-imidzha-vuza
5. S. Chang-Kredl, D. Colannino, Constructing the image of the teacher on Reddit: Best and worst memories, Teaching and Teacher Education. — 2017. — №64. — pp. 43-51.
6. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа. Стратегия. Психотехнологии. Психотехники / А.Ю. Панасюк. — 3-е изд., стер. — М.: Омега-Л, 2009. — 267 с.
7. Sampson E. The Image factor. A Guide to Effective Self-presentation for Career Enhancement / E. Sampson. - L. : M&EHandbooks : Business & Management, 1994. — 338 p.
8. Орешкин В.Г. Тренинг формирования имиджа. 13 мастерских имидж-класса. Методическое пособие. — СПб.; Речь.,2008. — 176 с.
9. Чикилева Л.С. Роль вербальных и невербальных средств в создании имиджа // Российский гуманитарный журнал. — 2016. — №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-verbalnyh-i-neverbalnyh-sred-stv-v-sozdanii-imidzha
10. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя / А.А. Калюжный. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 222 с.
11. Орешкин В.Г. Тренинг формирования имиджа. 13 мастерских имидж-класса. Методическое пособие. — СПб.; Речь, 2008. — 176 с.
12. Ayyaz Qadeer, Adnan Tahir and Muhammad Ilyas Chishti, Beginning Teachers' Professional Self-Image: Reconciliation between Teachers and Head Teachers, Journal of Educational Research 21(1). — 2018. — p. 12.
13. Глузман Н.А. Формирование профессионального имиджа социального педагога // Образование и наука. — 2017. — Т.19. — № 9. — С. 52-69.
14. Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Профессионализм педагога: ус-
пешность и карьера: монография /Н.А. Глузман, Н.В. Горбунова. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 314 с.
15. Романов В.А. Выбор модели, отражающей деятельность педагога и его подготовку в вузе: сборник: Реализация компе-тентностного подхода в системе профессионального образования педагога Сборник материалов VIВсероссийской научно-практической конференции. — 2019. — С. 93-99.
16. Димухаметов Р.С., Столбова Е.А., Цилицкий В.С. Ценностная ориентация как предиктор формирования профессионального имиджа будущего педагога // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 422-424.
17. Jennifer Locraft Cuddapah, Beverly Hardcastle Stanford, Career-changers' ideal teacher images and grounded classroom perspectives, Teaching and Teacher Education 51, 2015, pp 27-37
18. Гумен Е. Профессиональные ориентации современных воспитателей детских садов /Е. Гумен // Дошкольное образование. — 2011. — № 7. — С.79-85.
19. Sabine Weiss, Marcus Syring, Manuela Keller-Schneider, Meeri Hellsten, Ewald Kiel, Career choice motives of early childhood educators: A cross-country comparison of four European countries, Research in Comparative & International Education 2018, Vol. 13(4) 499—515.
Статья поступила в редакцию 30.08.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019
62
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 4(29)