Научная статья на тему 'Научно-педагогические исследования по вопросам подготовки будущих педагогов-воспитателей к профессиональной деятельности'

Научно-педагогические исследования по вопросам подготовки будущих педагогов-воспитателей к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
548
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬ / ГОТОВНОСТЬ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / TRAINING / PROFESSIONAL ACTIVITIES / TEACHER / READINESS / PRESCHOOL EDUCATION / ORIENTATION / PEDAGOGICAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глузман Неля Анатольевна

В статье анализируется состояние проблемы подготовки будущих воспитателей детей дошкольного возраста в современных научных и педагогических исследованиях. Должное внимание уделено анализу теоретической базы исследования, в частности наиболее известных, авторитетных исследователей и молодых ученых области профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций. Определено понятие «профессиональная подготовка», субъект и объект профессиональной подготовки. Особое внимание уделяется воспитателю как ключевой фигуры педагогического процесса, а также тем характеристикам, которыми воспитатель должен обладать для успешной профессиональной деятельности. В статье раскрыт ряд подходов для оценки профессиональной деятельности специалиста дошкольного образования; освещены предпосылки успешной реализации профессиональных функций воспитателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL RESEARCH ON THE ISSUES OF PREPARING FUTURE TEACHERS-TEACHERS TO PROFESSIONAL ACTIVITY

The article analyzes the state of the problem of training future teachers of preschool children in modern scientific and educational research. Due attention is paid to the analysis of theoretical basis research, in particular the most famous, respected researchers and young scientists vocational training future teachers of preschool education cycle. The concept of "training", the subject and object of training. Special attention is paid to the kindergarten teacher as a key figure of the educational process and those characteristics that a caregiver must have for a successful professional activity. The article discloses several approaches for assessing the professional activity of specialist pre-school education; highlights the prerequisites of successful realization of professional functions educator.

Текст научной работы на тему «Научно-педагогические исследования по вопросам подготовки будущих педагогов-воспитателей к профессиональной деятельности»

Педагогика

УДК 378.14:373.211.24:001.89

доктор педагогических наук, профессор Глузман Неля Анатольевна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Евпатория)

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ВОСПИТАТЕЛЕИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье анализируется состояние проблемы подготовки будущих воспитателей детей дошкольного возраста в современных научных и педагогических исследованиях. Должное внимание уделено анализу теоретической базы исследования, в частности наиболее известных, авторитетных исследователей и молодых ученых области профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций. Определено понятие «профессиональная подготовка», субъект и объект профессиональной подготовки. Особое внимание уделяется воспитателю как ключевой фигуры педагогического процесса, а также тем характеристикам, которыми воспитатель должен обладать для успешной профессиональной деятельности. В статье раскрыт ряд подходов для оценки профессиональной деятельности специалиста дошкольного образования; освещены предпосылки успешной реализации профессиональных функций воспитателя.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, профессиональная деятельность, воспитатель, готовность, дошкольное образование, направленность, педагогическое мастерство.

Annotation. The article analyzes the state of the problem of training future teachers of preschool children in modern scientific and educational research. Due attention is paid to the analysis of theoretical basis research, in particular the most famous, respected researchers and young scientists vocational training future teachers of preschool education cycle. The concept of "training", the subject and object of training. Special attention is paid to the kindergarten teacher as a key figure of the educational process and those characteristics that a caregiver must have for a successful professional activity. The article discloses several approaches for assessing the professional activity of specialist pre-school education; highlights the prerequisites of successful realization of professional functions educator.

Keywords: training, professional activities, teacher, readiness, preschool education, orientation, pedagogical skills.

Введение. Актуальность статьи обусловлена тем, что в современных социальных реалиях обострилась необходимость пересмотра и модернизации системы образования. Необходимость успешного воплощения ряда экономических, культурных, социальных трансформаций актуализировала проблему необходимости модернизации ряда аспектов системы образования, в частности образования дошкольного профиля. Российская система образования нуждается в специалистах дошкольного профиля, а в условиях современных мировых реалий такие специалисты обязательно должны соответствовать европейскому уровню компетентности, к которой стремится отечественная система образования дошкольного цикла.

«Новые реалии, ориентация российского общества на демократические принципы, реорганизация системы дошкольного образования (изменение соотношения семейного и общественного дошкольного воспитания, разнообразия его форм, многовариантность образовательно-воспитательных программ) обусловливают необходимость изменений и в системе подготовки специалистов дошкольного образования» [7]. Такой вектор развития воплощен в Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы.

Система образования в РФ требует повышения уровня профессиональной подготовки специалистов дошкольных образовательных организаций (ДОО) и повышения эффективности системы дошкольного образования в целом. «Концепция модернизации современного образования предусматривает подготовку квалифицированных, компетентных специалистов на уровне мировых стандартов, социально и профессионально знающих» [4].

В современных условиях система подготовки будущих специалистов дошкольного образования рассматривается учеными как многофакторная структура, главная задача которой заключается в приобретении каждым студентом личностного смысла деятельности, формировании профессионального мастерства, постоянно растущем интересе к работе с детьми и их родителями, а также в развитии успешности в деятельности [3].

Среди современных исследований мы выделяем работы, которые направляют свое внимание на отдельные составляющие или узконаправленные проблемы: теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования (Н.М. Борытко), коммуникативный потенциал будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений (Л.Л. Луттова), теоретико-методические основы изучения воспитателем ребенка-дошкольника в истории отечественной психологии (Вторая половина XIX - 20-30 г.г. XX в.) (Г.А. Урунтаева), теория и практика эмоционально развивающего воспитания и образования детей дошкольного возраста (Н.С. Ежкова), формирование технологической компетентности воспитателей детского сада в процессе дополнительного профессионального образования (Н.Ю. Каракозова), личностно-ориентированное обучение будущего педагога-воспитателя системы дошкольного образования (Л.Ф. Резанова), формирование готовности будущих воспитателей к взаимодействию с детьми дошкольного возраста в процессе профессиональной подготовки (И.Ф. Слепцова), педагогическая поддержка детей дошкольного возраста (Н.А. Колосова), профессиональная подготовка будущих специалистов дошкольного образования в вузе к сохранению экологического равновесного жизненного пространства детства (Н.С. Белобородова). Учитывая необходимость трансформации российской системы образования, в исследованиях А.Н. Васильевой, И.В. Гевальда, Н.Ю. Каракозовой, М.В. Кирилиной предложены различные модели воплощения современной компетентностной профессионально-педагогической подготовки специалистов.

Целью статьи является ретроспективный анализ проблематики подготовки будущих воспитателей ДОО к профессиональной, педагогически-воспитательной деятельности с привлечением исторической базы исследования.

Изложение основного материала статьи. Нами рассмотрены некоторые элементы и составляющие системы подготовки будущих педагогов-воспитателей к работе в образовательных организациях дошкольного типа.

Так, субъекты и объекты профессиональной подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций (студенты, педагогические и научно-педагогические кадры) - это структурный компонент исследуемой системы, под которым мы понимаем тех, кто готовится стать воспитателем детей дошкольного возраста, и тех, кто осуществляет эту подготовку [12].

В научной и профессионально-образовательный литературе проблема профессиональной подготовки педагогических кадров трактуется как системное образование со множеством связанных компонентов, которые определенным образом упорядочены, характеризуются относительно устойчивой целостностью, иерархическим построением, разветвленными связями и отношениями с внешней средой, наличием субъекта и объекта [12]. Что касается понятия «профессиональная подготовка» будущих педагогов, правильно дать определение, которые, на наш взгляд, является наиболее корректными и основательными. По утверждению Н.С. Ежковой профессиональная подготовка будущего воспитателя - это специально организованный образовательный процесс, направленный на формирование у будущих специалистов высокого уровня готовности к эффективному осуществлению профессиональной деятельности в области дошкольного образования [5].

Исследовательница О.А. Абдуллина характеризует содержание педагогической подготовки как систему педагогических знаний, практических умений и навыков, которые необходимы для осуществления профессиональных функций воспитателя; а также требования, предъявляемые к специалисту: достаточный уровень владения теоретической и практической подготовкой, знаний основ педагогики, психологии, возможных методик, стремление к самосовершенствованию и пополнение багажа знаний, повышение педагогического мастерства и, бесспорно, любовь и уважение к ребенку [2, с. 168].

Исследователи отмечают, что конец XIX - начало ХХ века характеризуется ростом интереса к вопросу воспитания детей дошкольного возраста [9]. Такая заинтересованность объясняется спецификой детского возраста, поскольку этот период по праву считается наиболее важным в жизни ребенка. Анализируя становление и развитие дошкольной педагогики в России конца XIX - начала XX века Е.В. Чмелёва принимает во внимание следующие положения: система профессиональной подготовки педагогических кадров дошкольного образования в государстве и педагогическая система как педагогический процесс -понятия не тождественные; система подготовки педагогических кадров для дошкольных учебных заведений функционирует в масштабах государства, а педагогическая система осуществляется в конкретном учебном заведении; функционирование системы профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования как подсистемы педагогического образования обусловлено состоянием развития общества, и всегда определялась политикой государства в сфере образования [14].

В современный период подготовка будущих специалистов дошкольного образования рассматривается учеными как многофакторная структура, главное задача которой состоит в приобретении каждым студентом личностного смысла деятельности, формировании профессионального мастерства, постоянно растущем интересе к работе с детьми и их родителями, а также в развитии успешности профессиональной деятельности [13].

Далее нами выделены и охарактеризованы предпосылки для наиболее эффективной и успешной реализации профессиональных функций воспитателя дошкольной образовательной организации: воспитательная, которая реализуется в разработке и осуществлении содержания воспитания и обучения, отборе новых форм и методов по формированию у детей отношения к природе, окружающему миру, окружающим людям и к себе, интереса и культуры познания; гностически-исследовательская, которая имеет целью изучение индивидуально-личностных особенностей ребенка; сбор и анализ фактов его поведения, установление причин и последствий поступков воспитанников; проектирование развития личности каждого ребенка и детского коллектива в общем; усвоение передового опыта, новых педагогических технологий; диагностическая, которая заключается в определении уровня развития детей, состояния педагогического процесса, задач образовательно-воспитательной работы с детьми и родителями, итогов собственной педагогической работы и их соответствия требованиям времени; использовании корректирующих методик; конструкторско-организационная, направленная на организацию педагогического процесса в дошкольном учебном заведении; использование новых форм, обеспечивающих эффективное развитие детей; моделирования и руководство различными видами их деятельности; педагогическое управление их поведением и активностью; координирующая, которая обеспечивает единство работы дошкольного учебного заведения и семьи по созданию потенциала воспитательного среды, благоприятной для становления самостоятельной, творческой личности ребенка; использование педагогически целесообразных форм работы с родителями на основе дифференцированного подхода к различным типам семьи [11].

Рассматривая фигуру воспитателя, педагога, исследователи проблемы подготовки педагогов детей дошкольного возраста, выделяют следующие характеристики, которыми должен обладать и в последствие совершенствовать специалист дошкольного образования в своей профессиональной работе:

1. Профессиональная направленность, в основе которой положено ощущение профессионального призвания, реализация собственных стремлений, интерес к профессии воспитателя и любовь к детям; такие факторы мотивируют к овладению педагогическими знаниями, умениями и стимулируют к постоянному самосовершенствованию и повышению профессионального уровня.

2. Педагогический оптимизм проявляется в форме оптимистичной настроенности и веры в возможности ребенка, настрой на восприятие сильных сторон, возможностей и достоинств детей; педагогический оптимизм должен подкрепляться усилиями педагога по созданию необходимых условий для их реализации и раскрытия. Следует отметить, что педагогический оптимизм является важным компонентом в тандеме с любовью к детям и своей профессии.

3. Педагогический такт в образовательно-педагогическом процессе является проявлением соблюдения правил соответствующего поведения, тактичности и приличия.

4. Педагогическая рефлексия проявляется в качестве умения обращаться к себе, оценки собственных

результатов для сравнения поставленных целей и полученных результатов, анализ собственных достижений и приложенных усилий; педагогическая рефлексия необходима для профессионального и личностного роста воспитателя.

5. Эмпатия - как неотъемлемая составляющая педагогической деятельности, характеризуется способностью к сочувствию и сопереживанию, эмоциональным реагированием на чувства ребенка; важно учитывать возрастные особенности детей, понимания тех ситуаций, которые могут стать уязвимым для ребенка данного возраста - во взаимоотношениях с ребенком воспитатель должен проявлять доброжелательность, отзывчивость, сопереживание.

6. Культура профессионального общения - это сочетание высокого уровня профессионализма, воспитанности и культуры; культура профессионального общения проявляется при коммуникации с родителями, коллегами, а также при решении конфликтных ситуаций, которые могут возникать между участниками воспитательного и педагогического процесса.

7. Авторитетность является реакцией на профессионализм воспитателя, его преданность профессии.

8. Личностные качества воспитателя, которые важны в практике педагога. Среди таких качеств выделяются: порядочность, доброжелательность, терпение, требовательность к себе. Обладание выше указанными характеристиками обязательно должны подкрепляться личностными качествами [1; 10].

В общем, процесс исследования подготовки воспитателя дошкольного образования к профессиональной деятельности должен отражать специфику его профессиональной деятельности. Исследователи данного вопроса, в частности Н.И. Рослякова, Н.П. Ходакова [8; 12] выделяют набор методологических подходов, которыми можно руководствоваться в процессе исследования готовности будущих воспитателей дошкольного образования к профессиональной деятельности. Мы склоняемся к позиции авторов; такими подходами являются:

1. Акмеологический подход - используется для оценки подготовки преподавателя дошкольного образования как части саморазвития, личностного становления.

2. Аксиологический подход - главным компонентом содержит ценностный компонент, и ориентирует внимание на оценку ценностного отношения специалиста к профессиональной деятельности, интереса к исследовательскому творческому поиску, а от самого специалиста требует осознания ценностей деятельности, является важной составляющей готовности к будущей педагогической деятельности.

3. Андрагогический подход - способствует выделению тех форм и методов подготовки, учитывающих личностный и профессиональный опыт, побуждают к критической оценке собственных знаний, умений, а также соответствуют обучению взрослого человека.

4. Исследовательский подход - направляет свой фокус на анализ организации учебного процесса как познавательно-исследовательской и проектно-исследовательской деятельности специалиста.

5. Индивидуально-творческий подход - рассматривает развитие творческой индивидуальности, уникального стиля и креативной составляющей в профессиональной деятельности будущего преподавателя.

6. Культурологический подход - концентрируется на внутренней культуре и развитии личности преподавателя, и нацелен на исследование становления будущего преподавателя дошкольного образования как личности с высокой внутренней культурой и духовностью.

7. Компетентностный подход - обеспечивает изучение внутренней готовности преподавателя дошкольного образования с учетом специфики выбранной им профессиональной деятельности.

8. Личностно-ориентированный подход - реализуется для изучения и анализа становления и развития личностных качеств будущих педагогов дошкольного образования, их мотивов, интересов, а также склонностей, опыта и набора индивидуально-психологических особенностей.

9. Рефлексивно-деятельностный подход - может применяться для изучения педагогических условий поэтапного привлечения будущих специалистов дошкольного образования к рефлексивно-практической деятельности.

10. Системный подход - используется как способ интерпретации процесса подготовки будущих специалистов дошкольного образования в качестве целостной системы, содержащий детерминантный фактор - цель и результат, смоделировать систему подготовки к профессиональной деятельности, определить компоненты, проследить системную взаимосвязь структурных компонентов, условия существования этой системы.

Значимость синтеза профессиональных и личностных качеств подчеркивает исследователь В.Н. Макарова, обращая внимание на то, что каждый воспитатель должен быть педагогом-исследователем, оратором, должен искусно владеть словом и новейшими воспитательными информационными технологиями [6].

Профессиональная подготовка базируется на создании целостной системы обучения, обеспечивая гармоничную корреляцию приобретения новых знаний, умений и навыков вместе с личностным ростом, постепенную трансформацию учебной деятельности, познавательного интереса в профессиональную деятельность. «Ориентация современного высшего образования на формирование профессионально-творческой личности, специалиста инновационного типа, который способен реализовать образовательные стандарты, внедрять новые образовательные технологии, требует эффективной организации целостной профессиональной подготовки в условиях высших учебных заведений, обновление содержания профессиональной подготовки педагогов, нахождение целесообразных средств, методов и форм его реализации» [3].

Выводы. Обоснованы предпосылки для наиболее эффективной и успешной реализации профессиональных функций будущего воспитателя дошкольных образовательных организаций: воспитательная; гностически-исследовательская; диагностическая; конструкторско-организационная и координирующая, которые обеспечивают единство работы дошкольной образовательной организации и семьи по созданию потенциала воспитательной среды, благоприятной для становления самостоятельной, личности ребенка.

Конкретизированы характеристики, которыми должен обладать специалист дошкольного образования в своей профессиональной работе: профессиональная направленность; педагогический оптимизм; педагогический такт; педагогическая рефлексия; эмпатия; культура профессионального общения авторитетность; личностные качества воспитателя.

Выделен комплекс методологических подходов, которыми можно руководствоваться в процессе

исследования готовности будущих работников дошкольного образования в профессиональной деятельности. Такими подходами являются: акмеологический; аксиологический; андрагогический; исследовательский; индивидуально-творческий; культурологический; компетентностный; личностно-ориентированный; рефлексивно-деятельностный; системный.

Литература:

1. Абашина, В.В. К вопросу о профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в современных условиях // Интернет-журнал «Мир науки», 2017. - Том 5. - № 1. - Режим доступу: http://mir-nauki.com

2. Абдуллина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: учеб. пособие / О.А. Абдуллина - М.: Просвещение, 1984. - 208 с.

3. Глузман, Н.А. Горбунова, Н.В. Профессионализм педагога: успешность и карьера: монография / Н.А. Глузман, Н.В. Горбунова. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 314 с.

4. Глузман, Н.А. Методологические ориентиры компетентностного подхода к оценке качества образования / Н.А. Глузман // Проблемы современного педагогического образования, 2014. - № 44-1. -С. 10-20.

5. Ежкова, Н.С. Теория и практика эмоционально развивающего воспитания и образования детей дошкольного возраста: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.07 / Н.С. Ежкова. - Тула, 2009. - 748 с.

6. Макарова, В.Н. Подготовка педагогов к речевому и лингвистическому развитию детей дошкольного возраста в системе непрерывного профессионального образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / В.Н. Макарова. - Орёл, 2011. - 398 с.

7. Романов В.А., Ушакова И.А. Профессиональная компетенция воспитателя ДОО / В.А. Романов, И.А. Ушакова // В сборнике: Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. - 2018. - С. 53-55.

8. Рослякова, Н.И. Вариативный подход к формированию профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе вузовской подготовки: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Н.И. Рослякова. - Москва, 2010. - 351 с.

9. Слепцова, И.Ф. Формирование готовности будущих воспитателей к взаимодействию с детьми дошкольного возраста в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / И.Ф. Слепцова. - Москва, 2007. - 251 с.

10. Соломенникова, О.А. О профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образования // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - №5. - URL: https://cyberieninka.ru/artide/n/o-professionalnoy-kompetentnosti-vospitatelya-doshkolnogo-obrazovaniya (дата обращения: 25.02.2019).

11. Формирование профессиональной компетентности педагога дошкольного профиля в условиях непрерывного образования: материалы международной научно-практической заочной конференции. -Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. - 266 с.

12. Ходакова, Н.П. Профессиональная подготовка педагогов дошкольного образования к использованию информационных технологий в будущей практической деятельности: дис. . д-ра пед. наук: 13.00.08 / Н.П. Ходакова. - Москва, 2012. - 363 с.

13. Чиркова, Е.В. Формирование готовности будущего воспитателя к созданию ситуации успеха в работе с дошкольниками: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.В.Чиркова.- Воронеж, 2012. - 252 с.

14. Чмелёва, Е.В. Становление и развитие дошкольной педагогики в России конца XIX- начала XX вв.: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Е.В. Чмелёва. - Смоленск, 2010. - 383 с.

Педагогика

УДК: 378.046 (078)

кандидат биологических наук, доцент Голоухова Галина Николаевна

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова» (г. Архангельск); кандидат педагогических наук, доцент Старостина Елена Николаевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова» (г. Архангельск); магистр «Управление в образовании», старший воспитатель Бурминская Ирина Валерьевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Беломорочка» компенсирующего вида» (г. Северодвинск)

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования условий формирования организационно-методической культуры педагогов в конкретном учреждении. Показана важность культурного контекста всех инновационных изменений в профессиональной деятельности педагога.

Ключевые слова: культура, организационно-методическая культура педагога, модель построения организационно-методической культуры, культурная трансформация.

Annotation. The article presents the results of the research of forming conditions of teachers' culture in organizational-methodical aspects in the particular institution. The importance ofcultural context of all innovative changes in professional activity of the teacher is shown.

Keywords: culture, organizational-methodical culture of the teacher, model of creating the organizational-methodical culture, cultural transformation.

Введение. Педагогическая деятельность является культурной по своей природе. Педагог, являясь носителем культуры, не только определяет свою позицию, свое место в ней, реализует ценности, следует нормам, но и приобщает к ценностям своих воспитанников. Однако, отсутствие ясных ценностных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.