Педагогика
УДК 371.13:373.2
кандидат педагогических наук, доцент Колосова Наталия Николаевна
Евпаторийский институт социальных наук (филиал)
Федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Евпатория)
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Аннотация. В статье представлен анализ категории «профессиональная адаптация», дано определение понятия «профессиональная адаптация будущих воспитателей детей дошкольного возраста». Автором рассмотрены отдельные аспекты профессиональной адаптации будущих воспитателей в процессе педагогической практики, описаны условия и требования к ее организации.
Ключевые слова: профессиональная адаптация, педагогическая практика, будущие воспитатели детей дошкольного возраста.
Annotation. The article presents the analysis of the category "professional adaptation", the definition of the notion "professional adaptation of future preschool teachers". The author considers certain aspects of professional adaptation of future preschool teachers in the process of pedagogical practice, describes the conditions and requirements to its organization.
Keywords: professional adaptation, pedagogical practice, future preschool teachers.
Введение. На современном этапе реформирования системы российского образования приоритетной задачей является повышение качества профессиональной подготовки будущих педагогов, в том числе специалистов для дошкольного образования, от уровня профессионализма и компетентности которых зависит успешность обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Однако на эффективность профессиональной педагогической деятельности, особенно на первом ее этапе, оказывает влияние множество факторов, одним из которых является способность адаптироваться к условиям многообразия образовательных систем и подходов в максимально короткие сроки. В связи с этим все больше внимания современные ученые уделяют процессу профессиональной адаптации и формированию адаптированности личности, которые становятся основополагающими в педагогической деятельности.
Анализ научной и методической литературы по проблемам профессионального развития и профессиональной адаптации показал, что различные аспекты исследуемой проблемы нашли свое отражение в следующих направлениях: методологические основы адаптации личности и профессиональной адаптации (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.А. Налчаджян, В.А. Петровский, А.А. Реан, В.И. Слободчиков); структура и специфика профессиональной адаптации (Н.А. Бернштейн, М.П. Будякина, Л.А. Кандыбович, А.К. Маркова, А.Г. Мороз, А.В. Мудрик); психологические условия, определяющие скорость и уровень адаптации молодых специалистов (С.Г. Вершловский, Л.К. Зубцова, О.В. Назарова, С.М. Петров, М.Л. Субочева и др.). Учеными доказано, что успешность адаптации во многом зависит от особенностей той среды, с которой взаимодействует субъект. С этой точки зрения изучение возможностей педагогической практики как средства профессиональной адаптации будущих воспитателей представляется актуальным и своевременным.
Формулировка цели статьи: обосновать роль педагогической практики в профессиональной адаптации будущих воспитателей детей дошкольного возраста.
Изложение основного материала статьи. Известно, что профессиональная адаптация является одним из наиболее важных этапов профессионального становления личности, этапом, от которого во многом зависит эффективность всей последующей профессиональной деятельности человека.
В современных отечественных и зарубежных исследованиях общее понятие «адаптация» рассматривается как приспособление организма, индивидуума, коллектива к условиям внешней среды или к своим внутренним изменениям, приводящее к повышению эффективности их существования и функционирования.
Что касается категории «профессиональная адаптация», несмотря на широкое распространение в психолого-педагогической литературе, на сегодняшний день единого подхода к ее трактовке не выработано.
По мнению Э.Ф. Зеера, профессиональная адаптация - это «приспособление уже имеющегося профессионального опыта и стиля профессиональной деятельности к требованиям нового рабочего места, освоение сотрудником новых для него профессиональных функций и обязанностей, доработка требуемых навыков и умений, включение в профессиональное сотрудничество и партнерство, постепенное развитие конкурентоспособности» [4, с. 126]. Успешная профессиональная адаптация делает работу привлекательной, повышает шанс на более высокую оплату труда и профессиональный рост, создает предпосылки для самоактуализации специалиста.
Согласно В.А. Сластенину и В.П. Каширину, профессиональная адаптация предполагает процесс «вхождения молодого человека в профессиональную деятельность, приспособление к системе производства, трудовому коллективу, условиям труда, особенностям специальности» [6, с. 265]. Успешность адаптации является показателем правильности выбора профессии.
М.А. Дмитриева акцентирует внимание на том, что профессиональная адаптация - это становление и сохранение динамического равновесия в системе «человек - профессиональная среда». При этом под профессиональной средой автор понимает объект и предмет труда, его средства, цели и профессиональные задачи, условия труда и социальную среду [2].
Рассматривая профессиональную адаптацию, С.А. Дружилова выделяет в ней три взаимосвязанные аспекта: а) адаптацию как процесс приспособления специалиста к изменяющимся условиям профессиональной среды...; б) результат этого процесса, характеризующийся степенью итоговой адаптированности человека; в) источник новообразований, характеризующийся комплексом формируемых качеств профессионала [3]. От соответствия этих трех компонентов зависит характер поведения специалиста, степень эффективности его взаимодействия в системе «человек - профессиональная среда», психологические состояния человека в труде и др.
Исследуя личностный аспект адаптации, А.А. Реан подчеркивает важность личностного роста, саморазвития, стремления к дальнейшему интеллектуальному, физическому и морально-этическому самосовершенствованию [7].
Как отмечает Н.А. Глузман, успешность реализации личности в профессии, а значит и ее профессиональная адаптация, зависят от сформированности профессионально-ориентированных качеств педагога, таких как коммуникабельность, эмпатия, рефлексивность, креативность, эмоциональная стабильность, толерантность, эрудиция, активная жизненная позиция, целеустремленность, оптимизм, справедливость, профессиональная требовательность, готовность к саморазвитию, саморегуляция [1].
В рамках нашего исследования мы придерживаемся точки зрения А.К. Марковой, которая исследуя приспособление человека к профессии, отмечает, что профессиональная адаптация начинается уже в процессе профориентации, затем в ходе профессионального обучения и продолжается всю жизнь. На этапе адаптации «...человек осваивает правила, нормы профессиональной деятельности и профессионального общения, что в целом образует как бы социальную (предметную и психологическую) профессиональную норму» [5, с. 205].
Мы согласны с мнением исследователей, что профессиональная адаптация выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками, умениями, в формировании профессионально важных качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения к выбранной профессии.
Обобщая проведенный теоретический анализ, можно сделать вывод, что профессиональная адаптация будущих воспитателей детей дошкольного возраста - это активный процесс овладения профессиональной деятельностью, приспособления к условиям труда, к организационной культуре и межличностным отношениям, которые сложились в конкретном дошкольном учреждении; освоение содержания профессиональных и функциональных обязанностей воспитателя; формирование комплекса профессиональных качеств, навыков и умений, устойчивой внутренней мотивации.
В общем процессе профессиональной адаптации воспитателей детей дошкольного возраста можно условно выделить три взаимосвязанных этапа: адаптация первокурсников к условиям высшего учебного заведения, адаптация обучающихся во время прохождения педагогической практики в дошкольных учреждениях и адаптация молодых воспитателей в педагогическом коллективе.
Рассмотрим более подробно второй этап, который и является предметом нашего исследования.
Изучая актуальные вопросы педагогической практики, современные ученые по-разному подходят к определению ее сущности. В философском понимании практика - это деятельность, посредством которой человек изменяет, преобразует мир. С точки зрения педагогики, практика - это способ изучения образовательного процесса на основе непосредственного участия в нем. Психологическая наука традиционно рассматривает педагогическую практику как важное социально-психологическое условие и средство профессиональной подготовки будущего педагога. Исследователями установлено, что практика, образуя диалектическое единство с познавательной деятельностью человека, является источником познания, его движущей силой, дает необходимый фактический материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке.
Основная цель педагогической практики будущих воспитателей детей дошкольного возраста - это приобретение опыта педагогической деятельности, становление профессиональной направленности личности. К наиболее общим задачам педагогической практики можно отнести: формирование профессиональных умений и навыков; подготовку к выполнению профессиональных функций воспитателя; развитие общего творческого подхода к профессиональной педагогической деятельности; углубление и совершенствование теоретических знаний; развитие профессионально важных личностных качеств; создание условий для самореализации; формирование индивидуального стиля деятельности; развитие педагогических способностей и рефлексии. Реализация указанной цели и решение задач позволяет рассматривать педагогическую практику как интегрирующий, ведущий компонент профессиональной адаптации будущих воспитателей, связывающий их теоретическое обучение с самостоятельной практической работой в дошкольном учреждении.
Педагогическая практика носит длительный и непрерывный характер на протяжении всех лет обучения в высшем учебном заведении. Начальный, пропедевтический этап (1 курс) - ориентация обучающихся в профессии, создание установки на овладение ею, формирование мотивации и стимулирование педагогической рефлексии. Основной этап (2-3 курсы) -обобщение, систематизация, закрепление и углубление знаний, умений и навыков, выполнение профессиональных функций в реальном воспитательно-образовательном процессе. Завершающий этап (4 курс) - самореализация личности, решение творческих задач; проектирование логики воспитательно-образовательного процесса. Каждый этап предполагает операционализацию действий обучающихся по личностно ориентированному взаимодействию с детьми и постепенный переход от пассивно-наблюдательного типа к активно-рефлексивному.
Для обеспечения успешной профессиональной адаптации важно создать для педагогической практики будущих воспитателей условия, максимально приближенные к будущей профессиональной деятельности, к логике функционирования реального воспитательно-образовательного процесса. Кроме того, нуждается в совершенствовании технология организации практики, проектирование индивидуального маршрута ее прохождения. Педагогическая практика должна учитывать не только запросы общества и конкретного дошкольного учреждения, но и способности, профессиональные интересы каждого обучающегося. Такой индивидуально-творческий подход обеспечивает практикантам широкие возможности для проявления самостоятельности, творчества, самоактуализации.
В целом технология организации педагогической практики будущих воспитателей должна быть основана на определенных концептуальных положениях:
- личностно-ориентированная подготовка будущих воспитателей в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом;
- системно-деятельностный подход при отборе содержания педагогической практики через моделирование педагогической деятельности и овладение профессиональными функциями воспитателя детей дошкольного возраста;
- структурирование программы практики с учетом взаимосвязи всех ее компонентов (цели, задач, содержания, методов);
- обеспечение единства теоретической и практической подготовки обучающихся;
- индивидуальная самореализация будущих воспитателей через творческие задания на всех этапах педагогической практики;
- личностный подход, предполагающий гуманизацию отношений, приоритет педагогики сотрудничества, направленность на успешность деятельности.
Считаем важным отметить, что успешная профессиональная адаптация будущих воспитателей в процессе педагогической практики обеспечивается за счет реализации ряда организационных условий: оптимальное планирование содержания; реализация в профессиональной деятельности обучающихся личностно-ориентированного подхода; осуществление постоянного мониторинга; повышение профессиональной компетентности руководителей практики.
Целостное образовательное пространство педагогической практики должно быть построено на основе взаимодействия всех ее участников - преподавателей высшего учебного заведения, руководителя практики, воспитателей-наставников, практикантов. Взаимодействие осуществляется через участие в установочной и итоговой конференциях, разработку методических рекомендаций, консультирование, контроль, анализ и оценку деятельности будущих воспитателей, ее психолого-педагогическое сопровождение, что значительно расширяет возможности успешной профессиональной адаптации. Необходимо согласовать все организационно-управленческие позиции и выработать единые требования и рекомендации ко всем видам практики.
Критериями оптимизации практики могут выступать: содержание и значимость практики в общей подготовке будущих воспитателей; степень соответствия форм и содержания практики реальным возможностям социума; полнота обеспечения результативности практики с учетом нормирования затрат времени и активизации деятельности практикантов; качество реализации образовательной программы; уровень квалификации воспитателей и состояние методической работы в дошкольном учреждении; степень сплоченности и творческой жизнедеятельности педагогического коллектива, его отношение к участию в работе с практикантами.
Нельзя недооценивать значение адекватного оценивания результатов педагогической практики, в частности использование рейтинговой системы, которая позволяет учитывать достаточно большее количество параметров и обеспечивает высокую объективность оценки. В частности, необходимость исследования уровня профессиональной адаптации будущих воспитателей определяет эффективность аутентичного оценивания, например, создание портфолио по результатам педагогической практики, в которое можно включить такие структурные компоненты: информацию об авторе; личный педагогический девиз; планы непосредственно образовательной деятельности, развлечений; фото- и видеоматериалы; комментарии руководителя; отзывы воспитателей, родителей детей, самоотчет по результатам практики и др. К слову, самоотчет может иметь исследовательскую направленность и проходить в форме защиты творческого проекта, выступления на научно-практической конференции.
Выводы. Обобщение результатов научных исследований, изучение опыта организации педагогической практики позволяют сделать вывод, что при определенных условиях практика является эффективным средством успешной профессиональной адаптации будущих воспитателей. В процессе практики им удается осмыслить педагогические явления и факты, закономерности и принципы обучения и воспитания детей дошкольного возраста, овладеть профессиональными умениями и опытом практической деятельности. Кроме того, практика способствует формированию личностных и профессиональных качеств, позволяющих быстро адаптироваться в постоянно меняющихся условиях современного образования.
Литература:
1. Глузман, Н.А. Категориально-понятийный аппарат теории профессионализма будущих учителей / Н.А. Глузман // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 3. - С. 122-131.
2. Дмитриева, М.А. Психологические факторы профессиональной адаптации / М.А. Дмитриева // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1991. -С. 43-61.
3. Дружилов, С.А. Индивидуальный ресурс человека как основа становления профессионализма: монография / С.А. Дружилов. - Воронеж: «Научная книга», 2010. - 260 с.
4. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.
5. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.
6. Психология и педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 480 с.
7. Реан, А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. - СПб.: Прайм - Евро знак, 2006. - 479 с.
Педагогика
УДК: [37.015.3: 373.3] - 053.5
старший преподаватель Красникова Татьяна Викторовна
Евпаторийский институт социальных наук (филиал)
Федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Евпатория)
ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Первый год обучения по праву можно назвать одним из самых важных, ответственных и сложных в жизни ребенка и его родителей. Именно в этот период начинают формироваться основные компетенции обучающегося и, от того, насколько правильно они сформируются, во многом будет зависеть успешность дальнейшего обучения. Не все дети могут самостоятельно справиться с возникающими проблемами, большинству необходима помощь. Поэтому с обучающимися начального общего образования особенно важно проводить психолого-педагогические мероприятия, направленные на помощь в социальной адаптации и профилактику дезадаптации, которая может приводить к неуспеваемости, отсутствию интереса к обучению, проблемам в общении, в умении налаживать контакты с одноклассниками и учителями, проблемам с психическим и физическим здоровьем, и стать причиной формирования в более старшем возрасте девиантного поведения.
Ключевые слова: технология, адаптация, психолого-педагогическое сопровождение, младший школьник.
Annotation. The first year of study can rightly be called one of the most important, responsible and difficult in the life of the child and his parents. It is during this period that the basic competencies of the learner begin to form and, to what extent they will be formed, the success of further training will largely depend. Not all children can cope with emerging problems on their own, most need help. Therefore, it is especially important to carry out psychological and pedagogical activities aimed at helping in social adaptation and prevention of disadaptation with students of primary General education, which can lead to lack of success, lack of interest in learning, problems in communication, ability to establish contacts with classmates and teachers, problems with mental and physical health, and cause the formation of deviant behavior at an older age.
Keywords: technology, adaptation, psychological-pedagogical support, a Junior high school student.
Введение. В центре внимания педагогов, педагогов-психологов, педиатров уже продолжительное время находится проблема адаптации детей к школьному обучению. Эта проблема не теряет своей актуальности, так как, несмотря на значительное количество современных исследований и рекомендаций о том, как подготовить ребенка дошкольного возраста к поступлению в школу, однако, они носят разрозненный характер. От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка. Неблагоприятное прохождение адаптации свидетельствует о снижении функциональных резервов организма и перенапряжении регуляторных систем, что сопровождается возникновением соматических заболеваний. Школьная дезадаптация приводит к снижению учебной мотивации, разрушению межличностных отношений, развитию невротических состояний, формированию девиантных форм поведения.
В современной образовательной системе проблема адаптации детей к школе является одной из наиболее важных проблем образования, актуальной для педагогов и родителей. От решения проблемы успешной адаптации зависит не только результативность обучения, мотивационная направленность обучающихся, сформированность системы взаимоотношений с педагогами и сверстниками, но и, в целом, показатели психического, личностного, социального развития. Начало обучения в школе создает определенную стрессовую ситуацию, так как в жизни ребенка, и семьи в частности, происходят кардинальные изменения, вследствие перестройки системы взаимоотношений ребенка младшего школьного возраста со взрослыми и сверстниками, смены ведущей деятельности (с игровой на учебную), предъявления школьнику новой системы учебных требований, правил и норм поведения, стремительного развития внутреннего мира ребенка, а значит, и изменения социальной ситуации развития в целом. Несмотря, имеющиеся знания, умения и навыки, предварительную подготовительную работу, которую осуществляют родители и педагоги дошкольных и внешкольных образовательных организаций, а также, на мотивационную готовность будущих первоклассников, в первые месяцы обучения возникает необходимость выстраивания определенной целенаправленной работы, направленной на преодоление психологических и педагогических проблем. Для их решения и создания оптимальных условий развития ребенка в период адаптации к обучению в школе создаются и реализуются технологии психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации.
Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой систему совместной деятельности всех участников образовательного процесса. Данная система предполагает разработку содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на выявление и использование субъектного опыта младших школьников, индивидуальное развитие через реализацию образовательной траектории с учетом личностных потребностей детей младшего школьного возраста.
Формулировка цели статьи. Целью статьи стало рассмотрение технологии психолого-педагогического сопровождения младших школьников в период адаптации к школе. Для этого было необходимо решить следующие задачи: определить сущность и особенности адаптационного процесса у младших школьников, теоретические обосновать необходимость психолого-педагогического сопровождения младших школьников в период адаптации, разработать технологию психолого-педагогического сопровождения младших школьников в период адаптации.
Изложение основного материала статьи. Понятие «адаптация» происходит от позднелатинского <^арйо», которое понимается как приспособление. Изучением данной проблемы с точки зрения психологии занимались А.Г. Асмолов, А.А. Балл, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломинский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн, в чьих работах отражены особенности психофизиологической, социально-психологической и социальной адаптации. Аспекты содержания психолого-педагогического сопровождения младших школьников рассматриваются в трудах Э.М. Александровской, М.Р. Битяновой, Е.И. Казаковой, Е.А. Козыревой, В.Е. Летуновой, М.Н. Прохоренко,