исследования готовности будущих работников дошкольного образования в профессиональной деятельности. Такими подходами являются: акмеологический; аксиологический; андрагогический; исследовательский; индивидуально-творческий; культурологический; компетентностный; личностно-ориентированный; рефлексивно-деятельностный; системный.
Литература:
1. Абашина, В.В. К вопросу о профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в современных условиях // Интернет-журнал «Мир науки», 2017. - Том 5. - № 1. - Режим доступу: http://mir-nauki.com
2. Абдуллина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: учеб. пособие / О.А. Абдуллина - М.: Просвещение, 1984. - 208 с.
3. Глузман, Н.А. Горбунова, Н.В. Профессионализм педагога: успешность и карьера: монография / Н.А. Глузман, Н.В. Горбунова. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 314 с.
4. Глузман, Н.А. Методологические ориентиры компетентностного подхода к оценке качества образования / Н.А. Глузман // Проблемы современного педагогического образования, 2014. - № 44-1. -С. 10-20.
5. Ежкова, Н.С. Теория и практика эмоционально развивающего воспитания и образования детей дошкольного возраста: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.07 / Н.С. Ежкова. - Тула, 2009. - 748 с.
6. Макарова, В.Н. Подготовка педагогов к речевому и лингвистическому развитию детей дошкольного возраста в системе непрерывного профессионального образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / В.Н. Макарова. - Орёл, 2011. - 398 с.
7. Романов В.А., Ушакова И.А. Профессиональная компетенция воспитателя ДОО / В.А. Романов, И.А. Ушакова // В сборнике: Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. - 2018. - С. 53-55.
8. Рослякова, Н.И. Вариативный подход к формированию профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе вузовской подготовки: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Н.И. Рослякова. - Москва, 2010. - 351 с.
9. Слепцова, И.Ф. Формирование готовности будущих воспитателей к взаимодействию с детьми дошкольного возраста в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / И.Ф. Слепцова. - Москва, 2007. - 251 с.
10. Соломенникова, О.А. О профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образования // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - №5. - URL: https://cyberieninka.ru/artide/n/o-professionalnoy-kompetentnosti-vospitatelya-doshkolnogo-obrazovaniya (дата обращения: 25.02.2019).
11. Формирование профессиональной компетентности педагога дошкольного профиля в условиях непрерывного образования: материалы международной научно-практической заочной конференции. -Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. - 266 с.
12. Ходакова, Н.П. Профессиональная подготовка педагогов дошкольного образования к использованию информационных технологий в будущей практической деятельности: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Н.П. Ходакова. - Москва, 2012. - 363 с.
13. Чиркова, Е.В. Формирование готовности будущего воспитателя к созданию ситуации успеха в работе с дошкольниками: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.В.Чиркова.- Воронеж, 2012. - 252 с.
14. Чмелёва, Е.В. Становление и развитие дошкольной педагогики в России конца XIX- начала XX вв.: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Е.В. Чмелёва. - Смоленск, 2010. - 383 с.
Педагогика
УДК: 378.046 (078)
кандидат биологических наук, доцент Голоухова Галина Николаевна
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова» (г. Архангельск); кандидат педагогических наук, доцент Старостина Елена Николаевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова» (г. Архангельск); магистр «Управление в образовании», старший воспитатель Бурминская Ирина Валерьевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Беломорочка» компенсирующего вида» (г. Северодвинск)
ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. В статье представлены результаты исследования условий формирования организационно-методической культуры педагогов в конкретном учреждении. Показана важность культурного контекста всех инновационных изменений в профессиональной деятельности педагога.
Ключевые слова: культура, организационно-методическая культура педагога, модель построения организационно-методической культуры, культурная трансформация.
Annotation. The article presents the results of the research of forming conditions of teachers' culture in organizational-methodical aspects in the particular institution. The importance ofcultural context of all innovative changes in professional activity of the teacher is shown.
Keywords: culture, organizational-methodical culture of the teacher, model of creating the organizational-methodical culture, cultural transformation.
Введение. Педагогическая деятельность является культурной по своей природе. Педагог, являясь носителем культуры, не только определяет свою позицию, свое место в ней, реализует ценности, следует нормам, но и приобщает к ценностям своих воспитанников. Однако, отсутствие ясных ценностных
ориентиров в обществе подвергает личность серьезным испытаниям на социокультурную состоятельность [1].
В условиях неопределённости и риска стратегические задачи руководителя образовательной организации должны быть направлены не только на выживание, но и на создание условий для развития, поиска конкурентных преимуществ образовательной организации, для выгодного позиционирования на рынке образовательных услуг. При этом ключевым условием успеха организации будут кадровые ресурсы, а именно, педагоги, обладающие высокой культурой.
Культура как метод ценностного освоения действительности через систему оценок, норм, образцов поведения может явиться как катализатором, так и существенным препятствием в развитии образовательной организации. Следовательно, важнейшим фактором успеха в управлении образовательным учреждением является управление ее внутренней культурой [2].
Культура организации - это комплекс систем ценностей, идеологии, корпоративных норм, правил, знаний, символов, принципов делового поведения, регулирующих жизнедеятельность сотрудников, определяющих характер взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений [3]. При этом каждый педагог занимает своё место в этой системе. Через принятие и разделяемость культуры организации он способствует формированию коллектива единомышленников, готового к развитию, профессиональному и личностному росту.
В изданиях российских авторов данный вопрос раскрыт, как правило, в общих чертах. Так Р.Л. Кричевский считает, что корпоративная культура охватывает большую часть явлений духовной и материальной жизни коллектива: доминирующие в нем моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, манера персонала одеваться и установленные стандарты качества, выпускаемого продукта и т.д. [5]. В.А. Спивак рассматривает культуру организации в широком смысле как системное восприятие культуры в единстве материального и духовного, в сложном взаимодействии и взаимовлиянии всех явных и скрытых, осознаваемых и неосознаваемых элементов. В более узком смысле -это духовная часть культуры, правила поведения, нормы, традиции, корпоративные мифы и легенды, которые регулируют поведение работников [7].
Проблему формирования методической культуры в дошкольных образовательных организациях широко раскрывают в своих работах К.Ю. Белая, О.А. Скоролупова, М.В. Корепанова. В своих работах авторы уделяют большое внимание системе методической работы с кадрами, профессиональному сотрудничеству, обеспечивающему переход образовательной организации в режим развития [1, 6, 4].
При всём многообразии исследований эффективной деятельности образовательной организации, организационно-методическая культура педагога как ключевое условие самоорганизации и саморазвития коллектива в условиях культурной трансформации и стандартизации образования недостаточно изучена. Мы отмечаем отсутствие единого видения культуры образовательной организации в свете требований новых образовательных стандартов. Нет и общепринятого определения организационно-методической культуры педагога.
Наблюдается также недостаток разработок в данном направлении, касающихся функционирования именно дошкольных образовательных организаций, имеющих ряд специфических особенностей.
Данное противоречие позволило нам сформулировать проблему исследования, которая заключается в недостатке системной информации по формированию организационно-методической культуры педагогов дошкольной образовательной организации. Из методологического аппарата работы выделим гипотезу исследования, которая была подтверждена в ходе формирующего эксперимента.
Формирование организационно-методической культуры педагога дошкольной образовательной организации предполагает:
- определение условий формирования организационно-методической культуры педагогов дошкольной образовательной организации;
- создание модели построения организационно-методической культуры педагогов дошкольной образовательной организации;
- выделение критериев оценки уровня сформированности организационно-методической культуры педагогов дошкольной образовательной организации.
Изложение основного материала статьи. В теоретической части магистерской диссертации на основе анализа понятий «профессиональная культура», «методическая культура» и «организационная культура» мы обобщили понятие «организационно-методической культуры педагога». Организационно-методическая культура (далее ОМК) педагога - совокупность социальных, личностных, нравственных ценностей педагога, методической (профессиональной) и организационной компетентности, характеризующих степень его готовности к решению профессиональных задач в образовательной организации.
Организационно-методическая культура педагога характеризуется своей многокомпонентностью и складывается из знаниевого, психологического, методологического, педагогического и организационного мастерства.
Управленческий аспект является одним из ключевых факторов формирования организационно-методической культуры педагогов ДОО.
Педагогический эксперимент по формированию организационно-методической культуры педагогов проходил на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 66 «Беломорочка» компенсирующего вида» г. Северодвинска. В эксперименте принял участие 21 педагог, из них с высшим образованием - 14, возрастной диапазон составил 35-58 лет, педагогический стаж от 10 до 30 лет.
На констатирующем этапе эксперимента был выявлен уровень сформированности ОМК педагогов. Диагностический инструментарий представлен тестом «Жизненные цели» Э. Дикси, Р. Райан (в адаптации Н.В. Клюевой, В.И. Чиркова); методикой исследования социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потёмкиной; методикой исследования рефлексивных способностей А.В. Карпова и В.В. Пономарёвой; опросником вовлечённости UWES (Schaufeli, Bakker); методикой самооценки соответствия воспитателя требованиям Профессионального стандарта педагога (трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования») М.П. Нечаева; авторским опросником (выявление затруднений, определение методической компетенции).
Результаты диагностики свидетельствуют о сформированности организационно-методической культуры у большинства педагогов на уровне соответствия тем задачам, которые являются базовыми, без учета готовности к работе в условиях неопределенности, трансформации культуры, информатизации, стандартизации как современных вызовов. Так в ходе исследования были выявлены проблемные зоны:
- ИКТ-компетентность;
- инновационная деятельность;
- организация методического сопровождения профессионального роста педагогов;
- материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
- 3 педагога попали в зону риска по показателю вовлечённость в работу организации. Качественный анализ анкет показал, что педагоги, имеющие низкую вовлечённость, входят в возрастную категорию 50 лет и более.
При подготовке к формирующему эксперименту был проведен SWOT-анализ для определения кадровых, материальных, финансовых, мотивационных, нормативно-правовых, организационных условий формирования культуры педагогов и уточнение степени влияния внешней среды и возможных рисков в этом процессе. При составлении матрицы SWOT были использованы объективные данные, полученные в ходе диагностики. Анализ условий формирования культуры педагогов, позволил определить направления работы в рамках формирующего этапа эксперимента.
В условиях модели построения ОМК педагогов было организовано психологически комфортное взаимодействие субъектов эксперимента, которое отражено в плане организации и предполагало включение, в частности, методических мероприятий, методического обеспечения и инспекционно-контрольную деятельность.
В ходе реализации задач формирующего эксперимента были запланированы мероприятия по повышению квалификации педагогов с целью приведения их профессиональных компетенций в соответствие с требованиями Профессионального стандарта. Например, были проведены такие методические мероприятия как деловая игра «Культура педагога или педагогическая культура?», Мировое кафе «Профессиональный стандарт педагога», педагогический совет «Формирование организационно-методической культуры педагогического коллектива»; занятия и курсы повышения квалификации по ИКТ (мастер-классы по изготовлению интерактивных плакатов, тематических буклетов в программе MS Publisher). Для оптимизации информирования и популяризации ИКТ в образовательной организации была апробирована регулярная рассылка педагогам по электронной почте информационных и методических материалов, локальных нормативных актов для использования в работе. Также активно использовалась система наставничества 5 новым сотрудникам. По плану 19 педагогов прошли курсы повышение квалификации. Руководителями ДОО были проведены мероприятия по поддержке и сопровождению процедуры аттестации педагогов (индивидуальные и групповые консультации, информирование через стенды, приведение локальных нормативных актов в соответствие с актуальными требованиями аттестации). Так, было создано положение о Методическом кабинете, внесены изменения в Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме, оптимизирован перечень документации педагогов. В соответствии с графиком за учебный год прошли аттестацию 9 педагогов. Из них 6 педагогов - на высшую квалификационную категорию, 2 - на первую квалификационную категорию, 1 - на соответствие занимаемой должности.
В ходе реализации модели построения ОМК проведены мероприятия по профилактике профессионального выгорания педагогов. Прежде всего, это тренинговое занятие «Рисование Мандолы», семинар-практикум «Педагогическая рефлексия», тематические праздничные вечера, психологическая акция «Забор психологической разгрузки» и другие.
Запланированы и проведены мероприятия по созданию системы кросс-обмена знаниями и опытом. В 2018 г. на базе образовательной организации создана региональная инновационная площадка «Интеграция детей с ОВЗ в единое социальное пространство через мероприятия физкультурно-оздоровительной и социально коммуникативной направленности в пространстве ДОО и города». Образовательная организация была открыта для городских и региональных методические мероприятий (семинары для руководителей дошкольных образовательных организаций города, выездные практические занятия для слушателей курсов повышения квалификации, для работы межмуниципального методического объединения тифлопедагогов, муниципальных фестивалей и конкурсов профессионального мастерства).
На заключительном этапе педагогического эксперимента мы провели повторную диагностику. Результаты позволяют высказать суждение о позитивной динамике в количестве вовлечённых в работу образовательной организации педагогов. Однако, следует отметить, что 1 педагог так и остался на низком уровне по этому показателю. Низкая мотивация и низкий уровень вовлеченности, на наш взгляд, можно объяснить сопротивлением инновационным процессам, нежеланием профессионально развиваться и решением выхода на пенсию. Остальные педагоги имеют структурные перемещения с низкого уровня на средний, со среднего на высокий и подтверждение последнего. Качественный анализ анкет показал, что педагоги, пришедшие недавно в коллектив, показали высокие результаты. Это можно объяснить благоприятным микроклиматом в коллективе, отработанной системой наставничества. Во всех анкетах прослеживается динамика повышения оценки по показателю «владение ИКТ-компетентностями», но не более чем на 1 пункт. Мы можем предположить, что отсутствие технической базы по обеспечению педагогов возможностями выхода в интернет с рабочего места могло повлиять на динамику овладения IT-технологиями.
Выводы. Культурная трансформация в обществе, которая характеризуется формированием новых ценностей, принципов, правил, критериев, влияющих на общепедагогическую культуру, делает актуальным вопрос изучения условий формирования ОМК педагогов образовательной организации.
Результаты теоретического анализа и педагогического эксперимента подтвердили верность исходной гипотезы исследования и позволили сделать следующие выводы.
Культура выступает уникальной характеристикой профессиональной деятельности педагога и разнообразна в своих конкретных проявлениях. Понятия «профессиональная культура», «методическая культура» и «организационная культура» рассматриваются нами в одном ряду. Анализируя их, мы пришли к общему понятию - «организационно-методическая культура».
Организационно-методическую культуру педагога можно определить, как совокупность социальных, личностных, нравственных ценностей педагога, методической (профессиональной) и организационной
компетентности, характеризующих степень его готовности к решению профессиональных задач в образовательной организации. Организационно-методическая культура педагога характеризуется своей многокомпонентностью и складывается из знаниевого, психологического, методологического, педагогического и организационного мастерства.
Вопрос о профессиональном росте педагога качественно проработан с точки зрения правового обеспечения дошкольного образования. Обязанность педагогических работников повышать свой профессиональный уровень не подвергается сомнению, так как это требование Федерального закона об образовании.
Дошкольное учреждение имеет ряд специфических особенностей, которые влияют на выбор методов управления при формировании ОМК педагогов:
- полифункциональность деятельности педагогов (воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление, коррекция нарушений);
- режим работы дошкольного образовательного учреждения и длительность пребывания в нем детей определяют высокие требования к личностной культуре педагога;
- преимущественно женский коллектив, требующий от руководителя умения решать нестандартные ситуации.
Оптимально подобрав методы, ориентированные на ценностное отношение, профессиональную и творческую активность, педагогическое мышление, профессионально-педагогическое самосовершенствование, руководитель дошкольной образовательной организации может в значительной степени влиять на формирование организационно-методической культуры педагогов ДОО.
Нами были выявлены ключевые моменты построения организационно-методической культуры педагогов ДОО: компоненты, влияющие на развитие исследуемого объекта (ценности педагога, его профессиональные компетенции, культура организации, социум (социальная среда), управление ДОО), и условия её формирования. На основе теоретического исследования удалось создать и реализовать модель построения организационно-методической культуры педагога ДОО. Данная модель, возможно, будет трансформироваться по мере развития организации посредством управленческих методов. Модель построения организационно-методической культуры современного педагога дошкольной образовательной организации апробирована в условиях естественного педагогического эксперимента в образовательной организации, являющейся базой исследования, и может быть реализована в других дошкольных образовательных организациях.
Литература:
1. Белая, К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение - управление по результатам ДОУ [Электронный ресурс] / К. Ю. Белая // Дошкольное образование [офиц. сайт]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://dobЛseptember.ш/artide.php?ГО=200502409, свободный (дата обращения: 16.02.2019).
2. Боровиков, Л.И. Методическая культура воспитателя-профессионала [Электронный ресурс] // Региональный информационно-методический журнал «ВиДО»: науч. электрон. журн. - 2004. - №3 . - Режим доступа: http://www.sibvido.ru/node/176, свободный (дата обращения: 20.02.2019).
3. Губайдуллина, Е. В. Корпоративная культура дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Е. В. Губайдуллина // Молодой ученый. - 2016. - №9. - С. 538-541.
4. Корепанова, М.В. Контроль функционирования и развития ДОУ [Текст]: метод. рекомендации / М. В. Корепанова, И.А. Липчанская. - Москва: Сфера, 2007. - 80 с.
5. Кричевский, Р.Л. Если вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе [Текст] / Р. Л. Кричевский. - Москва: Дело, 2003. - 115 с.
6. Скоролупова, О. А. Контроль воспитательно-образовательного процесса в ДОУ / О. А. Скоролупова. - Москва: «Скрипторий 2003», 2010. - 159 с.
7. Спивак, В. А. Корпоративная культура / В. А. Спивак. - СПб.: Питер, 2011. - 352 с.
Педагогика
УДК 371
доктор педагогических наук, профессор, профессор РАО Горбунова Наталья Владимировна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРОЕКТНЫЕ МЕТОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. Актуальность широкоформатного использования проектных методов в образовании обусловлена социальным заказом общества на подготовку высококвалифицированных специалистов с проектным мышлением, готовых креативно подходить к решению профессиональных задач любого уровня сложности; высоким интересом теоретиков и практиков к ее изучению, практической значимостью, которая находит отражение в практико-ориентированной направленности профессиональной подготовки в процессе разработки и реализации проектов.
Ключевые слова: проектная деятельность.
Annotation. The relevance of the wide-format use of project methods in education is due to the social order of the society for the training of highly qualified specialists with project thinking, ready to creatively approach the solution of professional problems of any level of complexity; high interest of theorists and practitioners in its study, practical significance, which is reflected in the practice-oriented orientation of professional training in the process of development and implementation of projects. Keywords: project activity.
Введение. Идея метода проектов, выдвинутая американским педагогом Джоном Дьюи, появилась в России в качестве «бригадного метода», однако, не найдя поддержки, «иммигрировала» в США. В современной системе высшего образования выделяют три подхода к обучению: