ЧИЛПКРО
УДК 371.1
Совершенствование деятельности методической службы в образовательной организации в условиях введения профессионального стандарта педагога
Д. Ф. Ильясов, Л. С. Науменко, Ю. В. Казаченок
Improvement of methodical service activity in the educational organization in the conditions of adoption of professional standard of teachers
D. F. Ilyasov, L. S. Naumenko, Yu. V. Kazachenok
Аннотация. Профессиональный стандарт педагога ставит перед необходимостью реализации новых трудовых функций. Однако практика показывает, что их выполнение вызывает у педагогов затруднения. Имеющиеся трудности целесообразно решать с участием учреждений дополнительного профессионального образования или используя резервы внут-риорганизационного обучения. Последнее является наиболее удобным для педагогических работников ввиду многообразия форм оказания методической помощи в образовательной организации. Заметим, однако, что во многих учреждениях образования она носит поддерживающий характер. Указанное было засвидетельствовано эмпирическим исследованием. Целью данной статьи является разработка стратегии совершенствования содержательно-организационного аспекта деятельности методической службы. Данная стратегия представлена в виде дорожной карты, которая позволяет наглядно отобразить последовательность мероприятий, направленных на совершенствование организационного аспекта деятельности методической службы. Стратегия предполагает реализацию актуальных для педагогов организационных форм: перевернутая и проблемная лекции, практико-ориентированные занятия и заполнение «Колеса жизненного баланса», мастер-классы, просмотр и анализ занятий коллег и др. по вопросам реализации трудовых действий в соответствии с требованиями профессионального стандарта. Экспертная оценка
стратегии показала ее актуальность, практическую ориентированность, соответствие вызовам времени и запросам учительской аудитории. Применение данной стратегии рекомендуется к использованию в деятельности методической службы в образовательных организациях общего и среднего образования.
Abstract. The professional standard of the teacher puts the need to implement new labor functions. Practice shows that their performance causes difficulties for teachers. There are difficulties associated with the training of teachers and their training within the organization. The latter position is the most common teaching method in educational organizations. However, in many educational institutions it is supportive. The above fact was witnessed by an empirical researcher. The purpose of this article is to develop a strategy for improving the content-organizational aspect of the activities of the methodological service. This strategy is presented in the form of a roadmap, which allows you to visually display the sequence of activities aimed at improving the organizational aspect of the activities of the methodological service. The strategy involves the implementation of organizational forms that are relevant for teachers: inverted and problem lectures, practice-oriented classes and filling in the "Wheels of Life Balance", master classes, viewing and analyzing colleagues 'classes, etc. on the implementation of labor activities in accordance with the requirements of the professional standard. An expert assessment of the strategy showed its relevance, practical orientation, meeting the challenges of the time and the needs of
the teaching audience. The application of this strategy is recommendedfor use in the activities of the methodological service in educational institutions of general and secondary education.
Ключевые слова: методическая служба, содержательно-организационные аспекты деятельности, образовательная организация, педагогические работники, дорожная карта.
Keywords: methodical service, substantive and organizational aspects of activity, educational organization, teaching staff, road map.
В настоящее время вопросы повышения квалификации педагогических кадров, совершенствования их профессиональных компетенций для обеспечения современного качества российского образования и достижения обучающимися метапредметных, предметных и личностных результатов являются особенно значимыми.
Позиции о важности получения непрерывного образования педагогическими работниками, систематическом повышении ими своего профессионального уровня; разработке, внедрении и эффективном использовании в образовательном процессе современных образовательных и психолого-педагогических технологий, развития педагога в течение всей профессиональной жизни закреплены во многих документах, действующих в образовании (закон «Об образовании в Российской Федерации», федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)).
Указанные позиции заставляют обратиться к нескольким существующим моделям получения непрерывного образования и повышения квалификации педагогических кадров: формальную, неформальную и информальную.
Изучение литературы позволяет сделать вывод, что формальная модель получения образования педагогами реализуется в специальных образовательных организациях и сопровождается выдачей официально-установленного документа. Информальная модель повышения квалификации обращает свое внимание на спонтанность получения образования педагогами в процессе осуществления ими индивидуальной познавательной деятельности. Чтение литературы и прессы, посещение музеев и картинных гале-
рей, общение в профессиональных сообществах и социальных сетях - лишь те немногие формы, которые реализуются в рамках информальной модели получения педагогами образования.
Неформальная модель получения образования ставит во главу угла систематический характер осуществления данного вида деятельности, но в то же самое время отсутствие строго фиксированного места получения образования и документа [1; 2].
Неформальная модель получения непрерывного образования педагогическими работниками является для нас в связи со спецификой выбранной темы наиболее актуальной.
По мнению И. Д. Чечель [3], в указанную модель включена, в том числе и деятельность методической службы в условиях функционирования образовательной организации. Призванная оказывать помощь педагогам-практикам в ликвидации возникающих трудностей, направлять усилия на всестороннее повышение компетенции и профессиональное мастерство педагогов, деятельность школьной методслужбы признается многими педагогами недостаточно эффективной (3%) или вообще недейственной (69%). Указанное было засвидетельствовано проведенным эмпирическим исследованием, проводившимся на базе Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования. Педагогическим работникам было предложено ответить на несколько вопросов анкеты, в том числе касающихся деятельности методической службы в образовательной организации. Не вызывает удивления тот факт, что педагоги не часто (34%) или совсем никогда (26%) не обращаются за помощью к специалисту методической службы, хотя необходимость в этом существует из-за имеющихся затруднений в понимании некоторых официальных документов, в числе которых профессиональный стандарт педагога, а значит их продуктивной реализации. Следует также заметить, что исследование позволило установить наиболее проблемные аспекты осуществления профессиональной деятельности в рамках действующего профстандарта педагогических работников. Представим их в таблице (табл. 1). Важно сказать, что все участвовавшие в анкетировании педагоги придерживаются активной позиции и готовы участвовать в мероприятиях (100%), организуемых методической службой образовательной организации.
ЧИЛПКРО
Таблица 1
Трудовые функции, вызывающие наибольшее затруднение у педагогических работников в их реализации в профессиональной педагогической деятельности в рамках профессионального стандарта
Аспекты деятельности Трудовые функции
Обучение 1) планирование и проведение учебных занятий для достижения обучающимися новых образовательных результатов, 2) использование современных образовательных технологий деятельностного типа
Воспитание 1) использование активных и интерактивных форм осуществления воспитательной работы, 2) познавательная активность у обучающихся, самостоятельность, инициативность, творческие способности, 3) использования воспитательных усилий родителей обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
Развивающая деятельность 1) оказание адресной помощи обучающимся, 2) взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-педагогического консилиума, 3) разработка индивидуального образовательного маршрута развития ребенка, 4) реализация программы развития УУД, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в виртуальном мире и социальных сетях
Причем педагоги высказываются в пользу де-ятельностных форм, к которым относят: мастер-классы (86%), открытые уроки (75%), конференции (65%), практико ориентированные семинары (59%), круглые столы (54%) и др. (25%). Однако практика показывает, что организация соответствующих мероприятий с использованием указанных форм не реализуется (наиболее часто встречающиеся в анкетировании формы работы с педагогами: консультация (15%) и заседания методического объединения (21%)), а потенциал педагогов остается незадействованным, ресурсные возможности образовательной организации неиспользованными.
Вышеперечисленное позволяет сформулировать проблему: «Как совершенствовать деятельность методической службы в образовательной организации в условиях внедрения профессионального стандарта педагога?».
Сформулированная проблема позволяет определить цель данной статьи, которая видится в разработке стратегии совершенствования содержательно-организационного аспекта деятельности методической службы общеобразовательной организации. Эта стратегия видится в отборе таких форм работы методической службы в образовательной организации, которые отвечают потребностям педагогических работников, позволяют задействовать их по-
тенциал, устранить имеющиеся пробелы. Такой подход позволит сделать акцент на совершенствовании организационных аспектов деятельности методической службы, повышении эффективности ее деятельности, развитии педагогического коллектива в условиях действующего профессионального стандарта педагога.
Напомним, что методическая работа - это вид педагогической деятельности, направленной на обеспечение образовательного процесса. Как правило, она основана на взаимодействии ее субъектов в образовательной, инновационной и научной деятельности [4]. В практике закрепились основные формы деятельности методической службы: педагогический совет, методическое объединение, самообразование. Установленные еще в 60-х годах прошлого столетия указанные формы не теряют актуальности и являются действенными до сих пор. Уточним, однако, что устоявшиеся формы деятельности методической службы имеет смысл модернизировать в содержательном и организационном аспектах, сделать их актуальными по времени и интересам педагогических работников. Указанные позиции находят отражение в работах современных авторов.
В настоящее время ряд работ обращены в сторону рассмотрения вопросов методической работы в образовательных организациях и процессу ее
совершенствования. В ряде трудов подчеркиваются наиболее существенные направления осуществления методической работы. В диссертационном исследовании О. Н. Игны акцент ставится на профессионально-методической подготовке педагогического работника, где принципиальными являются аспекты теоретической, практической и ценностно-смысловой направленности. Автор содержательно конкретизирует указанные направления и утверждает необходимость совершенствования профессиональной компетентности специалиста усилением деятельности методического объединения в образовательной организации в рамках указанных направлений [5].
Отметим исследование К. С. Бурова. В рамках совершенствования системы методической работы в образовательной организации и соответствии ее требованиям времени автор указывает на специально-организованную деятельность методического объединения, направленную на оказание помощи педагогам в обеспечении индивидуализации образования обучающихся [6].
Интерес представляет диссертационное исследование М. А. Эжаевой [7]. В работе автор обращает внимание на необходимость расширения классических функций методической службы в пользу выявления неявных потребностей работников общеобразовательной школы, реализацию адресного запроса на их сопровождение. Указанное, по мнению исследователя, делает вклад методической службы в решение задач современной школы более заметным, значимым.
В пособии Т. Н. Макаровой, В. А. Макарова «Организация деятельности методического объединения в школе» представлены авторские позиции практической организации деятельности методического объединения и предложены конкретные методические рекомендации. Интерес представляют направления деятельности методического объединения и проводимые в рамках выявленных направлений мероприятия с наиболее приемлемыми для педагогов формами работы, ориентированные на их активное участие в этих мероприятиях [8].
В самом деле одним из эффективных способов профессионального совершенствования деятельности педагогов в рамках обновления актуальных направлений в образовании является методическое объединение как организованное объедине-
ние, включающее педагогов различных образовательных областей. Современная практика существования методических объединений в некоторых образовательных организациях представлена предметными кафедрами.
Обращает на себя внимание работа А. В. При-туло. Занимаясь вопросами повышения качества образования, автор избирает изучение и совершенствование методической компетенции педагогических работников как одного из действенных способов решения вышеназванной проблемы. Причем основную роль автор отводит куратору методической службы, который поэтапной реализацией содержательных мероприятий обеспечивает совершенствование методической компетенции педагогических работников. Наиболее целесообразными автор считает деятельностные формы обучения в нескольких основных направлениях: гносеологическом (обеспечение педагогических работников актуальными знаниями), праксеологическом (развитие необходимых умений), аксиологический (формирование убеждений, ценностной составляющей в профессиональной деятельности) [9].
В исследовании О. А. Троцкой предложена технология, направленная на совершенствование организационной деятельности специалиста методической службы по обучению педагогических работников конструированию учебно-методического обеспечения, включающая субъект-субъектное взаимодействие. Особенностью данного взаимодействия является тьюторское сопровождение, которое реализуется специалистом на всех этапах обучения педагогических работников и отвечает принципам гибкости и непрерывности. Указанное, по мнению автора, позволяет действовать куратору методической службы профессионально, гарантировать полную готовность педработников к осуществлению актуального вида деятельности, исследуемого в работе, а также совершенствовать профессиональную деятельность преподавателей и обеспечить их своевременную адаптацию к новому содержанию образования [10].
Таким образом, анализ литературы, результаты констатирующего эксперимента, а также собственный длительный опыт осуществления профессиональной деятельности в образовательных организациях позволяют сделать вывод о необходимости улучшения деятельности методической службы в образовательной организации. Однако специалист, отвечающий за
организацию методической работы, не всегда обладает должным управленческим опытом, способен организовать и реализовать мероприятия по совершенствованию педагогического коллектива и развитию профессиональной компетентности по многим актуальным вопросам. Заметим, что ситуация во многих образовательных учреждениях остается сложной в связи с тем, что курированием отдельных направлений методической работы занимаются педагоги-практики, которые, в свою очередь, далеки от выполнения управленческих функций, нуждаются в помощи в вопросах организации соответствующих мероприятий, их содержательного наполнения. Более того, активное использование форм организации деятельности педагогического коллектива методической службой обращает на себя внимание своей оторванностью от современной профессиональной жизни, не востребованностью педагогами.
Наконец, содержательный контекст многих реализуемых методической службой мероприятий отличается отсутствием актуального наполнения и изолированностью тем.
Предлагаемая нами стратегия развертывания методической работы обеспечивает обновление деятельности методической службы в образовательной организации, способствует вовлечению педагогов в мероприятия по актуальным для них темам. Содержание стратегии следует центрировать вокруг ранее обозначенных теоретического (знаниевого), практического, ценностно-смыслового аспектов. Реализация данного содержания предполагает отбор форм и методов деятельности методической службы с учетом анализа литературных источников, требований времени, официальных документов, а также запросов педработников.
Процессуальный аспект реализации стратегии считаем целесообразным представить графически в виде промежутка времени и хронологического перечня событий в нем («тайм-лайн»). Такое представление позволит ярко отразить исследуемый нами процесс организации деятельности методической службы. Заметим, что такие модели часто используются в тью-торском сопровождении при проектировании индивидуального образовательного маршрута воспитанника, но необоснованно редко применяются для описания педагогических явлений и процессов в образовании. Итак, обратимся к
дорожной карте мероприятий в деятельности методической службы (рис. 1).
Данная дорожная карта является эффективным инструментом планирования деятельности методической службы, детально демонстрирует формы и их содержательное наполнение, позволяет увидеть планируемые методической службой мероприятия в рамках нескольких направлений, учитывает требования педагогических работников и ресурсы образовательной организации.
Так, первый блок - теоретический (знание-вый), отмеченный на рисунке 1 цифрами от 1.1 до 1.3, направлен на освоение педагогами теоретических знаний. В рамках данного блока следует запланировать реализацию нескольких мероприятий.
Интерактивная лекция положит начало всему теоркурсу. В рамках данной лекции имеет смысл изучить актуальные современные документы в образовании, дать интерпретацию значимым позициям и выявить приоритетные направления развития современной системы образования. По результатам данного вида деятельности рекомендуется организовать деятельность педагогических работников по созданию ментальных карт, в которых следует предложить систематизировать и обобщить пройденный материал. Следующим мероприятием в рамках реализации данного блока является перевернутая лекция о важности психолого-педагогических знаний в деятельности педагога. До момента лекции педагоги в самостоятельном режиме знакомятся с современными источниками психолого-педагогической литературы, актуальными статьями и недавно выполненными диссертационными исследованиями (при этом сканированные и найденные материалы специалисту методической службы целесообразно заранее разместить в облачном хранилище или в собственном профессиональном блоге). Далее педагогам следует проанализировать материалы, представить ответы на предложенные вопросы по результатам изученного материала, обсудить и прокомментировать их коллегам на занятии. По окончании занятия необходимо составить банк данных по нескольким актуальным направлениям. Среди таких выделяем: «Современные атрибуты воспитания», «Эффективные приемы мотивации обучающихся», «Функции учителя в повышении эффективности учебно-воспитательного процесса» и др.
3.3. Проведение индивидуальных и групповых консультаций по вопросам обобщения опыта (написание статей, разработок, пособий), осуществления деятельности с «трудньпли» детьми, несгов орчивьптш родителями и др.
3.1. Ролевая игра «В стране выученных уроков» (драматизация и сюжетно-ролевые игры и мини ситуации по формированию ценностных смыслов к собственной профессии)
2.3. Мастер-классы педагогов
«Конструирование урочной и внеурочной деятельности с использованием СОТ»; «Урок по ФГОС: что важно в практике?»
2.1. Практикоориентированное занятие «Мотивация себя и других (из опыта работы педагогов)» | (занятие построено на презентации опыта по мотивации деятельности обучающихся, родителей и собственной личности, составление колеса жизненного баланса)
3.2. Дебаты (■¿Профессия «Учитель»: за и против» (обсуждение проблем связаннвк с профессией учителя, карьернвш рост, развитие педагога, профессиональное творчество, взаимодействие с коллегами, родителями, учениками, тайм-менеджмент)
2.4. Открытые уроки педагогов «Испопвзование СОТ на уроках»; «Приемв1 мотивации и использование психолого-педагогических знаний в деятельности педагога», «Адресная работа с различными контингентами обучающихся на уроках»
2.2. Педагогическая мастерская по решению образовательных кейсов «Педагогические ситуации в школе» (изучение педагогических ситуаций, их анализ, предложение различных способов решения, оценка и предложение оптимального решения «мастером»)
1.2. Перевернутая лекция «Важность психопого-педагогических знаний в осуществлении профессионапвной деятелвности» (знакомство с источниками психопат о-педагогической
направленности, их анализ, обсуждение с коллегами, создание банка данных по проблеме)
1.3. Проблемная лекция «Современные образовательные технологии: что нового?» (изучение теоретического материала, просмотр 1 видеолекции, ее анализ, обсуждение, составление /таблицы)
1.1. Интерактивная лекция «Документальные | основы осуществления профессиональной деятельности» (изучение новых документов в образовании, их анализ, выявление приоритетных [направлений деятельности педагога, составление ' инт елп ект- карт)
Рис. 1. Дорожная карта организованных для педагогов мероприятий в рамках совершенствования содержательно-организационного аспекта деятельности методической службы в образовательной организации в условиях введения профессиональных стандартов педагогов
Завершающим мероприятийным событием теоретического блока может стать проблемная лекция. Перед педагогами актуально поставить вопрос о факте новизны современных образовательных технологий. В ходе участия в лекции, работы с материалом, его анализа и обсуждения педагоги приходят к решению проблемного вопроса. Эти выводы / решение проблемного вопроса фиксируются в таблице, которая является интеллектуальным продуктом, носящим характер метапредметности.
Продолжая следовать маршруту дорожной карты, но переходя на следующий блок практической направленности (на рисунке 1 это цифры от 2.1 до 2.4), отметим, что основная направленность данного блока - вооружить педагогов практическими знаниями и умениями в области осуществления профессиональной деятельности, совершенствования и обновления многих аспектов ее реализации. Являясь практико-ориентированными, занятия в данном блоке имеет смысл направить на понимание механизмов мотивации, способов и техник самомотивации и мотивации близких-других, с которыми педагог осуществляет взаимодействие в профессиональной и личностной сферах. Занятие позволяет анализировать, обобщить и представить имеющийся опыт, поделиться им с коллегами, освоить техники и приемы мотивации себя и других в профессии и семье, использовать наиболее эффективные и пр. В качестве итогового продукта следует обратить внимание педагогов на составление «Колеса жизненного баланса».
Данный прием популярен в коучинге и позволяет посмотреть степень гармоничности развития / существования человека во многих аспектах профессиональной и личной жизни, акцентировать внимание педагогического работника на необходимости выхода из проблемных и сложных ситуаций.
Следующими мероприятиями в рамках совершенствования организационного аспекта деятельности методической службы в образовательной организации могут стать несколько мастер-классов, в проведение которых следует включать педагогов. Как правило, участие педагогов становится более активным, заинтересованным в случае актуальности рассматриваемых вопросов. Практика показывает, что злободневными являются следующие тематики
мастер-классов: «Конструирование урочной и внеурочной деятельности с использованием современных образовательных технологий», «Урок по ФГОС: что важно в практике реализации?», «Проектирование педагогом образовательной среды», «Методические аспекты осуществления деятельности с детьми с ОВЗ» и др. Данные мастер-классы позволяют демонстрировать педагогам технологии конструирования урока и мероприятий внеурочной деятельности в соответствии с новыми требованиями, запросами документов и приоритетных направлений развития образования.
Проведение мероприятий следует поручить педагогам, имеющим опыт участия в конкурсах педагогического мастерства, конкурсах на лучшие разработки уроков и внеурочных мероприятий.
Завершающим мероприятием данного блока разумно запланировать открытые уроки по различным предметам. Педагогам полезно наблюдать и анализировать деятельность коллег по эффективному формированию универсальных учебных действий воспитанников, констатировать возможности достижения новых образовательных результатов, фиксировать творческое использование современных технологий и приемов обучения, заметить ресурсы, позволяющие создавать комфортную образовательную среду и условия для интеллектуальной самостоятельной деятельности обучающихся. Такие показательные уроки дают возможность окунуться в атмосферу (не выходящего за рамки) креатива, рождающегося/создающегося прямо на глазах коллег-педагогов, мотивировать педагогов к созданию такой же творческой мастерской на своих уроках, вселить уверенность в собственных силах и заразить оптимизмом.
Следующим блоком рекомендовано проведение мероприятий ценностно-смыслового блока. Мероприятия данного блока отмечены на рисунке 1 цифрами от 3.1 до 3.3. Мероприятия ценностно-смыслового блока имеет смысл направить на поиск новых смыслов и усиление/углубление уже существующих по некоторым аспектам. Имеющийся опыт позволяет авторам статьи утверждать актуальность следующих аспектов мероприятий ценностно-смыслового блока: 1) ценности, связанные с условиями профессиональной деятельности; 2) ценности, связанные с личностно-мотива-
ционной сферой учителя; 3) ценности, отражающие управленческие аспекты образовательной деятельности.
В указанных аспектах могут быть проведены: ролевая игра «В стране выученных уроков», дебаты «Профессия «Учитель»: за и против» и др. В процессе проведения мероприятий логично обсудить вопросы, касающиеся каждодневных проблем педагога, возможности их уменьшения, пути решения имеющихся вопросов, предложить разнонаправленные рекомендации. В обсуждении необходимо затронуть вопросы возможного карьерного роста и необходимых способов его достижения, направлений развития педагога, профессиональное творчество, взаимодействие с коллегами, родителями, учениками, тайм-менеджмент для профилактики профессионального и эмоционального выгорания, долголетия в профессии и душевного спокойствия как залога здоровой полноценной жизни.
На протяжении реализации всех блоков и особенно ценностно-смыслового для педагогов целесообразно проводить индивидуальные и групповые консультации по самым разным вопросам осуществления педагогической деятельности.
Особое внимание следует уделить вопросам обобщения профессионального опыта, написанию статей, публичных выступлений для участия в конференциях, подготовке конкурсной и аттестационной документации. Наполнение консультаций хоть и носит рекомендательный характер, но позволяет педагогам творчески подходить к их реализации, учитывать специфику контингента, их основные особенности.
При проектировании мероприятий методической службой следует привлекать педагогов к организации и проведению мероприятий (где каждому педагогу отведена собственная роль), отдать предпочтение формированию и работе творческих, проектных для повышения продуктивности деятельности, подготовке материалов для презентации на мероприятиях.
К ожидаемым результатам реализации данной мероприятийной дорожной карты мы относим:
- удовлетворенность педагогов методической работой в образовательной организации;
- рост интеллектуальных продуктов деятельности педагогов (разработки урочных и
внеурочных занятий, памятки, алгоритмы, рекомендации, статьи, пособия и др.);
- результативность участия педагогов в конкурсных, конференциальных, интеллектуальных мероприятиях разного уровня;
- участие педагогов в творческих группах районного и школьного уровня;
- участие обучающихся в олимпиадах, интеллектуальных, воспитательных и спортивных мероприятиях и конкурсах;
- уменьшение количества обращений педагогов, обучающихся и родителей в администрацию из-за готовности педагогов самостоятельно оказывать помощь (просветительскую, консультационную, коррекционную) в вопросах воспитания, обучения школьников.
Разработанная нами дорожная карта прошла экспертное оценивание специалистами-представителями методических служб в организациях, участвующих в инновационной деятельности региональных инновационных площадок. Было предложено оценить дорожную карту по нескольким критериям: актуальность содержания и форм, отражение требуемых трудовых функций, соответствие вызовам времени, запросы учительской аудитории.
Эксперты отметили, что данная дорожная карта является достаточно универсальной для любой образовательной организации, направленной на совершенствование деятельности методической службы в условиях введения профессиональных стандартов педагогов, повышение компетентности педагогов по актуальным для них вопросам, повышение удовлетворенности деятельностью методической службы. Эксперты высказали мнение, что следует предусматривать возможность вариативности, что позволит учитывать особенности образовательной организации (оснащенность, методическое обеспечение и др.) и ее педагогического коллектива.
Таким образом, в статье была актуализирована необходимость совершенствования деятельности методической работы в образовательной организации ввиду вступивших в силу профессиональных стандартов педагогов; сделана подробная раскладка современных работ в области осуществления деятельности методической службой и процесса ее совершенствования; предложена детализированная мероприя-тийная дорожная карта, подробно описыва-
ющая содержательные и процессуальные аспекты ее реализации. В конце статьи делается вывод об универсальности предлагаемой карты и утверждается, что данная карта может быть использована любым учреждением общего образования, имеющим сходные проблемы и стремящейся к их разрешению средствами действующего методического объединения. Кроме этого, приведены результаты экспертирования дорожной карты педагогическими работниками, которые положительно отнеслись к формам проведения мероприятий и их содержательному наполнению. Наконец, в статье определены ожидаемые результаты внедрения данной карты. Указанные результаты не только приведут к удовлетворенности педагогов деятельностью методической службы, но увеличат количество интеллектуальных продуктов, будут способствовать росту участников мероприятий районного, городского уровней, повысят их компетентность и обновление форм, методов и средств их профессиональной деятельности.
Библиографический список:
1. Шилова О. Н. Неформальное образование: исторический аспект и современность / О. Н. Шилова, Т. Н. Рейзвих // Вестник РХГА. - 2015. -№ 2.- С. 277-285.
2. Гаврилова И. В. Формальная, неформальная и информальная модели образования / И. В. Гаврилова, Л. А. Запруднова // Молодой ученый. -2016. - № 10. - С. 1197-1200.
3. Чечель И. Д. Директор школы и его команда: стратегия и тактика коллективного профессионального развития / И. Д. Чечель. - М. : Сентябрь, 2016. - 128 с.
4. Буров К. С. Направленность управления методической работой на обеспечение качества образовательного процесса / К. С. Буров // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2013. - № 1. - С. 105-115.
5. Игна О. Н. Концептуальные основы техноло-гизации профессионально-методической подготовки учителя : автореф. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / О. Н. Игна. - Томск, 2014. - 42 с.
6. Буров К. С. Направленность методической работы в школе на индивидуализацию образования учащихся : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01, 13.00.08 / К. С. Буров. - Челябинск, 2003. - 181 с.
7. Эжаева М. А. Муниципальная методическая служба как средство развития психолого-педагогической культуры учителей начальных классов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / М. А. Эжаева. - Грозный, 2018. - С. 226.
8. Макарова Т. Н. Организация деятельности методического объединения в школе [Электронный ресурс] / Т. Н. Макарова, В. А. Макаров. -Режим доступа: http://den-za-dnem.ru/big-files/ Makarova.pdf (дата обращения: 21.03.2019).
9. Притуло А. В. Совершенствование методической компетентности воспитателей дошкольного образовательного учреждения в системе повышения квалификации : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / А. В. Притуло. - М., 2012. - 26 с.
10. Троцкая О. А. Организационная деятельность методиста по обучению преподавателей техникума конструированию учебно-методического обеспечения профессионального модуля : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / О. А. Троцкая. - Омск, 2016. - 217 с.
References:
1. Shilova O. N., Reizvih T. N. Non-formal education: historical aspect and modernity [Nefor-mal'noe obrazovanie: istoricheskij aspekt i sov-remennost'], Bulletin of Russian Christian Humanitarian Academy, 2015, No. 2, pp. 277-285.
2. Gavrilova I. V., Zaprudnova L. A. Formal, non-formal and informal models of education [Formal'naya, neformal'naya i informal'naya modeli obrazovaniya], Young scientist, 2016, No. 10, pp. 1197-1200.
3. Cechel I. D. Headmaster and his team: strategy and tactics of collective professional development [Direktor shkoly i ego komanda: strategiya i taktika kollektivnogo professional'nogo razvitiya], 2016. 128 p.
4. Burov K. S. Direction of methodical work management on ensuring the quality of the educational process [Napravlennost' upravleniya meto-dicheskoj rabotoj na obespechenie kachestva obra-zovatel'nogo processa], Bulletin of South Ural State University. Series: Education. Pedagogical sciences, 2013, No. 1, pp. 105-115.
5. Igna O. N. Conceptual bases of technologiza-tion of professional and methodical teacher training: Diss thesis of Doc. of ped. sci. [Konceptu-al'nye osnovy tekhnologizacii professional'no-metodicheskoj podgotovki uchitelya: avtoref. dis. doktora ped. nauk], Tomsk, 2014. 42 p.
6. Burov K. S. Direction of methodical work at school on individualization of schoolchildren' education: Diss. of cand. of ped. sci. [Napravlennost' metodicheskoj raboty v shkole na individualizaci-yu obrazovaniya uchashchihsya: dis. kand. ped. nauk], Chelyabinsk, 2003. 181 p.
7. Ezhaeva M. A. Municipal methodical service as a means of development of psychological and pedagogical culture of primary school teachers: Diss. of cand. of ped. sci. [Municipal'naya metodicheskaya sluzhba kak sredstvo razvitiya psihologo-pedagogicheskoj kul'tury uchitelej nachal'nyh klassov: dis. kand. ped. nauk], Grozny, 2018. 226 p.
8. Makarova T. N., Makarov V. A. Organization of methodical association activity at school [Organizaci-ya deyatel'nosti metodicheskogo ob"edineniya v shkole] [Web resource], access mode: http://den-za-
dnem.ru/big-files/Makarova.pdf (accessed date: 03/21/2019).
9. Prytulo A. V. Improvement of methodical competence of teachers of preschool educational institution in the system of advanced training: Diss thesis of Doc. of ped. sci. [Sovershenstvovanie metodicheskoj kom-petentnosti vospitatelej doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya v sisteme povysheniya kvalifikacii: avtoref. dis. kand. ped. nauk], 2012. 26 p.
10. Trotskaya O. A. Organizational activity of the methodologist on training of teachers of technical school to design of educational and methodical support of the professional module: Diss. of cand. of ped. sci. [Organizacionnaya deyatel'nost' metodista po obucheniyu prepodavatelej tekhnikuma konstruiro-vaniyu uchebno-metodicheskogo obespecheniya pro-fessional'nogo modulya], Omsk, 2016. 217 p.