Научная статья на тему 'Проектная деятельность и проектные методы в образовании'

Проектная деятельность и проектные методы в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4533
717
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Наталья Владимировна

Актуальность широкоформатного использования проектных методов в образовании обусловлена социальным заказом общества на подготовку высококвалифицированных специалистов с проектным мышлением, готовых креативно подходить к решению профессиональных задач любого уровня сложности; высоким интересом теоретиков и практиков к ее изучению, практической значимостью, которая находит отражение в практико-ориентированной направленности профессиональной подготовки в процессе разработки и реализации проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбунова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ACTIVITIES AND PROJECT METHODS IN EDUCATION

The relevance of the wide-format use of project methods in education is due to the social order of the society for the training of highly qualified specialists with project thinking, ready to creatively approach the solution of professional problems of any level of complexity; high interest of theorists and practitioners in its study, practical significance, which is reflected in the practice-oriented orientation of professional training in the process of development and implementation of projects.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность и проектные методы в образовании»

компетентности, характеризующих степень его готовности к решению профессиональных задач в образовательной организации. Организационно-методическая культура педагога характеризуется своей многокомпонентностью и складывается из знаниевого, психологического, методологического, педагогического и организационного мастерства.

Вопрос о профессиональном росте педагога качественно проработан с точки зрения правового обеспечения дошкольного образования. Обязанность педагогических работников повышать свой профессиональный уровень не подвергается сомнению, так как это требование Федерального закона об образовании.

Дошкольное учреждение имеет ряд специфических особенностей, которые влияют на выбор методов управления при формировании ОМК педагогов:

- полифункциональность деятельности педагогов (воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление, коррекция нарушений);

- режим работы дошкольного образовательного учреждения и длительность пребывания в нем детей определяют высокие требования к личностной культуре педагога;

- преимущественно женский коллектив, требующий от руководителя умения решать нестандартные ситуации.

Оптимально подобрав методы, ориентированные на ценностное отношение, профессиональную и творческую активность, педагогическое мышление, профессионально-педагогическое самосовершенствование, руководитель дошкольной образовательной организации может в значительной степени влиять на формирование организационно-методической культуры педагогов ДОО.

Нами были выявлены ключевые моменты построения организационно-методической культуры педагогов ДОО: компоненты, влияющие на развитие исследуемого объекта (ценности педагога, его профессиональные компетенции, культура организации, социум (социальная среда), управление ДОО), и условия её формирования. На основе теоретического исследования удалось создать и реализовать модель построения организационно-методической культуры педагога ДОО. Данная модель, возможно, будет трансформироваться по мере развития организации посредством управленческих методов. Модель построения организационно-методической культуры современного педагога дошкольной образовательной организации апробирована в условиях естественного педагогического эксперимента в образовательной организации, являющейся базой исследования, и может быть реализована в других дошкольных образовательных организациях.

Литература:

1. Белая, К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение - управление по результатам ДОУ [Электронный ресурс] / К. Ю. Белая // Дошкольное образование [офиц. сайт]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://dobЛseptember.ш/artide.php?ГО=200502409, свободный (дата обращения: 16.02.2019).

2. Боровиков, Л.И. Методическая культура воспитателя-профессионала [Электронный ресурс] // Региональный информационно-методический журнал «ВиДО»: науч. электрон. журн. - 2004. - №3 . - Режим доступа: http://www.sibvido.ru/node/176, свободный (дата обращения: 20.02.2019).

3. Губайдуллина, Е. В. Корпоративная культура дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Е. В. Губайдуллина // Молодой ученый. - 2016. - №9. - С. 538-541.

4. Корепанова, М.В. Контроль функционирования и развития ДОУ [Текст]: метод. рекомендации / М. В. Корепанова, И.А. Липчанская. - Москва: Сфера, 2007. - 80 с.

5. Кричевский, Р.Л. Если вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе [Текст] / Р. Л. Кричевский. - Москва: Дело, 2003. - 115 с.

6. Скоролупова, О. А. Контроль воспитательно-образовательного процесса в ДОУ / О. А. Скоролупова. - Москва: «Скрипторий 2003», 2010. - 159 с.

7. Спивак, В. А. Корпоративная культура / В. А. Спивак. - СПб.: Питер, 2011. - 352 с.

Педагогика

УДК 371

доктор педагогических наук, профессор, профессор РАО Горбунова Наталья Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРОЕКТНЫЕ МЕТОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Актуальность широкоформатного использования проектных методов в образовании обусловлена социальным заказом общества на подготовку высококвалифицированных специалистов с проектным мышлением, готовых креативно подходить к решению профессиональных задач любого уровня сложности; высоким интересом теоретиков и практиков к ее изучению, практической значимостью, которая находит отражение в практико-ориентированной направленности профессиональной подготовки в процессе разработки и реализации проектов.

Ключевые слова: проектная деятельность.

Annotation. The relevance of the wide-format use of project methods in education is due to the social order of the society for the training of highly qualified specialists with project thinking, ready to creatively approach the solution of professional problems of any level of complexity; high interest of theorists and practitioners in its study, practical significance, which is reflected in the practice-oriented orientation of professional training in the process of development and implementation of projects. Keywords: project activity.

Введение. Идея метода проектов, выдвинутая американским педагогом Джоном Дьюи, появилась в России в качестве «бригадного метода», однако, не найдя поддержки, «иммигрировала» в США. В современной системе высшего образования выделяют три подхода к обучению:

- при первом подходе преподаватель определяет, чему обучающийся должен научиться, какие знания, умения он должен приобрести. Обучение на таком уровне легко поддается контролю. Этот подход наиболее распространен. Ключевая роль при этом отводится «хорошему лектору». Результат обучения зависит преимущественно от подготовленности и квалификации обучающего, в то время, как позиция обучаемого как субъекта обучения является пассивной;

- второй подход - тематический: знания приобретаются при изучении конкретной темы в рамках учебного предмета. Такой подход преимущественно ориентирован на интересы обучающихся и позволяет установить связи между ранее изученными областями знаний и новым материалом. При работе с выбранной темой обучаемый более активен;

- третий подход - проблемно-ориентированный, организованный как проект. При данном подходе решение проблемы обучающиеся находят в процессе рассмотрения и обсуждения различных точек зрения на выбранную тему. Обучаемый находится в максимально активной позиции.

Изложение основного материала статьи. Как метод обучения проблемно-ориентированный проект широко распространен в России и в Дании. Однако, в России исследования сосредоточены в области школьной педагогики с постепенным переходом на вузовский уровень. В то время, как в Дании основные исследования и разработки сначала осуществлялись в области профессионального образования, а затем в общеобразовательных школах, гимназиях, специальном образовании.

Одним из аспектов метода проблемно-ориентированного проекта является проблемное обучение, которое нашло отражение в трудах ученых (В.В. Давыдов [1], Т.А. Ильина [2], Т.В. Кудрявцев [3], И.Я. Лернер [4], М.И. Махмутов [5]).

В России теоретические основы метода были обобщены позже в книге В.Т. Кудрявцева «Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы» (1991) [3], в педагогической практике за этим методом пока так и сохраняется положение экспериментального, рекомендательного метода. В Дании, в системе обучения Роскильдского университета проблемное обучение является краеугольным камнем в подготовке специалистов.

Ключевым методологическим подходом реализации проблемно-ориентированного метода обучения является междисциплинарный подход. Студенты начинают учиться по этому методу с первого дня своего обучения в университете. Происходит это так. Перед студентами всего курса, примерно 100 человек, выступают по очереди 8 преподавателей - руководителей проектов с короткими презентациями тех областей, которые находятся в сфере их научных интересов, предлагая студентам определиться с направлением работы на ближайшие полгода и сделать свой выбор. Студенты распределяются в группы по 2-8 человек в зависимости от собственного интереса к одной из предложенных преподавателями направлений работы.

Педагогический подход Роскильдского университета основывается на той идее, что студент лучше освоит профессиональную подготовку, если начнет с поиска и постановки проблемы по интересующей его тематике. Формулируемая проблема должна осознаваться участниками группы как реальная и решение ее должно быть найдено в рамках одного из выбранных студентом образовательных циклов: гуманитарного, гуманитарно-технологического, естественнонаучного или социального.

Если обучение ведется по методу проблемно-ориентированого проекта, то речь ведется уже не о знаниевом, а компетентностном подходе: студент не только получает теоретические знания, но и учится применять научное знание для решения конкретных задач в определенной области знаний.

Метод проблемно-ориентированного проекта как метод обучения создает возможность студенту в процессе сотрудничества с преподавателем разрабатывать определенную проблематику. Для каждой группы обучающихся определена тема и руководитель. Работа осущесвляется в течении семестра.

Основаниями для организации работы по методу проблемно-ориентированного проекта являются: формулирование проблемы, направленное на четкое осознание объекта исследования; цель исследования; теоретическая и экспериментальная база исследования; методы исследования; методика проведения исследования.

Реализация метода проекта в практике университетской педагогики ведет к изменению роли и функций преподавателя. Поэтому преподаватели, которые приходят работать в Роскильдский университет из других университетов, например, из Копенгагенского, где преобладает традиционная система обучения, получают предложение пройти подготовку в специальном центре «Университетской педагогики», являющемся подразделением университета. Подготовка преподавателя в этом центре к включает в себя разные направления, такие как: теоретические основы проблемно-ориентированного проекта; теории обучения; суть и особенности ведения метода проблемно-ориентированного проекта как метода обучения; функции преподавателя в роли руководителя проекта и позиция руководителя проекта в качестве экзаменатора.

Одна из функций преподавателя в роли руководителя проекта - фасилитация учебного процесса. Здесь важно умение преподавателя задавать проблемные и наводящие вопросы, создавать доброжелательную атмосферу в группе, позитивный настрой на решение задач, а не прямое руководство, лишенное прямых подсказок или запретов.

Кроме того, преподаватель в роли руководителя проекта должен иметь хорошо развитое умение слушать и обладать высоким уровнем развития коммуникативной культуры, поскольку метод проектов осуществляется в соответствии с законами общения и строится на принципах кооперации как ряд грамотных, конструктивных коммуникаций (Дж. Грис).

Отметим еще несколько профессионально значимых качеств руководителя проекта. К ним относятся: спокойная и стабильная манера общения, умение ставить четкие границы своего личного и профессионального пространства, открытость диалогу, паритетность и отсутствие снобизма в отношении к неофиту, отсутствие напряжения в общении, способность дозировать информацию - то есть давать собеседнику столько информации, сколько необходимо для размышления, но при этом не подавлять его.

Выполняя Указ Президента Российской Федерации, ученые Российской академии образования, Российской академии наук, научно-исследовательских институтов и университетов, планируют свою деятельность с учетом необходимости реализации 12 национальных проектов: здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, автодороги, рынок труда, наука, цифровая экономика, культура, малый бизнес, сотрудничество и экспорт, магистральная инфраструктура.

Каждый из двенадцати национальных проектов имеет свою цель и задачи. Так, ключевым приоритетом проекта «Здравоохранение» является снижение смертности населения. Национальным проектом

«Образование» предусмотрено обеспечение вхождения России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования; выявление и поддержка талантливых детей и молодежи; создание условий для раннего развития детей; создание современной и безопасной цифровой образовательной среды; предоставление возможностей для карьерного роста; развитие системы наставничества. В рамках национального проекта «Жилье и городская среда» решается задача обеспечения доступным жильем семей со средним достатком. Проект «Экология» направлен на снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха, повышение качества питьевой воды, переселение редких видов животных, создание инфраструктуры для экотуризма. Задачами проекта «Автодороги» являются: снижение доли перегруженных автодорог, снижение смертности в ДТП. Реализация национального проекта «Рынок труда» направлена на рост производительности на средних и крупных предприятиях. Проект «Наука» направлен на обеспечения присутствия России в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в приоритетных областях; создание научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с компаниями реального сектора экономики. В рамках реализации проекта «Цифровая экономика» предусмотрено увеличение затрат на развитие цифровой экономики, использование отечественного программного обеспечения, обеспечение информационной безопасности, внедрение цифровых технологий. Национальный проект «Культура» направлен на укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов, создание и реконструкцию культурно-образовательных и музейных комплексов, культурно-досуговых организаций, поддержку добровольческих движений, создание национального молодежного симфонического оркестра. В рамках реализации проекта «Малый бизнес» предусмотрено упрощение налоговой отчетности, упрощение доступа к льготному финансированию. Задачей национального проекта «Сотрудничество и экспорт» является завершение формирования в рамках ЕАЭС общих рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Национальный проект «Магистральная инфраструктура» предусматривает реконструкцию инфраструктуры региональных аэропортов.

Таким образом, проектная деятельность является одним из приоритетов государственной образовательной политики. В рамках образовательной организации высшего образования выделяют два аспекта ее реализации: в рамках изучения учебных дисциплин «Основы проектной деятельности», «Проектная деятельность», «Педагогическое проектирование», «Проектный менеджемент», проектных сессий на образовательных уровнях бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры и непосредственно организованной проектной деятельности, направленной на подготовку и реализацию обучающимися и профессорско-преподавательским составом проектов, грантов, государственных заданий. Кроме того, четко выделяются категории участников проектной деятельности: обучающиеся всех образовательно-квалификационных уровней; профессорско-преподавательский состав; слушатели курсов повышения квалификации.

Реализация проектной деятельности с обучающимися в образовательных организациях высшего образования предусматривает проектную деятельность в организации НИР: дисциплины «Основы научного исследования», «Проектирование научного исследования»; проекты, выполняемые в рамках образовательных программ: исполнительский, конструктивный, творческий; проекты, выполняемые обучающимися по заказу работодателей: исследовательские, прикладные, сервисные; проведение проектных сессий, «Ярмарки проектов»; конкурсов инновационных проектов и идей.

Организация проектной деятельности с профессорско-преподавательским составом включает проектирование маршрута профессионального роста (проект собственной образовательной траектории); освоение современных образовательных технологий для организации образовательного процесса в формате проектного взаимодействия; проведение семинара «Организация проектной деятельности», с целью обмена опытом по вопросам организации проектной деятельности в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации и стран СНГ, а также с целью совершенствования программы учебной дисциплины. В рамках проведения семинара рассматривали такие актуальные вопросы, как: «Освоение современных образовательных технологий для организации образовательного процесса в формате проектного взаимодействия», «Инновационные формы проектных технологий как педагогический инструментарий профессионального образования», «Проектный подход в управлении образовательной организацией: опыт и перспективы в РФ», «Реализация национальных проектов и организация проектной деятельности в высшей школе».

Проектная деятельность со слушателями курсов повышения квалификации включает: проекты, выполняемые слушателями в рамках курсовой переподготовки как итоговая зачетная работа; проведение курсов повышения квалификации для руководителей образовательных организаций и для педагогических работников образовательных организаций по теме: «Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях введения ФГОС СОО»;

- включение в программы КПК и программы профессиональной переподготовки модулей по методическому проектированию;

- работа слушателей в проектных группах в рамках освоения программ КПК;

- использование в процессе образовательной деятельности технологий проектного обучения;

- подготовка инновационных проектов муниципального, краевого и федерального уровней (преподаватели ИРО - руководители или научные консультанты);

- проектирование модели профессионального роста педагогов на основе внедрения новой модели аттестации с применением единых оценочных материалов и минимизации профессиональных дефицитов у педагогов в рамках формирования национальной системы учительского роста;

- проведение краевых методических семинаров по вопросам организации проектной деятельности субъектов образовательной системы.

Приведем примеры тематики проектных заявок, подготовленных профессорско-преподавательским составом и обучающимися Гуманитарно-педагогической академии: Разработка и внедрение системы реабилитации студентов с инвалидностью в инклюзивной образовательной среде Республики Крым» на 20152017 гг.); Разработка и внедрение модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата по областям образования «Науки об обществе», «Образование и педагогические науки» и «Гуманитарные науки» (уровень бакалавриат); Создание ресурсного учебно-методического центра (РУМЦ) по обучению лиц с инвалидностью

и ограниченными возможностями здоровья; Разработка информационно-аналитической системы поддержки деятельности профессиональных образовательных организаций в сфере инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; Развитие образовательного туризма в Крыму; Духовная и психологическая безопасность специалистов помогающих профессий; Подготовка будущих педагогов к проектированию коррекционно-развивающей среды инклюзивного образования; Изучение состояния образования взрослых в Крыму, разработка модели развития образования взрослых в регионе и создание Центра образования взрослых в Крыму; Здоровье в системе ценностей современных подростков и юношества; Межкультурная коммуникация в Крыму: возможности исследования и социального проектирования; Развитие толерантности обучающихся высшей школы в аспекте изучения психологических особенностей межнациональных браков в Республике Крым; Всероссийский научно-практический семинар «Проблемы и перспективы обучения немецкому языку как первому и второму иностранному в учебных заведениях: федеральный и региональный аспекты»; Детская региональная литература как средство патриотического воспитания подрастающего поколения в условиях дошкольных образовательных учреждений и начальной школы; Русский язык как средство формирования национальной идентичности в поликультурном образовательном пространстве; Формирование гражданской идентичности подрастающего поколения в поликультурном регионе; Мой первый грант - «Исследование авторских школ как фактор инновационного развития Южного федерального округа; Изучение влияния учебно-воспитательного процесса на функциональное состояние здоровья обучающихся учреждений высшего образования; Всероссийская научно-практическая конференция «Сетевое взаимодействие как современная технология формирования метапредметных результатов обучающихся в российском образовательном пространстве»; Проектирование системы профориентации подрастающего поколения региона в рамках эксклюзивных профессий и актуальных компетенций для развития Республики Крым; Становление и развитие образования в Севастополе во второй половине XIX - начале ХХ века как историко-культурный феномен; Литературный конструктор; Развитие инклюзивной компетентности научно-педагогических работников в образовательном пространстве Республики Крым; Институт инклюзивного образования в среде Республики Крым; Создание в ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» доступной, современной социально-образовательной среды для обучения инвалидов; Разработка и реализация сетевой образовательной магистерской программы «Практическая психология образования»; Разработка магистерской программы «Психология и педагогика инклюзивного образования»; Разработка бакалаврской ООП «Китайский и английский язык и литература» (МООПНФ) по направлению 45.03.01 - Филология; Разработка новых и модернизация имеющихся образовательных программ магистратуры - ООП Менеджмент винного бизнеса»; Создание консультационных центров сопровождения профориентационной работы; Научно-образовательная платформа повышения качества туристских услуг в Республике Крым; Реконструкция ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА библиотеки ГПА - как информационно-образовательного и просветительского центра; Инновационный образовательный комплекс «Искусство и дизайн»; Научно-образовательный центр «Экономика и финансы Южного берега Крыма» (НОЦ ЭФ ЮБК); Междисциплинарная лаборатория этнокультурного образования; Проектный офис образовательного консалтинга «Инновационная среда»; Концепция формирования культуры здорового образа жизни в молодёжной среде на территории Ялтинского административного округа; Крым -духовный код России; Рекреация парковых зон; Развитие профильных классов в общеобразовательных школах как механизма эффективной профориентации подрастающего поколения Республики Крым; Разработка и внедрение мультимедийного комплекса «Поликультурное образование в Крыму»; Формирование активной гражданской позиции подрастающего поколения РК средствами образовательного туризма»; Создание Крымского республиканского научно-образовательного центра «Intellect»; Дифференциация физического воспитания обучающихся профессионально-технического колледжа с учетом их морфофункциональных возможностей; Детская региональная литература как средство патриотического воспитания подрастающего поколения; Проектирование системы профориентации подрастающего поколения региона в рамках эксклюзивных профессий и актуальных компетенций для развития Республики Крым.

Выводы. Таким образом, актуальность широкоформатного использования проектных методов в образовании обусловлена социальным заказом общества на подготовку высококвалифицированных специалистов с проектным мышлением, готовых креативно подходить к решению профессиональных задач любого уровня сложности; высоким интересом теоретиков и практиков к ее изучению, практической значимостью, которая находит отражение в практико-ориентированной направленности профессиональной подготовки в процессе разработки и реализации проектов.

Литература:

1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. - 240 с.

2. Ильина Т.А. Проблемное обучение понятие и содержание // Вестник высшей школы. 1976, № 2.

3. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 1991. 80 с.

4. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», № 7).

5. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. 368 с.

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат технических наук, доцент Горденко Дмитрий Владимирович

Ставропольский филиал Краснодарского Университета МВД России (г. Ставрополь); кандидат технических наук, доцент Резеньков Денис Николаевич Ставропольский филиал Краснодарского Университета МВД России (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук Горденко Наталья Владимировна

Ставропольский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (г. Ставрополь)

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ИННОВАЦИОННЫМИ МЕТОДАМИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования компетенций инновационными методами обучения, развивающих познавательную активность обучающихся, их творческое мышление, умение применять полученные знания на практике. Предложен инновационный метод обучения в виде интегрированного комплексного занятия, как наиболее сложной формой проведения в слиянии нескольких дисциплин.

Ключевые слова: компетенции, интерактивные формы обучения, методы обучения.

Annotation. The article deals with the problem of the formation of competences by innovative teaching methods that develop students' cognitive activity, their creative thinking, the ability to apply this knowledge in practice. An innovative teaching method is proposed in the form of an integrated complex occupation, as the most complex form of conducting several disciplines in a merger.

Keywords: competences, interactive forms of education, teaching methods.

Введение. К одному из основных направлений развития педагогических теорий в современных условиях относится проблема подготовки профессионально-компетентного специалиста. Это связано с ростом требований к уровню и качеству процесса обучения, что особенно важно в условиях реформ современного образования и государственной программы «Развития образования».

В связи с этим особого внимания заслуживает проблема формирования компетенций инновационными методами обучения, развивающих познавательную активность обучающихся, их творческое мышление, умение применять полученные знания на практике. Для этого необходимо использовать современные методики проведения занятий (тренинги, дискуссии, круглые столы, викторины и д.р.), которые формируют компетентную профессиональную личность.

Изложение основного материала статьи. Образование объективно нуждается в применении инновационных подходов, внедрение которых в учебный процесс позволит формировать у обучающихся профессиональные умения, навыки, компетенции при меньших затратах времени. Формы обучения, определяющие взаимодействие преподавателя и обучающихся, являются интерактивными формами. Здесь важным в процессе совершенствования организации обучения выступает применение интерактивных форм, позволяющих обеспечивать эффективность субъект-субъектных отношений между преподавателем и обучающимися. Приведем часто используемые разновидности современных методов обучения.

Тренинг (упражнения, отработка нормативов, тренировки и т.д.), используется в процессе обучения на практических занятиях. Тренинги (одиночные, попарные, в малых группах) могут применяться не только как отдельная форма, но и как эффективный метод в составе интегрированных занятий.

Подготовка интегрированных комплексных занятий (далее - ИКЗ) включает в себя ряд обязательных этапов:

- определение необходимости проведения ИКЗ;

- определение целей занятия и их конкретизация;

- детализация подцелей и задач занятия;

- определение бюджета времени на реализацию каждой подцели и выбор педагогических приемов для их достижения;

- определение точек контроля и инструментария для оценки уровня достижения целей;

- определение критически важных точек, недостижение целей на которых требует повтора материала;

- выбор стратегии работы с отстающими;

- выбор технических средств обучения, способов их применения и подготовка материально-технического обеспечения занятия;

- разработка дидактических материалов;

- подготовка сценарного плана занятия;

- организация подготовки обучаемых к занятию;

- апробация преподавателями методики совместного проведения занятия.

Интегрированные комплексные занятия, как наиболее сложная форма проводятся в слиянии нескольких дисциплин, что обусловливает необходимость их совместной работы, начиная с первых шагов проектирования хода занятия. В зависимости от ситуационной задачи, этапы подготовки занятия могут быть более или менее трудозатратными, однако все они носят обязательный характер.

В связи с тем, что ИКЗ, в сравнении с классическими видами занятий, требует больших временных затрат профессорско-преподавательским составом, необходимо в первую очередь определить перечень занятий, которые целесообразно проводить в форме ИКЗ. Данный этап относится, скорее, к планированию образовательного процесса в целом, так как произвольное включение в сетку занятий ИКЗ вне связи с общей логикой прохождения обучения не позволит достигнуть ожидаемого эффекта.

ИКЗ целесообразно планировать в следующих случаях:

- при повторяемости однотипных вопросов либо рассмотрении одного вопроса с позиций нескольких учебных дисциплин;

- при необходимости формирования у обучающихся умений по применению общих положений теории, излагаемой в рамках одной из дисциплин, для решения конкретных задач практики в различных ситуациях.

Наиболее типичный пример для ведомственных вузов - необходимость научить слушателя применять теорию оперативной деятельности при работе по вводной, отражающей конкретную оперативную ситуацию:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.