Атаманская Кристина Игоревна
Евпаторийский институт социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»,
г. Евпатория, Россия [email protected]
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ИМИДЖА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация: В статье раскрыты понятия имиджа, профессионального имиджа, профессионального имиджа социального педагога. Даны авторские интерпретации данных понятий. Поэтапно описаны особенности формирования профессионального имиджа будущего социального педагога в процессе вузовской подготовки.
Ключевые слова: имидж, профессиональный имидж, профессиональный имидж социального педагога, имиджирование.
Atamanskaya Kristina Igorevna
(Yevpatoriya Institute of Social Sciences (branch) FGAOU IN "CFI them. Vernadsky "Yevpatoriya)
STAGES OF FORMATION OF PROFESSIONAL IMAGE OF SOCIAL EDUCATOR IN TRAINING
Abstract: The article deals withthe concept ofimage,professional image, professional imageof the social teacher. Giventhe author'sinterpretationof these terms.Stagesdescribedfeaturesa professional imageof the future socialteacher in thehigh school preparation.
Keywords: image, professional image, professional imageof the social teacher, image formation.
Высшая школа и процесс подготовки компетентных специалистов находится на стадии нововведений и пересмотра старой системы образования. Учебные заведения стараются экспериментальным путем усовершенствовать процесс обучения, обогащая его инновационностью, гибкостью и междисциплинарностью.
Современное общество остро нуждается в высококвалифицированных социальных педагогах, способных грамотно выстраивать процесс взаимодействия с окружающими, презентовать свою личность, что, в свою очередь, будет отображаться на эффективности и результативности труда не только самого специалиста, но и на благосостоянии всего государства и каждого гражданина. Вышесказанное обусловливает необходимость модернизации про-
цесса подготовки будущих социальных педагогов с учетом формирования их профессионального имиджа[5].
Для того чтобы раскрыть специфику формирования профессионального имиджа социального педагога, считаем целесообразным рассмотреть понятия «имидж» и «профессиональный имидж».
На сегодняшний день в научной литературе можно встретить довольно разнообразные определения категории имиджа. В XXI веке данный термин нашел применение в областях человеческой деятельности различного рода (имидж отдельного человека, политика, торговой марки, организации, государства, имидж профессии и т.д.).Вопреки длительной истории изучения имиджа на Западе и в нашей стране, с каждым годом все большее количество ученых начинают изучать этот феномен. Ведь несмотря на то, что термин «имидж» широко используется в последние годы, можно констатировать, что однозначного толкования эта дефиниция до сих пор не имеет.
Благодаря научным работам зарубежных (Р. Арнхейм, П. Берд, К. Боулдинг, Д. Бурстин, Э. Сэмпсон, Дж. Ягер и другие) и отечественных ученых (Н. Барна, В. Горчакова, Р. Квеско, А. Пана-сюк, Е. Перелыгина, Е. Петрова, Г. Почепцов, В. Шепель и другие) активно развивается имиджелогия как отдельная научная область знания, в рамках которой рассматриваются различные теоретико-методологические аспекты понятия «имидж».
Наиболее часто встречаемым в научной литературе определением имиджа является следующее: имидж - это эмоционально окрашенный образ чего- или кого-либо, который сложился в массовом сознании и имеет характер стереотипа[ 2, 3,4].
Будучи феноменом индивидуального, группового или массового сознания, имидж функционирует как образ-представление, в котором в сложном взаимодействии соединяются внешние и внутренние характеристики объекта, его социальные роли и функции, -отмечает ведущий специалист современности по имиджу Е. Петрова [7].
По мнению Е. Перелыгиной, имидж - это символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект-субъектного взаимодействия. Автор указывает, что имидж выступает как сформированное посредством целенаправленных профессиональных усилий символическое представление с целью повышения успешности определенной деятельности клиента (человека или организации) или достижения субъективного психологического эффекта о клиенте в социальной группе [8].
Обобщая результаты научных поисков по проблеме имиджа, приходим к выводу, что:во-первых, имидж рассматривается через близкие понятия, такие как образ, представление (или образ-представление) и т.д.; во-вторых, имидж складывается в сознании большинства людей и носит характер стереотипа; в-третьих, имидж влияет на успешность / неуспешность человека, организации в обществе; в-четвертых, главной характеристикой имиджа выступает целенаправленность его формирования, создание или преобразование имиджа профессионалами; в-пятых, имидж направлен и связан с конкретной аудиторией.
Наиболее подробный и обоснованный анализ категории «профессиональный имидж» дается в работах, посвященных изучению образа конкретной профессии: психолога (О. Елисеева, А. Шеляг), воспитателя дошкольных учреждений (М. Апраксина), педагога (В. Исаченко, Е. Камышева, А. Калюжный, А. Ковальчук, А. Кононенко, Н. Тарасенко, В. Черепанова и др.), социального педагога (С. Маскалянова, И. Николаеску) и т.д.Заметим, что самая многочисленная группа исследований в последнее время наблюдается в рамках именно педагогической имиджелогии, которая рассматривает имидж педагога с разных позиций, выделяя при этом его структурные компоненты, определяет технологии формирования профессионального имиджа, а также стремится к популяризации педагогической профессии среди широких масс населения.
В научной литературе содержание понятия «профессиональный имидж» («имидж профессии») раскрывается чаще всего следующим образом: «это представление о человеке как о специалисте, профессионале своего дела»(В. Орешкин [6], О. Попова [9], В. Шепель [10]).Мы профессиональный имидж определяем, как общее впечатление о специалисте, которое производится на окружающих посредством восприятия его личностно-профессиональных качеств, манеры говорения и поведения, а также внешнего вида.
Имидж социального педагога можно рассматривать как систему образов, призванных оправдать ожидания клиентов. В каждом конкретном случае образ социального педагога имеет свою специфику и подстраивается под конкретную ситуацию, то есть профессиональный имидж социального педагога выступает как непостоянная, переменная категория, имеющая свои особенности в определенных условиях, - констатирует С. Маскалянова [4].
И. Николаеску под профессиональным имиджем социального педагога понимает форму жизненного проявления специалиста,
с помощью которой он, активируя личностно-деловые качества, профессионально и личностно самоутверждается.
Анализ литературы по проблеме имиджа и профессионального имиджа позволил сформулировать авторское определение профессионального имиджа социального педагога, под которым понимаем целенаправленно созданный итегративный образ личности, гармонично соединяющий в себе личностную, компетент-ностную, коммуникативную, поведенческую и визуальную составляющие, цель которого состоит в популяризации профессии, более эффективном решении социально-педагогических задач и личностном самоутверждении социального педагога.
Формирование и построение профессионального имиджа -сложный процесс, многофакторный, специально спроектированный, который развивается по определенным законам и технологиям.
В. Шепель выделяет в процессе формирования профессионального имиджа такие этапы:
Первый этап - изучение личностных характеристик, качеств, составление «Я-концепции». Работу над имиджем следует начинать с духовных, моральных качеств. На этом этапе происходит сбор информации относительно идеального образа, который будет выступать ориентиром в дальнейшем.
Второй этап - подбор характеристик, который соответствуют роду или виду профессиональной деятельности.
Третьим этапом является работа над внешним видом. Привлекательный внешний вид, непринужденные манеры поведения, улыбка является мощным фактором воздействия на окружающих.
Четвертый этап - работа над усовершенствованием коммуникативных качеств (речь, умение общаться, выступать перед аудиторией, умение заинтересовать собеседника, развитое чувство юмора и т.д.) .
Как видим, имиджирование - сложная, кропотливая и необходимая для людей работа, которая так ценится сегодня во всем мире.
Если говорить о социальном педагоге, то для создания профессионального имиджа ему необходимо определить свою внутреннюю философию, систему ценностей, сформировать профессиональную Я-концепцию, определить свои профессиональные роли.
Этапы формирования профессионального имиджа социального педагога в процессе подготовки в высшей школе мы условно разделили на четыре:
- мотивационный (характеризуется стимулированием студентов - будущих социальных педагогов на деятельность по формированию профессионального имиджа);
- ориентационно-теоретический (характеризуется осознанием студентами содержания и значимости понятия имиджа, информированностью о профессиональном имидже социального педагога, осведомленностью о процессе формирования профессионального имиджа будущего социального педагога);
- технологический (представляет собой непосредственный процесс формирования профессионального имиджа будущего социального педагога через комплекс соответствующих мероприятий);
- презентационный (характеризуется оценкой и экспертизой сформированного профессионального имиджа будущих социальных педагогов, предполагает его презентацию и коррекцию в случае необходимости).
Составные элементы системы формирования профессионального имиджа будущего социального педагога - цели и задачи, содержательный ресурс и организационно-технологическое обеспечение - тесно связаны между собой и направлены на достижение общего результата - сформированности профессионального имиджа будущего социального педагога.
Мотивационный этап выполняет стимулирующую функцию и является пусковым механизмом формирования профессионального имиджа. Этот этап нацелен на обеспечение высокого уровня заинтересованности будущих социальных педагогов в своей профессии в целом и направленности на деятельность по созданию профессионального имиджа в частности, интенсификацию студентов путем внедрения активных форм и методов в образовательный процесс, таких как лекции-дискуссии, лекции-диалоги, лекции-визуализации, семинары-конференции, тренинги; метод дискуссии, методы группового решения творческих задач, метод кейсов, игровые технологи, проведение кураторских часов по проблеме исследования, вовлечение в научную деятельность.
Второй, ориентационно-теоретический, этап представляет собой этап овладения совокупностью научных знаний про имидж, обеспечивающих способность будущего социального педагога к освоению технологии формирования профессионального имиджа, приобретения соответствующих умений и навыков. Эти задачи решаются с помощью:
- обогащения рабочих программ специальными темами по проблеме имиджа таких учебных дисцилин, как «Введение в про-
фессию», «Этика социально-педагогической деятельности», «Социальная педагогика», «Технологии социально-педагогической деятельности», «Педагогика», «Общая психология», «Самовоспитание и саморегуляция личности» и др.;
- использование инновационных методов обучения: дискуссии, мини-конференции, ПОПС-формулы, обучающие игры и упражнения, метод эссе.
На третьем, технологическом, этапе непосредственно осуществляется формирование профессионального имиджа будущего социального педагога. Технологическое обеспечение этого процесса включает внедрение разработанного спецсеминара «Профессиональный имидж социального педагога», при изучении которого главным является отработка практических умений и приобретение прочных навыков работы по конструированию профессионального имиджа, а также внеаудиторная деятельности студентов и прохождение педагогической практики. Особое внимание при этом уделяется таким методам, как беседы, обсуждения, арт-терапевтические техники, имидж-техники, тренинги, мини-конференции, самостоятельный анализ литературных источников, фронтальные технологии интерактивного обучения, метод малых групп, индивидуально-исследовательские задания.
Последний, презентационный, этап обеспечивает оценку уровня сформированности профессионального имиджа будущего социального педагога преподавателями, а также самооценку студентами. Этап включает в себя выполнение различных заданий на семинарских и практических занятиях, а также во время внеаудиторной работы: задания для самопрезентации своей личности, составление психологической характеристики на себя и программы по саморазвитию и самовоспитанию, заполнение дневника по формированию профессионального имиджа социального педагога и написание самоотчета.
Описанные этапы формирования профессионального имиджа социального педагога в процессе подготовки в вузе помогают достичь целостного образа и внутреннего непротиворечивого представления о его личности.
Ссылки на источники
1. Богданов, Е.Н. Психологические основы «Паблик рилейшнз» [Текст] : учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии / Е. Н. Богданов, В. Г. Зазыкин. - 2-е изд. - СПб. [и др.] : Питер, 2004. - 204 с.
2. Браун, Л. Имидж - путь к успеху [Текст] : пер. с англ. / Л. Браун. - СПб. : Питер Пресс, 1996. - 284 с.
3. Уткин, Э. А. Управление связями с общественностью. PR [Текст] / Э. А. Уткин, В. В. Баяндаев, М. Л. Баяндаева. - М.: ТЕИС, 2001. - 238 с.
4. Маскалянова, С. А. Формирование профессионального имиджа будущего социального педагога . - Елец, 2005. - 203 с.
5. Никитина Н.И.,Гребенникова В.М. Интегративные технологии развития в вузе профессиональной компетентности будущих магистров социальной работы /Н.И.Никитина,В.М.Гребенникова. Научные труды SWorld. 2014. Т.12. №2. С. 84-93.
6. Орешкин, В. Г. Формирование речевого имиджа в системе профессиональной подготовки специалиста (на примере профессий типа «Человек-Человек») [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб. : 2006. - 23 с.
7. Петрова, Е. А. Имидж как социально-психологический феномен [Текст] / Петрова Е. А. / Текст доклада на секции психологии Центрального дома ученых, М. : РИЦ АИМ, 2006. - 16 с.
8. Перелыгина, Е. Б. Психология имиджа [Текст] : учебное пособие / Е. Б. Пе-релыгина. - М. : Аспект Пресс, 2002. - 223 с.
9. Попова, О. И. Имидж преподавателя вуза: проблемы трансформации в современной России [Текст] : автореф. дис. . канд. соц. наук. - Екатеринбург, 2007. - 22 с.
10. Шепель, В. М. Имиджелогия. Как нравится людям [Текст] : учебное пособие. - М. : Народное образование, 2002. - 576 с.
© Атаманская К. И., 2016