Научная статья на тему 'Компетентностный компонент профессионального имиджа социального педагога'

Компетентностный компонент профессионального имиджа социального педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА / КОМПОНЕНТ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атаманская К. И.

Статья посвящена рассмотрению компетентностно-го компонента профессионального имиджа социального педагога. Утверждается, что от сформированности данного компонента профессионального имиджа напрямую зависит успех всей деятельности специалиста. К компетентностно-му компоненту профессионального имиджа социального педагога автор относит педагогические способности, общие и профессиональные знания, умения и навыки, профессиональные качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE COMPONENT OF THE PROFESSIONAL IMAGE OF THE SOCIAL TEACHER

The article is devoted to the competence component of the social teacher's professional image. The author emphasizes the fact that the success of all professional activities directly depends on the formation of this component of the professional image. According to the author, the competence component of the social teacher's professional image includes teaching abilities, general and professional knowledge and skills, professional qualities.

Текст научной работы на тему «Компетентностный компонент профессионального имиджа социального педагога»

УДК 371.13:37.013.42-0.52 К. И. Атаманская

K. I. Atamanskaya

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ COMPETENCE COMPONENT

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА OF THE PROFESSIONAL IMAGE

СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА OF THE SOCIAL TEACHER

Статья посвящена рассмотрению компетентностно-го компонента профессионального имиджа социального педагога. Утверждается, что от сформированности данного компонента профессионального имиджа напрямую зависит успех всей деятельности специалиста. К компетентностно-му компоненту профессионального имиджа социального педагога автор относит педагогические способности, общие и профессиональные знания, умения и навыки, профессиональные качества.

Ключевые слова: имидж, профессиональный имидж, профессиональный имидж социального педагога, компонент, компетентность, компетентностный компонент профессионального имиджа.

The article is devoted to the competence component of the social teacher's professional image. The author emphasizes the fact that the success of all professional activities directly depends on the formation of this component of the professional image. According to the author, the competence component of the social teacher's professional image includes teaching abilities, general and professional knowledge and skills, professional qualities.

Keywords: image, professional image, professional image of the social teacher, component, competence, competence component of the professional image.

Высокие темпы и глубина социально-экономических перемен, происходящих в последнее время в российском обществе, вызывают необходимость постоянного усовершенствования профессиональных знаний, умений и навыков специалистов, что влечет за собой потребность в реформировании всей системы образования. Сейчас особенно остро стоит вопрос о разработке и применении на практике профессиональных стандартов, которые в обязательном порядке должны использоваться при разработке федеральных образовательных стандартов и программ профессионального образования. Особое значение при этом приобретает процесс подготовки будущих социальных педагогов, призванных быть лидерами и наставниками для современного молодого поколения. Ввиду этого актуализируется и проблема формирования профессионального имиджа будущего социального педагога. Именно профессиональный имидж выступает показателем профессионализма, культуры профессионально-педагогической деятельности, обеспечивающей профессиональную идентификацию, высокий уровень активности, нестандартности мышления, саморазвития личности будущего социального педагога.

Сегодня понятие «имидж» получило широкое использование в самых различных областях знания (политологии, социологии, экономике, психологии, педагогике и др.). Термин, который формировался в категориальном поле многих наук, интерпретировался в соответствии с их особенностями, целями и задачами, по своему объему и содержанию сегодня стал междисциплинарным.

Имидж - это образ-представление об объекте, сформировавшееся в психике (в сфере сознания и/или в сфере подсознания) людей (индивида) в результате прямого восприятия тех или иных характеристик объекта или косвенно, через мнение других людей, что влияет на их (его) мнение, поведение или действие по отношению к данному объекту.

В научной литературе содержание понятия «профессиональный имидж» («имидж профессии») раскрывается чаще

всего следующим образом: это представление о человеке как о специалисте, профессионале своего дела (В. Исаченко [1], Н. Чипиленко [2], В. Шепель [3]).

Как справедливо замечает Л. Семенова, правильно создать профессиональный имидж значит оправдать те ожидания, которые ждет общество от облика специалиста, т. е. выполнить социальный заказ [4, с. 21]. Так, в любой профессии есть свой так называемый «имидж-стандарт» -то, каким должен быть ее идеальный представитель. Если же говорить о социально-педагогической деятельности, то это деятельность, которая предъявляет к ее носителям особые требования. Эти требования касаются как уровня профессиональной компетентности, так и личностных качеств.

Имидж социального педагога можно рассматривать как систему образов, призванных оправдать ожидания клиентов. В каждом конкретном случае образ социального педагога имеет свою специфику и подстраивается под конкретную ситуацию, т. е. профессиональный имидж социального педагога выступает как непостоянная, переменная категория, имеющая свои особенности в определенных условиях [5, с. 53]. Имидж понимается и как форма жизненного проявления специалиста, с помощью которой он, активируя лич-ностно-деловые качества, профессионально и личностно «самоутверждается» [6, с. 8-9].

Итак, под профессиональным имиджем социального педагога понимаем целенаправленно созданный интегра-тивный образ, соответствующий разнообразию ситуаций, месту и времени профессиональной деятельности социального педагога, обусловленный следующими компонентами: личностным, компетентностным, коммуникативным, поведенческим и визуальным.

Рассмотрим компетентностный компонент профессионального имиджа социального педагога. Под компетентностью обычно понимается совокупность систематических функциональных знаний и умений, а также соответствующих той или иной профессии личностных качеств, наличие которых

способствует эффективной профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность - это интегрированное качество высокопрофессионального работника, оделяющее его готовность решать поставленные задачи со знанием дела.

Рассматривая компетентность как высокую степень профессионализма, выделяем такие составляющие компетент-ностного компонента профессионального имиджа социального педагога: педагогические способности, комплексные знания, умения и навыки, профессиональные качества и самосовершенствование. Педагогические способности как способности к профессиональной деятельности социального педагога являются основой для приобретения комплексных знаний, формирования умений и навыков.

По нашему мнению, у социального педагога должны быть развиты следующие способности:

- перцептивные (умение проникать во внутренний мир другого человека, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности и ее временных психических состояний);

- организаторские (умение планировать свою деятельность, активизировать личность на саморазвитие, ориентироваться в сложной ситуации);

- прогностические (умения предвидеть последствия своих действий, умение прогнозировать развитие личностных качеств у клиентов);

- коммуникативные (способность устанавливать правильные взаимоотношения, создание определенных норм и правил поведения);

- рефлексивные (способность анализировать, делать соответствующие выводы);

- регулятивные (умение управлять собственными психическими процессами).

Таким образом, описанные способности как комплекс индивидуально-психологических свойств личности обеспечивают формирование теоретической и практической готовности социального педагога к профессиональной деятельности.

Следующей важной составляющей в структуре компе-тентностного компонента профессионального имиджа являются комплексные знания, умения и навыки социального педагога.

К профессиональным знаниям социального педагога необходимо отнести знания различных научных отраслей:

- психологические (о закономерностях возрастного и психологического развития личности, о личностных механизмах нарушения социальных связей);

- педагогические (о роли целенаправленных процессов социального воспитания полноценного члена общества из депривированной личности);

- юридические (о правовом статусе личности в обществе);

- медицинские (о социальных болезнях и их влиянии на жизнь, здоровье, социальную активность).

Необходимо акцентировать внимание на специальных компетенциях, соответствующих виду (видам) профессиональной деятельности социального педагога, к которым относим:

- готовность к реализации мероприятий по организации социально-педагогической поддержки и защиты прав детей и молодежи;

- владение технологиями профилактики конфликтов, организации бесконфликтного, толерантного межнационального и межкультурного взаимодействия, технологиями мультикультурного воспитания и социально-педагогической работы;

- готовность осуществлять социально-педагогическое сопровождение процесса воспитания и развития детей и молодежи в разных образовательных и социальных учреждениях;

- способность к применению технологий социально-педагогической работы и проектирования социально-педагогических процессов с учетом специфики региона, сообщества, субъектов взаимодействия;

- владение методиками и технологиями правозащитной деятельности, умение применять нормативно-правовой инструментарий в процессе организации и осуществления социально-педагогической работы; представление интересов детей и молодежи;

- владение комплексным инструментарием социально-педагогического исследования, диагностики и мониторинга оценки положения людей, молодежи и семей;

- способность применять различные стратегии и методы организации и осуществления эффективного общения, взаимодействия с отдельными категориями детей, молодежи и семьями, органами власти и управления, с государственными и неправительственными организациями и учреждениями;

- готовность использовать знания о психолого-педагогических закономерностях и особенностях возрастного и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в условиях инклюзивной образовательной среды.

Для целостного рассмотрения компетентностного компонента профессионального имиджа важно остановиться на профессиональных качествах социального педагога, к которым относим:

- морально-гуманистические (доброта, альтруизм, честность, толерантность, доброжелательность, милосердие, человечность);

- психофизиологические: психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление), эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, настойчивость, последовательность, импульсивность, личное обаяние и харизма);

- психоаналитические (самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, стрессоустойчивость, флек-сибильность);

- психолого-педагогические (коммуникабельность, тактичность, эмпатия, визуальность, умение слушать, организаторские способности, деликатность, конкретность и четкость).

Личность социального педагога целостная и те качества, которые требуются от специалиста в процессе профессиональной деятельности, присутствуют в поведении и действиях специалиста постоянно, т. е. в повседневной жизни, а не только на работе. Все это формирует в общественном сознании образ социального педагога как высоконравственной личности, духовной и гуманной, - подчеркивает С. Мас-калянова [5, с. 71].

Гуманитарные исследования • 2016 • № 1 (10)

83

И последней структурной составляющей компетентност-ного компонента имиджа является самосовершенствование социального педагога на протяжении жизни, что является необходимой предпосылкой приобретения и сохранения профессионализма. От сформированного компетентност-ного компонента профессионального имиджа социального педагога напрямую зависит успех всей его профессиональной деятельности.

1. 1саченко В. В. Формування профешно-педагопчного iM^y майбутых викладачiв вищоТ школи : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Одеса, 2004. 23 с.

2. Чипиленко Н. В. Особистюний iM^ у профешному контекст! URL: http://cmsps.edukit.kr.ua (дата обращения: 25.12.2015).

3. Шепель В. М. Имиджелогия. Как нравится людям : учеб. пособие. М.: Народное образование, 2002. 576 с.

4. Семенова Л. М. Технология формирования профессионального имиджа в период поиска работы и трудоустройства: учеб. пособие. Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2010. 228 с.

5. Маскалянова С. А. Формирование профессионального имиджа будущего социального педагога [Рукопись] : дис. ... канд. пед. наук. Елец, 2005. 203 с.

6. Ыколаеску I. О. Розвиток профешного iмiджу сощаль-ного педагога в пюлядипломнм освт : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Черкаси, 2011. 23 с.

© Атаманская К. И., 2016

УДК 37.042

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА

РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье обосновывается значимость разработки индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольного возраста. Выделены принципы разработки маршрутов: опора на обучаемость ребенка, соблюдение интересов ребенка, мультидисциплинарность, непрерывность, отказ от усредненного нормирования, опора на детскую субкультуру. Выявлены основания дифференциации детей, основные этапы и механизмы развития маршрутов.

Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальный, индивидуализация, образование, маршрут.

H. B. flaeKyw N. V. Davkush

FEATURES OF DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN'S INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTES

The article explains the significance of developing individual educational routes of preschool children. The route development principles, such as support to the learning of the child, respect for the interests of the child, multidisciplinarity, continuity, non-average valuation, relying on children's subculture are chosen. The basis for differentiation among children as well as the main stages and mechanisms of development of the routes are revealed.

Keywords: individual educational route, individual, individualization, education, route.

Главная ценность для педагогов дошкольного профиля - это личность ребенка, ее уникальность, неповторимость. Поэтому, каждый воспитатель в дошкольных образовательных учреждениях должен использовать в своей работе особые личностно-ориентированные педагогические технологии. Одним из видов работы в данном направлении является разработка индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольного возраста.

Цель статьи - раскрыть особенности разработки индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольного возраста не усваивающего основную общеобразовательную программу.

Деятельность дошкольных образовательных учреждений регламентируется Федеральными государственными требованиями (ФГТ) к основной общеобразовательной программе дошкольного образования [1; с. 25]. ФГТ предписывают изменения в организации образовательного процесса:

переход от формально организованных занятий к видам педагогической деятельности, предусматривающим решение программных образовательных задач в совместной деятельности со взрослыми, в самостоятельной деятельности и в играх детей. Реализация этих требований неминуемо будет вести к индивидуализации целенаправленно организованного обучения и образования в целом [2, с. 34].

В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентирован на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои возможности. Перед воспитателями дошкольного образовательного учреждения стоит задача по созданию оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника.

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.