Научная статья на тему 'ИМИДЖ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ'

ИМИДЖ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональный имидж / преподаватель иностранного языка / студенты / личностные качества / professional image / foreign language teacher / students / personal qualities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ф.Р. Мирзоева

В статье исследуются структура и содержание понятия «профессиональный имидж» применительно к преподавателю иностранного языка. Рассмотрению подвергаются также функции имиджа преподавателя иностранного языка (профессиональная, социальная, духовно-нравственная, визуальная) и его влияние на ход осуществления профессиональной деятельности. Далее на основании социологического опроса участников образовательного процесса в организациях ВПО говорится о наиболее важных качествах преподавателя иностранного языка, формирующих его профессиональный имидж. В заключительной части статьи делается вывод о том, что позитивный профессиональный имидж преподавателя иностранного языка в современном вузе является одним из ключевых факторов эффективности образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ф.Р. Мирзоева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF A FOREIGN LANGUAGE TEACHER: STRUCTURE AND CONTENT

The article examines the main features of the definition “professional image” in relation to a foreign language teacher. Most attention is paid to its structure and content. The functions of the foreign language teacher image, as professional, social, spiritual and moral, visual are explained. Its influence on the course of professional activity is also considered. On the basis of participants in the educational process in the higher education institutions sociological survey, it is said about the most important qualities of a foreign language teacher that form his professional image. In the final part of the article, it is concluded that a positive professional image of a foreign language teacher in a modern university is standing in the number of the most important factors of the effectiveness of the educational process.

Текст научной работы на тему «ИМИДЖ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ»

УДК 378

Mirzoeva F.R., senior lecturer, Department of English language, Diplomatic Academy of Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: fatima_kalaeva@mail.ru

IMAGE OF A FOREIGN LANGUAGE TEACHER: STRUCTURE AND CONTENT. The article examines the main features of the definition "professional image" in relation to a foreign language teacher. Most attention is paid to its structure and content. The functions of the foreign language teacher image, as professional, social, spiritual and moral, visual are explained. Its influence on the course of professional activity is also considered. On the basis of participants in the educational process in the higher education institutions sociological survey, it is said about the most important qualities of a foreign language teacher that form his professional image. In the final part of the article, it is concluded that a positive professional image of a foreign language teacher in a modern university is standing in the number of the most important factors of the effectiveness of the educational process.

Key words: professional image, foreign language teacher, students, personal qualities.

Ф.Р. Мирзоева, доц., Дипломатическая академия МИД России, г. Москва, Е-mail: fatima_kalaeva@mail.ru

ИМИДЖ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

В статье исследуются структура и содержание понятия «профессиональный имидж» применительно к преподавателю иностранного языка. Рассмотрению подвергаются также функции имиджа преподавателя иностранного языка (профессиональная, социальная, духовно-нравственная, визуальная) и его влияние на ход осуществления профессиональной деятельности. Далее на основании социологического опроса участников образовательного процесса в организациях ВПО говорится о наиболее важных качествах преподавателя иностранного языка, формирующих его профессиональный имидж. В заключительной части статьи делается вывод о том, что позитивный профессиональный имидж преподавателя иностранного языка в современном вузе является одним из ключевых факторов эффективности образовательного процесса.

Ключевые слова: профессиональный имидж, преподаватель иностранного языка, студенты, личностные качества.

На настоящем этапе развития педагогической науки и практики можно с уверенностью констатировать, что профессиональный имидж педагогического работника высшей школы, в том числе преподавателя иностранного языка, представляет собой один из важнейших аспектов в подсознательном решении каждого из студентов о принятии или непринятии материала [1 - 12]. При этом успешность взаимодействия между преподавателем и студентами во многом зависит от самого преподавателя, его отношения к себе и взаимоотношений с окружающими.

В реалиях нашего мира воспитать успешного современного специалиста может только успешный современный преподаватель, представляющий собой такую личность, на которую могут равняться студенты [9, с. 18].

История российского образования и педагогики свидетельствует о том, что личностные качества преподавателя иностранных языков всегда были примером для построения обучающимися их линии поведения и организации образа жизни. В то же время его профессионализм всегда служил индикатором прогрессивных тенденций в развитии государства и социума [2; 6: 8; 11]. Здесь же следует отметить, что на современном этапе развития отечественного ВПО на преподавателя иностранного языка возлагаются не только образовательная, личностно формирующая и социализирующая функции, но и функции трансляции национальных культур и общечеловеческой культуры. Степень реализации данных функций и качество общего образования зависят не только от профессионального уровня преподавателя, но и от его личностных качеств [3, с. 25].

Таким образом, профессиональный имидж преподавателя представляет собой образ профессиональной роли, конструирующийся самим преподавателем и дополняющейся его индивидуальным имиджем в процессе взаимодействия с другими участниками образовательного процесса в организации ВПО. Педагог который работает над созданием собственного имиджа, не только имеет определённые преимущества в смысле внешнего вида, но и характеризуется большей уверенностью при осуществлении профессиональной деятельности и, следовательно, способен добиться более высоких её результатов. При этом важно помнить, что первое впечатление ученика об учителе является одним из важнейших слагаемых в достижении результативности учебного процесса.

Таблица 1

Функции имиджа преподавателя иностранного языка

Наименование функции Краткая характеристика

Профессиональная Обеспечение надлежащего качественного уровня процесса обучения и воспитания

Социальная Развитие творческой активности обучаемых, повышение статуса и престижа профессии преподавателя, её общественной значимости

Духовно-нравственная Формирование личности студента, проявляющееся в отношении к окружающим людям, природе, предметному миру, духовным ценностям

Визуальная Формирование положительного внешнего впечатления, воспитание культуры внешности

Можно с определённой долей уверенности говорить о ряде функций имиджа преподавателя иностранного языка в современной высшей школе (табл. 1).

Далее отметим, что в психологии имиджа, в том числе преподавателя иностранного языка в современных вузах, выделяют несколько составляющих:

• внешний вид;

• средства общения: вербальные (донесение информации интонацией, темпом речи, паузами) и невербальные (внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветственные жесты);

• внутреннее соответствие образа профессии: принятие преподавателем ценности собственной профессии, выработка необходимых личностных качеств [6; 7; 12].

Эмоционально позитивный преподаватель иностранного языка, хорошо владеющий вербальными и невербальными навыками общения, может сделать учебное занятие максимально полезным и интересным для восприятия студентами [4, с. 46 - 47]. При этом важнейшим инструментом воздействия на обучаемых является лицо преподавателя. Его использование в целях повышения эффективности образовательного процесса требует наличия определённого уровня навыков: для донесения определенной информации нужно уметь точно управлять им. Общее правило: лицо преподавателя должно быть доброжелательным и заинтересованным.

Кроме того, не стоит забывать о существовании возможности передачи необходимой информации посредством не только слова, но и темпа речи, интонации, пауз. Важны также средства невербального общения: жесты, мимика, взгляд, позы, осанка, походка [12, с. 61].

Теперь следует более подробно остановиться на характеристике такого понятия, как «внутреннее соответствие образа профессии». Последнее представляет собой, по сути, принятие преподавателем иностранного языка ценности собственной профессии, а равно выработку личностных качеств, необходимых при осуществлении им профессиональной деятельности [5, с. 28]. Немаловажное значение, кроме того, имеет образ жизни преподавателя, оказывающий влияние на формирование позитивного имиджа. При этом важно, чтобы имидж преподавателя иностранного языка современной системы ВПО не расходился с его внутренними установками. В процессе создания позитивного имиджа преподаватель самосовершенствуется. При этом он должен уделять определённое внимание собственной оригинальности, внешнему самооформлению, отражению их в каждом компоненте образовательного процесса. Это, прежде всего, проявляется в стиле общения с другими его участниками, а также в эмоциональной реакции на поведение учащихся, возможностью к импровизациям в рамках учебных занятий [9, с. 112].

В процессе формирования позитивного имиджа преподавателя иностранного языка последний должен стать для него неотъемлемой частью жизни. Потреблять медиапродукцию, читать на преподаваемом языке он в идеале должен не потому что нужно, а потому что интересно, интересно постоянное нахождение в соответствующем культурном пространстве, интересен активный поиск лингвистических конструкций, которые впоследствии можно передать студентам. Кроме того, важно, чтобы студенту было комфортно в обществе преподавателя. Данное требование получает свою реализацию посредством:

• внешнего вида преподавателя;

• стиля и образа общения;

• факта отношения студента к преподавателю, является ли последний для него наставником, другом или инструктором по строевой подготовке;

• реакции преподавателя на ошибки студентов и свои собственные [10, с. 58].

Преподаватель иностранного языка, обладающий действительно позитивным профессиональным имиджем, способен относиться к студентам по-разному, в зависимости от психотипа каждого из них. Он должен уметь улавливать эти потребности и выстраивать занятие так, чтобы обучаемым было комфортно, но не в ущерб раскрытию основной темы занятия.

Становлению позитивного профессионального имиджа современного преподавателя иностранного языка также во много способствует реализация на практике концепта «makes a difference». Точного перевода данной дефиниции на русский язык не существует Она подразумевает способность педагогического работника высшей школы не только качественно преподносить и объяснять материал занятия, но и «делать другим», трансформировать мышление студента, его отношение к изучению языка, мотивацию и личные цели. При этом достижение такого рода результатов должно носить характер не побочного явления, а быть результатом продуманной и планомерной работы [1, с. 90].

С целью наиболее полного исследования проблемы роли и места профессионального имиджа в деятельности современного преподавателя иностранного языка нами было проведено анкетирование участников образовательного процесса Дипломатической академии МИД РФ. В процессе анкетирования были опрошены 27 респондентов, из них 6 - преподаватели иностранного языка, и 21 - студенты, обучающиеся у опрошенных преподавателей. В первую очередь разберем результаты анкетирований студентов (табл. 2).

Таблица 2

Анкета «Имидж преподавателя иностранного языка - опрос студентов»

Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы о Вашем представлении позитивного имиджа современного преподавателя иностранного языка. Помните, нет правильных и неправильных ответов, нам важно Ваше мнение.

1. Какие качества преподавателя для Вас важны?

- Внешние

- Психологические

- Важны одинаково

2. Какой преподаватель иностранного языка больше Вам подходит?

- Носитель языка

- Русскоязычный преподаватель

- Неважно, обращаю внимание на качество преподавания

3. Отметьте качества по возрастанию важности для Вас в имидже преподавателя иностранного языка:

- Доброжелательность

- Строгость

- Профессионализм

- Высокий уровень языка

- Чувство юмора

- Современность

- Справедливость

- Снисходительность

4. Каким должен быть внешний

- Сдержанным, классическим местны яркие цвета и т.д.)

- Кэжуал (джинсы, толстовка, футболка и т.д.)

- Мне все равно, не влияет на образовательный процесс

После обработки анкеты был получен ряд небезынтересных с точки зрения раскрытия основной темы настоящей статьи результатов:

• для 70,3% студентов в равной степени важны психологические и внешние качества преподавателей, в то время как для 29,7% из данной группы респондентов важны исключительно психологические качества преподавателя;

• студентов привлекает перспектива обучаться у преподавателя - носителя языка: 55,5% респондентов высказались «за» носителя, 29,6% считают

Библиографический список

важным качество преподавания вне зависимости от родного языка преподавателя, 14,8% высказались положительно за обучение у русскоязычного преподавателя;

• в вопросе о внешнем виде преподавателя иностранного языка результаты студентов оказались практически единогласными: 74% поддерживают стиль кэжуал (джинсы, толстовка, футболка и т.д.), 22,2% считают незначительным то, какой стиль одежды преподаватель предпочитает, и уверены, что этот выбор не влияет на образовательный процесс, 3,7% респондентов уверены, что преподавателю иностранного языка необходимо придерживаться сдержанного, классического стиля в одежде (классический костюм, строгое платье, неуместны яркие цвета и т.д.);

• в вопросе необходимости ранжирования наиболее важных качеств преподавателя иностранного языка в порядке возрастания, на первый план вышел профессионализм преподавателя, на втором месте - высокий уровень владения языком (вероятно, именно с этим требованием связана приверженность к преподавателю - носителю языка); далее в этом списке стоит современность преподавателя, что показывает желание студентов быть наравне с ним, иметь одинаковые установки и схожие взгляды по различным вопросам; справедливость - это качество оказалось на четвертом месте; на пятом месте - доброжелательность, на шестом - наличие чувства юмора, на седьмом - снисходительность; на восьмом - строгость.

Рассматривая результаты анкетирования преподавателей, необходимо заметить, что также 100% респондентов имеют верное представление о термине «имидж». Более того, все те же 100% не считают необходимым производить корреляцию между внешними и внутренними качествами преподавателя, все респонденты стараются реализовывать в своём профессиональном имидже одинаково внутренние и внешние качества.

В вопросе о различии качества преподавания русскоязычного преподавателя и носителя языка мнения разделились ровно 50% на 50%. В аргументации «за» преподавателя - носителя языка респонденты выделили более высокий уровень языка, но отметили необходимость наличия соответствующего образования, а также считают, что это вопрос профессиональной педагогической практики.

В отличие от студентов 65% преподавателей иностранного языка считают необходимым при ведении профессиональной деятельности использовать атрибуты классического гардероба, в то время как 74% студентов считают оптимальным для преподавателя стиль кэжуал, что говорит лишь о желании студентов приблизить преподавателя к собственной культуре и чувствовать себя с ним «наравне».

Большинство преподавателей склонны считать наиболее важным качеством преподавателя профессионализм; а на второе место ставят высокий уровень владения языком; затем необходимым качеством считают справедливость по отношению к студентам; на четвертом месте у преподавателей оказалась современность; затем - отзывчивость; на шестом месте - строгость, после которой следует чувство юмора и снисходительность.

Необходимо обратить внимание на разницу ранжирования качеств, преподавателей, которые отметили студенты и педагоги. Обе эти аудитории считают наиболее важными качествами профессионализм и высокий уровень владения языком. Студенты относятся к современности преподавателя более значимо (на 3 месте), нежели преподаватели (на 4 месте). Но как следует из результатов, преподаватели считают справедливость значимее, нежели студенты. В то же время педагоги определили строгость на шестое место, в отличие от студентов, у которых она оказалась на последнем, восьмом месте.

Из этого мы делаем вывод, что студенты видят преподавателя более современным и приближенным к ним в психологических аспектах, а также наименее оценивают снисходительность со стороны преподавателей выше, чем строгость, в то время как преподаватели - наоборот.

Таким образом, в понятие позитивного имиджа преподавателя входит критерий эффективности профессиональной деятельности. Акцент в преподавании смещается в пользу реализации коммуникативной, эмоциональной, технологической гибкости преподавателя, умения выстраивать продуктивную педагогическую коммуникацию, диалогичные, партнерские взаимоотношения с различными типами студенческих аудиторий. Позитивный имидж во многом зависит от того, насколько преподаватель адекватен в педагогической ситуации, то есть понимает закономерности движения информации, степень внутренней включенности участников в ситуацию педагогического взаимодействия, насколько четко он представляет специфику и потребности данной конкретной аудитории, и насколько точно и серьезно воспринимают его студенты.

вид преподавателя иностранного языка? (классический костюм, строгое платье, неу-

1. Балацкий Е.В. Новые тренды в развитии университетского сектора. Мир России. 2015; № 4: 72 - 98.

2. Захарова С.Н. Имидж педагога как составляющая профессиональной компетентности. Молодой ученый. 2016; № 5.1: 16 - 18.

3. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.

4. Лукашенко М.А., Ожгихина А.А. Имидж преподавателя вуза: мнения и приоритеты студентов. Высшее образование в России. 2019; № 1: 46 - 56.

5. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: Стратегия, психотехники, психотехнологии. Москва: Омега-Л, 2007.

6. Попова О.И. Имидж преподавателя ВУЗа: проблема самореализации в образовательном взаимодействии. Педагогическое образование в России. 2011; № 4: 224 - 225.

7. Почепцов Г. Г Имиджелогия. Киев, 2002.

8. Пучков А.А. Идеальный образ преподавателя: социологический опрос. Высшее образование в России. 2016; № 6: 130 - 133.

9. Ромашина С.Я. Культура дидактического коммуникативного воздействия педагога: учебное пособие для студентов педагогических вузов. Москва, 2005.

10. Пименова Е.В., Сёмина И.С., Соколова И.Ю., Сорокопуд Ю.В., Уварова Н.Н., Дьяченко А.С. Формирование имиджа будущего педагога в процессе профессиональной подготовки. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013; № T. 1: 296 - 302.

11. Сысоева Е.Ю. Имиджевая компетентность преподавателя вуза: сущность и структура. Вестник СмаГУ. 2014; № 1: 199 - 210.

12. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям: учебное пособие. Москва: Народное образование, 2002.

References

1. Balackij E.V. Novye trendy v razvitii universitetskogo sektora. Mir Rossii. 2015; № 4: 72 - 98.

2. Zaharova S.N. Imidzh pedagoga kak sostavlyayuschaya professional'noj kompetentnosti. Molodoj uchenyj. 2016; № 5.1: 16 - 18.

3. Kalyuzhnyj A.A. Psihologiya formirovaniya imidzha uchitelya. Moskva: Gumanitarnyj izdatel'skij centr VLADOS, 2004.

4. Lukashenko M.A., Ozhgihina A.A. Imidzh prepodavatelya vuza: mneniya i prioritety studentov. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2019; № 1: 46 - 56.

5. Panasyuk A.Yu. Formirovanie imidzha: Strategiya, psihotehniki, psihotehnologii. Moskva: Omega-L, 2007.

6. Popova O.I. Imidzh prepodavatelya VUZa: problema samorealizacii v obrazovatel'nom vzaimodejstvii. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2011; № 4: 224 - 225.

7. Pochepcov G.G. Imidzhelogiya. Kiev, 2002.

8. Puchkov A.A. Ideal'nyj obraz prepodavatelya: sociologicheskij opros. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2016; № 6: 130 - 133.

9. Romashina S.Ya. Kul'tura didakticheskogo kommunikativnogo vozdejstviya pedagoga: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov. Moskva, 2005.

10. Pimenova E.V., Semina I.S., Sokolova I.Yu., Sorokopud Yu.V., Uvarova N.N., D'yachenko A.S. Formirovanie imidzha buduschego pedagoga v processe professional'noj podgotovki. Nauchno-metodicheskj 'elektronnyj zhurnal«Koncept». 2013; № T. 1: 296 - 302.

11. Sysoeva E.Yu. Imidzhevaya kompetentnost' prepodavatelya vuza: suschnost' i struktura. VestnikSmaGU. 2014; № 1: 199 - 210.

12. Shepel' V.M. Imidzhelogiya. Kak nravit'sya lyudyam: uchebnoe posobie. Moskva: Narodnoe obrazovanie, 2002.

Статья поступила в редакцию 20.02.21

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 378.4

Mueller Yu.E, Cand. of Sciences (Philology, 10.02.20 - Comparative-historical typological and comparative linguistics), senior lecturer,

German Language Department, MGIMO University (Moscow, Russia), E-mail: julia.mueller@inbox.ru

Omelchenko M.S., Cand. of Sciences (Philology, 10.02.04 - Germanic languages), senior lecturer, German Language Department, MGIMO University

(Moscow, Russia), E-mail: omira81@list.ru

Printsipalova A.K., MA student (Teacher Education), National Research University, Higher School of Economics (Moscow, Russia),

E-mail: annkiprinz@gmail.com

MULTIMEDIA COMPONENT OF GERMAN LANGUAGE TEACHING AT UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF DISTANCE TEACHING. The article analyzes the experience of working on multimedia component in German language teaching in distance learning. Technologies such as ZOOM video conferencing and e-course administration tools like Google Classroom have been tested and introduced into teaching practice. The article deals with the types of tasks that develop the pronunciation and listening skills and form communication and intercultural competence, as well as the possibility of their transfer to video conferencing format and electronic educational environment. A survey of students on the results of learning the multimedia aspect remotely are analyzed. Subjective factors are also taken into account, such as the tasks that are the most interesting for the students as well as the least successful in the distance teaching format. It is noted that modern technologies of video conferencing and developed learning management systems make it possible for lessons in the distance teaching format to replace full-time lessons without significant loss of quality and performance indicators. As a result of the survey, methodological recommendations have been developed for organizing the course in an electronic educational environment. The authors' development - multimedia course A1-A2 on MOODLE platform - is presented. This course can be used both in distance and blended learning. For each type of tasks a suitable MOODLE tool is offered - "page", "book", "test", "forum", "wiki", "writing assignment". Using LMS will intensify the learning process by increasing the share of communicative forms of work in classroom activities.

Key words: distance learning, teaching foreign languages in a non-linguistic university, IT technologies in education, multimedia component, German language, LMS MOODLE.

Ю.Э. Мюллер, канд. филол. наук, доц., МГИМО МИД России, г. Москва, E-mail: julia.mueller@inbox.ru

М.С. Омельченко, канд. филол. наук, доц., МГИМО МИД России, г. Москва, E-mail: omira81@list.ru

А.К. Принципалова, магистрант, Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики, г. Москва,

E-mail: annkiprinz@gmail.com

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ПРЕПОДАВАНИЯ

В статье анализируется опыт работы над мультимедийным компонентом в обучении немецкому языку в условиях дистанционного обучения. Были апробированы и введены в практику преподавания такие технологии, как видеоконференции ZOOM и средства электронного администрирования курсов Google Classroom. В статье рассматриваются типы заданий, вырабатывающих необходимые произносительные и аудитивные навыки и формирующих коммуникативную и межкультурную компетенции, а также возможность их переноса в формат видеоконференций и электронную образовательную среду. Анализируются итоги анкетирования студентов по результатам обучения мультимедийному аспекту в удаленном режиме. По итогам опроса разработаны методические рекомендации по размещению курса в электронной образовательной среде. Предлагается авторская разработка - мультимедийный курс А1-А2 на платформе MOODLE, который может быть использован как полностью в дистанционном, так и в смешанном формате. Для каждого типа заданий предлагается подходящий инструмент MOODLE - «страница», «книга», «тест», «форум», «вики», «письменное задание». Использование LMS позволит интенсифицировать процесс обучения за счет повышения доли коммуникативных форм работы в очном формате.

Ключевые слова: дистанционное обучение, преподавание иностранного языка в неязыковом вузе, информационные технологии в образовании, мультимедийный компонент, немецкий язык, LMS MOODLE.

В динамично меняющемся мире методика преподавания иностранных языков в вузах претерпевает качественные изменения, гибко приспосабливаясь к новым условиям. За последние полгода в связи с совершенно новым вызовом - необходимостью быстрого массового перехода на дистанционное обучение - произошли воистину тектонические сдвиги в области электронного обучения, потребовавшие качественной перестройки всего процесса преподавания, пересмотра многих принципов и подходов. Особенно остро эта проблема встала перед Московским государственным институтом международных отношений (МГИМО МИД России), который, формально являясь неязыковым вузом, по сути,

стал одним из флагманов языковой вузовской подготовки в России и на всем постсоветском пространстве.

Современный специалист должен обладать определённым объёмом не только языковых, культурологических и социокультурных знаний, но и умениями и способностями адекватно проявлять себя в ситуациях межкультурного общения [5, с. 62]. В МГИМО МИД России готовит «высококвалифицированных специалистов различных профилей со знанием иностранных языков», поэтому в обучении учитывается специфика «профессионального общения специалистов соответствующих областей» [9, с. 64 - 68]. Здесь ведется интенсивное обучение 54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.